Урок изобразительного искусства «Рассматривание иллюстраций картин И. Левитана «Март», «Первая зелень. Май», К. Юона «Мартовское солнце»
Урок изобразительного искусства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства «Рассматривание иллюстраций картин И. Левитана «Март», «Первая зелень. Май», К. Юона «Мартовское солнце»
Учитель: Попов Роман Борисович
Цели и задачи:
- Продолжать учить детей понимать содержание картин, знакомить их со средствами выразительности, используемыми художниками.
- Расширять знания детей о творчестве художников И.И.Левитана, К. Юона о жанре живописи в которых они работали.
- Развивать у детей внимание, наблюдательность, активизировать речь детей.
- Коррекция зрительного и слухового восприятия.
- Содействовать формированию эстетического отношения к действительности.
Материалы к уроку:
Репродукции картин И. Левитана «Март», «Первая зелень. Май», К. Юона «Мартовское солнце»
Ход урока:
I. Организационный момент.
Общая организация детей и подготовка необходимых учебных принадлежностей.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Работа над темой
Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-то сцены. Позже появились пейзажи – картины, в которых природа стала их главным содержанием.
Мастера этого жанра передают наиболее характерные, типичные, существенные черты облика природы той или иной страны, края, места.
Сегодня мы будем подробно знакомиться с картинами Исаака Левитана «Март», «Первая зелень» и К. Юона «Мартовское солнце»
Исаак Ильич Левитан долгими часами бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на полотнах возникали тоненькие берёзки, стоящие в талой весенней воде, мостик через реку. Это мастер лирического пейзажа, «пейзажа настроения». Его картины то грустные, то радостные, то тревожные, говорят нам не только о красоте природы, но и о чувствах и настроениях художника.
Настоящий художник всегда учит особому зрению. Он словно обостряет наши чувства, заставляет видеть необычное в обычном, красоту и поэзию — в привычном и будничном.
Перед вами картина Исаака Левитана «Март»
Всмотритесь в неё, а я расскажу историю её появления. Начиналась весна, и день стоял солнечный и радостный. Левитан ехал в санях и невесело посматривал по сторонам. “Видно, не придётся сегодня поработать, — подумал он, — слишком светло всё, слишком ярко, как в театре. Как жаль, целый день пропадёт!”
Вдруг в синем небе над его головой закричала лесная птица сойка. Услышав её крик, художник вздрогнул от неожиданности, быстро вскинул голову, и его широкополая шляпа отлетела и свалилась в снег. И тут солнечные лучи брызнули ему в глаза и с непривычки Левитан словно ослеп. Он привстал в санях, замахал руками и тоже вывалился в снег. А лошадка на радостях, что сани стали совсем лёгкими, рванулась вперед, да и припустила рысью. Добежала до дома и встала перед крыльцом, как вкопанная. Лежит Левитан в сугробе, ищет шляпу, чтоб скорей нахлобучить, а шляпы-то и нет! Сел он, глаза открыл. С непривычки и смотреть не может, опять зажмурился. Потом протёр глаза, взглянул — и сам себе не поверил. Красота-то, какая!
- Итак, нравится ли вам картина? Какие чувства она у вас вызывает?
(Смотришь на картину и чувствуешь дыхание весны. Хочется прямо сейчас сесть в сани и проехаться по лесной тропинке, ощутить свежесть и чистоту воздуха. Подставить лицо яркому солнышку и насладиться его теплом.)
- Давайте посмотрим на картину в целом. Что мы видим?
(Сюжет картины очень прост. Запряжённая в сани лошадка стоит у крыльца деревянного дома, зимняя дорога, оттаивающая от яркого солнца, сугробы снега и деревья — вот и всё, что мы видим. Но при пристальном всматривании обнаруживаются детали, неприметные сначала.)
- Взгляните на небо. Что вы можете сказать о нём?
(Высокое голубое небо; лазурное, чистое по-настоящему весеннее небо; ясное и безоблачное, кажется, можно разглядеть высоко парящую птицу.)
- А теперь, ребята, попробуйте описать деревья, изображённые на картине.
(Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят в лесу деревья, словно купаются в высоком небе; стволы деревьев устремлены вверх; тоненькие гибкие веточки берез переливаются разными цветами; стройные стволы берёз словно светятся, а за ними виднеется тёмная зелень сосен.)
- А каким художник изобразил снег?
(Снег на крыше крыльца подтаял; на дороге снег потемнел; стал рыхлым; появились проталины.)
- Попробуйте определить цветовую гамму картины. Оттенки каких цветов нашли здесь сочетание и в чём?
(Цветовая гамма картины строится на сочетании трёх цветов: жёлтого, голубого и зелёного с добавлением белого. Жёлтый — на стене дома, на двери, в верхушках деревьев, в коричневой шерсти лошади. Голубой окрашивает весеннее небо, тени от деревьев слева. Зелёный — в хвое сосен. Белый — в изображении снега.)
- Цветовая гамма необычно звучная и выразительная, как гимн весне, обновлению природы. Настроение картины, прежде всего, создаётся присутствием солнца. Что вы можете о нём сказать?
(Солнце ласково пригревает и отражается на жёлтых стенах деревянного дома, в зелени сосен и голубых тенях деревьев; потоки яркого света делают стену дома золотистой, как янтарь; тёплые лучи весеннего солнца растопили снега; ласковое весеннее солнце льёт на землю свет и тепло.)
