Формирование универсальных учебных действий учащегося на уроках изобразительного искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_universalnyh_uchebnyh_deystviy.docx | 39.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Марьинская Эльвира Александровна,
учитель изобразительного искусства и искусства,
высшая квалификационная категория,
МОУ «СОШ № 19» , Республика Коми, г.Ухта
Формирование универсальных учебных действий учащегося на уроках
изобразительного искусства
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов педагогами образовательных организаций с целью оптимизации работы по формированию универсальных учебных действий на уроках и внеурочных занятиях изобразительного искусства; студентами педагогического направления с целью подготовки к практическим и творческим занятиям.
Содержание
Введение
1. Анализ понятия «универсальные учебные действия»
1.1. Формирование личностных универсальных учебных действий
1.2. Формирование регулятивных универсальных учебных
действий
1.3. Формирование познавательных универсальных учебных
действий
1.4. Формирование коммуникативных универсальных учебных
действий
1.5. Особенности формирования УУД в процессе обучения изобразительному искусству у учащихся основной общей школы (5-7 классы)
1.6. Прогнозируемые результаты
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Актуальность работы обусловлена вступлением в силу 1 сентября 2011 года Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения для основной общей школы. Данное решение ознаменовало начало его апробации в учебных заведениях.
Ряд образовательных реформ, произведенных за последнее время, обеспечивают становление новой системы отечественного образования. Приоритетом школьного образования, согласно новой системе, становится формирование у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также способности к развитию и саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Современная концепция образования обосновывает необходимость
формирования универсальных учебных действий (УУД) в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
Универсальность УУД проявляется надпредметности и метапредметности этих действий. Формирование и развитие УУД способствует целостности личностного, социального, познавательного, коммуникативного
развития личности, а также обеспечивает успешное усвоение знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Именно сформированные УУД позволят в полной мере подготовить учащихся к решению различных жизненных задач.
1. Анализ понятия «универсальные учебные действия»
Современному образовательному процессу необходимы четкие ответы на стержневые вопросы: чему (содержание), для чего (цели и ценности), а также как (технологии) нужно обучать подрастающее поколение. Для человеческой жизнедеятельности важны не накопленные впрок запасы какого-либо внутреннего багажа, состоящего из всего усвоенного индивидом, а проявление и потенциал использовать то, чем он обладает.
Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Термин «универсальные учебные действия» (УУД):
- в своем широком значении обозначает человеческую способность к
самосовершенствованию и саморазвитию через сознательное и активное присвоение новейшего социального опыта;
- в более узком (собственно психологическом значении) определяется как
совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [6].
В «Программе развития универсальных учебных действий» под компетентностью понимаются «знания в действии». Так же в ней принимается опыт осуществления на практике компетентностного подхода, например его обоснованное внимание на достижении учениками способности реализовывать приобретенные знания и навыки, мотивации и готовности к результативным действиям. Авторы демонстрируют, что развитие в рамках образовательного процесса УУД обуславливается тремя взаимно дополняющими друг друга положениями:
- развитие УУД в качестве цели процесса образования обуславливает его
организацию и содержание;
- развитие УУД протекает в контексте овладения разными предметными
дисциплинами;
- УУД, их качества и свойства обуславливают результативность процесса
образования, в частности овладение умениями и знаниями; выработку образа мира и базовых видов компетенций ученика, включая личностные и социальные компетентности [2].
Следовательно, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Функции УУД (универсальных учебных действий) в себе содержат:
- обеспечение для ученика возможности самостоятельного осуществления
учебной деятельности, формулирования учебных целей, поиска и использования необходимых способов и средств достижения, контроля и оценивания процесса и итогов деятельности;
- формирование условий, необходимых для личностного развития, а также
для самореализации на базе готовности к непрерывному образовательному процессу, компетентности «научить учиться», толерантной жизнедеятельности в рамках поликультурного общества, высокой мобильности, как профессиональной, так и социальной;
- гарантия результативного овладения ЗУН (знаниями, умениями и
навыками), а также развитием картины мира и компетентностей во всех предметных областях познания .
