МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД : «Реализация системно - деятельностного подхода через игровые технологии»

Лысенко Елена Александровна

Традиционная система образования в детской школе искусств опиралась и опирается на репродуктивное образование: память обучающихся загружается многочисленными фактами, именами, понятиями. Безусловно, такие знания составляют основу предметных знаний и умений, но в современной жизни обучающийся должен уметь выполнять заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.

 

Современным преподавателем процесс учения должен пониматься не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

Важнейшей задачей современного образования является формирование у обучающихся готовности эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.  Это можно решить с помощью игровых технологий.

Учитывая, что в настоящее время без информационных технологий уже невозможно представить современную школу, роль ИКТ при использовании игровых приемов неуклонно повышается. Применение игр с использованием ИКТ  усиливает положительную мотивацию обучения и активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность школьников и оживить учебный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2015.docx459.27 КБ

Предварительный просмотр:

Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность
Б. Шоу

1. Системно-деятельностный подход и игровые технологии в образовательном процессе ДШИ

Традиционная система образования в детской школе искусств опиралась и опирается на репродуктивное образование: память обучающихся загружается многочисленными фактами, именами, понятиями. Безусловно, такие знания составляют основу предметных знаний и умений, но в современной жизни обучающийся должен уметь выполнять заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.

Вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Качество образования на современном  этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас». Поэтому перед современным преподавателем в детской школе искусств, ставятся следующие задачи:

  •   научить получать знания (учить учиться)
  •     научить работать и зарабатывать (учение для труда)
  •     научить жить (учение для бытия)
  •     научить жить вместе (учение для совместной жизни)

Современным преподавателем процесс учения должен пониматься не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

В основе современного образования в области искусств  лежит системно-деятельностный  подход, который предполагает формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям «знаниевого» общества, инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества.
Системно-деятельностный подход предполагает, что вместо простой передачи знаний, умений, навыков от преподавателя к обучающемуся приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Важнейшей задачей современного образования является формирование у обучающихся готовности эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.  Это можно решить с помощью
игровых технологий.
Современный школьник проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причем в позиции активного игрока. Не будем обсуждать хорошо это или плохо. Давайте акцентируем внимание на том, что игроки часто демонстрируют настойчивость, способность рисковать, внимание к деталям, и навыки решения проблем, то есть все типы поведения, которые в идеале должны быть в школах.
Одним из средств развития ключевых компетенций
* обучающихся и интенсификации процесса обучения является дидактическая игра


Ключевые компетентности1:

  •     готовность к разрешению проблем;
  •     готовность к самообразованию;
  •     готовность к использованию информационных ресурсов;
  •     готовность к социальному взаимодействию;
  •     коммуникативная компетентность.

   

Интенсификация2 - от латинского Intension - "напряжение, усилие", facio - "делаю" - увеличение напряжённости, повышение производительности

Дидактические принципы системно-деятельностного подхода

1) Принцип деятельности - заключается в том, что обучающийся, получает  знания не в готовом виде, а добывает их сам.  Активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире искусств.

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Таким образом, в основе педагогических приемов и  техник, используемых на уроке, должны лежать следующие основные принципы: принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип открытости, принцип свободы, принцип творчества и принцип идеальности.

2. Использование готовых игровых ресурсов

Образование должно возбуждать «интерес к знанию и охоту к учению».
Я. А. Каменский

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательность-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение и  творчество. Учитывая, что в настоящее время без информационных технологий уже невозможно представить современную школу, роль ИКТ при использовании игровых приемов неуклонно повышается. Применение игр с использованием ИКТ  усиливает положительную мотивацию обучения и активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность школьников и оживить учебный процесс.  Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Игровые приемы можно использовать как во время уроков: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, так и при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

Можно использовать на уроках уже существующие он-лайн сервисы, например:

