Технологическая карта урока изобразительного искусства 5 класс "Искусство Витража"
Технологическая карта урока изобразительного искусства 5 класс "Искусство Витража".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_izo.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока ИЗО.
Тема: «Ты – мастер Декоративно-прикладного искусства. Искусство витража».
Предмет: Изобразительное искуссво.
Класс: 5
Тема | Ты – мастер ДПИ. Искусство витража. |
Педагогическая цель: | 1. Образовательные: - сформировать первичные представления о витраже, познакомить с тематикой витражей, типами и стилями витражей; - способствовать формированию представления об истории развития витража, о роли витража в интерьере; - способствовать созданию подобия витража с эффектом цветного свечения. 2. Развивающие: - развивать и формировать у обучающихся представления о видах современного ДПИ, в частности – витража; - развивать навыки самообразования, интереса; - способствовать развитию творческой и познавательной активности, фантазии; - способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, гуашь, стекло, кисти). 3. Воспитательные: - прививать любовь к истории, к народной культуре; - стимулировать положительное личностное воспитание учащихся; - формировать естественное мировоззрение и понимание необходимости умений различать виды современного ДПИ.
|
Тип урока | Комбинированный. |
Планируемые результаты Предметные (ПР) | - Учащиеся должны понимать, что такое – витраж, объяснять роль витража в интерьере, различать типы и стили витражей, знать тематику витража. - Объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства. - Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ. |
Личностные (ЛР) | - Уважительно относиться к культуре народного искусства; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
УУД Метапредметные (МПР) | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы в результате совместной работы всего класс; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других; - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий; - учиться выполнять различные роли в паре и группе. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - отличать верно выполненное задание от неверного; - уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, работу в паре и в группе; - уметь организовать место занятий. |
Основное содержание темы, понятия, термины. Формы работы: Групповая Индивидуальная Самостоятельная Просмотр- анализ работ | Витраж как вид современного ДПИ, типы витражей, история витража, роль витража в интерьере. |
Образовательные ресурсы, оборудование | Компьютер, мультимедиа проектор Презентация «Искусство витража». Готовые образцы витражной росписи Витражные краски, файлы, контурные рисунки |
Ход урока.
Этапы урока | Формируемые умения | Результат этапа | Цели этапа | Взаимодействие в образовательном процессе | ||
Действия педагога | Действия обучающихся | |||||
1.Организационный (этап мотивации). Эмоциональный настрой. | Метапредметные УУД: регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: обобщения на тему урока Познавательные УУД: - действия исследования, поиска, отбора необходимой информации, моделирование изучаемого материала; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера | Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). | Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. | Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, поприветствуйте и улыбнитесь нашим гостям! Молодцы! Надеюсь, наш урок будет таким же добрым, как ваши улыбки! – Сегодня у нас очень интересный и занимательный урок и чтобы у всех было отличное настроение и все получилось, я прочту следующие строчки, а вы будете за мной повторять. – Сегодняшний урок мне хочется начать словами известного русского поэта Сергея Есенина: «Я думаю: – Природа, красота, человек – часто трудно отделить эти слова друг от друга. И не случайно многие художники, писатели, поэты, музыканты посвящали природе свои восторженные произведения. Природа для человека стала источником вдохновения и фантазии. Наша Россия богата талантливыми людьми, народными умельцами. И думаю, вы согласитесь, что человека, который многое умеет делать сам, вправе называть мастером на все руки. – Про такого мастера говорят: Не от скуки МАСТЕР на все руки; – А вот родилась поговорка «мастер на все руки» в профессиональной среде перчаточников. Мастером на все руки называли встарь умельца, который мог сделать перчатки на любую руку. | Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки. Настрой на урок. Просмотр иллюстраций учебника, участие в беседе | |
3. Актуализация знаний и умений. | Метапредметные УУД: регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: -обсуждать задание -выражать в творческой работе своё отношение к-- находить в иллюстрациях и таблицах презентации ответы на заданные вопросы | Осознание необходимости получения новых знаний. | Определение границ знания и незнания. | - Ребята, что изображено на доске? (Образцы современного выставочного искусства) - Что такое современное выставочное искусство? (искусство свободное от народных традиций. Изделия которого зачастую являются просто видом творчества или применяются для дизайна). Перечислите виды современного декоративного искусства: Керамика Художественное стекло Изделия из металла Гобелен Батик Витраж Коллаж Тема урока «Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. Искусство витража». - Чему мы будем учиться? 1) Беседа о современном ДПИ - В чём состоит отличие произведений ДПИ от изделий массового производства? Покажите это на примерах. - Где в основном используется современное декоративное искусство? – Что означает слово “ интерьер “? - Скажите, пожалуйста, в чём отличие современного художника – прикладника от народного мастера? | Участвуют в беседе. - Современное декоративное искусство в основном используется в оформлении интерьеров зданий. - Внутреннее убранство здания, помещения. - Художники и дизайнеры. - В отличие от народного мастера, работающего в традиции и сохраняющего в своём творчестве передаваемые из поколения в поколение правила и навыки, современный художник - прикладник свободен в осуществлении творческих замыслов. Он смело экспериментирует с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то новое. | |
