Групповые формы работы на уроках изобразительного искусства
В своей педагогической деятельности, я часто применяю групповые и коллективные формы работы.
Коллективная работа - это одна из успешных педагогических технологий, позволяющая ученикам создавать свой личный мир знаний и опыта, и находить гармонию с творчеством других детей. Коллективное творчество является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным «набором» готовых знаний.
Групповые и коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства — это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития творческого начала и самостоятельности детей.
В своей методической разработке я даю характеристику групповым формам работы, описываю последовательность выполнения таких работ, их значимость, а так же привожу примерные темы и формы групповых работ из своей практики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovye_formy.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная казенная образовательная организация
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Методическая разработка
«ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Преподаватель отделения
изобразительного искусства
Чистякова Ольга Борисовна
Облучье
СОДЕРЖАНИЕ
1 Коллективная изобразительная деятельность детей в условиях современной школы.
2. Культура общения на уроках коллективной изобразительной деятельности.
3. Роль учителя при организации творческой деятельности.
4. Из истории коллективной деятельности детей
5. Синзетивный период для коллективного творчества
6. Классификация коллективной творческой деятельности.
6.1. Совместно – индивидуальная
6.2. Метод проектов
6.3. Совместно – последовательная
6.4. Совместно – взаимодействующая
7. Об организации коллективной деятельности
8. Анализ результативности использования групповых форм работы
9. Возможные темы уроков для проведения групповой формы работы.
Знания, не рожденные опытом,
матерью всякой достоверности,
бесплодны и полны ошибок.
Леонардо да Винчи
1. Коллективная изобразительная деятельность детей в условиях современной школы.
Основной задачей модернизации образования в России является обновление качества образования. Качество образования - это мера соответствия образовательного результата запросам личности, общества и государства.
В наше время возникает новое понимание качества образования. В основу формирования компетенции личности ложится такой результат образования, как ключевые компетентности, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности. Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.) и постановки (или присвоения) цели, а значит, происходит осознание процесса управления своей деятельностью.
Художественное образование, которое дети могут получать в школе искусств, художественных школах, студиях, центрах детского творчества тоже призвано формировать и развивать не только художественные способности детей, но и их ключевые компетенции, формировать навыки универсальных учебных действий.
Для того, чтобы позиционировать школу искусств как особый вид образовательного учреждения и выдержать конкуренцию в современных экономических и социальных условиях, для того, чтобы соответствовать требованиям современного образования необходимо пересмотреть подходы к процессу обучения детей творчеству. Многовековой опыт репродуктивного обучения искусству и изобразительному искусству в частности, не соответствует требованиям современного общества. Цели и задачи художественного образования изменились, они требуют воспитания свободной, креативной, социально-мобильной личности, обладающей устойчивой мотивацией к познанию и творчеству, одна из главных задач образования формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.
Современное образование, требует от педагогов быть гибкими учитывать специфику художественно - творческих способностей детей и создавать такие педагогические условия, при которых эти способности будут наиболее успешно развиваться. В современной школе учителю просто необходимо применять различные методики, технологии, усовершенствования, с тем, чтобы повысить качество знаний и творческую направленность учащихся на уроках изобразительного искусства. В исполнении задуманного большую помощь может оказать и обучение коллективным формам работы.
В своей педагогической деятельности, я часто применяю групповые и коллективные формы работы. Коллективная работа - это одна из успешных педагогических технологий, позволяющая ученикам создавать свой личный мир знаний и опыта, и находить гармонию с творчеством других детей. Коллективное творчество является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным «набором» готовых знаний. Групповые и коллективные формы работы на уроках изобразительного искусства — это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития творческого начала и самостоятельности детей.
Нравственно - эстетическое воспитание учащихся может достигаться при помощи разных средств. Одно из важных - изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку, аппликацию, которая может осуществляться индивидуально, в парах, а может объединяться в общую композицию, такие работы называются коллективными.
Совместная эстетическая деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально - интеллектуальный опыт каждого участника общения.
2. Культура общения на уроках коллективной изобразительной деятельности.
Культура общения – одна из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. И поэтому коллективной деятельности на уроке изобразительного искусства, как продукту общения, я отвожу огромную роль в развитии социальной активности. Общение в процессе коллективной деятельности – это средство передачи полезной информации и практического опыта, средство формирования культуры самого общения. В качестве критериев подлинной коллективности, способствующей развитию коллективного творчества можно выделить следующие параметры:
- общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности;
- неограниченность индивидуально – творческого проявления;
- гуманистический характер общения, составление группы на основе добровольности;
- доверие и взаимопомощь;
- сочетание ролевого и личностного взаимодействия с периодической сменой лидеров.
