Рабочая программа по предметам: основы изобразительной грамоты и рисование, прикладное творчество, лепка. Третий год обучения.

Муфтахова Фарида Ахметовна

«Подготовка детей к обучению в детской художественной школе» для учащихся 10-11 лет. Третий год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prog3-y_god_ob10-11let_2012-2013.docx35.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская художественная школа»

Утверждаю

Директор МБОУ ДОД «ДХШ»

___________Л.Н. Степанов

«___»________________2012г.

                          Принято на педагогическом совете «__» ________2012г.

                                              Зам. Директора по УВР:_______ Зам. Директора по МР______

Рабочая программа по предметам:

основы изобразительной грамоты и рисование,

прикладное творчество,

лепка

отделение « Подготовительное»

«Подготовка детей к обучению в детской художественной школе»

для учащихся 10-11 лет

(уровень реализации полного курса – 3 года, третий год обучения)

 на 2012 – 2013 учебный год

                                                                                   Преподаватель

                                                                                                                Муфтахова Фарида Ахметовна

Мегион

2012г.

I. Пояснительная записка.

Особое место в воспитании и образовании ребенка занимает искусство. По словам В. Белинского: «Искусство — это мышление образами». Заметьте, это определение включает в себя два ключевых понятия: «мышление» и «образ», что соотносится с основной задачей искусства в школе — развитием художественно-образного мышления. Установлено, что художественно-образное мышление основано на воображении, фантазии, зрительном и слуховом ассоциативном восприятии. Следовательно, если развивать в ребенке именно эти формы познания мира, то задача развития художественно-образного мышления будет достигнута.   Поэтому необходимо создавать такие учебные программы, которые будут ориентированы на развитие у школьников чувственно-эмоционального восприятия, ассоциативного видения, фантазии и воображения, что наилучшим образом решает главную проблему художественного образования.

Доказано, что развитие творческой личности ребенка наилучшим образом достигается средствами различных видов искусств при их взаимопроникновении. Школьнику необходимо освоить широкий спектр знаний, умений и навыков, основанный на интеграции различных видов искусств. Именно эта идея реализована в данной программе.

           Главной задачей обучения в школе является приобщение учеников к художественной культуре, обучения их основам изобразительной грамоты, воспитание эстетического вкуса. Независимо от того, станут ли учащиеся профессиональными художниками, следует сделать всевозможное для полноценного воспитания.

            Образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность и относится к общеобразовательному виду программ дополнительного образования детей.

            Данная программа призвана обеспечить систему нравственно-эстетического воспитания в условиях дополнительного образования, используя духовный потенциал изобразительного искусства; освоить систему знаний и основы изобразительной деятельности, сформировать навыки рисования; интегрировать общее  и дополнительное образование, различные виды  искусства в решении художественных задач воспитания и самосовершенствования личности.

Для выполнения поставленных учебных задач  программа преподавания изобразительного искусства предусматривает  четыре основных вида деятельности: основы изобразительной грамоты и рисование (рисунок, живопись, композиция) прикладное творчество, лепка, беседа об изобразительном искусстве.

Практическая деятельность обучающихся в школе представлена следующими видами:

  •  учебно-исполнительская (художественно-изобразительная);
  •  учебно-теоретическая;
  •  творческая (креативная);
  •  культурно-просветительская.

Данные виды практической деятельности обучающихся в детской художественной школе являются  основой, как учебных занятий, так и внеклассных мероприятий.

Актуальность обуславливается  важностью изобразительного и декоративно-прикладного  искусства  для развития и воспитания детей начальной школы. Основное назначение программы — развитие творческой личности ребенка.

В процессе обучения происходит не просто знакомство с разными видами искусств, а постижение на практике их взаимопроникновения. Линия, цвет, образ, слово как выразительные средства формируют процесс возникновения ассоциаций, помогают проследить отражение какой-либо идеи в разных видах искусств, способствуют созданию художественного образа.

Данная программа разработана на основе материалов комплексной учебной программы «Преподавание изобразительного искусства в 1, 2, 3 классах детской художественной школы» с детьми младшего школьного возраста в экспериментальных художественных школах, школах искусств (художественное отделение), а также в подготовительных классах детских художественных школ, рекомендованной педагогам дополнительного образования  к использованию  для работы. Для ее составления использовались следующие программы:

  1. Бибикова Л.Л., Череменская О.А. Изобразительное искусство. – М., 1978.
  2. Комплект программ по основам изобразительной деятельности, прикладному искусству, рисунку, живописи, композиции для семилетнего обучения в ДХШ. – Кировоград,1993.
  3. Моисеева Т.А., Семенова М.Н. Изобразительное искусство. – М ., 1986.
  4. Неменский В.М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М., 1977.
  5. Терещенко Т.Ф. изобразительное искусство. – М., 1987.

