Портретная живопись Боровиковского

Депутатова Татьяна Фёдоровна
Боровиковский Владимир Лукич — русский художник исторической, церковной и портретной живописи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo_borovikovskogo.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Портретная живопись Боровиковского

Слайд 2

Боровиковский Владимир Лукич (1757—1825) Боровиковский Владимир Лукич — русский художник исторической, церковной и портретной живописи. Родился в 1758 году в Миргороде. Сын дворянина, он в молодых летах состоял в военной службе, которую оставил в чине поручика и затем поселился в Миргороде, где и занимался живописью. Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца.

Слайд 3

биография В путешествии императрицы Екатерины II на юг России, предпринятом ею в 1787 году, путь ее лежал через город Миргород Полтавской губернии, где предполагалось сделать остановку . Миргородское дворянство заказало по этому случаю молодому Боровиковскому несколько картин, которые и были развешаны в комнатах дома, назначенного для приема государыни. В числе этих картин две обратили на себя особенное внимание императрицы. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в Академию художеств, где в то время славился нежностью кисти портретист Лампи . Боровиковский стал учиться у австрийского живописца И. Б. Лампи , пользовался также советами Д. Г. Левицкого, портретного художника весьма большого таланта. Через несколько лет сам Боровиковский приобрел большую известность своими портретами; в 1795 году он получил степень академика, а в 1802 году звание советника академии.

Слайд 4

Портрет торжковской крестьянки Христиньи 1795 году Боровиковский написал замечательный портрет молодой торжковской крестьянки Христиньи . Это первое по времени портретное изображение простой русской женщины. Она одета в нарядный сарафан и кокошник с бусами и вуалью. От всего ее облика веет скромностью и даже застенчивостью. На губах играет сдержанная приветливая улыбка. Неуловимыми средствами Боровиковский сумел показать, что Это не костюмированная барышня, а настоящая крестьянка, слуга в барском доме, пусть весьма культурном, но все же существующем в крепостнический век.

Слайд 5

Портрет Филипповой Самый ранний портрет Боровиковского - написанный в 1790 году. Портрет производит впечатление не вполне законченного, складки белого платья, так же как и руки, едва намечены, более всего закончено лицо, но отчетливый рисунок глаз, носа, рта и подбородка еще очень графичен . Следует отметить пейзажный фон. Потом этот фон станет излюбленным у Боровиковского , особенно в женских портретах. И даже по этому незаконченному портрету видно, что художник, работая над портретом, попал в свою сферу. В эти ранние годы своей творческой жизни Боровиковский писал портреты небольшого размера на твердом материале, часто на цинковых пластинках, иногда это были настоящие миниатюры, чрезвычайно тонко и детально написанные. Кисть его приобрела значительную уверенность, рисунок стал четким и ясным . Но рисунок этот неразрывно связан с формой и нигде не выступает отдельно. Боровиковский приобретает высокое чувство рисования кистью, которая становится для него орудием и живописи и рисунка.

Слайд 6

портрет Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду Боровиковский написал множество портретов, из которых весьма замечателен портрет Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду .

Слайд 7

Портрет Муртазы-Кули-хана В 1796 году Боровиковский написал большой парадный портрет беглеца Муртазы-Кули-хана, спасавшегося под могущественным покровительством русского правительства от преследований его брата, персидского шаха. Художник увлекся картинной внешностью восточного принца, его бледным, цвета слоновой кости лицом, длинной холеной бородой, нежными кистями рук и великолепным многоцветным костюмом . Но сердце художника едва ли затронул этот экзотический образ.

Слайд 8

Женские образы В самом конце века, на грани девятнадцатого столетия, Боровиковский создает целый ряд портретов, по преимуществу женских и девичьих, в которых окончательно находит самого себя и вместе с тем утверждает в портретной живописи новый тип человека, существующий, а не сочиненный художником, увиденный, открытый только им. Портреты В. И. Арсеньевой, М.И. Лопухиной, Скобеевой , Н.А. Нарышкиной, М.А. Орловой-Денисовой, со всей силой обнаруживаются особенности портретного стиля художника. Все эти портреты полуфигурны . В постановке фигуры Боровиковский разрабатывает прием. Почти всегда тело опирается на руки, спокойно сложенные. Иногда это движение очень легко и эластично и руки просто лежат на какой-нибудь опоре. Иногда , этой опорой служит локоть, а кисть руки свисает свободно. И лицам художник придает характер изваяний. Боровиковский движением и поворотом головы умеет передать сосредоточенное выражение характера, которое кажется особенно ярким в сопоставлении со спокойной позой тела. В течение 5 - 6 лет Боровиковским были созданы его наиболее совершенные женкие портреты: М.И. Лопухиной (1797), неизвестной с медальоном на груди (1798), Е.Г. Темкиной, дочери Екатерины и Потемкина (1798), Е.А. Нарышкиной (1799), М.А.Орловой -Денисовой (1801). Все портреты находятся в Третьяковской галлерее

Слайд 9

Портрет графини Марии Ивановны Лопухиной 1797 Портрет М.И. Лопухиной, может быть, самый поэтичный и женственный среди всех созданных Боровиковским . Лицо Лопухиной полно очарования , душевной прелести. Обаяние молодости и женственности сочетается здесь с типом национальной красоты, к изображению которой вплотную подошел художник.