Главной целью педагога при организации коллективной работы учащихся, является обучение их деятельности. Педагог организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений.
- каждый в группе имеет право высказывать любую точку зрения;
- отстоять ее убедительной аргументацией;
- обязан выслушать и понять другого;
- терпимо относиться к чужому мнению и продукту творчества, извлекать из него рациональное;
- нести личную ответственность за доверенную ему часть общего дела.
Правила успешности коллективного творчества:
- в команде нет лидеров. Все равны.
- команды не соревнуются.
- удовольствие от работы.
- активность
- ответственность за результат
Такое взаимодействие в познании стимулирует у каждого желание проявить инициативу, творчество.
Умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности.
Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дети получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях.
3. Роль учителя при организации творческой деятельности.
Роль учителя при такой организации творческой деятельности изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, фасилитатор. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть:
- Консультирует, то есть провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации. При реализации коллективной работы учитель в классе – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то». Во время консультирования важно отвечать только на возникающие у учеников вопросы. В процессе работы учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Если кто-то из детей захочет выполнить другую часть работы, иной, чем ему предложено рисунок, преподаватель должен с пониманием и уважением отнестись к желанию учеников, так как нельзя заставлять ребенка рисовать или делать то, что ему неинтересно.
- Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы. Особенностью изобразительной деятельности отличающей ее от других видов художественного творчества детей, является то, что результат ее (рисунок, аппликация, скульптура и др.) не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения, как это происходит в музыкальной, театральной и других видах художественного творчества детей. Созданное детьми изображение остается. Его можно рассматривать, оценивать, сравнивать с ранее созданными, совершенствовать. Чаще всего коллективные работы большие по своим размерам и после создания они становятся предметом украшения интерьера школы, кабинета. Такие работы становятся гордостью и лицом класса, зеркалом детских способностей. Стремление продемонстрировать свои художественные способности, создать произведение значимое, важное не только для себя лично, но и для всех окружающих, становится прекрасным мотивом для коллективного творчества. Педагог должен преподнести этот мотив так, чтобы он стал личностно значимым для каждого ребенка.
- Наблюдает. Следует особо отметить, что при использовании метода коллективного творчества помимо оценки продукта деятельности необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект – формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия. Педагогическое наблюдение позволит грамотному учителю создать такую ситуацию, когда каждый ученик почувствует себя успешным, талантливым и осознает свою работу, как крайне необходимую для общего дела.
4. Из истории коллективной изобразительной деятельности детей.
Воспитательные возможности коллективной изобразительной деятельности велики, и интересовали они специалистов в области детского творчества еще на рубеже XIX-XX веков.
Значительное повышение интереса к коллективной изобразительной деятельности детей, как к средству воспитания и обучения, наблюдалось впервые послереволюционные годы, и 20-е годы. Когда в число основных задач новой школы выдвинулась проблема воспитания детского коллектива и коллективизма.
Н. Н. Крупская неоднократно подчеркивала, что в процессе коллективной художественной деятельности создаются условия для коллективных переживаний. А это в свою очередь формирует коллективистическое чувство и способность к сопереживанию, что особенно важно для воспитания гуманизма. Коллективная работа создает для этого прекрасные условия, кроме того, воспитывающий эффект совместной работы в данном случае усиливается воздействием содержания изображаемого.
Однако впоследствии, в 30-40 годы интерес к коллективной работе детей значительно снизился.
Попытка использовать коллективную деятельность на уроках изобразительного искусства в начальной школе была предпринята Г.В.Лабунской и Е.Е. Рожковой в конце 50-х начале 60-х годов.
В начале 70-х годов ленинградским исследователем И.Н. Турро рассматривались проблемы, методики обучения младших школьников коллективной изобразительной деятельности, выделены факторы, влияющие на отношение учащихся к ней, сделана попытка проклассифицировать коллективные работы, исследовалось также влияние на отношение учащихся к изобразительной деятельности и формированию у них художественного вкуса.
