художник Иван Яковлевич Вишняков

Презентация для уроков истории, МХК о художнике и  работах художника Иване Яковлевиче Вишнякове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon portrety18_vek_kovtun.ppt1.27 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Яковлевич Вишняков — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, иконописец, один из представителей светского портрета в стиле рококо. Выполнили: Ковтун Елена,Ковтун А.М. Дата рождения: 1699 Место рождения: Москва Дата смерти: 1761 Место смерти: Санкт-Петербург Страна: Россия Жанр: портрет Учёба: Л . Каравак , А. М. Матвеев Стиль: рококо Иван Вишняков, автопортрет

Слайд 2

В пятнадцатилетнем возрасте Иван Вишняков отправляется в Петербург. В 1727-1731 годах И. Я. Вишняков работал под руководством потомственного французского портретиста, приглашенного для творчества и обучения учеников в Россию, Луи Каравака. Луи Каравак писал портреты Петра I , Елизаветы и др. Ивана Вишнякова Луи Каравак аттестовал как «искусного в писании фигур» художника. Луи Каравак

Слайд 3

После учебы, в 1727г. Иван Вишняков был направлен в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». Здесь, под началом руководителя Живописной команды Андрея Матвеева, Иван формировался как художник-монументалист, тесно сотрудничая с архитекторами, резчиками и скульпторами — всеми теми мастерами, которые создали декоративный стиль того периода, основанный на синтезе русского барокко и рококо. А.Матвеев, автопортрет с женой

Слайд 4

Хотя Иван великолепно справлялся с работами самостоятельно, делал ли он копии или сам «писал персоны Его Императорского Величества Петра I» и другие портреты, выполнял массу декоративных и реставрационных работ, до 1739 г. он числился в подмастерьях. И.Я.Вишняков Портрет молодого человека ~1750г, холст, масло, Львовская картинная галерея, Украина

Слайд 5

После смерти А.Матвеева, Вишняков стал мастером и принял руководство над Живописной командой. Дальнейшее его продвижение было довольно значительным. Он получил одно за другим звания прапорщика (1741г.) и капитана (1742г.), был возведен в ранг коллежского асессора, став таким образом дворянином (1745г.), а в 1752г. пожалован чином надворного советника и приведен к присяге. И.Я.Вишняков Портрет М. С. Бегичева 1757г, холст, масло, 92x78.5 cм музей В.А.Тропинина, Москва Матвей Семенович Бегичев - штаб-офицер артиллерии

Слайд 6

И.Я.Вишняков Вознесение 1755-1756г, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Художник работал в тесном контакте с зодчими В.В.Растрелли, М.Г.Земцовым и декоратором Дж. Валериани, участвовал в бесконечных перестройках, в реставрациях и новом строительстве Зимнего, Летнего и Аничкового дворцов, Триумфальных ворот в Москве, Петропавловского собора, оперных домов, Петергофского и Царскосельского дворцов. К сожалению, почти все его работы были переделаны в век классицизма. До нас дошел длинный список его трудов и всего лишь несколько сохраненных картин.

Слайд 7

Высокое профессиональное мастерство обеспечивало Ивану Вишнякову большую нагрузку, и живописная «служба» больше походила на военную: приказали, значит, надо срочно сделать самому или обеспечить исполнителями. Кажется, можно было утонуть в ворохе высочайших указов, счетов и отчетов. А ведь Вишняков не только руководил всеми живописными работами в Петербурге, Москве и в загородных резиденциях двора, он и непосредственно в них участвовал. И.Я.Вишняков Рождество Богоматери 1745г, холст, масло, 56.5 х 77.5 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (из Троицко-Петровского собора)

