Творческий урок черчения.

Представлен материал по уроку черчения в 9 классе.Тема "Творческий чертёж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_tvorcheskogo_uroka.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН  ТВОРЧЕСКОГО  УРОКА

по  черчению 9 класс.

ТЕМА:  Творческий  чертеж.

Ход урока

  1. Задание на пространственное воображение.
  2. Что такое чертеж?
  3. Где используем чертеж?
  4. Задание на конструктивное мышление.
  5. Что говорят люди разных профессий о чертеже?
  6. Информационная справка об Олимпиаде в Сочи.
  7. Информационная справка о Леонардо да Винчи.
  8. Моделирование формы по техническому рисунку с недостающими на нем линиями.
  9. Занимательная терминология.
  10. Элементы технических деталей.
  11. Графическая работа обучающихся.
  12. Итог урока.

Цель: формирование и развитие пространственно – образного мышления и творческого   потенциала.

Задачи: 1. развивать память, внимание, логическое и пространственное мышление,

               методами творческих  задач.

               2. содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей,

               воспитание гражданственности.

Материалы к уроку и оборудование: карточка-задание, таблицы, ноутбук,    мультимедийный проектор.

Ход  урока: Организация начала урока.

Приветствие гостей. Улыбнулись.

Я желаю хорошего настроения и отличной работы на уроке.

Цель этапа: подготовка обучающихся к работе.

Слайд 1. Сообщение темы и цели урока.

                   

Задание 1.

Не приходилось ли вам рассматривать алфавит с точки зрения симметричности букв?

Слайд 2. Попробуйте выделить смотря на алфавит следующие группы букв:

- имеющие только вертикальную ось симметрии: ( А  Д  Ж  М  П  Т  Ш )

- имеющие горизонтальные оси симметрии:          ( Е  З  С  Э  Ю )

- имеющие центр и оси симметрии:                         ( О  Н  Ф  Х )

Слайд 3. На доске разбросаны буквы :      Р  Т  Е  Ж  Ч  Е   

Какое слово написано?    (чертеж).

Слайд 4.              Гаспар Монж писал: «Это язык, необходимый инженеру, создающему какой-      либо проект, а также всем тем, кто должен руководить его осуществлением, и, наконец, мастерам, которые должны сами изготавливать различные части».  

С  1795 года чертеж стал международным языком инженеров, строителей, архитекторов.

Так, что такое чертеж?

Слайд 5.             Чертеж – графический конструкторский документ, содержащий сведения о      форме и размерах изделия или его составных частей, а также другие данные, необхо- димые для его изготовления и контроля.

                                   

Чертежи бывают:  рабочие,

                                строительные,

                                топографические.

Слайд 6.         Где  используем чертеж?

Древние греки словом «техника» называли мастерство, умение людей.

Машиностроение, электроника, приборостроение, химия – все это отрасли современной техники. Чтобы овладеть техникой и творчески участвовать в ее развитии, стать квалифицированным рабочим, инженером, надо уметь точно и ясно излагать мысли с помощью чертежа. Чертежи нужны не только в технике.

В наше время они постоянные спутники человека любой профессии.

Слайд 7.          Что говорят люди разных профессий о чертеже?

Токарь. Поступает на станок заготовка-кусок металла, - нужно сделать деталь.

              Даже несложную деталь – вот, к примеру, маленький винтик и тот без чертежа

              сделать невозможно. Токарь, взглянув на чертеж, должен сразу представить  Слайд 8     себе, как будет выглядеть будущая деталь. Тот, кто не умеет разбираться в

                   чертеже, дает брак, портит продукцию.

Архитектор. Я не представляю себе архитектуру без чертежа.

                      Это так же немыслимо, как музыка без звука или литература без слов.

                      Допустим, что архитектор придумал и мысленно представил себе будущее

Слайд 9           здание. Но как передать свои мысли другим без чертежа?

                          Без него не расскажешь, как построить дом, не рассчитаешь, не докажешь

                          возможности создания какого – нибудь сооружения.

Слайд 10.         Задание 2 на конструктивное мышление.

Вам необходимо мысленно составить целые геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг, крест) из отдельных элементов, расположенных на бланке.

Материал для решения каждого задания содержит не только необходимые, но и лишние части. Необходимые для составления целой фигуры элементы отмечайте крестиками.

                        (Учащиеся индивидуально выполняют работу).

Слайд 11

Задание 3.    На рисунке даны 3 проекции и аксонометрическое изображение детали.

                      Беря по порядку цифры с прямоугольных проекций и заменяя их буквами

                      С соответствующих элементов аксонометрического изображения, прочитай-

                      Те, кому принадлежат слова: «Где крик, там нет истинного знания».

 Слайд 12     Ответ: Леонардо да Винчи.

                       (информационная справка о нем).    

Слайд 13

                    Задание 4    на моделирование формы по техническому рисунку с  недостающими   на  нем  линиями.

Слайд 14        образец   (самостоятельная  творческая  работа  обучающихся).

 

Слайд 15

Следующая страничка «Занимательная  терминология»

Создавая новые машины, приборы, инструменты, открывая новые явления, ученые, инженеры и рабочие используют уже имеющиеся названия, придавая им совершенно новый смысл. При этом новая вещь всегда имеет какой – либо общий признак со старым предметом, носящим то название.

Например, вилка, стакан, тарелка, зуб.

Сравнив обыденные предметы с техническими, заметим сходство форм этих предметов.

Носом принято называть переднюю часть корабля, самолета;

шейкой – наиболее тонкую часть вала;

глазком – смотровое отверстие.

Задание 5. На рисунке изображены элементы, которые часто встречаются в          

                    технических  деталях.    Назовите их?    Каким целям они служат?

Буртик – кольцевое утолщение на цилиндрической детали, служащее либо для усиления

               концевой части детали, либо для фиксации детали в определенном положении.

Паз -       углубление, ограниченное с боков параллельными поверхностями.

Проточка – кольцевая канавка на круглой детали.

Фаска – снимается на концах валиков, болтов и других цилиндрических деталей для того,

              Чтобы облегчить надевание одних деталей на другие.

Лыска – плоская часть вала, параллельная его осям.

               служит местом для постановки шпонки, для захвата гаечным ключом и др.

Ребро -  пластинчатый выступ, связывающий отдельные элементы детали с целью    придания большей прочности.

Графическая  работа  учащихся.

Вывод: Успешность учебной, а впоследствии и профессиональной деятельности прямо

             зависят от уровня развития таких важных качеств как память, внимание, логичес-

             кое и пространственное мышление.              

                                 

 

Алгоритм решения занимательных задач

Контрольная  карта  учащегося

Попробуйте выделить смотря на алфавит следующие группы букв:

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Ь  Ъ  Э  Ю  Я

- имеющие только вертикальную ось симметрии:______________________________

- имеющие горизонтальные оси симметрии:___________________________________

- имеющие центр и оси симметрии:__________________________________________

Задание 2  на развитие  конструктивного  мышления:

Вам необходимо мысленно составить целые геометрические фигуры (треугольник,

квадрат, круг, крест) из отдельных элементов, расположенных на бланке.

Материал для решения каждого задания содержит не только необходимые, но и лишние

Части. Необходимые для составления целой фигуры элементы отмечайте крестиками.

Задание 3.  На рисунке  даны 3 проекции и аксонометрическое изображение детали

                     Беря по порядку цифры с прямоугольных проекций и заменяя их буквами с

                     соответствующих элементов аксонометрического изображения, прочитайте,

                     кому принадлежат слова: «Где крик, там нет истинного знания».