Универсальный характер УУД проявляется том, что они:
- носят надпредметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и
познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех степеней образовательного
процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося
независимо от ее специально-предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования
психологических способностей учащегося [5, c. 17-22].
Классификация универсальных учебных действий. Пред тем, как начать описание особенностей развития УУД, следует обратиться к их классификации. В системе базовых видов универсальных учебных действий, определяемой ведущими целями общего образования, выделяют пять блоков: личностный; регулятивный (включающий также действия саморегуляции); познавательный; знаково-символический; коммуникативный [5, c. 82-85].
1.1. Формирование личностных универсальных учебных действий
Личностные УУД гарантируют ценностную смысловую ориентацию ученика, т.е. умение сопоставлять события и поступки с установленными этическими принципами, знание норм морали и умение выделять нравственный
аспект поведения, а также ориентацию в межличностных отношениях и социальных ролях. В отношении к учебной деятельности необходимо выделить следующие виды действий:
- действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между
целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- действие по нравственно-этическому оцениванию получаемого
содержания, основывающееся на личностных и социальных ценностях, гарантирующих моральный выбор личности .
1.2. Формирование регулятивных универсальных учебных действий
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей
учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание, выступающее постановкой задачи учения на базе
соотнесения того, что уже усвоено и известно ученикам, и того, что еще предстоит узнать;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей
с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование, т.е. предвосхищение итогов и уровня усвоения знаний,
его временных параметры;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение нужных корректив и дополнений в план и способы
действия в ситуации расхождения между эталоном, реальным действием и его продуктом;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что
еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция, которая выступает способностью к мобилизации
энергии и сил; способность к усилию воли, т.е. к выбору в положении мотивационного конфликта и к преодолению преград .
1.3. Формирование познавательных универсальных учебных действий
Познавательные действия включают общеучебные и логические
универсальные учебные действия.
Общеучебные универсальные действия включают:
- самостоятельное формулирование и выделение цели познания;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- выбор самых результативных способов разрешения проблемных задач,
зависящих от конкретной ситуации;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
- смысловое чтение в качестве понимания цели чтения, а также процесс
выбора вида чтения согласно его цели; извлечение нужных сведений из услышанных текстов разных жанров; дифференциация базовой и второстепенной информации; беглая ориентация и легкое восприятие текстов различных стилей (научного, художественного, официально-делового и публицистического); осознание и корректная оценка языка средств массовой информации;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
- формулировка и постановка проблемы, самостоятельная выработка
алгоритмов деятельности во время поиска решения проблем поискового и творческого характера;
- действие со знаково-символическими средствами (замещение,
кодирование, декодирование, моделирование) [9].
Логические действия обладают самым общим (всеобщим) характером и
ориентированы на нахождение связей и отношений во всех областях знания.
Под логическим мышлением в границах обучения в школе, как правило,
понимается умение и способность учеников производить элементарные логические действия (синтез, анализ, обобщение, сравнение и пр.), и составные логические операции (построение отрицаний, утверждение и опровержение в качестве построения рассуждения с обращением к разным логическим схемам – дедуктивной либо индуктивной). Номенклатура логических действий в себе содержит:
- сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения
тождеств различия, определения общих признаков и составления классификации);
- опознание конкретно-чувственных, а также других объектов для
включения их в тот, либо иной класс;
- анализ – выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение
целого на части;
- синтез – составление из частей целого, включая самостоятельное
достраивание, восполнение недостающих элементов;
- сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
- классификация – соотнесение предмета и группы на базе определенного
признака;
- обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- доказательство – выявление причинно-следственных связей,
выстраивание логической цепи рассуждений, доказательств;
- подведение под понятие – распознавание объектов, выделение
существенных признаков и их синтез;
- вывод следствий;
- нахождение аналогий [4, c. 28-33].
