Методическая разработка мероприятия по изобразительному искусству. Изовикторина для учащихся 5-х классов.

Марьинская Эльвира Александровна

Данная разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия в рамках недели творчества в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izoviktorina.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка мероприятия по изобразительному искусству.

Изовикторина для учащихся 5-х классов

Автор: Марьинская Эльвира Александровна, учитель ИЗО, искусство, г. Ухта, Республика Коми.

 Мероприятие предназначено для организации внеурочной деятельности в рамках предметной недели по изобразительному искусству «В мире прекрасного». Тематика мероприятия актуальна в свете реализации одного из направлений воспитательной работы в школе - формирования у учащихся представлений об эстетических идеалах и воспитания ценностного отношения к прекрасному.

Общая характеристика мероприятия

Мероприятие представляет собой игру. Данная форма проведения мероприятия выбрана не случайно. Игра - это признанный метод обучения и воспитания, обладающей образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.                                                                                                                   Игра предназначена для учащихся 5-х классов и разработана с учетом их возрастных особенностей. В игре участвуют три команды данной параллели, имеющие название и девиз. Промежуточные и окончательные итоги подводятся гласно. Вопросы чередуются с творческими конкурсами, командная игра – с игрой со зрителями.

Цель мероприятия:                                                                                                                       Развитие интереса к предмету изобразительное искусство.

Задачи:                                                                                                                                             Образовательные:                                                                                                                                   -Выработка пре                                                                                                                                  -Повторение и обобщение ранее изученного материала.

Развивающие:                                                                                                                                           - Развитие творческих способностей учащихся.                                                                                              -Развитие коммуникативных способностей и навыков групповой работы.                                           -Развитие умений выступления перед аудиторией.

Воспитательные:                                                                                                                                       -Воспитание ценностного отношения к прекрасному                                                                               -Формирование эстетических идеалов.                                                                                                     -Воспитание чувства личной ответственности за общее дело.

Оборудование:  выставка детских работ для оформления зала, 3 стола для команд, стол и стулья для жюри.                                                                                                                           Средства ИКТ: компьютер, монитор, мультимедиа проектор, экран.                                                     Форма использования – проецирование на экран. Смена слайдов осуществляется по щелчку.

Форма проведения: командная игра- викторина                                                                Участники: команды учащихся 5-х классов по 5 человек от каждого класса, их болельщики - одноклассники, классные руководители, учитель ИЗО, члены жюри.

Подготовительный этап:                                                                                                                   Для учителя: Составить сценарий мероприятия. Сформировать 3 команды из учащихся   5-а, 5-б и 5-в классов. Подготовить: карточки – задания к конкурсам, музыкальное сопровождение, грамоты и призы для победителей, итоговую таблицу для жюри.

Для команд: Выбрать капитана. Придумать название, девиз и эмблему для каждого игрока. Подготовить приветствие. Раздать приглашения болельщикам.

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

Добрый день друзья! Сегодня мы собрались, чтобы отдохнуть и поиграть вместе с командами на внеклассном мероприятии по изобразительному искусству «Изовикторина»                                                                                                             Смелей, ребята! Выше нос! Места свои займите,                                                                         К победе поспешите и всех нас удивите!                                                                                     Приглашаем команды, занять свои места на сцене. Оценивать ваши выступления сегодня будут члены жюри в составе ... (Объявляется состав жюри.) Начнем игру с приветствия. Узнаем все про вас сейчас: откуда вы, художники, и как зовут всех вас?

1 Конкурс «Приветствие»

Для первого конкурса проведем жеребьевку. Итак, приветствие команд…

Молодцы! Пока жюри совещается и оценивает приветствия команд, переходим к следующему конкурсу:

2.Найди пару

Составьте слова из слогов, находящихся в разных столбиках. Начальные слоги могут быть как в первом, так и во втором столбике

Берт        рель

Пас          тра

Бум          лас

Сть         аль

Тик          каран

Аква        тель

Ска          ага

Даш         кра

Бом         моль

Пили       Ки

Ответы: мольберт, карандаш. Краска, бумага, ластик, акварель, пастель, палитра, кисть

 3.Назовите жанры изобразительного искусства

- Как называют художника, который рисует животных? (Анималист)                                      - Как называется картина, изображающая природу? (Пейзаж)                                                 - Как называется жанр изобразительного искусства, который переводится с французского, как «Мёртвая натура» (Натюрморт)

4.Подберите к перечисленным цветам понятия или предметы, которые используются в поговорках и «крылатых выражениях».

