Рабочая программа по предметам: основы изобразительной грамоты и рисование, прикладное творчество, лепка. Второй год обучения.
«Подготовка детей к обучению в детской художественной школе» для учащихся 9-10 лет. Второй год обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog.2-ygood_ob.9-10let.2012-2013.docx | 39.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская художественная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД «ДХШ»
____________Л.Н. Степанов
«____»____________ 2012г.
Принято на педагогическом совете «___»_______________2012 г.
Зам.директора по УВР:_________ Зам директора по МР:__________
Рабочая программа по предметам:
основы изобразительной грамоты и рисование,
прикладное творчество,
лепка
отделения «Раннего эстетического образования (подготовительное)
«Подготовка детей к обучению в детской художественной школе»
для учащихся 9-10 лет
(уровень реализации полного курса - 3 года, второй год обучения)
на 2012– 2013 учебный год
Преподаватель
Муфтахова Фарида Ахметовна
Мегион
2012 г.
Пояснительная записка.
Детская художественная школа находится в тесном контакте с общеобразовательной школой и признана способствовать воспитанию гармонически развитой личности.
Главной задачей обучения в МБОУ ДОД «Детская художественная школа» является приобщение учеников к художественной культуре, обучения их основам изобразительной грамоты, воспитание эстетического вкуса. Независимо от того, станут ли учащиеся профессиональными художниками, следует сделать всевозможное для полноценного воспитания.
Образовательная программа имеет художественную направленность и относится к общеобразовательному виду программ дополнительного образования детей. Новизна данной программы заключается во введении в неё регионального(культурно-национального) компонента образования- нравственных воззрений коренных народов Севера, их изобразительного и декоративно-прикладного искусства, учёте в построении программы особенностей возрастной специфики учащихся.
Настоящая программа предназначена для работы с детьми 9-10лет в подготовительных классах детских художественных школ. Программа отличается принципом блочного построения тем в четверти, учитывая вид деятельности
Цели данной программы:
- формирование художественно- эстетического вкуса;
- приобретение детьми некоторых профессиональных навыков и знаний;
- развитие ассоциативно- образного мышления, наблюдательности, фантазии, воображения;
- выявление наиболее одарённых в области изобразительного искусства детей, способных впоследствии продолжать обучение в художественных училищах…
Цели реализуются с помощью задач, осуществляемых обучением.
Задачи программы:
- знакомство с основными видами ИЗО: рисунок (графика), живопись, композиция, декоративно- прикладное искусство и их материалы.
- изучение основ цветоведения;
- изучение основ композиции;
- освоение основ в компоновке изображения;
- освоение принципа создания пространства в пейзаже;
- знакомство с произведениями искусства и их авторами;
- знакомство со строением птиц, животных и способами их изображения
- изучение жанров: пейзаж, натюрморт, анималистический…
- знакомство с жанром портрета (виды портрета), изучение пропорций лица и фигуры человека;
- изучение форм построения композиции;
- знакомство с видами росписи в ДПИ и особенностями работы;
- знакомство с материалами лепки и освоение приёмов лепки;
- особенности художественных материалов глины и пластилина;
- работа с бумагой: аппликация, бумагопластика, конструирование;
- освоение приёмов работы с тканью;
- подготовка детей к экзамену.
Для выполнения поставленных учебных задач программа преподавания изобразительного искусства предусматривает четыре основных вида деятельности: рисунок (графика), живопись, композиция, декоративно- прикладное искусство. Количество часов, отводимых программой на тот или иной вид занятий, представлено в таблице
№ | Виды деятель- ности | Количество недель по четвертям | |||
1ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. | ||
1 | Основы изобрази- тельной грамоты и рисование | 9 | 7 | 10 | 8 |
2 | Прикладное творчество | 9 | 7 | 10 | 8 |
3 | Лепка | 9 | 7 | 10 | 8 |
Итого:34 недели на каждый вид деятельности.
Методы ведения работы.
- Изложение теоретического материала;
- Выполнение учащимися упражнений по отдельным учебным заданиям;
- Практические задания с советом, указанием, объяснением, вариативным показом или поощрением педагога;
- Коллективные работы
- Выполнение самостоятельных работ
- Анализ работ на уроках, просмотрах и родительских собраниях
- Просмотры и родительские собрания проходят в конце каждой четверти и являются необходимыми мероприятиями, которые позволяют выявить соответствие результатов образовательным целям и задачам обучения.
