Проект "Проективный рисунок"

Мамонова Евгения Анатольевна

Проективный рисунок - один из видов арт-терапии.Занятия проводятся как кружковая деятельность в системе дополнительного образования на базе детского санатория.Проект содержит цель, задачи, основные этапы, показания для проведения рисуночной терапии,методики, используемые в проективном рисовании, типы заданий, способы работы с готовыми рисунками, планирование, результативность, приложение с техниками рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risunok.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

 «согласовано»                             «утверждено»                      

Зам. главного врача                                                 Главный врач ГБУЗ НО

по учебно – воспитательной                                   «Детский санаторий»

работе                                                   Городец»

_________  Яковлева Н.Н.                                       ___________Саукова Л.В.

«___»_____________   2016 г.                                   «___»____________2016 г.

        

ПРОЕКТ

«ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК»

                                          Руководитель занятий:

                                                                    педагог  дополнительного

                                                                    образования  Мамонова Е.А.

Проективный рисунок - один из видов арт-терапии, основанный на получении информации о человеке посредством рисования на базе механизма проекции - не вполне осознанного приписывания другим людям, событиям и вещам собственных мыслей и чувств.

Рисование - творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободится от конфликтов и сильных переживаний, развивать эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании клиентов окружающих и социальной действительности, но и, ее моделирование, выражение отношения к ней.

Достоинство рисования (по сравнению с другими видами деятельности) заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций (зрение, двигательная координация, речь, мышление) и не просто способствует развитию каждой их них, но и связывает их между собой.

Применение метода        проективного        рисунка        облегчает        процесс

коммуникации для замкнутых или слабо ориентированных на общение детей, стимулирует воображение, развивает художественные способности.

Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку ребенка, и степень его самопринятия и самоценности.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях, безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций.

Цель: гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Задачи:

  1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.
  2. Облегчить процесс лечения в санатории.
  3. Вывести на уровень сознания мысли и чувства, которые  ребенок привык подавлять.
  4. Развивать чувство внутреннего контроля.
  1. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
  1. Развивать художественные способности и повышать самооценку.
  2. Развивать познавательные и созидательные навыки.
  3. Воспитывать эстетический вкус.

Показания для проведения рисуночной терапии.

  • неудовлетворенность в семейной ситуации;
  • конфликтные ситуации в  межличностных отношениях;
  • повышенная тревожность;
  •  искаженная самооценка;
  • актуальный стресс, депрессия, трудности в эмоциональном развитии, чувство одиночества;
  •  трудности в общении;
  • низкий уровень развития мотивации к деятельности.

Основные этапы коррекционного процесса с использованием метода

проективного рисования.

  1. Предварительный ориентировочный этап. Исследование ребенком обстановки, изобразительных материалов и ограничений в их использовании.
  2. Выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования.
  3. Поиск адекватной формы выражения своих чувств, мыслей, идеи.
  4. Развитие замысла рисунка  в направлении все более полного, глубокого самовыражения, его конкретизация.
  5. Разрешение конфликтно - травмирующей ситуации в символической форме.

Методики, используемые в проективном рисовании.

  1. Свободное рисование (каждый рисует, что хочет).

Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, или выбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 минут, затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом автор. Обсуждаются расхождения в интерпретации рисунка.

  1. Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок.

После завершения работы обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, но и  мысли, чувства, которые возникли у членов диад,  их отношение друг к другу в процессе рисования.

  1. Совместное рисование. Несколько человек или вся группа молча рисуют на одном листе на определенную тему (например, образ группы, ее развитие, настроение, атмосферу и т.д.) По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.
  2. Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу - один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.

Проективное рисование может использоваться как в индивидуальной так и в групповой форме.

Функции руководителя могут быть реализованы в директивной и недирективной форме.

Директивная форма предполагает прямую постановку задачи перед ребенком в виде темы рисования; руководство поиском лучшей формы выражения темы и интерпретации значения детского рисунка.

При недирективной форме ребенку предоставляется свобода, как в выборе темы, гак и выборе экспрессивной формы. В то же время руководитель оказывает ребенку эмоциональную поддержку, а в случае необходимости - техническую помощь в придании максимальной выразительности продукту его творчества.

Типы заданий, используемых в рисуночной практике.

  1. Предметно - тематические задания - рисование на заданную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношение с предметным миром и окружающими людьми («Моя семья», «Я в школе», «Я в будущем», «Мой мир», «Мой самый хороший поступок»).
  2. Образно - символические задания - изображение ребенком абстрактных понятий в виде созданных воображением образов, таких как добро, зло, счастье; изображение эмоциональных состояний и чувств: радость, гнев, удивление и т.д.

Анализ нравственного содержания событий и явлений заставляет переосмысливать их значение.

  1. Упражнение на развитие образного восприятия, воображения, символической функции.

Предлагается, опираясь на стимульный ряд, воссоздать, воспроизвести целостный объект и придать ему осмысленность (рисование по точкам, «веселые кляксы» и т.д.)

