Методическая разработка занятия по керамике. Тема: «Изготовление бытовых предметов по объемным шаблонам. Чайник», 2020 г.
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ»
Методическая разработка занятия по керамике
Тема: «Изготовление бытовых предметов
по объемным шаблонам. Чайник»
Рассолова Екатерина Александровна
Педагог ДО
Москва 2020
Цель: изготовить керамический чайник.
Задачи
Образовательные
- Познакомить детей различными видами чайников
- Продолжить обучение в технике лепки из глины
- Найти пластический образ чайника
- Закрепить навыки работы с инструментами и материалами для керамики
Воспитательные
- Привить любовь к народному искусству
- Развить способность наблюдать
- Привить интерес к лепке из глины и формотворчеству
Коррекционно-развивающие
- Улучшить мелкую моторику в работе с глиной
- Развить творческое воображение, зрительную память, фантазию
- Расширить кругозор
- Формировать позитивный подход к жизни
Здоровьесберегающие
- Обеспечить правильную посадку детей за столами
- Организовать хорошо оборудованное и удобное рабочее место
- Создать благоприятный психологический климат в коллективе
Оборудование и материалы
Глина (фаянс), глазурь.
Стеки, скалка, пластиковые шаблоны, шильце, штампы, льняная тряпка, стакан с водой, кисти, губка.
Наглядные пособия: готовые изделия – чайники, иллюстрации с изображением чайников. Технологическая карта с этапами изготовления чайника.
Ожидаемые результаты
Дети должны знать:
- Как выглядят разные чайники
- Технологию изготовления чайника
- Правила работы с глиной
- Правила работы с инструментами
Дети должны уметь:
- Раскатывать глину скалкой
- Вырезать по трафарету
- Разглаживать глину руками
- Склеивать части глины водой
- Работать стеками и штампами
- Лепить руками заданную форму
- Доводить работу до конца
Ход занятия
- Организационный момент
Правильная посадка за рабочим столом, организация рабочего места, необходимая расстановка материалов, инструментов и оборудования. Техника безопасности. Необходимая литература и наглядные пособия.
- Введение в тему
Вступительная беседа о значении посуды в быту и методах ее изготовления.
- Слово "Керамика" происходит от древнегреческого слова др.-греч. κέραμος обозначающего глину. Керамика это обожженная глина.
Глиняные кувшины, горшочки, миски, кружки, чайники… Испокон веков люди использовали глиняную посуду в своем быту. Никакая другая не сравнится с ней такой богатой историей. Тысячелетиями люди придавали глине нужную им форму. Во всех музеях мира можно найти образцы посуды из глины. И в том, что мы по-прежнему пользуемся керамической посудой, нет ничего удивительного. Посуда и предметы быта, из керамики спутники человечества с незапамятных времен. В глиняных чайниках заваривается наиболее вкусный чай, он останется теплым в течение нескольких часов. Помимо бытовых качествах керамической посуды, наши предки так же наделяли её магическими способностями. Такая посуда способна забирать у человека всю негативную энергию, скопившуюся в нем. Алхимики средневековья связывали это с тем, что керамическая посуда состоит из четырех стихий: земли, воды, воздуха и солнца. Совмещение этих стихий и дает такой эффект посуде из глины. Но это имеет и научное объяснение - нужно всего лишь посмотреть на керамику под микроскопом. Тогда можно разглядеть, что обожжённая глина имеет пористую структуру. И эти поры способны впитывать воду, которая в процессе приготовления, отдается блюду. Еда, приготовленная в керамической посуде, получается наиболее вкусной и сочной, за счет этого эффекта.
- Физминутка. Упражнения для кистей рук.
- Знакомство с готовыми изделиями – фабричными чайниками, и чайниками, слепленными педагогом.
- Раскрытие темы
Выбор формы будущего чайника и подборка объемного шаблона.
6. Техника безопасности
Необходимо осторожно работать с колющими и режущими инструментами. Не брать глину в рот, не кидать глиной в товарища.
7. Практическая работа
- Раздача глины. Замес глины руками.
- Формирование 2 частей чайника по шаблону – пластиковой миске с вложенной внутрь тканью
- Склеивание водой 2 частей чайника
- Вырезание 2 отверстий – для носика и крышки
- Лепка носика. Раскатывание пласта глины скалкой, вырезание носика по трафарету, склеивание краев носика
- Приклеивание носика к чайнику
- Лепка ручки чайника. Раскатывание жгута и приклеивание к чайнику.
- Лепка крышки. Раскатывание скалкой пласта глины, вырезание круга по диаметру отверстия. Приклеивание ручки к крышке в форме шарика. Раскатывание жгута и приклеивание уступа крышки к нижней ее части.
Ребята слепили чайник. Остались заусенцы, их необходимо загладить водой. Педагог смотрит результат каждого ученика.
Вывод: изделия готовы для просушки. Сушка проходит в течение недели.
- Анализ
Ребята выполнили творческую работу, изготовили керамический чайник. Детьми было выполнено сложное технологическое задание, включающее в себя работу с материалом и работу различными инструментами, требующее много умений и навыков. Изготовленное произведение имеет художественные достоинства, такие как выразительность формы и колорит. Дети получили удовольствие от лепки бытовых предметов. В их работе чувствуется непосредственность, теплота и любовь народному творчеству.
- Окончание работы.
Уборка рабочего места. Мытье стеков, шаблонов и рук. Вытирание столов.
Информационный источник: http://vk.com/topic-53898154_28161671