Открытый урок Архитектура Средневековья.Романский и готический стиль
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ход урока Архитектура Средневековья. Романский и Готический стиль | 117.39 КБ |
Презентация/1 часть/ Романский стиль | 2.36 МБ |
презентация/2 часть/ Готический стиль | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по истории искусств для 2 класса художественного отделения.
Тема: «Художественная культура Средневековья. Романский и готический стили».
Урок составлен преподавателем теоретических дисциплин Куриловой К.С.
Цель: формирование у учащихся представлений о художественной культуре Средневековья.
Задачи:
Ознакомить учащихся и истоками и характером романского и готического стилей;
Выявить отличительные особенности романского и готического стилей; развить познавательную активность;
Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира искусства, интерес к искусству и его истории.
Иллюстрационный материал:
Презентация, которая наглядно отражает все особенности архитектуры Средневековья.
Другие материалы:
Альбомный лист для выполнения практической работы, масляные (или другие) карандаши.
СЛАЙД № 1.
Ход урока
Организационный этап.
СЛАЙД № 2.
В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю средневековым.
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,
Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах.
Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывают мне…
И погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величие рыцарства и блеск Средневековья.
Этот романтический образ средневекового замка создал французский писатель и поэт XIX века Теофиль Готье.
И не случайно в словах поэта слились противоположности: «острый взлет» и «угрюмые зубцы», «глубокие рвы» и «сводчатые залы», «величие рыцарства» и «блеск».
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с художественной культурой эпохи Средневековья.
Изучение нового материала.
Постановка цели.
Ведущим видом искусства эпохи Средневековья является архитектура. С ней органично связаны и другие виды искусства – музыка, изобразительное, прикладное и другие. Сегодня на уроке мы познакомимся с архитектурными стилями Средневековья. Попытаемся понять их и различить между собой. Но как? – Спросите вы. С помощью языка.
Язык, он дает нам возможность высказывать свои чувства и мысли. Искусство тоже обладает даром говорить на своем особенном художественном языке о духовных ценностях человека в разные эпохи. Этот язык в искусстве называется стилем.
Вглядимся в образцы архитектурных памятников и попытаемся понять, из чьих уст звучат «слова» о прошлом?
На экране образцы романского и готического стиля. Учащиеся рассматривают образцы и пытаются определить, для кого, для чего с какой целью построено то или иное здание.
СЛАЙД № 3.
Образец Романского стиля – замок, крепость, здание достаточно массивное. Кто же говорит с нами из прошлого?
Учитель: Для чего, по вашему мнению, служило это сооружение?
Учащиеся: Это здание создано для защиты от врага, напоминает эпоху рыцарей.
СЛАЙД № 4.
Образец Готического стиля – церковь, здание воздушное и устремленное вверх.
Учитель: Кто говорит с нами в данном случае? Для чего создано это здание?
Учащиеся: Это церковь, она создана для верующих, монахов.
Слово учителя.
И действительно архитектура эпохи Средневековья имеет два лица – это так называемые Романский и Готический стили. Но прежде чем приготовиться к детальному рассмотрению, нам необходимо знать значение терминов, которые определяют эти стили.
У нас работали две поисковые группы учащихся, которые подготовили информацию по данным стилям.
СЛАЙД № 5.
Сообщение ученика о происхождении термина «романское искусство».
Термин «романское искусство» появился в начале XIX столетия. Так обозначали европейское искусство X – XII веков. Ученые полагают, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого «романского» зодчества (от лат. romanus – римский). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство изменился, но название «романское искусство» сохранилось.
Становление романского искусства в различных странах и областях Европы происходило неравномерно. Если на северо-востоке Франции период завершился в конце XII века, то в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII столетии.
СЛАЙД № 6.
Работа в тетради. Термин «романское искусство» возник в XIX веке, так обозначают стиль Европейского искусства X- XII веков.
Слово учителя.
СЛАЙД № 7.
Главными и наиболее значимыми сооружениями романского стиля были монастырь-крепость, храм-крепость, замок-крепость. Может быть, оттуда и пошло выражение «Мой дом – моя крепость».
Но прошли времена рыцарских войн и сегодня мы вполне можем совершить путешествие по Романскому собору. Но прежде чем войти, рассмотрим его снаружи.
СЛАЙД № 8.
