Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса 2 вариант для школы 8 вида

Попов Роман Борисович

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса 2 вариант для школы 8 вида по Бгажноковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_kl_2_variant.docx46.94 КБ

Предварительный просмотр:

II. Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса разработана на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 5-9 классы» под редакцией   И. М. Бгажноковой,  М., «Просвещение», 2010 г.

Данная рабочая программа разработана  в соответствии со следующими документами:

-   Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-  Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к  условиями организации обучения и воспитания в организациях,  осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).

-  Постановление Правительства РФ №1015 от 30.08.2013 года  «Об утверждении порядка организации  и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»

- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 года № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- примерная  адаптированная  основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

- Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией И. М. Бгажноковой.  М.: Просвещение, 2010 г.

Программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ и   включает в себя следующие разделы:

- пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели и задачи его изучения;

- основные требования к знаниям и умениям обучающихся;

- календарно-тематический план;

- содержание программы;

- виды контроля;

- перечень учебно-методических средств.

Программа по изобразительному искусству является компенсаторно-адаптационной. Программа детализирует и раскрывает содержание, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства.

Цель художественного воспитания и образования: 

  • Развивать у обучающихся эстетическое познание и образное отражение объектов  и явлений     действительности воспитание нравственного отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе.

Образовательные задачи:

  • формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
  • ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
  • формирование  практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности;
  • формирование умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;
  • формирование умения работать коллективно, выполняя определённый этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности;
  • закреплять навыки и умения работы цветными карандашами. 

Воспитательные задачи:

  • воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и т. д.);
  • продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности;
  • способствовать преодолению неадекватных форм поведения;
  • активизировать творческие способности;
  • формировать умение работать вместе с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ.

Коррекционно-развивающие задачи: 

  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами ;
  • развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка
  • улучшение зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  • развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
  • расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
  • развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе;
  • содействие нравственному и трудовому воспитанию.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся  5 класса 

Обучающиеся должны знать: 

  • речевой материал 1—4 класса;
  • теплые и холодные цвета, называть их;
  • способы построения узора в квадрате, круге, прямоугольнике;
  •  способы передачи глубины пространства (загораживание, уменьшение величины удаленных от наблюдателя предметов);
  • виды изобразительного искусства;
  • о работе художников-живописцев, скульпторов, графиков, народных художников-прикладников;
  • фамилии некоторых художников, прославившихся в определенных видах искусства.

                    

Обучающиеся  должны уметь:

  • изображать с натуры и по памяти предметы простой, слабо расчлененной формы, несложной конструкции;
  • планировать изобразительную деятельность в процессе работы над аппликацией, рисунком;
  • использовать величинный контраст в лепке и рисунке, светлотный контраст — при изображении фона в узоре, натюрморте, неба в сюжетном рисунке;
  • сравнивать части в целой конструкции по величине;
  • рисовать круг в условиях перспективы;
  • использовать тень для передачи объемности предмета;
  • рисовать узор, сочетая его с формой украшаемого предмета (узор на округлой форме и призматической форме предметов);
  • изображать гуашью фон в рисунке способом тонирования кистью;
  • получать и использовать в живописной работе смешанные краски, оттенки цветов (голубой, розовый и др.).

IV. Календарно-тематическое планирование

В соответствии с учебным планом рабочая программа рассчитана на 35 часов. В 5  классе  программа        реально содержит 35 часов.

Форма организации учебного процесса – урок.

Место курса «Изобразительное искусство» в учебном плане школы:

На изучение учебного курса «Изобразительное искусство» в 5  классе отводится 1 час в неделю.

Курс рассчитан на 35 часов (35 учебных недель)

В соответствии с учебным планом рабочая программа рассчитана на 35 часов. В 5 классе в связи с государственным праздником  09.05.18 г. программа реально содержит 34 часа. Тема, которая приходится на этот день, будет скорректирована с темой урока, указанной  в календарно-тематическом планировании. Материал будет изучен полностью.

Типы уроков

I тип урока – изучение и первичное закрепление знаний

II тип урока – закрепление знаний и способов действий

III тип урока – комплексное применение знаний

IV тип урока – систематизация и обобщение

V тип урока – контроль и коррекция

№ урока

Тема урока

Тип урока

Обязательный минимум ЗУН

Коррекционная работа

Количество  часов

Дата проведения по плану

Дата проведения  по факту

5 класс 1 четверть

1

Беседа на тему «Народная скульптура (игрушка), её выразительность, красота» (дымковская, городецкая, богородская)

I

Уметь следовать предложенному учителем порядку действий

Развитие умения анализировать форму предметов

1

06.09

2

Рисование узоров в полосе из повторяющихся

элементов (ягоды, ветки, листья).

