Декор русской избы

Педагогический сценарий урока изобразительного искусства в 5 классе

 

Автор урока: Котрухова Ольга Павловна учитель изобразительного искусства ГБОУ СОШ №3 г. Похвистнево Самарской области

Класс: 5

Тема урока: Декор русской избы (1 четверть урок 3)

Цели урока:

Обучающие:

1. Продолжить знакомство с русской избой.

2. Закрепить полученные знания о декоре русского дома.

Развивающие:

1. Развивать умение критически анализировать информацию, умение рассуждать, высказывать свое личное мнение, защищать его в коллективе;

2. Развивать навык самостоятельной  и групповой работы.

Воспитывающие:

1. Воспитывать бережное отношение к слову, прививать любовь к родной культуре, искусству.

2. Способствовать формированию ценностей через национальные традиции.

Задачи урока:

1. Дать представление о декоре русской избе;

2. Развивать творческие способности, умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку  народному творчеству;

3. Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, бережному отношению к традициям русского народа.

Оборудование для учителя:

Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная разработка урока.

Оборудование для учащихся:

Учебник изо, альбом, графический материал.

 

 

 

Ход урока

1.    Организационный момент (проверка готовности к уроку, приветствие учителя)

2.    Актуализация опорных знаний

           2. Мотивация. Постановка и организация цели учебной деятельности.

Мы живем в интересное и удивительное  время. Нас окружает большой мир. Мы постоянно думаем о счастье и благополучии. А ведь все начиналось в древности.

           Где как не в семье мы можем соприкоснуться с историей, традициями.

          От поколения к поколению передают наши деды и отцы, все то, что накоплено нашими предками. И нить поколений не прерывается.

          Поэтому тема нашего занятия: «Декор русской избы».

3. Актуализация знаний.

Дом для наших предков был маленькой Вселенной. В нем человек чувствовал себя защищенным от всех  бед. В нем было уютно и тепло, везде царил порядок.

Давайте вспомним, ребята, из чего строили избы (Ответы детей)

 Дома традиционно строили из дерева – сосна, лиственница, липа.

Дерево  сохраняло тепло зимой, а летом в доме было прохладно. Наши предки знали  цену дерева. Ведь дерево экологически чистый материал, оно сохраняет здоровье людей. 

Какие вы подготовили пословицы о доме?

(Дети читают пословицы о доме)

4. Изучение нового материала (На этапе изучения нового материала использую мультимедийный ресурс).

Педагогический сценарий мультимедийной презентации (для себя)

1)    Сообщение темы урока, цели урока (слайд 1)

2)    Эпиграф урока (слайд 2)

3) Что такое декор? (слайд 3)

Деко́р (лат. decoro — приличие, пристойность, совместимость) — совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров.

Откуда у русского человека стремление украсить свою избу, любовь к узору? Много свободного времени было у наших предков? Конечно, нет. Потребность в красоте – это неотъемлемое качество русского человека. Красота помогала жить, скрашивала жизнь в суровых условиях, очеловечивала среду обитания, наполняя радостью сердце человека.

4) Рассмотрим фасад дома – лицо дома (слайд 4)

5) Что главное на фасаде дома? (слайд 5)

-Правильно, окно. Окно – глаза дома.

Через передние окна в избу входили первые лучи солнца, новости деревенской жизни.

Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон.

Показать образцы наличников (слайд 6) включить звуковой файл (прослушивание)

(Слайд7)

Города на берегах реки Волги. Фотографии выполнены во время путешествия по Волге.(слайд 8)

6) Завершается строительством избы фронтоном (слайд 9)

Приглушить звук, (Включить звуковой файл)

Фронтон – завершение (обычно треугольное) фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания

7) Фронтон украшают причелины (слайд 10)

Левый конец причелены символизировал восход солнца, правый заход солнца.

8) Между причеленами «вывешено» полотенце (слайд 11-12)

На мой взгляд, самый красивый элемент декора.

                    9) Венчал крышу горделивый конь – охлупень. (слайд 13)

          Посмотрите на крышу. Ее венчает бревно – охлупень в форме головы

          коня. (слайд 14)

10) Завершает мультимедийную презентацию (слайд 15).

6. Закрепление изученного материала.

Узорные доски не только придавали дому нарядный праздничный вид, но и оберегает, и  защищает его. «Хорошо украшен дом и от зла обережен»  

7. Самостоятельная творческая работа

Дети рисуют декор русской избы (по выбору)

8.Подведение итогов урока.

Показать лучшие работы.

Что узнали нового? (ответы учащи

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon dekor_russkoy_izby_kotrhova_o.p_2.ppt1.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель ИЗО ГБОУ СОШ №3 г. Похвистнево Самарской области Котрухова Ольга Павловна «Декор русской избы» I четверть, 3 урок 5 класс 2017г.

Слайд 2

«Любим храмы светлые и дома украшены»

Слайд 3

Деко́р (лат. decoro — приличие, пристойность, совместимость ) — совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров.

Слайд 4

Фасад дома

Слайд 5

..\Pictures\2017-09-23\002.jpg

Слайд 8

Мама\Новая папка (4)\наличники\101_0908.JPG

Слайд 9

Фронтон - завершение (обычно треугольное) фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания

Слайд 10

- доска на фасаде избы, обычно резная, защищающая от влаги торцы бревен повал

Слайд 11

Причелина

Слайд 12

Полотенце

Слайд 13

Конь - охлупень

Слайд 15

Спасибо за внимание!

Слайд 16

Используемые рессурсы Н.А. Горяева., О.В. Островская «Изобразительное искусство» Просвещение – м. 2007 Видеофрагмент из фильма «Народное искусство» (электроннное издательство «Кордис-медиа) Аудио вырезка из композиции «Гусли» h ttps://ipleer.fm/q/звуки+гуслей