- При оценке работ педагог должен руководствоваться следующим критериям:
-общая художественная выразительность;
-самостоятельность и оригинальность замысла;
-содержательность сюжета;
-проявление наблюдательности, воображения;
-степень выполнения учебной задачи ( передача цвета, пространства…)
-владение художественной техникой и материалом.
Принципы построения программы:
-от простого к более сложному, с учётом возрастных особенностей детей;
-повторение изученного на более высокой ступени;
-принцип осуществления межпредметных связей;
-чередование видов занятий.
Программа рассчитана на групповое обучение детей
(10 чел.), с учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка.
На изучение данного курса отводится 34 недели в году. Занятия проходят раз в неделю по 2 часа по основе ИЗО, по 1часу по лепке и прикладному творчеству
Данная программа признана
обеспечить систему нравственно- эстетического воспитания в условиях дополнительного образования, используя духовный потенциал изобразительного искусства;
освоить систему знаний и основы изобразительной деятельности, сформировать навыки рисования;
интегрировать общее и дополнительное образование, различные виды искусства в решении художественных задач воспитания и самосовершенствования личности.
Содержание:
«Основы изобразительной грамоты и рисование»
(2часа в неделю)
1 четверть
1 неделя. Тема. Вводное занятие. 1 блок «Рисунок»(2ч)
-Беседа «С чего начинается рисунок»
-Выполнение упражнения «Птичка-невеличка», используя штрихи(передача оперения) (восковые карандаши)
2 неделя. Тема. Листопад. (2ч)
-Беседа «Что такое фломастер»
-Творческий замысел учащихся «Листопад», «Сказочные деревья-богатыри» (фломастеры)
3-4 неделя. Тема. «Мир вокруг нас» или «В мире насекомых» (4ч)
-Беседа «Мир вокруг нас» («А как же мир насекомых)
-Чтение сказки «Муха-цокотуха»
-Выполнение композиции «Мир добрых пчёл», «Весёлые шмели», «В гостях у кузнечика»…(фломастеры или восковые карандаши)
5 неделя. Тема. Волшебные линии. (2ч)
-Беседа «Введение в волшебный мир линий»
-Выполнение задания «Волшебные линии», «В стране волшебных линий» (фломастеры или цветные гелевые ручки)
6 неделя. Тема. «Дом моей мечты» Виды линий. Штрих. (2ч)
-Беседа «Многообразие форм и характеров»
-Выполнение задания «Дом моей мечты», используя виды линий и штрихов.
(чёрный фломастер, маркер или чёрная ручка)
7-8 неделя. Тема. «Хантыйская сказка» (4ч)
-Беседа «Фольклор коренного населения»
-Чтение хантыйской сказки.
-Выполнить сюжет из прочитанной сказки. (гуашь)
9 неделя. Тема. Обобщающий урок. (2ч)
2 четверть
10-11 неделя. Тема. Образ сказочного героя. 1 блок «Рисунок»(4ч)
-Беседа о народном фольклоре «Наследники удали молодецкой» (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Микула Селянинович…)
-Понятие «главный герой»
-Понятие «фон». Какую роль будет играть фон: условную или же раскрывать характер главного героя.
1.Выполнить образ сказочного героя в процессе сражения или как он побеждает дракона, Змея Горыныча.(былинные богатыри) (восковые карандаши)
2.Отработка фона.
12 неделя. Тема. Волшебная сетка.(2ч)-1 вариант
«Сказка зимнего леса»-2 вариант
-Беседа «Язык декоративного рисования»
-Понятие «Стилизация» Стилизация-это упрощение.
-Просмотр репродукций картин И.Шишкин «Лес зимой», С.Жуковский «Свежий снег» Отличие реального пейзажа от стилизованного.
