Рабочая программа по учебному предмету «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ РЕМЕСЛО»

Муфтахова Фарида Ахметовна

Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства "Цветная палитра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_gb_prik_remeslo.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»

Программа одобрена на заседании педагогического

совета школы «____» __________2016__ г.

Зам. директора по УВР:________Н.В. Хажилова

Зам. директора по МР:  ________Г.В. Ульбаева

УТВЕРЖДАЮ                                                                                  Директор МБОУ ДОД «ДХШ»                                                                                                  ____________Л.Н. Степанов                                                                                                 «____»____________2016__ г.

Рабочая программа

 по учебному предмету «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ РЕМЕСЛО»» ПО.01.УП.01.

дополнительной общеразвивающей программы в области  изобразительного искусства

«ЦВЕТНАЯ ПАЛИТРА»

(уровень реализации полного курса – 1 год,  для учащихся возраста  (7 - 8 лет)

Группа «Б» 

отделение «Подготовительное»

на 2016 – 2017 учебный год

                              преподаватель

                                                                 Муфтахова Фарида Ахметовна

Мегион

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Декоративно-прикладное ремесло» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в доступных материалах, техниках, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.

Программа по учебному предмету  «Декоративно-прикладное ремесло»  составлена в соответствии с Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, на основе программ, рекомендованных Министерством культуры Российской Федерации, Институтом развития образования в сфере культуры и искусства:

Изобразительное искусство, станковая композиция, декоративно-прикладная композиция, рисунок, лепка, составители Т.Б. Донцова, Н.В. Жуков, С.М. Даниэль, С.П. Станжевская, И.М. Горная;

«Изобразительное искусство и художественный труд», автор Б.М. Неменский.

Срок реализации учебного предмета

           Учебный предмет реализуется сроком  обучения 1 год

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия по предмету и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах

аудиторные занятия: 1 час в неделю;

самостоятельная работа: 1 час в неделю.

Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов

Наименование частей,

предметных областей, разделов и учебных предметов

Самостоятельная работа

Распределение учебных часов аудиторных занятий

Трудоемкость

в часах

Структура и объем ОП

Количество недель аудиторных занятий

32

ОЧ.01.00.

Обязательная часть

Недельная нагрузка в часах

ПО.01.

Прикладное ремесло

32

ПО.01.УП.03.

1

Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части

1

Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части:

1

с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального общего и основного общего образования, реального активного времени суток.  

Форма проведения учебных занятий

В процессе обучения предусматривается следующие формы учебных занятий:

  • типовое занятие (сочетает в себе объяснение и практическое упражнение);
  • беседа;
  • экскурсия;
  • практическое упражнение под руководством преподавателя по закреплению определенных навыков;
  • самостоятельное выполнение творческого задания или изготовление конкретного изделия.

Цель и задачи учебного предмета

Цель: развитие интереса детей к декоративно-прикладной деятельности и творческой активности в процессе освоения различных техник и приемов.

Задачи:

  • изучение основ декоративно-прикладного творчества;
  • развитие навыков работы различными материалами, связанными в композиции с формой предмета, его использования в утилитарном значении;
  • формирование эстетического вкуса при создании новых изделий, предметов прикладного творчества;
  • развитие усидчивости и аккуратности в работе;
  • развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникабельности; умения выражать свои мысли.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

– словесный (объяснение, беседа, рассказ);

– наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

– практический;

– эмоциональный (подбор репродукций и иллюстраций, аудио и видео- ряда).

Педагогические технологии

Применяются передовые педагогические технологии личностно-ориетированного типа, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные способствующие достижению высоких образовательных результатов.

Педагогические технологии личностно-ориентированного типа:

- Технология личностно-ориентированного обучения;

- Технология индивидуализации обучения;

- Групповые способы обучения;

- Технология коллективной творческой деятельности;

- Игровые технологии.

Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) открывает новые возможности в преподавании учебного предмета, помогает сделать занятия ярче, содержательнее, увлекательнее, что способствует развитию интереса к процессу обучения.  