4..Формулирование учебной проблемы, планирование действий Проблематизация и мотивация учебной деятельности. | регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - определять правила работы по художественно- дидактической таблице; - сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное( характер формы, декор, цветовое решение); -под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке . Личностные УУД Устанавливать связь между целью и мотивом(зачем?) учебной деятельности, обсуждать здание; -создание творческого и реалистичного объекта. Задания; - уметь выражать в своей работе отношение к создаваемому объекту. | Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. | - Прослушайте отрывок из рассказа Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» и постарайтесь определить тему урока. «…Каждая сторона, каждый камень почтенного памятника- это не только страница истории Франции, но и история науки и искусства… Внутри собора было уже сумрачно и пусто. Боковые пределы заволокло тьмой, а лампады мерцали, как звезды, так глубок был мрак, окутывающий своды, лишь большая розетка фасада, разноцветные стекла которой купались в закатном луче, переливались во мраке, словно груда алмазов, от которых льется синий и красный , зеленый и золотой свет. Его потоки мягкими волнами попадают внутрь храма , в нем становится таинственно и волшебно. Лица людей, вещи, стены, даже пол делаются загадочными. Словно прикрытые тонкой цветной дымкой, мягко сияют глаза, отблескивая навстречу лучам цветного света…собор становится уютнее. Окна играют, горят красками, словно цветные пожары.» – Стекло – удивительный, непохожий на другие материал, и работы, выполненные на стекле, получаются хрупкими и оригинальными. Росписи по стеклу необычны и невероятно красивы, они поражают своим магическим великолепием. Можно несколько часов рассматривать расписанные витражи и все равно уйти неудовлетворенным. –Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом декоративно-прикладного искусства – витражом.
"Ассоциативный ряд"
- Как вы думаете, зачем нам необходимо найти ответы на эти вопросы? | - Слушают рассказ и определяют тему и цели урока. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.
- Чтобы применять эти знания в жизни, расширить свой кругозор. | |
5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала Диалог (фронтальная беседа). Работа в группе. (класс заранее поделен на 4 группы) | регулятивные: - определять и формулировать деятельность на уроке; - под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий; -проводить анализ творческой деятельности ; - определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его. | познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний( определение границ знания-незнания); коммуникативные: -слушать и понимать речь других; - ориентироваться в учебнике и тетради; -находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и таблиц презентации; - уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию; -владеть опытом обобщения по теме урока; регулятивные: -уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность; -анализировать свою творческую деятельность; - определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его. | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. | – Что же такое витраж, какова его история – обо всем этом мы узнаем с ваших докладов, которые вы подготовите, работая в группах. 1. Работа в группе по маршрутному листу. - Чтобы систематизировать и пополнить наши знания о витраже, предлагаю вам маршрутные листы, по которым вы будете работать в группе. - Ребята, а как мы узнаем, что вы закончили работу? - Ознакомьтесь, пожалуйста, с маршрутным листом, всё ли понятно? - Приступайте к выполнению задания, на это вам отводится 4-5 минут. - Время вышло. - А теперь обсудите и договоритесь, кто из группы озвучит предложения, которые получились. 2. Презентация. Рассказ – дополнения учителя. – Теперь вы знаете, что представляет витраж. Техника его выполнения довольно сложная и кропотливая. Витраж составляют из отдельных кусочков цветного стекла. Для начала цветное стекло в расплавленном виде окрашивалось в разные цвета. Затем разрезалось на куски. После подбора по рисунку кусочки стекла скреплялись свинцовыми перемычками. В настоящее же время выделяют несколько типов витражей в зависимости от техники изготовления. - Сейчас выделяют несколько разных типов витражей в зависимости от техники изготовления: В наше время есть несколько технологий изготовления витражей: Классическом наборном витраже, где кусочки стекла нужной формы вставляются в свинцовую оплетку. Такой витраж еще называют паяным, так как детали оплетки (каркаса) паяют между собой. Такая технология витража трудоемка, но очень долговечна. Именно в витражах удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор. Роспись по стеклу и пластику является новой современной технологией витража и очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, как среди людей увлеченных художественным творчеством так и среди профессионалов. Еще одна интересная современная технология: фьюзинг - спекание (дословно с английского - сплавление) стекла. Рисунок выложенный на целом пласте стекла из кусочков цветного стекла разогревается в специальной печи до высокой температуры и спекается в монолитную единую композицию. Так декорируют стекла для дверей, стекла для кухонной мебели. Существует еще технология матированного витража. Так декорируют стекла и зеркала при помощи механической обработки поверхности стекла воздушной струей с частичками абразива (пескоструйная обработка) или химическое