Конспект занятия "Рисование ветки рябины"
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
Центр технического творчества детей и юношества
городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
Конспект занятия
«Рисование ветки рябины с листьями и плодами»
Сайгина Надежда Анатольевна,
педагог дополнительного образования
г. Нефтекамск, 2016г
Цель занятия: научить рисовать ветку рябины с листьями и плодами, используя смешивание цветов.
Задачи:
Образовательная.
1. Закрепить знания, способствовать формированию умений и навыков в передаче строения, формы, цвета предмета.
Развивающая.
2. Способствовать развитию творческого воображения, мелкой моторики рук.
Воспитательная.
3. Способствовать воспитанию эмоциональной отзывчивости и бережного отношения к природе.
Методы и приемы: беседа, пошаговое изложение материала, индивидуальный подход, практическая работа.
Оборудование: ноутбук, проектор, наглядный материал (ветка рябины, гербарий осенних листьев, поэтапные рисунки кисти рябины), дидактический материал (карточки «Этапы рисования ветки рябины»), краски, кисть, палитра.
Структура занятия:
- Организационный момент.
- Основная часть занятия
- Подведение итогов. Рефлексия.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас сегодня на занятии.
Создание эмоционального настроя.
Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Я смотрю на ваши лица и вижу, что стало светлее. Это, наверно, потому, что здесь собрались добрые и сердечные люди. Ведь доброта, это солнце, что согревает душу человека.
Сегодня на занятии я желаю вам хорошего настроения и творческих успехов в работе!
2. Основная часть занятия.
Проверка пройденного материала.
Давайте вспомним основные правила смешивания цветов.
- Назовите теплые цвета (красный, желтый, оранжевый)
- У каждого теплого цвета есть противоположность – холодный цвет. Какие холодные цвета вы знаете? (зеленый, синий, фиолетовый)
- Что получится, если смешивать цвета? (другой цвет, отличный от обоих).
- Как получить оранжевый цвет, зеленый, коричневый?
Прекрасно!
Сообщение новой темы.
А теперь, послушайте загадку и подумайте, чему будет посвящено наше занятие сегодня:
Весной зеленела,
летом загорела,
осенью надела
красные кораллы. Слайд
Правильно, это рябина. Тема нашего занятия: рисование ветки рябины с листьями и плодами. Сегодня вы узнаете интересные факты о рябине и научитесь рисовать ветку рябины, используя смешивание красок. Слайд
Новая тема.
Беседа.
Взгляните на веточку рябины, все ягодки собраны в гроздь, кажется, что в каждой спрятан лучик солнца. Слайд
Рябина – это символ русской красоты. Это дерево высотой 4 -10 метров, любит свет. Живет рябина долго – 100 – 200 лет. Слайд
Есть что-то, веселое, радостное в этом деревце. Ствол рябины чист и гладок, покрыт тонкой блестящей корой. Больше двух месяцев благоухает цветами рябина. Когда она цветёт, то белые шапки соцветий накрывают вершины деревьев. Светлые ночи летом в народе так и называли: «рябиновые ночи, душистые ночи». Слайд
Затем вместо белых цветов появляются ягоды, по мере созревания они краснеют и становятся вот такими красными. Яркими, сочными. А какие ягоды рябины на вкус? (кисловато – горькие) Как вы думаете, что делают из ягод рябины? (Слайд) Из ягод рябины варят варенье, сироп, делают квас, так как плоды рябины очень полезны, потому что в них содержится много витаминов. А по набору витаминов рябина превосходит морковь, яблоки и даже апельсины. Ягоды лесной рябины жестки и невкусны. Летом их не клюют птицы, не трогают люди. Поздней осенью листья рябины желтеют и опадают, а оранжево – красные гроздья остаются на деревьях на зиму. Обрывают ягоды после заморозков, когда они горьковато – кислые на вкус.
Подготовка детей к выполнению задания.
Наша задача – нарисовать ветку рябины с листьями и плодами. Вот как выглядит ветка этого замечательного дерева.
Давайте вместе посмотрим, как расположены ягоды? (собраны в кисть, гроздь)
Какой формы ягоды? (круглые, похожи на яблочки, бусинки, раньше девушки в деревнях нанизывали ягоды рябины на нить и носили как украшение).
Обратите внимание на листья рябины, как они расположены? (на одном черенке расположено несколько листочков, как у акации).
