Проект "Проективный рисунок"
Проективный рисунок - один из видов арт-терапии.Занятия проводятся как кружковая деятельность в системе дополнительного образования на базе детского санатория.Проект содержит цель, задачи, основные этапы, показания для проведения рисуночной терапии,методики, используемые в проективном рисовании, типы заданий, способы работы с готовыми рисунками, планирование, результативность, приложение с техниками рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risunok.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«согласовано» «утверждено»
Зам. главного врача Главный врач ГБУЗ НО
по учебно – воспитательной «Детский санаторий»
работе Городец»
_________ Яковлева Н.Н. ___________Саукова Л.В.
«___»_____________ 2016 г. «___»____________2016 г.
ПРОЕКТ
«ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК»
Руководитель занятий:
педагог дополнительного
образования Мамонова Е.А.
Проективный рисунок - один из видов арт-терапии, основанный на получении информации о человеке посредством рисования на базе механизма проекции - не вполне осознанного приписывания другим людям, событиям и вещам собственных мыслей и чувств.
Рисование - творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободится от конфликтов и сильных переживаний, развивать эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании клиентов окружающих и социальной действительности, но и, ее моделирование, выражение отношения к ней.
Достоинство рисования (по сравнению с другими видами деятельности) заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций (зрение, двигательная координация, речь, мышление) и не просто способствует развитию каждой их них, но и связывает их между собой.
Применение метода проективного рисунка облегчает процесс
коммуникации для замкнутых или слабо ориентированных на общение детей, стимулирует воображение, развивает художественные способности.
Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку ребенка, и степень его самопринятия и самоценности.
Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях, безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций.
Цель: гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Задачи:
- Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.
- Облегчить процесс лечения в санатории.
- Вывести на уровень сознания мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять.
- Развивать чувство внутреннего контроля.
- Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
- Развивать художественные способности и повышать самооценку.
- Развивать познавательные и созидательные навыки.
- Воспитывать эстетический вкус.
Показания для проведения рисуночной терапии.
- неудовлетворенность в семейной ситуации;
- конфликтные ситуации в межличностных отношениях;
- повышенная тревожность;
- искаженная самооценка;
- актуальный стресс, депрессия, трудности в эмоциональном развитии, чувство одиночества;
- трудности в общении;
- низкий уровень развития мотивации к деятельности.
Основные этапы коррекционного процесса с использованием метода
проективного рисования.
- Предварительный ориентировочный этап. Исследование ребенком обстановки, изобразительных материалов и ограничений в их использовании.
- Выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования.
- Поиск адекватной формы выражения своих чувств, мыслей, идеи.
- Развитие замысла рисунка в направлении все более полного, глубокого самовыражения, его конкретизация.
- Разрешение конфликтно - травмирующей ситуации в символической форме.
Методики, используемые в проективном рисовании.
- Свободное рисование (каждый рисует, что хочет).
Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, или выбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 минут, затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом автор. Обсуждаются расхождения в интерпретации рисунка.
- Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок.
После завершения работы обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, но и мысли, чувства, которые возникли у членов диад, их отношение друг к другу в процессе рисования.
- Совместное рисование. Несколько человек или вся группа молча рисуют на одном листе на определенную тему (например, образ группы, ее развитие, настроение, атмосферу и т.д.) По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.
- Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу - один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.
Проективное рисование может использоваться как в индивидуальной так и в групповой форме.
Функции руководителя могут быть реализованы в директивной и недирективной форме.
Директивная форма предполагает прямую постановку задачи перед ребенком в виде темы рисования; руководство поиском лучшей формы выражения темы и интерпретации значения детского рисунка.
При недирективной форме ребенку предоставляется свобода, как в выборе темы, гак и выборе экспрессивной формы. В то же время руководитель оказывает ребенку эмоциональную поддержку, а в случае необходимости - техническую помощь в придании максимальной выразительности продукту его творчества.
Типы заданий, используемых в рисуночной практике.
- Предметно - тематические задания - рисование на заданную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношение с предметным миром и окружающими людьми («Моя семья», «Я в школе», «Я в будущем», «Мой мир», «Мой самый хороший поступок»).
- Образно - символические задания - изображение ребенком абстрактных понятий в виде созданных воображением образов, таких как добро, зло, счастье; изображение эмоциональных состояний и чувств: радость, гнев, удивление и т.д.
Анализ нравственного содержания событий и явлений заставляет переосмысливать их значение.
- Упражнение на развитие образного восприятия, воображения, символической функции.
Предлагается, опираясь на стимульный ряд, воссоздать, воспроизвести целостный объект и придать ему осмысленность (рисование по точкам, «веселые кляксы» и т.д.)
- Игры и упражнения с изобразительным материалом –
экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом и т.д. с целью изучения их физических свойств и экспрессивных возможностей (рисование пальцами, манипулирование пластилином, наложение цветовых пятен друг на друга и т.д.)
