Рабочая программа по учебному предмету «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ РЕМЕСЛО»
Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства "Цветная палитра"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_gb_prik_remeslo.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»
Программа одобрена на заседании педагогического совета школы «____» __________2016__ г. Зам. директора по УВР:________Н.В. Хажилова Зам. директора по МР: ________Г.В. Ульбаева | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДОД «ДХШ» ____________Л.Н. Степанов «____»____________2016__ г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ РЕМЕСЛО»» ПО.01.УП.01.
дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства
«ЦВЕТНАЯ ПАЛИТРА»
(уровень реализации полного курса – 1 год, для учащихся возраста (7 - 8 лет)
Группа «Б»
отделение «Подготовительное»
на 2016 – 2017 учебный год
преподаватель
Муфтахова Фарида Ахметовна
Мегион
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Декоративно-прикладное ремесло» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в доступных материалах, техниках, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.
Программа по учебному предмету «Декоративно-прикладное ремесло» составлена в соответствии с Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, на основе программ, рекомендованных Министерством культуры Российской Федерации, Институтом развития образования в сфере культуры и искусства:
Изобразительное искусство, станковая композиция, декоративно-прикладная композиция, рисунок, лепка, составители Т.Б. Донцова, Н.В. Жуков, С.М. Даниэль, С.П. Станжевская, И.М. Горная;
«Изобразительное искусство и художественный труд», автор Б.М. Неменский.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет реализуется сроком обучения 1 год
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия по предмету и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах
аудиторные занятия: 1 час в неделю;
самостоятельная работа: 1 час в неделю.
Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов | Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов | Самостоятельная работа | Распределение учебных часов аудиторных занятий |
Трудоемкость в часах | |||
Структура и объем ОП | Количество недель аудиторных занятий | ||
32 | |||
ОЧ.01.00. | Обязательная часть | Недельная нагрузка в часах | |
ПО.01. | Прикладное ремесло | 32 | |
ПО.01.УП.03. | 1 | ||
Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части | 1 | ||
Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части: | 1 |
с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего образования, реального активного времени суток.
Форма проведения учебных занятий
В процессе обучения предусматривается следующие формы учебных занятий:
- типовое занятие (сочетает в себе объяснение и практическое упражнение);
- беседа;
- экскурсия;
- практическое упражнение под руководством преподавателя по закреплению определенных навыков;
- самостоятельное выполнение творческого задания или изготовление конкретного изделия.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: развитие интереса детей к декоративно-прикладной деятельности и творческой активности в процессе освоения различных техник и приемов.
Задачи:
- изучение основ декоративно-прикладного творчества;
- развитие навыков работы различными материалами, связанными в композиции с формой предмета, его использования в утилитарном значении;
- формирование эстетического вкуса при создании новых изделий, предметов прикладного творчества;
- развитие усидчивости и аккуратности в работе;
- развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникабельности; умения выражать свои мысли.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
– словесный (объяснение, беседа, рассказ);
– наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
– практический;
– эмоциональный (подбор репродукций и иллюстраций, аудио и видео- ряда).
Педагогические технологии
Применяются передовые педагогические технологии личностно-ориетированного типа, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные способствующие достижению высоких образовательных результатов.
Педагогические технологии личностно-ориентированного типа:
- Технология личностно-ориентированного обучения;
- Технология индивидуализации обучения;
- Групповые способы обучения;
- Технология коллективной творческой деятельности;
- Игровые технологии.
Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) открывает новые возможности в преподавании учебного предмета, помогает сделать занятия ярче, содержательнее, увлекательнее, что способствует развитию интереса к процессу обучения.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой в области изобразительного искусства.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Декоративно - прикладное творчество» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.
