Тематические конспекты по темам «Высокая классика Древней Греции», «Поздняя классика Древней Греции, 5 век до н.э.»
Данные материалы содержат конспект урока по темам из раздела искусства Древней Греции. Темы «Высокая классика Древней Греции», «Поздняя классика Древней Греции, 5 век до н.э.».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Высокая классика Древней Греции», «Поздняя классика Древней Греции, 5 век до н.э.» | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический конспект по теме «Высокая классика Древней Греции»
Характеристика исторического периода. Эллинские города, победившие персов, объединяются в середине 5 века до н.э. под эгидой Афин. Афины, куда съезжаются со всей Греции виднейшие архитекторы, скульпторы, художники, становятся центром культурной жизни. В это время работают архитекторы Иктин и Калликрат, скульптор Фидий.
Скульптура. Типичен для этого времени портрет Перикла работы Кресилая (участвовал в конкурсе на создание статуи Амазонки вместе с Фидием, Поликлетом и Фрадмоном). Портрет афинского стратега исполнен в виде гермы. Образ полный возвышенности и покоя.
Стремление изобразить прекрасного, гармонически развитого человека лежало в основе творчества скульптора аргосско-сикионской школы Поликлета, с наибольшей полнотой и ясностью выразившего искания высокой классики. В его статуе Дорифор показан не только прекрасный атлет и мужественный гоплит. Это сложный и многогранный собирательный образ – идеал доблестного гражданина эллинского города-полиса. Поликлет создал не дошедшее до нас сочинение – «Канон» о человеческом теле в скульптуре. Модулем для пропорций Дорифора Поликлет брал, очевидно, ширину ладони, но, смотря на изваяние, не чувствуется числовых соотношений. Поздняя статуя Поликлета Диадумен (атлет-победитель) создана им уже в Афинах и под воздействием аттической школы. Юноша более стройный, выбрана более сложная поза.
Акрополь. Деятельность архитекторов, скульпторов и живописцев была сосредоточена во второй половине 5 века до н.э. в основном около афинского Акрополя. Работы велись под руководством близкого друга Перикла, автора планировки храмов и статуй Фидия. При взгляде на Акрополь с запада видны два архитектурных объёма: слева крупные и массивные ворота Пропилеи (архитектор Мнесикл, 437 – 432 гг. до н.э.), прерывающие величественными колоннами высокие крепостные стены, справа лёгкий и небольшой храм, выстроенный в годы Никиева мира и посвященный Нике Аптерос (Бескрылой, архитектор Калликрат, 427 – 424 гг. до н.э.), контрастирует с Пропилеями. Выстроенный в ионическом ордере с четырьмя колонными с обеих сторон, он не имеет колоннады по бокам (амфипростиль). С севера к Пропилеям примыкала пинакотека. Мнесикл впервые смело совместил в одной постройке два различных ордера. Внешние колонны – дорического ордера, внутренние – изящная ионика.
Внимание каждого выходившего из Пропилеи на Акрополь привлекал 7-метровый колосс Афины. В подлиннике он не сохранился.
В основе композиции ансамбля Акрополя лежал принцип не симметричного или последовательного, как в архаике, размещения памятников, а свободного, принцип постепенно открывавшихся взору художественных панорам. Статую Афины-Воительницы расположили левее основной оси Пропилеи. Парфенон построили не строго против ворот, где ранее стоял архаический Гекатомпедон, а правее. Эрехтейон также был отодвинут к северному склону.
Парфенон (447 – 438 гг. до н.э.) был воздвигнут из пентеллийского мрамора Иктином и Калликратом на мощном фундаменте. Дорический ордер. Парфенон не производит впечатления суровой мощи. Архитекторам удалось создать ощущение гармонической ясности и свободы, естественности усилия, которое испытывают колонны, несущие верх храма. Пропорции здания легко воспринимаются. В архитектурном облике Парфенона, как в человеческом теле, нет прямых линий и правильных плоскостей. В торжественном звучании форм Парфенона выражены ликующие чувства эллинов.
Скульптура Парфенона. Снаружи храм Афины был украшен метопами. Битвы греков с амазонками и кентаврами, сражение богов с гигантами и сцены из Троянской войны. Особенно хорошо сохранились метопы с кентавромахией. Непрерывная рельефная лента фризазофора шла по верху стены храма за колоннадами. Такими фризами украшались постройки ионического ордера, что смягчает суровость дорики Парфенона. Многие исследователи видят руку Фидия в рельефах фриза, изображающих процессию на Акрополе в день Великих Панафиней. В представленных на фризе людях нет двух одинаковых лиц или фигур, и всё же каждый персонаж – не портрет того или иного афиняна, а типизированный образ. Обобщенное представление праздника Панафиней.
Статуи украшали фронтоны Парфенона. Западный фронтон, посвященный мифу о споре Афины и Посейдона за обладание Аттикой, сохранились хуже. На восточном фронтоне был представлен миф о рождении Афины из головы Зевса. В скульптуре Парфенона интимное слито с общечеловеческим и монументальным, великое нашло выражение в простом, значительное обобщение прозвучало в конкретных живых формах. В целле храма стояла 12-метроая статуя Афины (Парфенос) работы Фидия.
Тематический конспект по теме «Поздняя классика Древней Греции,
5 век до н.э.»
В конце 5 века до н.э. строился Эрехтейон (421 – 406 гг. до н.э.), храм Афины, Посейдона и Эрехтея. В его формах нашли выражение настроения и идеи общества периода Пелопоннеской войны. Эрехтейон всем своим обликом отличается от Парфенона. Храм сложен и ассиметричен, его нужно обойти кругом, чтобы воспринять архитектурные формы. Богатая орнаментальная отделка и особенно статуи кариатид в южном портике делают его изящным. Зодчий Эрехтейона противопоставил его Парфенону.
В последней трети 5 – начале 4 века до н.э. возникает много общественных зданий – пританеев для торжественных обедов и приёмов послов, гимназий для обучения юношей, телестерионов, подобных выстроенному Иктином в 435 – 430 гг. до н.э. «залу посвящений» в Элевсине для мистерий. Исктин – один из самых выдающихся зодчих 5 века, автор Парфенона и телестериона, представитель поколения мастеров высокой классики, создал и храм Аполлона в Бассах (430 – 420 гг. до н.э.). Храм находится в Аркадии, между Олимпией и Спартой. В дорическом периптере, воздвигнутом в благодарность за избавление от чумы 430 года до н.э., зодчий использовал голубовато-серый мраморовидный известняк. Чёткие, несколько резкие очертания колонн без энтазиса и курватур. Кроме ионических подпор, смягчавших суровость внешней дорики, в храме стояла колонна коринфского ордера, которая была большим новшеством. Коринфская капитель стала широко использоваться зодчими поздней классики и эллинизма. Над полуколоннами целы шёл фриз с кентавромахией и амазономахией, представленными в предельно экспрессивных сценах. Открыто резкие чувства в лицах, в рельефах храма Аполлона звучат настроения, порой радостные, чаще трагические, но всегда лишенные покоя и уверенности.
Скульптура. Рельеф. Произведения конца 5 в. до н.э. пронизаны то драматической выразительностью, то элегической изысканностью образов. Отличны от экспрессивных рельефов храма Аполлона своей утончённой красивостью найденные недалеко от храма Ники Аптерос (Бескрылой) на Афинском акрополе плиты пентеллийского мрамора с фигурками богини Ники. В древности они были укреплены на верхней части крепостной стены, служившей для храма балюстрадой. В изображении Ники, снимающей сандалию, крылья служат фоном. Складки одежды кажутся прозрачными, нематериальными, передающими движение тела.
В этот период работали различные по художественным темпераментам мастера: скульптор Алкмен, портретист Деметрий из Алопеки, Пеоний, создавший статую Ники (около 421 г. до н.э.). Статуя стояла в Олимпии на высоком трёхгранном постаменте. Её заказали скульптору мессенцы и навпактяне после победы над спартанцами при Сфактерии в 428 году до н.э. Её красивая медлительность подобна движениям богинь на рельефах балюстрады храма Ники.
«Афродита в садах». Мастер, создавший эту скульптуру, отразил настроения времени. Очарование юности и радость весны выступают в ней с особенной силой древней метафоры.
Полные гармонии и изящества композиции на геммах создавал в это время резчик по камню Дексамен (скарабеоиды-интальи).
Надгробные стелы. В конце 5 и особенно в 4 веке до н.э. в связи с усилением интереса в искусстве к переживаниям человека широкое распространение в греческой скульптуре получили рельефные надгробные изображения. Образы возвышенно благородны, овеяны лёгкой задумчивой грустью (надгробие Гегесо). В греческих надгробиях печаль носит просветлённый, но в то же время глубоко драматичный характер. В умении изображать в искусстве победу над отчаянием греки вряд ли были кем-либо превзойдёны. В надгробии афинского всадника (ГМИИ Пушкина) всё навевает чувство глубокой, но просветлённой грусти. Печально свисают руки, мерно стекают складки одежд.
Вазопись. Утрата гражданских идеалов, кризис полисной системы, рост индивидуалистских настроений привели к общему изменению вкусов в искусстве конца 5 века до н.э. На вазах величавый покой и элегия классических образов уступали место динамике красивого сложного рисунка. Художники предпочитали изображать сюжеты их мифологии, связанные с борьбой, похищениями, вакхическими праздниками, бегством. Преобладали сцены бурные, дававшие возможность ввести в действие подвижную гибкую линию. В композициях повсеместна многоплановость. Вводились пейзажные элементы – горки, оливковые деревья с плодами, скалы. Изображались птицы, рыбы, дельфины. Линии складок развевающихся одежд выразительны.
Амфора из Ареццо (410 г. до н.э.). Динамичная сцена показана на амфоре из Ареццо, где Пелопс мчится с Гипподамией в колеснице (предположительно мастер Мидий).
После двухцветных росписей 6 – 5 веков до н.э. мастера, усложняя гамму, возвращаются к красочным композициям, характерным для 7 века. Цвета уже не сочные и яркие, преобладают нежные оттенки голубого, розового, зелёного. Возможно так повлияла монументальная живопись. Нередко наряду с живописными использовались и рельефные изображения, как, например, в гидрии из Эрмитажа со спором Афины и Посейдона и в лекифах мастера Ксенофанта из Эрмитажа (390 – 380 гг. до н.э.). Любили создавать керамисты и изящные фигурные сосуды для душистых масел (фигурный сосуд, сфинкс. Афины. 4 в. до н.э., некрополь Фанагории).
Постепенно вазописцы переходили к беглой манере, и изображения вновь сводились к узорам.