Программа кружка "Волшебные краски природы"

Программа кружка "Волшебные краски природы" предначена для внеурочной деятельности по ИЗО для учащихся школ VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка дополнительного образования по изобразительному искусству «Волшебные краски природы»

(для детей с интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная записка

     Программа кружка «Волшебные краски природы» раскрывает задачи и содержание работы по художественно-экологическому воспитанию детей среднего школьного возраста. Эта программа помогает развить в воспитанниках полноценную гармоничную личность, так как для нормального её становления недостаточно заботиться лишь о здоровье ребенка, но не менее важно воспитывать в нем нравственность, духовную свободу, творчество, которые рождаются у него от соприкосновения с природой и искусством. 

     Главной задачей кружковой работы является оказание помощи воспитаннику  разглядеть всю красоту природы,  научить не только видеть, но любить и беречь прекрасное в ней, а эта любовь к родной природе во всем её многообразии закладывает основу любви к Родине. При этом совсем не важно ставить цель вырастить художников и натуралистов, важно разбудить душу ребёнка, научить его смотреть и видеть, слушать и слышать, размышлять и понимать, удивляться и творчески мыслить, вызывать интерес к творческой деятельности через любовь к природе.

      Изобразительные виды деятельности имеют большое познавательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Ребенок в изобразительной деятельности одновременно опирается на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что оказывает положительное влияние на развитие.

    Дети с ОВЗ  по-разному овладевают движениями, направленными на изображение простых предметов: одним достаточно общего показа, чтобы они смогли повторить движение и получить изображение; другие не могут перенести зрительно воспринятое движение в руку, им недостаточно зрительного показа, а нужно, чтобы рука почувствовала движение. Им нужен не только зрительный показ, но неоднократное движение с их рукой, так как глаз и рука этих детей тут же «забывает» движение и в следующий раз ребенок делает попытку вспомнить, пытается сделать, а ничего не получается. Таким детям необходима длительная помощь, пока движение окончательно не закрепится. Ведущая роль в создании рисунка, поделки, аппликации принадлежит восприятию, от которого зависит качество изображения. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок  испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, они приобретают различные знания; уточняются и углубляются их представления об окружающем; в процессе работы начинается осмысливание качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно их использовать.     Работы свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами изобразительной  деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важны занятия  изобразительной, творческой деятельностью. Изучение психолого-педагогических особенностей изобразительной деятельности показало, что обучение рисованию детей с ОВЗ признано одним из важных коррекционно-развивающих факторов, который также способствует познанию ребенком окружающего мира.

     Программа кружка «Волшебные краски природы» нацелена на совершенствование методов и средств художественно-экологического воспитания детей, их духовного развития. Способствует развитию художественного вкуса. Умение видеть красоту природы вокруг нас, замечать прекрасное в простых вещах – капле воды, сверкающей на солнце, причудливых формах облаков и отображать это в своих художественных работах.

     Особый акцент программы – творческая деятельность детей. Ведь они не просто исследуют различные объекты природы, но и по-своему их передают: простая в аквариуме рыбка может стать рыбкой-царевной в золотой короне или невестой в прозрачной фате; коряга, принесённая из леса, в руках ребёнка может превратиться в сказочное существо волшебного леса – стоит только внимательно всмотреться и взять краски.

 

  

  Цель:

            Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески     отображать в своих работах полученные знания

  Задачи:

     1.    Образовательная:

  -  обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

   - обучение техническим навыкам и умениям в изобразительной деятельности.

2. Развивающая:

  -  формирование эстетического вкуса;

  -  развитие творчества и фантазии, ассоциативного мышления и воображения, любознательности и наблюдательности;

  -  обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности.

3. Воспитательная:

  -  формирование экологической культуры школьника, воспитание духовно богатой личности.

       Отличительной особенностью этой программы является способ подачи материала, который  развивает у детей интерес и любовь к природе.

      Новые знания не даются в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного наблюдения, сравнения и анализа живых и неживых объектов природы.     Благодаря комплексному применению программ школьники приобретают больше знаний, получают новые впечатления.