Программы авторов: Панкратов Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: первые шаги в мир культуры. М., 2000.Допущеное Министерством образования Российской Федерации в качестве учебно-методического пособия.

Также с  учетом регионального компонента в программу включены занятия, включающие в себя использование этнографии  коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

             Новизна данной программы заключается в ее построении отличающийся от других программ тем, что она составлена по принципу блочного построения тем в четверти, работающих на определенных вид деятельности (композиция, живопись, декоративно-прикладное искусство, графика) или жанр изобразительного искусства (анималистический, портрет, пейзаж). В программе использованы материалы регионального культурно-национального компонента образования - нравственных воззрений коренных народов Севера, их изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

            Педагогическая целесообразность  программы определяется учётом возрастных особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе  привития  трудовых навыков в области изобразительного и декоративно-прикладного творчества, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления, художественного  и эстетического вкуса.

Главным на данной ступени обучения является овладение учащимися комплексом знаний и навыков в рисовании и декоративно-прикладном искусстве. Реализация творческого потенциала личности, развитие художественно-образного мышления, развитие памяти и воображения, формирование навыков рисования с натуры, по памяти и представлению, а так же формирование духовных, нравственных ценностей и получение разносторонних знаний об искусстве и творчестве. Художественный образ рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, национально-художественными традициями.

Продолжительность программы: данная  образовательная программа художественно-эстетической направленности  отделения эстетического развития: «Подготовка детей к обучению в детской художественной школе», рассчитана на 3года обучения для  детей в возрасте от 8  до 11 лет. Полный объем  курса составляет 612 учебных часов.

Наполняемость групп – 8 человек (в среднем), и комплектуются они по возрастному признаку.  Занятия носят групповой характер.

Распределение учебного времени: учебные занятия проводятся с сентября по май.

Для данных групп предусмотрены занятия 3 раза в неделю по 2 часа. Одно занятие имеет продолжительность 40 минут,  с перерывом между занятиями 10 минут. Возраст детей - 8-11 лет. Объем курса составляет 204 часов в год. В группы данного вида зачисляются дети в возрасте  8-9 лет, которые после освоения образовательной программы с уровнем реализации 3 года, поступают на отделение изобразительного искусства и обучаются по образовательной программе с уровнем реализации полного курса 4 года.

Цель и задачи программы:

Цель данной программы: – Обеспечение всестороннего  развития детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой. Формирование  художественно - эстетического вкуса; приобретение детьми некоторых профессиональных навыков и знаний; развитие ассоциативно - образного мышления, наблюдательности, фантазии, воображения;

Цели реализуются с помощью задач, осуществляемых каждым годом обучения.

Задачи 1 года обучения:

  • Знакомство с основными видами ИЗО: живопись, рисунок (графика), декоративно-прикладное искусство и их материалы;
  • Изучение основ цветоведения;
  • Освоение основ в компоновке изображения;
  • Знакомство с произведениями искусства и авторами.

Задачи 2 года обучения:

  • Изучение основ композиции;
  • Освоение принципа создания пространства в пейзаже;
  • Знакомство со строение птиц, рыб, животных, насекомых и способами их изображения;
  • Изучение жанров: пейзаж, натюрморт, пейзаж, марина, анималистический.

Задачи 3 года обучения:

  • Знакомство с видами росписи в ДПИ и особенностями работы;
  • Знакомство с жанром портрета, изучение пропорций лица и фигуры человека;
  • Изучение форм построения композиции;
  • Подготовка к поступлению на отделение изобразительного искусства с уровнем реализации полного курса 4 года.