Слайд 10

портрет «Лизаньки и Дашеньки» Первым по времени двойным портретом является портрет двух девушек «Лизаньки и Дашеньки » долгое время считавшийся портретом сестер Львовых. Как теперь выяснилось, это не Львовы, а горничные-девушки, искусные плясуньи, о которых упоминает Державин в стихотворении «Другу ». Художник восхищенно изобразил красоту этих молоденьких крепостных балерин, обаятельных, как сама юность.

Слайд 11

портрет Гагариных В 1802 создал портрет Гагариных. Лучшие качества живописи Боровиковского нашли в нем самое полное выражение. Новая , более сложная задача заставила художника частично отойти от ранее выработанных приемов композиции. Руки моделей здесь не служат опорой, художник занял их работой, правда легкой и деликатной . Старшая Гагарина левой рукой держит ноты в то время, как ее правая рука, ничем не занятая, лежит на коленях. Младшая сестра играет на гитаре, заглядывая в нотный листок, который держит старшая. Ее правая рука перебирает струны, а левая прижимает их к гитаре.

Слайд 12

портрет Гагариных Кисть руки погружена в тень, которая смягчает силу жеста. Положения рук натуральны, потому что связаны с действием. Ни одно из них не повторяется, они показаны контрастирующими парами. Пальцы одной руки с силою нажимают на струны, тогда как другая легко придерживает лист с нотами. Пальцам , перебирающим струны, художник противопоставил другую руку, лежащую без движения. Этот момент вносит в композицию ритмическую стройность. Деревья, как обычно у Боровиковского , образуют фон этого портрета. За спиной младшей сестры виднеется балюстрада, на которой лежат цветы.

Слайд 13

Портрет писательницы Анны Луизы Жермены де Сталь, 1812 Среди женских портретов совсем особняком стоит портрет французской писательницы Анны Луизы Жермены де Сталь, знаменитой противницы Наполеона, скрывавшейся от его преследований в разных странах, в том числе и в России. В ее лице виден холодный, живой и насмешливый ум, почти мужская энергия. И все же расцвет творчества художника знаменуют такие женские портреты, как портреты Лопухиной, Нарышкиной и Гагариных.

Слайд 14

Портрет князя Александра Борисовича Куракина «Портрет А.Б. Куракина» ( 1800) - один из немногих парадных портретов, написанных Боровиковским . По количеству элементов, которые его образуют, он сложен. В глубине фона изображен Михайловский замок, резиденция Павла I, справа - мраморный бюст Павла и множество тканей. Окно прикрывает тяжелая драпировка с золотой бахромой и кистями; бархатная скатерть с вышитым краем покрывает стол; черная мальтийская мантия брошена на кресло. В середине портрета, слегка сдвинувшись вправо, стоит сам Куракин в богатейшем камзоле из золотой парчи. Сверкают бриллианты и ордена, блестят складки парчи и муар орденских лент. Его называли «бриллиантовым князем». Он слегка опирается на массивный стол; тяжелая постановка ног выдаст его дородное сложение и болезни, но на лице дипломатическая улыбка, воспитанная придворной жизнью, маска, которую долголетняя практика лжи и притворства сделала его подлинным лицом. Не государственный ум, не воинские доблести, а понимание закулисной стороны придворной жизни и искусство интриги, уменье обращать секреты политики в свою пользу возвысили этого человека до власти и почестей. Чтобы понять подлинный характер русской придворной жизни в XVIII веке, достаточно одного этого портрета.

Слайд 15

Портрет Д.Г . Левицкого Но самым замечательным среди мужских портретов является незаконченный портрет учителя художника, великого портретиста Д.Г. Левицкого. Портрет не закончен и, вероятно, поэтому не подписан и не датирован . Однако некоторые признаки позволяют датировать портрет 1802 - 1803 годом. Лицо Левицкого необычайно значительно. Это лицо художника, сумевшего познать жизнь. Темные, чрезвычайно живые глаза являются центром портрета. Их взгляд пристален - это изучающий взгляд художника. Небольшой, нервный, чрезвычайно тонко проработанный рот, огромный прекрасной формы лоб. Как нельзя лучше характеру формы лица соответствует здесь живая, нервная живопись Боровиковского , углубленная трактовка формы. Живопись портрета показывает, каким тончайшим живописцем был Боровиковский , знавший, что здесь первым его судьей будет его учитель.

Слайд 16

марк Кроме портретной живописи, особенно много в конце жизни Боровиковский занимался религиозной. Заслуживают внимания евангелисты, написанные художником для царских врат Казанского собора.

Слайд 17

матвей

Слайд 18

иоанн

Слайд 19

лука

Слайд 20

зима народным типом является старик крестьянин, олицетворяющий Зиму. Типичный русский крестьянин в нагольном тулупе, но без шапки, с густой копной волос греет озябшие руки над огнем. Кругом нависла зима. Все покрыто снегом и льдом. На голых сучьях деревьев висят сосульки. Он греет руки и одет тепло потому, что он стар и потому, что на дворе стоит зима. Так две темы, - зимы и старости - взаимно переплетаясь, образуют этот сложный, но поэтический образ. Это размышление о старости, нужно думать, относится к последним годам жизни художника. Знаменательно , что лицо старика бодрое, никакого уныния и мрачности в нем нет. «Зима» автопортретна для Боровиковского , конечно, не по внешнему облику, а по восприятию неуклонного хода жизни.

Слайд 21

Портрет боровиковского кисти Бугаевского -Благодарного Он всецело был предан искусству. Оставаясь всю жизнь неженатым, он воспитывал у себя племянника . Позднее на его квартире жило пять его учеников. Среди них известны имена И.В. Бугаевского -Благодарного, А. Г. Венецианова и Ф.И. Яненка.