           Программа «Волшебные краски природы» основана на  следующих дидактических принципах:

      – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

     -   введение новых знаний не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» (принцип деятельности);

     -    обеспечение возможности продвижения каждого ученика своим темпом (принцип минимакса);

     -   формирование у воспитанника умения осуществлять свой выбор в создании художественного образа (принцип вариативности);

     -  ориентация процесса обучения на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);

    -   раскрытие взаимосвязи новых знаний с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостности);

    -  обеспечение преемственности между всеми этапами воспитательного процесса (принцип непрерывности).

     

Программа «Волшебные краски природы» рассчитана один год обучения – 18ч.

    

Программа включает в себя 18 занятий.

             

          План работы кружка «Волшебные краски природы»

№ п/п

Темы

Деятельность

Развитие личностных качеств

Рисунок

Флористика

Мир красок в природе. Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме

Экскурсия в природу, наблюдения в природе

Формирование эстетического вкуса

Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме

Выполнение композиции, состоящей фона, а на нем — причудливых очертаний декоративных цветов и трав

Рассматривание произведений живописи

Формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности

Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме

Экскурсия в природу. Заготовка материала для флористики

Учить творчески     отображать в своих работах полученные знания

Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме

Подготовка к изготовлению композиции: укладка для сушки частей растений

Выявлять уровень изобразительных умений каждого ребенка

Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме

Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме

Рисунки и  поделки

Развитие  изобразительных умений каждого ребенка

Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы, сухие растения

Изображение в контрастных сочетаниях силуэтов деревьев или веток

Рисунки и  поделки

Развитие изобразительных умений каждого ребенка

Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и теплого

Рисование фантастических деревьев

Наблюдения цвета в природе

Формирование у воспитанника умения осуществлять свой выбор в создании художественного образа

Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов

Подготовка к изготовлению композиции: создание фона

Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства

Развитие творчества и фантазии, ассоциативного мышления и воображения, любознательности и наблюдательности

Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов

Выполнение фриза в технике монотипии (красочные отпечатки листьев)
Изображение можно делать на цветной бумаге или на заранее прописанном фоне.

Практическая работа
Знакомство с изобразительной техникой  «печать растений», развивать чувства композиции

Формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности

Выполнение декоративного фриза на основе растительных сюжетов

      Создание фриза в технике печати при помощи самостоятельно вырезанного из картофеля клише

Композиции

Побуждать детей доступными им изобразительными приемами, полученными в течение года навыками, передавать в рисунке желаемое. Закреплять умения правильно работать с  материалами

Создание фона для флористики

Подготовка фона для флористики

Развивать чувство цвета при подборе колорита

Укладка композиции на фон

Укладка композиции на фон

Развивать чувство формы и композиционные умения. Развивать чувство цвета при подборе колорита.

Создание композиции «Осенние сюжеты»

Укладка композиции на фон

Развивать чувство формы и композиционные умения. Развивать чувство цвета при подборе колорита

Создание композиции «Осенние сюжеты»

Закрепление деталей на фоне

Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость  на красоту осени

Создание композиции «Осенние сюжеты»

Подведение итогов

Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость  на красоту осени

Мы рисуем «Как прекрасен этот мир»» (коллективная работа)

Композиции

Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых явлениях природы. Развивать чувство цвета

Мы рисуем «Как прекрасен этот мир» (коллективная работа)

Композиции

Вызвать интерес к созданию композиции. Инициировать дополнение и обыгрывание композиции. Развивать чувство формы и композиции.

Мы рисуем.  «Как прекрасен этот мир» (коллективная работа).

Подведение итогов

Выявить уровень навыков и умений, приобретенных за учебный год. Поощрять творческое воображение и фантазию у детей

  1. Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы.- М., Просвещение, 1975.
  2. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. -М., Педагогика, 1974.
  3.  Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. М., Совхуд, 1966.
  4.  Платонова Н.И., Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. М., Педагогика, 1983.
  5. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в школе. М., Просвещение, 1984.
  6.  Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. М., Дрофа, 2008.
  7.  Времена года. Пейзаж в творчестве русских художников XIX- начала XX века  М., Просвещение, 1988