Слайд 8

За четверть века, проведенного во главе Живописной команды Канцелярии от строений, художником была создана целая школа, которая может быть по праву названа «школой И.Я.Вишнякова». Система обучения, разработанная А.Матвеевым и совершенствованная Иваном Яковлевичем, легла в основу принципов преподавания в Академии художеств. Живописцы Г.Молчанов, И.Бельский, А.Антропов , иконописец М. Колокольников и десятки менее знаменитых художников были учениками этого замечательного педагога и заботливого наставника. И.Я.Вишняков Портрет И.Н.Коцарева 1759г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва И.Н.Коцарев — представитель Комнатной конторы

Слайд 9

И.Я.Вишняков Портрет С.С.Яковлевой 1756г, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Вишняков никогда не выезжал из России, не погружался в иную художественную среду.Поэтому традиции русского искусства допетровского времени своеобразно сосуществуют в его живописи с новыми для России западноевропейскими принципами.

Слайд 10

В его портретах, особенно детских, отразился дух русского рокайльного искусства (в стиле рококо), но в них нет бездушности, фривольности, наружной слащавости и галантности, присущих западному рококо. И.Я.Вишняков Девочка с птичкой холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Слайд 11

Вишняков не прошел «академической выучки», но знает об анатомии, однако, спокойно идет на нарушение ее правил. В знаменитом «Портрете Сарры-Элеоноры Фермор» ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В.Фермора чрезмерно длинными руками. Словно дивный цветок неземной красоты, расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико И.Я.Вишняков Портрет Сарры-Элеоноры Фермор 1750г, холст, масло, 138 Х 114,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Слайд 12

Лицо его на первый взгляд кажется схожим по живописи с лицом сестры; незаметные в своей легкости мазки белой, порой чуть подцвеченной краски, в нужных местах оставляющие открытым желтый грунт с проступающей текстурой холста, создают впечатление бесплотности, воздушного сияния. Родственно раннему портрету и ощущение безмятежной тишины, высокого целомудрия образа. Однако имеются и значительные различия. Лицо мальчика бедней красочными оттенками и тончайшими нюансами света. Вместо этого появились тяжелые и широкие темные тени. Резче прочерчены брови и не столь мягки переходы в рельефе лица. В целом живопись стала плотней и суше, отчего пострадали живость и свежесть образа. Возможно, глаза стареющего мастера уже не были, как прежде, чуткими к неуловимым нюансам света и тени; но возможно также и то, что живопись лица была повреждена другим художником, переписавшим портрет еще при жизни Вишнякова в связи с произведением Вильгельма в сержантский чин и необходимостью нарядить его в соответствующий мундир. При этой переделке, очевидно, возникли грубые ошибки в рисунке фигуры, которых не мог допустить сам Вишняков, например в неестественном повороте представлена стопа левой ноги, руки не ощутимы под рукавами кружевной сорочки. Чуждыми образному строю Вишнякова выглядят плотные, как бы овеществленные цвета одежд и темные, невыразительные краски фона, где изначально, как на портрете Сарры Элеоноры, архитектурные детали сочетались с пейзажем. И.Я.Вишняков Портрет Вильгельма Георга Фермора брата Сарры-Элеоноры Фермор 1750г, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Слайд 13

Портрет Елизаветы Петровны 1743г, холст, масло, 255 х 180 cм Государственная Третьяковская галерея, Москва Безупречный «глаз» художника и безукоризненный вкус вывели Вишнякова в ряд лучших портретистов того времени. Недаром, он был допущен, не только копировать, но и писать портреты царствующих особ, а затем «тиражировать» их для многочисленных дворцов, государственных учреждений и частных высокопоставленных лиц. Художнику нравилась декоративная роскошь парадных нарядов его эпохи, их театральность и праздничность. С восхищением он передает вещность и предметность мира, тщательно, с любовью выписывает изумительные костюмы XVIII столетия, с их тканями со сложными узорами, различных расцветок и фактур, с тончайшими вышивками и кружевами и украшениями. Как мастер-декоратор Вишняков создает исключительную цветовую гамму. И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он осязаем, и напоминает, по словам искусствоведа Т.В.Ильиной, «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени». А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей .

Слайд 14

Вишнякова отличало стремление изображать ни чем не знаменитых людей, раскрывать перед зрителем особое, личное пристрастие к обычному человеку стало несомненным новаторством художника в русском искусстве. И.Я.Вишняков Портрет К.И.Тишининой 1755г, холст, масло, 100.2 x 82 cм. Рыбинский историко-художественный музей Вишняков знает о прямой перспективе и использует ее, когда это совершенно необходимо, но скрупулезное соблюдение ее законов для него не более чем докучливая условность ( «Портрет Вильгельма Георга Фермора»). Он знает, что узоры на одежде должны следовать за ее складками, но тяга к декоративности чувств побеждает, и растительный узор и цветы на костюмах его персонажей распускаются зачастую как бы поверх складок, не желают полностью подчиняться их изгибам.

Слайд 15

Военный камзол — отнюдь не дань карнавальной моде. Детей из знатных дворянских семей еще при рождении записывали в армию, так что к совершеннолетию они получали офицерский чин. В предыдущие столетия pебенок считался маленькой копией, уменьшенным вариантом взрослого человека — отсюда и обращение на «вы» к сиятельным детям и наряды, как у взрослых. Федя Голицын нарисован в такой позе, в какой обычно изображали умудренных жизнью и опытом полководцев: подбоченясь, по-хозяйски засунув руку за борт камзола, перетянутый поясом, он крепко стоит на широко расставленных ногах. Прислоненное к стулу ружье намекает, что Федя в свои юные годы -- отличный охотник; взгляд же его проницателен и мудр, как у ловкого придворного. Одежда, в данном случае мундир конногвардейца, трактуется подчеркнуто декоративно. Цветовые пятна темно-синего, почти черного кафтана и красного камзола, золотого шитья подчеркивают светлоый тон, которым написаны лицо и волосы ребенка. В портрете мальчика Голицына прослеживается русская традиция портретной живописи, которая вела свое начало от парсунной живописи Древней Руси. В основе выразительности парсуны лежал контраст подкупающей правды изображения лица и условной, как бы распластанной на плоскости фигуры. Художник еще не свободен от прежних иконописных принципов письма: нейтральный глухой фон высветлен вокруг фигуры мальчика подобно нимбу над головой святого. Передача объемов также не входила в творческую задачу: изображение нарочито плоскостно, никаких градаций цвета, наоборот — как в живописи русских авангардистов, каждому цвету на этом старинном полотне отведен свой сегмент. И.Я.Вишняков Портрет Ф.Н.Голицына в детстве 1760г, холст, масло,119.3 x 68.2 cм. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Слайд 16

Портрет Василия Дарагана 1745г, холст, масло Музей искусства и истории, Чернигов, Украина Репрезентативный портрет Василия Дарагана написан по случаю возведения его в кавалер-пажи. Здесь все как у взрослых: позы, жест, парадный костюм с дорогим серебряным шитьем, черная треуголка и даже шпага. Видно, как трудно выстоять ребенку сеанс позирования, и он с трудом сдерживает улыбку и желание убежать. Шести-восьмилетний мальчик с живым, веселым взглядом широко открытых глаз простодушен и непринужден. С годами Иван Яковлевич все больше тяготел к религиозной живописи и даже отстаивал свое право не только контролировать, но и писать иконостас для Андреевского собора в Киеве (икона Богоматери с младенцем, образ Св.Апостола Андрея Первозванного, 1750-1753 гг.). До самой смерти работал он над иконами большой церкви Зимнего дворца (1761г.). Но портрет, который в русском искусстве был проверкой на высшую ступень живописного мастерства, остался ведущим жанром в творчестве Вишнякова.

Слайд 17

https://ru.wikipedia.org/wiki/Вишняков,_Иван_Яковлевич http://www.nearyou.ru/vishnyakov/0vishn.html