Прогулка по Эрмитажу

Прогулка по Эрмитажу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл god_is_my_witness_1.docx494.75 КБ

Предварительный просмотр:

Now we are facing the Winter Palace.  One of the largest and finest museums in Russia.  Its collections comprise over three million items, including the largest collection of paintings in the world. The most part of collection is kept in the storage. The State Hermitage is among the list of most visited art museums in the world. The number of visitors is about 3 millions. the main museum complex consist of six buildings. The Winter Palace has been calculated to contain 1786 doors, 1945 windows, 1500 rooms and 117 staircases. Guides say that the whole length of the road is 20 kilometers, and if you spend no more than one minute near every exhibit it takes 8 years. The museum has 3 million exhibits, which reflect development of the human civilization from Ancient Egypt to the twenties century.   The Museum was the largest art gallery in the world according to the Guinness Book of Records in 1989.

Facts

Total area

Works of art

Numismatic objects

Total items

Archaeological artefacts

Arms and armoury

233 345 SQ. METERS

1 009 878

1 122 769

208 425

751 045

13 954

The most famous part of collection includes the paintings of Leonardo da Vinci, van Dyck, Raphael, Rubens, Rembrandt,  Jan Brueghel the Elder (Velvet period), Frans Snyders, Titian, El Greco.

Unfortunately, works by Renoir, Monet, Van Gogh, Gauguin, Degas, Picasso Malevich and Kandinsky are displayed in the different building of the museum complex (the General Staff Building) at present.

There is a good tradition among students –visit the Hermitage from time to time. We have good reason for it, entrance is free daily for students and children.

Some historical notes:

it was founded in 1764 by Catherine the Great and has been open to the public since 1852. It was built by the architect Bartolomeo Rastrelli as a residence of the Russian tsars. It was designed in the Elizabethan Baroque style. During his history Hermitage has changed his color a several times. It was yellow, red, pink. The present look it had since 1946.   The name of the Palace are not coincidental. Hermitage derives from Old French “hermit, ermit”, from Greek eremites, literally "people who live alone".

The Hermitage Museum began as Catherine's personal collection. She started it by purchasing paintings from Berlin merchant Johann Ernst Gotzkowsky. Gotzkowsky provided 225 or 317 paintings. These large assemblies of art included works by such masters as Rembrandt, Rubens, Titian, Raphael, Tiepolo, van Dyck and Reni. Catherine the Great kept her collection in the Small Hermitage. During the time of Catherine, the Hermitage was not a public museum and few people were allowed to view its holdings. (тут я думаю как рассказать, что у нее был павильон с картинами, где она проводила посиделки с друзьями, во время которых отсутствовали  слуги. Столы сервировались этажом ниже и поднимались наверх специальным механизмом. По одной эрмитажем в Европе назывались павильоны, где гости оставались одни, без слуг.

 Catherine the Great was the most renowned and the longest-ruling female leader of Russia, reigning from 1762 until her death in 1796 at the age of 67. She was born in Prussia as Sophie Friederike Auguste von Anhalt-Zerbst-Dornburg, and came to power following a palace revolution when her husband, Peter III was assassinated (The marriage was not a success. He was rather limited person according to historical opinion. As for Catherine the Great she had brilliant mind and the Will to Power.) Russia was revitalized under her reign, growing larger and stronger than ever and becoming recognized as one of the great powers of Europe. The period of Catherine the Great's rule, the Catherinian Era, is often considered the Golden Age of the Russian Empire and the Russian nobility.

Catherine and corresponded with Voltaire for 15 years, from her accession to his death in 1778. He lauded her accomplishments, calling her "The Star of the North" and the "Semiramis of Russia" (in reference to the legendary Queen of Babylon, a subject on which he published a tragedy in 1768). Though she never met him face to face, she mourned him bitterly when he died. She acquired his collection of books from his heirs, and placed them in the National Library of Russia.

Пока стоите в очереди на вход в Эрмитаж (а он теперь
со двора Зимнего дворца), посмотрите по сторонам.
Наверняка вы увидите парочку деловито шныряющих туда-сюда
котов и кошек. Они здесь в своем праве, на официальной
должности крысоловов. Каждое хвостатое состоит на
довольствии, имея официальный документ с фотографией
и санитарную книжку.