Знаково-символические универсальные учебные действия, которые обеспечивают конкретные способы трансформации учебного материала, отвечающие за моделирование, т.е. функцию воспроизведения учебного материала; выделение главного; отрыв от конкретных ситуативных значений; вырабатывание обобщенных знаний.
К подобным действиям относят:
- моделирование, т.е. трансформация объекта, имеющего чувственную
форму, в модель, в которой выделены значимые параметры объекта (пространственно-графические, либо знаково-символические);
- преобразование модели – видоизменение модели для обнаружения
общих законов, которые определяют эту предметную область [1, c. 49-57].
1.4. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
К коммуникативным УУД относятся: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
1.5. Особенности формирования УУД в процессе обучения изобразительному искусству у учащихся основной общей школы (5-9 классы)
Обязательное условие реализации основных принципов развивающего обучения заключается во взаимосвязи его содержания и методических приёмов его организации. Особенно ярко эта взаимосвязь раскрывается в процессе учебной деятельности, так как активное приобретение знаний в ходе этой деятельности превращает ребёнка в субъект, активно участвующий в процессе обучения.
Независимо от изучаемого предмета (математики, изобразительного искусства и т.д.) и места организации обучения (в системе школьного, домашнего или дополнительного образования), компоненты учебной деятельности остаются неизменными и опираются на общую теорию деятельности: позитивной мотивации, обеспечивающей желание субъекта учиться; операций с моделями осваиваемых явлений и способов деятельности, обеспечивающих активное усвоение обучающимся новых знаний и способов действий; самоконтроля и самооценкой [3].
Реализуя данный подход, преподаватель должен соблюдать следующие условия, позволяющие строить образовательный процесс обучающихся на качественно новом уровне:
- Условие наличия в образовательном процессе активности детей,
заключающейся в том, что обучающийся, получает знания не из прослушанной им лекции, а сам приходит к открытию в результате разрешения проблемной ситуации. Так, новое знание рождается в процессе самостоятельной исследовательской деятельности ребенка под руководством преподавателя, самостоятельное проведение исследования, повторяющего процесс открытия общепринятого факта, позволяет воспринимать полученную информацию на личностном уровне, что способствует успешному освоению полученной информации.
- Условие наличия сохранение единства содержания и методики на
каждом этапе обучения.
- Условие наличия в образовательном процессе профессиональной
направленности - последовательное моделирование в учебной деятельности детей целостного содержания, форм и условий продуктивной деятельности. Это - осуществление целенаправленного перехода от учебных заданий в процессе к творческой деятельности различного рода.
- Условие дифференцированности – заключается в реализации
возможности освоения содержания изучаемого материала на уровне максимально возможном для каждого обучающегося на всех этапах его развития.
- Условие комфортности – обеспечивает учебный процесс, при котором
сводится к минимуму количество стрессообразующих факторов, реализацию основ педагогики сотрудничества, приоритетное использование форм общения, построенных на диалоге.
- Условие оптимизации – предполагает предоставление ребёнку
возможности самостоятельного выбора оптимального решения в процессе перебора различных вариантов. [11, 34c.]
- Условие креативности – направлен на обеспечение создания
образовательной среды, в которой обучающиеся имеют возможность приобрести опыт собственной активной творческой деятельности.
Проблема формирования универсальных учебных действий у учащихся 5-9 классов, приобретает в современной педагогике все большую актуальность. Это связано с процессом перехода системы образования в новую образовательную парадигму. Необходимость реализации требований государственного стандарта начального общего образования в области создания новой личностно – ориентированной модели развивающего обучения школьников ставит перед образовательными учреждениями всех видов задачу: организовать обучение школьников выполнению универсальных учебных действий (УУД), которые позволяют сформировать у них способность к самоорганизации своей деятельности [12, 40c.].
Задача формирования умения выполнять универсальные учебные действия у обучающихся становится приоритетной, поэтому «результаты
основного общего образования должны быть выражены не только в предметном формате, но и, прежде всего, могут иметь характер универсальных (надпредметных) умений».
