Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-х 30-х гг.

Боярская Ирина Сергеевна

Особое место в плакате тех лет занимала новаторская форма агитационного искусства – «Окна сатиры РОСТА» 

•Революция попыталась использовать новые художественные формы: украшение манифестаций, шествий, массовых празднеств
•Монументальные панно, эскизы оформления площадей, улиц, домов исполняли такие известные мастера, как К.С. Петров-Водкин, К.Ф. Юон, Е.Е. Лансере, Н.А. Касаткин, И.И. Бродский, Б.М. Кустодиев.
Организация, открыто стоявшая на революционных позициях, АХРР (Ассоциация художников революционной России, с 1928 г.–АХР–Ассоциация художников революции), возникла в 1922 г. на основе Товарищества передвижных художественных выставок (после его последней 47-й выставки). 
12 апреля 1918 г. был опубликован декрет СНК «О памятниках Республики», вслед за которым началось осуществление «ленинского плана монументальной пропаганды», на идею которого Ленина натолкнула книга утописта Томмазо Кампанеллы «Город Солнца». Ленин считал, что нужно широко использовать все виды монументального искусства как мощное средство политической пропаганды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1chast_1920_gody_20_veka_sotsrealizm.pptx2.91 МБ
Файл sotsrealizm_2_chastpptx.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-х 30-х гг . 1 часть Выполнила: учитель МХК ГБОУ Школа №717 Боярская И.С.

Слайд 2

Скульптура 12 апреля 1918 г. был опубликован декрет СНК « О памятниках Республики » , вслед за которым началось осуществление « ленинского плана монументальной пропаганды » , на идею которого Ленина натолкнула книга утописта Томмазо Кампанеллы « Город Солнца » . Ленин считал, что нужно широко использовать все виды монументального искусства как мощное средство политической пропаганды . Например, скульптуре здесь должно быть отведено одно из первых мест. В соответствии с выработанным планом монументальной пропаганды были убраны памятники, не представлявшие, по мнению новой власти, ни исторического, ни художественного интереса, и стали создаваться памятники (бюсты, фигуры, стелы, памятные доски) героям революции, общественным деятелям, а также ученым, писателям, поэтам, художникам, композиторам, артистам, т. е., по выражению Ленина, « героям культуры » ...

Слайд 3

Плакат Из всех жанров плакат быстрее всего откликался на события.Он печатался большими тиражами на разных национальных языках и потому проникал в самые отдаленные уголки страны. Так, первый плакат издательства ВЦИК «Царь, поп и кулак» (1918) вышел сразу на 10 языках.

Слайд 4

Окна РОСТА Особое место в плакате тех лет занимала новаторская форма агитационного искусства – «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства), в которых большую роль играли М. Черемных, В. Маяковский, Д. Моор . «Это протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов».

Слайд 5

Плакаты типа «Товарищи, не поддавайтесь панике!», «Надо быть готовым!» (оба – 1920), исполненные по трафарету и раскрашенные от руки в два-три цвета, совмещающие на одном листе несколько взаимосвязанных эпизодов и сопровождаемые острым текстом, откликались буквально на все события времени, на самые злободневные вопросы. Они призывали к обороне страны, клеймили дезертиров, разъясняли события, агитировали за новое в быту. Это было тенденциозное, в необходимом политическом «ключе» пропагандистское искусство. «Окна РОСТА» просуществовали с осени 1919 г. до 1921. Сначала они исполнялись в одном экземпляре, потом стали размножаться до нескольких сотен экземпляров и расклеивались в витринах 47 отделений РОСТА или окнах магазинов, в клубах, на вокзалах. «Окна РОСТА» оказали большое влияние на графику времени Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. («Окна ТАСС»). Революция попыталась использовать новые художественные формы: украшение манифестаций, шествий, массовых празднеств

Слайд 6

Монументальное панно Революция попыталась использовать новые художественные формы: украшение манифестаций, шествий, массовых празднеств Монументальные панно, эскизы оформления площадей, улиц, домов исполняли такие известные мастера, как К.С. Петров-Водкин, К.Ф. Юон , Е.Е. Лансере, Н.А. Касаткин, И.И. Бродский, Б.М. Кустодиев.

