Влияние искусства на развитие личности в духовно-нравственном аспекте.

Козырева Светлана Ивановна

Это эссе рассматривает проблемы воспитания эстетически грамотного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_skulptura.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

 Козырева Светлана Ивановна

 Эссе:  «Влияние искусства на развитие личности в духовном и нравственном аспектах».

 

 В настоящее время актуальным является определение роли искусства в формировании личности в связи с остротой проблем, поставленных кризисным современным обществом. Процесс социализации, формирующий личность и способствующий её развитию, а также процесс самореализации личности в большой степени зависит от ее творческой деятельности, развитости самосознания. Все эти задачи призвано решать искусство. Существуют теории, в которых разрабатывалась взаимозависимость состояний общества и искусства. Эти теории принадлежат Платону, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше.
При общении с подлинным произведением искусства происходит глубинное воздействие на внутренний мир личности. По своей природе искусство противостоит неорганизованности и хаосу, отсюда следует его главная тенденция – помочь человеку гармонизировать себя и мир, притом гармонизируя природное и социальное в человеке, искусство защищает личное «я» с одной стороны от стандартизации и с другой – от духовной изоляции от общества. Его гармонизирующее воздействие проявляется в том, что  социальной стадности оно противопоставляет гуманную социальную общность, индивидуализму – личностную ответственность перед обществом, излишнему рационализму – понимание непосредственного ощущения жизни.
Искусство оказывает влияние на человеческое познание, лишая его односторонности, дополняет его целостным постижением как себя, так и окружающего мира. Устанавливая равновесие, искусство разрушает личностные стереотипы, обнажая то, что именуется социальными и нравственными язвами.

 Ещё одна функция искусства включает в себя как изживание негативных чувств, так и компенсацию того, в чем, возможно, человека обделили личный опыт и судьба, т.е. помогая нечто изжить и нечто восполнить, искусство способствует установлению равновесию человека с окружающим миром. С помощью искусства человек безгранично расширяет свой внутренний опыт и приобщается к опыту всего человечества. Искусство помогает личности найти себя как неповторимую индивидуальность.

 Искусство формирует не только ум и сердце: оно формирует целостного человека. Таким образом, искусство как особый уникальный образ самореализации человека выступает как форма становления личности. В то же время искусство как специфическая система ценностного воздействия влияет и формирует не только отдельные личности, но и межличностные отношения и социальные отношения в целом. В искусстве присутствует огромный гуманистический потенциал, созданный человечеством за многовековую историю.
  Для детей искусство является незаменимым средством формирования духовного мира: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, театр. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой и творчески активной личности.
Окружающий мир встает перед ребенком как единая целостная картина мира. Чтобы эта целостность сохранялась, необходима интеграция видов изобразительной деятельности. Интеграция искусств, объединяющая разные виды художественной деятельности, несет в себе мир идей, мыслей, образов, эмоций. Благодаря этому стимулируются и развиваются память, мышление, воображение.

 Роль изобразительного и прикладного искусства в воспитании ребенка связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Каждому человеку, независимо от возраста, необходимо в какой-либо форме выплескивать новые впечатления, позитивные и негативные эмоции, возникающие в связи с теми или иными событиями. 
Для детей время течет медленнее, а все без исключения события и переживания являются чрезвычайно важными. Для правильного развития ребенка необходимо, чтобы внешние проявления его интеллекта и психики (мысли, эмоции) были направлены «в мирное русло». Другими словами, чтобы ребенок не оставался наедине со своими переживаниями, а научился выражать их в каком-либо творчестве.
По мнению многих психологов, если ребенок не может поделиться с другими своими впечатлениями и переживаниями в форме творчества, рассказать в рисунке о событиях, происходящих с ним и его отношении к тем или иным явлениям, то в более позднем возрасте у него выявляются разнообразные эмоциональные и даже психические нарушения.
Человек, обделенный в детстве творчеством, испытывает трудности в общении с другими людьми, ему трудно создавать семью и воспитывать своих собственных детей, трудно найти свое призвание в жизни. Отсюда и появляются бессердечные врачи, равнодушные чиновники и слабые инженеры. Поэтому приобщение детей к искусству надо начинать уже с самого раннего возраста и продолжать вплоть до взросления. Даже если искусство не станет призванием человека, и его будущая профессия будет слабо связана с творчеством, оно все равно необходимо, так как создает условия для гармоничного развития личности.

 В процессе воспитания детей искусство используется не только как эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения. Огромную роль оно играет и в процессе познания окружающего мира. Изображая окружающие предметы и явления, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другими. В результате познавательная деятельность ребенка протекает активнее, быстрее и эффективнее формируется базовый понятийный аппарат, развивается образное мышление. 
 По оценкам специалистов, у детей, изучающих искусство, в 3 раза выше мотивация на обучение в школе. Старшеклассники, изучавшие программы ИЗО и музыки более 4 лет, показывают выше результаты по математике и в 4 раза чаще признаются академически успешными.

 Искусство формирует незаменимые компетенции 21 века – творчество, креативность и готовность к инновациям, воображение, эмоции, чувства, инициативность, гибкость и адаптивность, коммуникабельность, способность к обработке информации в образах и символах, способность к анализу нескольких потоков информации одновременно.

Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде.