Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства
Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества и необходимым компонентом общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школы , управления образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_2.docx | 31.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий»
по теме:
«Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства»
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 19.10 - 23.10.15.
Выполнила :Маринина Н.Ю.
Учитель изобразительного
искусства.
ГБОУ Сош№4
п.г.т.Безенчук
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ
НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Активное применение в учебно-воспитательном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в частности на уроках изобразительного искусства играет важную роль .Примеров тому множество:
- изучение и применение ИКТ в учебном процессе позволяет получить учащимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе;
- ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования;
- широкое применение ИКТ создает условия для повышения доступности образования
- применение ИКТ помогает в адаптации в условиях развития информационного общества и экономики, основанной на знании.
Поэтому, использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества и необходимым компонентом общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школы, управления образованием. А так как искусство играет одну из ведущих ролей в воспитании ребенка из-за своей удивительной способности вызывать в нем творческую активность, то задача учителя ИЗО овладеть на современном уровне компьютерными технологиями и применять свои знания на своих уроках. Уроки с использованием ИКТ базируются на следующих принципах обучения:
принцип сознательности и активности учащихся в обучении - обучение эффективно, когда учащийся проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной деятельности. Компьютер способствует развитию познавательной активности и становлению ученика как субъекта учебной деятельности;
принцип научности - содержание образования включает объективные научные факты, теории, законы, которые могут быть найдены в информационной базе Интернет, электронных справочниках, энциклопедиях и т.д.;
принцип связи обучения с практикой – компьютерные технологии предоставляют широкие возможности для отработки приобретенных знаний посредством выполнения разноуровневых заданий;
принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логике построения, как содержания, так и процесса обучения, чему не противоречит размещение материала в компьютерной базе данных;
принцип доступности требует учитывать особенности развития учащихся, их уровень усвоения дисциплины. Работая индивидуально с компьютером на уроке, субъект учебной деятельности имеет возможность самостоятельно определить путь изучения темы;
принцип наглядности - эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. ИКТ включают в работу максимальное количество органов чувств зрительный, слуховой и тактильный;
принцип развивающего и воспитывающего характера обучения взаимосвязан с предыдущими принципами. Развивающие и воспитывающие возможности компьютера связаны с особенностями построения компьютерных программ, способствующих выбору индивидуальных образовательных траекторий.
Уроки изобразительного искусства – это особые уроки. Они должны быть яркими и эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. И это может обеспечивать ИКТ. Для уроков изобразительного искусства учитель и учащиеся могут готовить замечательные и интересные проекты, уроки путешествия в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного изобразительного искусства. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают и расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал. Использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства.
При использовании ИКТ на уроках решаются задачи:
- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
- приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
- развивать мотивацию учащихся и как следствие повышение качества знаний;
- расширять возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
- формировать навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
- развивать творческие способности учащихся.
Педагогическая цель, которую я поставила перед собой:
- повышение качества знаний учащихся;
- совершенствование методики проведения уроков по изобразительному искусству с применением ИКТ;
- обеспечение дифференцированного подхода к учащимся в образовательном процессе;
обеспечение условий для адаптации ребят в современном информационном обществе. Я определила следующие условия, обеспечивающие эффективность использования ИКТ в образовательном процессе:
-Разработки уроков ИЗО с приложениями (компьютерными презентациями).
-Использование ЭОР, Интернет – ресурсов при подготовке и проведению уроков.
-Создание электронной базы кабинета ИЗО
На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие формы применения ИКТ:
- Урок с мультимедийной поддержкой.
Компьютер применяется в качестве «электронной доски» для демонстрации рисунков, виртуальных путешествий и экскурсий. Я использую готовые электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации.
На этапе подготовки к уроку я отбираю необходимый материал по теме урока, структурирую, оформляю его на электронных или бумажных носителях. Такими являются фильмы – презентации, слайды – фильмы и тестовые задания. Фильм – презентация может быть использован на уроках – лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Слайды – фильмы можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока. Их демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя.
При создание презентации требуется тщательный отбор материала, что даёт возможность заострить внимание учащихся на главных понятиях, ключевых словах, интересных фактах, особенностях построения изображений или звучащего музыкального произведения. На уроках я использую мультимедийные учебные пособия, художественные программы. Широко используя возможности программы PowerPoint, создаю собственные презентации многих тем уроков.
- Создание и представление учащимися творческих проектов с использованием ИКТ.
На сегодняшний день невозможно представить современный урок без проектной деятельности учащихся. При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий. В моей деятельности проекты есть групповые и индивидуальные, краткосрочными – от одного урока, среднесрочными – от двух недель до одного месяца.
В копилке проектной деятельности имеются много о школе: «Благоустройство школьного двора», «Нашей школе- 75лет».Проект с использованием ИКТ дает обучающимся необходимые знания и познавательные приемы, создаёт пространство для самовыражения, а также развивает мотивацию учебной деятельности.
3.Уроки с выходом в сеть Интернет.
При изучении отдельных тем я применяю возможности Интернета на уроках с мультимедийной поддержкой. «Крупнейшие музеи изобразительного искусства» в 7 классе при выходе в сеть мы используем материалы, представленные на сайте Государственной Третьяковской галереи, Шедевры русской живописи Эрмитаж. Искусство Западной Европы Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства
4. Интегрирование урока
Задачи таких уроков- расширять знания учащихся по изучаемым темам за счет использования ИКТ. Такое использование делает уроки зрелищными, интересными, эффективными. Ученики создают самостоятельно презентации к урокам и конкурсам, готовят кроссворды. Интегрированные уроки «изо + английский» проходят ежегодно в канун «Дня святого Валентина» и имеют популярность. Использование информационных технологий помогает повышать мотивацию обучения детей всизобразительном искусстве и приводят к ряду положительных результатов : на протяжении трёх лет определённое колличество учащихся участвуют в региональном конкурсе «Сибирь моя- душа моя» и занимают призовые места, принимают участие в муниципальных конкурсах и имеют хорошие результаты. В 2013 году из 6 учеников принявших участие во всероссийских дистанционных конкурсах рисунков четверо заняли призовые места.
Из своего опыта работы применения ИКТ на уроке ИЗО, я сделала вывод, что использование в учебно-воспитательном процессе ИКТ своевременно, необходимо и значимо. Компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию ученика. Возможности компьютера неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не заслоняла учебные цели. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Вспомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Применение компьютера возможно на каждом этапе урока.
1. Организационный этап.
Для организованного начала урока можно провести ролевую игру: дежурный системный администратор. Дежурный системный администратор выбирается из числа учеников, которые достаточно хорошо разбираются в компьютерных хитростях. Именно он и подготавливает компьютерный класс к уроку: загружает, инсталлирует, устанавливает программы, документы.
2. Этап проверки домашнего задания.
На данном этапе предполагается индивидуальный подход к учащимся: электронное домашнее задание выполнятся по желанию, учащимися, которые хорошо владеют компьютером. По мере изучения курса информатики, использования компьютера на других уроках количество желающих увеличивается. Задание не обязательно выполнять дома – можно использовать школьный компьютерный класс.
3. Этап проверки знаний.
Проверять необходимо не столько память, сколько мышление ребенка. Опрос должен быть интересен ученикам, а для этого известный фактический материал должен рассматриваться в новом свете, теоретические знания применяться на практике.
Сетевая рецензия дает возможность провести проверку знаний, используя возможности локальной сети и заранее подготовив папку с общим доступом.
Например, на этом же этапе можно предложить творческое оформление темы прошедших в четверти уроков, с использованием имеющихся мультимедиа-материалов. Так же на данном этапе можно провести тестирование по пройденной теме.
При постановке любой задачи, связанной с использованием ИКТ, первоначально самому учителю необходимо выполнить работу, которую он собирается ставить перед учениками. В результате можно увидеть критерии оценки работы, трудоемкость ее выполнения, затруднения, которые могут встретиться ученику при той или иной формулировке задания.
4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Тематические и предметные интернет-ресурсы могут выступить как один из способов повышения интереса учеников, постановки перед учащимися целей и задач урока, показа практической значимости изучаемого материала. Наглядные пособия, мультимедиа, видео и анимационные материалы – все это может показать новую тему учащимся с более понятной и интересной для каждого из них стороны.
5. Этап усвоения новых знаний.
Условия достижения положительных результатов на данном этапе следующие:
Применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения. Максимальное творческое участие детей.
Использование сменных пар, групп.
Проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала. В Интернете есть различные словари, справочники, энциклопедии. Можно, выделив определенный терминологический ряд, относящийся к конкретному уроку или теме, и перенеся на рабочие компьютеры 3-5 справочных Интернет-ресурса, дать детям задание подобрать те определения, которые понятны и удобны им самим.
Систематизация новых для учащихся знаний.
6. Этап закрепления новых знаний.
При наличии сканера можно сформировать электронную галерею детских работ. Подобрать к работам художественные описания, стихотворные строки.
При закреплении пройденного материала, учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями и т.д. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения целесообразно на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.). Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде.
Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель может организовать промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем), решить головоломки, кроссворды, игровых ситуаций с применением полученных знаний. При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.
Фильм – презентация может быть использован на уроках - лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Он поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий. При этом надо учитывать, что обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от темы, и самое главное – живую речь педагога сложно заменить каким – либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему урока. А вот определения, выведенные на экране, позволяют процесс записи их в тетрадь по искусству сделать более быстрым, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз, а ученику не нужно ждать, когда учитель повторит необходимый ему фрагмент. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу.
Слайд-фильмы можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя. Для того чтобы после просмотра слайд – фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу. Они позволяют менять виды деятельности, урок становится более ярким и эмоциональным, а работы, выполненные учащимися, творческими, и полностью раскрывающими тему.
В качестве обобщения, закрепления можно использовать проблемный метод обучения в виде тестовых заданий, оформленных на слайдах . Их можно применять на первом этапе урока, в качестве разминки, «Арт-минутки”»для повторения пройденного материала, для создания проблемы в начале урока, что бы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению («Мозговой штурм»). В конце урока они могут быть завершающим «аккордом», когда дети без труда будут узнавать и называть новое (слайд – шоу «Вернисаж»). Выведенные на экран, эти тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по движению, по радости оттого, что они это знают, умеют и могут, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и ставятся проблемы на будущее. Задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (правильная последовательность).
Но, применять компьютер может не только учитель при подготовке и во время урока, но и ученик в процессе своей работы. Одним из способов - является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентации.
Тема проектной работы должна быть значимой по своей проблематике и выполнимой, вызывать живой интерес. В результате учащиеся имеют возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, раскрыть вопрос ярко и привлекательно, отстаивать свою точку зрения, вовлекать в дискуссию одноклассников. При выполнении проекта ученики показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий.
Возможен вариант, когда класс разбивается на несколько групп, и каждая из групп готовит проект по отдельным разделам определенной темы. После выполнения проходит защита проекта: каждая из групп представляет результаты своего исследования одноклассникам. В ходе работы над проектом им приходится переработать большое количество информации, в результате чего ученики хорошо ориентируются в данном вопросе, и сложно представить себе ситуацию, чтобы они плохо отвечали на вопросы по данной теме. Они настолько увлекаются изучаемой темой, что изучают достаточно много материала и с удовольствием показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере в виде презентации.
Список используемой литературы:
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994
Антонова Т.С., Харитонов А.Л. О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. – 2000, №5
Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org
Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование. 2004 №5
Губайдуллин И. А. «Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения». – www.it-n.ru
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. М.; Сентябрь, 1996г.
Драхлер А.Б. К вопросу о презентациях. – www.it-n.ru
Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. – www.festival.1september.ru
Концепция модернизации российского образования на период до 2100года. URL: htth//www.informika/ru/text/goscom/
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России,2000. - 224 с.