Слайд 7

АХРР Организация, открыто стоявшая на революционных позициях, АХРР (Ассоциация художников революционной России, с 1928 г.–АХР–Ассоциация художников революции), возникла в 1922 г. на основе Товарищества передвижных художественных выставок (после его последней 47-й выставки). Ассоциация по изучению современного революционного быта , в нее вошли и некоторые члены «Союза русских художников». В декларации АХРР объявлялось гражданским долгом мастера «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве ». И они действительно стремились «художественно-документально запечатлеть » жизнь и быт рабочих, крестьян, красноармейцев , о чем говорят названия их выставок: «Жизнь и быт рабочих» (1922), «Жизнь и быт Красной Армии» (1923), «Жизнь и быт народов СССР» (1926) и пр.

Слайд 8

Г.Г.Ряжский И.И. Бродский М.Б. Греков П.В.Кузнецов К.С.Петров-Водкин М.С.Сарьян В.А. Фаворский Ю.И.Пименов А.Г. Тышлер А.Д. Гончаров А.А. Дейнека

Слайд 9

Ряжский Георгий Георгиевич (1895 —1952) В 1918-20 гг. учился в Государственных свободных художественных мастерских — Вхутемасе у Казимира Малевича. В 1922 организовал группу Н. О. Ж., с 1929 по 1931 год — во Вхутеине , работал в Училище памяти 1905 года, с 1934 года — в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, с 1940 года — профессор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944 г.). Действительный член Академии художеств СССР (1949 г.). В 1949-52 годах — академик-секретарь Президиума Академии Художеств СССР.

Слайд 10

Делегатка 1927 Девушки с письмом. 1949-50

Слайд 11

«Колхозница-бригадир» «На досуге». 1939

Слайд 12

Ряжский развивает такой жанр портрета «портрет-тип». Он оставил след в живописи своим обобщенным образом советской Женщины, принявшей самое деятельное участие в строительстве нового мира. «Делегатка» (1927, ГТГ), «Председательница» (1928, ПТ) – это не индивидуальный портрет, а портрет-картина. Это люди, рожденные новой жизнью, сами ее строящие, волевые, почти фанатичные

Слайд 13

«Письмо». 1939 «Председательница». 1932

Слайд 14

«Перед сменой».

Слайд 15

Натюрморты

Слайд 16

Слева направо Георгий Ряжский, Юрий Пименов, Фёдор Богородский , Александр Дейнека.

Слайд 17

« Ахрровцы », как правило, работали во всех основных жанрах советской живописи. Основное место занимала историко-революционная тема, отражающая государственную политику в искусстве. Через этот жанр создавалась и определенная мифологизация истории. Ведущую роль в развитии советской живописи 1920-х годов и в историко-революционном жанре в частности сыграл Исаак Израилевич Бродский (1883–1939), работавший прямо по политическому заказу и создавший свою живописную « Лениниану », положившую начало «культовым» произведениям, по сути, основным в советском искусстве. Он явился одним из тех художников, кто определял официальную линию развития современного отечественного искусства. Первое свое произведение о Ленине он создал еще в 1919 г. Художник, по его словам, долго искал синтетический образ «вождь и народ». Сначала это были решения диаметральные: то у художника получался один образ вождя, а люди, его слушающие, превращались в безликую массу («Ленин и манифестация», 1919), то, наоборот, Ленин терялся в этой массе («Выступление В.И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в 1917 году», 1929). Наиболее удачным он считал изображение вождя в своем кабинете в Смольном («Ленин в Смольном», 1930), образ, как казалось художнику, простой и искренний

Слайд 18

Исаак Израилевич Бродский (1883-1939) Портрет И.И.Бродского кисти Репина 1905 год явился поворотным в творчестве художника. Он участвовал в революционном движении и создал ряд направленных против самодержавия политических карикатур для сатирических журналов.