До середины XIX века Эрмитаж полностью соответствовал своему названию (фр. Ermitage — уединенное место, приют отшельника), поскольку посещать музей могли лишь избранные. Так, А. С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора. Эрмитаж был открыт для публики при императоре Николае I в 1852 году в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа.

Вот еще один исторический анекдот - после завершения строительства Дворцовая площадь была завалена строительным мусором. Пётр III решил избавиться от мусора оригинальным способом – он объявил народу, что каждый может взять с площади всё, что захочет, и при том совершенно бесплатно. Через несколько часов мусора на площади не было.

 

 Далее по порядку по залам (тут только интересное, куда попал заряд, что реставрировали, там как раз выставка о реставрации петровского зала. Картин нет в них почти, пусть пофоткаются вдоволь)

Иорданская лестница 

В XVIII веке лестницу называли Посольской, затем она получила название Иорданской, так как по ней во время праздника Крещения Господня спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась для освящения воды прорубь — иордань. Свое название лестница получила по церемонии освящения воды в Неве. Уничтоженная пожаром 1837 года, лестница была воссоздана В. П. Стасовым, которому удалось сохранить основной замысел Растрелли, но с определенными изменениями. На кронштейнах стены установлены алебастровые статуи: Мудрость и Правосудие (работы А. Теребнева), Величие и Изобилие (раб. Н. Устинова), Верность и Справедливость (раб. Н. Леппе), Меркурий (раб. А. Мануйлова), Муза (раб. И. Германа). В центральной нише нижней площадки — мраморная скульптура неизвестного мастера XVIII века, Аллегория Государства. Центральный плафон изображает богов на горе Олимп.

Еще в Древнем Египте считалось, что лестница во дворце символизирует подъем из низшей сферы существования души в высшую (подземный мир мертвых, земная жизнь, и высший мир богов).  Как вы думаете, какая часть Иорданской лестницы относится к той или иной сфере?

Фельдмаршальский зал  

Зал был создан в 1833—1834 гг. Огюстом Монферраном. После завершения строительства, в 1834 г. на стенах Фельдмаршальского зала разместили портреты российских фельдмаршалов.

Здесь 17 декабря 1837 года начался пожар, уничтоживший за 30 часов весь Зимний дворец. После пожара 1837 года перестроен В. Стасовым в стиле классицизма

Во время Первой мировой войны в зале располагались палаты госпиталя.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6114/86441892.335/0_a2cb3_6e697c90_XL.jpg

Перед вами картина «Фельдмаршальский зал. Зимний дворец» художника Садовникова Василия Семёновича, где изображён зал начала 19го века. Найдите принципиальные различия с тем, что вы видите перед собой

Кто такие фельдмаршалы? Кого из фельдмаршалов вы знаете? Почему им был отведен целый большой зал во дворце?

Петровский (Малый тронный)

С конца XVIII века на месте Гербового зала располагалась Белая галерея, отделанная по проекту Ю. М. Фельтена. В царствование Екатерины II здесь проходили пышные придворные балы.

Петровский (Малый тронный) зал Зимнего дворца создан в 1833 году по проекту О. Монферрана. Посвящён памяти Петра I. После пожара 1837 года без изменений восстановлен В. П. Стасовым.

В зале Петра I находится историческая реликвия - трон императрицы Анны Иоанновны, изготовленный мастером Н.Клаузеном в Лондоне в 1731 году. Деревянная основа трона оправлена в массивное вызолоченное серебро, на спинке серебром вышит государственный герб России. За троном, в нише, оформленной в виде триумфальной арки с монолит. колоннами из ревневской яшмы находится картина «Петр I с богиней мудрости Минервой» Якопо Амигони (Амикони).

До недавних пор проводилась реконструкция убранства зала.

Как вы думаете, на чём обычно спал император Пётр 1?

Какие детали картины указывают на то, что Минерва символизирует мудрость? Перечислите их.