  • EOMI (http://eomi.ru/)  - это большая русскоязычная энциклопедия музыкальных инструментов. Ее можно использовать, например, на уроках «Слушание музыки», «Музыкальная литература» -  для онлайн знакомства со звучанием различных музыкальных инструментов.
  • Старое радио (http://www.staroeradio.ru/) - национальный российский аудиофонд. В прямом эфире можно, например,  на уроках «Музыкальная литература» слушать радиопостановки, музыкально-литературные композиции, театр у микрофона, старые радиоспектакли, оперетты, детские сказки, басни, литературные чтения, стихотворения, а также свыше двух с половиной тысяч старых музыкальных произведений.
  • Google Art Projec ( https://www.google.com/culturalinstitute/project/art-project) - огромный виртуальный музей. Благодаря поддержке сотен музеев, культурных учреждений и архивов компании Google удалось собрать ценнейшие материалы о мировой культуре. На сайте размещены цифровые фотовыставки, освещающие множество важных исторических моментов. К Арт-проекту подключились музеи из 40 стран мира. Их экспонаты – известные полотна, скульптуры, мебель и многое другое – были сфотографированы в высоком разрешении и размещены в Интернете. Такой сервис просто незаменим на уроках по изобразительному искусству.

Современный преподаватель должен уметь и сам создавать обучающие игры с помощью сервисов сети Интернет, например:

Современный уровень информатизации образования предоставляет учителю возможность дополнить электронные образовательные ресурсы по своему предмету собственными разработками, даже не имея навыков программирования.

Конструктор позволяет

  • наполнять дидактические игры конкретным содержанием,
  • влиять на уровни сложности заданий,
  • учитывать индивидуальные способности и потребности каждого ребёнка с учётом его возраста,
  • адаптировать игры к своей предметной области,
  • обеспечить их интерактивность,
  • отслеживать промежуточные этапы,
  • обеспечить контроль за выполнением заданий,
  • провести анализ результатов.

Данный проект состоит из 5-ти прототипов-сценариев, в рамках которых учитель может создавать свои дидактические игры:

  1. Сядь на поезд um3

Данная игра позволяет подготовить

  • Альтернативные тесты (Правильно – неправильно)
  • Тесты с выбором ответа.

  1. Воришка Кот

  • Конструирование альтернативных тестов (Правильно – неправильно).
  • Тесты с выбором ответа.
  • Тест с записью ответа.
  1. Футбол +

um4

  • Конструирование альтернативных тестов (Правильно – неправильно).
  • Тесты с выбором ответа.

  1. Заколдованный замок

Uma igra

В этом прототипе активно используется технология Draganddrop (перетаскивание объектов).

Позволяет удалять слова и строить предложения.

  1. Авиаперелет

um1

Конструирование альтернативных тестов (Правильно – неправильно).

Тесты с выбором ответа.

Конструктор позволяет включить/выключить звуковое сопровождение, определить количество заданий, скорость их решения. Многие из дидактических игр можно использовать не только для дистанционного обучения, но и в школе на интерактивной доске.

Например,  для урока «История изобразительного искусства» я разработала игру по сценарию «Авиаперелет» «Возвращение из Древней Греции» в которой обучающемуся предлагается пройти тест на знание Древнегреческой вазописи, заработать баллы и купить на них билет домой. (https://www.google.com/url?q=http%3A%2F%2Fwww.umapalata.com%2Fuschool%2Fexpo%2Falldizz%2F2090.html%3FLANG%3DRU)

Также в практике любого преподавателя могут пригодиться онлайн кроссворды по изученным темам, которые позволяет создавать ресурс «Фабрика кроссвордов» (http://puzzlecup.com)  . Обучающийся разгадывает кроссворд онлайн, на компьютере, и программа проверяет правильность ответов, чем заметно облегчает жизнь преподавателя.

 

Например, для закрепления изученного по теме «Графика», я составила следующий кроссворд http://puzzlecup.com/crossword-ru/?guess=C7AB30C8366D6AC4 

В заключении, хочется добавить «ложку дёгтя»: все эти очень полезные электронные ресурсы доступны лишь при стабильном доступе к Интернету.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

ТЕМА:

«Реализация системно - деятельностного подхода через игровые технологии»

ПОДГОТОВИЛА:

Преподаватель изобразительного искусства МКОУ ДОД «Студенокская ДШИ»

Лысенко Елена Александровна

2015 г.