МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД : «Реализация системно - деятельностного подхода через игровые технологии»
Традиционная система образования в детской школе искусств опиралась и опирается на репродуктивное образование: память обучающихся загружается многочисленными фактами, именами, понятиями. Безусловно, такие знания составляют основу предметных знаний и умений, но в современной жизни обучающийся должен уметь выполнять заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.
Современным преподавателем процесс учения должен пониматься не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
Важнейшей задачей современного образования является формирование у обучающихся готовности эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели. Это можно решить с помощью игровых технологий.
Учитывая, что в настоящее время без информационных технологий уже невозможно представить современную школу, роль ИКТ при использовании игровых приемов неуклонно повышается. Применение игр с использованием ИКТ усиливает положительную мотивацию обучения и активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность школьников и оживить учебный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2015.docx | 459.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность
Б. Шоу
1. Системно-деятельностный подход и игровые технологии в образовательном процессе ДШИ
Традиционная система образования в детской школе искусств опиралась и опирается на репродуктивное образование: память обучающихся загружается многочисленными фактами, именами, понятиями. Безусловно, такие знания составляют основу предметных знаний и умений, но в современной жизни обучающийся должен уметь выполнять заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.
Вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас». Поэтому перед современным преподавателем в детской школе искусств, ставятся следующие задачи:
- научить получать знания (учить учиться)
- научить работать и зарабатывать (учение для труда)
- научить жить (учение для бытия)
- научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Современным преподавателем процесс учения должен пониматься не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
В основе современного образования в области искусств лежит системно-деятельностный подход, который предполагает формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям «знаниевого» общества, инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества.
Системно-деятельностный подход предполагает, что вместо простой передачи знаний, умений, навыков от преподавателя к обучающемуся приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Важнейшей задачей современного образования является формирование у обучающихся готовности эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели. Это можно решить с помощью игровых технологий.
Современный школьник проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причем в позиции активного игрока. Не будем обсуждать хорошо это или плохо. Давайте акцентируем внимание на том, что игроки часто демонстрируют настойчивость, способность рисковать, внимание к деталям, и навыки решения проблем, то есть все типы поведения, которые в идеале должны быть в школах.
Одним из средств развития ключевых компетенций* обучающихся и интенсификации процесса обучения является дидактическая игра
Ключевые компетентности1:
- готовность к разрешению проблем;
- готовность к самообразованию;
- готовность к использованию информационных ресурсов;
- готовность к социальному взаимодействию;
- коммуникативная компетентность.
Интенсификация2 - от латинского Intension - "напряжение, усилие", facio - "делаю" - увеличение напряжённости, повышение производительности
Дидактические принципы системно-деятельностного подхода 1) Принцип деятельности - заключается в том, что обучающийся, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам. Активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире искусств. 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. |
2. Использование готовых игровых ресурсов
Образование должно возбуждать «интерес к знанию и охоту к учению». Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательность-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение и творчество. Учитывая, что в настоящее время без информационных технологий уже невозможно представить современную школу, роль ИКТ при использовании игровых приемов неуклонно повышается. Применение игр с использованием ИКТ усиливает положительную мотивацию обучения и активизирует познавательную деятельность обучающихся. Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность школьников и оживить учебный процесс. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Игровые приемы можно использовать как во время уроков: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, так и при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Можно использовать на уроках уже существующие он-лайн сервисы, например:
Современный преподаватель должен уметь и сам создавать обучающие игры с помощью сервисов сети Интернет, например:
|
Современный уровень информатизации образования предоставляет учителю возможность дополнить электронные образовательные ресурсы по своему предмету собственными разработками, даже не имея навыков программирования.
Конструктор позволяет
- наполнять дидактические игры конкретным содержанием,
- влиять на уровни сложности заданий,
- учитывать индивидуальные способности и потребности каждого ребёнка с учётом его возраста,
- адаптировать игры к своей предметной области,
- обеспечить их интерактивность,
- отслеживать промежуточные этапы,
- обеспечить контроль за выполнением заданий,
- провести анализ результатов.
Данный проект состоит из 5-ти прототипов-сценариев, в рамках которых учитель может создавать свои дидактические игры:
Сядь на поезд
Данная игра позволяет подготовить
- Альтернативные тесты (Правильно – неправильно)
- Тесты с выбором ответа.
Воришка Кот
- Конструирование альтернативных тестов (Правильно – неправильно).
- Тесты с выбором ответа.
- Тест с записью ответа.
Футбол +
- Конструирование альтернативных тестов (Правильно – неправильно).
- Тесты с выбором ответа.
Заколдованный замок
В этом прототипе активно используется технология Draganddrop (перетаскивание объектов).
Позволяет удалять слова и строить предложения.
Авиаперелет
Конструирование альтернативных тестов (Правильно – неправильно).
Тесты с выбором ответа.
Конструктор позволяет включить/выключить звуковое сопровождение, определить количество заданий, скорость их решения. Многие из дидактических игр можно использовать не только для дистанционного обучения, но и в школе на интерактивной доске.
Например, для урока «История изобразительного искусства» я разработала игру по сценарию «Авиаперелет» «Возвращение из Древней Греции» в которой обучающемуся предлагается пройти тест на знание Древнегреческой вазописи, заработать баллы и купить на них билет домой. (https://www.google.com/url?q=http%3A%2F%2Fwww.umapalata.com%2Fuschool%2Fexpo%2Falldizz%2F2090.html%3FLANG%3DRU)
Также в практике любого преподавателя могут пригодиться онлайн кроссворды по изученным темам, которые позволяет создавать ресурс «Фабрика кроссвордов» (http://puzzlecup.com) . Обучающийся разгадывает кроссворд онлайн, на компьютере, и программа проверяет правильность ответов, чем заметно облегчает жизнь преподавателя.
Например, для закрепления изученного по теме «Графика», я составила следующий кроссворд http://puzzlecup.com/crossword-ru/?guess=C7AB30C8366D6AC4
В заключении, хочется добавить «ложку дёгтя»: все эти очень полезные электронные ресурсы доступны лишь при стабильном доступе к Интернету.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
ТЕМА:
«Реализация системно - деятельностного подхода через игровые технологии»
ПОДГОТОВИЛА:
Преподаватель изобразительного искусства МКОУ ДОД «Студенокская ДШИ»
Лысенко Елена Александровна
2015 г.