Гербовый зал

Следующий за Петровским Гербовый зал архитектор Стасов оформил по собственному проекту. площадь Гербового зала (вторая по величине в Зимнем дворце) составляет 1000 кв.м. Гербовый зал Зимнего дворца, предназначенный для торжественных церемоний, был создан В.П.Стасовым в конце 1830-х гг. в стиле позднего русского классицизма. Изображения гербов российских губерний помещены на люстрах золоченой бронзы.

В Гербовом зале экспонируется богатейшая коллекция западноевропейского серебра XVII-XVIII веков.

2 января 1944 года еще один снаряд попал в Гербовый зал, сильно повредив отделку и разрушив два перекрытия.

Здесь проходили балы. Как вы думаете, какие танцы танцевали  в 18 веке, а какие в 19? Если есть возможность, попробуйте пройти тур вальса.

Военная галерея

) Прообразом галереи послужил один из залов Виндзорского дворца, посвящённый памяти битвы при Ватерлоо, в котором были сосредоточены портреты участников Битвы народов.

Военная галерея 1812 года - самое знаменитое из мемориальных помещений дворца - была сооружена по проекту выдающегося зодчего русского классицизма К.И.Росси (1775/77-1849) и торжественно открыта 25 декабря 1826года, в годовщину изгнания армии Наполеона из России. Здесь поместили 332 портрета генералов русской армии, участников войны 1812 года и заграничного похода 1813 - 1814 гг. В Галерее были оставлены места для 13 портретов погибших, изображения которых найти не удалось. Портреты были заказаны Александром I художнику Джорджу Доу. в галерее уже в 1830-х годах были помещены большие конные портреты Александра I и его союзников — короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца I.

Все портреты галереи во время пожара были вынесены из огня и спасены солдатами гвардейских полков.

Конкурс на лучшие бакенбарды, усы, у кого больше орденов. Найдите наиболее понравившегося вам героя картины.  Представьте себя на его месте. О чем он думает? Скажите всем от его лица то, что он на ваш взгляд мог бы сказать.

Георгиевский (Большой тронный) зал The largest room in this particular apartment was the Audience Chamber (also called the Throne Hall) which consisted of 227 square meters.

Был полностью уничтожен во время пожара 1837 года. По указанию императора Николая I при восстановлении зала архитектором В. П. Стасовым использован белый каррарский мрамор, доставлявшийся из Италии. Из-за трудоемкости облицовки был открыт в 1841 году, позже других залов.

В этом зале проходили официальные церемонии и приемы.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5704/86441892.336/0_a2d8f_2cf733b_orig.jpg

Представьте, что вы на троне и правите этой огромной страной. Что вы ощущаете? Поделитесь со всеми. А теперь обратите внимание на герб России. Почему у орла две головы? Почему они смотрят в разные стороны? Кстати, этот герб Россия позаимствовала у Византии.

Павильонный зал Малого Эрмитажа.

В 1777 году русский князь Григорий Потёмкин решил приобрести одно из изделий Джеймса Кокса (знаменитого часового мастера и изобретателя) — часы-автомат «Павлин» из позолоченной меди (первоначально позолота была разноцветной: хвост павлина был золотисто-изумрудный, а его туловище местами покрывали цветные лаки).

Творчески собрал эти часы в России Иван Кулибин (знаменитый русский изобретатель из крестьян), так как они прибыли из Лондона в разобранном виде. Уникальность этих часов заключается в том, что они до сих пор находятся в рабочем состоянии, и это единственный во всем мире крупный автомат XVIII века, дошедший до нашего времени без изменений.