Храм кажется строгим и массивным. В романских храмах делали прочные каменные перекрытия. Огромная тяжесть каменных сводов потребовала мощных, толстых стен, способных выдержать большую нагрузку. Окна в храмах небольшие и узкие, чтобы стены не потеряли надежности. Поэтому в романских соборах чаще всего господствовал полумрак.
СЛАЙД № 9.
Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм – кубов, цилиндров.
СЛАЙД № 10.
Важнейшим признаком романской архитектуры является наличие каменного свода.
Свод - тип перекрытия, которое образуется выпуклой криволинейной поверхностью. Единственную опору для свода архитектура находит в стене.
СЛАЙД № 11.
Вход в здание начинался с Портала, который вписывался в окружающую среду.
СЛАЙД № 12.
Важным элементом романской архитектуры является колонна с украшенной скульптурным орнаментом капителью.
Стены храма гладкие. Ребята, каким способом можно украсить гладкую стену?
Учащиеся: Роспись, мозаика, фрески.
Учитель: Это действительно так, стены романских храмов были украшены фресками и мозаиками. К сожалению, живопись романского периода практически не сохранилась.
В романский период впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались, как правило, на порталах (архитектурно оформленных входах).
СЛАЙД № 13; 14.
Скульптура романского храма особенна. Здесь все для того, чтобы верующий задумался о своих грехах. Сюжеты Страшного суда, библейские сцены, нашлось даже место чудовищу, пожирающему грешника.
Если храм представлялся крепостью бога, то замок – крепостью рыцаря. Романские каменные замки с мощными оборонительными стенами были неприступными крепостями. Возводились замки у реки на холме, окруженном рвом с водой, через ров перекидывался подъемный мост.
СЛАЙД № 15.
Сообщение ученика об одном из памятников романской архитектуры.
Собор в Вормсе (1171 – 1234 гг.) Стоит лишь взглянуть на этот храм в Вормсе, чувствуешь его особый дух. Он подобен кораблю, рассекающему волны. Четыре узкие башни сторожат храм с востока и запада. В его архитектуре нет ничего лишнего, отделка очень сдержанна, лишь арки подчеркивают основные линии. Скульптура храма – необычные, дикие, иногда чудовищные звери. Они как каменная книга – созданы для размышления верующего о Боге и его законах.
СЛАЙД № 16.
Промежуточные выводы.
Именно в романской архитектуре впервые появились огромные здания, целиком выстроенные из камня. Своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент – характерные черты романской церкви.
Продолжим знакомство с архитектурой Средневековья. И следующий стиль готический.
Сообщение ученика о происхождении термина «готическое искусство».
СЛАЙД № 17.
Наименование «готическое искусство» (от итал. gotico – «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. «Готическое» в те времена означало «варварское» в противовес «римскому»: готическим называли искусство, которое не следовало античным традициям, а значит, не представляло интереса для современников.
Представления о том, что готическое искусство бесформенно и не заслуживает внимания, изменились лишь в XIX веке, когда эпоху Средневековья перестали считать «темными веками» в истории человечества. Однако название «готическое» сохранилось за европейским искусством позднего Средневековья. В различных европейских странах готика имела свои характерные особенности и хронологические рамки, но её расцвет приходится на XIII – XIV века.
СЛАЙД № 18.
Работа в тетради. Термин «готическое искусство» возник в эпоху Возрождения. Так обозначают стиль Европейского искусства XII – XV веков.
Слово учителя.
СЛАЙД № 19.
Само слово «готика» более позднего происхождения, оно происходит от слова «готы». Готы – это варварские племена, разрушившие Рим и уничтожившие античное искусство. Но взглянув на эти прекрасные, воздушные готические соборы мы не найдем ничего общего с варварами. В готическом стиле чувствуется единая художественная идея, и она последовательно проводится во всех видах искусства: в архитектуре, скульптуре, музыке, прикладном искусстве и даже в письменном шрифте. В готических соборах камень превращается в кружева, а вместо тяжелых каменных стен посетитель собора видит сверкающий через витраж свет. Преодоление материальности – вот, пожалуй, главная идея готического стиля. Дух преображает материю, изменяет ее.
СЛАЙД № 20.
Готический храм – это воплощённый в камне духовный символ эпохи. Как же прочитать этот символ? В храме воплощен образ мироздания. Каменные стены теряют свою мощь и начинают просвечивать. И вместо толстых стен мы видим хрупкие, пронизанные светом витражи. Оставляя земное, готический храм устремляется вверх к небесам, побеждая всю тяжесть камня.
