«Современное декоративное искусство. Витраж.», конспект урока, 6 стр.

Жданова Ольга Сергеевна

«Современное декоративное искусство. Витраж.», конспект урока, 6 стр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vitrazh.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Пантюхина Ольга Сергеевна

Учитель ИЗО НС(К)ОШ №87

первой кв. категории

Тема урока:  Современное декоративное искусство. Витраж.

Цели урока:  

        1.        Способствовать знакомству учащихся с одним из видов декоративного искусства – витражом.

        2.        Способствовать  развитию творческого воображения, образного и композиционного мышления учащихся.

        3.        Способствовать формированию эмоционально-эстетической отзывчивости на красоту, своеобразие мусульманского орнамента; воспитанию трудолюбия и аккуратности при выполнении практического задания.

Оборудование: компьютер, проектор, приставка MIMIO STUDIO, экран,   классная доска.

Материалы для практической работы: белая бумага, акварель, гуашь, черные маркеры.

Зрительный ряд: фотографии и эскизы витражей мечетей Казани  и Набережных Челнов ,  образцы детских работ.

Музыкальный ряд: фрагменты музыкальных произведений татарских композиторов и народных напевов.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности рабочего места к уроку.

Добрый день, мои друзья!

Новой встрече рада я!

  1. Актуализация знаний учащихся.

 Ребята, на уроках изобразительного искусства, особенно в 5 классе вы часто говорили, изучали особенности ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА. Как вы понимаете это словосочетание? Как оно расшифровывается? 

Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства,  создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.

Произведения декоративно-прикладного искусства обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера.[1] Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.

Какие виды декоративного искусства вам знакомы?

3.Новая тема: Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Очень часто о декоративно-прикладном искусстве говорят, как о  крестьянском, уходящим своими корнями в древность веков.  У него есть современные «последователи» — традиционные художественные промыслы.

- Давайте порассуждаем, какие из перечисленных вами видов ДПИ используются в современности, в современной одежде, жилье, предметах быта?

ВЫВОД: почти все виды ДПИ используются в современности.

Сегодня мы с вами подробнее поговорим о ВИТРАЖАХ.

Витра́ж (фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

В настоящее время выделяют несколько разных типов витражей в зависимости от техники изготовления:

  • Классический витраж — образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из мягкого металла или пластика.
  • Накладной витраж — получается по технологии фьюзинга, иногда наклеиванием элементов на основу.
  • Расписной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками.
  • Плёночный витраж — на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).

Как вы заметили, на витражах можно изобразить всё что угодно, это могут быть люди, животные, предметы, картины природы, растения. А могут быть изображены красивые орнаменты.

- Что такое орнамент?

Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

В исламе изначально было запрещено изображение живых существ, поэтому мусульманское декоративное искусство полностью опирается на орнамент. Существуют два основных вида мусульманского орнамента, имеющих бесконечное разнообразие вариантов — растительный ислими (узор из гибких, вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами) и геометрический гирих (жесткие прямоугольные и полигональные непрерывные фигуры-сетки, узлы). Ислими и гирих всегда строго математически выверены и рассчитаны. Их варианты и композиции многообразны и практически неисчерпаемы и бесконечны. 

Ортодоксальный ислам не одобряет изображения живых существ, но если художник все же осмелится изобразить человека, животного или птицу, то в Судный день они явятся к нему и потребуют душу, а наделять душой может только Аллах. Кроме того, художник своим творчеством может исказить божественный замысел. Тем не менее в декор исламского искусства все же вплетаются антропоморфные изображения, животные, птицы, но, включенные в орнамент, они теряют значение самостоятельного изображения, становясь неотъемлемой частью узора Большей частью эти стили используются отдельно, но могут и соединяться, когда все ячейки крупной геометрической сети гириха туго заполняют упругие мелкие сплетения растительных завитков. 

Давайте рассмотрим витражи мечетей.

                             

Стихи о мечети:

                               Как будто бы по лону вод

                                Она и в праздники и в будни

Прекрасным лебедем плывет

Навстречу восхищенным людям.

Худое слово с языка

Здесь не слетит. Светлеют лица,

И тянется скорей рука,

Чтоб друг за друга помолиться.

                 

                                физкультминутка

Пожалуйста, встаньте, потянитесь вверх, как тянуться в небо минареты татарских мечетей. А теперь нарисуйте вокруг себя светлый купол. Найдите взглядом в кабинете любой предмет красного цвета, синего цвета, зеленого цвета, белого цвета. Спасибо, садитесь на место.

4.Практическое задание:  Сегодня на уроке не совсем обычное задание. Нам с вами нужно придумать красивые витражи для окон мечети. У нас есть три больших окна, значит, будут работать три группы. Каждый из вас придумает фрагмент витража, с использованием мусульманского орнамента, гирих или ислими, или смешанного узора. В конце урока каждая группа объединит свои работы в большое окно. Работа выполняется красками, затем обводится фломастером, чтобы наш эскиз стал похож на настоящий витраж.

 (звучит фоновая музыка)

   

     Итог урока: Выставка работ учащихся, обсуждение работ.

        Посмотрите, какие необычные эскизы витражей у нас получились. Поблагодарите  друг друга за         работу. Я провела у вас, ребята, всего один урок.  Мне очень понравилось, как вы поработали. Мне хотелось бы вручить вам на память расписной витраж, для вашего класса, пусть ваш классный руководитель подумает куда его наклеить, чтоб вспоминать этот замечательный урок.

        Хочу вам пожелать на будущее:

                        Чтите науки, любите искусства,

Без сожаленья беритесь за труд.

Дети! Тогда благородные чувства

В вас благородную почву найдут!