"Художники рисуют кошек" предмет: композиция станковая, композиция прикладная

Мухамедова Людмила Владимировна

Начало следует искать в Древнем Египте, когда произошло превращение дикой кошки в домашнюю.  Кошки - самые таинственные и непредсказуемые домашние любимцы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художники рисуют кошек Презентация к предметам: композиция станковая, композиция прикладная. Мухамедова Л.В. Преподаватель класса «Живопись» МБОУ ДО «Ольховская детская школа искусств»

Слайд 2

Кошки -- самые таинственные и непредсказуемые домашние любимцы. В отличие от собаки, поддающейся хозяйскому влиянию, кошка на протяжении тысячелетнего существования с людьми стремилась понравиться или превратиться в незаменимого помощника. Оставаясь независимой, она не позволяла проникнуть в свою молчаливую и неуловимую психологию. Может, наблюдая за нами, кошка догадывается о потаённых секретах и желаниях. А вот люди редко могут угадывать, о чём задумалась их любимица. Мурлыкающая или дремлющая в кресле кошка – символ домашнего уюта и спокойствия. Но попробуйте её разбудить, и она стремительно превратится в миниатюрного зверя. Сдержанные в проявлении своих чувств, кошки удивительно постоянны в привязанностях к дому и хозяину. Изящная и гибкая, по - королевски независимая кошка вдохновляла многих художников и поэтов, становясь персонажем легенд и мифов, картин и скульптур, мультфильмов. Так проследим же удивительную судьбу кошки, отражённую в художественных образах мирового искусства.

Слайд 3

Начало следует искать в Древнем Египте, когда произошло превращение дикой кошки в домашнюю. Египетская фреска периода Нового царства «Охота фараона» наполнена жизненной динамикой, хлопаньем птичьих крыльев и шелестом тростника. Желая поохотится, фараон со свитой плывёт на лодке по берегам Нила. Кошку взяли с собой для лучшего поиска добычи в надежде на её охотничьи инстинкты. Её большой рост, окраска и заострённые уши напоминают кошек саванны. Кошке уступали дорогу, за её убийство полагалась смертная казнь. Сделавшись символом процветания, плодовитая кошка превратилась в священное животное богини радости и веселья Бастет, которую стали изображать в виде женщины с кошачьей головой, держащей в руках музыкальный инструмент.

Слайд 4

В Египте существовал запрет на вывоз священных животных, и поэтому в Древней Греции кошки появились сравнительно поздно. Хотя древние греки отождествляли Бастет с Артемидой, но кошка уже не наделялась божественными свойствами. В греческой и римской скульптуре кошка представлена в мирной и уютной позе на руках у детей. В красочных средневековых мануфактурах кот изображался умелым охотником на мышей. Моряки разных стран ценили и уважали кошек, живших на кораблях. Горем считалось, если кто-то сбрасывал кошку за борт. Британский Королевский флот до второй мировой войны имел на каждом судне не менее трёх котов, которые становились талисманами своей команды.

Слайд 5

В эпоху Возрождения кошка становится участницей целого ряда картин, среди которых встречается немало знаменитых. Для многих художников XV и XVI веков она была источником вдохновения, воплощая свободу и достоинство. Гений итальянского Возрождения Леонардо да Винчи был страстным любителем кошек. Пылкий итальянский новатор Якопо Тинторетто, обладающий яркой индивидуальной манерой, передал в живописи драматизм эпохи, сплавив светоносность палитры венецианской школы с динамичностью форм. Грандиозная и впечатляющая композиция «Тайной вечери» в венецианской церкви Сан-Джорджо Маджоре стала последним его творением. Это совершенно особая версия Тайной Вечери-ужина. Ангелы мерцают и тают в сиянии Его славы, человеческие фигуры обретают форму только в отблесках божественного света. И хотя главное в картине – духовное озарение от Святых Даров, но вокруг этого чуда кипит обыденная жизнь, суетятся и бегают слуги. Внимание привлекает бытовая сцена на первом плане: большой рыжий кот с любопытством заглядывает в плетёную корзину, откуда служанки вынимают тарелки с едой.

