Рабочая программа по искусству ФГОС 5 класс
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству, авторской программой Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по искусству ФГОС 5 класс | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рышковская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Рассмотрено Принято на заседании Утверждаю
на методическом объединении педагогического совета школы Директор школы:
эстетического цикла и Протокол № 1 от _____2016г. ____________Л.И.Махкамова
физической культуры Председатель педсовета Приказ по школе № ______
Протокол № 1 от _________2016г ____________Т.Д.Деркачева от _________2016г
Руководитель Е.Н.Долженкова
Рабочая программа
по курсу «Изобразительное искусство»
5 класс
на 2016 – 2017 учебный год
Разработана учителем
1квалификационной категории
Долженковой Е.Н.
2016 год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству, авторской программой Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, включающий в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Тема 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвященная изучению группы декоративного искусства связанного фольклором. Здесь наиболее полно раскрывается свойственный детям наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
– формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
– освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Содержание учебного предмета, курса
Раздел 1. Древние корни народного искусства (8 часов)
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.
Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.
Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Древние образы в народном искусстве.
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Декор русской избы.
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).
Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни.
Внутренний мир русской избы
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
Русская народная вышивка.
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.
Народный праздничный костюм.
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
Народные праздничные обряды.
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.
Раздел 2. Связь времен в народном искусстве (8 часов)
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.
Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.
Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
Древние образы в современных народных игрушках
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Искусство Гжели.
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
Городецкая роспись.
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.
Хохлома.
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор,. Существует два типа письма: верховое ифоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка»Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.
Жостово. Роспись по металлу.
Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.
Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».
Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.
Раздел 3. Декор — человек, общество, время (12 часов)
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.
Выявление господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.
Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы ХVII века.
Зачем людям украшения.
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.
Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства.
Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.).
Одежда «говорит» о человеке.
Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы хуп века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.
Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве хуп века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов Пензы и Пензенской области. История создания герба Пензы и Пензенской области и районных центров. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире (6 часов)
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.
Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.
Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.
Современное выставочное искусство.
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).
Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.
Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства.
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.
Учебно - тематическое планирование
Тема урока | Количество часов | Планируемые результаты | |||
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |||
Раздел 1. Древние корни народного искусства (8 часов) | |||||
Древние образы в народном искусстве | 1 | знание глубинных смыслов основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, умение создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов. | Р: выбор действия в соответствии с поставленной задачей, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном П: знаково-символические действия, создание художественных образов согласно поставленной цели; классификация К: умение выражать свои мысли, аргументировать свою позицию | знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа. | |
Декор русской избы | 1 | понимание целостности образного строя традиционного крестьянского жилища, знать символическое значение знаков-образов в декоративном убранстве избы, создавать эскизы декоративного убранства избы | Р: определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия П: создание художественных образов согласно поставленной цели, синтез К: умение задавать вопросы, формулировать свои затруднения | ценностное отношение к культуре своего края, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа. | |
Внутренний мир русской избы | 1 | умение выполнять карандашный рисунок интерьера крестьянской избы с учетом законов линейной перспективы | Р: преобразование познавательной задачи в практическую, контроль, коррекция П: определение объектов внутреннего пространства крестьянского дома, сопоставление, сравнение, выбор оснований и критериев для сравнения К: оказание взаимопомощи в сотрудничестве, умение аргументировать свою позицию | самооценка на основе критериев успешной деятельности, умение находить национальные черты в искусстве, признание национального своеобразия | |
Конструкция и декор предметов народного быта и труда. | 1 | умение изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее, выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. | Р: умение применять установленные правила в решении задачи, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения П: умение структурировать знания, создание художественных образов согласно поставленной цели, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К: формировать собственную позицию, уметь аргументировано отстаивать свое мнение | ценностное отношение к природному миру, к культуре своего народа | |
Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки | 1 | умение создавать самостоятельные варианты орнамента с опорой на народную традицию, владение величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) | Р: составлять план и последовательность действий , контроль, коррекция П: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К: умение задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю, умение формулировать свои затруднения, уважительное отношение к иному мнению. | знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа | |
Русский народный костюм | 1 | умение соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков, создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов | Р: оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы, определять последовательность действий. П: использовать знаково-символические средства для решения задачи, установления причинно-следственных связей К: умение ставить вопросы по данной проблеме, взаимодействие и сотрудничество | осознание значения традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народа, уважительное отношение к труду и культуре своего народа. | |
Народный праздничный обряд | 2 | умение понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, выполнять построение многофигурной композиции, синтезировать на основе ранее полученных знаний новый творческий опыт | Р: оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников, контроль, коррекция П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации, умение произвольно и структурировано строить речевое высказывание, создание художественных образов согласно поставленной цели К: формировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении, умение интегрироваться в группу сверстников | уважительное отношение к труду и культуре своего народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа | |
Раздел 2. Связь времени в народном искусстве (8 часов) | |||||
Древние образы в современных народных глиняных игрушках. | 2 | умение сравнивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам, распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. | Р: составлять план работы по достижению планируемого результата, преобразование познавательной задачи в практическую П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. К: задавать вопросы; вести устный диалог | знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа | |
Искусство Гжели. Истоки и развитие промысла | 2 | осваивать приемы гжельского кистевого мазка, создавать композицию росписи в процессе практической творческой деятельности, уметь выполнять основные мотивы гжельской росписи | Р: оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников, контроль, коррекция П: сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели К: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение. давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики | понимать значение промысла для отечественной культуры | |
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла | 1 | знание истории развития художественного промысла, выполнение Городецкой росписи | Р: составлять план работы по достижению планируемого результата, преобразование познавательной задачи в практическую П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. К: задавать вопросы; вести устный диалог | знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа | |
Искусство Жостово. Искусство и современное развитие промысла. | 2 | осваивать основные приемы жостовского письма, создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческого задания | Р: выбор действия в соответствии с поставленной задачей, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном П: соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов К: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения искусства | ||
Роль народных промыслов в современной жизни | 1 | различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов | Р: составлять план и последовательность действий , контроль, коррекция своей работы и работы своей группы П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. К: выражать свое личное отношение, анализировать творческие работы, участвовать в отчете поисковых групп, умение презентовать свою работу | понимать значение промысла для отечественной культуры | |
Раздел 3. Декор – человек, общество, время (12 часов) | |||||
Зачем людям украшения | 1 | понимать смысл декора как социального знака, определяющего роль хозяина вещи, уметь создавать эскизы декоративных украшений с использованием этнических мотивов | Р: целополагение, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно П: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска К: участвовать в диалоге, уметь отстаивать свое мнение | усвоение национальных и мировых моральных и культурных ценностей | |
Декор и положение человека в обществе | 2 | выявлять в декоративно-прикладных искусствах связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов | Р: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи действий П: знаково-символические действия, умение осознано структурировать знания К: способность общаться с помощью выразительных средств изобразительного искусства, способность к сотрудничеству | развитие чувства прекрасного через освоение мирового художественного наследия | |
Одежда говорит о человеке | 2 | соотносить образный строй одежды с положением владельца в обществе, участвовать в создании творческой работы, передавать в своей работе цветом, формой, пластикой линий стилевое содержание | Р: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, определение основной и второстепенной информации К:эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения искусства, давать им эстетическую оценку | знание культуры древних обществ, развитие чувства прекрасного в процессе непосредственной творческой деятельности | |
О чем рассказывают гербы и эмблемы | 2 | определять и называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба | Р: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона П: формулирование проблемы и самостоятельное освоение способов решения проблем творческого характера К: развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов | |
Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества | 1 | знать о роли декоративно-прикладного искусства | Р: целополагение, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно П: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска К: участвовать в диалоге, уметь отстаивать свое мнение | усвоение мировых моральных и культурных ценностей | |
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире (6 часов) | |||||