-Практическое задание: нарисовать сказочный зимний лес для Снегурочки, не реальное изображение, а декоративное, т.е стилизованное. (гуашевые краски: синяя, голубая, сиреневая, зелёная, белая)
13 неделя. Тема. «Разноцветные узоры» Контраст. (2ч)
-Беседа «Что такое контраст»
-Выполнить задание «Разноцветные узоры», используя цветовой и светлотный контраст. (цветные карандаши или фломастеры)
14-15 неделя. Тема. «Фантазийный пейзаж» . 2 блок «Живопись» (4ч)
-Беседа «В мире красок»
-Жанры ИЗО. Пейзаж.
-Выполнение фантазийного пейзажа. (гуашь)
16 неделя. Тема. Подготовка к просмотру. (2ч)
3 четверть
17 неделя. Тема. Ночной пейзаж. (2ч)
Беседа о жанрах ИЗО
-Ахроматические цвета
-Значение чёрного и белого в природе искусстве.
-Выполнить ночной пейзаж. (гуашь)
18-19 неделя. Тема. «Морозное утро» Зимние забавы. (4ч)
-Беседа «Красавица-зима»
-Понятие «контраст»
-Понятие «линия горизонта»
-К.Ф.Юон «Русская зима». Беседа по картине.
-Выполнить «Морозное утро», показывая зимние забавы детей через контраст (гуашь)
20-21 неделя. Тема. «Непобедимая и легендарная» День защитников Отечества. (4ч)
-Беседа по теме. Виды портрета
Выполнение композиции ко Дню защитников Отечества. (тхника по выбору)
22 неделя. Тема. «Монохромный декоративный натюрморт» 1этап.
23 неделя. Тема. «Монохромный декоративный натюрморт» 2 этап. Завершение
24 неделя. Тема. Копии произведений художников. 1 этап
25 неделя. Тема. Копии произведений художников. 2 этап завершение
26 неделя. Тема. Обобщающий урок
4 четверть
27 неделя. Тема. Птица с натуры. 1 блок «Рисунок» (2ч)
-Беседа «Пернатые друзья»
-Понятие натуры, соотношение -пропорции.
-Выполнить рисунок птицы с натуры. Фон в работе может быть как условный, так и нести вспомогательную нагрузку, подчёркивающую характер главного героя. (Зарисовки с таблицы) (пастель)
28-29 неделя. Тема. Праздничный салют (9 мая) (4ч)
-Беседа «Великий День Победы»
-Дать понятие ближе-ниже, дальше-выше.
-Выполнение композиции, посвящённой Дню Победы.
(техника по выбору)
30-31 неделя. Тема. Северная фантазия» Орнамент. (4ч)
-Беседа «Хантыйские узоры»
-Выполнить орнамент на одежде.
-Выполнить композицию на северную фантазию.
32-33 неделя. Тема. «Образ Земли-матери Торум-Маа»-1 вариант (4ч)
-Чтение легенды.
-Наиболее выразительное решение сюжета из легенды.
«Мировое древо»-2 вариант (4ч)
-Беседа «Древо –Древо счастья, Древо жизни» (с принятием христианства на Руси Древо жизни стало называться «Райским древом»
-Просмотр иллюстрации с изображением Райского древа и птицы Сирин (туловище птицы, а лицо девы)
-Нарисовать райское древо
34 неделя. Тема. Подготовка к просмотру. Контрольная работа.(2ч)
«Лепка»
(1час в неделю)
1 четверть.
1 неделя. Тема. Вводное занятие. (1ч)
2 неделя. Тема. Осенние подарки природы.(1ч)
-Беседа «Мир вокруг нас»
-Беседа «Скульптура- жанр искусства»
-Понятие объёма
-Лепка с натуры овощей и фруктов. (цветной пластилин)
3-4 неделя. Тема. Корнепластика. (2ч)
-Беседа о корнепластике.
-Правила ТБ
-Конструирование поделок из природных материалов.
5 неделя. Тема. Чашка. Декоративная лепка.(1ч)
-Беседа о декоративной лепке
-Понятие о конструктивном способе
-Лепка полой чашечки с блюдцем.
6-7 неделя. Тема. «Цветы» в рельефе.(2ч)
-Беседа о цветах.
-Чтение легенды о прекрасном нарциссе
-Понятие о рельефе.
-Лепить цветы в рельефе.(картон 15х20см, цветной пластилин)
8 неделя. Тема. Северный олень(1ч)
-Беседа о традициях и обычаях народов Севера
-Чтение сказки про храброго оленя.
