"Мама, смотри, я - уличный художник!"
Демократизация жизни, разрушение социальных стереотипов позволили наряду с существованием традиционных форм изобразительного творчества возникнув таким его видам, которые, казалось, разрушили все культурные и эстетические традиции, и само понятие «творчества» подвергли жестким сомнениям. Как правило, такие творческие проявления провоцируются кардинальными, часто хаотично-разрушительными переменами в обществе, и поэтому имеют нетрадиционные, специфические проявления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grafitti.docx | 162.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мама, смотри, я уличный художник!»
В каждом городе земного шара можно встретить стены, на которых красуются всевозможные надписи или рисунки. Это настоящее искусство улиц, воспринимаемое некоторыми как вандализм. В отличие от классического искусства, где ведущей творческой тенденцией был реализм и традиционные жанры доминировали, современное искусство имеет очень широкий диапазон форм, жанров и творческих проявлений. Такое разнообразие характерно для всех видов современного искусства (музыка, поэзия, кино, театр и др.). Безусловно, живопись в этом списке не стала исключением. Демократизация жизни, разрушение социальных стереотипов позволили наряду с существованием традиционных форм изобразительного творчества возникнув таким его видам, которые, казалось, разрушили все культурные и эстетические традиции, и само понятие «творчества» подвергли жестким сомнениям. Как правило, такие творческие проявления провоцируются кардинальными, часто хаотично-разрушительными переменами в обществе, и поэтому имеют нетрадиционные, специфические проявления.
Такие творческие проявления имеют место и в поэзии, и в музыке, и, конечно же в живописи и графике. Так, в конце XX века (в конце 80-х годов) на территории Советского Союза, когда ситуация в стране стала с известным ускорением сползать в социальную пропасть, на фоне меняющегося менталитета общества, сопровождающегося разрушением привычного социального уклада, на стенах домов, заборах и других, доступных зрителю плоскостях стали появляться крупные контрастные изображения, иногда безобразные с шокирующими надписями, иногда очень эффектные и выразительные, выражающие определенную гражданскую позицию. Это творчество мы называем графитти. Что же это за творческие проявления? Психологи утверждают, что граффити - способ самовыражения личности. Хотя явление граффити не является среди подростков массовым. И всё же граффити рисуют, а, значит, есть мотивы для этого. Граффити рисуют по разным причинам: кто-то хочет успокоить нервы, кто-то – повеселиться, оставить о себе память, украсить небогатый окружающий экстерьер, ну и наконец, самовыразиться. Так или иначе, этот вид творчества обладает авангардностью, т.е. признаком молодёжной субкультуры. Даже самый беглый анализ подобных изображений показывает, что существуют мотивы их создания. Вот некоторые из них:
1. Желание сообщить о каком-либо факте или событии. Для школьников таким событием является окончание школы. Граффити, повествующие об этом, имеются на стенах школ, на асфальтовых покрытиях, заборах и др..
2. Стремление рассказать о своём чувстве - злости, ненависти, счастья, радости или любви. В граффити особенно интересны признания в любви. Может быть, это единственный способ заявить о себе, доступный каждому подростку. Наверное, можно было высказать свои мысли в стихах, песнях и еще множеством способов, но далеко не у всех это получается, некоторые просто стесняются, и к тому же в таком виде меньше шансов, что их чувства заметит адресат.
3. Утверждение личностной и групповой идентичности: собственные имена и портреты, статус в группе. Это поиск своего пути во «взрослом мире», особый характер отношений со сверстниками. Период взросления отличают стремление обособиться, прежде всего от старших, и желание принадлежать к какой-либо общности сверстников. Присоединившись к группе, молодой человек обретает определённую степень безопасности, окружающие теперь имеют представление о том, как его воспринимать, потому что на него распространяются общегрупповые признаки.
4. Мотивы творчества с использованием символов. Это солнце, звезда, могила, крест, круг, квадрат, треугольник. Многие из них отражают глубины человеческого подсознания. «Треугольники говорят о логическом подходе к жизни. Хорошо организованные люди предпочитают рисовать квадраты. Толстые, жирные стрелки обычно рисуют весьма целенаправленные люди.