Подростковый возраст является сензитивным периодом для развития способностей к УУД, так как именно в этом возрасте учебная деятельность является ведущим видом деятельности ребёнка. Формирование основных видов УУД, входящих в образовательный стандарт нового поколения (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), требует определённой технологии проведения уроков в основной общеобразовательной школе.
Такие виды личностных УУД как самостоятельность и инициативность формируются в процессе постановки каждым учащимся личной учебной цели, а также при планировании своей деятельности и реализации запланированного.
Становлению ответственности как особого вида личностных УУД способствует предоставление обучающимся свободы творческой деятельности в рамках поставленной учебной задачи, обязательно завершающейся рефлексией деятельности. Большое значение также имеет использование таких форм работы как проект и коллективное творчество.
Формирование регулятивных УУД, которые обеспечивают организацию учащимся своей деятельности, происходит систематически в процессе работы детей на каждом занятии. Педагог выступает в роли организатора этой работы. Под его руководством дети осуществляют целеполагание своей деятельности на занятии (создание произведений искусства или овладение новой техникой изобразительной деятельности), планирование (ход ведения работы), прогнозирование личного результата (представить на белом листе бумаги готовое произведение), контроль, коррекция (под руководством педагога ребенок поэтапно корректирует свою деятельность: создание композиции, построение, прокладка основных тонов, выявление объема, прорисовка деталей, завершение целостного образа), оценка (в конце занятия проводится минивыставка, где проводится рефлексия деятельности). Первоначально педагог играет здесь ведущую роль, четко систематически отслеживая этапы деятельности детей, со временем, когда дети овладевают навыком самоорганизации своей деятельности, педагог занимает позицию консультанта [8].
В частности, в процессе работы над выполнением учебного рисунка с натуры:
- дети видят перед собой поставленный педагогом натюрморт, им хочется
нарисовать такую картину, но они не знают, как это сделать (целеполагание для преодоления затруднения);
- детям необходимо определить последовательность действий,
внимательно изучив постановку (планирование);
- нужно представить, какая картина в итоге получится
(прогнозирование);
- выполняя рисунок с натуры, дети должны постоянно сверяться с
постановкой (контроль);
- замечая несоответствия, детям необходимо вносит необходимые
исправления (коррекция);
- после завершения работы каждый ребенок определяет, доволен ли он
сделанным (самооценка) .
Познавательные УУД, включающие общеучебные, логические, а также действия постановки и решения проблемы, формируются в процессе работы над художественным произведением, когда ребенку необходимо найти дополнительную информацию для получения желаемого результата. При этом, познавательные, так же, как и регулятивные, потребуют от ребенка постановки
цели, составления алгоритма действий, направленных на ее достижений, контроля, коррекции и оценки, но они направлены на выполнение одного из
этапов составленного в начале занятия плана работы. В процессе такой деятельности у школьников формируются также личностные и
коммуникативные УУД, так как достаточно большой объем работы по сбору и анализу материала требует совместных усилий.
Рассмотрим более подробно коммуникативные УУД.
В процессе занятия ребёнку необходимо учитывать не только свою позицию, но и позиции других детей, партнёров по общению или деятельности, уметь участвовать в дискуссии в процессе коллективного обсуждения выявленных проблем и активно и плодотворно участвовать в их разрешении во взаимодействии со сверстниками и преподавателем.
Развитию коммуникативных УУД способствует также тот факт, что на своих занятиях педагог дополнительного образования может использовать как индивидуальные (ребенок – педагог), так и групповые формы работы. Это позволяет ребенку на занятии проигрывать разные социальные роли. Проведение занятий, в основе которых лежит систематическая тренировка различных видов УУД, создаст условия, позволяющие школьникам самостоятельно организовывать свою деятельность (в том числе и учебную), то есть, поставив цель, найти необходимые средства и способы для её достижения, реализовать составленный план действий и оценить результаты своей деятельности – у него формируется умение учиться. Таким образом, на практике реализуется основная цель современного образования.