-Лепка оленя в объёме.
9 неделя. Тема. Обобщающий урок (1ч)
2 четверть
10-11 неделя. Тема. Налепные украшения. Декоративная пластина «Натюрморт» (2ч)
-Беседа о декоративной пластине.
-Понятие о налепных украшениях
-Лепка декоративной пластины «Натюрморт» с применением налепных украшений. (картон 15х20см, цветной пластилин)
12 неделя. Тема. Сказочная птица(1ч)
-Беседа «Открой тайны узоров дымковских игрушек»
-Вылепить сказочную птицу, путём налепов изображать гребешок, крылья и хвост. (цветной пластилин)
13 неделя. Тема. Лепка с натуры натюрморта. Объём. (1ч)
-Беседа о жанрах ИЗО
-Понятие объёма
-Лепка натюрморта в объёме. Работа с натуры(пластилин)
14-15 неделя. Тема. Лепка с натуры натюрморта. Рельеф. (2ч)
-Понятие рельефа
-Правила ТБ
-Лепка натюрморта в рельефе. (картон 20х30см, пластилин)
16 неделя. Тема. Подготовка к просмотру.(1ч)
3 четверть
17-18 неделя. Тема. Лепка птиц (глухаря, голубя, дятла…)(2ч)
-Беседа «По дорогам сказки»
-Понятие формы, размера предметов
-Лепка птиц.
19 неделя. Тема. «Мои домашние друзья» (1ч)
-Беседа о животных.
-Понятие о динамике.
-Лепка кошки или собаки в движении.
20-21 неделя. Тема. Композиция «Спорт» Рельеф.(2ч)
-Беседа «Мы любим спорт»
-Понятие о рельефе.
-Лепка композиции «Спорт» в рельефе.
22 неделя. Тема. «Мой образ»(1ч)
-Беседа «Мой фантастический образ»
-Создание фантастического образа на основе баночки. (баночка, цветной пластилин)
23 неделя. Тема. Чудо-дерево(1ч)
-Чтение сказки про дерева-чуда.
-Лепка кудрявого чуда-дерева в рельефе.(картон15х20см, пластилин)
24-25 неделя. Тема. Лепка несложного гипсового орнамента (2ч)
-Беседа «Красота орнамента»
-Понятие центрального узора в композиции.
-Лепка несложного гипсового орнамента.(картон 25х30см, пластилин)
26 неделя. Тема. Обобщающий урок (1ч)
4 четверть
27-28 неделя. Тема. Лепка декоративных сосудов. (2ч)
-Беседа «Природные и рукотворные формы в натюрморте»
-Понятие объёма, пропорции, размера,
-Лепка сосуда в объёме путём налепа, наращивая размер .Лепка элементов декора.(пластилин)
29 неделя. Тема. Композиция «Человек и животное» (1ч)
-Беседа «Верные друзья»
-Лепка композиции с использованием фигуры человека и животного (пластилин)
30-31 неделя. Тема. По сказкам (2ч)
-Беседа о любимых сказках.
-Комбинированный способ лепки
-Лепка героев сказки в объёме.
32-33 неделя. Тема. Свободная тема «Мир моих увлечений» (2ч)
34 неделя. Тема. Обобщающий урок. (1ч)
«Прикладное творчество»
(1 час в неделю)
1 четверть
1 неделя. Тема. Вводный урок «Искусство вокруг нас» (1ч)
2 неделя. Тема. Чудо-осень (1ч)
-Беседа «Чудеса осени»
-Понятие о флористике.
-Выполнение несложного упражнения через флористику. (гербарий)
3-4 неделя. Тема. Чудо-осень. (2ч)
-Беседа «Как подготовить и правильно сушить растения»
-Правила ТБ
-Выполнение композиции в технике флористике.
5 неделя. Тема. Волшебные ягоды и листья. (1ч)
-Беседа о красоте растительного узора в произведениях народного творчества.
-Выполнение упражнения с использованием художественно-выразительных средств: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контраст. (красная и зелёная гуашевые краски)
6 неделя. Тема. Узоры на современных набивных тканях. (1ч)
-Беседа «Узоры на набивных тканях»
-Выполнить рисунок платка, используя декоративные ягоды и листья.