II

Уметь создавать орнамент, путем чередования повторяющихся элементов

Развитие зрительной памяти

1

13.09

3

Рисование с натуры «Осенние листья деревьев» (листья дуба, осины)

I

Уметь изображать предметы, соблюдая ось симметрии

Развитие наблюдательности и глазомера

1

20.09

4

Рисование на тему «Белые лебеди плавают в пруду зоопарка»

II

Уметь намечать последовательность выполнения рисунка

Развитие памяти. Обогащение активного словаря

1

27.09

5

Декоративное рисование геометрического орнамента в круге

I

Уметь создавать орнамент, путем чередования геометрических фигур

Развитие глазомера

1

04.10

6

Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов

II

Уметь составлять композицию

Развитие умения анализировать форму предметов

1

11.10

7

Рисование натюрморта из овощей.

I

Уметь составлять композицию

Развитие речи, обогащение словаря

1

18.10

8

Рисование на тему «Осенний лес»

II

Знать особенности времени года осень

 Совершенствовать зрительно – двигательную координацию

1

25.10

5 класс  2 четверть

9

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы  

I

Уметь следовать предложенному учителем порядку действий

Развитие глазомера и зрительной памяти

1

08.11

10

Рисование на тему «Портрет мамы»

II

Уметь передавать образ человека (окраска лица, волос, одежды) при изображении портрета

Развивать зрительную память, внимание.

1

15.11

11

Знакомство с загорской, семеновской,  полхов-майданской матрешкой

I

Уметь изображать элементы росписи

Развивать способность анализировать предметы и сравнивать их с изображением

1

22.11

12

Рисование сказочного персонажа «Жар-птица»

III

Уметь соблюдать  в рисунке пропорции

Развивать способности  анализа и синтеза

1

29.11

13

Рисование  с натуры «Кувшин и яблоко»

II

Уметь анализировать строение предмета, выделять его части

Развивать пространственные представления

1

06.12

14

Знакомство с картиной В. М. Васнецова «Богатыри»

III

Уметь анализировать содержание картины

Развитие воображения и фантазии

1

13.12

15

Рисование с натуры «Ветка елки с игрушками и свечами»

 I

Знать что такое перспектива, светотень

Развитие зрительной памяти

1

20.12

16

Рисование на тему «Новогодний фейерверк»

II

Уметь соблюдать  в рисунке пропорции

Развитие фантазии и воображения

1

27.12

5 класс   3 четверть

17

Рисование на тему «Зимние развлечения»

II

Уметь намечать последовательность выполнения рисунка

Развивать художественный вкус

1

17.01

18

Знакомство с картиной Ф. П. Решетникова «Опять двойка»

I

Уметь составлять краткий описательный рассказ по содержанию картины

Развитие зрительной  памяти и внимания при беседе по картинам

1

24.01

19

Рисование с натуры цветочного горшка с растением

I

Уметь изображать предметы, соблюдая ось симметрии

Совершенствовать зрительно – двигательную координацию

1

31.01

20

Рисование предметов симметричной формы «Снежинка»

II

Уметь анализировать форму предмета

Развитие глазомера

1

07.02

21

Рисование с натуры «Кринка и стакан»

II

Уметь ориентироваться на листе бумаги

Развивать способность анализировать предметы и сравнивать их с изображением

1

14.02.

22

Рисование на тему «Слава Армии родной»

IV

Уметь следовать предложенному учителем порядку действий

Развивать способность анализировать предметы

1

21.02.

23

Рисование на тему «Дома в городе»

III

Уметь составлять композицию

Развитие способности анализировать форму и цвет предметов

1

28.02.

24

Декоративное рисование плаката   «8 Марта»

II

Уметь намечать последовательность выполнения рисунка

Развивать эстетический вкус

1

07.03.

25

Рисование на тему «Первоцветы»

IV

Знать особенности времени года весна

Развитие фантазии и воображения

1

14.03.

26

Рассматривание репродукций картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

IV

Уметь анализировать изображение на картине и составлять краткий рассказ по её содержанию

Развитие концентрации внимания и зрительной памяти при работе с репродукциями

1

21.03.