Среди картин точно:

Широкое применение в Европе масляная живопись получила в начале XV века благодаря искусству нидерландского живописца Яна ван Эйка, хотя изобретателем масляной живописи (как считалось ранее) он всё же не был. Как выяснилось после разрушения Бамианских статуй Будды, масляная живопись была в ходу уже в VII веке до н. э

«Дама в голубом» Гейнсборо

Один из лучших портретов эпохи барокко. То́мас Ге́йнсборо (англ. Thomas Gainsborough; 14 мая1727 — 2 августа 1788) — английский живописец, график, портретист и пейзажист. Гейнсборо, как считается, рисовал его с Елизаветы Бофорт, дочери адмирала Боскауэна. Он стал вершиной творчества художника: утонченная женская красота, изящество, полуулыбка, полутона. Все аккуратно и чинно. Гейнсборо – блестящий колорист. Его особая живописная манера – наложение красок жидким полупрозрачным слоем, создающим впечатление воздушности, легкости, быстрые мазки, нанесенные тонкой кистью, любовь к полутонам – придает образам поэтичность и изящество. . В Эрмитаж портрет попал от егермейстера Хитрово в 1912 году. На данный момент это единственное произведение Гейнсборо, которое находится в российских музеях.

Обратите внимание на конраст между холодными цветами одежды. В чем он проявляется? Герцогиня, с которой художник написал этот портрет, состояла в очень популярном среди английских аристократов обществе «синих чулков». По вашему мнению, соответствует ли она этому образу?

Зал голландской и фламандской живописи

Возвращение блудного сына

Притча о блудном сыне — одна из притч Иисуса Христа, приводимая в Евангелии от Луки. Она учит добродетелям покаяния и прощения Эта притча «являет образ покаяния грешного человека и милосердия Божия к нему» и «призывает к покаянию изображением неизреченнаго милосердия Божия ко всем грешникам, кои с искренним раскаянием обращаются к Богу». Данная притча одна из наиболее часто изображаемых в искусстве евангельских притч.

На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, осердился и не хотел войти.

Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему.

 «Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений».

Бритая, будто у каторжника, голова блудного сына и его потрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, причем трогательная деталь — одна упала, когда сын становился на колени. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом

Младший сын пришел, чтобы получить прощение перед смертью, а получил возможность новой жизни. Как вы думаете, какая главная евангельская истина заключена сюжете этой картины?

Обратите внимание на старшего сына. Он вел праведную жизнь, пока его брат пускал на ветер наследство, а теперь все наследство снова поделят пополам. Как вы думаете, что он чувствует? Рембрандт говорит нам о том, что есть вещи выше справедливости. Какие?

Даная.

картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх.

написанна по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея.

Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Однако бог Зевс проник к Данае в виде золотого дождя и совокупился с ней, в результате чего Даная родила сына Персея.

Искусствоведы долгое время предлагали различные толкования картины. Чувственность, с какой изображена женщина; её лицо, наделённое ярко индивидуальными чертами; отсутствие золотого дождя, который стал непременным атрибутом в произведениях на этот сюжет, вызывали сомнения в том, что главная героиня рембрандтовского полотна Даная.

Лишь сравнительно недавно, в середине XX века, при помощи рентгеноскопии удалось найти ответ на эту загадку. рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд её был направлен вверх, а не в сторону. У ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука женщины была повёрнута ладонью вверх.Черты Так же она выявила, что лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника его жену и любовницу Гертье Диркс, с которой он состоял в отношениях после смерти жены.

На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное. Оказывается, картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в интимных отношениях с. Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника.

15 июня 1985 года вместе с экскурсией пришёл мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку с серной кислотой, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину.

Позже экспертиза признала мужчину невменяемым. Им оказался житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. По решению ленинградского суда был признан душевнобольным.

Утраты живописи составили 27 %. Реставрация длилась 12 лет.

Веласкес Завтрак

Испанский художник Диего Веласкес родился и вырос в Севилье. Его первые произведения — к ним принадлежит и эрмитажный «Завтрак» — написаны в этом городе.

Испанское искусство долго было сковано рамками религиозных сюжетов. На рубеже XVI и XVII столетий появляются картины, герои которых—не персонажи священных писаний, а обычные люди. Большое распространение получают так называемые бодегонес (в переводе с испанского — трактир, харчевня) — изображения сцен в темном интерьере, освещенном только узко направленным пучком света, с одинокой или немногочисленными фигурами и обязательным натюрмортом.

«Завтрак» — одно из наиболее ранних произведений молодого мастера. В нем чувствуется увлечение натурой, стремление передать сцену как можно реальнее. Несмотря на желание художника сделать сцену непринужденной, персонажи выглядят позирующими. Здесь еще нет той свободы, артистичности исполнения, которые свойственны произведениям Веласкеса зрелого периода.

