Линии в графике

Клонова Ольга Вячеславовна

Линии в природе, линии в искусстве. Можно ли создать идеальную картину?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока 6 класс

Тема урока: Линия и ее выразительные возможности. Арт - терапия.

Учитель

Посмотрите, что эти картинки объединяет. 

Ученики

Линии.

Учитель

 Перечисли случаи, когда  линии нам встречаются в природе.

Ученики

Перечисляют

Учитель

 Да, вот прямые, в ракушках, вот замкнутые на воде, вот чередующиеся в складках горных пород. Дюны, ветки деревьев,  узоры линий в замерзшей воде.

Учитель

А где мы можем встретить  линии в городах?

Ученики

Провода, перекрытия.

Учитель

 В городах так же встречаются линии, перекрытия зданий, переплетения проводов. Художники часто используют линии в своем творчестве. В рисунках, орнаментах,  шрифтовых композициях.

Самым известным мастером линии был Матисс- французский художник  начала века. Его линии живые, прихотливые, напоминают арабески. Он видил красоту линий в деревьях, цветах, позах натурщиц, танце. Вот его слова:

Матисс: счастлив тот, кто умеет петь с душою чистой и открытой... Нужно уметь находить радость во всём: в небе, в деревьях, в цветах. Цветы цветут всюду для всех, кто только хочет их видеть.

Научиться видеть красоту линий окружающих нас – это искусство!

А еще он мечтал об «уравновешенном искусстве, полном чистоты и спокойствия, которое дало бы отдых уму интеллектуального работника, подобно тому как кресло дает отдых физически усталому человеку.»

Как же научиться рисовать, например спокойную, умиротворяющую картины, на которой бы мог отдохнуть глаз?

Какие средства художественной выразительности мы знаем?

1Динамика или статика, элементов, входящих в композицию.

2 Главное, второстепенное.

3 Ритм (монотонный или нет)

4 Характер элементов точка, линия, пятно (качество и количество).

Давайте попробуем создать композицию о какой говорил Матисс?

Нужно исследовать способы  как это сделать.

Давайте начнем с динамической характеристики?

Линии,  какого характера преобладают в работах самого Матисса?
Ученики

Динамичные, и плавные.

Как передать линией движение (динамику)?

  1. спокойствие(безветрие)
  2. движение (суета)

Учитель

А теперь давайте угадаем что изображено на этой  работе?

Ученики

Город!

Учитель

А вот,  линии изображающие природу.

Сравните линии в двух работах, какой у них характер?

Подберите им название, используя прилагательное.

А какими средствами пользуются художники, что бы выделить тот или иной объект в композиции?

Посмотрите на доску,  и определите какой прием использовал художник в каждом  конкретном случае.

Давайте выделим эти средства.

1 Размер
2 Толщина
3 Пауза

4 Форма

5 Ритм

Ученики.

Учитель.

Что можно сказать об этих двух работах? Опишите характер линий, какие эмоции вызывают у вас эти работы?

(Пикассо. «Мир» и «портрет женщины»)

Ученики.

Учитель

Вы правы, у меня тоже портрет женщины в стиле кубизма вызывает чувство беспокойства, излишней нервозности. Да и стиль кубизма появился, именно тогда, когда в жизни людей появились  машины, и технический прогресс стал доминировать над гармоническими отношениями человека с природой.

Мы сегодня рассматривали картины изображающие лица, природу, город все это рисовалось линией.

Вот интересно, а можно ли выявить характер звука линией?

Звуки города и звуки леса.

Мы все живем в городах и устаем от суеты и шума, давайте сегодня создадим картину- отдых, которая будет нам напоминать о приятных днях на берегу моря.

Море бездонное, нежно манящее,
Тихий прибоя звон.
Чайки в небе натужно кричащие,
Пена, барашки волн.
Берег песчаный, влажный и трепетный,
Яркого солнца лучи.
Волны качаются с ритмами времени,
Вдаль унося корабли.

Для этого допишите предложение  Берег моря это …  

Для вдохновения мы включим приятную музыку моря и порисуем под успокаивающие волны, шум камушков крики чаек, впишем туда свое предложение о море. Ведь слова тоже - линии.

Для этого нам помогут артефакты, которые лежат у вас на столах. Попробуйте включать в свою композицию линии разной толщины,  разного размера и формы.

Матисс: Каждая часть картины играет свою роль, главную или второстепенную, все то, что не нужно в картине, вредит ей.          И не забудьте выделять главное.

Приступаем

В конце урока допишите предложение. Линией можно: передавать….

Давайте посмотрим, что мы получили, как мы использовали линии различного характера.