5 класс  4 четверть

27

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев)

I

Уметь составлять узор из растительных форм в круге

Развивать художественный вкус

1

04.04

28

Рисование с натуры предмета прямоугольной формы «Аквариум с рыбками»

I

Уметь намечать последовательность выполнения рисунка

Развивать способность анализировать предметы и сравнивать их с изображением

1

11.04

29

Декоративное рисование плаката «Птицы – наши друзья»

I

Уметь намечать последовательность выполнения рисунка

Развитие внимания

1

18.04

30

Знакомство с иллюстрациями к сказке «Волк и семеро козлят» В. М. Васнецова

II

Уметь анализировать содержание иллюстраций

Развивать фантазию и воображение

1

25.04

31

Иллюстрирование сказки «Кот, лиса и петух»

II

Уметь делать набросок простым карандашом

Развитие аккуратности и терпения при выполнении рисунка

1

02.05

32

Рисование с натуры предметов, расположенных выше и ниже уровня зрения «Кружка и кастрюля»

I

Уметь изображать предметы, расположенные выше и ниже уровня зрения

Развивать восприятие пропорций и форм при рисовании с натуры

1

09.05

(скорректировать с уроком № 33 от  16.05)

33

Рисование предметов сложной конструкции «Автомобиль»

I

Уметь намечать последовательность выполнения рисунка

Совершенствовать зрительно – двигательную координацию

1

16.05

34

Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (цветы и бабочка)

I

Уметь составлять узор из декоративных форм, соблюдая ритм

Развитие эстетического вкуса

1

23.05

35

Рисование на тему «Праздничная иллюминация»

I

Уметь следовать предложенному учителем порядку действий

Развитие эстетического вкуса

1

30.05

V. Содержание программы

  • Беседа на тему «Народная скульптура (игрушка), её выразительность, красота» (дымковская, городецкая, богородская)
  • Рисование узоров в полосе из повторяющихся элементов (ягоды, ветки, листья) 
  • Рисование с натуры «Осенние листья деревьев» (листья дуба, осины)
  • Рисование на тему «Белые лебеди плавают в пруду зоопарка»
  • Декоративное рисование геометрического орнамента в круге 
  • Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов 
  • Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей 
  • Рисование на тему «Осенний лес» 
  • Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы
  • Рисование на тему «Портрет мамы» 
  • Знакомство с загорской, семеновской,  полхов-майданской матрешкой
  •  Рисование сказочного персонажа «Жар-птица» 
  • Рисование  с натуры «Кувшин и яблоко» 
  • Знакомство с картиной В. М. Васнецова «Богатыри» 
  • Рисование с натуры «Ветка елки с игрушками и свечами» 
  • Рисование на тему «Новогодний фейерверк» 
  • Рисование на тему «Зимние развлечения» 
  • Знакомство с картиной Ф. П. Решетникова «Опять двойка» 
  • Рисование с натуры цветочного горшка с растением 
  • Рисование предметов симметричной формы «Снежинка» 
  • Рисование с натуры «Кринка и стакан» 
  • Рисование на тему «Слава Армии родной» 
  • Рисование на тему «Дома в городе» 
  • Декоративное рисование плаката «8 Марта» 
  • Рисование на тему «Первоцветы» 
  • Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 
  • Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев) 
  • Рисование с натуры предмета прямоугольной формы «Аквариум с рыбками» 
  • Декоративное рисование плаката «Птицы – наши друзья» 
  • Знакомство с иллюстрациями к сказке «Волк и семеро козлят» В. М. Васнецова 
  • Иллюстрирование сказки «Кот, лиса и петух» 
  • Рисование с натуры предмета расположенного выше уровня зрения «Кружка» 
  • Рисование предметов сложной конструкции «Автомобиль» 
  • Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (цветы и бабочка)
  •  Рисование на тему «Праздничная иллюминация»

VI. Виды контроля

Контрольные работы по предмету «Изобразительное искусство» программой не предусмотрены.

Оценочная деятельность состоит из:

  •  фронтального и индивидуального устного опроса
  • практических работ.

Контрольно-измерительный материал создается учителем в соответствии с психофизическим особенностями обучающихся класса.

VII .Учебно-методическое обеспечение

  1. Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией       И. М. Бгажноковой.  М.: Просвещение, 2010 г.
  2. Ростовцев Н.Н. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе».
  3. « Изобразительное искусство и художественный труд» Б.Неменский.
  4. « Акварельные цветы»,  Искусство - детям, Дорожин Ю.Г., 2009 г.
  5. «И.А. Грошенков. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: Академия, 2002.
  6. И.А. Грошенков. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993.
  7.  Т.Н. Головина. Изобразительная деятельность учащихся во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1974. – 120с.
  8.  В.Г. Перова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М.: Просвещение. – 1983. – 208с.