Слайд 19

В 1909 году Бродский едет на полгода во Францию, по программной поездке, предоставленной Академией. Путешествует по Германии, Испании и Англии. Из поездки он привозит великолепные этюды и картины. Его работы были столь успешны, что Совет Академии продлевает ему срок заграничной командировки и отправляет его на полгода в Италию. В период с 1910 по 1911 год Бродский живет на Капри в гостях у М.Горького, который собрал вокруг себя кружок из выдающихся русских художников. Здесь художник выполнил портрет хозяина. Итогом этой поездки стали большие работы «Сказка», «Италия», выполненные в 1911 г.

Слайд 20

«Италия» Предыдущая «Сказка»

Слайд 21

В его ранних пейзажах чувствуется влияние символизма и модерна. В 1913 году на Международной выставке в Мюнхене художник выставил свою картину «Зима в провинции», за которую позже получил Золотую медаль.

Слайд 22

«Ледоход во Пскове»

Слайд 23

Портреты большевистских лидеров В феврале 1917 года он рисует портрет Керенского , а после октября 1917 года начинает рисовать портреты большевистских лидеров. Октябрьский переворот 1917 года стал крутым поворотом не только в истории России, но и в судьбах многих россиян.

Слайд 24

В 1919 году Бродский пишет картину «В.И. Ленин и манифестация». Это первый портрет деятелей новой эпохи. Далее следует цикл «Революция в России».

Слайд 25

«Расстрел 26 бакинских комиссаров».

Слайд 26

В 1920-е годы художник продолжает работу над образом В.И. Ленина. «Ленин в Смольном»

Слайд 27

В 1937 году на Международной выставке в Париже в советском павильоне были выставлены картины Бродского «Ленин на Путиловском заводе

Слайд 28

«Портрет И.В.Сталина» В 1928 году художник начал работу над созданием портретов И.В. Сталина. Помимо портретов он создал серию графических портретов руководителя партии и Советского государства. Портреты отличаются документальной точностью и высоким мастерством исполнения.

Слайд 29

« Днепрострой » «М. Фрунзе на маневрах»

Слайд 30

«Опавшие листья» С 1932 года Бродский занимается педагогической деятельностью - был профессором, а с 1934 года и до самой смерти - директором Всероссийской Академии художеств в Ленинграде

Слайд 31

«Автопортрет с дочерью»

Слайд 32

«На даче».

Слайд 33

Греков Митрофан Борисович (1882-1934) Мастер батальной живописи, М. Б. Греков сыграл заметную роль в развитии отечественного искусства. Будучи приверженцем реалистических традиций русской живописной школы XIX в., он был пропагандистом зарождающегося официального стиля эпохи - социалистического реализма. Во время учебы он участвует в работе над знаменитыми панорамами своего педагога А. Ф. Рубо - "Оборона Севастополя" (1907) и "Бородинская битва" (1911). С начала Первой мировой войны оказывается на германском фронте.

Слайд 34

«Бой при Егорлыкской»

Слайд 35

«Взятие Воронежа»

Слайд 36

«Замерзшие казаки генерала Павлова»

Слайд 37

«Кавалерийская атака»

Слайд 38

«Ночная разведка»

Слайд 39

«Оборона Царицына»

Слайд 40

«Разоружение деникинцев »