Позднее Веласкес стал приближенным к испанскому двору живописцем.

Картина Веласкеса принадлежит к наиболее ранним приобретениям Эрмитажа; поступила до 1772 года.

Копия лютиниста Караваджо

Эль греко святой петр и павел

Шедевры итальянской живописи представлены в 40 залах. Обширная коллекция картин итальянских художников охватывает значительный период развития искусства с XIII до начала XIX столетия. Самый ранний памятник итальянской живописи - небольшой крест с изображением распятия, единственная достоверная работа Уголино ди Тедиче, пизанского живописца второй половины XIII столетия. Одной из жемчужин коллекции является - створка диптиха c изображением мадонны из сцены " Благовещение" крупнейшего мастера сиенской школы первой половины XIV столетия Симоне Мартини.

Давайте обратим внимание на ту часть картины, которая является натюрмортом. В любом классическом натюрморте присутствую предметы, символизирующие четыре стихии, а так же намек на то, что жизнь кратковременна. Посмотрите внимательно и попробуйте найти их здесь.

Зал Леонардо да Винчи

Самый большой интерьер Старого (Большого) Эрмитажа – двусветный зал – сохранил эффектный декор, созданный в 1850-е годы зодчим историзма А.И. Штакеншнейдером в духе Большого стиля французского искусства XVII века. Здесь находятся творения Леонардо да Винчи (1452 – 1519).

Мадонна Бенуа

Одно из ключевых произведений раннего Леонардо да Винчи, написанное им на рубеже 1460 – 1470 годов. В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. И хотя краски за пять столетий неизбежно изменились, став менее яркими, всё же отчётливо заметно, что молодой Леонардо отказался от традиционной для Флоренции пестроты красок. Вместо этого он широко использует возможности масляных красок, чтобы точнее передать фактуру материалов и нюансы светотени. “Мадонна с цветком” (“Мадонна Бенуа”) – это хронологически первая мадонна, образ которой внутренне лишён какой бы то ни было святости.

«Мадонна» работы Леонардо была широко известна художникам того времени. И не только итальянские мастера использовали в своих работах приёмы молодого да Винчи, но и живописцы из Нидерландов. Считается, что не менее десятка работ выполнено под его влиянием. Однако затем её следы затерялись, и в течение столетий картина Леонардо считалась потерянной. История того, как она попала в Россию, окутана тайной. Картину у Марии Бенуа выкупил Императорский Эрмитаж 1914. Примечательно, что выплата не была разовой: часть денег была перечислена ей уже после октябрьской революции.

Что держит в руках младенец? Какой он формы? Как вы думаете, что он символизирует ребенку в будущем? Обратите внимание на богоматерь. На кого она больше похожа: на мадонну или на юную наивную, совсем молоденькую девушку, обожающую ребенка?

Мадонна Литта

Над картиной «Мадонна Литта» художник работал с 1490 по 1491 год.  Леонардо выбрал в качестве основы дерево, а для насыщенных, ярких цветов использовал темперу. Краски с натуральной основой до сих пор не поблёкли. Эта работа – пример леонардовского типа женской красоты.

На авторство Леонардо указывает эскиз головы Мадонны, который хранится в Лувре.

Тем не менее многие искусствоведы обращают внимание на необычные для авторской манеры Леонардо элементы картины, в частности, на неестественную позу младенца. Предполагается, что по крайней мере фигура младенца принадлежит кисти одного из учеников Леонардо

+ леонардески. Рассказать, что до конца 19 века считалось, что в коллекции эрмитажа 22 картины кисти мастера, но развитие искусствоведения открыло всем глаза.

Донна Нуда один из леонардесков. Интересна тем, что удивительно похожа лицом на мону лизу.

За эту картину Леонардо подвергся критике инквизиции. Почему? Обратите внимание, на то чем отличается данная картина от всех изображений мадонны с младенцем?