СЛАЙД № 21.
Именно архитекторам средневековья удалось создать такое чудо, где хрупкие стены, состоящие почти целиком из витражей – окон, не рушатся под тяжелыми каменными сводами с помощью каркасной системы с наклонными дугами. Именно эта система позволила воплотить внутри готического храма парящий свод.
СЛАЙД № 22.
Скульптуры готического собора полны смысла. Здесь изображены сцены из Библии, образы Христа и Богоматери, святых и пророков, царей древности и современности и даже средневековый календарь – знаки Зодиака и сцены сельскохозяйственных работ.
СЛАЙД № 23.
Отличительная деталь средневековой готики в архитектуре – это центральное окно-витраж «готическая роза». На первый взгляд это лишь набор разнообразных разноцветных стеклышек – глаз теряется в этой бесконечности. Но если присмотреться, то можно увидеть, что здесь вовсе нет хаоса. Все на своих местах. Мало того, готическая роза изображает не что иное, как порядок мироздания. В центре – Бог, вокруг него – ангелы, потом – апостолы, далее святые, епископы, короли и так далее.
Совершим с Вами небольшое путешествие по Европейским средневековым готическим соборам. А нашими экскурсоводами будут учащиеся экспертной группы, которые занимались исследованием соборов готического стиля.
Сообщения учащихся. На экране иллюстрируются памятники архитектуры.
СЛАЙД № 24.
Кёльнский собор — римско-католический готический собор в Кёльне (Германия), который занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и входит в число памятников всемирного культурного наследия. Строительство главного храма Кёльнской архиепископии велось за два приёма — в 1248—1437 годах и в 1842—1880 годах. По окончании строительства 157-метровый собор на 4 года стал самым высоким зданием мира.
СЛАЙД № 25.
Собор в Реймсе был построен в XIII веке, то есть позже собора Парижской Богоматери и собора в Шартре. Собор в Реймсе является одним из самых известных образцов готического искусства во Франции благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям он входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Начиная с периода Средневековья и до XIX века, собор был местом коронации практически всех французских монархов.
СЛАЙД № 26.
Собор в Шартре — католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр. Находится недалеко от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры. Например, собор в Шартре имеет длину 130 метров. Чтобы его обойти, нужно преодолеть путь в полкилометра. В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
СЛАЙД № 27.
Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) — христианский собор в центре Парижа, географическое и духовное «сердце» французской столицы, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана.
Величественный Нотр-Дам-де-Пари был заложен в 1163 году (первый камень будущего собора заложил папа Александр III), но его строительство продолжалось в течение нескольких столетий – до XIV века. В храм ведут три входа – портала, обрамленных уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями – так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей.
Много лет собор стоял полуразрушенным, пока в 1831 году не появился знаменитый роман Виктора Гюго, ознаменовавший собой возрождение интереса к историческому наследию, и готическому искусству в частности, и привлекший внимание к плачевному состоянию великого памятника архитектуры. Король своим указом поручил восстановить храм. С тех пор постоянной заботой властей является сохранение собора в его подлинном виде.
СЛАЙД № 28.
Нотр-Дам-де-Пари известен своими колоколами. Самый большой колокол – Мария, назван в честь Богоматери и покровительницы этого собора, его вес 6 023 кг. Колокол повешен на Южной Башне. На нем выгравирована его история.
В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.
СЛАЙД № 29.
Обобщение по готическому стилю.
Готический собор – это бесконечно сложная, изменчивая игра ажурных форм. Арки, галереи, башни, громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшим переплетом рам. Собор внутри и снаружи населен массой скульптур (например, в Шартрском соборе около 9 тысяч одних только статуй). Словом готический собор – это целый мир.
Обобщение и закрепление полученных знаний.
Слово учителя. Каждому из вас я раздаю таблицу с характеристиками стилей Средневековья, ваша задача, с помощью полученных знаний и таблицы, выявить к какому стилю относятся предложенные изображения на экране (на экране 3 слайда с изображениями сопоставлений Романского и Готического стиля).
Работа по изображениям.
СЛАЙД № 30 – 33.