Данная программа решает следующие задачи:

  • развитие у школьников чувственно-эмоционального и целостно-оценочного отношения к действительности, художественной культуре, литературе;
  • развитие детского творчества в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности;
  • развитие интеллектуально-творческого потенциала личности школьника.
  • всестороннее развитие личности ребенка, его дарований и творческих способностей, развитие любознательности как основы познавательной активности;
  • сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение достигать решения задач, поставленных перед ним педагогом;
  • формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру;
  • формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения с взрослыми.
  • формирование художественно-образного мышления обучающихся средствами разных видов искусств и их взаимопроникновение на основе принципа ассоциативности;

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  • принцип полноты и целостности художественного образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам изобразительной деятельности, их органическую взаимосвязь;
  • личностно-ориентированного подхода, заключающийся в обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика;
  • природосообразности, заключающийся в учете возраста обучающегося, а также уровня его интеллектуальной подготовки, предполагающей выполнение заданий различной степени сложности;
  • культуросообразности, заключающийся в приобщение обучающихся к современной мировой культуре,  и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности;
  • сотрудничества и ответственности;
  • принцип последовательности, подразумевающий логичное усложнение творческих задач художественного образования;
  • сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
  • систематичности, последовательности и наглядности обучения.

В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.

         Важно отметить критерии, которые должны быть учтены при отборе материала для уроков:

  • общая художественная выразительность;
  • самостоятельность и оригинальность замысла;
  • содержательность сюжета;
  • проявление наблюдательности, воображения;
  • степень выполнения учебной задачи (передача цвета, пространства и пр.)
  • владение художественной техникой и материалами;
  • возрастные особенности обучающихся;
  • соответствие материала основной идее урока;
  • ассоциативность;
  • высокий художественный уровень произведений.

Принципы построения программы:

  • от простого к более сложному, с учётом возрастных особенностей детей;
  • повторение изученного  на  более   высокой  ступени;
  • принцип осуществления межпредметных связей;
  • чередование видов занятий.

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы учащихся.

              В процессе обучения предусматривается следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетает в себе объяснение и практическое упражнение), беседа, экскурсия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков,  самостоятельное выполнение творческого задания и изготовление конкретного изделия.

        Методы  ведения работ:

  • изложение теоретического материала;
  • выполнение учащимися упражнений по отдельным учебным заданиям;
  • практические задания с советом, указанием, объяснением, вариативным показом или поощрением педагога;
  • коллективные работы;
  • выполнение самостоятельных работ;
  • анализ работ на уроках, просмотрах и родительских собраниях;
  • просмотры и родительские собрания проходят в конце каждой четверти и являются необходимыми мероприятиями, которые позволяют выявить соответствие результатов образовательным целям и задачам обучения.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • вводный, который проводиться перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений, и навыков по пройденным темам;
  • текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме;
  • рубежный, который проводится после изучения каждого блока;
  • итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате изучения программы учащиеся:

знают:

  • первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни;
  • представления о деятельности и роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создании среды жизни и предметного мира;
  • требования техники безопасности с инструментами  при работе глиной, пластилином;

умеют:

  • делать эскизы, самостоятельно разрабатывать элементарные сюжетные композиции предметного мира, растений и животных;
  • выполнять изображения пространства на плоскости и пространственных построений, человека на плоскости и в объеме;
  • анализировать произведения искусства выдающихся художников в различных видах искусства;  
  • активно использовать художественные термины и понятия;
  • с помощью педагога соблюдают технологию изготовления изделий из пластилина, глины, соленого теста  по программе;
  • делать несложные работы в программе Paint на компьютере, создавать простейшие анимационные работы и проекты;

владеют:

  • начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
  • простейшими приемами и способами работы красками (гуашью, акварелью), графическими материалами (цветным карандашами, фломастерами, углем, пастелью), навыков создания аппликации, лепки из пластилина, объемного моделирования из бумаги.

        Способы проверки ожидаемых результатов:

После каждой четверти отслеживается личностный и профессиональный  рост ребёнка по следующим параметрам:

  • усвоение знаний по базовым темам программы;
  • овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой;
  • развитие художественного - эстетического  вкуса;
  • формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.

        Используются следующие формы проверки:

  • анализ;
  • мониторинг;
  • выставка.

        Методы проверки:

  • наблюдение;
  • тестирование;

Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме текущих просмотров по четвертям,  итоговых выставок, конкурсов.

        Результаты фиксируются по следующим параметрам:

  • усвоение знаний и умений по базовым разделам программы;
  • личностный рост, развитие общительности, работоспособности;
  • формирование художественно-эстетического вкуса;
  • участие в выставках, конкурсах прикладного творчества.

