Программа кружка "Волшебные краски природы"
Программа кружка "Волшебные краски природы" предначена для внеурочной деятельности по ИЗО для учащихся школ VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка дополнительного образования по изобразительному искусству «Волшебные краски природы»
(для детей с интеллектуальными нарушениями)
Пояснительная записка
Программа кружка «Волшебные краски природы» раскрывает задачи и содержание работы по художественно-экологическому воспитанию детей среднего школьного возраста. Эта программа помогает развить в воспитанниках полноценную гармоничную личность, так как для нормального её становления недостаточно заботиться лишь о здоровье ребенка, но не менее важно воспитывать в нем нравственность, духовную свободу, творчество, которые рождаются у него от соприкосновения с природой и искусством.
Главной задачей кружковой работы является оказание помощи воспитаннику разглядеть всю красоту природы, научить не только видеть, но любить и беречь прекрасное в ней, а эта любовь к родной природе во всем её многообразии закладывает основу любви к Родине. При этом совсем не важно ставить цель вырастить художников и натуралистов, важно разбудить душу ребёнка, научить его смотреть и видеть, слушать и слышать, размышлять и понимать, удивляться и творчески мыслить, вызывать интерес к творческой деятельности через любовь к природе.
Изобразительные виды деятельности имеют большое познавательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Ребенок в изобразительной деятельности одновременно опирается на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что оказывает положительное влияние на развитие.
Дети с ОВЗ по-разному овладевают движениями, направленными на изображение простых предметов: одним достаточно общего показа, чтобы они смогли повторить движение и получить изображение; другие не могут перенести зрительно воспринятое движение в руку, им недостаточно зрительного показа, а нужно, чтобы рука почувствовала движение. Им нужен не только зрительный показ, но неоднократное движение с их рукой, так как глаз и рука этих детей тут же «забывает» движение и в следующий раз ребенок делает попытку вспомнить, пытается сделать, а ничего не получается. Таким детям необходима длительная помощь, пока движение окончательно не закрепится. Ведущая роль в создании рисунка, поделки, аппликации принадлежит восприятию, от которого зависит качество изображения. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, они приобретают различные знания; уточняются и углубляются их представления об окружающем; в процессе работы начинается осмысливание качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно их использовать. Работы свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важны занятия изобразительной, творческой деятельностью. Изучение психолого-педагогических особенностей изобразительной деятельности показало, что обучение рисованию детей с ОВЗ признано одним из важных коррекционно-развивающих факторов, который также способствует познанию ребенком окружающего мира.
Программа кружка «Волшебные краски природы» нацелена на совершенствование методов и средств художественно-экологического воспитания детей, их духовного развития. Способствует развитию художественного вкуса. Умение видеть красоту природы вокруг нас, замечать прекрасное в простых вещах – капле воды, сверкающей на солнце, причудливых формах облаков и отображать это в своих художественных работах.
Особый акцент программы – творческая деятельность детей. Ведь они не просто исследуют различные объекты природы, но и по-своему их передают: простая в аквариуме рыбка может стать рыбкой-царевной в золотой короне или невестой в прозрачной фате; коряга, принесённая из леса, в руках ребёнка может превратиться в сказочное существо волшебного леса – стоит только внимательно всмотреться и взять краски.
Цель:
Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески отображать в своих работах полученные знания
Задачи:
1. Образовательная:
- обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
- обучение техническим навыкам и умениям в изобразительной деятельности.
2. Развивающая:
- формирование эстетического вкуса;
- развитие творчества и фантазии, ассоциативного мышления и воображения, любознательности и наблюдательности;
- обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности.
3. Воспитательная:
- формирование экологической культуры школьника, воспитание духовно богатой личности.
Отличительной особенностью этой программы является способ подачи материала, который развивает у детей интерес и любовь к природе.
Новые знания не даются в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного наблюдения, сравнения и анализа живых и неживых объектов природы. Благодаря комплексному применению программ школьники приобретают больше знаний, получают новые впечатления.
