«Виды аппликаций и некоторые приёмы их создания»

Ещенко Ольга Владимировна

Методическая разработка мастер-класса

«Виды аппликаций и некоторые приёмы их создания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_master-klassa_applikatsiya_eshchenko_o.v.docx236.73 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОБРАЗОВАНИЯЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

«ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Курсы повышения квалификации

«Организация и содержание работы

педагога дополнительного образования»

Аттестационная работа

Тема

Методическая разработка мастер-класса

«Виды аппликаций и некоторые приёмы их создания»

Выполнила:

Ещенко Ольга Владимировна,

педагог дополнительного образования

ГБОУ начальная школа-детский сад №36

Василеостровского района

Санкт-Петербург

2016 г.

Содержание работы

  1. Введение

Суть техники аппликация.

  1. Некоторые виды аппликаций и приёмы их создания.
  2. Методическая разработка мастер-класса.
  3. Обобщение по теме.
  4. Литература и  Интернет- ресурсы

1.

АППЛИКА́ЦИЯ (лат. applicātiō — прикладывание, присоединение) — способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства.

Суть этой техники состоит в вырезании и наклеивании на основу (фон) фигурок, узоров или целых картин из кусочков различных материалов.

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.
Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить её. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.
Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.

Шло время, появлялись новые материалы, интересы людей менялись, и аппликация стала приобретать самые причудливые формы. И действительно, при изготовлении аппликации сегодня могут быть использованы самые разные материалы, на любой вкус: это и цветная бумага, ткани,  кожа,  мех,  войлок, цветные бусины, бисер, шерстяными нити, металлические чеканные пластины,  высушенные листья и ещё многое другое.

Таким образом, появилось множество ответвлённых техник аппликации.

        Занятия аппликацией можно назвать развивающим развлечением. Занимаясь аппликацией, мы  можем скрасить свой досуг, сделать приятный подарок друзьям своими руками, украсить свой дом и свои вещи, найти общее занятие с ребёнком. Но, получая удовольствие от творческого процесса,  обречённого  на успех и результат, мы одновременно развиваем у себя терпение, внимание, усидчивость, ловкость и аккуратность. А такое разнообразие направлений и материалов, которые можно использовать в аппликации, даёт возможность творчества любому человеку, поможет выразить эмоциональное состояние, вне зависимости от его возраста и умений.

2.

ОСИБАНА (яп. 押し花?), или прессованная флористика — разновидность флористики исполнение картин природными материалами: листьями, цветами, пухом.

       

Этот вид  декоративно-прикладного искусства  получил распространение в Викторианскую эпоху и обрёл вторую жизнь в последние 30 лет (или около того). Особенно широкое распространение осибана имеет в Японии, где она возникла около 6 веков назад. Японцы используют для изготовления осибана-картин плоские засушенные растения.

ДЕКУПАЖ (фр. découper —вырезать) — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету, и далее, покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.

Декупаж берет свое начало в Китае XII века. Именно там крестьяне использовали тонкую бумагу для украшения аппликациями своего дома, мебели, аксессуаров. Но наибольшего расцвета техника аппликаций достигла в XVII веке в Европе. В то время в моду вошла восточная роскошь, а вместе с ней и мебель, инкрустированная узорами в китайском или японском стиле. Стоили подобные предметы очень дорого, и позволить себе покупку такой мебели мог далеко не каждый. Вот тогда местные умельцы нашли способ «удешевить» мебель. Они вырезали фрагменты восточных узоров или картин известных художников и наклеивали на поверхность мебели. А чтобы не было заметно разницы между оригиналом и подделкой, покрывали мебель большим количеством слоев лака, число которых доходило до 40.

В XVIII веке декупаж поднимается до высот настоящего искусства. В английских домах появляются комнаты, полностью украшенные аппликациями с изображениями европейских городов. Декупаж теперь проникает в каждый дом и к середине XIX века увлечение становится массовым.

Сам же термин «декупаж» появился лишь в XX веке.

Также декупаж становится «салфеточной техникой». Для декора мастера использовали не бумагу, а цветные бумажные салфетки. Кстати, название «салфеточная техника» в наши дни стало синонимом термина «декупаж». 

СКРАПБУ́КИНГ,  (англ. scrapbooking, от англ. scrapbookscrap -вырезка, book -книга, буквально - «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.

Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок,рисунков, записей и других памятных мелочей. Основная идея скрапбукинга — сохранитьфотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений.