Происходит стимулирование потребности в изобразительной
деятельности и интереса к ней, уменьшение эмоциональной напряженности, формирование чувства личной безопасности, повышение уверенности в себе, формирование интереса к исследовательской деятельности, стимулирование познавательной потребности.
- Задания на совместную деятельность
Могут включать все указанные выше задания. Направлены как на решение проблемы оптимизации общения и взаимоотношения со сверстниками, так и на оптимизацию детско - родительских отношений.
Способы работы с готовыми рисунками.
1. Демонстрация всех рисунков одновременно, их просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания.
2. Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его содержании).
План обсуждения авторского рисунка:
а) высказывание членов группы о рисунке:
- понимание замысла рисунка (что хотел изобразить автор, как выразил);
- чувства, выраженные рисунком.
б) высказывание автора о своем рисунке:
- собственный замысел;
- понимание рисунка, средства выразительности.
в) обсуждение расхождений в понимании и интерпретации рисунка членов группы и автора.
Планирование
Занятие 1
Ознакомительная беседа с детьми. Показ изобразительных материалов и готовых рисунков. Создание положительного эмоционального настроя и заинтересованности.
Занятие 2
Выбор темы и изобразительного материала. Знакомство с техникой рисования. Выполнение работы в карандаше.
Занятие 3
Подбор цветовой гаммы. Выполнение работы самостоятельно в цвете. Индивидуальная работа с детьми.
Занятие 4
Творческий подход к выполнению работы (фон, дополнительные штрихи, детализация). Помощь товарищу.
Занятие 5
Завершение работы. Индивидуальные беседы о творческой работе. Повышение самооценки («Я не хуже других»).
Занятие 6
Демонстрация работ в группе с последующим их обсуждением.
Оформление выставочных работ.
Результативность
Применение метода проективного рисунка в коррекционной работе с детьми позволяет получить следующие позитивные результаты:
- Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
- Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на общение детей.
- Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
- Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.
- Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний, эмоциональных состояний и реакций.
- Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.
Об эффективности использования метода проективного рисунка можно судить на основании положительных отзывов детей, активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий, оптимизации общения и взаимоотношений со сверстниками. Ребята нередко открывают в себе творческие возможности, и после прекращения арт-терапии посредством проективного рисунка продолжают самостоятельно увлеченно заниматься творчеством.
Приложение
Техника росписи пальцем.
Оборудование: баночка для воды, блюдце для смешивания красок, кисть (для дополнения росписи тонкими линиями и мазками), салфетка для вытирания пальцев.
Приемы росписи:
Роспись «тычком»: верхняя часть подушечки указательного пальца, направленного вертикально вниз, касается основы, оставляя круглый отпечаток с просветлением посредине. Так получается объемное изображение ягод и других круглых деталей.
«Мазок»: палец с нанесенной краской скользит по основе 2 -2,5 см. Так создается изображение овалов, вытянутых листьев, перьев птиц.
«Протяжка»: палец с нанесенной краской «протягивает» длинный мазок по основе. Так получается изображения длинных листьев, вытянутых деталей; особенно удобен этот прием для смешивания оттенков.
«Процарапывание»: по свежему мазку острым концом древка кисточки проводятся полоски, в которых ярче проступает цвет основы. Так изображаются, например, прожилки на листьях.
«Прокатка»: древком кисточки с нанесенной краской на основе ставятся точки (часто на круглых деталях, выполненных «тычком»); придавливая эти точки, кисть слегка покачивают. Так украшают ягоды, выполняют круглые детали.
Введение:
Я расскажу вам одну историю: «Однажды папа Карандаш, мама Кисточка и обе тети Ватка и Резинка - ушли по своим взрослым делам, а деткам, акварельным краскам, разрешили немного погулять. И куда же они пошли? Ну конечно, в лес. Ведь осенний лес так красив! Там они набрались впечатлений, наелись ягод и пришли домой очень веселые. Им захотелось рассказать обо всем, что они увидели в лесу. Но вот беда: говорить - то они не умеют! Зато умеют многое выражать языком цвета, да как ярко!»
«Кляксография»
Оборудование: кисть, лист бумаги, цветная тушь, гуашь или акварель, баночка для воды, магнитофон, CD-диск (музыкальное сопровождение).
Техника выполнения: Возьмите понравившуюся вам тушь и брызните на лист бумаги. Под музыку начинайте танцевать, держа работу в руках. Ручейки туши будут растекаться в разные стороны. Взгляните на получившуюся кляксу и подумайте, что она вам напоминает (собаку, бабочку, цветок и др.). Дополните рисунок необходимыми деталями, чтобы получить форму, которую подсказывает ваше воображение.