1.Золотой (руки, середина, руно, лихорадка).

2.Черный (ящик, зависть, магия, список).

3. Розовый (очки, мечты).

4. Зеленый (тоска, улица, юнец, свет).

5.Теперь на шедевры вы посмотрите, ну и авторов нам назовите                                                -Назовите автора картины и скажите, как она называется. (Виктор Михайлович Васнецов, «Богатыри»)                                                                                                                                                  -А как называется эта картина и кто её автор? (А. Саврасов «Грачи прилетели))                                    -Название и автор картины. (Иван Иванович Шишкин «Утро в совновом бору)»)

6.В кресс-кроссе зашифрованы названия крупнейших центров народных художественных промыслов России. Слова читаются по вертикали, горизонтали и по диагонали.

 Г

 К

 А

 Р

 Г

 О

 П

 О

 Л

 Ь

 А

Ж

 Л

 О

 Т

  Е

  Е

  Ч

  З

 Ь

 К

 У

 Е

  В

  О

 Л

 О

  Г

  Д

  А

  Х

  О

  Х

  Л

  О

  М

  А

  С

  Ы

  О

  М

  И

  Р

  Й

  Ь

  Я

  В

  В

  А

  В

  О

  Н

  И

  К

  С

  О

  Д

  Е

  Ф

  О

  Г

  О

  Р

  О

  Д

  Е

  Ц

  И

  Д

  Т

  Х

  Е

  П

  А

  Л

  Е

  Х

  И

  Н

  С

  А

  Н

  Н

  К

  Ж

  Т

  О

  Ф

  О

  О

  О

  В

  О

  К

  М

  Ы

  Д

  Р

  С

  Ж

Ответы: Гжель, Каргополь, Вологда, Хохлома, Дымково, Городец, Жостово, Палех.

7. Соедините понятия

И. Левитан                                              Народные промыслы

Изображение природы                          Три богатыря

Дымковская игрушка                             Акварель

Васнецов                                                  Золотая осень

Живопись                                                Карандаш

Графика                                                    Пейзаж

Ответ: И.Левитан – «Золотая осень»,  изображение природы – пейзаж,

 дымковская игрушка – народные промыслы, Васнецов – «Три богатыря»,

живопись –акварель,графика – карандаш                                                                                      

 8. Конкурс «ИЗОБРАЗИЕ»

Один художник решил нарисовать картину. Он провел маркером на листе несколько линий... И тут его отвлекли от работы. Рисунок остался незаконченным. Попробуйте проникнуть в замысел художника и завершите его работу.                                                                                                                                                          На слайде пример выполнения работы. Здесь овал превратился в мышку. А ваши волшебные маркеры должны превратить его в ёжика, черепаху или свинку.

Дорисуйте рисунок, выбрав себе карточку-задание. В задании написано, что именно должна нарисовать команда. (Капитаны подходят, выбирают карточки, возвращаются к рабочим столам команд и приступают к работе).

9. Расширяем кругозор

Сколько мишек на картине Шишкина «Утро в сосновом бору»

А. Два

Б. Четыре

В. Три

Г. Шесть

- Какой из этих цветов не относится к теплым?

А. Оранжевый

Б. Синий

В. Желтый

Г. Коричневый

- Какой инструмент в истории изобразительного искусства самый молодой?

А. Уголь

Б. Кисть

В. Карандаш

Г. Фломастер

- Какие кисти высоко ценятся художниками?

А. Норковые

Б. Колонковые

В. Собольи

Г. Кроличьи

- Какое масло используется для изготовления масляных красок?