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой  в области изобразительного искусства.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Декоративно - прикладное творчество» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.

В структуре программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно-ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и диффенцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами воспитания и развития. В содержание  программы включены задания, направленные на изучение культуры и быта коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и способами работы с различными материалами, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего часов

Теория

Практика

1

Роль  декоративно-прикладного творчества в жизни человека

1

1

-

1

2

Флористика

3

0,5

2,5

3

3

Искусница – природа. Конструирование из природных материалов

2

-

2

2

4

Осенние дары природы

1

0,5

0,5

1

5

Волшебный замок.

1

-

1

1

6

Контрольный урок

1

-

1

1

7

Добрый слоник                                                                  

1

-

1

1

8

Северный олень

1

-

1

1

9

Налепные украшения

1

0,5

0,5

1

10

Декоративная кошка. Обьём

1

-

1

1

11

Пластилиновая картина

2

0,5

1.5

2

12

Зачет

1

-

1

1

13

Орнамент. Работа с бумагой.                                  

2

-

2

2

11

Работа с тканью. Аппликация

2

0,5

1,5

2

12

Петушок. Дымковская сказка

2

-

2

2

13

Портрет. Рельеф.

2

-

2

2

14

Контрольный урок

1

-

1

1

15

«Хоровод цветов» Искусство фетра

2

0,5

1,5

2

16

Весёлые клоуны                                                              

2

0,5

1,5

2

17

Подсолнухи. Плетение из бумаги

2

0,5

1,5

2

18

Силуэтная аппликация. Коллективная работа

2

-

2

2

Экзамен (выпускной)  за пределами аудиторного времени

Итого

33

5

28

33

 

Содержание тем. Годовые требования

Тема 1. Роль декоративно-прикладного творчества в жизни человека

Роль декоративно-прикладного творчества в жизни человека. Виды декоративно-прикладного творчества. Инструменты и материалы, необходимые при создании работ на данном предмете в течение учебного года.

Самостоятельная работа: Подготовить природный материал, гербарий к следующему занятию.

Тема 2. Флористика

Учить подбирать и использовать природные материалы при изготовлении панно. Правила составления композиции.

Задание: Выполнить панно «Осенний букет», «Пейзаж» и т.д. с использованием природных материалов.

Материал: сухие цветы, листья и растения, веточки, камушки и т.п.

Самостоятельная работа: Оформить работу в рамку. Подготовить природный материал, к следующему занятию.

Тема 3. Искусница – природа. Конструирование из природных материалов

Отбор заготовок, соответствующих конкретному замыслу. Обработка материалов. Способы соединения деталей. Сборка деталей в единую форму.

Задание: Выполнить творческую работу «Сказочный образ».

Материал: корешки деревьев и кустарников, веточки, шишки и т.п.

Самостоятельная работа: Вместе с родителями оформить работу к выставке.

Тема 4. Осенние дары природы

Беседа «Искусство лепить».  Способы лепки. Понятие объёма. Инструменты и материалы для лепки. Знакомство с правилами техники безопасности на уроках прикладного творчества. Закрепление приёмов лепки.

Задание: лепка  яблок  в объёме (в корзине) или яблоню

Материалы,  цветной пластилин, дощечка, стеки.

Самостоятельная работа: слепить  «Грибную  семейку»

 Тема 5.  Волшебный замок

Беседа о замке доброй феи или злого колдуна. Конструктивный способ лепки. Лепка изделий простой геометрической  формы.  (изделие из отдельных кусков пластилина) Развитие эстетического  вкуса, воображения, чувства красоты и пропорций.

Задание: вылепить  волшебный замок.  

Материал:  цветной пластилин, стеки, дощечка, демонстрационный материал.

Самостоятельная работа: лепка на свободную тему

Тема 6. Добрый слоник

Беседа «Почему у слоника длинный хобот?»  Рассказы детей о слонах в цирке.  Последовательность лепки пластическим способом. Усовершенствование техники работы с пластилином.

