Пояснительная записка
Пояснительная запискаПояснительная записка по изобразительному искусству по программе Неменского Б.М. составлена на основе новых (2017 г.) методических пособий и материалов в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_5-8_klass.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной (авторской) программы основного общего образования на основе образовательной программы ФГОС « Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9кл. Автор: Б.М. Неменский. Москва «Просвещение» 2013г.
Индивидуальное обучение составлено для обучающихся:
5Б Крутышева Вероника
5В Ильин Илья
6А Фролова Полина
6Б Сираев Рашид
7В Максимов Данил, Дьякун Михаил, Кожин Алексей.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекта)
1). Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Н.А. Горяева, О.В. Островская Москва «Просвещение» 2013г
2) Учебник «Искусство в жизни человека». Л.А Неменская. Москва «Просвещение» 2013г.
3) Учебник «Дизайн и архитектура в жизни человека». А.С. Питерских, Г.Е. Гуров, Москва «Просвещение» 2013г.
4) Учебник «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении». А.С Питерских, Москва «Просвещение» 2013г.
5). Рабочая тетрадь «Твоя мастерская».
6). Методическое пособие для учителя.
Основная цель курса развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
- формирование системы знаний изобразительного искусства
- познание на конкретных примерах многообразия мировой культуры
- познание сущности и динамики главных процессов изображения
- понимание главных особенностей декоративно-прикладного искусства
- формирование навыков и умений создания предметов прикладного искусства
- воспитание уважения, сознательного отношения к наследию предков
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством приобщения к искусству своего народа
- развитие творческих компетенций, посредством изучения народных промыслов
- формирование качеств мышления, необходимых для активного творчества
- развитие устойчивого интереса к искусству зарубежных стран
- формирование у школьников умений применять полученные знания для реализации собственных проектов
- приобретение опыта разнообразной деятельности в современном дизайне
Задачи курса:
- формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Описание новизны учебной программы возможно через:
1) изменение количества часов на изучение курса, его тем (в пределах учебного плана);
2) обоснование и определение содержания рабочей программы с учетом особенностей изучения предмета в классах с углубленным изучением предмета, профильных классах;
3) раскрытие содержания разделов, тем с опорой на научные школы и учебники (из действующего федерального перечня);
4) изложение последовательности изучения учебного материала с установлением внутрипредметных и межпредметных логических связей (вариант-изменение последовательности тем с учетом структуры используемого УМК);
5) дополнение перечня изучаемых тем в рамках раздела;
6) указание специфики использования педагогических технологий (например, проектной и исследовательской деятельности).
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета (курса)
«Изобразительное искусство» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания об искусстве в целом.
Школьный курс «Изобразительное искусство» — это образовательный курс, направленный на практическую художественно-творческую деятельность и художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.
Курс «Изобразительное искусство» является частью науки об искусстве в целом. Поэтому включает в себя разные виды визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Подростковый возраст отличается развитием у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Поэтому приоритетной целью художественного образования в школе является формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Особенно необходим этот раздел для факультативных, интегративных, элективных, профильных и иных «нетрадиционных» курсов!
Раздел 3. Место учебного курса в учебном плане
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
- Является продолжением изучения изобразительного искусства в начальной школе.
- На изучение данного предмета отводится 1 год
- Поддерживают данный предмет курсы технологии и искусства
- Возможность внеурочного изучения отдельных тем курса осуществляется на дополнительных занятиях
Предмет изобразительное искусство входит в единую образовательную структуру. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение изобразительного искусства в 5 классе отводится 35 часов (из них 35 часов за счет части, формируемой участниками образовательного процесса). Рабочая программа предусматривает обучение изобразительному искусству в объёме 1 час в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне.
