ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ
Педагогический опыт использования межпредметных связей в проектной деятельности художественной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mezhpredmetnyh_svyazey_v_proektnoy_deyatelnosti_hudozhestvennoy_shkoly.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ
В педагогической науке идея межпредметных связей родилась давно и связана с поиском путей отражения целостности объективного мира в содержании учебного материала и в формах организации обучения. Одним из первых к этой проблеме обратился чешский педагог Ян Амос Каменский. Он считал, что изолированное изучение взаимосвязанных явлений является важнейшей причиной бессистемных и непрочных знаний. Значимость проблемы реализации межпредметных связей в учебном процессе подчёркнута и в педагогических теориях отечественных учёных-психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Н. Гальперина, Н. А. Мечинской, Е. Н. Кобановой-Меллер и др. Межпредметные связи позволяют взглянуть на предмет или явление действительности с разных сторон и на основе межпредметных ассоциаций эффективнее усвоить учебный материал, оптимизировать учебный процесс, повысить его результативность, использовать различные методы и формы учебно-воспитательного процесса, устранить перегрузки учителей и учащихся, совершенствовать профессиональный потенциал и рационально использовать рабочее время преподавателя. Типы межпредметных связей можно разграничить по содержанию изучаемого учебного материала (использование знаний из различных предметных областей и жизненного опыта для более глубокого усвоения знаний по данному предмету), по формируемым у обучающихся общеучебных умений (единство трактовки аналогичных понятий, явлений, процессов, изучаемых в различных предметах), по методам и средствам обучения (координация методологических приемов учебной работы, по различным предметам), по методам и средствам воспитания и всестороннего развития учащихся (раскрытие мировоззренческих идей каждого предмета, связь с жизнью, развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, единство требований к учащимся со стороны всех педагогов). К формам межпредметных связей относятся поисковый метод, включающий в себя сбор материала, выполнение творческих проектов, участие в конкурсах различного уровня, тематических художественных выставках и мастер-классах, самостоятельное изучение темы.
Применение межпредметных связей в проектной деятельности художественной школы обусловлено тесной взаимосвязью программ учебных предметов. Невозможно изучать отдельно «Рисунок», «Живопись», «Композицию», «Пленэр», «Историю изобразительного искусств», «Работу в материале». В каждом из данных предметов поставлены единая цель – художественно-эстетическое развитие личности и общие исполнительские задачи (осознанное композиционное решение листа, перспективное построение, выявление объемов, грамотное владение тоном и цветом и пр.).
Одной из форм межпредметных связей является проектная деятельность, которая позволяет соединить академические знания с практическим опытом их применения. В деятельности художественной школы существуют два приоритетных направления: творческое развитие и профориентационная подготовка учащихся. Проектная деятельность позволяет формировать прикладной подход к знаниям и навыкам, даёт возможность для более полного творческого самовыражения учащихся в искусстве, для проектирования дальнейших путей получения профессионального образования.
В отделении декоративно-прикладного творчества «ДХШ №1 им. Л. А. Горды» наработан опыт учебно-воспитательной работы по использованию межпредметных связей с активным включением в образовательный процесс проектных технологий.
Проектная деятельность органично вписалась в программу по предмету «История изобразительного искусства». Учащиеся в течение курса обучения создают презентации, готовят рефераты, доклады. Для формирования опыта проектной работы мы использовали небольшие учебные проекты, которые можно предлагать учащимся уже с первого класса, дозировано используя элементы проектной деятельности, чтобы эта работа стала для них интересной и привычной. Учитывается разная степень подготовки, индивидуальные способности и интересы учащихся, уровень их возможностей. Тематику учебных проектов выбираем совместно с учащимися после изучения отдельных тем или целого тематического блока. Интереснее всего работать над интегрированными исследовательскими и межпредметными прикладными проектами. Например, учащимся 1 класса азы проектной деятельности помог освоить первый групповой междисциплинарный проект (история изобразительного искусства, работа в материале и композиция) «Стулья, как объект дизайна».