Слайд 41

ОСТ Позже молодежь – А.А. Дейнека (1899–1969), Ю.П. Пименов (1903–1977), А.Д. Гончаров (1903–1979) и другие, также в основном воспитанники Вхутемаса , под руководством Д. Штеренберга вошли в состав Общества станковистов – ОСТ (1925). « Ахрровцы » были скорее художниками-фиксаторами факта, часто не умевшими избежать натуралистичности и поверхностного бытописательства . « Остовцы » боролись за законченную, претендующую на обобщение станковую картину, в которой стремились передать дух современности, как они его понимали, жизнь новой, индустриальной России, и прежде всего нового человека – строителя этого индустриального мира, прибегая к минимуму выразительных средств, но очень динамично. Излюбленным становится образ спортсмена (отсюда изображение соревнований, кроссов, спринтеров, футболистов, гимнастов). « Остовцы » основываются не на традициях передвижничества с его бытописательством и описательством, а обращаются к динамике и деформации экспрессионизма, к фрагментарной композиции, которой можно было учиться у импрессионистов, к законам лапидарности монументальной живописи. Типичным произведением ОСТа была «Оборона Петрограда» Дейнеки (1928, экспонировалась на выставке «10 лет РККА»). В ней наиболее остро сказалась поэтика « остовцев »: определенный ритм (мерный – нижних рядов вооруженных людей, идущих защищать Петроград, и рваный, с паузами – группы раненых на мосту), острая выразительность ломкой линии силуэта, графическая четкость рисунка, пластичность и лаконизм изображения, скупость, даже схематизм колорита, построенного на сопоставлении серого и черного с вкраплением коричневого в лицах и одеждах, роднящие живопись ОСТа с графикой, прежде всего с плакатом. Противопоставление верхнего и нижнего ярусов в картине Дейнеки, чередование фигур и пауз между ними сообщают ей драматическую напряженность, передают жесткие и жестокие ритмы суровой эпохи первого революционного десятилетия. Изобразительный язык картины дает нам представление о будущем творчестве Дейнеки...

Слайд 42

Дейнека Александр Александрович (1899-1969) Картины А. А. Дейнеки как бы воплощают пафос советской истории 1920-30-х гг., ее наглядные лозунги и призывы. Радость от торжества индустриализации и прогресса техники, вера в здоровый дух в здоровом теле - это ощущение мира отразилось в его живописи и графике с абсолютной полнотой и достоверностью

Слайд 43

«Оборона Петрограда» Прежде всего, Дейнека не был скован живописной традицией, как таковой. Он учился на полиграфическом отделении Вхутемаса ; работал в плакатной и журнальной графике (в журналах "Безбожник у станка","Прожектор"и в свою живопись привнес чисто графическое понимание формы.

Слайд 44

«Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-х 30-х гг . 2 часть Выполнила: учитель МХК ГБОУ Школа №717 Боярская И.С.

Слайд 2

«Оборона Севастополя»

Слайд 3

«Сбитый ас» На стройке новых цехов»

Слайд 4

«Донбасс»

Слайд 5

«Текстильщицы»

Слайд 6

«На просторах подмосковных строек»

Слайд 7

В творчестве Дейнеки в полной мере воплотились идеи и художественные принципы мастеров ОСТа - " техницистов ", вдохновленных новой жизнью, прежде всего ее индустриальными и спортивными аспектами, и стилистически тяготеющих к немецкому экспрессионизму. Даже после распада объединения (в 1931 г.) художник во многом остается верен его направленности, разве что тема спорта отчетливо выходит на первый план, обретая вполне аллегорическое звучание: спорт как воплощение силы, здоровья и радости, символ физической, а значит, и духовной гармонии нового человека. Но сама его живопись становится менее конструктивно жесткой, условность композиций ближе теперь не к чертежной, а скорее к фресковой. «Баскетбол»

Слайд 8

«Эстафета по кольцу Б»

Слайд 9

«Бег»

Слайд 10

«Юность»

Слайд 11

«Парижанка» Однако параллельно развивается, с годами становясь все более значимой, иная область его творчества - камерные портреты, натурные пейзажи. В этих "малых" жанрах, уже не будучи связан задачей дать емкий образ времени, Дейнека вдруг обретает лиричность, в них открывается талант тонкого живописца, до поры как бы скрытый.

Слайд 12

Пейзаж

Слайд 13

«Под Курском. Река Тускорь »

Слайд 14

«Раздолье»

Слайд 15

«Будущие летчики»

Слайд 16

«Отдыхающие дети»

Слайд 17

«В Крыму» «Доярка»

Слайд 18

«Мать»

Слайд 19

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич ( 1878-1939) Творческая судьба К. С. Петрова-Водкина складывалась счастливо. Превращение сына сапожника в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из волжского захолустья в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Рим, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства в рафинированных столичных кругах - все это кажется фантастичным. Художник колебался в выборе между живописью и литературой.