Рост интереса учителей к этому методу отмечается в конце 80-х годов. В это время впервые выходит программа Б.М. Неменского. По стране шли эксперименты по определению нового содержания, форм и методов художественного воспитания детей средствами изобразительного искусства. Тогда впервые программа под редакцией Б.М. Неменского включила в перечень основных методов приобщения детей к изобразительному искусству метод коллективных и групповых работ.
В программе прозвучал акцент, что коллективная работа на уроках рисования это не только средство решения многих воспитательных и дидактических задач, но и процесс стимулирующий интерес к изобразительной деятельности, стимулирующий творческую активность не только детей, но и педагога, как художника.
В конце 90-х годов вышло учебное пособие Т.С. Комаровой и А.И. Савенкова «Коллективное творчество детей», в котором коллективная деятельность рассматривается как эффективное средство воспитания и обучения. Это учебное пособие, разработанно для педагогов дошкольных учреждений. Однако методы организации коллективного творчества можно использовать на уроках изобразительного искусства и со старшими учащимися.
Проблемы организации коллективного творчества и сейчас интересуют педагогов новаторов. Методы коллективного поиска, совместного созидания, уровень вовлеченности в процесс творчества, границы индивидуального и совместного в творчестве, приемы организации коллективных работ - все это интересует и меня.
5. Синзетивный период для коллективного творчества.
Для каждого этапа художественного образования некоторые его стороны выступают как доминирующие, ведущие, другие же, как дополнительные и сопутствующие, причем важную роль здесь играют возрастные особенности. В возрасте 6-9 лет главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое в основном осуществляется через синкретические художественные проявления ребенка, органически вписанные в его собственную жизнедеятельность. В этот период для детей очень важно самовыражение, передача своих эмоций, ощущений, своего видения мира. В раннем возрасте очень сложно организовать коллективное творчество детей, потому что, дети ревностно относятся к тому, что нарисовали, у них не сформированы оценочные способности, им тяжело распределить роли работы в коллективе, так как каждый не хочет уступать ведущую роль. У детей младшего возраста не сформированы навыки художественной деятельности, многие не выдерживают график и темп коллективной работы. Поэтому целесообразно в этом возрасте проводить только кратковременные групповые (2-3 человека) работы. Наиболее удобная форма – выполнение коллажа, аппликации, без передачи наглядной перспективы. Это могут задания на составление цветочного букета, тематической композиции «цирк; в лесу; на морском дне» или составление фриза, то есть такие, где каждый элемент композиции может быть свободно размещен на поле, без его привязки к размерам и светотени. Более сложные формы коллективной работы не всегда дают положительный результат.
В возрасте 10-13 лет формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, на почве которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка. Это синзетивный период для коллективного творчества. Дети уже обладают достаточными художественными навыками для ведения работы в едином стиле или единой для всей композиции технике. Учащиеся умеют и понимают, как передать на плоскости перспективу, могут композиционно правильно организовать пространство листа. У детей к этому возрасту формируются оценочные способности, они способны увидеть ошибки и исправить их. В этом возрасте дети любят обмениваться рисунками, дорисовывать, переделывать их, дети любят учиться друг у друга, многократно повторять один и тот же сюжет или образ, дети могу подстроиться по стиль своего товарища. В возрасте 10-13 лет закладывается основа характера человека, его способности договариваться, убеждать, отстаивать свою правоту, именно поэтому необходимо создавать условии для межличностного общения в любых его проявлениях. Моя практика работы подтверждает, что именно этот возраст наиболее благодатный для коллективного творчества. В этом возрасте приемлемы все виды коллективного творчества, но особенно интересна для детей форма совместного взаимодействия. Уроки викторины, художественные эстафеты, групповое путешествие по станциям, все уроки создающие условия творческого соперничества и коллективной взаимопомощи вызывают неподдельный интерес у детей.
В возрасте 14-17 лет подростки овладевают языком различных видов искусства, что дает им возможность самостоятельного постижения произведений искусства, а также создает предпосылки для собственной художественной деятельности. Главная цель художественного обучения заключается в поиске индивидуальности, собственного почерка, манеры. Юные художники испытывают большие сложности при выполнении коллективной работы, потому что каждый осознает свою индивидуальность, неповторимость и многим тяжело отказаться от личного в пользу общего дела. Но при правильной организации и мотивации учащихся именно в этом возрасте возможно создание наиболее зрелых, значимых и выразительных коллективных работ, вплоть до монументальных. Учитель должен предложить старшим детям такие проекты, которые были бы для них личностно и социально значимы, например оформление интерьеров или фасада школы, создание комнаты для релаксации или выполнение наглядных пособий для уроков. Важно, чтобы эти задания имели практическую значимость, потому что один из главных мотивов подростков - громко заявить о себе, о своих способностях, доказать свою самостоятельность и взрослость.
6. Классификация коллективной творческой деятельности.
Психологами, занимающимися проблемами коллективной работы, выделены три основные формы совместной деятельности:
- совместно-индивидуальная
- совместно-последовательная
- совместно-взаимодействующая
6.1. Совместно - индивидуальная деятельность
Первая - "совместно-индивидуальная», характеризуется тем, что участники осуществляют работу индивидуально. Кроме того возможна реализация работы в паре. На завершающем этапе их работа становится частью общей композиции.
Выполняя свою часть работы, учащийся знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива. Это с одной стороны, создает условия для мобилизаций творческих возможностей ребенка, с другой - требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.
Такая форма совместной деятельности позволяет провести уроки по созданию коллективных панно в технике аппликации, коллажа, макетирования.
Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце урока, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция. Несмотря на кажущуюся простоту организации совместно-индивидуальной деятельности, необходимо продумывать ряд вопросов, от решения которых будет зависеть успешность творческой работы над составлением совместной композиции, ее эстетическое качество.
На практике очень часто желание объединить индивидуальные работы в коллективную композицию появляется у учителя в конце самостоятельного труда учащихся. Для этого ученикам предлагается вырезать изображения по контуру. И наклеить их на общий фон, но некоторые учащиеся могут изобразить предмет в “среде “ , из которой “вырывать” его очень сложно. Более охотно школьники расстаются с индивидуальными изображениями, если с самого начала самостоятельной работы знают о назначении своего рисунка - стать частью коллективной композиции. Поэтому коллективную деятельность следует планировать заранее.
Методы и приемы организации совместно - индивидуальной деятельности.
- Продумать заранее композицию коллективной работы; выбрать цвет, размер и положение общей – плоскости фона;
- Выбрать единый изобразительный материал и технику изображения, как для фона, так и для деталей коллективной композиции.
- Определить соразмерность деталей в общей композиции и средство достижения соразмерности в индивидуально выполняемых элементах.
- Определить технику “сборки” коллективной композиции.
- Продумать процесс выполнения коллективной композиции, определить ответственных за составление общей композиции
- Провести анализ результата коллективной деятельности
Достоинством совместно – индивидуальной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства является не только простота ее организации, но и возможность проследить вклад каждого ученика в коллективный результат и достойно оценить его работу, что очень сложно сделать в итоге совместно - последовательной и совместно - взаимодействующей деятельности. Потому очень важно развивать у учащихся самооценку результата коллективной деятельности, умение анализировать достоинства и недостатки коллективной композиции, при этом не только выявлять ошибки, но и находить пути их исправления: доработать и обобщить коллективную композицию.
6.2. Метод проектов как форма организации совместно- индивидуальной деятельности.
Отдельной строкой совместно-индивидуальной работы можно выделить технологию «Метод проектов». Предмет изобразительное искусство, вляется практико - ориентированным предметом. Он предполагает обучение, через выполнение практических заданий. Поэтому, проектная технология, как нельзя лучше, отвечает основным задачам образования в области искусства. Характеристики метода группового проектирования:
- поисковый этап
- практическая значимость и востребованность проекта
- публичная защита
- комплексная оценка проекта
- обязательная рефлексия проделанной работы
Индивидуальная работа в рамках выполнения учебных проектов выступает в роли одной из составляющих группового проекта, современный проект, таким образом, сочетает в себе черты как индивидуальной, так и групповой работы, и, по мнению многих исследователей, оптимальное количество участников проекта должно составлять три — четыре человека.
Следует отметить, что в рамках проектной деятельности создаются также важные предпосылки для формирования и совершенствования у учащихся специфических умений и навыков общеучебного и коммуникативного характера, которые в рамках традиционного обучения активизируются лишь в незначительной степени.
К таким умениям и навыкам общеучебного характера следует отнести следующие:
- постановка учебной проблемы;
- выдвижение гипотез решения проблемы;
- выбор рационального и оптимального способа достижения цели;
- планирование самостоятельной работы на уроке и вне школы;
- организация мыслительной и прикладной деятельности
- оценка результатов своих действий.