В структуре программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно-ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и диффенцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами воспитания и развития. В содержание программы включены задания, направленные на изучение культуры и быта коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и способами работы с различными материалами, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
1 | Роль декоративно-прикладного творчества в жизни человека | 1 | 1 | - | 1 |
2 | Флористика | 3 | 0,5 | 2,5 | 3 |
3 | Искусница – природа. Конструирование из природных материалов | 2 | - | 2 | 2 |
4 | Осенние дары природы | 1 | 0,5 | 0,5 | 1 |
5 | Волшебный замок. | 1 | - | 1 | 1 |
6 | Контрольный урок | 1 | - | 1 | 1 |
7 | Добрый слоник | 1 | - | 1 | 1 |
8 | Северный олень | 1 | - | 1 | 1 |
9 | Налепные украшения | 1 | 0,5 | 0,5 | 1 |
10 | Декоративная кошка. Обьём | 1 | - | 1 | 1 |
11 | Пластилиновая картина | 2 | 0,5 | 1.5 | 2 |
12 | Зачет | 1 | - | 1 | 1 |
13 | Орнамент. Работа с бумагой. | 2 | - | 2 | 2 |
11 | Работа с тканью. Аппликация | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 |
12 | Петушок. Дымковская сказка | 2 | - | 2 | 2 |
13 | Портрет. Рельеф. | 2 | - | 2 | 2 |
14 | Контрольный урок | 1 | - | 1 | 1 |
15 | «Хоровод цветов» Искусство фетра | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 |
16 | Весёлые клоуны | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 |
17 | Подсолнухи. Плетение из бумаги | 2 | 0,5 | 1,5 | 2 |
18 | Силуэтная аппликация. Коллективная работа | 2 | - | 2 | 2 |
Экзамен (выпускной) за пределами аудиторного времени | |||||
Итого | 33 | 5 | 28 | 33 |
Содержание тем. Годовые требования
Тема 1. Роль декоративно-прикладного творчества в жизни человека
Роль декоративно-прикладного творчества в жизни человека. Виды декоративно-прикладного творчества. Инструменты и материалы, необходимые при создании работ на данном предмете в течение учебного года.
Самостоятельная работа: Подготовить природный материал, гербарий к следующему занятию.
Тема 2. Флористика
Учить подбирать и использовать природные материалы при изготовлении панно. Правила составления композиции.
Задание: Выполнить панно «Осенний букет», «Пейзаж» и т.д. с использованием природных материалов.
Материал: сухие цветы, листья и растения, веточки, камушки и т.п.
Самостоятельная работа: Оформить работу в рамку. Подготовить природный материал, к следующему занятию.
Тема 3. Искусница – природа. Конструирование из природных материалов
Отбор заготовок, соответствующих конкретному замыслу. Обработка материалов. Способы соединения деталей. Сборка деталей в единую форму.
Задание: Выполнить творческую работу «Сказочный образ».
Материал: корешки деревьев и кустарников, веточки, шишки и т.п.
Самостоятельная работа: Вместе с родителями оформить работу к выставке.
Тема 4. Осенние дары природы
Беседа «Искусство лепить». Способы лепки. Понятие объёма. Инструменты и материалы для лепки. Знакомство с правилами техники безопасности на уроках прикладного творчества. Закрепление приёмов лепки.
Задание: лепка яблок в объёме (в корзине) или яблоню
Материалы, цветной пластилин, дощечка, стеки.
Самостоятельная работа: слепить «Грибную семейку»
Тема 5. Волшебный замок
Беседа о замке доброй феи или злого колдуна. Конструктивный способ лепки. Лепка изделий простой геометрической формы. (изделие из отдельных кусков пластилина) Развитие эстетического вкуса, воображения, чувства красоты и пропорций.
Задание: вылепить волшебный замок.
Материал: цветной пластилин, стеки, дощечка, демонстрационный материал.
Самостоятельная работа: лепка на свободную тему
Тема 6. Добрый слоник
Беседа «Почему у слоника длинный хобот?» Рассказы детей о слонах в цирке. Последовательность лепки пластическим способом. Усовершенствование техники работы с пластилином.
Задание: лепка слоника пластическим способом.
Материал: цветной пластилин, стеки, дощечка, демонстрационный материал
Самостоятельная работа: лепка в объёме «Конь – огонь»
Тема 7. Северный олень
(использование регионального компонента). Беседа «В Сибири говорят…»Традиции и обычаи народов Севера. Значение оленя для коренного населения. Чтение сказки про храброго оленя. Художественное произведение. Т.Г.Лубенец считал, что учитель должен научить учащихся читать картину так же, как и художественное произведение. По его мнению, «дети вполне способны понять художественный смысл картины, проникнуться настроением художника» Приёмы работы в новой технике «Псевдогобелен». Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Задание: выполнить композицию по теме в технике псевдогобелен
Материалы, формат А3, пряжа, клей ПВА, клей – карандаш, фломастеры
Самостоятельная работа: выполнить творческое задание «Фрукты» в технике псевдогобелен
Тема 8. Налепные украшения
Беседа о декоративной пластине. Знакомство с выразительным приёмом – завитки. Применение завитков в работе. Показ приёма завитка. Воспитание аккуратности во время работы.