                       

История скрапбукинга идет с древних времен: первое упоминание о нем появилось в Англии в 1598 году. Тогда приобрело популярность вклеивания марок, фотографий, интересных афоризмов, статей в книгу с пустыми страницами.
Следует отметить, что скрапбукинг - это не только классические альбомы, но и альбомы необычной формы - домики, коробочки, открытки. Кстати небольшое ответвление скрапа –
кардмейкинг,  и есть украшение открыток.

Для этого вида творчества используются самые разнообразные материалы, начиная от цветной бумаги и заканчивая атласными, органзовыми и гипюрными лентами. Инструменты - фигурные ножницы и дыроколы, резаки различной формы. Очень важную роль играют инструменты для письма - разнообразные карандаши, гелевые и глитерные ручки, рельефные контуры. Штампы, отпечатки, блестки, наклейки - с помощью этих элементов создается настоящая красота!

КВИЛЛИНГ (англ. quilling — от слова quill «птичье перо»),  также известен как  бумагокручение  — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Готовым спиралькам придаётся различная форма и из них получаются элементы бумагокручения, которые называются модулями.  Они и являются «строительным» материалом для создания работ  (картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии и т.д.).

Искусство бумагокручения возникло в конце XIV — начале XV веков в средиземноморской Европе. Считается, что квиллинг придумали монахи. Обрезая позолоченные края книг, они накручивали их на кончики птичьих перьев, отсюда и название (quill — в переводе с английского «птичье перо»), что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовалось в бедных церквях).

Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и, конечно, выработать навыки скручивания качественных модулей.

В XV—XVI веке бумагокручение считалось искусством, в XIX веке — дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам).Большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия бумагокручение снова стало превращаться в искусство.

КОЛЛАЖ (от фр.  coller  — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

История коллажа достаточно древняя. Первые попытки использования коллажа были проделаны еще во 2 веке до нашей эры. Это время примерно соответствует периоду изобретения бумаги в Китае. До 10 века коллаж, как технику в искусстве, использовали очень редко. Затем коллаж начали использовать японские каллиграфы, которые применяли в своей работе специальную, склеенную из больших кусков, бумагу.

История коллажа в Европе берет свое начало немного позже, в тринадцатом веке. Элементы из позолоченных листов стали применять в оформлении декоративных элементов готических соборов. В 15-16 веках для украшения изображений святых стали применять драгоценные камни и металлы: золото и серебро.

Историю коллажа можно начать и с того момента, когда был придуман этот термин, «коллаж», Жоржем Браком и Пабло Пикассо. Это произошло в 1910-1912 года, и с того момента коллаж стал отличительным элементом нового искусства.

На том этапе в изобразительных целях применялись обрывки газет, фотографий, обоев. Наклеивались на холст куски ткани, щепки и т. п.

Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

3.

«Любите ли вы аппликацию так, как люблю её я?»

Мастер-класс по теме

«Виды аппликаций и некоторые приёмы их создания»

Аудитория:   взрослые

Время проведения: 2 часа

Материальное оснащение:

  • столы (большого размера) и стулья;
  • презентация;
  • экран для показа презентации;
  • раздаточный материал (ведущий готовит заранее):

- бумага для основы  (фона) - белые и коричневые листы формата А-3;

- белая и цветная бумага для изготовления основных элементов;

- цветная бумага для декорирования;

- полоски разноцветной бумаги для квиллинга;

- палочки для изготовления элементов квиллинга;

- фигурные дыроколы;

- ножницы;

- клеевые карандаши;

- клей ПВА;

- плоские крышечки для клея ПВА.

 Цель:  

Познакомить с разными  видами аппликаций и обучить некоторым приёмам.

Задачи:

  1. познакомить с историей возникновения аппликации, её видами и классификацией;
  2. обучить некоторым техническим приёмам изготовления аппликации;
  3. дать возможность выразить себя в творческой работе, применив на практике полученные знания и умения;

ХОД РАБОТЫ

  1. Организационный момент.

Представление  ведущего мастер-класс и  знакомство  с  аудиторией.

Озвучивание  цели  и  задач  мастер-класса.

  1. Введение в тему.

2.1.     Показ презентации «Аппликация, её виды и классификация».

(Презентацию можно посмотреть на странице педагога: http://36spb.edusite.ru/p218aa1.html)

  1. Вопросы и обсуждения.
  1. Практическая часть.

I этап

«Делай как я».

Знакомство с техниками и отработка некоторых приёмов изготовления плоской и объёмной аппликации.