- На картине нет изображения человека. Подумайте, а говорит ли что-нибудь на этой картине о присутствии человека?
(Людей на картине нет, но мы ощущаем присутствие человека: и в снятой с окна ставне, и в распахнутой, словно качающейся двери на крыльце. Заботливый хозяин побеспокоился о первых прилетающих в наши края птицах — скворцах: высоко-высоко на берёзе — скворечник; ждёт - не дождётся своих жильцов. Даже лошадка, кажется, начнёт сейчас переступать с ноги на ногу и вот-вот сдвинется с места.)
- Что вы можете сказать о настроении, которое рождается при вглядывании в это произведение искусства?
Неброский на первый взгляд сюжет картины рождает ощущение тепла и радости, чувствуется даже запах весны. Будничная картина заставляет переживать чувство радости и праздника. Наряду с радостным настроением мы испытываем чувство лёгкой грусти, ведь с зимой тоже расставаться жалко, да и весна только начинается, будут впереди ещё и холода, и морозы, но верится: обязательно случится что-то хорошее.
- Какой вывод мы можем сделать из всего нами сказанного?
Картина “Март” — это одно из самых радостных произведений Исаака Левитана. Живописец сумел передать впечатление первого по-настоящему весеннего дня, которое складывается из звона капели и быстрых ручейков талой воды, из слепящих лучей солнца, из необыкновенных голубых теней, которые, кажется, бывают только в марте.
Следующая картина И. Левитана «Первая зелень. Май»
Пейзажи Левитана – это глубокие, наполненные колоритом полотна. Только ему свойственно умение сочетать контрасты темных и светлых оттенков.
Полотно «Первая зелень. Май» демонстрирует нам это. Художник использует всего несколько основных цветов, но буйство красок не может не поражать. Хочется бесконечно всматриваться в пейзаж. Он успокаивает и дает душевное созерцание. Заставляет остановиться и подумать, обратить внимания на такие прекрасные и простые вещи, которые нас окружают. Это природа во всех ее проявлениях.
На картине изображены деревья, которые распустили свои листья в пышные кроны, среди них почти незаметна крыша старого деревянного дома на заднем плане. Поражает умение художника предать движение солнечных бликов. Дом словно врос в землю вместе с деревьями и затерялся среди этой красоты.
Художник с помощью игры света и тени придал картине жизненной энергии и реалистичности. Серый оттенок крыши гармонично сочетается с зеленью. Все картины Левитана вызывают не забываемые эмоции в душе. Смотря на этот пейзаж, словно оказываешься перед этой калиткой, на дорожке.
Хочется пройтись по ней, чтобы зайти во двор, побыть там, наслаждаясь и созерцая красоту тех мест. Порой даже не нужно читать описания полотна, стоит просто взглянуть и тогда понимаешь, как картина полностью переносит сознание в эпоху того времени. Все становится понятным, и просто думаешь, думаешь…
Картины И. Левитана помогают понять и изучить нашу землю. Они усиливают нашу любовь к русской природе, к родной стране.
Перед вами последняя репродукция, это картина К. Ф. Юона « Мартовское солнце».
- Константин Фёдорович Юон – замечательный живописец, художник – пейзажист. Его картины жизнерадостны и праздничны. Он часто писал солнечные пейзажи. В картине «Мартовское солнце» художник с большим мастерством передаёт радостное настроение солнечного дня первого весеннего месяца.
- Что изобразил художник на картине?
(Изображена деревенская улица, дома, уходящие вдаль, огромные высокие деревья, отяжелевшие под солнечными лучами сугробы снега и глубокое сине – голубое весеннее небо с редкими, быстро мчащимися облаками)
Пейзаж тесно связан с жизнью человека, его трудом. На переднем плане художник изобразил двух деревенских ребятишек на лошадях. Они приносят в картину жизнь и движение.
В центре картины стройные белоствольные берёзы. От деревьев падают длинные синеватые тени.
Крыши домов покрыты снегом, но он должен вот-вот сойти, соскользнуть вниз. Небо на картине большое – большое, без конца и без края.
На картине нет солнца, но виден розоватый, золотистый свет на деревьях и на снегу. Тёплым светом мартовского солнца пронизано всё вокруг.
- Какое сочетание цветов использовал художник, чтобы передать светлое, радостное настроение, которое возникло у него, когда он увидел этот мартовский день?
(Сочетание розовато- голубого, сиреневого, золотого, жёлто-голубого, бело-розового. Такой колорит – сочетание различных цветов – помог художнику передать настроение весеннего дня)
- Ваши впечатления от картины?
(Казалось бы, ничего красивого нет. А между тем, как всё прекрасно и даже празднично, когда светит мартовское солнце. Художник заставил нас увидеть красоту природы в обыкновенный будничный день)
- Какие признаки наступающей весны передают художники в своих произведениях?
- Какие оттенки тающего снега можно перечислить в картинах художников-пейзажистов?
- Какого цвета небо, тени на снегу?
- Почему мы испытываем радость от картин о весне?
Итог урока:
- Картины каких художников мы рассматривали на уроке?
- Какие названия картин запомнили?
- Что такое пейзаж?
Благодарю вас, ребята, за активную работу на уроке, за хороший эмоциональный настрой во время занятий.