Задание: Лепка декоративной пластины с применением налепных украшений: шарики, конусы, лепестки, завитки
Материалы, формат: цветной пластилин, инструменты
Самостоятельная работа: выполнение декоративной пластины «Цветы»
Тема 9. Декоративная кошка. Обьем
Рассказы детей о своих домашних питомцах. Беседа о кошках, какой окрас шерсти бывает и в каких тонах можно выполнить. Усовершенствование навыков работы с пластилином.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Задание: Лепить декоративную кошку, используя конус и шар, украсить с по мощью налепных украшений (Почему нет лапок)
Материалы, формат: цветной пластилин, инструменты
Самостоятельная работа: выполнить декоративную лепку «Северный олень»
Тема 10. Пластилиновая картина
Приемы работы цветным пластилином при создании имитации витража. Скатывание, надавливание, размазывание – основные приемы работы. Особенности техники (зеркальное изображение), этапы выполнения работы (от черного контура до цветной заливки плоскости). Изготовление форэскиза. Перевод рисунка на стекло. Поэтапное выполнение и оформление работы.
Задание: Выполнить пластилиновую картину в технике «имитация витража».
Материал: цветной пластилин, рамка с пластиковым стеклом формата А4.
Самостоятельная работа: завершить и оформить работу к выставке.
Тема 11. Орнамент. Работа с бумагой
Виды орнамента. Орнаментальные мотивы. Составление сетки орнамента. Первая бумага. Виды и применение бумаги. Правила техники безопасности при работе с ножницами.
Задание: Выполнить геометрический орнамент в полосе.
Материал: цветная бумага, ножницы, клей.
Самостоятельная работа: Выполнить растительный орнамент в круге.
Тема 12. Работа с тканью. Аппликация
Аппликация как вид прикладного творчества. Виды аппликации. Материалы для аппликации. Использование ткани разной фактуры. Составление эскиза. Подбор материалов. Изготовление аппликации по этапам. Оформление работы.
Задание: Выполнение аппликации из ткани «Волшебная сказка», «Сказочный персонаж», «Сказочные цветы» и т.т.
Материал: лоскуты ткани, ножницы, клей ПВА.
Самостоятельная работа: Оформить работу к выставке.
Тема 13. Петушок. Дымковская сказка
Произведения декоративно - прикладного искусства разных времен. Элементы росписи. Беседа «Открой тайны узоров дымковских игрушек»
А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке» Знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре и у других народов мира. Понятие общей формы - овоида, умение вытягивать шею и головку, лепка из целого куска глины. Привитие навыков работы над объёмной формой. Умение видеть и передавать характерные пропорции дымковских игрушек.
Задание: лепка игрушки в стиле дымки - вылепить петушка путём налепов, изображать гребешок, крылья и хвост ( проанализировать изученный художественный промысел; осмыслить; продумать свой вариант игрушки)
Материалы: глина (скульптурный пластилин), стеки, дощечка, демонстрационный материал «Народная глиняная игрушка», таблица с элементами росписи.
Самостоятельная работа: лепка дымковской игрушки «Конь – огонь»
Выполнение росписи на готовых глиняных игрушках.
Тема 14. Портрет. Рельеф
Понятие рельефа. Применение рельефа в работе с пластилином. Способы лепки путём наложения формы на основу -1 вариант; способы лепки путём выбирания с основной формы
Задание: Лепка портрета путём наложения формы на основу
Материалы, формат: плотный картон 15х20см. и цветной пластилин, инструменты
Самостоятельная работа: лепить портрет друга
Тема 15. «Хоровод цветов» Искусство фетра
Беседа «Красота цветов» Последовательность выполнения цветов из фетра. Разные приёмы. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Рассказ «Цветы четырех времён года» Цветки сливового дерева - зима, пион - весна, лотос - лето, хризантема - осень. «…И целый мир сокрыт в любом цветке» А.Навои. Демонстрация произведений художников Знакомство с новым видом художественного творчества. Правила работы с фетром.
Задание: Выполнить композицию «Хоровод цветов» и оформить.
Материалы: фетр, цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, ножницы
Самостоятельная работа: выполнить творческое задание «Совушка»
Тема 16. Весёлые клоуны
Значимость художественных материалов в работе художника. Выделение центра, правильно выбрать формат по расположению в зависимости от придуманной композиции.
Умение уравновешивать пятно в формате. Взаимное расположение предметов и фигур в пространстве.
Задание: выполнить композицию «Весёлые клоуны»
Материалы, формат: плотный картон 15х20см. и цветной пластилин, инструменты
Самостоятельная работа: лепить по теме «Зверинец»
Тема 17. Подсолнухи. Плетение из бумаги
История появления бумаги. Виды бумаги, назначение. Беседа о художественной аппликации Вырезание по одной линии симметрии. Вырезание симметричных деталей. История плетения. Умение внедрить замысел в творческом процессе. Усовершенствование техники плетения.
Задание: выполнить композицию «Подсолнухи» способом плетения
Материалы, цветная бумага, формат А 4, А3, ножницы, клей, цветной картон.