Слайд 20

«Купание красного коня» Пластическая проработка объемов вступает в противоречие с условностью цвета и уплощением пространства, здесь ясно прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций. Одни видели в Петрове-Водкине "новейшего декадента«. Сам же художник не мог судить о себе столь определенно: называя себя "трудным художником«.

Слайд 21

«Богоматерь Умиление злых сердец» Иконописная традиция, новое открытие которой состоял ось именно в это время.

Слайд 22

«Петроградская мадонна» Символична и картина «1918 год в Петрограде», или, как ее стали называть позднее, «Петроградская мадонна» (1920, ГТГ) – образ извечного материнства и женственности во все времена. Петров-Водкин верен своему поиску возвышенного нравственного идеала, имеющего общечеловеческую ценность и выраженного в обобщенной художественной форме.

Слайд 23

«1919 год. Тревога» «Мать»

Слайд 24

«Девушки на Волге» «Землетрясение в Крыму»

Слайд 25

«Смерть комиссара» «На линии огня»

Слайд 26

«В детской»

Слайд 27

«Полдень»

Слайд 28

«Скрипка» «Утренний натюрморт»

Слайд 29

Кузнецов Павел Варфоломеевич (1878-1968) От импрессионизма к символизму - такова основная тенденция, определившая поиски Кузнецова в ранний период творчества. Отдав должное пленэрной живописи, молодой художник стремился обрести язык, который мог бы отобразить не столько впечатления зримого мира, сколько состояние души.

Слайд 30

«Вечер в степи»

Слайд 31

«Мираж в степи»

Слайд 32

«В степи».

Слайд 33

«Любовь матери» «Любовь»

Слайд 34

«Натюрморт с сюзане»

Слайд 35

«Бухарский натюрморт» «Натюрморт Утро.»

Слайд 36

Сарьян Мартирос Сергеевич (1880-1972) Живописец, график, крупнейший мастер армянской живописи XX в., творчески продолживший традиции символизма. Значительная часть его композиций 1910-х годов сложилась в серию "Сказки и сны". На изобразительную манеру Сарьяна оказало влияние творчество П. Гогена и А. Матисса , проявившееся в ярком локальном цвете его полотен и обостренном линейном ритме.

Слайд 37

«Гора Арагац летом»

Слайд 38

«Гора Арагац»

Слайд 39

«Горный пейзаж. Сурбхачские скалы. Гохтан »

Слайд 40

«Горы. Армения» «Горы. Армения»

Слайд 41

«Пестрый пейзаж» «Улица. Полдень. Константинополь»

Слайд 42

АХРР сыграла важную роль в объединении советских художников, в распространении искусства «в массах». Достаточно сказать, что за годы своего существования АХРР (АХР) организовала в Москве и других городах 72 выставки.

Слайд 43

Архитектура Масса замыслов в эти годы была у архитекторов. Они создавали гигантские планы строительства невиданных ранее городов будущего (вспомним проекты Леду времени Французской революции). Но возможностей для осуществления этих проектов пока не было. Большое влияние на архитекторов в эти годы оказал конструктивизм. В 1919 г. В.Е. Татлин спроектировал своеобразное произведение «Башня III Интернационала». Это должна была быть огромная конструкция, вокруг наклонной оси которой вращались стеклянные помещения. Совершенно справедливо замечено исследователями, что, хотя идея Татлина и не воплотилась реально, она не была, однако, такой уж фантастической: в той или иной степени современные архитекторы используют ее если не в архитектуре, то в сфере того, что мы называем теперь современным индустриальным дизайном.

Слайд 44

Скульптура В 1926 г. в Москве создается Общество русских скульпторов (ОРС), куда вошли мастера различных художественных школ и ориентации: А. Голубкина , А. Матвеев, И. Андреев, И. Шадр , В. Мухина, С. Лебедева, И. Чайков, В. Ватагин , В. Домогацкий , И. Ефимов и др., – но всех их объединил интерес к современности. Некоторые из членов ОРС были и членами АХРР. Общество просуществовало до 1932 г.

Слайд 45

Источники http://www.artsait.ru http://www.renclassic.ru/Ru/35/1097/