Конспект занятия "Изобразительное искусство в интеграции с музыкой"
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Цели занятий:
- создание условий для определённого эмоционального отклика детей на настроение музыкального произведения.
-дать понятие о характере музыки
- развитие умения детей понимать, чувствовать и передавать настроение в музыке
-уметь передавать характер музыки через цвет
-использовать в работе раннее полученные навыки в умении смешивать цвета, добиваясь нужного оттенка
-развивать творческие способности детей
Задачи:
-самостоятельно высказываться о характере музыкальных произведений, содержании
- вызвать эмоциональный отклик на пьесу, печального, шуточного и грустного характера
-развивать умение детей определять образы в музыке, в соответствии с характером музыкального произведения
-создавать определённый эмоциональный настрой
-самостоятельно исполнять песню, петь выразительно, передавая характер музыки
-обобщение знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях
-создание игровой ситуации, в которой эти знания и умения могут быть использованы
-воспитания эмоциональной гибкости, навыков сотрудничества
-развитие творческой активности и стремление к самореализации
-формирование совокупности следующих компетенций: интеллектуальной, личностной, коммуникативной, эмоциональной
Пособия, атрибуты, дидактический материал:
-портреты- композиторов Свиридова Г, Чайковского П.И;
-иллюстрации весенних пейзажей;
-иллюстрации И.Шишкин «Туманное утро»
-иллюстрации А.Куинджи «Вечер на Украине»
Музыкальный ряд
-«Времена года», «Детский альбом» (Сладкая грёза») П.Чайковский
-музыка из кинофильма «Метель» Свиридов Г.
-«Картинки с выставки» Мусоргский Г
Обрудование и материалы
-краски, кисти
-гуашь, акварель, восковые мелки
При выполнении заданий должно учитываться следующее:
- быстрая смена задач, от одной до 5-6 минут;
-после задач, требующих умственного напряжения, необходимо перейти на более лёгкие виды работ;
-чувствовать ритм занятия, поддерживать на должном уровне активность детей;
-сделать так, чтобы все дети были заняты делом, даже если задание выполняет один;
-эмоциональная атмосфера, создание творческой обстановки.
Данная работа рассчитана на 3 занятия
Каждый урок проводится двумя педагогами одновременно.
1 занятие Тема: «Рисуем солнечное тепло»
В одной цветной коробке жили-были карандаши и Тюбики красок, но только на первый взгляд, потому что на самом деле краски эти были совсем необычные. Если присмотреться к ним хорошенько, то можно заметить, что характеры у них совсем разные. Например, Черный Тюбик строгий, деловитый, а Зеленый – спокойный и дружелюбный, Красный любит праздники, а Желтый тюбик просто очень веселый. Краски любили рисовать, поэтому дружили с Альбомом. Они часто рисовали вместе разные забавные рисунки. Но самое главное, краски эти умели слышать музыку.
Однажды они услышали незнакомую мелодию и решили ее нарисовать. Черный тюбик сказал: « Эта мелодия звучит так», - и нарисовал черную дугу.
(рисует на бумаге)
«Что ты дружок!» - сказал Красный Тюбик - « эта музыка звучит вот так». И нарисовала на листке красную изогнутую линию.
«Ха-ха-ха», - засмеялся Желтый Тюбик, - « это мелодия звучит так». Он нарисовал желтую кривую линию.
К ним присоединились и другие краски и стали спорить между собой, и каждый оставил свою линию. Спорили они, спорили и решили обратиться к детям: уж дети точно знают, как изобразить звучащую мелодию. Дети знают, что музыка бывает по характеру разная: нежная и грозная, спокойная и торжественная, грустная и веселая.
Музыку можно изобразить при помощи волнистых, изогнутых линий, черточками, прерывистыми штрихами. А настроение музыки можно передать цветом.
Задание. Давайте послушаем музыку и поможем краскам определить характер и настроение музыки.
Дети слушают музыкальную пьесу «Метель» Г.Свиридов Вот видите, ребята, какую интересную музыку сочинил композитор про весну. Она веселая, радостная, звонкая Вот здорово! Теперь мы будем знать что музыка бывает веселой. А может ли настроение меняться? Почему?»
Ответы детей: «Может, под влиянием определенных событий, которые происходят в жизни человека, от его самочувствия, от природных и погодных условий: грустная – на радостное, испуганное - на счастливое.» Музыкальный руководитель предлагает послушать П.Чайковский «Апрель»
Музыкальный руководитель: Послушайте и определите характер, настроение произведения.
Инструктор по труду предлагает затонировать листы акварельной бумаги в соответствии с настроением: грустное настроение - холодные тона красок, веселое - теплые тона красок. Педагог спрашивает детей, какие краски теплые, а какие холодные.
2 занятие «Время суток»
Инструктор по труду: На прошлом занятии мы с вами рисовали характер музыки, вы прекрасно справились с заданием: грустную музыку вы нарисовали красками холодных тонов, а веселую – теплых тонов. Давайте вспомним, какие краски холодные, а какие теплые. Ответы детей.
Дети рисуют свой придуманный синий вечер(в лесу, в городе, горах)Педагог задаёт вопросы:
1.Какой он синий вечер?
2. Какого цвета может быть вечер?
3.Какого цвета может быть ночь?
4.Какого цвета день,утро?
Музыкальный руководитель: А какое у вас сейчас настроение? Веселое? Радостное? Хорошо! Замечательно! Значит, будем радоваться вместе с музыкой, вот так! Ребята, ваше время суток, которое вы нарисовали всегда созвучно с вашим настроением.Согласны?
Задание. Ребята, а этот герой вам приготовил задание, давайте поможем Карлсону, пока он все не перепутал, соединить линиями нужные слова.
Песня | Поется |
Сказочная | Решительно |
Шутливая | Загадочно |
Ласковая | Жалобно |
Грустная | Игриво |
Мужественная | Нежно |
-Молодцы, справились!
Инструктор по труду предлагает нарисовать веселое и грустное утро в зависимости от тона бумаги и настроения.
3 занятие – подведение итогов
Вопросы для общения:
-какое настроение вы передали в своём рисунке
-меняется ли настроение в произведении М.Мусоргского
-какое настроение сегодня ближе каждому из вас?
Предлагаю рассмотреть рисунки и рассказать о своих впечатлениях.
Все обсуждают рисунки ребят.
Музыкальное прощание
(в соответствии с настроением).