матирование с помощью плавиковой кислоты. Рисунок витража при такой технологии закрывают трафаретом. Довольно новая промышленная технология контурного витража позволяет украсить интерьеры ванных комнат, бассейнов, аквариумы, стеклопакеты. Такую возможность дают материалы - контуры из сверхпрочного полимера и лаки устойчивые к ультрафиолетовому излучению. Еще одна современная технология – пленочный витраж. В этом случае на прозрачное листовое стекло наносится плёночное покрытие, придающее будущему изделию цвет. Имитация жил витража выполняется с помощью самоклеящейся свинцовой протяжки. Цветные окна были украшением средневековых соборов в городах Западной Европы. Российские царские вельможи также стали украшать свои залы, следуя западной моде. В настоящее время витраж обрел новую жизнь: он украшает окна, двери, перегородки общественных зданий, изменяя их облик. В современном интерьере витраж отлично уживается с любым стилем от классики до хайтека (современный минимализм). Главное - соблюсти основное правило: витраж должен сочетаться с интерьером по стилю и цветовой гамме. Конечно, сделать настоящий витраж, используя цветные стекла, – дело непростое. Для этого необходимы профессиональное мастерство и особые условия. | - Группа, которая закончила работу, взявшись за руки, поднимает руки вверх. Знакомятся с маршрутным листом. Работают в группе: читают текст маршрутного листа и рассматривают иллюстрации на с. 175-179 учебника, отвечают на вопросы в маршрутном листе. Анализируют новые сведения о витраже. - Определяют, кто будет представлять итоги работы в группе. Выступления. Воспринимают презентацию. Участвуют в диалоге. | |
6. Физминутка. | Мы немного отдохнём, Встанем глубоко вздохнём. - Предлагаю вам поиграть. Если я назову народные художественные промыслы – потопайте, если современное декоративно-прикладное искусство – похлопайте! - Дымковская игрушка, керамика, мозаика, жостовский поднос, гжель, панно, хохлома, батик, городецкая роспись, гобелен, витраж. Отдохнули и тогда, За работу нам пора! | Отдыхают. Участвуют в физминутке. | ||||
7. Применение и закрепление теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решении задач. Формирование УУД. Контроль над процессом и результатом деятельности. В ходе работы учитель включает музыку, которая способствует творческой активности учащихся. | регулятивные: - определять и форму-лировать цель дея-тельность на уроке; - определять последовательность своих действий на уроке; предметные: - владение карандашом, фломастерами, гелевыми ручками. -первичные умения видеть конструкцию. - проводить правильно вертикальные , горизонтальные, наклонные линии; Метапредметные УУД регулятивные: - анализировать правильность выполнения задания; -осуществлять самоконтроль; познавательные: - проводить анализ своей творческой деятельности; -проводить сравнение объясняя его критерии; - умение пользоваться разнообразными графическими материалами; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение развёрнуто и точно( понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов. | Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. | Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. | 1. Подготовка к практической работе. 2. Практическая работа. Мастер изображения подготовил вам задания. Мастер постройки выстроил нам город, а мы его украсим. Выполним коллективную работу « Город Мастеров». Итак, дети работают по группам- мастерским. Я приготовила для вас трафареты контурного рисунка, использовала главное правило – все контуры – линии изображения должны соприкасаться друг с другом и с самой рамой, как бы дробить рисунок на выразительные по очертаниям части – ячейки, в которых потом появятся цветные “стекла”. Задание: создать эскиз витража для украшения города мастеров. Этапы работы: - Прорисовка каркаса витража (карандаш) - Раскладка композиции по цветам с учетом логики цветопередачи. - Прорисовывание жилок. | Участвуют в беседе, отвечают на вопросы Работа учащихся под руководством учителя | |
8. Итог. Рефлексия деятельности. | Личностные УУД - установление связи между целью деятельности и её результатом; - обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке; - уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества; Метапредметные УУД регулятивные : - осуществлять самоконтроль; -давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками); коммуникативные: -уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли. | Умение соотносить результаты собственной деятельности. | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Беседа по вопросам: Ведущие мастеровые наиболее удачные работы отбирают, для того, чтобы при помощи двойного скотча украсить город Мастеров. Изразцы украсили фасад дома, а окна, словно цветущий сад, украсили дома города Мастеров. Проект удался. Меняются времена, меняется мода, но всё-таки народные промыслы живы. И по-прежнему изделия мастеров искусства приносят нам радость. - Что мы называем витражом? - Мы достигли цели, которую ставили перед собой в начале урока? - Как вы думаете, зачем нужен витраж? - С какими видами витражей вы познакомились? - Для чего служат изделия современного декоративного искусства? - Кто может похвалить себя? За что? - Кто недоволен собой? Что не получилось? - Молодцы! Все сегодня работали просто, замечательно | Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. | |
8. Домашнее задание (дифференцированное, т.е. на выбор). | Использование нового знания в выполнении творческого задания. | Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение ранее усвоенных ЗУНов | ДЗ Подготовить сообщение о витраже. Проанализировать работу и подкорректировать обнаруженные недостатки. Закончить урок мне хотелось бы словами «Мы часто видим вещи не такими, какие они есть, а такими, какие мы есть…» Я желаю вам видеть в мире только прекрасное. Спасибо за урок. На этом наш урок завершается. Желаю вам удачи и всего хорошего. | Запись д/з в дневник. |