Программа «Волшебные краски природы» основана на следующих дидактических принципах:
– создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
- введение новых знаний не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» (принцип деятельности);
- обеспечение возможности продвижения каждого ученика своим темпом (принцип минимакса);
- формирование у воспитанника умения осуществлять свой выбор в создании художественного образа (принцип вариативности);
- ориентация процесса обучения на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
- раскрытие взаимосвязи новых знаний с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостности);
- обеспечение преемственности между всеми этапами воспитательного процесса (принцип непрерывности).
Программа «Волшебные краски природы» рассчитана один год обучения – 18ч.
Программа включает в себя 18 занятий.
План работы кружка «Волшебные краски природы»
№ п/п | Темы | Деятельность | Развитие личностных качеств | |
Рисунок | Флористика | |||
Мир красок в природе. Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме | Экскурсия в природу, наблюдения в природе | Формирование эстетического вкуса | ||
Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме | Выполнение композиции, состоящей фона, а на нем — причудливых очертаний декоративных цветов и трав | Рассматривание произведений живописи | Формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности | |
Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме | Экскурсия в природу. Заготовка материала для флористики | Учить творчески отображать в своих работах полученные знания | ||
Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме | Подготовка к изготовлению композиции: укладка для сушки частей растений | Выявлять уровень изобразительных умений каждого ребенка | ||
Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме | Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме | Рисунки и поделки | Развитие изобразительных умений каждого ребенка | |
Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы, сухие растения | Изображение в контрастных сочетаниях силуэтов деревьев или веток | Рисунки и поделки | Развитие изобразительных умений каждого ребенка | |
Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и теплого | Рисование фантастических деревьев | Наблюдения цвета в природе | Формирование у воспитанника умения осуществлять свой выбор в создании художественного образа | |
Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов | Подготовка к изготовлению композиции: создание фона | Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства | Развитие творчества и фантазии, ассоциативного мышления и воображения, любознательности и наблюдательности | |
Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов | Выполнение фриза в технике монотипии (красочные отпечатки листьев) | Практическая работа | Формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности | |
Выполнение декоративного фриза на основе растительных сюжетов | Создание фриза в технике печати при помощи самостоятельно вырезанного из картофеля клише | Композиции | Побуждать детей доступными им изобразительными приемами, полученными в течение года навыками, передавать в рисунке желаемое. Закреплять умения правильно работать с материалами | |
Создание фона для флористики | Подготовка фона для флористики | Развивать чувство цвета при подборе колорита | ||
Укладка композиции на фон | Укладка композиции на фон | Развивать чувство формы и композиционные умения. Развивать чувство цвета при подборе колорита. | ||
Создание композиции «Осенние сюжеты» | Укладка композиции на фон | Развивать чувство формы и композиционные умения. Развивать чувство цвета при подборе колорита | ||
Создание композиции «Осенние сюжеты» | Закрепление деталей на фоне | Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени | ||
Создание композиции «Осенние сюжеты» | Подведение итогов | Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени | ||
Мы рисуем «Как прекрасен этот мир»» (коллективная работа) | Композиции | Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых явлениях природы. Развивать чувство цвета | ||
Мы рисуем «Как прекрасен этот мир» (коллективная работа) | Композиции | Вызвать интерес к созданию композиции. Инициировать дополнение и обыгрывание композиции. Развивать чувство формы и композиции. | ||
Мы рисуем. «Как прекрасен этот мир» (коллективная работа). | Подведение итогов | Выявить уровень навыков и умений, приобретенных за учебный год. Поощрять творческое воображение и фантазию у детей |
- Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы.- М., Просвещение, 1975.
- Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. -М., Педагогика, 1974.
- Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. М., Совхуд, 1966.
- Платонова Н.И., Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. М., Педагогика, 1983.
- Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в школе. М., Просвещение, 1984.
- Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. М., Дрофа, 2008.
- Времена года. Пейзаж в творчестве русских художников XIX- начала XX века М., Просвещение, 1988