Участники мастер-класса,  знакомясь с основными приёмами изготовления,

вместе с педагогом выполняют элементы аппликации в различных техниках для создания составной сюжетной аппликации «Пейзаж моего настроения».

ТЕХНИКИ АППЛИКАЦИИ

  • Симметричное вырезание

Складываем лист бумаги в несколько раз (так, чтобы получилось восемь слоёв), придерживая его за сгиб, вырезаем половину довольно объёмного дерева, с толстым стволом и размашистой кроной. Разъединив детали, получаем четыре одинаковых дерева.

Далее, для каждого дерева, будет предложено своё оформление.

  • Применение фигурных дыроколов для изготовления декора из одинаковых элементов (накладная аппликация)

Фигурные дыроколы – это инструменты для творчества,  с разным рисунком и разных размеров, с помощью которых можно получить множество легких и изящных элементов,  для украшения творческих работ, либо прорубленные фигурные отверстия по краям.

Участникам мастер-класса предложено использовать вырубленные детали, для составления орнамента, наклеив их на дерево (накладная аппликация), либо сами дыроколы, для декорирования кроны.

  • Бахрома

Для того,  чтобы оформить второе дерево оформить бахромой, по всему контуру кроны этого дерева делаем небольшие надрезы (1-1,5 см.). Затем, для придания объёма, при помощи раскрытых ножниц, пропуская бахромки между лезвием и большим пальцем, подкручиваем  каждую бахромку. Таким образом, дерево приобретает курчавый вид.

  • Скручивание в жгут

Этот приём применяется для изготовления объёмных аппликаций. Жгутики скручиваются из салфеток, разорванных на полосы. Для оформления нашего дерева каждую полосу скручиваем в тугой жгутик и, придав ему форму (волны или спиральки), приклеиваем к третьему дереву, формируя ствол или крону.

  • Фигурное вырезание

Фигурным вырезанием мы называем упрощённый вариант старинной техники художественного ажурного вырезания, которое известно с давних времён, ещё до изобретения бумаги,  у многих народов и у каждого под своим собственным названием. В  России вырезки из бумаги чаще всего называли вырезанками или выстриганками.Мы, с помощью этой техники, последнее, четвёртое дерево, раздвоим. Надо сложить дерево пополам по имеющейся линии сгиба и, держась за него, начать вырезание с нижней части ствола, ведя разрез вдоль линии края. Дойдя до кроны, начинаем плавно поворачивать бумагу так, чтобы было удобнее вырезать ветки дерева. Вырезание отчасти похоже на вырезание новогодних снежинок. Веток на дереве можно вырезать столько и таких, насколько хватит ловкости рук. Важно, дойдя до последней ветки, сделать последний разрез в сторону линии сгиба, чтобы внешний контур не распался на две части.

  • Рваная аппликация

Техника рваная аппликация состоит именно в отрывании кусочков бумаги, форма и размер которых соответствует общей идее аппликации, и последующем приклеивании их на основу. При этом, если кусочки довольно крупных размеров, тогда клей наносится на них, если же кусочки довольно мелкие, то возможно нанесение клея на небольшую область фона и последовательное приклеивание нескольких кусочков. Для нашей работы мы будем использовать длинные узкие полоски из двусторонней бумаги, стараясь отрывать их, оставляя с одной стороны белый кант, используя его как декоративный элемент при приклеивании. Из этих полосок мы можем составить какую-то часть фона – небо, землю, воду и т.д.

  • Элементы квиллинга

Для изготовления элементов  квиллинга в нашем случае мы воспользуемся зубочистками, на которые накрутим специальные полоски для квиллинга. Изначально полоска накручивается довольно туго, затем, ослабив натяжение, аккуратно снимается с основы, полученная спиралька ослабляется до нужного размера, кончик полоски подклеивается, и спиральке придаётся нужная форма. Чтобы приклеить деталь на плоскую основу, её нужно, аккуратно придерживая, торцом обмакнуть в нанесенный на плоскость клей ПВА.

II этап

Составление вариативной композиции «Пейзаж моего настроения» из изготовленных деталей.

II.1. Каждый участник мастер-класса, соответственно своему желанию и настроению, составляет общую композицию пейзажа, сначала попробовав разное расположение основных деталей – деревьев, затем выбирает цветовую гамму для фона – рваных полосок, и решает самостоятельно, каким образом может применить в своей работе элементы квиллинга. После определения с композицией  приклеиваем последовательно все детали.

II.2.  Представление  результатов работы.

