Тематический конспект по темам «Гомеровский период истории искусства Древней Греции», «Период архаики в искусстве Древней Греции. Полисный период»
Данный материал содержит информацию по истории искусства Древней Греции в ранние периоды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Гомеровский период. Архаика. | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический конспект по теме
«Гомеровский период истории искусства Древней Греции»
Период охватывает: около 1050 г. до н.э. – 8 в. до н.э.
События, описанные в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера охватывают данный временной промежуток, откуда и возникает название периода – «гомеровский».
Данный исторический период 11 – 8 века до н.э. в истории Древней Греции характеризуется следующими процессами:
- патриархальность быта;
- отсутствие внешних контактов (контактов с другими древними государствами);
- раздробленность мелких хозяйств (городов как таковых ещё нет, первичная ячейка – деревня, во главе – выбираемый жителями староста-предводитель);
- примитивная культура.
9 в. до н.э. – «период территориальной консолидации греческой культуры» (балканская Греция, острова Эгейского моря и побережье Малой Азии объединились в один этнокультурный регион, чётко ограниченный от всего окружающего мира).
Архитектура. Представление об архитектуре данного периода складывается из изучения остатков фундаментов, рисунков на вазах, форм терракотовых погребальных урн (подобие храма-домика), также из описаний, взятых из текстов поэм Гомера.
Скульптура. Встречаются редкие памятники скульптуры, простые по формам, небольшие по размерам.
«Геометрический стиль». Особого внимания заслуживает керамика гомеровской эпохи. Сосуды обычно покрывались орнаментами в виде простейших геометрических фигур. Со временем орнаментика усложнялась, формы самих сосудов становились разнообразнее. Эта эпоха была школой для греческих художников. Архаика и классика обязаны этой эпохе своей сдержанной гармоничностью образов.
Для гомеровского искусства характерно преобладание абстрактно-орнаментального искусства над фигуративным, изобразительным.
Тематический конспект по теме
«Период архаики в искусстве Древней Греции. Полисный период»
Период охватывает: 7- 6 века до н.э.
Искусство архаической эпохи характеризуется расцветом каменной архитектуры, монументальной скульптуры, расписной керамики. Развитие культовой архитектуры в 7 веке до н.э. совпадает с формированием самостоятельных городов-государств (полисов) и переходом от патриархального быта к общинному.
Архитектура. Сложение и расцвет греческой архитектуры в её классических формах составляет великий вклад архаики в историю античного и мирового зодчества. Развитие греческого храма шло от простейших форм к сложным, от деревянных к каменным. Постепенно возник окруженный со всех сторон колоннами периптер. Вход был обычно с востока. Основное помещение – наос (целла), - располагалось за преддверием – пронаосом. Сзади целы – в адитоне или опистодоме – хранились дары.
Ордер. В 7 в. до н.э. возникли архитектурные ордеры. Ордерная система отражает взаимодействие несущих и несомых частей здания. Несущие части: цоколь (в 3 ступени), колонны с капителью. Несомые части: перекрытие (антаблемент), которое состоит из архитрава (балка), фриза (метопы и триглифы) и карниза. В это время возник дорический ордер, почти одновременно с ним – ионический, в конце 5 века до н.э. появился коринфский ордер. Колонны дорического ордера имеют каннелюры (желобки), сами колонны увенчаны простой капителью, не имеют базы. Колонны ионического ордера стоят на базах, их капитель образует завитки – валюты, каннелюры неострые.
В эпоху архаики основным строительным материалом служил камень – сначала известняк, затем мрамор.
Храмы архаики лучше сохранились на Аппенинском полуострове и в Сицилии (в Пестуме, Селинунте, Агригенте, Сиракузах).
Скульптура. Массивность пластических объёмов в скульптуре архаики смягчена декоративностью деталей и раскраской. Изображение тритопатора (с фронтона Гекатотмпедона на Афинском акрополе), сохранилась раскраска. Изваяния дорического храма Артемиды на острове Корфу (в центре треугольного фронтона размещена побежденная Персеем горгона Медуза). В ионических постройках архаики особенно богато украшался скульптурный фриз (зофор). В сокровищнице сифоносцев в Дельфах фриз обрамлял здание с четырёх сторон. На западной стороне – суд Париса, на южной – похищение дочерей Левкиппа Диоскурами, на северной – гигантомахия, на восточной – собрание Олимпийских богов, следящих за Троянской войной.
В дорических храмах украшались метопы. В 7 веке до н.э. они были глиняными и покрывались красочной росписью, а позднее, в каменных фризах, рельефами. Лучше всего сохранились архаические метопы 6 века до н.э. храмов в Селинунте и Геры в устье реки Селе близ Пестума.
Круглая скульптура, надгробия. Основной темой в искусстве греков становится прежде всего человек, представленный в виде бога, героя, атлета. К началу архаики относится кратковременная вспышка гигантизма (в конце 7 века до н.э.) на Фазосе, Наксосе, Делосе. В памятниках скульптуры архаики нарастает пластичность, сменяющая схематизм, присущий образам гомеровской эпохи (бронзовая статуэтка Аполлона из Фив, дар Мантикла, начало 7 в. до н.э.). Своеобразными памятниками 7 века до н.э. были так называемые ксоаны (изображения божеств из дерева), редчайшие образцы которых были обнаружены в греческих городах Сицилии. Одно из первых мраморных изваяний, найденное в Делосе (религиозный центр), статуя Артемиды Делосской (мрамор, около 650 г. до н.э.). Предельной лаконичностью форм мастер достигает впечатления спокойной властности божества.
Стремление показать в скульптуре совершенного человека, подобного божеству, - привело к появлению в конце 7 века до н.э. мраморных изваяний обнажённых юношей - куросов (скульптурная группа «Клеобис и Битон» скульптора Полимеда Аргосского).
У архаических мастеров появляется желание передать движение чувств, улыбку на лице человека или божества (Голова статуи Геры из Олимпии, из храма Геры, известняк, около 600 г. до н.э.).
Стилистические школы. В ионических мастерских Балканского полуострова, Малой Азии и на островах Эгейского моря создаются образы, исполненные глубокой поэтической силы; люди созерцательны, нежны. Лица их доверчивы, открыты, пленяют своей ясностью. Малоазийские и островные скульпторы 6 века до н.э. брались за сложные задачи, иногда стремясь показать фигуру в быстром движении (статуя богини Ники, дочь титана Палланта и Стикс, скульптор Архем, 550 г. до н.э.).
Мраморная статуя Геры с гранатовым яблоком (символ брака с Зевсом), мастер с Самоса. Монументальная форма, компактность образа, напоминает стройную колонну, монументальная текучесть масс, ощущается тяжесть.
В мужских образах (куросах), называемых нередко Аполлонами, лиричность выступает с особенной силой. Созерцательный образ.
Дорические центры. В изваянии Аполлона из Теней подчёркнуты мужественность, решительность, волевой характер. Не созерцательность, а активность – тема произведения.
Своеобразны памятники Беотии. Известняковая голова Аполлона Птойского напоминает произведения деревянной скульптуры.
Аттическая школа. Искусство архаических Афин расцветает при Писистрате. Скульпторы Аттики сдержаннее в декоре, чем ионийские. Аттическим мастерам в большей степени присуще стремление передать духовный мир человека. Аттическое искусство уже в 6 веке до н.э. начинает выражать не местные своеобразные, но общегреческие идеалы. Коры, найденные в руинах афинского Акрополя мраморные статуи девушек, поразили мир сохранившейся раскраской. Девушки показаны в возвышенном, праздничном настроении. Они спокойны, сосредоточены. Безмятежность прекрасной юности.
Мастера поздней архаики обращаются к сложным пластическим задачам, стараются передать движение, действие.
Рельефы. В 6 веке до н.э. широкое распространение получили рельефы. Мастера украшали ими храмы, сокровищницы, надмогильные или посвятительные плиты (Мраморная стела афинского гражданина Аристиона).
Живопись. Художники 7 – 6 веков до н.э. использовали различные материалы. Создавали композиции на глиняных метопах, деревянных досках (сцена жертвоприношения из Сикиона), небольших, посвященных богам глиняных табличках пинаках (пинака «Бегущий гоплит») и другие памятники (глиняные расписные саркофаги, известняковые и мраморные надгробия). Но таких памятников, где роспись наносилась на плоскую поверхность, сохранилось немного. Лучше всего сохранились вазы.
Вазопись. В рисунках на вазах художники 7 века до н.э. начали обильно вводить растительные мотивы и сюжетные сцены. Близость малоазийского Востока выразилась в декоративности и красочности композиций (ориентализирующий стиль 7 века до н.э.). Художественно совершенные сосуды изготавливались на Крите, островах Делосе, Мелосе, Родосе и в городах Малой Азии, в частности Милете. Крупным центром производства ваз в 7 и в начале 6 века был город Коринф, а в 6 веке – Афины.
Возросший интерес к сюжетным изображениям, стремление к точной передаче образов реального мира, желание художника больше рассказать заставило вазописцев отойти от орнаментальности 7 века. В росписях 6 века узору отводится лишь роль обрамления сцен, украшения донца, горла, ручек.
3 школы: школа Южной Греции (дорийская, дорическая), ионийская (ионическая), аттическая.