Давайте посмотрим картины художников: Иванов С. Ю. «Рябина», Скрипченко Л. А. «Натюрморт с рябиной и яблоками», Машков Игорь «Яблоки и рябина». Слайды
Какими цветами художники изобразили ягоды рябины? (ярко – красные, пурпурные). Ягодки крепятся на маленьких палочках.
Какой формы листья? (продолговатой, овальной)
Как вы думаете, почему их называют кружевными? (потому что края листьев имеют зубчики, они резные)
Какого цвета листья? (желтые, красные, коричневые) Внизу листья маленькие, в середине – большие, вверху – маленькие.
Посмотрите на рисунок. На каждой ягодке видно белое место. Как вы думаете, что это? Отражается свет. Когда будете рисовать ягоды, то на каждой оставьте белое пятнышко, чтобы показать отражённый свет. Смотрите, с одной стороны краска светлей, а с другой темней. Почему так? Это тень на ягодке, её тоже нужно передать в рисунке.
Как добиться натурального цвета листьев и ягод, ведь они разные, многоцветные? (можно смешивать краски, получать нужный цвет).
Практическая работа.
Сейчас я покажу этапы рисования ветки рябины:
а) Найдем высоту и ширину рисунка. Нарисуем основную ветку для ягод, овалом обозначим размер грозди.
б) Прорисуем ягодки, немного разные по размеру. В сторону от основной ветки рисуем стебель для листьев. На нем слегка намечаем расположение и форму листьев, учитываем расстояние между ними.
в) Теперь подробно рисуем каждый лист, ягодки, зубчики у листьев.
г) Рисуем в цвете. Набираем коричневый цвет – рисуем ветки, к низу утолщенные. У ягод рисуем тонкие ветки, оранжевые, красные ягоды. Листья разные – зеленоватые, желтые, красные. (Слайд)
Давайте перед практической работой повторим правила техники безопасности:
Каким инструментом мы воспользуемся? (кистью)
Какие правила безопасности при работе с кистью вы знаете? (не размахивать кистью, передавать аккуратно)
А теперь, ребята приступайте к работе.
(Дети рисуют карандашом). Звучит спокойная музыка.
Динамическая пауза «Снегири»
Ребята давайте немного отдохнем. Скажите, пожалуйста, кто очень любит лакомиться плодами рябины зимой? Правильно, снегири прилетают на зиму в наши края вместе со снегом. Отсюда и название птицы. (Слайд) Представьте что, мы – снегири:
Снегири летят, летят,
им на месте не сидится,
завертелись как волчок,
прыг - скок, прыг - скок.
Полетели пообедать,
но кругом лишь снег, да снег.
Хорошо, что им кормушку,
сделал добрый человек!
Для чего люди делают кормушки? Кто из вас подкармливает птиц зимой? Давайте продолжим нашу работу.
(Дети рисуют красками).
На территории нашей страны растут разные деревья. Давайте вспомним их названия и отгадаем загадки.
Загадки. Слайды
Клейкие раскрылись почки —
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? — Это... (тополь)
Украшает их народ,
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков — иголки.
Назови деревья! (елки)
Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это... (клен)
На лесной опушке
Стоят подружки,
Платьица белены,
Шапочки зелены. (берёза)
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький…(дубок)
Будущего лета. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все обижают,
Шкурку тонкую сдирают (липа)
Вы отлично знаете природу нашего края.
Обсуждение детских работ.
Ребята, вы прекрасно поработали! Как вы считаете, чьи работы выполнены лучше, аккуратнее? Аргументируйте свой ответ.
Вы все хорошо постарались, и рисунок выполнили правильно. Смотрите, какие рябиновые веточки получились красивые, оригинальные.
3. Итог занятия.
А сейчас, я хочу услышать ваше мнение о сегодняшнем занятии. Что нового и полезного узнали? Чему научились?
Какие особенности строения ветки рябины вы запомнили? (листья парные с зубчиками, круглые ягоды, собранные в кисть)
Как подбирать нужные цвета для изображения ветки? (путем смешивания цветов)
Рефлексия. «Облако настроения»
Посмотрите на осеннее облако. Давайте добавим настроения на этот лист. Выберите, пожалуйста, карточку, которая соответствует вашему настроению:
- зеленый смайлик - настроение грустное;
- синий смайлик - настроение хорошее;
- желтый смайлик - настроение отличное.
Прикрепите карточки на наше облако настроения.
Наше занятие подошло к концу. И завершаем мы его с хорошим настроением. Я хочу подарить вам памятку о рябине, прочитайте ее вместе с родителями, думаю, вам будет интересно.
Спасибо вам за активность и творческий подход! Слайд