Задание:   лепка слоника  пластическим способом.

Материал: цветной пластилин, стеки, дощечка,  демонстрационный материал

Самостоятельная работа: лепка  в объёме «Конь – огонь»

Тема 7. Северный олень

(использование регионального компонента). Беседа «В Сибири говорят…»Традиции и обычаи народов Севера. Значение оленя для коренного населения. Чтение сказки про храброго оленя. Художественное  произведение.  Т.Г.Лубенец считал, что учитель должен научить учащихся  читать картину так же,  как и художественное произведение. По его мнению, «дети вполне способны понять художественный смысл картины, проникнуться настроением художника» Приёмы работы в новой технике «Псевдогобелен».  Развитие  мелкой моторики пальцев рук.

Задание:  выполнить композицию по теме в технике псевдогобелен

Материалы, формат А3,  пряжа, клей ПВА, клей – карандаш, фломастеры

Самостоятельная работа:  выполнить творческое задание  «Фрукты» в технике псевдогобелен

Тема 8. Налепные украшения

Беседа о декоративной пластине. Знакомство с выразительным приёмом – завитки. Применение завитков в работе. Показ приёма завитка.  Воспитание   аккуратности во время работы.

Задание:   Лепка декоративной пластины с применением налепных украшений: шарики, конусы, лепестки, завитки

Материалы, формат:  цветной пластилин, инструменты

Самостоятельная работа: выполнение декоративной пластины «Цветы»

Тема 9. Декоративная кошка. Обьем

Рассказы детей о своих домашних питомцах. Беседа о кошках, какой окрас шерсти бывает и в каких тонах можно выполнить.  Усовершенствование  навыков работы с пластилином.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Задание:   Лепить декоративную  кошку, используя конус и шар, украсить с по мощью налепных украшений  (Почему нет лапок)

Материалы, формат:  цветной пластилин, инструменты

Самостоятельная работа:  выполнить декоративную лепку «Северный олень»

Тема 10. Пластилиновая картина

Приемы работы цветным пластилином при создании имитации витража. Скатывание, надавливание, размазывание – основные приемы работы. Особенности техники (зеркальное изображение), этапы выполнения работы (от черного контура до цветной заливки плоскости). Изготовление форэскиза. Перевод рисунка на стекло. Поэтапное выполнение и оформление работы.

Задание: Выполнить пластилиновую картину в технике «имитация витража».

Материал: цветной пластилин, рамка с пластиковым стеклом формата А4.

Самостоятельная работа: завершить и оформить работу к выставке.

Тема 11. Орнамент. Работа с бумагой

 Виды орнамента. Орнаментальные мотивы. Составление сетки орнамента. Первая бумага. Виды и применение бумаги. Правила техники безопасности при работе с ножницами.

Задание: Выполнить геометрический орнамент в полосе.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей.

Самостоятельная работа: Выполнить растительный орнамент в круге.

                             

Тема 12. Работа с тканью. Аппликация

Аппликация как вид прикладного творчества. Виды аппликации. Материалы для аппликации. Использование ткани разной фактуры. Составление эскиза. Подбор материалов. Изготовление аппликации по этапам. Оформление работы.

Задание: Выполнение аппликации из ткани «Волшебная сказка», «Сказочный персонаж», «Сказочные цветы»  и т.т.

Материал: лоскуты ткани, ножницы, клей ПВА.

Самостоятельная работа: Оформить работу к выставке.

Тема 13. Петушок. Дымковская сказка

Произведения декоративно - прикладного искусства разных времен.  Элементы  росписи.  Беседа «Открой тайны узоров дымковских игрушек»

А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке» Знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре и у других народов мира.  Понятие общей формы - овоида, умение вытягивать шею и головку, лепка из целого куска глины. Привитие навыков работы над объёмной формой.    Умение видеть и передавать характерные пропорции дымковских игрушек.