Программой предусмотрено проведение:
1) контрольных работ: 1
2) практических работ: 35
3) лабораторных работ: 0
Раздел 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений
и качеств:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений
Выпускник научится:
- характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
- раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
- создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
- создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
- определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
- создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
- характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
- различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
- различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
- находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
- различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
- называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
- классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
- объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
- композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
- создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
- простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
- навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
- изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
- создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
- строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
- характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
- передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
- творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
- выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
- рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
- применять перспективу в практической творческой работе;
- навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
- навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
- видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
- навыкам создания пейзажных зарисовок;
- различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
- пользоваться правилами работы на пленэре;
- использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
- навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
- различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
- определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
- различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
- различать и характеризовать виды портрета;
- понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
- пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
- использовать графические материалы в работе над портретом;
- использовать образные возможности освещения в портрете;
- пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
- называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
- навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
- навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
- навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
- рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
- приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
- характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
- объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
- изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
- узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
- перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
- характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
- узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
- характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
- рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
- называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
- творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
- творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;
- творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
- представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
- называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
- узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
- характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
- рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
- описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
- творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
- анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
- культуре зрительского восприятия;
- характеризовать временные и пространственные искусства;
- понимать разницу между реальностью и художественным образом;
- представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
- опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
- собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
- представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
- опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
- систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
- распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
- понимать сочетание различных объемов в здании;
- понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
- иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
- понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
- различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
- характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
- понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
- осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
- применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
- применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
- получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
- приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
- характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
- понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
- называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
- понимать основы краткой истории костюма;
- характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
- применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;
- использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
- отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
- использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
- узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
- различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
- различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
- узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
- характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
- раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
- работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
- различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
- рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
- ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
- использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
- выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
- характеризовать признаки и особенности московского барокко;
- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность научиться:
- активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
- владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
- понимать специфику изображения в полиграфии;
- различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
- различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
- проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
- создавать художественную композицию макета книги, журнала;
- называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
- называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
- называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
- называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
- называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
- понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
- определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
- использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
- узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
- узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
- применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
- понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
- характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
- получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
- использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
- понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
- понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
- называть имена российских художников(А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
- различать особенности художественной фотографии;
- различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
- понимать изобразительную природу экранных искусств;
- характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
- различать понятия: игровой и документальный фильм;
- называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
- понимать основы искусства телевидения;
- понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
- применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
- применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
- добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
- использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
- применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
- пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
- понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
- применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
- применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
- использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
- применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
- смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
- использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
- реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
Раздел 5. Содержание учебного предмета, курса
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
5 класс
Древние корни народного искусства (9 ч)
Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами.
Тема: «Древние образы в народном искусстве».
Тема: «Убранство русской избы».
Тема: «Внутренний мир русской избы».
Тема: «Конструкция, декор предметов народного быта».
Тема: «Русская народная вышивка».
Тема: «Народный праздничный костюм».
Тема: «Народные праздничные обряды».
Связь времен в народном искусстве (8 ч)
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского промысла. При изучении Борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.
Тема: «Древние образы в современных народных игрушках».
Тема: «Искусство Гжели».
Тема: «Городецкая роспись».
Тема: «Хохлома».
Тема: «Жостово. Роспись по металлу».
Тема: «Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла».
Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни».
Декор – человек, общество, время (10ч)
Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.
Тема: «Зачем людям украшения».
Тема: «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества».
Тема: «Одежда «говорит» о человеке».
Тема: «Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»
Тема: «О чём рассказывают нам гербы Белгородской области».
Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)».
Декоративное искусство в современном мире (8 ч)
Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.
Тема: «Современное выставочное искусство».
Тема: «Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)»
Тема: «Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно)»
Тема: «Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!»».
Содержание
Изобразительное искусство в жизни человека.
6 класс
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (9 ч)
В этой четверти проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного искусства. Ещё шире происходит знакомство с графическими и живописными материалами, освоение разнообразных графических и живописных техник. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит в основе мастерства художника. Знакомство с выразительными свойствами книжной графики в творчестве белгородского художника С. Косенкова. В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.
Тема: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка».
Тема: «Рисунок - основа языка всех видов изобразительных искусств».
Тема: «Черное и белое – основа языка графики».
Тема: «Объем – основа языка скульптуры».
Тема: «Цвет-основа языка живописи».
Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч)
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные возможности натюрморта.
Тема: «Натюрморт – изображение предметного мира».
Тема: «Человек и мир вещей».
Тема: «Художник и мир вещей».
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (11 ч)
Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике, живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность.
Тема: «Образ человека – главная тема искусства».
Тема: «Конструкция головы человека и ее пропорции».
Тема: «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека».
Тема: «Портрет в скульптуре».
Тема: «Портрет в живописи».
Тема: «Роль цвета в портрете».
Тема: «Великие портретисты. Художники – наши земляки».
Тема: «Государственная Третьяковская галерея»
Тема: «Обобщающий урок за год. Пейзаж, портрет, натюрморт в музеях искусств».
Человек и пространство в изобразительном искусстве (7 ч)
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Образы города в истории искусства. Работа над графической композицией «Мой белый город».
Тема: «Пейзаж»
Тема: «Отношение художника к миру природы».
Тема: «Пейзаж в графике.
Тема: «Выражение красоты природы.
Тема: «Построение пространства в пейзаже».
Тема: «Роль колорита в пейзаже».
Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
7класс
Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры
Тема: «Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции»
Tема: «Прямые линии и организация пространства»
Тема: «Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна»
Тема: «Буква — строка — текст. Искусство шрифта»
Тема: «Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции»
Тема: «Многообразие форм графического дизайна»
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий
Тема: «Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность»
Тема: «Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете»
Тема: «Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля»
Тема: «Важнейшие архитектурные элементы здания»
Тема: «Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени»
Тема: «Роль и значение материала в конструкции»
Тема: «Цвет в архитектуре и дизайне»
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
Тема: «Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого»
Тема: «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры»
Тема: «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица»
Тема: «Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды»
Тема: «Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера»
Тема: «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»
Тема: «Ты — архитектор! Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление»
Человек в зеркале дизайна и архитектуры
Тема: «Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома»
Тема: «Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища»
Тема: «Дизайн и архитектура моего сада»
Тема: «Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды»
Тема: «Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды»
Тема: «Грим, визажистика и прическа в практике дизайна»
Тема: «Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна»
Тема: «Моделируя себя — моделируешь мир»
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ.
8 класс
Художник и искусство театра.
Роль изображения в синтетических искусствах
Тема: «Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино».
Тема: «Правда и магия театра. Театральное искусство и художник».
Тема: «Безграничное пространство сцены. Сценография - особый вид художественного творчества».
Тема: «Сценография - искусство и производство».
Тема: «Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы».
Тема: «Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол».
Тема: «Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению».
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии.
Эволюция изобразительных искусств и технологий
Тема: «Фотография - взгляд, сохранённый навсегда. Фотография - новое изображение реальности».
Тема: «Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать».
Тема: «Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура».
Тема: « «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера».
Тема: «Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета».
Тема: «Событие в кадре. Искусство фоторепортажа».
Тема: «Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка».
Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?
Тема: «Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино».
Тема: «Художник - режиссёр - оператор. Художественное творчество в игровом фильме».
Тема: «От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм - «рассказ в картинках».
Тема: «Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять».
Тема: «Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации или Когда художник больше, чем художник. Живые рисунки на твоём компьютере».
Телевидение - пространство культуры? Экран - искусство - зритель
Тема: «Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения».
Тема: «Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка».
Тема: «Жизнь врасплох, или Киноглаз».
Тема: «Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка».
Тема: «В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства».
Раздел 6. Формы организации учебных занятий и основные виды учебной деятельности.
Основными формами организации учебных занятий являются: уроки открытия новых знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, урок-экскурсия, уроки-практикумы.
Формы организации учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, аналитический, исследовательский, частично-поисковый, наглядно-практический, практический, репродуктивный, игровой методы, беседа, творческий поиск.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Типы контроля: годовая контрольная работа. Промежуточная аттестация осуществляется в форме «Годовой проверочной работы», приложение прилагается. Формы контроля: письменная работа по терминологии.
Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011. -129с.
2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.
3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»
5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
Технические средства обучения
- Компьютер, проектор
Методический фонд
- Репродукции картин художников.
- Муляжи для рисования
- Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
- Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)
- Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).
- Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Литература:
- Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.
- Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.
- И. П. Волков. Художественная студия в школе
- Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.
- В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе
- Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:
Просвещение,2006
- Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:
Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995
- И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
- Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.
- Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.
- Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.
3-е изд. М., 1998.
- Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.
- Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:
учебник. 3-е изд. М., 1997.
- Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил..
- Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы. – М.: Рольф, 1999. – 80 с., с илл. – (Ступени).
- Паррамон Эдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка. Напечатано в Испании, январь 1992.
- Ф.С. Рогинская. Передвижники. Издательство «Искусство», «АРТ-Родник», Москва 1997
Электронно-образовательные ресурсы:
- http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
- http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
- http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
- http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
- http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://museum.ru/ Портал «Музеи России».
- http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
- http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
Раздел 8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:
Выпускник научится (для базового уровня результатов)
-умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).
- владеть навыком фотографирования;
- анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике;
- принципам построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
- принципам киномонтажа в создании художественного образа;
- осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино и видеоработами;
- аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Промежуточная аттестация для 8 классов.
Пояснительная записка.
Цель
Задачи
Критерии оценивания
Демоверсия заданий
Перечень тем
Годовая проверочная работа.
- Что такое искусство?
- Перечисли виды искусств.
- Что такое изобразительное искусство?
- Перечисли виды изобразительного искусства.
- ДПИ – это…
- Живопись – это…
- Графика – это…
- Скульптура – это…
- Архитектура – это…
- Дизайн – это…
- Перечисли синтетические виды искусств.
- Какие виды искусств относятся к временным?
- Какие виды искусств относятся к пространственным?
- Какие виды искусств относятся к пространственно-временным?
- Перечисли выразительные средства изобразительного искусства.
- Перечисли выразительные средства синтетических видов искусств.