         Вопросы  и обсуждение работ:

- что получилось;

- что было трудным;

- какие техники надо повторить;

- какие техники требуют более подробной проработки;

Некоторые работы, изготовленные участниками мастер-класса:

           

          

Даже для людей, не занимающихся прикладным творчеством, не составляет большого труда, сложив лист бумаги, вырезать симметричные детали. А разнообразное оформление получившихся деталей воспринимается как элемент игры.

А вот наиболее  трудным  для участников мастер-класса, как ни странно, может оказаться изготовление элементов рваной аппликации. Так же, скорее всего,  потребует особого внимания и повторения технологических процессов изготовление деталей квиллинга. Некоторой помощи и дополнительного разъяснения потребовал процесс составления композиции.

II.3.  Отработка элементов аппликации, требующих внимания.

III этап

Творческая самостоятельная деятельность.

Выполнение  творческой работы «Портрет в технике аппликация».

На этом этапе ведущий предлагает участникам мастер-класса использовать полученные навыки в самостоятельном изготовлении творческой работы.

Выбрана тема «портрет», так как изображение человеческого лица это довольно конкретное задание и не должно вызвать дополнительной трудности в составлении композиции, а изображение конкретного персонажа в любом случае поможет привнести в работу определённый эмоциональный окрас.

Для визуализации образа демонстрируются портреты, выполненные в разных направлениях техники аппликация:

  1. Постановка практических задач
  • Выбор техники аппликации;

Ведущий предлагает определиться с техникой исполнения, которая больше всего понравилась и удалась на первом этапе практической деятельности, либо захотелось отработать её более тщательно, так как она привлекла внимание.  Для тех, кто выполняет такое задание впервые, гораздо легче выполнять работу, отталкиваясь от материала и технического исполнения.

  • Выбор образа;

Участники мастер-класса решают для себя, чей портрет они хотели бы выполнить.

  • Определение стилистики исполнения;

В зависимости от выбранной техники и конкретного образа участники могут выбрать цветовую гамму и жанровое решение – это может быть шарж, лирический портрет, парадный портрет, автопортрет, фантазийный портрет, исторический портрет.

  1. Выполнение практического задания

На этом этапе ведущий может тоже работать вместе с участниками, а может уделять больше внимания им, направляя, подсказывая что-то и поддерживая.

  1.  Выставка. Обсуждение работ
  • Подведение итогов  

Обсуждение и корректировка результатов работы.

Рефлексия:

- Что заинтересовало?

- Что получилось лучше всего?

- Что не удалось?

- Хотели бы продолжить более подробное изучение этой техники?

Ещё одной и очень важной идеей мастер - класса,  кроме конкретной практической деятельности, является расширение кругозора и взгляд в далёкое прошлое на исторические корни таких разных,  как мы считаем  зачастую,  - современных - технологий изготовления и видов декоративно-прикладного творчества.

Педагог благодарит участников мастер-класса за совместную работу.

4.

Подводя итоги, хочется сказать, что помимо той безусловной пользы и удовольствия, которое приносит занятие этим старинным ремеслом, оно является полезным для проявления творческого потенциала тех, кто считает, что не умеет рисовать, но очень хочет проявить себя в художественном творчестве. А такое множество направлений и доступность любых, самых современных материалов, может привлечь даже самых далёких от прикладного творчества людей!


5.