Задание:   лепка игрушки в стиле дымки  - вылепить петушка  путём налепов,  изображать гребешок, крылья и хвост ( проанализировать изученный художественный промысел; осмыслить; продумать свой вариант игрушки)

Материалы:  глина (скульптурный пластилин), стеки, дощечка, демонстрационный материал «Народная глиняная игрушка», таблица с элементами росписи.

Самостоятельная работа: лепка  дымковской игрушки  «Конь – огонь»

Выполнение росписи на готовых глиняных игрушках.

Тема 14.  Портрет. Рельеф

Понятие рельефа.  Применение рельефа в работе с пластилином.  Способы  лепки путём наложения формы на основу -1 вариант; способы лепки  путём выбирания с основной формы

Задание:    Лепка  портрета путём наложения формы на основу

Материалы, формат:  плотный картон 15х20см. и цветной пластилин, инструменты

Самостоятельная работа: лепить портрет друга

Тема 15. «Хоровод цветов»  Искусство фетра

Беседа  «Красота цветов»  Последовательность выполнения цветов из фетра.  Разные  приёмы. Инструменты и материалы.  Правила техники безопасности.  Рассказ  «Цветы четырех времён  года»  Цветки сливового  дерева - зима, пион - весна, лотос - лето, хризантема - осень. «…И целый мир сокрыт в любом цветке» А.Навои. Демонстрация произведений художников Знакомство с новым видом художественного творчества. Правила работы с фетром.

Задание:     Выполнить  композицию «Хоровод цветов» и оформить.

Материалы:  фетр, цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, ножницы

Самостоятельная работа:  выполнить творческое задание «Совушка»

 

Тема 16.  Весёлые клоуны  

Значимость художественных материалов в работе художника.  Выделение центра,  правильно выбрать формат по расположению в зависимости от придуманной композиции.

Умение уравновешивать пятно в формате. Взаимное расположение предметов и фигур в пространстве.

Задание:     выполнить  композицию  «Весёлые клоуны»

Материалы, формат:  плотный картон 15х20см. и цветной пластилин, инструменты

Самостоятельная работа: лепить по теме «Зверинец»

Тема 17.  Подсолнухи. Плетение из бумаги

История появления бумаги. Виды бумаги, назначение. Беседа  о художественной аппликации  Вырезание по одной линии симметрии. Вырезание симметричных деталей. История плетения.  Умение внедрить замысел в творческом процессе.  Усовершенствование  техники плетения.

Задание:     выполнить композицию «Подсолнухи» способом плетения

Материалы, цветная бумага, формат А 4, А3, ножницы, клей, цветной картон.

Самостоятельная работа:  выполнить салфетку для чайника плетением

Тема 18.  Силуэтная аппликация. Коллективная работа

Знакомство с искусством силуэта. История появления силуэта и применение. Художники, создавшие произведения искусств. Техника аппликации.  Инструменты и материалы. Подготовка деталей композиции и размещение на основе.

 Задание:      выполнить силуэтную композицию через аппликацию

Материалы:  картон, чёрная бумага, клей ПВА, ножницы

Самостоятельная работа:  выполнить открытку, используя силуэт

     

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К концу обучения учащиеся

должны знать:

  • основные правила осторожности при работе с ножницами и клеем;
  • основные виды декоративного художественного творчества (аппликация и её разновидность, кружево, орнамент);
  • условность цвета в декоративной работе;
  • способы складывания и вырезания бумаги в выполнении объёмно-пространственных работ бумажной пластики;
  • зависимость размещения элементов узора от формы украшаемой поверхности.
  • виды декоративно-прикладного искусства;

должны уметь:

  • применять приёмы вырезания, вырывания, наклеивания в аппликации;
  • аккуратно работать с клеем;
  • работать на плоскости, в объёме и в пространстве с бумагой, выполнять пластические сгибы бумаги;
  • видеть красоту в реальной действительности и создавать вещи, которые имеют утилитарное и художественное значение;              

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль знаний учащихся осуществляется преподавателем практически на всех занятиях.