7-8 неделя. Тема. «Волшебный узор» Хохлома. (2ч)
-Беседа «Красота хохломы»
-Азбука хохломской росписи.
-Выполнение несложного узора из элементов хохломской азбуки доски или посуды.(красная, зелёная, жёлтая и чёрная гуашевые краски)
9 неделя. Тема. Подготовка к просмотру (1ч)
2 четверть
10 неделя. Тема. Керамика как один из видов народного ДПИ. Гжель. (1ч)
-Беседа о керамике.
-Беседа «Синие узоры на белоснежном поле»
-Выполнить упражнение крупного цветка, листьев, точек-бусинок, используя новый приём мазка с растяжением синего цвета от тёмно-синего до светло-синего.(синяя, белая краски)
11 неделя. Тема. Синее чудо (1ч)
-Беседа о красоте гжельской керамике.
-Выполнить рисунок для украшения тарелочки. (круг из белой бумаги диаметром не менее 18см, синяя, белая краски)
12-13 неделя. Тема. Волшебница-глина. (2ч)
-Беседа «Волшебница-глина»
-Лепка тарелочки. Украсить её гжельской росписью. (глина, краски)
14-15 неделя. Тема. «Чудо-платье» (2ч)
-Беседа «Красота народной вышивки»
-Выделение элементов узора.
-Творческое задание: украсить узорами чудо-платье, используя декоративные элементы (точки, мазок, линия) и создавая из них новые сочетания ( цветочки, горошек) (вырезанное из бумаги «платье», гуашь)
16 неделя. Тема. Подготовка к просмотру. (1ч)
3 четверть
17 неделя. Тема. «Нарядный узор» дымковских мастеров. (1Ч)
-Беседа «Дымковские игрушки»
-Приёмы работы кистью элементов: ягоды, круги, линии, листочки, точки-горошинки.
-Творческое задание: расписывать праздничные шарфы, создавая узоры по собственному замыслу. (вырезанные из белой бумаги выкройки косынок, шарфов, гуашь)
18-21 неделя. Тема. «Праздничные краски узоров» Лепная и расписная игрушка. (4ч)
-Беседа «Русские узоры на глиняных игрушках из Дымки.
-Приёмы рисования всей кистью, концом, прикладывание, приём тычка.
-Лепка любимой дымковской игрушки и роспись (глина, водоэмульсионная краска ( гуашевые или темперные белила, краски)
22-23 неделя. Тема. Изразец. Такое древнее искусство. (2ч)
-Беседа «Что такое изразец»
-Понятие барельефа
-Изготовление изразцов с геометрическим или растительным орнаментом.
(пласт глины 10х10см и толщиной 0,5-1см)
24-25 неделя. Тема. Изразцы с образами животных. (2ч)
-Беседа о фантастических животных.
-Лепить изразец с образом животных (птиц) и расписывать.(глина, краски)
26 неделя. Тема. Обобщающий урок. (1ч)
4 четверть
27 неделя. Тема. Работа с бумагой. «Цветочная композиция» (1ч)Беседа «История бумаги»
-Приёмы вырезания.
-Правила ТБ
-Составление цветочной композиции. (цветная бумага)
28 неделя. Тема. «Радуга» Обрывная аппликация.(1ч)
-Беседа «Применение обрывной аппликации»
-Творческое задание: выполнить радугу через обрывную аппликацию.(цветная бумага)
29 неделя. Тема. «Черепашка» Бумажный комочек. (1ч)
-Чтение сказки про черепашку.
-Показ изготовления форм путём сминания бумаги в виде комочков.
-Выполнить композицию из комочков бумаги «Черепашка на прогулке» или «»Ветка рябины». ( цветная бумага)
30 неделя. Тема. «Птичка-невеличка» Витая спираль.(1ч)
-Беседа «Свойства бумаги»
-Показ нового приёма «Витая спираль»
-Творческое задание: выполнить композицию «Птичка на ветке» («Солнышко в небе», «Берёзка кудрявая») (цветная бумага, цветной картон)
31-32 неделя. Тема. «Весёлые уточки» Петли, треугольник. (2ч)
-Беседа «Весёлые уточки»
-Показ новых приёмов «петля» и «треугольник»
-Творческое задание: выполнить композицию «Весёлые уточки», выделяя оперение птиц и камышей новым приёмом « треугольника» (цветная бумага, линейка)
33 неделя. Тема. «Бабочки» Гофрировка. (1ч)
-Беседа «Красота бабочек»
-Новый способ гофрировки бумаги.
