Изучение росписи ткани на занятиях в учреждении дополнительного образования.
Статья содержит ряд положений образовательного процесса при изучении росписи ткани в системе дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_prepodavaniya_rospisi_tkani_detyam_shkolnogo_vozrasta.docx | 30.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Козырева С.И.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
детей. Раменский центр развития творчества детей и юношества.
Город Раменское, Московская область.
Основы преподавания росписи ткани детям школьного возраста
в системе дополнительного образования.
Аннотация. Статья содержит ряд положений образовательного процесса при изучении росписи ткани детьми в системе дополнительного образования. Рассмотрен опыт работы и предложена модель преподавания этой дисциплины, которая может быть использована для разработки частных методик.
Ключевые слова: Мотивация, активизация, потенциал, метод, культура, творчество, способности, технология.
Миссия педагога в современном дополнительном образовании - особая. Необходимо дать ребенку не только необходимую информацию, научить его чему-то, но и включить его в значимую деятельность. Сегодняшнему обществу необходимы образованные, творчески мыслящие, способные не растеряться в жизненных условиях личности. Основными задачами творческой деятельности в учреждении дополнительного образования является, прежде всего, обучение детей навыкам создания пространства для своего культурного развития, формирование культуры общения, творческого самоопределения.
В моей работе педагога можно выделить ряд существенных положений образовательного процесса:
- Необходимо и обязательно сформировать у детей положительную мотивацию к творческой деятельности.
- Дать новые знания при решении конкретных художественных задач.
- Обогатить чувственным опытом, опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения.
- Сформировать художественные умения и навыки без принуждения.
Каждое занятие в объединении «батик» не возникает случайно, а является запланированным и представляет собой цепочку одного связующего звена образовательной программы с другим.
В образовательном процессе, особенно на начальном этапе обучения, я использую объяснительно-иллюстративный метод. Каждое занятие начинается с демонстрации наглядных материалов. Они выбираются с такой целью, что бы обратить внимание детей на художественно-выразительные средства, которые должны найти свое своеобразное преломление в детских работах. Это помогает активизировать внимание и мыслительную деятельность учащихся, происходит более полная мобилизация творческих способностей.
Занятия по росписи ткани не мыслимы без углубленного изучения рисунка и живописи, поэтому все дети, занимающиеся батиком в нашем объединении, посещают занятия и по этим предметам.
С первого дня занятий происходит ориентация детей на творческий подход к выполнению заданий, это позволяет детям найти свой стиль. Моя задача как педагога, не нарушая творческого почерка ребенка, научить его основам прикладного искусства.
Слово «батик» яванского происхождения и в переводе означает «рисование горячим воском». Это оригинальный способ украшения тканей путем нанесения узоров растопленным воском с последующей окраской тех участков полотна, которые оставались незакрытыми. Многие народы мира: индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы- с глубокой древности развивали это искусство, но наивысшего расцвета, редкого художественного совершенства и исключительной технической изощренности оно достигло именно на Яве (Индонезия). Роспись делали с помощью прибора «чантинг». Ткань с нанесенным воском рисунком на несколько часов погружали в раствор красителя. Потом ткань высушивали и снова наносили воском другие элементы рисунка. Окрашивание производилось от самого светлого к самому темному. Операция повторялась столько раз, сколько цветов в рисунке. Последняя операция-удаление с ткани воска с помощью погружения в горячую воду.
Со временем техника горячего батика применялась все реже. Штампы из тонких металлических проволок значительно ускорили процесс. Такой штамп окунали в расплавленный воск, потом прикладывали к полотну. Полученные контуры заливали краской.
В конце 17 века появились первые набивные ткани-ситцы. Штампом с нанесенным красителем наносили удары по ткани - набивали ткань. Существовало два способа такой печати – краской на полотно и несколько похожий на классический батик способ кубовой набойки. Во втором случае на ткань наносили расплавленный воск металлическим штампом, потом всю ткань опускали в большой чан с красителем. Этот чан назывался кубом, отсюда и пошло название «кубовая набойка».