        Результаты освоения программы определяются по трём уровням:

  • высокий;
  • средний;
  • низкий.

                               «Основы изобразительной грамоты и рисование»

1 четверть

(2 часа в неделю)

1 неделя. Тема.  «Золотая страна» Вводное занятие. (2ч)

-Экскурсия в парк.

2 неделя. Тема.  «Осенний урожай» 2 блок «Живопись»(2ч)

-Беседа о богатстве осени.

-Понятие «формообразующий мазок»

-Выполнить «Осенний урожай» (гуашь)

3-4 неделя. Тема. «Золотой лик осени» Жанр ИЗО «пейзаж»(4ч)

-Беседа о жанрах ИЗО. Пейзаж.

-Творческий замысел уч-ся «Золотой лик осени»(гуашь)

5-6 неделя. Тема. «Лето» Волшебная акварель.(4ч)

-Беседа «Волшебная акварель»

-«Лесные дали» И.Шишкина.

-Выполнить летний пейзаж (акварель)

7-8 неделя. Тема. «На крыльях фантазии» Линия.(4ч)

-Беседа «Волшебный мир фантазии»

-Передача яркого образа фантастических зверей, животных, используя буквы и цифры (единорог) (чёрная ручка, чёрный фломастер и маркер)

9 неделя. Тема. Обобщающий урок (2ч)

2 четверть

10-11 неделя. Тема. 1 блок «Рисунок» Натюрморт с вазой.(4ч)

-Беседа о жанрах ИЗО. Натюрморт.

-Понятие: форма, светотень, пропорция, вертикальный штрих

-Выполнить натюрморт из 2-3-х предметов. (графический карандаш)

12-13 неделя. Тема. «В цирке» (4ч)

-Беседа «Творчество В.Серова.

-Выполнить зарисовки животных

- Выполнить тематическую композицию «В цирке»(восковые карандаши)

14 неделя. Тема. 2 блок «Живопись» Морской пейзаж. (2ч)

-Беседа «Творчество Айвазовского»

-Выполнить морской пейзаж. ( акварель)

15 неделя. Тема. «Птица в небе» (2ч)

-Понятие равновесия и целостности.

-Выполнить задание «Птица в небе» (акварель)

16 неделя. Тема.  Обобщающий урок. (2ч)

3 четверть

17 неделя. Тема. 1 блок «Рисунок» Силуэт. Силуэтная графика (2ч)

-Краткая беседа о силуэтной графике.

-Выполнение композиции по произведениям А.С. Пушкина и К.Чуковского. (чёрная тушь)

18 неделя. Тема.  «Сказочный домик» Перспектива. (Сказочный город) (2ч)

-Беседа о линейной перспективе.

-Выполнить построение домика, передача фактуры предметов. (восковые, цветные карандаши, фломастеры)

19-20 неделя. Тема. «У лукоморья» Путешествие в сказки А.С. Пушкина. (4ч)

-Беседа «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве»

-Выбор  сюжета из сказок В.Васнецова, Н.Кочергина «Чудо-юдо рыба-кит» и А.С.Пушкина, К.Чуковского (цветные карандаши или краски)

21-22 неделя. Тема. 2блок «Живопись» Реалистичный натюрморт. (4ч)

-Беседа «Виды натюрморта»

-Понятие о компоновке. Рамкоискатель.

-Выполнение реалистического натюрморта. (гуашь)

23-24 неделя. Тема. Декоративный натюрморт. (4ч)

-Беседа «Декоративный натюрморт в произведениях художников»

-Понятие декора.

- Выполнить  декоративный натюрморт. (гуашь)

25 неделя. Тема. Обобщающий урок (2ч)

4 четверть

26 неделя. Тема.  Стилизация природных форм 1 блок «Рисунок» (2ч)

-Понятие о стилизации. Упрощение форм.

-Выполнить упражнение на стилизацию растений, насекомых…(чёрная тушь)

27-28 неделя. Тема. «Фантазийный натюрморт»(4ч)

-Применение художественно-выразительных средств

-Выполнить фантазийный натюрморт приёмом стилизации. (чёрная тушь, перья)

29-30 неделя. Тема. Автопортрет. (4ч)

-Беседа о жанрах ИЗО. Портрет.

-Основные пропорции головы человека.

-Выполнить автопортрет-рассказ. (гуашь)

31 неделя. Тема. Весна в сказках. (2ч)

-Беседа о весне в сказках.

