Конспект открытого занятия "Осенний сказочный лес"

На занятии дети младшего школьного возраста знакомятся с нетрадиционной техникой рисования монотипия - печатание листьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_osenniy_skazochnyy_les.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

«Осенний сказочный лес».

(техника монотипия)

Группа 7 – 9 лет

        Цель:

         Изучение техники рисунка - монотипия, как нетрадиционного способа изображения осеннего леса.

        Задачи:

  1. Формировать эстетическое отношение к действительности, воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
  2. Развивать внимание и наблюдательность;
  3. Развивать эстетические чувства на основе знакомства с произведениями искусства.

        Монотипия — удивительный жанр, который по существу занимает срединную позицию между живописью и графикой, между искусством и психологией. Монотипия — это способ свободы самовыражения, это проекция внутреннего мира художника. Поэтому искренность жанра бесспорна. Это та тонкая материя, которая сейчас почти утеряна в изобразительном искусстве.

        На этом занятии дети только познакомятся с данной техникой, создавая отпечатки листьев, превращая их в сказочный лес. Это своеобразная игра, в которой интересно, что будет дальше. Если видя или представляя листок, ребёнок его именно таким и изобразит, то с использованием техники монотипия,  мы не знаем, какой будет результат, и это интересно.  Каждый раз отпечаток даже одного и того же листочка будет неповторимым. Все казалось бы очень просто, но на самом деле это не так. Нужно все же попытаться предвидеть результат. И еще одна положительная сторона применения этой техники, что даже те дети, у которых еще не совсем развито чувство формы или у них недостаточно развиты художественные умения, смогут справиться с работой.  Все работы будут эксклюзивными.

        А для того чтобы каждый ребёнок справился с заданием, на занятии  используется презентация с репродукциями художников-пейзажистов, читаются стихотворения об осени, звучит музыка и в гости приходят герои сказок. Четкий вводный, текущий инструктаж и доброжелательная атмосфера на занятии способствуют высокому результату обучения.

        Оборудование:

  1. Литературный ряд:
  1. Л.Ю. Бушкова «Изобразительное искусство»;
  2. Ж. «Начальная школа» № 32, 2004. «Занятия по изобразительному искусству»;
  3. Т.И. Тарабарина «Детям о времени».
  4. А.Н. Мартынова. Загадки, пословицы, поговорки.
  1. Зрительный ряд:
  1. Репродукции картин художников об осени: И.Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья», И.Шишкин «Осень», И.С. Остроухов «Золотая осень».
  2. Презентация с репродукциями художников-пейзажистов.
  3. Музыкальный ряд: П. Чайковский «Сентябрь», А. Вивальди «Осень» 1 часть
  4. Для обучающихся:
  1. Альбомный лист, кисти, стаканчики
  2. Гуашь,
  3. Палитра,
  4. Осенние листья на партах.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

        Ребята, к нам в гости пришёл,  отгадайте загадку и узнаете кто:

        Черный Ивашка, деревянная рубашка, где пройдется, там след остается  (Карандаш)

        Он принес загадки:

  1. Пришла без красок и без кисти

        И перекрасила все листья                              (Осень)

  1. Кричит ворона в небе Ка – р!

        В лесу пожа – р!

        А было просто очень:

        В нем поселилась ….                                    (Осень)

Правильно, ребята, осень.

        2. Объяснение новой темы

        (читает школьница)

        Кружат листья над дорожкой,

        Лес прозрачен и багрян…

        Хорошо бродить с лукошком

        Вдоль опушек и полян!

        Мы идем и под ногами

        Слышен шорох золотой.

        Пахнет влажными грибами,

        Пахнет свежестью лесной

                                А. Блонский

        Многие поэты с большой любовью и мастерством описывали это чудесное время года.

        Беседа о красоте осенних листьев, на основе впечатлений от экскурсии в природу (Дети рассматривают выставку осенних листьев) Кабинет нарядно украшен листьями.

        Обратили ли вы внимание на окраску осенних листьев деревьев и кустарников? Какого цвета трава осенью? Почему осень называют золотой?

  1. А сейчас Художник  приглашает нас всех в осенний лес. (Звучит музыка П. Чайковского «Сентябрь», читаю стихотворение И. Бунина)

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный

Веселый, пестрою толпой

Стоит на солнечной полянке

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой…

                        И. Бунин

        Какие чувства вызывают у вас эти стихотворения? Как сказочно красива осень в стихах? А художники описывают осень красками

  1. Кто же расписал терем-лес?  (Осень – художница).
  2. Какими цветами она пользовалась (лиловый – цвет сирени, фиалки; золотой – блестяще-желтый; багряный – темно – красный).
  3. Посмотрите, какие цвета выбирают художники, чтобы передать красоту золотой осени. (Смотрим репродукции  картин художников, обсуждаем выбранные художниками цвета). Очень важно не только увидеть красоту природы, суметь ее изобразить, найти нужные цвета.
  4. Давайте, обратимся к картине И. Бродского «Опавшие листья», И.Шишкина «Осень»; И.С. Остроухова «Золотая осень».