А. Сливочное

Б. Масляное

В. Растительное

Г. Синтетическое

-  Как называется известная картина  Павла Федотова?

А. Ланч Бюрократа

Б. Завтрак Аристократа

В. Обед демократа

Г. Ужин партократа

10 Конкурс "УКРАШЕНИЕ ВОЛШЕБНОЙ ПТИЦЫ"

Когда-то очень давно на Руси было такое поверье, что сказочная птица счастья приносит своему обладателю добро и удачу. Каждый человек старался вырезать из дерева или расписать как можно красивее эту птицу и украсить ею свой дом. Кстати, кто помнит, как на Руси звали птицу с пышным хвостом? (пава) 

Сейчас вы будете украшать волшебную птицу разноцветными перьями. И пусть эти птицы принесут вам удачу и хорошее настроение. Время на украшение птицы – 4 минуты. Техника выполнения - свободная. А пока команды работают, мы снова играем с залом.

6. Конкурс болельщиков  (Баллы прибавляются той команде, чей болельщик оказался более эрудированным)
- Начало- голос птицы, конец - на дне пруда, а целое в музее найдете без труда (Картина) 

- На столе лежат краски, палитра, карандаш и резинка. На листе бумаги нужно нарисовать пейзаж. С чего начать? (Достать лист бумаги)                                                                          

- Какой из трёх цветов: красный, жёлтый, синий является основным? (Все три)

- Как российские школьники запоминают цвета радуги? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан ). А знаете ли вы другие поговорки на эту тему? (Как, однажды Жан звонарь головою сшиб фонарь. Кот ослу, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки) 

И еще три шуточных вопроса:

- Что художник вгоняет в краску? (Кисть)

- Что рисует художник с чувством юмора? (Карикатуры и шаржи)

- Как называют врача произведений искусства? (Реставратор)

Работа команд уже близится к завершению. Дадим им еще минутку для нанесения последних штрихов.

11. «Вопрос-ответ» по теме «Древние корни народного искусства»

- Нагрудная короткая распашная одежда, державшаяся на лямках. (Епанечка)                       - Основа народного костюма. (Рубаха)                                                                                               - Узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. (Орнамент)                                                                                                                   - Резная доска на фасаде избы, идущая по свесу крыши и закрывающая спереди торцы подкровельных слег. (Причелина)                                                                                                  - Праздничный тверской ковш с конскими головами. В народных представлениях он олицетворял собой хозяина дома. (Конюх)                                                                           - Передача из поколения в поколение обычаев, навыков, правил. (Традиция)

Правильно, ребята. В каждой семье, у каждого народа есть свои традиции. И именно народное творчество помогает нам лучше узнать быт, традиции и уклад жизни русского народа. И я надеюсь, что наши внеурочные встречи тоже станут доброй традицией.

Жюри совещается, подводит итоги конкурса.

- А наша игра «Изовикторина» подошла к концу. Сейчас наше уважаемое жюри объявит её итоги.

Команды награждаются грамотами и призами. Один приз – специальный: «Самому активному болельщику

Спасибо вам, ребята, за игру

Играли вы и весело и дружно. 

И если вдруг не победили вы ...

То огорчаться вам совсем не нужно 

Победа ваша ждёт вас впереди

До новых встреч,друзья!

Анализ мероприятия                                                                                                                  Мероприятие разработано с учетом возрастных особенностей учащихся 5классов, четко определены его цель и задачи.                                                                                                   Структура мероприятия хорошо продумана. В игре участвуют три команды из 5-а, 5-б и  5-в классов, имеющие капитана, название и девиз. Промежуточные и окончательные итоги подводятся гласно. Вопросы чередуются с творческими конкурсами, командная игра – с игрой со зрителями. Учащиеся активны на всем протяжении мероприятия. Время игры используется рационально.  Оборудование мероприятия красочно, соответствует теме, сопровождается презентацией и музыкальными вставками.

Игра способствует закреплению базовых знаний по искусству, развитию творческих способностей, формированию умения групповой работы.