Слайд 7

Итальянец Джулио Романо был учеником великого Рафаэля, работал вместе с ним в Ватикане, но он довольно быстро освободился от влияния учителя и создал собственный индивидуальный стиль. В его картине «Мадонна с кошкой» соединены две различные тенденции: с одной стороны, её геометрическая композиция построена как продуманная пирамидальная группа фигур, сидящих на фоне необычной , уходящей вдаль перспективы. С другой – изображение отличается нежностью взаимоотношений и искренней простотой. Мадонна одной рукой придерживает сына, играющего с маленьким Иоанном Крестителем, а другой обнимает его мать – святую Елизавету. Справа притаилась бдительная кошка, чей пронзительный взгляд ясно свидетельствует о её готовности стоять до последних кошачьих сил.

Слайд 8

Барокко ( XVII век) – время необычайной популярности кошек в творчестве художников . Искусство барокко показало, что кот, сопровождая людей от раннего детства до глубокой старости, успешно устраняет все социальные барьеры, присутствуя как в бедных хижинах, городских домах среднего достатка, так и в богатых особняках аристократов. Л.Лотто «Благовещение». 1535г.

Слайд 10

Голландский художник Фердинанд Ван Кессель специализировался в изображении животных, писал и натюрморты с цветами и птицами. В картине «Кошачий концерт» он забавно показал поющих и играющих на музыкальных инструментах разновозрастных котов, заворожёно всматривающихся в толстую нотную тетрадь. И ноты, словно загипнотизированные взглядами, постепенно превращаются из привычных значков в маленьких мышек с длинными хвостиками.

Слайд 12

Одна из немногих женщин-художниц в голландской живописи XVII века, Юдифь Лейстер, обладала привлекательным дарованием. Обучаясь в мастерской Ф.Хальса, она лучше других усвоила смелый широкий мазок учителя. В картине «Смеющиеся дети с котёнком» царит жизнерадостное настроение, подмеченное с тонкой материнской наблюдательностью в раскованной домашней обстановке. Старший сын в лихо заломленной красной шляпе с чёрным пером высоко поднимает изумлённого котёнка, словно добычу, пойманную на героическом сафари. А младший, восхищаясь и завидуя, не теряет надежду при случае схватить и потискать живую мяукающую игрушку.

Слайд 13

Итальянский художник Джованни Редер «Армеллино» 1750г. Кот Армеллино удостоился позировать художнику в оригинальном ошейнике, восседая на красной атласной подушке с золотистыми кистями, на фоне посвящённого ему сонета, сочинённого аббатом Бертци.

Слайд 15

Немецкий художник Фридрих Овербек «Портрет Франца Пфорра» 1810г. В картине художник изображает портрет близкого друга и единомышленника в придуманном ренессансном окружении. Вдали виднеется шпиль готического собора, мадонна с вязанием сидит возле кувшина с лилиями, вверху – прикованная цепью птица, к плечу Франца льнёт серьёзная задумчивая кошка.

Слайд 17

Английский художник Девид Кохни 1970г. В картине «Супруги Кларк со своей кошкой Перси» изображена одна из известных семейных пар – дизайнер-стилист Осси Кларк и его жена Селия Бертвелл, работающая моделью. И если супруги, отрешённо смотрящие на зрителя, то вовсе не такой безразличной выглядит большая белая кошка Перси, сидящая спиной и пристально рассматривающая манящие вдаль просторы.

Слайд 18

На полотнах русских художников кошка появляется не часто, но всегда с большим смыслом. Кота ласково называли котофей, а кошку кисочкой. И поговорки о них разные. «Сболтнул бы коток, да язык короток». «Не всё коту Масленица, будет и великий пост». «От хозяйского глаза и кот жиреет». «Носится как кошка с котятами». «Лакомка кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется».