Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса 2 вариант для школы 8 вида
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса 2 вариант для школы 8 вида по Бгажноковой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_kl_2_variant.docx | 46.94 КБ |
Предварительный просмотр:
II. Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса разработана на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 5-9 классы» под редакцией И. М. Бгажноковой, М., «Просвещение», 2010 г.
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
- Постановление Правительства РФ №1015 от 30.08.2013 года «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 года № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией И. М. Бгажноковой. М.: Просвещение, 2010 г.
Программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ и включает в себя следующие разделы:
- пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели и задачи его изучения;
- основные требования к знаниям и умениям обучающихся;
- календарно-тематический план;
- содержание программы;
- виды контроля;
- перечень учебно-методических средств.
Программа по изобразительному искусству является компенсаторно-адаптационной. Программа детализирует и раскрывает содержание, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства.
Цель художественного воспитания и образования:
- Развивать у обучающихся эстетическое познание и образное отражение объектов и явлений действительности воспитание нравственного отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе.
Образовательные задачи:
- формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
- ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
- формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности;
- формирование умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;
- формирование умения работать коллективно, выполняя определённый этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности;
- закреплять навыки и умения работы цветными карандашами.
Воспитательные задачи:
- воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и т. д.);
- продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности;
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения;
- активизировать творческие способности;
- формировать умение работать вместе с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ.
Коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами ;
- развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка
- улучшение зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
- развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе;
- содействие нравственному и трудовому воспитанию.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 5 класса
Обучающиеся должны знать:
- речевой материал 1—4 класса;
- теплые и холодные цвета, называть их;
- способы построения узора в квадрате, круге, прямоугольнике;
- способы передачи глубины пространства (загораживание, уменьшение величины удаленных от наблюдателя предметов);
- виды изобразительного искусства;
- о работе художников-живописцев, скульпторов, графиков, народных художников-прикладников;
- фамилии некоторых художников, прославившихся в определенных видах искусства.
Обучающиеся должны уметь:
- изображать с натуры и по памяти предметы простой, слабо расчлененной формы, несложной конструкции;
- планировать изобразительную деятельность в процессе работы над аппликацией, рисунком;
- использовать величинный контраст в лепке и рисунке, светлотный контраст — при изображении фона в узоре, натюрморте, неба в сюжетном рисунке;
- сравнивать части в целой конструкции по величине;
- рисовать круг в условиях перспективы;
- использовать тень для передачи объемности предмета;
- рисовать узор, сочетая его с формой украшаемого предмета (узор на округлой форме и призматической форме предметов);
- изображать гуашью фон в рисунке способом тонирования кистью;
- получать и использовать в живописной работе смешанные краски, оттенки цветов (голубой, розовый и др.).
IV. Календарно-тематическое планирование
В соответствии с учебным планом рабочая программа рассчитана на 35 часов. В 5 классе программа реально содержит 35 часов.
Форма организации учебного процесса – урок.
Место курса «Изобразительное искусство» в учебном плане школы:
На изучение учебного курса «Изобразительное искусство» в 5 классе отводится 1 час в неделю.
Курс рассчитан на 35 часов (35 учебных недель)
В соответствии с учебным планом рабочая программа рассчитана на 35 часов. В 5 классе в связи с государственным праздником 09.05.18 г. программа реально содержит 34 часа. Тема, которая приходится на этот день, будет скорректирована с темой урока, указанной в календарно-тематическом планировании. Материал будет изучен полностью.