Групповые проекты позволяют формировать у учащихся не только общеучебные, но и коммуникативные умения и навыки, а способность к сотрудничеству и взаимодействию воспринимается в современном обществе как одна из неотъемлемых позитивных характеристик человека в любых сферах его деятельности.
6.3. Совместно – последовательная деятельность.
Совместно – последовательная деятельность характеризуется тем, что дети дорабатывают уже заданную другим учеником тему. Такая форма позволяет провести упражнения на развитее воображения, памяти, внимания. Она же позволяет организовать взаимообучение, работу в режиме художественной мастерской или работу консультантов. Совместно-последовательная работа в группах позволяет проводить обмен рисунков на разных этапах законченности. В режиме совместно-последовательной деятельности можно проводить интересные графические игры разными художественными задачами. Например, по цепочке нарисовать рисунок в едином стиле (с преобладанием ломаных, волнистых линий, применяя только заданные геометрические фигуры или используя только силуэт). Или задать тему, о которой будет знать только один из группы, и проследить насколько правильными будут его графические образы, смогут ли остальные догадаться и нарисовать детали композиции подходящие по смыслу.
Совместно – последовательная деятельность может предполагать последовательное выполнение определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становится предметом деятельности другого. Нельзя отрицать, что монотонный труд, предполагающий механическое исполнение отдельной технологической операции, исключает творческий подход. Но на уроках изобразительного искусства не воссоздается промышленный конвейер, а предлагается игра, по условиям которой каждый ученик становится мастером, работающим на линии конвейера художественного производства. Условия игры не сковывают воображение детей.
Совместно – последовательная деятельность на уроке представляет собой два основных этапа:
- индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия;
- последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной технологической операцией последовательного монтажа коллективного изделия.
На некоторых этапах есть возможность проявить творческий подход в процессе индивидуальной деятельности. Конвейер включается тогда, когда нужно за короткий срок выполнить большое количество одинаковых изделий, например декоративное убранство сцены, новогодние украшения, поздравительные открытки и др. Совместная работа учащихся, организованная по принципу конвейера, всегда имеет практический, общественно значимый результат.
Большую роль в организации совместно – последовательной деятельности играет подготовительный период. Нужно тщательно продумывать каждый этап работы «конвейера».
Каждый этап коллективной деятельности обусловлен выполнением нового элемента или технологией его изготовления. Чтобы работа конвейера спорилась, ее объем, сложность технологии исполнения на каждом этапе должны быть равнозначными по трудоемкости и количеству времени, необходимому для выполнения технологической операции.
6.4. Совместно-взаимодействующая деятельность.
Совместно-взаимодействующая деятельность очень хорошо интегрируется с игровыми приемами. Организация разного рода командных соревнований, путешествий по станциям, познавательных викторин, приемов театрализации и драматизации - все это формы совместно-взаимодействующей групповой работы. Причем не всегда сценарии таких уроков должен разрабатывать учитель, дети сами с удовольствием включаются в процесс придумывания заданий, составляют кроссворды, готовят необходимый реквизит, распределяют роли. Такая форма организации совместной деятельности может включать дифференциацию по возрасту, когда старшие дети готовят задания для младших.
Но совместно – взаимодействующая форма коллективного творчества очень многогранна и наиболее сложная в организации. Еще одно направление это деятельности предполагает совместную работу всех участников работа на одном листе, плоскости или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эта форма наиболее приемлема для работы с учащимися старшего возраста, где возможна коллективная работа в небольших группах. Возможно, организовать работу над пейзажем в восточном стиле, на одном длинном полотне. Более сложная композиционная работа - создание коллективной композиции с учетом линейной, воздушной перспективы и свето-теневой моделировки. Возможна организация совместно - взаимодействующей деятельности по оформлению интерьера класса, школы.
Важным аспектом подготовительной работы является ресурсное обеспечение. Необходимо позаботиться о подготовке методических рекомендаций и памяток для учащихся, в которых тщательным образом должна быть прописана вся технологическая схема работы над коллективным панно.
В начале урока происходит деление класса на группы, малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции. Каждый участник совместной деятельности имеет представление об общей композиции, колорите и размере составляющих ее частей, так как она является результатом коллективного творчества мышления и планирования.