Синий цвет в эпоху Возрождения символизировал небо, красный – знак царственности, коричневый символизировал землю, желтый – небесный свет и небесную сущность. Как символика выражена в данном произведении?

Считается, что в эпоху Возрождения человек первый раз поднялся на гору,не по делу, а просто так, чтобы полюбоваться на мир. Как вы думаете, зачем Лоенардо изобразил окна на заднем плане.

Мадонна Конестабиле

миниатюрное и, вероятно, неоконченное изображение Девы Марии и младенца Христа, принадлежащее кисти 20-летнего Рафаэля. В 1881, когда картина переводилась с доски на холст, было обнаружено, что поначалу она держала в руках не книгу, а гранат — символ пролитой крови и Христовой жертвы.

Что общего у этой картины с предыдущей? (символика цвета) Рафаэль очень любил вписывать мадонну в круг. Как вы думаете, почему?

Тициан

Восемь картин дают представление об искусстве главы венецианской школы XVI века Тициана Вечеллио. Все его работы, хранящиеся в Эрмитаже, за исключением "Бегства в Египет" (нач. 1500-х) и "Портрета молодой женщины" (ок. 1530-х), принадлежат зрелому и позднему периодам творчества мастера. К числу бесспорных шедевров Тициана относятся "Кающаяся Мария Магдалина" (1560-е) и "Святой Себастьян" (1570-е) -одно из самых поздних полотен художника.

Кающаяся Мария Магдалина

Тициано Вечеллио написал свое произведение «Кающаяся Мария Магдалина» на заказ в 60-х годах ХVІ века. Моделью картины стала Джулия Фестина, поразившая художника копной отливающих золотом волос. Позже Тициан, меняя фон и позировку женщины, написал еще пару подобных работ.

Старая легенда гласит, что, умирая, Тициан взял в руки именно это полотно.

Известный художник Тициан был уникальной личностью. Он мастерски превратил раскаивающуюся блудницу, шедшую за Иисусом Христом по пустынной местности для того, чтобы смирить собственную плоть и смыть с себя клеймо позора, в чудесное чувство благодати и любви. Женщина, запрокинув голову, умоляюще, со слезами на глазах просит прощения.

Несмотря на название («Кающаяся Мария Магдалина»), на холсте отчетливо видно, что женщина не кается, от нее исходит благодатное чувство любви. У Тициана присутствует аллегорический подтекст: книга, развернутая перед кающейся женщиной, лежит на черепе, а это – недобрый знак.

в образе Марии изобразил и красивую молодую женщину, и глубокую скорбь, а также воспел верную любовь. Силуэт на полотне выстраивается на печальном фоне: виднеется мрачная скала, сине-серое небо и истощенные деревца. И средь этой угрюмости она – Мария-Магдалина, олицетворение женского начала.

Что сказал Христос, когда к нему привели блудницу-Марию?  Есть такое понятие «тициановские волосы», обратите внимание.

Джорджоне «Юдифь»

К числу лучших произведений венецианской школы относится "Юдифь" Джорджоне.

Одно из многочисленных произведений изобразительного искусства на тему истории Юдифи и Олоферна. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить … отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. «Потому что красота её пленила душу его, — меч прошел по шее его!» Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Юдифь в качестве трофея получила шатёр Олоферна и всю его утварь и вступила в Ветилую как триумфатор.

Выбрав момент, когда убийство уже было совершено, Джорджоне, в отличие от многих художников, обращавшихся к этому библейскому сюжету, создал удивительно умиротворённую картину. Юдифь, держа в правой руке меч, опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. За спиной Юдифи развёртывается гармоничный пейзаж.

Вспомните еще примеры из истории, когда женщина, чтобы отомстить за близких или за свой народ, соблазняет руководителя врагов.

Створка диптиха Робера Кампена

Фламандский живописец, предполагаемый родоначальник Северного Возрождения. Кампена отождествляют с Флемальским мастером.

Кампен, тем не менее, смог достигнуть такого уровня реалистичности и наблюдательности, как никакой другой живописец до него. В бытовых деталях заметна демократичность, подчас имеет место бытовая трактовка религиозных сюжетов, которая и позднее будет свойственна нидерландской живописи.