Типы уроков
I тип урока – изучение и первичное закрепление знаний
II тип урока – закрепление знаний и способов действий
III тип урока – комплексное применение знаний
IV тип урока – систематизация и обобщение
V тип урока – контроль и коррекция
№ урока | Тема урока | Тип урока | Обязательный минимум ЗУН | Коррекционная работа | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | |||||||
5 класс 1 четверть | ||||||||||||||
1 | Беседа на тему «Народная скульптура (игрушка), её выразительность, красота» (дымковская, городецкая, богородская) | I | Уметь следовать предложенному учителем порядку действий | Развитие умения анализировать форму предметов | 1 | 06.09 | ||||||||
2 | Рисование узоров в полосе из повторяющихся элементов (ягоды, ветки, листья). | II | Уметь создавать орнамент, путем чередования повторяющихся элементов | Развитие зрительной памяти | 1 | 13.09 | ||||||||
3 | Рисование с натуры «Осенние листья деревьев» (листья дуба, осины) | I | Уметь изображать предметы, соблюдая ось симметрии | Развитие наблюдательности и глазомера | 1 | 20.09 | ||||||||
4 | Рисование на тему «Белые лебеди плавают в пруду зоопарка» | II | Уметь намечать последовательность выполнения рисунка | Развитие памяти. Обогащение активного словаря | 1 | 27.09 | ||||||||
5 | Декоративное рисование геометрического орнамента в круге | I | Уметь создавать орнамент, путем чередования геометрических фигур | Развитие глазомера | 1 | 04.10 | ||||||||
6 | Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов | II | Уметь составлять композицию | Развитие умения анализировать форму предметов | 1 | 11.10 | ||||||||
7 | Рисование натюрморта из овощей. | I | Уметь составлять композицию | Развитие речи, обогащение словаря | 1 | 18.10 | ||||||||
8 | Рисование на тему «Осенний лес» | II | Знать особенности времени года осень | Совершенствовать зрительно – двигательную координацию | 1 | 25.10 | ||||||||
5 класс 2 четверть | ||||||||||||||
9 | Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы | I | Уметь следовать предложенному учителем порядку действий | Развитие глазомера и зрительной памяти | 1 | 08.11 | ||||||||
10 | Рисование на тему «Портрет мамы» | II | Уметь передавать образ человека (окраска лица, волос, одежды) при изображении портрета | Развивать зрительную память, внимание. | 1 | 15.11 | ||||||||
11 | Знакомство с загорской, семеновской, полхов-майданской матрешкой | I | Уметь изображать элементы росписи | Развивать способность анализировать предметы и сравнивать их с изображением | 1 | 22.11 | ||||||||
12 | Рисование сказочного персонажа «Жар-птица» | III | Уметь соблюдать в рисунке пропорции | Развивать способности анализа и синтеза | 1 | 29.11 | ||||||||
13 | Рисование с натуры «Кувшин и яблоко» | II | Уметь анализировать строение предмета, выделять его части | Развивать пространственные представления | 1 | 06.12 | ||||||||
14 | Знакомство с картиной В. М. Васнецова «Богатыри» | III | Уметь анализировать содержание картины | Развитие воображения и фантазии | 1 | 13.12 | ||||||||
15 | Рисование с натуры «Ветка елки с игрушками и свечами» | I | Знать что такое перспектива, светотень | Развитие зрительной памяти | 1 | 20.12 | ||||||||
16 | Рисование на тему «Новогодний фейерверк» | II | Уметь соблюдать в рисунке пропорции | Развитие фантазии и воображения | 1 | 27.12 | ||||||||
5 класс 3 четверть | ||||||||||||||
17 | Рисование на тему «Зимние развлечения» | II | Уметь намечать последовательность выполнения рисунка | Развивать художественный вкус | 1 | 17.01 | ||||||||
18 | Знакомство с картиной Ф. П. Решетникова «Опять двойка» | I | Уметь составлять краткий описательный рассказ по содержанию картины | Развитие зрительной памяти и внимания при беседе по картинам | 1 | 24.01 | ||||||||
19 | Рисование с натуры цветочного горшка с растением | I | Уметь изображать предметы, соблюдая ось симметрии | Совершенствовать зрительно – двигательную координацию | 1 | 31.01 | ||||||||
20 | Рисование предметов симметричной формы «Снежинка» | II | Уметь анализировать форму предмета | Развитие глазомера | 1 | 07.02 | ||||||||
21 | Рисование с натуры «Кринка и стакан» | II | Уметь ориентироваться на листе бумаги | Развивать способность анализировать предметы и сравнивать их с изображением | 1 | 14.02. | ||||||||
22 | Рисование на тему «Слава Армии родной» | IV | Уметь следовать предложенному учителем порядку действий | Развивать способность анализировать предметы | 1 | 21.02. | ||||||||
23 | Рисование на тему «Дома в городе» | III | Уметь составлять композицию | Развитие способности анализировать форму и цвет предметов | 1 | 28.02. | ||||||||
24 | Декоративное рисование плаката «8 Марта» | II | Уметь намечать последовательность выполнения рисунка | Развивать эстетический вкус | 1 | 07.03. | ||||||||
25 | Рисование на тему «Первоцветы» | IV | Знать особенности времени года весна | Развитие фантазии и воображения | 1 | 14.03. | ||||||||