        Какие чувства вызывают у вас  картины?

        На картине И.С. Остроухова прекрасно показан праздник золотой осени. Правдиво и поэтично передан уголок старого парка. Мы можем долго рассматривать золотистое кружево липы и резных листьев клена. Справа стоят два дерева. Золотая листва, среди которых выделяются светло-оранжевые листья клёна, свешиваются до земли. Из травы поднимаются, уже начинающие желтеть побеги. Слева видна дорожка, а за ней вдали группа деревьев с корявыми стволами и большими кронами.

          3. Вводный инструктаж и практическая работа

        А теперь попробуем нарисовать красками осенний лес. Но не простой, а сказочный. Мы сегодня с вами говорили о красоте осенней природы, о разнообразии цветов осенней листвы. И мы знаем, что листья бывают разной формы. Они лежат у вас на партах разные-разные. А на что по форме похож листочек? (дети предлагают варианты)

        Давайте внимательно рассмотрим один листок и сравним его с деревом. (Пояснение сопровождается зарисовкой на доске)

  1. Ножка листочка похожа на ствол дерева. Да?
  2. Прожилки листочка похожи на веточки у дерева. Так?
  3. А сама форма листка напоминает крону дерева. Вы со мной согласны?
  4. А какими бывают по форме листочки?

        И поэтому наш сказочный лес будет создан из листочков. Но на листе бумаги они появятся необычным способом. Мы сегодня с вами познакомимся с новой для вас  техникой, которая называется – монотипия. Монотипия в переводе с французского означает печать «печатание». Это очень интересно и я уверена, вам понравится.

        Прежде чем начать сегодняшнюю работу, давайте, проверим, как вы приготовились к занятию.

  1. Чем мы сегодня будем работать?   (Кисточками и красками)
  2. Возьмите, пожалуйста, свои кисточки в руки и прикоснитесь ими к тыльной стороне ладошек. На что похожа наша кисточка?    (На ножку, на хвостик)
  3. Если сильнее нажать на кисточку, то ладошке будет больно. Когда мы с вами будем рисовать, надо легко и ласково проводить кисточкой по бумаге, как будто гладишь котенка, не нажимая сильно на «пяточку кисточки».

(Ребята пробуют проводить кисточкой по своим ладошкам).

  1. Перед тем как набрать краску на кисточку ее нужно смочить в воде, а краски «напоить» водичкой.
  2. Я набираю на кисточку воду и разбрызгиваю ее вокруг себя. Все ли я правильно делаю? Действительно, кисточку нужно аккуратно отжать о край баночки, чтобы не испачкать окружающих, рисунок и себя.
  3. А как мы разместим на рабочем столе краски?  (Правильно, за листом бумаги).
  4. Теперь наше рабочее место в порядке, можно приступать к занятиям.

        Что делаем в начале….

        Но в это время из-под стола появляется «Лесовичок» (Он весь грязный.)

        Ты почему такой грязный?

        Я с ежиком хотел нарисовать осенние листья. И вот, что получилось.

        Это все от того, что ты не выслушал задание полностью.

        Ребята, поможем «Лесовичку»?

        Но сначала отдохнем вместе с ним

Физкультминутка

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.        (Руки вверх.)

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели.        (Махи руками.)

И на землю тихо сели.        (Приседание.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.        (Встать на носочки, махи руками над головой.)

Закружились, полетели        (Покружились.)

И на землю снова сели.        (Сесть за парты.)

        4. Педагогический рисунок

        А теперь приступаем к работе. (Демонстрация рисунка на мольберте)

  1. Располагаем альбомный лист горизонтально перед собой и делим его простым карандашом приблизительно пополам. Это – линия горизонта;
  2. Изображаем в верхней части листа небо, а в нижней землю, покрытую травой и осенними листьями.
  3. А теперь берем листочек, кладем его на черновик и красим краской с той стороны, где прожилки более выражены.
  4. Далее отпечатываем его на уже подготовленный фон. Так мы «посадим» наши осенние деревья в сказочном лесу.
  1. Творческая практическая деятельность детей

        С помощью музыки П.И. Чайковского создается образ осеннего пейзажа. Под музыку дети рисуют. Она создаёт у детей определенное эмоциональное настроение, которое соответствует теме данного занятия.

  1.  Итог занятия.

        Работы вывешиваются на доске. Дети подходят к доске. Просмотр и обсуждение работ.

- Ребята, что мы рисовали сегодня? (Осенний лес).

- Какую технику рисования мы сегодня изучили? (Монотипия).

- Какие цвета используются в рисовании осеннего леса? (Красный, оранжевый, желтый).

- Ребята, какие русские художники рисовали осень? ( И.Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья», И.Шишкин «Осень», И.С. Остроухов «Золотая осень»).