Пленэр-путь к творчеству
Пленэр- это проявление творчество, фантазии, новые впечатления, интересные встречи с людьми. Безграничность мира перед собой!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 42.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Лебедева Л. Н.
педагог дополнительного образования
Изостудия «Самоцветы»
Пленэр –путь к творчеству
(выступление на заседании педагогического совета, посвящённом
80-летнему юбилею Дворца)
Творческое развитие- это одна из важнейших составляющих гармоничного развития ребёнка. Всю полноту жизни и красоту природы, мира в целом, развить свои творческие способности ребёнок может только посредством выездных путешествий на пленэр.
Это прекрасная возможность не только получить заряд энергии и бодрости от увиденного, но и получить новые знания, познакомиться с культурой, традициями народов и интересными людьми. Считаю, что это один из самых мощных образовательных ресурсов в путешествиях!
В студии «Самоцветы» вошло в традицию каждые период каникулярных дней посвящать выездам на пленэр. 15 лет педагоги - художники студии «Самоцветы» организуют для своих учащихся и родителей, желающих приобщиться к творческой мастерской живописца летние путешествия – пленэры.
Обширна география наших поездок: Хабаровский край, Приморье, Центральная Россия, Крым, Болгария, Италия…
В этом году моя группа детей предприняла поездку в Крым. Ребята с удовольствием изображали красоты крымского пейзажа мелками, карандашами, гелевой ручкой, красками, купались в море, совершали туристические походы в Алушту, Ялту, Балаклаву, Херсонес, Севастополь, Феодосию. Впечатления у юных художников остались самые яркие и положительные. Практика по изобразительному искусству «пленэр» является эффективным продолжением процесса обучения живописи, рисунку и композиции в студии изобразительного искусства.
Занятия направлены на развитие у учащихся таких способностей как:
- широкая пространственная ориентация ( способность восприятия натуры в крупномасштабном трёхмерном пространстве, а её изображение – в двухмерном пространстве на плоскости листа);
- целостное восприятие натуры, природы с учётом общего тонового и цветового состояния освещённости, умения видеть и воспринимать объекты на пленэре в целом, а не порционно, находить большие цветовые отношения.
- способность применять в этюдах метод работы отношениями, уметь сравнивать цвета натуры по тону, светотени и насыщенности;
- формирование творческого воображения, способность к созданию выразительных цветовых решений в этюдах с натуры, а также эстетически значимые художественные образы в самостоятельных работах по изобразительному искусству. В летней практике, которая является многогранным учебно-воспитательным процессом различают ряд организационных форм:
- Художественная практика в условиях туристической базы или других специальных местах, отличающихся природными и архитектурными мотивами.
- Экскурсии, пешеходные маршруты, групповые поездки по историческим, заповедным, литературно-художественным местам.
- Различные формы организации летнего отдыха детей (спортивные соревнования, игры, концерты, фестивали, мероприятия, выставки, конкурсы, летний досуг).
Пленэрные занятия по живописи наиболее эффективны, если они идут в сочетании с упражнениями по рисунку. Рисунок самый демократичный и разноплановый вид живописи по применению материалов (это карандаши, фломастеры, гелевые ручки, соусы, угольки, мелки, тушь, и т.д) и бумаги различных видов (белая, тонированная, цветная глянцевая и матовая, с шероховатой поверхностью…)
Убеждаюсь на практике, что в первые 4-5 дней рисунка на пленэре необходимо давать детям возможность для большего изучения различий в общих тональных и цветоколористических состояниях пейзажа в течение дня, при различных погодных условиях.
В последующие дни задания могут быть дополнены несложными композиционными задачами. В дальнейшем, уже в студии на занятиях юные живописцы, опираясь на натурный материал (наброски, зарисовки, этюды, фотографии и сохранившиеся впечатления) проводят анализ и комбинации различных вариантов, обобщают и делают предварительные эскизы, фрагменты будущей большой творческой работы.
Хочу сказать, что выполнение тематических композиций процесс довольно сложный и трудоёмкий, не столько по временным и физическим затратам, сколько по креативности, вложению творческих сил делится на несколько этапов:
Все пленэрные материалы сопровождают указанные этапы и в этом заключается их значение для детского творчества.
Таким образом, наброски, зарисовки, этюды как подготовительный, подсобный материал в работе над композицией являются единым компонентом единого творческого процесса создания художественного произведения – детской картины на пленэре.
Сам же пленэр неразрывно связан с развитием креативности, творческого отношения к созданию новых рисунков и картин, формированием неординарного видения мира и является эффективным продолжением процесса обучения живописи.