В Индии и Индонезии росписи чаще всего использовались для оформления одежды. В Японии и Китае роспись применяли так же при создании традиционного для этих стран интерьера: ширм и картин, полных поэтических ассоциаций.
Современная ручная роспись тканей, опираясь на традиционные направления, подкреплена новыми технологиями.
В горячем батике вместо пчелиного воска зачастую используют парафин и стеарин. Сетка трещин, появлявшаяся в процессе крашения в технике горячего батика и считавшегося дефектом, приобрела значение интересного самостоятельного эффекта и стала неотъемлемой частью и символом этой техники.
С изобретением в России в начале 20 века резервирующего состава, получила развитие принципиально новая техника росписи - холодный батик.
В объединении дети изучают все или почти все имеющиеся на сегодняшний день техники росписи ткани.
Занятия начинаются с рассказа об истории батика, со знакомства с материалами, инструментами и их использовании в росписи.
Особое внимание на занятиях уделяется изучению основ цветоведения, и декоративной композиции, а так же технологических процессов в изготовления батика. Без знаний в этих областях невозможно добиться от детей хорошего результата в работе.
Каждое задание начинается со скрупулезной проработки композиционного решения панно в графике, а затем и в цвете. Особое место на этом этапе работы уделяется стилизации, с целью добиться более выразительного композиционного решения. Дети должны научиться видеть возможные варианты символически обобщенных образов в декоративном искусстве, понять степень видоизменения реального образа и механизм превращения его в условный (декоративный). Обычно этот подготовительный этап занимает не менее 4 - 6 академических часов.
Работа непосредственно на ткани начинается с простейших упражнений по равномерному нанесению красителя, по растяжке цвета (для получения эффекта светотени), вливание цвета в цвет. Следующее задание творческое: выполняется роспись по ткани, обработанной различными видами загустителей - солью и клеем. Здесь уже изучается весь технологический процесс от эскиза, подготовки ткани, росписи, до приемов по запариванию готового изделия.
Следующая тема - холодная роспись, затем - горячий батик. В зависимости от творческой идеи композиции, выполняются декоративные эффекты, которые можно получить при помощи поваренной соли, мочевины или сухого красителя. Изучаются приемы выполнения кракелюр.
Роспись с помощью трафарета, печатание штампами, являются очень интересными темами для детей, поскольку позволяют быстро, легко достичь интересного результата.
Далее выполняются задания по таким видам древнейшей росписи, как узелковый, складной и шитый батик.
Когда дети овладели основными приемами росписи ткани, основами технологии, композиции, им предлагается выполнить несколько творческих работ в объеме - объемная игрушка, китайский фонарик. Тематика работ может меняться от года к году.
Надо сказать, что в практике работы приходится много времени уделять подготовке к выставкам и конкурсам. Здесь прекрасно себя показал метод проектов. Группы детей выполняют совместную творческую работу, предназначенную для участия в конкурсе. Помимо безусловного «сплачивания» коллектива, это позволяет активизировать творческий потенциал детей, развить в них творческую активность, сформировать культуру общения. Конкурсные работы обычно сочетают в себе различные техники росписи, где необходимо проявить знания, приобретенные в течение года.
Как только у детей появляются первые навыки в работе, они начинают самостоятельно импровизировать и творить. Вооружившись фантазией, желанием экспериментировать и терпением, ребята получают необыкновенное душевное состояние и продукт своей деятельности – декоративное полотно. Это счастье творчества. Занятия декоративно – прикладным творчеством, к которому относится батик, играют большую роль в духовном развитии детей, в формировании их мировоззрения, в проявлении и совершенствовании их творческих способностей. Современный человек должен глубоко чувствовать и ценить красоту в природе и искусстве, уметь продуктивно и творчески трудиться. Воспитание человека – творца, умеющего с интересом, ответственностью, любовью и вдохновением делать свое дело – важнейшая задача объединения «Батик».
Список литературы.
1.Синеглазова М.А. Распишем ткань сами – М.: ПРОФИЗДАТ, 2001 – 8, 9 с.
2.Дворкина И. Батик. Горячий, холодный, узелковый – М.:ОАО РАДУГА, 2002 -41, 51 с.