26 | Рассматривание репродукций картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» | IV | Уметь анализировать изображение на картине и составлять краткий рассказ по её содержанию | Развитие концентрации внимания и зрительной памяти при работе с репродукциями | 1 | 21.03. | ||||||||
5 класс 4 четверть | ||||||||||||||
27 | Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев) | I | Уметь составлять узор из растительных форм в круге | Развивать художественный вкус | 1 | 04.04 | ||||||||
28 | Рисование с натуры предмета прямоугольной формы «Аквариум с рыбками» | I | Уметь намечать последовательность выполнения рисунка | Развивать способность анализировать предметы и сравнивать их с изображением | 1 | 11.04 | ||||||||
29 | Декоративное рисование плаката «Птицы – наши друзья» | I | Уметь намечать последовательность выполнения рисунка | Развитие внимания | 1 | 18.04 | ||||||||
30 | Знакомство с иллюстрациями к сказке «Волк и семеро козлят» В. М. Васнецова | II | Уметь анализировать содержание иллюстраций | Развивать фантазию и воображение | 1 | 25.04 | ||||||||
31 | Иллюстрирование сказки «Кот, лиса и петух» | II | Уметь делать набросок простым карандашом | Развитие аккуратности и терпения при выполнении рисунка | 1 | 02.05 | ||||||||
32 | Рисование с натуры предметов, расположенных выше и ниже уровня зрения «Кружка и кастрюля» | I | Уметь изображать предметы, расположенные выше и ниже уровня зрения | Развивать восприятие пропорций и форм при рисовании с натуры | 1 | 09.05 (скорректировать с уроком № 33 от 16.05) | ||||||||
33 | Рисование предметов сложной конструкции «Автомобиль» | I | Уметь намечать последовательность выполнения рисунка | Совершенствовать зрительно – двигательную координацию | 1 | 16.05 | ||||||||
34 | Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (цветы и бабочка) | I | Уметь составлять узор из декоративных форм, соблюдая ритм | Развитие эстетического вкуса | 1 | 23.05 | ||||||||
35 | Рисование на тему «Праздничная иллюминация» | I | Уметь следовать предложенному учителем порядку действий | Развитие эстетического вкуса | 1 | 30.05 |
V. Содержание программы
- Беседа на тему «Народная скульптура (игрушка), её выразительность, красота» (дымковская, городецкая, богородская)
- Рисование узоров в полосе из повторяющихся элементов (ягоды, ветки, листья)
- Рисование с натуры «Осенние листья деревьев» (листья дуба, осины)
- Рисование на тему «Белые лебеди плавают в пруду зоопарка»
- Декоративное рисование геометрического орнамента в круге
- Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов
- Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей
- Рисование на тему «Осенний лес»
- Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы
- Рисование на тему «Портрет мамы»
- Знакомство с загорской, семеновской, полхов-майданской матрешкой
- Рисование сказочного персонажа «Жар-птица»
- Рисование с натуры «Кувшин и яблоко»
- Знакомство с картиной В. М. Васнецова «Богатыри»
- Рисование с натуры «Ветка елки с игрушками и свечами»
- Рисование на тему «Новогодний фейерверк»
- Рисование на тему «Зимние развлечения»
- Знакомство с картиной Ф. П. Решетникова «Опять двойка»
- Рисование с натуры цветочного горшка с растением
- Рисование предметов симметричной формы «Снежинка»
- Рисование с натуры «Кринка и стакан»
- Рисование на тему «Слава Армии родной»
- Рисование на тему «Дома в городе»
- Декоративное рисование плаката «8 Марта»
- Рисование на тему «Первоцветы»
- Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
- Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев)
- Рисование с натуры предмета прямоугольной формы «Аквариум с рыбками»
- Декоративное рисование плаката «Птицы – наши друзья»
- Знакомство с иллюстрациями к сказке «Волк и семеро козлят» В. М. Васнецова
- Иллюстрирование сказки «Кот, лиса и петух»
- Рисование с натуры предмета расположенного выше уровня зрения «Кружка»
- Рисование предметов сложной конструкции «Автомобиль»
- Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (цветы и бабочка)
- Рисование на тему «Праздничная иллюминация»
VI. Виды контроля
Контрольные работы по предмету «Изобразительное искусство» программой не предусмотрены.
Оценочная деятельность состоит из:
- фронтального и индивидуального устного опроса
- практических работ.
Контрольно-измерительный материал создается учителем в соответствии с психофизическим особенностями обучающихся класса.
VII .Учебно-методическое обеспечение
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией И. М. Бгажноковой. М.: Просвещение, 2010 г.
- Ростовцев Н.Н. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе».
- « Изобразительное искусство и художественный труд» Б.Неменский.
- « Акварельные цветы», Искусство - детям, Дорожин Ю.Г., 2009 г.
- «И.А. Грошенков. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: Академия, 2002.
- И.А. Грошенков. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993.
- Т.Н. Головина. Изобразительная деятельность учащихся во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1974. – 120с.
- В.Г. Перова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М.: Просвещение. – 1983. – 208с.