  1. Игры и упражнения с изобразительным материалом –

экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом и т.д. с целью изучения их физических свойств и экспрессивных возможностей (рисование пальцами, манипулирование пластилином, наложение цветовых пятен друг на друга и т.д.)

            Происходит      стимулирование     потребности       в    изобразительной

деятельности и интереса к ней, уменьшение эмоциональной напряженности, формирование чувства личной безопасности, повышение уверенности в себе, формирование интереса к исследовательской деятельности, стимулирование познавательной потребности.

  1. Задания на совместную деятельность

Могут включать все указанные выше задания. Направлены как на решение проблемы оптимизации общения и взаимоотношения со сверстниками, так и на оптимизацию детско - родительских отношений.

Способы работы с готовыми рисунками.

1. Демонстрация всех рисунков одновременно, их просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания.

2. Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его содержании).

План обсуждения авторского рисунка:

а)        высказывание членов группы о рисунке:

  • понимание замысла рисунка (что хотел изобразить автор, как выразил);
  •   чувства, выраженные рисунком.

б)        высказывание автора о своем рисунке:

  • собственный замысел;
  • понимание рисунка, средства выразительности.

в)        обсуждение расхождений в понимании и интерпретации рисунка членов    группы и автора.

Планирование

Занятие 1

Ознакомительная беседа с детьми. Показ изобразительных материалов и готовых рисунков. Создание положительного эмоционального настроя и заинтересованности.

Занятие 2

Выбор темы и изобразительного материала. Знакомство с техникой рисования. Выполнение работы в карандаше.

Занятие 3

Подбор цветовой гаммы. Выполнение работы самостоятельно в цвете. Индивидуальная работа с детьми.

Занятие 4

Творческий подход к выполнению работы (фон, дополнительные штрихи, детализация). Помощь товарищу.

Занятие 5

Завершение работы. Индивидуальные беседы о творческой работе. Повышение самооценки («Я не хуже других»).

Занятие 6

Демонстрация работ в группе с последующим их обсуждением.

Оформление выставочных работ.

Результативность

Применение метода проективного рисунка в коррекционной работе с детьми позволяет получить следующие позитивные результаты:

  1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
  2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на общение детей.
  3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
  4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.
  5. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний, эмоциональных состояний и реакций.
  6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

     Об эффективности использования метода проективного рисунка можно судить на основании положительных отзывов детей, активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий, оптимизации общения и взаимоотношений со сверстниками. Ребята нередко открывают в себе творческие возможности, и после прекращения арт-терапии посредством проективного рисунка продолжают самостоятельно увлеченно заниматься творчеством.

Приложение

Техника росписи пальцем.

Оборудование: баночка для воды, блюдце для смешивания красок, кисть (для дополнения росписи тонкими линиями и мазками), салфетка для вытирания пальцев.

Приемы росписи:

Роспись «тычком»: верхняя часть подушечки указательного пальца, направленного вертикально вниз, касается основы, оставляя круглый отпечаток с просветлением посредине. Так получается объемное изображение ягод и  других круглых деталей.

«Мазок»: палец с нанесенной краской скользит по основе 2 -2,5 см. Так создается изображение овалов, вытянутых листьев, перьев птиц.

         «Протяжка»: палец с нанесенной краской «протягивает» длинный мазок по основе. Так получается изображения длинных листьев, вытянутых деталей; особенно удобен этот прием для смешивания оттенков.

«Процарапывание»: по свежему мазку острым концом древка кисточки проводятся полоски, в которых ярче проступает цвет основы. Так изображаются, например, прожилки на листьях.

«Прокатка»: древком кисточки с нанесенной краской на основе ставятся точки (часто на круглых деталях, выполненных «тычком»); придавливая эти точки, кисть слегка покачивают. Так украшают ягоды, выполняют круглые детали.

Введение:

  Я расскажу вам одну историю: «Однажды папа Карандаш, мама Кисточка и обе тети Ватка и Резинка - ушли по своим взрослым делам, а деткам, акварельным краскам, разрешили немного погулять. И куда же они пошли? Ну конечно, в лес. Ведь осенний лес так красив! Там они набрались впечатлений, наелись ягод и пришли домой очень веселые. Им захотелось рассказать обо всем, что они увидели в лесу. Но вот беда: говорить - то они не умеют! Зато умеют многое выражать языком цвета, да как ярко!»

«Кляксография»

Оборудование: кисть, лист бумаги, цветная тушь, гуашь или акварель, баночка для воды,  магнитофон, CD-диск (музыкальное сопровождение).

Техника выполнения: Возьмите понравившуюся вам тушь и брызните на лист бумаги. Под музыку начинайте танцевать, держа работу в руках. Ручейки туши будут растекаться в разные стороны. Взгляните на получившуюся кляксу и подумайте, что она вам напоминает (собаку, бабочку, цветок и др.). Дополните рисунок необходимыми деталями, чтобы получить форму, которую подсказывает ваше воображение.

Рисование с помощью матриц из картона

Оборудование: картон, гуашь или акварель, кисти, баночка для воды, лист бумаги, блюдце для смешивания красок, ножницы, простой карандаш, ластик.

Техника выполнения: Вырежьте из картона фигуры, оттиски которых вы хотите получить на бумаге. Затем раскрасьте получившуюся матрицу гуашью и приложите ее к листу в соответствии с композиционным  планом.

   Прямые картонные полоски помогут вам очерчивать контуры и отдельные детали композиции.

Достаточно иметь несколько форм матриц. Варьируя их, вы получите самые разнообразные оттенки. Краски наносятся на лист неравномерно, благодаря чему достигается эффект объемности изображения.

Индивидуальное рисование

Цель: Этим упражнением превосходно начинать занятия в группах терапии искусством. Оно стимулирует творчество, сознание чувств и воображение, помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом.

Необходимое время: 1 час

Материалы: Бумага, цветные карандаши, мел, краски или пластилин

Процедура: Каждый член группы имеет в своем распоряжении много бумаги и цветные карандаши.

Используйте 1-2 минуты, чтоб осознать ощущения и чувства, которые возникают в этот момент. Забудьте об искусстве и не старайтесь быть художником. Возьмите карандаш и начните, наносить какие-нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Попытайтесь символически выразить свое состояние в данный момент. Не заставляйте себя рисовать что-то определенное и высокохудожественное. Рисуйте то, что приходит в голову.

Когда все члены группы закончат задание, группа может поделиться впечатлением о каждом рисунке, никак его не оценивая.

В качестве варианта можно использовать другие материалы, например, краски, мел, пластилин. В любом случае следует доверять своим внутренним ощущениям и стараться в своей работе обнаружить информацию для себя.

Рисование с партнером

Цель: Это упражнение превосходно для исследования межличностных взаимоотношений и конфликтов.

Необходимое время: 30 минут - 1 час

Материалы: бумага, цветные мелки и карандаши.

Процедура: Выберите партнера. Положите между собой и партнером большой лист бумаги, возьмите каждый по нескольку цветных мелков. Внимательно посмотрите, друг другу в глаза и затем спонтанно начинайте рисовать. Старайтесь выразить свои чувства. Если вы хотите общаться с партнером, делайте это с помощью линий, форм и цветов.

Когда закончите рисовать, обменяйтесь с партнером впечатлениями о том, что происходило во время упражнения. Говорите о любых эмоциях, которые у вас вызывает рисунок партнера. Посмотрите, не можете ли вы провести параллели между тем, как вы рисуете, и тем, как функционируете в группе. Постарайтесь узнать что- то о своем партнере.

Групповое рисование.

Цель: Это упражнение дает возможность участвовать всей группе. Оно помогает исследовать ролевые взаимоотношения в группе и влияние членов группы на индивидуальный опыт.

Необходимое время: 1 час

Материалы: Бумага, цветные ручки или карандаши.

Процедура: Все члены группы садятся в круг в середине комнаты. Перед каждым лежит лист бумаги и цветные ручки или карандаши.

Начинайте рисовать что - нибудь важное для себя. По сигналу руководителя группы передайте свой лист участнику, сидящему от вас слева, и получите начатый рисунок от участника, сидящего справа. Работайте над этим рисунком, изменяйте и добавляйте к нему, что хотите. По сигналу передайте этот рисунок налево и получите рисунок справа. Продолжайте гак до тех пор, пока к вам не вернется тот рисунок, который вы начали. Осознайте чувства, возникающие у вас при виде того, что другие изобразили на вашем листе. Изменяйте в рисунке все, что хотите. В заключение обсудите свои впечатления с группой.

Вариант этого упражнения: члены группы по очереди рисуют на общей картине на стене, добавляя к композиции нечто, выражающее их настроение в данный момент и сообщающее это настроение группе.

Сотворение глиняного мира

Цель: Это упражнение стимулирует творчество. Оно исследует ценностные ориентации, взаимоотношения сотрудничества и соперничества членов группы.

Необходимое время: 1 -2 часа.

Материалы: глина или пластилин.

Процедура: Каждый член группы получает большой комок глины (пластилина). Группы делятся на подгруппы по 5-8 человек в каждой. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы.

Вы - один из пяти или восьми человек, создающих мир. Закройте глаза и вообразите, что глина сырье, из которого можно сделать все, что вы захотите. С закрытыми глазами работайте с глиной и дайте пальцам выразить ваши мысли и чувства. Когда вылепите скульптуру, поместите ее на столе вместе с остальными вылепленными в вашей подгруппе скульптурами. Совместно с партнерами подгруппы с открытыми глазами поработайте над структурированием целостного мира из соответствующих частей. Если в ходе упражнения у вас возникли чувства относительно других членов группы, выскажите их или выразите их в глине. В заключение поделитесь своими впечатлениями с другими подгруппами.