Список используемой литературы

  1. Матисс: Аппликации: Нере  Жиль, переводчик:  Лейтес И. А. -  Москва, Арт-родник, 2011 г. Малая серия искусств-96с.
  2. Аппликация из гофрированной бумаги: Н. В. Дубровская — Москва, Детство-Пресс, 2009 г.- 64 с.
  3. Аппликация. Простые поделки: Екатерина Румянцева — Москва, Айрис-Пресс, 2011 г.- 128 с.
  4. Аппликация: А. Г. Красичкова — Санкт-Петербург, Рипол Классик, 2011 г.- 32 с.
  5. Аппликация: М. А. Гусанова — Санкт-Петербург, Просвещение, 1982 г.- 192 с.
  6. Поделки из бумаги: Нелли Больгерт — Санкт-Петербург, Робинс, 2012 г.- 64 с.
  7. Секреты аппликации: Н. Воскобойник — Санкт-Петербург, Эксмо, 2012 г.- 56 с.
  8. 3D квиллинг. Искусство бумагокручения: Ж. Ю. Шквыря — Санкт-Петербург, Планета книг, 2014 г.- 64 с.
  9. 3D-64ный квиллинг: Ж. Ю. Шквыря — Санкт-Петербург, Феникс, 2012 г.- 64 с.
  10. Объемные игрушки из картона. Гофроквиллинг для детей и родителей: Анастасия Данилова — Санкт-Петербург, Питер, 2014 г.- 64 с.
  11. Ажурный квиллинг. Уникальная Любовь Рогачевскаяская техника: Любовь Рогачевская — Москва, АСТ-Пресс Книга, 2014 г.- 96 с.
  12. Восточный квиллинг. Техника. Приемы. Изделия: — Санкт-Петербург, АСТ-Пресс Книга, 2013 г.- 112 с.
  13. Декупаж. Иллюстрированная энциклопедия: Анна Зайцева — Санкт-Петербург, Эксмо, 2012 г.- 192 с.
  14. Декупаж. Искусство декора и украшения: — Санкт-Петербург, Харвест, 2010 г.- 160 с.
  15. Декупаж. Красота в деталях: Алена Рябцова — Москва, Феникс, Суфлер, 2013 г.- 96 с.
  16. Декупаж. Самоучитель по стильному декору: — Санкт-Петербург, Харвест, 2010 г.- 64 с.
  17. Квиллинг. 25 моделей и композиций из бумажной ленты: Ирина Богатова — Москва, Мартин, 2013 г.- 96 с.
  18. Квиллинг. Делаем вместе: — Санкт-Петербург, Центр Корейского Бумажно, 2012 г.- 64 с.
  19. Квиллинг. Лучшие модели из бумажных лент: Ю. Ю. Чудина — Москва, АСТ, 2014 г.- 64 с.
  20. Модный декупаж: А. А. Зайцева — Москва, АСТ-Пресс Книга, 2013 г.- 32 с.
  21. Обратный декупаж: — Москва, АСТ-Пресс, 2013 г.- 32 с.
  22. Объемный квиллинг: — Москва, АСТ-Пресс Книга, 2013 г.- 32 с.
  23. Подарки в технике скрапбукинг: Бригитта Будахази — Москва, Контэнт, 2014 г.- 32 с.
  24. Скрапбукинг. Домашний декор: Анна Михеева — Москва, Феникс, Суфлер, 2013 г.- 112 с.
  25. Современный квиллинг: ГудрунШмитт — Москва, Астрель, 2013 г.- 48 с.
  26. Стильный декупаж. 15 проектов шаг за шагом: Мэри Магуайр — Санкт-Петербург, Астрель, 2012 г.- 80 с.
  27. Трехмерный декупаж. Новые идеи: Патриция НавеЧерутти — Москва, Контэнт, 2011 г.- 64 с.
  28. Украшаем дом в технике декупаж: Ольга Воронова — Санкт-Петербург, Эксмо, 2012 г.- 16 с.
  29. Фигурки из бумаги: С. Ращупкина — Москва, Владис, Рипол Классик, 2011 г.- 304 с.
  30. Шкатулки и ключницы в технике декупаж: Ольга Воронова — Санкт-Петербург, Эксмо, 2013 г.- 96 с.
  31. Аппликации из природных материалов: Н. В. Дубровская — Санкт-Петербург, АСТ, Сова, 2008 г.- 80 с.
  32. Мотылек. Объемные аппликации с движущимися деталями: — Санкт-Петербург, Стрекоза, 2013 г.- 16 с.
  33. Порхающие аппликации: Джейн Таунсвик — Москва, Феникс, 2007 г.- 128 с.

Интернет - ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

http://aplikacii.ru/2011/09/istoriya-vozniknoveniya-applikacii/

http://bumagamaster.ru/applikatsii/2-bumazhnaya-applikatsiya-kak-vid-rukodeliya

http://evenkia-school.ru/fest_pi/master-class/Menc_Usolceva/mc_menc-ea_usolceva-vm.html

http://rukodelie-rukami.ru/dekupazh/734-dekupazh.html

http://www.h-matisse.ru/nasledie/bumaga.html

http://july-art.livejournal.com/860.html

http://www.tvorim-sami.ru/

http://hudojka.ru/kollazh-istoriya-vozniknoveniya/

http://hobby-terra.ru/vyityinanka-vyirezanka-da-prosto-bumazhnoe-kruzhevo-ili-azhurnoe-vyirezanie-iz-bumagi/

http://moreidey.ru/azhurnoe-vyirezanie/vyirezanie-vidyi-i-tehniki.htm