Методические рекомендации

Ежелев Владислав Васильевич

Очередной модуль образовательной программы "Формопластика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx520.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Методические рекомендации по использованию модулей образовательной программы «Формопластика» на занятиях по прикладной композиции»

Предмет «Прикладная композиция» занимает важное место в системе воспитания и образования в ДХШ. Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора.

Для получения знаний и умений использования различных пластических материалов в создании изделий декоративно-прикладного искусства, разработана программа «Формопластика». На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей.

На занятиях по «прикладной композиции», использование модулей образовательной программы «Формопластика», позволяет повысить качество знаний, уровень подготовленности обучающихся. Оказывает стимулирующее действие на учащихся к дальнейшему повышению своего уровня умений и навыков в работе с различными материалами. Повышает интерес к урокам композиции и помогает обучающимся в выборе профессии и адаптации в социуме после окончания школы.

Для использования данных методических рекомендаций важна образовательная среда, в основе которой лежит доверие детей к педагогу, воздействие его личностного примера, человеческих  и творческих качеств. Поощрение и поддержка творческой инициативы детей являются основополагающими в раскрытии детских способностей и их творческой реализации.

Основное место в освоении учащимися знаний и умений отводится практическому методу, направленное, прежде всего на непосредственное познание действительности. Так, на первоначальном этапе обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной рабочей позы, умению держать инструмент, по координации движений. По мере углубления учащихся в работу следует приучать их самостоятельно анализировать ее ход и проводить необходимую корректировку.

Отдельно следует сказать о проектном методе, связанном с планированием и осуществлением определенной практической деятельности. Это чаще всего связано с работой над выбранным самим учащимся изделием. Для этого потребуются значительные затраты учебного времени, которое имеется в нашем распоряжении на занятиях по предмету «Прикладная композиция».

Основная форма обучения – групповое занятие,  во время которого применяются коллективные методы работы.

 Так же учащиеся приглашаются на индивидуальные занятия, что является дифференцированным многоуровневым методом обучения,  который является частью общей дидактической системы, обеспечивающей специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

В начале занятия по каждой теме дается теоретический материал, знакомящий  с данным предметом, направлением, историческими истоками, развитием художественных возможностей.

Центральное место в обучении и творческом процессе занимают практические занятия, наглядный материал, показ примеров изготовления изделий.

Рассмотрим последовательность выполнения практического задания на тему «Изготовление брелока из кожи».

Выполнение задания можно условно разделить на две части: проектная часть и изготовление изделия в материале.

Проектная часть разработка эскиза.  Эскиз – это создание будущего произведения в миниатюре, и выражение его наиболее характерных черт.  Для начала необходимо ознакомиться с всевозможными решениями данной темы в современной кожаной пластике на примере работ известных художников - мастеров по коже. Рассмотреть существующие работы на подобную тематику в декоративно-прикладном искусстве народов мира и этносов России. Для первой работы лучше выбрать не сложный растительный орнамент (цветок, травка, ветка).

После выбора темы учащийся стилизует реальное изображение. Стилизация – это один из приемов визуальной организации образного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета и отбрасываются ненужные детали.

Выполняться эскизы могут в карандаше, тушью, акварелью и др.

      

Рис.1 - реалистичная зарисовка  Рис. 2 – обрубовка  Рис. 3 - геометризация После завершения работы над эскизным проектом можно переходить к выполнению изделия непосредственно в материале. Данное изделие, брелок, выполняется в технике тиснения по коже.

После переноса рисунка, на предварительно подготовленный шаблон из кожи, с помощью стилуса.

Подрезаем рисунок поворотным ножом.

Проходим бевелингом вдоль разрезов.

Появляется ощущение, что одна сторона подвергнутая обработке слегка опустилась, а противоположная сторона создает впечатление немного поднятой над ней.

После изделие обрабатывается (оформляется) различными камуфляжными штампами, грушевидными шейдингами, и вейнингом.

В результате работы мы получили декоративно оформленную заготовку для будущего изделия.

Остается только собрать брелок, для ключей соединив противоположные стороны с помощью тонких полос кожи и установить крепление.

Крепление для ключей вставляем с помощью щипцов для установки люверсов.

Итак, работа над созданием декоративного кожаного изделия – это поэтапный многокомпонентный процесс: от эскизных зарисовок до выполнения реального изделия. Умения, полученные в результате такой последовательной работы, становятся основой в формировании предпрофессиональных компетентностей учащихся.

                            Список  литературы для педагога:

1. Андрианов В. Самое главное о…CorelDraw – СПб.6 Питер, 2004  2. Adobe: вопросы и ответы : справ. для создателей мультимедиа, дизайнеров и техн. специалистов / пер. А.Н. Кузнеченко. - М. : КУбК-а, 1998.

 3.Жданова, Н.С. Обучение основам дизайна: конспекты уроков [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.С. Жданова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013.  

4. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. – М.: Изд-во УРАО, 2003.

5. Ковешникова, Н.А. Дизайн: история и теория : учеб. пособие для студентов вузов архитектур. и дизайн. специальностей / Н.А. Ковешникова. - 3-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2007.

6. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. — М.: Владос, 1999.

7. Кидаев В.П. Становление мастера. Ч.; Уральский меридиан. 1996.