Лоджии Рафаэля – точная копия таких же в Ватикане. Наши художники 3 года делали там копии, а потом воссоздали в Эрмитаже

Автопортрет Ван Дейка (уж больно мне он понравился). В том же зале на портрет Карла первого ван дейк допустил ошибку, нарисовав королю две правые перчатки. Можно это им задать – найти ошибку на картине в зале.

Питер Пауль Рубенс Союз Земли и Воды и Вакх

Собственная лестница

Создана О. Р. Монферраном в конце 1820-х годов. После пожара 1837 года восстановлена А. П. Брюлловым почти без изменений. Интерьер лестницы выполнен в классическом стиле, богато декорирован гризайльной живописью. В советское время называлась Октябрьской в память о событиях октября 1917 года, когда отряды штурмующих проникли по ней в Зимний дворец. По этой же лестнице в 3 часа ночи с 25 на 26 октября 1917 года выводили захваченных министров Временного правительства.

Вспомните, что мы в начале говорили про лестницы. Куда мы с вами будем постепенно опускаться?

Миккеланджелло

Огромная ваза. «Колыванская ваза» – работа русских мастеров. Она создана из твёрдого камня – яшмы. Делали её 14 лет. Ваза была изготовлена в 1843 году. Она весит 19 тонн. Самая большая ваза в мире. Мне очень нравятся эти каменные вазы и столешницы, которые как мозаика собраны из самоцветов и камня. Николаю первому они тоже нравились, идея заполнить ими эрмитаж принадлежала ему.

Спящий гермафродит

Статуя зевса

Захватив Древнюю Грецию, римляне долго не могли понять, почему они пытаются сделать точные копии прекрасных греческих статуй, а у них не получается.Что бы вы ответили на этот вопрос? О какой знаменитой пропорции не знали сначала римляне?

Египетский зал

Мумия жреца Па-ди-иста — одна из старейших, хранящихся в музеях мира.

В Древнем Египте мертвецов сперва клали в могилы в позе зародыша вместе со всеми их ценными вещами. Мумифицировать их начали в 2400 гг. до нашей эры с использованием, к примеру, меда и ладана.

Впервые документально зафиксировал процесс мумификации греческий историк Геродот в 450 году до нашей эры.

Па-ди-ист — не единственный мумифицированный мертвец в Эрмитаже. Всего в запасниках их хранится не меньше пяти. Он лежит под специальным пуленепробиваемым стеклом, его постоянно дезинфицируют, чистят, к нему приставлен специальный охранник.

Чем этот зал принципиально отличается от всех остальных? Почему некоторые люди не могут здесь находиться: часто случаются сердечные и астматические приступы, потеря сознания, а маленькие дети с подвижной психикой плачут? Для чего предназначены все экспонаты?

Статуя Нут-Сохмет

Когда-то эта красавица решила жестоко истребить все
человечество и с энтузиазмом взялась за дело.
Но боги-защитники пожалели людей и пролили на землю
красное вино. Богиня приняла его за кровь, выпила
и сразу опьянела. Ну и естественно, пьяной женщине
стало не до людишек… Тем не менее богиня остается
весьма опасной для человечества, и боги-защитники
продолжают ее спаивать. Будто бы раз в год
на коленях статуи появляется красная лужица,
подозрительно напоминающая вино… или кровь.

Есть другое мнение: боги, в частности Ра не пожалели людей, а испугались за себя. Как вы думаете, чего именно они испугались?

Эти экспонаты(насчёт вазы не уверена, находятся по пути к выходу).

Я еще почитаю про экспонаты, возможно что-то поменяю в списке.

У нас выбывают из экскурсии русские, французы и англичане. Я подумала, может квест сделать по покоям? Идея еще не очень ясна, но возможно сегодня вечером она во что-нибудь выльется.

На самом деле грустно стало, из-за прихода коммунистов к власти были проданы некоторые шедевры за границу, перестали пополнятся коллекции мастерами 20 века, но в 1945 из германии были вывезены импрессионисты, которые тайком хранились до перестройки в хранилищах. Большую часть из этих картин вернули на родину.