Целый спектр чувств, мыслей, переживаний скрывается за простыми рисунками учащихся: нежные чувства к кому-то, переживания о чём-либо, надежда на лучшее в жизни, бунтарство, скрытая печаль, негативизм, направленные против кого-либо или чего-либо.
Однако мотивы творчества встречаются реже, чем мотивы потребления граффити в качестве самовыражения. Граффити являются романтической компенсацией повседневной рутины, а это тоже - признак молодёжной субкультуры.
Высказываний протеста против социальных или культурных норм или каких-либо призывов тоже встречаются, но горазда реже. Они почти не встречаются и в надписях, выполненных на стенах гаражей, на заборах, на спинках стульев в школе.
По-прежнему современные школьники, как и их родители в своё время, рисуют в учебниках. По мнению психологов, надписи и исправления школьников в собственных учебниках и книгах - один из способов символического опровержения чужих взрослых знаков. Учебники для подростков тоже представляют чужое пространство, как и те поверхности общественных сооружений, на которых они рисуют граффити. Молодёжное сознание является основой, носителем особой субкультуры, вторичной по отношению к культурной среде взрослого населения. Обособленность от культурных ценностей старших поколений - признак молодёжной субкультуры.
Все вышеприведённые мотивы создания граффити говорят о том, что граффити с психологической точки зрения несут важную положительную социальную функцию: они являются своеобразным средством коммуникации. Настенные рисунки и надписи - разновидность коммуникации, свободной от повседневных общественных ограничений в силу своей анонимности. Но одновременно они же, по мнению психологов, являются оригинальной формой девиантного поведения подростков. При правильном подходе любые формы девиантного поведения поддаются коррекции. Коррекционно-воспитательная деятельность в данном случае должна быть направлена, главным образом, на разрушение определённых установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирования новых с целью достижения самореализации личности в обществе.
Исследуемые граффити ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации. Социальные акции наши райтеры не проводят. Это или из-за недостаточной сформированности субкультуры, или из-за особенностей российского общества, той ролью, которую государство играло в жизни человека. Досуг часто воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворённости им зависит общая удовлетворённость жизнью молодого человека. Это скорее культура досуга, а не работы.
Таким образом, творчество, даже такое специфическое, должно иметь общественную значимость. Его ни в коем случае нельзя запрещать, но корректировать можно и нужно. Хотя даже в мировой практике отношение к подобному искусству неоднозначное: где-то это строго преследуется, где-то можно отделаться штрафом, а где-то вообще общественная реакция отсутствует. Наверное, такая вседозволенность отчасти и способствует большого количества нецензурных надписей, не имеющих ничего общего с уличным творчеством. Поэтому трудно не согласиться с тем, что нужно четко разделять, где кончается творчество и начинается правонарушение, хулиганство
порча чужого имущества и т.д.
Этим видом творчества, следуя из вышесказанного, занимаются в основном подростки. Возможно здесь имеет место и так называемое протестное поведение, когда подросток таким способом выражает свое отношение к окружающим, возможно в семье такого подростка существует явное или скрытое неблагополучие, но одно можно сказать, возможно это творческая личность, которая не простит взрослым разрушения её внутреннего мира, такого хрупкого и беззащитного. Поэтому, ни в коем случае нельзя запрещать это занятие, а наоборот, как это ни странно звучит, оказывать определенную помощь, объединять таких художников в социально-приемлемые группы, предоставлять творческое пространство, изобразительный материал, вовлекать в социально-значимые общественные акции, т.е. «вытащить художников из-подполья, тем самым признать их творчество нужным и полезным. Отдельно хочется остановиться на той самой «культуре самовыражения», которая часто шокирует прохожих нецензурным содержанием. Это ничто иное, как отражение нашего с вами бездействия, безучастности и равнодушия. Детей нужно не только развивать, но воспитывать. И в подростковом возрасте это уже не всегда результативно. Корней Чуковский в своем педагогическом шедевре «От двух до пяти» тоже, наверное, имел в виду, что формирование основ культурного поведения человека, в т. ч. и культуры самовыражения, должно происходить именно в дошкольном возрасте. Очень жаль, что именно этой проблеме так мало уделяется места как в семье, так и в образовательном процессе.
Вандализм или искусство?