-Выполнить композицию  (сюжет) по теме. Декоративная обработка. (гуашь)

32 неделя. Тема. «Пути-як-медвежий праздник» Праздник народов Севера.(2ч)

-Беседа о праздниках народов Севера.

-Выполнение сюжетной композиции по мотивам медвежьи пляски, их игр.

33 неделя. Тема. Обобщающий урок.(2ч)

                                                     «Прикладное творчество»

1 четверть

(1 час в неделю)

1 неделя. Тема.  Ведение в декоративно-прикладное творчество.  (1ч)

2-4 неделя. Тема.  «Осенний букет» Природные фантазии.

-Беседа о флористике.

-Выполнить осенний букет  в данной технике флористика (флорография)

     (гербарий)

5-6 неделя. Тема. Конструирование из природных материалов(2ч)

-Беседа о корнепластике.

Правила ТБ.

-Выполнение поделок, композиции из природных материалов.

7-8 неделя. Тема. Графические орнаменты.(2ч)

-Беседа  «Орнамент»

-Принципы построения орнамента, особенности композиции.

-Выполнить центрический орнамент-розетку. (фломастеры)

9 неделя. Тема. Подготовка к просмотру

2 четверть

10-12 неделя. Тема.  Сказочные  цветы.(2ч)

-Беседа «Что такое граттаж»

-Выполнение сказочных цветов в данной технике.

13-15 неделя. Тема. Чудо-поделки.(3ч)

-Беседа о технологии подготовки яичной скорлупы к работе.

-Понятие мозаики.

-Выполнение композиции (по выбору) (кусочки яичной скорлупы, оргалит 15х20см)

16 неделя. Тема.  Обобщающий урок

3 четверть

17-19 неделя. Тема. «Объёмный домик»(3ч)

-Беседа об архитектуре.

-Конструирование из бумаги домика.(готовые выкройки, ватман, фломастеры, маркеры)

20-22 неделя. Тема.  Нетрадиционные текстильные изделия. «Волшебная сказка»Беседа об аппликации.

-Правила ТБ.

-Выполнение «волшебной сказки» (можно выбрать другую тему) (картон 20х30см, кусочки ткани)

23-24 неделя. Тема. Вязание. «Царевна-лебедь»(2ч)

-Сказка «Царевна-лебедь»

-Показ приёмов вязания крючком.

-Вязание лебедя крючком и оформление. (пряжа, крючок, круглый картон  диаметром 20см)

25 неделя. Тема. Контрольная работа (1ч)

4 четверть

26-28 неделя. Тема.  «Весенние цветы»  Роспись по ткани. (3ч)

-Беседа «Что такое батик»

-Показ несложных приёмов росписи ткани.

-Выполнение несложного панно «Весенние цветы» (ткань 20х30см, краски для ткани, подрамник или пяльцы)

29-31 неделя. Тема. Тайна бумажных узоров(3ч)

-Беседа о художественной аппликации.

-Понятие о симметрии.

-Выполнить упражнение «Вырезание по 1-й, 2-м линиям сгиба» (бесконечный орнамент)

-Создать композицию из узоров ( можно выполнить сюжет из сказки…)(цветная бумага)

32 неделя. Тема. Витраж. (1ч)

-Беседа «Что такое витраж» (псевдовитраж)

-Выполнить несложное панно в данной технике. (рамка со стеклом , витражные краски)

33 неделя. Тема. Подготовка к просмотру(1ч)

   Список литературы

              1.Бибикова Л.Л., Череменская О.А. Изобразительное искусство. – М., 1978

            2..Костерин Н.П. «Учебное рисование»-М.1984

              3.Комплект программ по основам изобразительной деятельности,     прикладному искусству, рисунку, живописи, композиции для семилетнего обучения в ДХШ. – Кировоград,1993.

              4.Моисеева Т.А., Семенова М.Н. Изобразительное искусство. – М ., 1986.

              5.Никологорская О. «Волшебные краски.- М.-1997

  1. Неменский В.М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М., 1977.
  2. Программно-методические программы «Изобразительное искусство»- М 2001
  3. Халезова Н.Б. «Народная пластика и декоративная лепка»- М.- 1984
  4. Халезова Н.Б.  Косминская В.Б. «Основы изобразительного искусства методика руководства изобразительной деятельностью детей»- М.-1987
  5. Терещенко Т.Ф. изобразительное искусство. – М., 1987.