Самостоятельная работа: выполнить салфетку для чайника плетением
Тема 18. Силуэтная аппликация. Коллективная работа
Знакомство с искусством силуэта. История появления силуэта и применение. Художники, создавшие произведения искусств. Техника аппликации. Инструменты и материалы. Подготовка деталей композиции и размещение на основе.
Задание: выполнить силуэтную композицию через аппликацию
Материалы: картон, чёрная бумага, клей ПВА, ножницы
Самостоятельная работа: выполнить открытку, используя силуэт
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К концу обучения учащиеся
должны знать:
- основные правила осторожности при работе с ножницами и клеем;
- основные виды декоративного художественного творчества (аппликация и её разновидность, кружево, орнамент);
- условность цвета в декоративной работе;
- способы складывания и вырезания бумаги в выполнении объёмно-пространственных работ бумажной пластики;
- зависимость размещения элементов узора от формы украшаемой поверхности.
- виды декоративно-прикладного искусства;
должны уметь:
- применять приёмы вырезания, вырывания, наклеивания в аппликации;
- аккуратно работать с клеем;
- работать на плоскости, в объёме и в пространстве с бумагой, выполнять пластические сгибы бумаги;
- видеть красоту в реальной действительности и создавать вещи, которые имеют утилитарное и художественное значение;
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется преподавателем практически на всех занятиях.
Текущий контроль в конце четвертей (контрольные уроки) осуществляются в форме просмотров.
Промежуточная аттестация – в конце 1 полугодия - зачет в форме просмотра-выставки.
Итоговая аттестация – экзамен проводится в конце учебного года за пределами аудиторного времени в форме итогового просмотра-выставки.
Критерии оценивания:
- общая художественная выразительность;
- самостоятельность и оригинальность замысла;
- проявление наблюдательности, воображения;
- степень выполнения учебной задачи;
- владение художественной техникой и материалами;
- ассоциативность;
- творческий подход в выполнении работы.
«5» отлично - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;
«4» хорошо - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии, но присутствуют незначительные ошибки;
«3» удовлетворительно – ставится, если при выполнении работы допущены грубые ошибки.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для преподавателя
- Учебные программы
- Учебно-методические пособия по прикладному творчеству
- Репродукции и работы художников
- Детские работы прошлых лет
- Образцы работ, выполненные преподавателем
- Стихи и сказки к темам программы
Для учащихся
- Бумага А3, бумага (белая и цветная для принтера)
- Природный материал, лоскуты ткани,цветной пластилин
- Цветной картон, цветная бумага
- Ножницы, клей ПВА, линейка
- Рамка с пластиковым стеклом
Технические средства обучения
- Экран, аудио проигрыватель
- Мультимедийный проектор, компьютер
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
- Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М. Просвещение. 1991.
- Изобразительное искусство: искусство вокруг нас: учеб. для 3 кл. нач. шк. /Н.А.Горяевой и др./; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.
- Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Кн. для учителя /Б.М. Неменский и др. – М.: Просвещение, 1991.
- Комплект программ по основам изобразительной деятельности, прикладному искусству, рисунку, живописи, композиции.
- Копцева Т.А. Природа и художник. Программа по изобразительному искусству. М., 2006.
- Лыкова И.А. Цветные ладошки. – М.: Сфера, 2009.
- Моисеева Т.А. Семёнова М.Н.Изобразительное искусство. Программа. М. 1986.
- Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. М.1977.
- Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл. Пособие для учителч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
- Платонова Н.Н., Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. М. Педагогика.
- Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь: Проверка знаний по изобразительному искусству: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991. – 64 с.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусства и методика его преподавания в начальной школе. /Москва, Издательский центр «Академия», 1999. – 364 с.
- Терещенко Т.Ф. Изобразительное искусство. Станковая композиция. Декоративно- прикладная композиция. Рисунок. Лепка. М. 1987.
- Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. М.: Просвещение.
Интернет-ресурсы
Осенний букет. Природные фантазии | |
Корнепластика | http://rezba-po-derevy.ru/page95.html http://festival.1september.ru/articles/590711/ http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i- |
Орнамент. | http://school-collection.edu.ru |
Волшебные цветы | http://magicstitch.ru/video-uroki-kvilling/blog.html http://www.trozo.ru/archives/30508 |
Налепные украшения | http://adalin.mospsy.ru/ny/podel.shtml http://allforchildren.ru/article/christmas19.php http://allforchildren.ru/article/christmas28.php |
Искусство фетра | http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1243?page=6 http://www.good-style.info/blog/osnovnyie-priemyi- |
Бесконечный орнамент | http://needlib.com/pokaz_st.php?id=701 |
Бумажные узоры |