Учащиеся старшего возраста разрабатывают индивидуальные проекты, участвуют в конкурсах проектов «Традиции и современность». Например, проект Алёны Тихоновой «Способы декорирования гобелена». Целью проекта было исследование способов декорирования и оформления гобелена. Проект посвящён знакомству с традиционными и современными приемами декорирования, технологией изготовления декоративных деталей оформления.
Практическим итогом внедрения проектной деятельности стала реализация межпредметных учебных проектов на тему «Человек в мире искусства», в котором теоретические знания по истории искусства активно используются при выполнении практических работ (творческое осмысление и разработка идеи, композиционные поиски, переработка художественно-изобразительного наследия, выбор техники исполнения). В художественно-прикладном творчестве это означает создание новых произведений искусства, художественной техники или оригинальную интерпретацию уже существующих образцов.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Как правило, они берутся из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний. Примерами интересных межпредметных прикладных проектов, позволяющих более глубоко освоить предлагаемый программой материал при выполнении итоговой выпускной работы, являются следующие проекты:
«Керамика в жизни человека» (автор Т. Шмакова). В теоретической части использован исследовательский вид деятельности. Цель – ответить на вопрос, нужны ли в современном технологичном мире рукотворные вещи? Рассматривается история возникновения керамики, особенности стилей, техник, материалов, связь прошлого и настоящего гончарного ремесла. Второй, практической частью стала собственная творческая работа по керамике.
«Костюм народа ханты. Красота или утилитарность» (автор Е. Колосовская). Часто на уроках рисунка и живописи учащимся ставят учебную постановку с атрибутами национального русского или хантыйского быта. Включение национального компонента в учебно-воспитательный процесс вносит значительный вклад в развитие чувства патриотизма у подростков, в воспитание бережного отношения к истории и культуре нашей страны. Выполняя натюрморт по рисунку с предметами из фондов краеведческого музея, автор в своём исследовательском проекте по истории искусства рассматривает специфику хантыйской одежды. В проекте подробно описаны функциональность костюма народа ханты, цветовые предпочтения, значение орнамента и т.д.
«Влияние творчества Ван Гога на современную живопись» (автор Н. Дювенжи). За основу исследования взято одно из ярких направлений искусства – постимпрессионизм. Автор исследовал творчество художника Винсента Ван Гога, выявил особенности художественного стиля, техники, цветового колорита, проследил влияние его на современную живопись. Выводы и полученные знания в ходе проектной деятельности автор проекта применил при выполнении итоговой выпускной работы по живописи «Натюрморт в стиле Ван Гога». Работа получилась интересной, с яркой индивидуальной характеристикой, привлекла внимание других учащихся и послужила примером для подражания другим учащимся.
«Создание композиции для гобелена» (автор Е. Буланова). Целью проекта стал поиск композиционного решения и использование средств художественной выразительности в гобелене. Данная тема является актуальной, так как без знания законов и приёмов композиции невозможно создать яркий художественный образ ни в станковой композиции, ни в декоративно-прикладном искусстве. Были изучены и выделены законы и приёмы композиции, стилизации в декоративной композиции гобелена и этапы его создания.
«Что такое домотканый половик» (автор П. Дорошина). Предмет исследования – традиции народного ткачества, история, техника и приёмы создания домотканых половиков, их значения, символика рисунков, для чего они были предназначены и как менялись.
«Гобелен в современном искусстве» (Е. Петрова). Изучены этапы эволюции гобелена, стилистика, сюжеты, технология ткачества и материалы, технические возможности и новые приёмы. Место гобелена в интерьере.
Презентация исследовательских проектов по истории изобразительного искусства и творческих работ, которыми завершается изучение образовательной программы, являются формой отчетности выпускников и становятся проверкой полученных знаний, приобретённых навыков, важным этапом на пути к будущей профессии.
Таким образом, использование межпредметных связей в проектной деятельности художественной школы создает благоприятные условия для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Устраняет дублирование при изучении материала, создаёт возможности для корректировки учебной программы с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности личности. Позволяет ориентироваться на потребности общества и личности обучающегося, учитывать возрастные и индивидуальные особенности при включении в различные виды деятельности.