Арт-терапевтические методики
В статье рассказывается о нетрадиционных техниках рисования, как арт-терапевтических методиках для детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art-terapevticheskie_metodiki.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Н. М. Сокольникова «Методика преподавания изобразительного искусства» - Москва: Издательский центр «Академия», 2012 – 256 с.
Арт-терапевтические методики
для детей младшего школьного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования (пальцевая живопись, монотипия, по мокрой бумаге, сжатой бумагой)
Нетрадиционные техники рисования являются также и арт-терапевтическими. В каждой группе есть одаренные и малоспособные к изобразительной деятельности обучающиеся, однако большинство составляют обычные дети, именно на их способности к усвоению знаний и умений ориентируются педагоги. Обычная образовательная программа рассчитана на «усредненного» обучающегося. Вместе с тем среди обучающихся много детей с проблемами, находящихся в стрессовом состоянии, нуждающихся в социальной адаптации. Как обучать их изобразительному искусству, чтобы не только развивать в художественном отношении, но и содействовать психологической коррекции личности. В этом могут помочь арт-терапевтические задания с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях изо студии.
Арт-терапия – это лечение «пластическим изобразительным творчеством». Она понимается как профилактика и коррекция негативных психологических состояний учащихся (страх, усталость, агрессивность, раздражительность) с помощью искусства. Арт-терапия строится на основе принципа трансформации интеллектуальной проблемы в эмоциональную, которую воплощают на листе бумаги в виде художественных образов. Дети как-бы «выплескивают» свое эмоциональное состояние в своих рисунках, аппликации, пластилиновой живописи. Арт-терапевтические техники направлены на обеспечение личностного роста и творческого самовыражения. Это обусловлено тем, что дети свободны в выражении своего внутреннего «Я», в выражении мыслей и чувств на листе бумаги или в пространстве.
Арт-терапия помогает сформировать способность нестандартного видения мира людей и мира вещей и творческого воплощения его в любом материале. Она способствует развитию личности средствами искусства (самопознание, саморазвитие, самотерапия).
Занятия изобразительным искусством арт-терапевтичны в своей основе. Любование потоками краски, возможность мять глину и лепить из нее, пачкаться краской, рвать бумагу на мелкие кусочки и многие другие техники благотворно влияют на психологическое здоровье детей. Арт-терапия на занятиях изо студии развивает эмоционально-чувственный мир детей, их воображение и направлена на овладение обучающимися различными художественными техниками, способствующими коррекции различных негативных эмоциональных состояний.
Свободное самовыражение с помощью нетрадиционных техник рисования необходимо, чтобы помочь ребенку устранить проявления его негативного психоэмоционального состояния, разрешить внутренние (связанные с самочувствием, настроением) или внешние (связанные с взаимоотношениями с окружающими) проблемы, улучшить его общее состояние.
Огромное значение имеет арт-терапевтическое включение музыки в процесс художественного творчества.
Рваная аппликация.
Большим терапевтическим эффектом обладает техника «рваная аппликация» - возможность разорвать бумагу на мелкие кусочки дает выход энергии и агрессивным импульсам, раскрепощает излишне скованных детей.
Варианты: «Осеннее дерево», «Яблоко», «Бабочка», «Котенок» (композицию составляют из кусочков рваной бумаги разного цвета).
Пальцевая живопись.
Дети испытывают удовольствие при соприкосновении с краской, водой, бумагой. Живопись с помощью пальцев оказывает большой арт-терапевтический эффект: снижает тревожность, повышает и стабилизирует на высоком уровне психоэмоциональное состояние, улучшает настроение.
Дети любят обмакивать пальцы в гуашь, смешивать краски, получать необычные оттенки.
Технология. Подушечками пальцев свободно брать краску из баночки или палитры. Краску накладывать плотными, густыми цветными пятнами для нанесения рельефных слоев, как в масляной живописи. Простым наложением красок одна поверх другой можно добиться довольно реалистичного, живописного исполнения. Приемы. Линии (от центра, к центру): прямые, волнистые. Точки. Брызги.
Варианты. Предметное изображение одного образа: «дерево счастья», «лимоны», «груши», «яблоки». Сюжетные композиции ладонью: «лебеди».
Варианты проведения занятий.
- Нарисуй пальчиками какой-нибудь образ, составь его из разноцветных пятнышек (отпечатков пальчиков).
2.Преврати в образ отпечаток ладошки, добавив необходимые детали.
Монотипия.
Очень интересная техника графики.
Технология. Любые цвета краски густыми пятнами наносятся на поверхность: стекло или бумагу. Сверху очень аккуратно наложить лист бумаги. Тщательно прогладить рукой и через 2 – 3 секунды снять с готовым отпечатком.
Варианты. Бессюжетная композиция. Абстракция, например: «эмоциональное яблоко» (цветовые пятна наносятся на лист бумаги в форме яблока).
Сюжетная композиция. Тонкой кистью дорисовать в случайных цветовых пятнах интересные силуэты.
Отпечатки можно также делать с помощью листьев деревьев, пробки, веточек, пуговиц.
По мокрой бумаге.
Лист бумаги нужно намочить с помощью кисточки. По слегка высохшей бумаге наносятся различные цветовые пятна так, чтобы один цвет перетекал в другой. Иногда необходимо, чтобы бумага почти высохла, и мазки краски будут только слегка растекаться (морские волны).
Варианты: «Закат», «Морские дали», «Лебединое озеро».
Сжатой бумагой.
Бумагу мнут в руках, окунают в краску на палитре и наносят рисунок на лист в определенные места. Так же вместо мятой бумаги можно использовать поролоновую губку.
Примеры работ: «Северное сияние», «Сирень», «Деревья», использование для фона.
Арт-терапевтическое рисование с использованием нетрадиционных техник направлено на овладение ребенком различными способами изображения, способствующими коррекции его эмоциональных состояний. Оно развивает эмоционально-чувственный мир ребенка, его воображение и фантазию.
В процессе этого рисования дети учатся выражать свои чувства, эмоции, вкусовые и тактильные ощущения в абстрактных и изобразительных композициях. Кроме того, нетрадиционные техники рисования просты в исполнении, легко усваиваются, с удовольствием выполняются, они интересны детям и с высоким уровнем способностей, а также с небольшими способностями.