Художественное творчество учащихся класса начинается с разработки идеи, эскиза общей композиции и заканчивается ее составлением из частей, фрагментов и обобщением. Такая форма коллективной деятельности требует от каждого ученика определенного опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения композиции.
7. Об организации коллективной деятельности.
Коллективной работе должен предшествовать подготовительный этап, который позволит детям углубить собственные знания по теме, рассмотреть подобные работы, обратить внимание на их композицию, цветовое решение. У детей формируются образы, порождающие желание воплотить их в собственной работе.
Время урока ограничено, поэтому дети к теме часто готовятся заранее или вне урока.
Поисковая группа рисует основную композицию будущей работы. Дети объединены одной целью, заинтересованы в общем результате, они имеют возможность более непосредственно общаться с педагогом и между собой, естественнее осуществлять обсуждение предстоящей работы, все вместе советуются, примеряют, смотрят, как лучше получится.
Основной этап - этап выполнения работы. Он состоит из игровых ситуаций. Одним ребятам надо поработать модельерами, сконструировать, украсить, изготовить. Другим надо оформить, расписать, вырезать приклеить, затонировать фон и т.д. Цель этапа предоставить детям возможность воплотить в работу свою фантазию, используя имеющиеся знания о цветовой гамме, умение пользоваться ножницами, клеем, отделочным материалом. Создать условия для взаимодействий детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию, но и формированию у них умений работать в коллективе.
Условно можно выделить третий заключительный этап. Это период взаимодействия детей с уже завершенной работой в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы. Выполненное панно вывесить в классной комнате. Оно привлечет внимание детей, родителей, станет объектом самых разных обсуждений, рождение новых творческих замыслов, идей, предложений. Завершенную работу необходимо проанализировать, отметить что получилось, какие неточности допущены. Но анализировать нужно не только «продукт» деятельности, но и процесс деятельности. Что понравилось, в чем испытывали затруднения.
Для диагностики эффективности организации коллективной деятельности можно использовать метод само- и взаимодиагностики учащимися качеств, формируемых в процессе продумывания и реализации работы. Учащиеся должны оценить по 5-ти бальной шкале развитие у себя и своих товарищей следующих характеристик: активность, инициативность, уровень творчества, профессионализм (качество выполненного рисунка), ответственность и самостоятельность при выполнении индивидуальных заданий, способность организовать других, целеустремленность и заинтересованность в результате. Данные критерии были выработаны как значимые характеристики, формируемые в процессе реализации групповой работы учащихся. В процессе оценки принимает участие и педагог.
Однако коллективная работа как живой организм, поэтому при его выполнении возможно возникновение самых разных затруднений, тем более что вместе с высокой степенью самостоятельности учащиеся получают и право на ошибку. Коллективные работы бывают не реализованы чрезвычайно редко, но порой случается, что некорректно сформулированная задача не позволяет грамотно планировать поэтапные шаги работы, а невыполненный одним из членов группы элемент тормозит создание всей композиции и т.д.. В этом случае возможно и необходимо возвращение с одного этапа на другой, на котором была допущена ошибка. Такой опыт выявления собственных ошибок более ценен для учащихся, чем гладкое протекание работы под бдительным руководством учителя, предостерегающего их от неверных шагов.
Коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Коллективная деятельность, как игровой прием способствует активному вовлечению детей в учебно – воспитательный процесс урока и как метод обобщения знаний и умений учащихся позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления.
Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально активной позиции учащихся.
8. Анализ результативности использования групповых форм работы на уроках рисования.
Я работаю над этой темой третий год. За это время, были выполнены вместе с детьми 12 коллективных работ, разных по типологии, с периодичностью одна коллективная работа в полугодие. Чаще всего, я работаю в этом режиме, с учащимися среднего звена.
3 года, не очень большой период для изучения столь многогранного и интересного метода, но некоторые результаты работы можно уже определить.
Очень наглядно демонстрирует успешность применения метода качество знаний. В тех классах, где выполнялись групповые работы, качество знаний увеличивались до 98%, при 100% уровне обученности. Такие показатели оправданы, т. к. работа в режиме коллективного творчества интересна для детей, они очень увлеченно работают. В ходе работы происходят процессы самообучения, взаимообучения, самоорганизации обучения, само и взаимооценки результатов.