(данная таблица раздается каждому учащемуся для вклейки в тетрадь)
Особенности стилей средневекового искусства
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ | ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ | |
Церковная архитектура | Здания соборов тяжеловесны и приземисты, это были огромные сооружения – т.к. их главной задачей было вместить большое кол-во людей во время богослужений. Характерные черты: толстые стены, крупные опоры, гладкие поверхности. | Готический собор имеет легкую конструкцию, устремлен ввысь. Новшество архитектуры готического периода – система арок. Стены перестали выполнять несущую роль, а значит, их не нужно было делать толстыми и массивными. |
Живопись | Как правило, на сводах и стенках храма изображали библейские сюжеты, которые нужно было рассматривать, передвигаясь по храму. Росписи романского периода имели назидательный характер. | В готическом соборе стеная роспись, уступила место витражу – изображению, составленному из скрепленных между собой стекол, которое помещали в проем окна. |
Скульптура | В романский период в Западной Европе впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались на порталах церквей. Рельефы обычно раскрашивали – это придавало им большую выразительность и убедительность. | Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на религиозные и светские сюжеты, несло в себе систему взглядов и представлений, которыми должны были руководствоваться в своей повседневной жизни люди Средневековья. |
СЛАЙД № 34.
Учитель: Для закрепления знаний о Готическом стиле, предлагаю вам изобразить на листе бумаги один из элементов орнамента витражного окна – «трилистник». Трилистник – символ христианской веры, символизировал Святую троицу: Бог-Отец, Сын и Святой дух.
Итог урока.
Сегодня на уроке мы продолжили знакомство с художественной культурой Средних веков и на основе сравнительно-сопоставительного анализа архитектуры того времени получили представление о двух основных стилях средневековой архитектуры: Романского и Готического.
СЛАЙД № 35.
Домашнее задание: Для закрепления знаний о Романском стиле предлагается нарисовать эскиз замка с характерными особенностями.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Романский стиль (от лат. romanus — римский) развивался в европейском искусстве X-XII веков. Аббатство Мария Лаах , Германия
Запись в тетрадь: Термин «романское искусство» возник в XIX веке. Так обозначают стиль Европейского искусства X – XII веков.
Бамбергский собор, восточный фасад с двумя башнями Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость
Характерный признак Романской архитектуры - толстые стены, прорезанные маленькими окнами.
Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон . Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, цилиндров. Донжо́н (фр. donjon ) — главная башня в европейских замках Романского стиля.
Важнейшим признаком романской архитектуры является наличие каменного свода. Свод - тип перекрытия, которое образуется выпуклой криволинейной поверхностью. Единственную опору для свода архитектура находит в стене .
Здание тщательно вписывалось в окружающую природу, выглядело прочным и основательным. Этому способствовали массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами .
ПОРТАЛ – вход в храм с врезанными в толщу стен перспективно уменьшающимися полуарками.
В 12 веке впервые для декодирования фасадов церквей используют скульптурные изображения. Сюжетами чаще всего служили грозные пророчества Апокалипсиса и Страшного Суда.
Скульптура Романского храма
Собор Святого Петра в Вормсе
Некоторые выводы: В романской архитектуре впервые появляются огромные здания, целиком выстроенные из камня. Своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент – характерные черты архитектуры Романского стиля.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Запись в тетрадь: Термин «готическое искусство» возник в эпоху Возрождения. Так обозначают стиль Европейского искусства XII – XV веков.
Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей .
Витражное искусство
Скульптура Готического собора
«Готическая роза»
Собор в Кёльне (Германия)
Собор в Реймсе (Франция)
Собор в Шартре (Франция)
Собор Парижской Богоматери ( Нотр-Дам-де-Пари )
Некоторые выводы: Внешний вид готического собора – устремленная вверх постройка. Легкость, воздушность конструкции придают арки, галереи, купольные своды, громадные окна. Особую роль играют витражи, особенность готического собора, круглое окно – «готическая роза». Готический собор внутри и снаружи населен массой скульптур.
Романский город-крепость Каркассон в Провансе ( XII-XIII в.) , Франция
Готический Собор в Йорке, XIII век, Англия
Готическая часовня-реликварий Святая Капелла Сент-Шапель , XIII век, Франция
Романская Крепость Конкистадоров, X-XIвв ., Германия
Трилистник – символ христианской веры.
Домашнее задание: Нарисовать эскиз замка в Романском стиле.