Текущий контроль в конце четвертей (контрольные уроки) осуществляются в форме просмотров.

Промежуточная аттестация – в конце 1 полугодия - зачет в форме просмотра-выставки.

Итоговая аттестация – экзамен проводится в конце  учебного года за пределами аудиторного времени в форме итогового просмотра-выставки.

Критерии оценивания:

  • общая художественная выразительность;
  • самостоятельность и оригинальность замысла;
  • проявление наблюдательности, воображения;
  • степень выполнения учебной задачи;
  • владение художественной техникой и материалами;
  • ассоциативность;
  • творческий подход в выполнении работы.

«5» отлично - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;

«4» хорошо - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии, но присутствуют незначительные ошибки;

«3» удовлетворительно – ставится, если при выполнении работы допущены грубые ошибки.

V.  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Для преподавателя

  • Учебные программы
  • Учебно-методические пособия по прикладному творчеству
  • Репродукции и работы художников
  • Детские работы прошлых лет
  • Образцы работ, выполненные преподавателем
  • Стихи и сказки к темам программы

 Для учащихся

  • Бумага А3, бумага (белая и цветная для принтера)
  • Природный материал, лоскуты ткани,цветной пластилин
  • Цветной картон, цветная бумага
  • Ножницы, клей ПВА, линейка
  • Рамка с пластиковым стеклом

Технические средства обучения

  • Экран, аудио проигрыватель
  • Мультимедийный  проектор, компьютер

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
  2. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М. Просвещение. 1991.
  3. Изобразительное искусство: искусство вокруг нас: учеб. для 3 кл. нач. шк. /Н.А.Горяевой и др./; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.
  4. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Кн. для учителя /Б.М. Неменский и др. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Комплект программ по основам изобразительной деятельности, прикладному искусству, рисунку, живописи, композиции.
  6. Копцева Т.А. Природа и художник. Программа по изобразительному искусству. М., 2006.
  7. Лыкова И.А. Цветные ладошки. – М.: Сфера, 2009.
  8. Моисеева Т.А. Семёнова М.Н.Изобразительное искусство. Программа. М. 1986.
  9. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд.  М.1977.
  10. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл. Пособие для учителч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  11. Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
  12. Платонова Н.Н., Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. М. Педагогика.
  13. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь: Проверка знаний по изобразительному искусству: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991. – 64 с.
  14. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусства и методика его преподавания в начальной школе. /Москва, Издательский центр «Академия», 1999. – 364 с.
  15. Терещенко Т.Ф. Изобразительное искусство. Станковая композиция. Декоративно- прикладная композиция. Рисунок. Лепка. М.  1987.
  16. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. М.: Просвещение.

Интернет-ресурсы

Осенний букет. Природные фантазии

http://detpodelki.ru

http://www.maaam.ru

http://festival.1september.ru/articles/561796/pril.pdf

Корнепластика

http://rezba-po-derevy.ru/page95.html

http://festival.1september.ru/articles/590711/

http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i- 

Орнамент.

http://school-collection.edu.ru

http://vyazalochka.narod.ru/026.htm

Волшебные цветы

http://magicstitch.ru/video-uroki-kvilling/blog.html

http://www.trozo.ru/archives/30508

shop.ru/quilling/aboutquilling/dropflover.html

Налепные украшения

http://adalin.mospsy.ru/ny/podel.shtml

http://allforchildren.ru/article/christmas19.php

http://allforchildren.ru/article/christmas28.php

http://www.supersadovnik.ru/sproject.aspx?id=616

Искусство фетра

http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1243?page=6

http://www.good-style.info/blog/osnovnyie-priemyi-

http://allforchildren.ru/article/draw.php

Бесконечный орнамент

http://needlib.com/pokaz_st.php?id=701

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-58379/

Бумажные узоры

http://sentr.ucoz.ru/index/quot_bumazhnye_uzory_quot/0-53

http://vk.com/club37140403

http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1276