Сложнее определить полноту и прочность знаний, приобретенных в ходе коллективной работы. Одним из показателей успешности, становиться желание участвовать в новых проектах. Возросшая эрудиция учащихся, знание ими материала выходящего за пределы учебного курса, сформированность умений и навыков выполнения работ в различных техниках. Повышение познавательного интереса к изучаемой теме и к предмету, желание остаться после уроков или взять часть работы для выполнения дома – это показатели сильной мотивации к обучению.
В качестве примера, я предлагаю к рассмотрению темы уроков, по которые, на мой взгляд, интересно проводить в форме коллективного творчества.
Я не даю готовых разработок потому, что коллективную работу нужно планировать вместе с детьми, исходя из их интересов, их возможностей и способностей, но я думаю, что творческий учитель сможет вдохновиться идеями для организации такой деятельности.
9. Возможные темы уроков для проведения групповой формы работы.
Удачная тема для коллективного панно – пейзаж. Сюжеты пейзажей могут быть различными от русской деревеньки, сельского подворья до города будущего, или подводного мира. Самостоятельно нарисованные элементы композиции по этой теме, делают общую работу интересной, многоплановой, многосюжетной.
Отдельной, более сложной и разноплановой темой может стать исторический архитектурный пейзаж, в процессе работы над которым учащиеся должны будут познакомиться с особенностями архитектуры, провести исследование, сделать зарисовки, составить хронологические таблицы, написать рефераты. В ходе этой работы могут быть созданы динамические демонстрационные таблицы «Как строился Кремль» или «С чего начался Санкт-Петербург?». Такие панно таблицы учитель сможет использовать для проведения уроков по истории искусств.
Другой вариант работы над этой же темой «Игра в строителей». Учащимся, также необходимо изучить выбранное архитектурное сооружение, разработать его схему, представить, как проходил процесс строительства, после выполнить все элементы здания, от фундамента и несущих стен до декоративной отделки. На завершающем уроке произойдет воспроизведение строительства знаменитого исторического сооружения.
Интересна групповая работа над сюжетными историческими панно, включающим фигуры людей, зданий. Возможные темы «Ярмарка», «Ледовое побоище», «Рождение Русского флота». Возможно создание панно по принципу «Эволюция», например, летательных аппаратов или одежды. Правильно закомпанованная и оформленная работа может стать прекрасным элементом оформления интерьера.
Привлекает детей работа над сюжетной композицией на тему литературного произведения. Такая работа требует согласованности действий всех членов команды.
Создание макетов книг или демонстрационных пособий в форме «раскладушка» дает возможность организовать очень разноплановые групповые задания. Возможно, организовать групповую работу по теме «Русская письменность и история книгопечатания». Исследовать историю создания алфавита, особенности его начертания, традиции русской книжной иллюстрации, выполнить макет древней книги, составить собственный алфавит - азбуку с картинками.
Отдельной темой для групповой работы может стать тематический натюрморт. Каждая группа определяет или путем жребия выбирает тему для натюрморта – чайный, романтический, исторический, ученический и др, после рисуют и компонуют предметы.
Безграничную фантазию для работы предоставляет прикладная композиция.
Самостоятельное изучение детьми элементов народных росписей, роспись силуэтов различных предметов как на конвейере в художественной мастерской, создание общих декоративных панно, составление из расписанных силуэтов натюрмортов, организация взаимообучения в режиме «мастер-подмастерье».
Приемы группового творчества предоставляют учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения.
Приобщение школьников к миру искусства, понимание ими художественно – исторических аспектов, осознание роли и места человека в художественной культуре происходит непосредственно, через их собственную творческую деятельность. Происходит живое, эмоциональное общение школьников с культурными ценностями. Такое активное, деятельное познание, когда ребенок может преломить информацию и преобразовать ее в собственное художественное произведение способствует воспитанию художественного вкуса и развитию творческих способностей.
Используемая литература:
Колякина В.И. – «Методика организации уроков коллективного творчества»
М. Изд. “Владос” 2004г.
Ячменева В. В. – “Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству. М. Изд. “Владос” 2004
А.Г.Александрова “Изобразительное искусство и художественный труд.” Волгоград”Учитель” 2004
Неменский Б.М. “Мудрость красоты.О проблемах эстетического воспитания” Книга для учителя. М.,просвещение, 1981
Мосин И.Г.”Рисование Екатеринбурга” 2000
Гатанов Ю.Б.”Развиваю воображение” СПб.,2000
И.В. Гетман «Коллективная работа на уроках ИЗО»
Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. –М.,1981.