Современное выставочное искусство | 1 | Знать о современном выставочном искустве | Р: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, определение основной и второстепенной информации К:эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения искусства, давать им эстетическую оценку | усвоение мировых моральных и культурных ценностей | |
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. | 5 | разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы владеть практическими навыками использования формы, объема, цвета и фактуры в процессе создания декоративных композиций | Р: составлять план и последовательность действий , контроль, коррекция своей работы и работы своей группы П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. К: выражать свое личное отношение, анализировать творческие работы, участвовать в отчете поисковых групп, умение презентовать свою работу | понимать значение современного искусства для отечественной культуры |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
5 КЛАСС
№ | Тема урока | Практическая работа | Материалы | Д\З | Дата | |
план | факт | |||||
Раздел 1. Древние корни народного искусства (8 часов) | ||||||
1. | Древние образы в народном искусстве | Изобразить чудо-птицу, древо жизни, чудо-коня или композицию | Гуашь или акварель, кисти, бумага, цветные мелки. | Подобрать иллюстрации с изображением древних образов в произведениях народного ДПИ | ||
2. | Декор русской избы | Наброски с натуры модели домика. Работа над украшением элементов избы (фронтон дома, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными | Гуашь или акварель, кисти, бумага, мелки или уголь. | Обратить внимание на декор домов частного сектора | ||
3. | Внутренний мир русской избы | 1 вариант: Коллективная работа на тему «В русской избе» (с подмалёвком и аппликацией). 2 вариант: Нарисовать фрагмент интерьера избы | Гуашь или акварель, кисти, бумага, ножницы, клей. | Подобрать иллюст рации к русским народным сказкам с изображением на родных гуляний (хороводы, ярмарки и др.) | ||
4. | Конструкция, декор предметов народного быта и труда | Вырезание из плотной бумаги или картона выразительных форм посуды, предметов труда и украшение их орнаментальной росписью. Варианты: солонка, шкатулка, прялка, деревянные ложки. | Гуашь или акварель, кисти, бумага, картон, ножницы, клей. | Составить кроссворд по пройденному материалу (5-7 слон) | ||
5. | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | 1 вариант: 2 вариант: Русский народный орнамент в полосе. | Гуашь или акварель, кисти, бумага, мелки, фломастеры, клей. | Подбор иллюстративного материала о русском народном костюме (опережающее задание) | ||
6 | Народный праздничный костюм | Выполнение эскизов народного праздничного костюма разных регионов | Гуашь или акварель, кисти, бумага, мелки, ткань, ножницы, клей. | Подобрать иллюстрации с изображением интерьера русской избы с ее декоративным убранством (поисковая работа в подгруппах) | ||
7-8 | Народные праздничные обряды. Масленица | Изготовление куклы Масленицы. | Сухая трава, солома или мочало, нитки, палочка | Найти иллюстрации с русскими народными игрушками | ||
Раздел 2. Связь времен в народном искусстве (8 часов) | ||||||
9-10 | Древние образы в современных народных игрушках | 1 вариант: 2 вариант: | Пластилин, стеки, подставка для лепки, стеклянный флакон для основы. | Подбор открыток, книжных иллюстраций с изображением народной игрушки | ||
11-12 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | 1 вариант: Вырезание из бумаги форм посуды (тарелка) и украшение их росписью под Гжель (можно аппликацией). 2 вариант: Выполнение эскиза изделия под Гжель (часы, подсвечник, сахарница…). 3 вариант: Импровизация по мотивам Гжели(облепить пластилином сосуд, покрыть краской и распи-сать под Гжель). | Гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, ножницы, клей, пластилин, сосуд, водоэмуль-сионная белая краска. | Подбор иллюстративного материала гжельской посуды необычной формы Подготовит доклад | ||
13. | Искусство Город-ца. Истоки и современное развитие промысла | Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов. | Гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, тонированная под дерево бумага. | Подобрать изображение орнаментальной или сюжетной композиции в произведениях ДПИ Подготовить доклад | ||
14-15. | Искусство Жос-това. Истоки и современное развитие промысла | 1 вариант: Выполнение фрагмента жостовской росписи 2 вариант: Выполненные индивидуально фрагменты росписи затем компонуются | Гуашь, кисти, бумага, чёрная, синяя, красная, светло-коричневая ножницы, клей. | Подумать над вопросом: «Какие традиционные художественные промыслы нашей области вы знаете?» Подготовить доклад | ||
16 | Роль народных промыслов в современной жизни | Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и выставка работ учащихся. | Гуашь или акварель, кисти, бумага. | Подготовка к игре | ||
Раздел 3. Декор – человек, общество, время (12 часов) | ||||||
17. | Зачем людям украшения | Сообщение новых знаний. | Карандаш, бумага. | Подобрать изображения укашений | ||
18-19. | Декор и положение человека в обществе | Выполнение эскиза ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства: солнечного ожерелья, подвески, браслета, нагрудного украшения – пекторали. Использовать характерные знаки-символы. | Гуашь или акварель, кисти, бумага. | Подобрать зрительный ряд с изображением украшений народов разных стран | ||
20-24. | Одежда говорит о человеке | 1 вариант: Коллективная работа «Бал во дворце». 2 вариант: Декоративная открытка «Мисс Барокко». | Гуашь или акварель, кисти, бумага, | Вопрос № 3, стр. 122 (учебник) | ||
25-27. | О чем рассказывают гербы и эмблемы | 1 вариант: Проект и защита собственного герба, герба своей семьи, школы, класса. 2 вариант: Изображение герба города и рассказ о его возникновении. 3 вариант: Эскиз фирменного знака современных промышленных изделий. | Гуашь или акварель, кисти, бумага. | Придумать и нарисовать герб семьи. | ||
28. | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и выставка работ учащихся. | Карандаш, бумага. | |||
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире (6 часов) | ||||||
29. | Современное выставочное искусство | Сообщение новых знаний. Выступления детей. Посещение виртуальных музеев. | Карандаш, бумага. | Подобрать изображения художественных изделий современного декора-тивно- прикладного искусства 2 | ||
30-34 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (кукла) | Коллективное (или индивидуальное) панно (материал произвольный) на тему «Украсим школу своими руками». | Материалы по выбору учащихся. | Подобрать изображения декоративных игрушек, выполненных из различных материалов. Обратить внимание на особенности средств выразительности |