Рисование с помощью матриц из картона
Оборудование: картон, гуашь или акварель, кисти, баночка для воды, лист бумаги, блюдце для смешивания красок, ножницы, простой карандаш, ластик.
Техника выполнения: Вырежьте из картона фигуры, оттиски которых вы хотите получить на бумаге. Затем раскрасьте получившуюся матрицу гуашью и приложите ее к листу в соответствии с композиционным планом.
Прямые картонные полоски помогут вам очерчивать контуры и отдельные детали композиции.
Достаточно иметь несколько форм матриц. Варьируя их, вы получите самые разнообразные оттенки. Краски наносятся на лист неравномерно, благодаря чему достигается эффект объемности изображения.
Индивидуальное рисование
Цель: Этим упражнением превосходно начинать занятия в группах терапии искусством. Оно стимулирует творчество, сознание чувств и воображение, помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом.
Необходимое время: 1 час
Материалы: Бумага, цветные карандаши, мел, краски или пластилин
Процедура: Каждый член группы имеет в своем распоряжении много бумаги и цветные карандаши.
Используйте 1-2 минуты, чтоб осознать ощущения и чувства, которые возникают в этот момент. Забудьте об искусстве и не старайтесь быть художником. Возьмите карандаш и начните, наносить какие-нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Попытайтесь символически выразить свое состояние в данный момент. Не заставляйте себя рисовать что-то определенное и высокохудожественное. Рисуйте то, что приходит в голову.
Когда все члены группы закончат задание, группа может поделиться впечатлением о каждом рисунке, никак его не оценивая.
В качестве варианта можно использовать другие материалы, например, краски, мел, пластилин. В любом случае следует доверять своим внутренним ощущениям и стараться в своей работе обнаружить информацию для себя.
Рисование с партнером
Цель: Это упражнение превосходно для исследования межличностных взаимоотношений и конфликтов.
Необходимое время: 30 минут - 1 час
Материалы: бумага, цветные мелки и карандаши.
Процедура: Выберите партнера. Положите между собой и партнером большой лист бумаги, возьмите каждый по нескольку цветных мелков. Внимательно посмотрите, друг другу в глаза и затем спонтанно начинайте рисовать. Старайтесь выразить свои чувства. Если вы хотите общаться с партнером, делайте это с помощью линий, форм и цветов.
Когда закончите рисовать, обменяйтесь с партнером впечатлениями о том, что происходило во время упражнения. Говорите о любых эмоциях, которые у вас вызывает рисунок партнера. Посмотрите, не можете ли вы провести параллели между тем, как вы рисуете, и тем, как функционируете в группе. Постарайтесь узнать что- то о своем партнере.
Групповое рисование.
Цель: Это упражнение дает возможность участвовать всей группе. Оно помогает исследовать ролевые взаимоотношения в группе и влияние членов группы на индивидуальный опыт.
Необходимое время: 1 час
Материалы: Бумага, цветные ручки или карандаши.
Процедура: Все члены группы садятся в круг в середине комнаты. Перед каждым лежит лист бумаги и цветные ручки или карандаши.
Начинайте рисовать что - нибудь важное для себя. По сигналу руководителя группы передайте свой лист участнику, сидящему от вас слева, и получите начатый рисунок от участника, сидящего справа. Работайте над этим рисунком, изменяйте и добавляйте к нему, что хотите. По сигналу передайте этот рисунок налево и получите рисунок справа. Продолжайте гак до тех пор, пока к вам не вернется тот рисунок, который вы начали. Осознайте чувства, возникающие у вас при виде того, что другие изобразили на вашем листе. Изменяйте в рисунке все, что хотите. В заключение обсудите свои впечатления с группой.
Вариант этого упражнения: члены группы по очереди рисуют на общей картине на стене, добавляя к композиции нечто, выражающее их настроение в данный момент и сообщающее это настроение группе.
Сотворение глиняного мира
Цель: Это упражнение стимулирует творчество. Оно исследует ценностные ориентации, взаимоотношения сотрудничества и соперничества членов группы.
Необходимое время: 1 -2 часа.
Материалы: глина или пластилин.
Процедура: Каждый член группы получает большой комок глины (пластилина). Группы делятся на подгруппы по 5-8 человек в каждой. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы.
Вы - один из пяти или восьми человек, создающих мир. Закройте глаза и вообразите, что глина сырье, из которого можно сделать все, что вы захотите. С закрытыми глазами работайте с глиной и дайте пальцам выразить ваши мысли и чувства. Когда вылепите скульптуру, поместите ее на столе вместе с остальными вылепленными в вашей подгруппе скульптурами. Совместно с партнерами подгруппы с открытыми глазами поработайте над структурированием целостного мира из соответствующих частей. Если в ходе упражнения у вас возникли чувства относительно других членов группы, выскажите их или выразите их в глине. В заключение поделитесь своими впечатлениями с другими подгруппами.