Совершенствование межпредметных связей в учебном процессе художественной школы. Методика преподавания композиции.
В данной работе представлен опыт проведения уроков по предметам «Композиция прикладная» и «Работа в материале. Прикладное творчество» в начальных классах художественной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovershenstvovanie_mezhpredmetnyh_svyazey_v_uchebnom_protsesse_hudozhestvennoy_shkoly.pptx | 525.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение В данной работе представлен опыт проведения уроков по предметам «Композиция прикладная» и «Работа в материале. Прикладное творчество» в начальных классах художественной школы. Методика проведения занятий по композиции является составной частью общей методики преподавания программы «Декоративно-прикладное творчество». Она тесно связана со всеми предметами учебного плана. Межпредметные связи позволяют эффективнее усвоить учебный материал, оптимизировать учебный процесс, повысить его результативность, использовать различные методы и формы учебно-воспитательного процесса, устранить перегрузки учителей и учащихся, совершенствовать профессиональный потенциал и рационально использовать рабочее время преподавателя. Самая главная цель , которая стоит перед учениками - это создание выразительного композиционного решения и его воплощение в материале . Без знания законов и приёмов композиции невозможно создать яркий художественный образ ни в станковой композиции, ни в декоративно-прикладном творчестве.
Первый год обучения Тема 1. 1«Декоративная композиция» С самых первых уроков закладываются знания об особенностях станковой и декоративной композиции, о законах и приёмах декоративной композиции. Формируются умения и навыки: - преобразовывать выбранные предметы в декоративное изображение. - поэтапной работы над сюжетной композицией. В декоративной композиции важную роль играет стилизация, то насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в неё что-то своё. Упражнения «Ассоциативные композиции из геометрических фигур» развивают композиционное и ассоциативное мышление.
Отрабатываются навыки трансформации форм, понятия формат. Изучаются элементы декоративной композиции. Задание « Пазлы » Образ создаётся из большого количества треугольников. Это приучает учащихся мыслить крупными формами и чувствовать формат, развивает воображение. Задание «Каждый охотник желает знать» Изучаются законы цветоведения и закрепляются знания полученные на уроках живописи.
Тема 2.1 «Стилизация форм растительного и животного мира» Задание «Осенние листья» Овладение навыками трансформации и стилизации природных форм. Умение использовать полученные знания в создании самостоятельных изделий. Задание « Выполнение вышивки с использованием декоративных швов» Выполняется образец вышивки с несложным рисунком, с использованием декоративных швов.
Задание «Знакомство с основными способами работы с фетром». Декоративная стилизация в текстильном произведении предполагает декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда методов и приемов - упрощения рисунка и формы, объемных и цветовых соотношений. Задание «В мире животных» Первый год обучения заканчивается в ыполнением сюжетной композиции с использованием стилизации форм растительного и животного мира и отработкой приёма контраст и нюанс. Развитие фантазии и образного мышления.
Вводятся дополнительные упражнения на законы формальной композиции. Отрабатываются приёмы контраст и нюанс, равновесие и доминанта; целостность и неделимость композиции. Задание «Аппликация из ткани». Закрепление навыков стилизации растительных и зооморфных форм. Умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции в прикладных работах. Для эскиза используем сюжет нашей композиции. Изделия оформляются раннее изученными декоративными швами и вышивкой. К завершению 1-го класса формируются навыки: -поэтапной работы над сюжетной композицией; -работы с палитрой; -создания декоративной композиции на основе стилизованных мотивов; грамотную организацию плоскости листа; умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции в прикладном творчестве.
Второй год обучения Тема 1.1 «Доминанта и акцент» Задание «Времена года». Во втором классе продолжается з накомство с сюжетной композицией и её особенностями. Для закрепления понятий «целостность композиции», «ритм», «образ», «выделение главного», «доминанты» и «акцента» выполняется серия упражнений формальных композиций из заданных элементов. Одним из требований к учащимся является умение создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач. Разработка эскиза с выделением доминанты и акцента. Используем приёмы декоративной композиции, с трансформацией форм предметного мира.
Тема 2.1.«Виды контрастов» отрабатывается и в композиции и в материале. В задании «Гобелен из текстильной ленты или пряжи» закрепляем полученные навыки ткачества и трансформации фигур животных в декоративное изображение. Изучение характеристик контрастной и нюансной цветовых пар. Проводится беседа о видах контрастов - смысловой, тоновой, цветовой...
Задание «Отработка различных приемов ткачества гобелена» Учащиеся знакомятся с различными приемами (техниками) ткачества гобелена. Разработка эскиза и выполнение гобелена на основе геометрических фигур в технике полотняного переплетения. Закрепление полученных навыков ткачества и трансформации фигур животных в декоративное изображение.
Задание «Бытовой жанр» Изучение характеристик контрастной и нюансной цветовых пар. Проводится беседа о видах контрастов - смысловой, тоновой, цветовой. Разработка эскиза с передачей в композиции неглубокого двухпланового пространства. Параллельно по живописи выполняется задание «этюд фигуры человека».
К завершению 2-го класса формируются навыки: - знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла; - владение навыками раскрывать образное и живописно-пластическое решение в художественно-творческих работах; -умение самостоятельно выбирать колористические решения, применять различные художественные материалы и техники; - образное мышление.
Заключение Межпредметные связи позволяют: эффективнее усвоить учебный материал, оптимизировать учебный процесс, повысить его результативность, использовать различные методы и формы учебно-воспитательного процесса, устранить перегрузки учителей и учащихся, совершенствовать профессиональный потенциал преподавателя. Спасибо за внимание.