1.6. Прогнозируемые результаты
характеризующие уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
- деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Заключение
Период с 9-12 до 15-17 лет в психологии принято называть подростковым или отроческим. Формирование новообразований в подростке осуществляется неравномерно, поэтому подростковая личность имеет следы и детского и взрослого сознания одновременно. Основным специфическим новообразованием периода ученые считают т.н. чувство взрослости. В связи с этим подросток стремится выглядеть как взрослый. Учение как основная сфера деятельности передает инициативу общению со сверстниками. Постепенно начинает формироваться «Я-идентичность». Значительные трансформации переживают также мотивационная, интеллектуальная сферы.
В практике, и обыденном сознании, а также психолого-педагогической литературе, стало нормой обозначать подростковый возраст с такими
прилагательными, как: «критический», «трудный», «дети группы риска» и «конфликтный». Но в фундаментальных работах отечественных исследователей, таких как Д.И. Фельдштейн и Л.И. Божович показано, что половое созревание оказывает влияние на развитие ребенка, но данное влияние опосредовано отношениями подростка к окружающему миру, сравнениями себя со сверстниками и взрослыми; во- вторых, не биологические особенности являются определяющими в развитии растущего человека как личности, а его выход на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.
Универсальные учебные действия развиваются как результат взаимодействия всего комплекса учебных предметов и их циклов, в каждом из них доминируют установленные виды деятельности, а поэтому и определенные универсальные учебные действия.
Проблема формирования универсальных учебных действий у учащихся 5-9 классов, приобретает в современной педагогике все большую актуальность. Это связано с процессом перехода системы образования в новую образовательную парадигму. Необходимость реализации требований государственного стандарта основного общего образования в области создания новой личностно – ориентированной модели развивающего обучения школьников ставит перед образовательными учреждениями всех видов задачу: организовать обучение школьников выполнению универсальных учебных действий (УУД), которые позволяют сформировать у них способность к самоорганизации своей деятельности.
Вывод, изобразительное искусство может развивать УУД при соблюдении следующих условий:
- будут выделены структурные компоненты УУД с выработкой критериев эффективности;
- будут применяться интерактивные методы организации учебного процесса;
- будет предложена методика формирования всех видов УУД у детей на занятиях по изобразительному искусству, основанная на деятельностном подходе к обучению.
Список использованных источников и литературы
- Аванесян, Л.К. Развитие общеучебных умений как условие успешности общего образования / Л.К. Аванесян, И.Н. Лопухова // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 4. – С. 17–22.
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2010.
- Ахметова, М.Н. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников / М.Н. Ахметова // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 3. – С. 166–171.
- Битянова, М.Р. Мониторинг УУД : шаг в будущее педагогической профессии. Новые понятия – новые задачи / М.Р. Битянова // Практика образования. – 2012. – № 1. – С. 28–33.
- Давыдова, Н.Н. Универсальные учебные действия : управление формированием / Н.Н. Давыдова, О.В. Смирных // Народное образование. – 2012. – № 1. – С. 167–175.
- Куркина, О. Универсальное учебное действие / О. Куркина // Учитель. – 2010. – № 2. – С. 2–4 : схема.
- Лернер, Г.И. Стандарты нового поколения и формирование универсальных учебных действий / Г.И. Лернер // Биология в школе. – 2011. – № 7. – С. 24–30.
- Мосина В.Р. Изобразительное искусство и формирование эстетического и социокультурного пространства // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 1.
- Науменко, Ю.В. Содержание организационно-методической работы по развитию универсальных учебных действий у учащихся основной школы в соответствии с требованиями ФГОС / Ю.В. Науменко // Методист. – 2013. – № 1. – С. 2–7.
- Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н.М. Горленко и др. // Народное образование. – 2012. – № 4. – С. 153–160.
- Шабанова В.А. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ // СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2014. №4. С.50-52.
- Шабанова В.А. ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ СПОСОБНОСТИ К УНИВЕРСАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ДЕЙСТВИЯМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ // СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ . 2014. №10. С.24-26.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли : система заданий / А.Г. Асмолов и др.; рук. проекта: НД. Никандров, А.Г. Асмолов ; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.