-Творческое задание: выполнить композицию «Бабочки» («Цветы»). Оформить. (цветная бумага)
34 неделя. Тема. Обобщающий урок. (1ч)
-Подготовка к просмотру.
-Обобщение и закрепление умений, знаний.
Беседа об изобразительном искусстве.
(1 час в неделю)
1 четверть.
1 неделя. Тема «Путешествие в мир искусства» Блок №!(1ч)
2 неделя. Тема « Карандаш говорит секрет» (1ч)
-Беседа «Тайна чёрного камня»
3 неделя. Тема «Цветные карандаши» (1ч)
-Беседа «Краски рассвета» А.Лопатина.
-Выполнить рисунок «Карандашный человечек»
4 неделя. Тема «Яркие фломастеры» (1ч)
-Сказка о фломастерах и цветных карандашах.
-Игра «Рассказ карандаша и фломастера»
5 неделя. Тема «Восковые мелки» (1ч)
-Беседа «Что умеют восковые карандаши»
-Творческое задание: нарисовать рисунок на свободную тему.
6 неделя. Тема. Карандаши «Живопись» (1ч)
-Беседа «Чудесные карандаши»
-Нарисовать цветы в вазе.
7 неделя. Тема «Волшебная пастель» (1ч)
-Беседа «Пастель- замечательная техника, хотя и непростая»
-Творческое задание.
8 неделя. Тема «Удивительная бумага» (1ч)
-Беседа «История о бумаге»
9 неделя. Тема Обобщающий урок.(1ч)
2 четверть
10 неделя. Тема «О чём рассказывают цветы и цвета» Блок №2 (1ч)
-Чтение сказки»О чём рассказывают цветы и цвета». А.Лопатина
-Вопросы и задания к сказке
11 неделя. Тема «Красная сказка» (1ч)
-Чтение сказки «Красная дуга». М.Скребцова.
-Вопросы и задания к сказке.
-Нарисовать красные цветы, которые выросли из искорок радуги.
12 неделя. Тема. Синий и голубой. (1ч)
-Старинная легенда о васильке.
13 неделя. Тема «Исследуем белый цвет» (1ч)
-Беседа «Роль белого цвета»
14 неделя. Тема «Серый и чёрный» Нецветные цвета (1ч)
-Беседа о нецветных цветах.
-Творческое «День, ночь, вечер»
15 неделя. Тема. Дружные краски (1ч)
-Чтение сказки «Три братца». М.Скребцова (чёрный, белый и красный)
-Вопросы и задания к сказке.
16 неделя. Тема. Обобщающий урок. (1ч)
3 четверть
17 неделя. Тема «Создание портрета» (1ч) Блок №3
- чтение сказки «мамин портрет». М. Скребцова
- вопросы и задания к сказке.
- игра «Рисуем портрет по кругу»
18 неделя. Тема. «Облик Моисея» (1ч)
- чтение легенды из Талмуда
- вопросы и задания к легенде
19 неделя. Тема «Целебный натюрморт» (1ч)
- чтение рассказа «Целебный натюрморт А. Лопатина
- вопросы и задания к рассказу
20 неделя. Тема «Цвета пейзажа» (1ч)
- просмотр и анализ пейзажа
- вопросы и задания для беседы
21 неделя. Тема «Сказка про художника» (1 час)
- чтение сказки про художника. А. Лопатина
- вопросы и задания к сказке
22неделя. Тема. «Историческая картина» (1 час)
- чтение легенды «Памятник железному Тимуру»
- вопросы и задания к легенде
23 неделя. Тема Библейский сюжет (1 час)
- Чтение легенды «Чудесное спасение». А. Лопатина
- вопросы и задания к легенде
24-25 неделя. Тема. Герои Эллады. (2 часа)
- чтение легенды Древней Греции
- творческое задание: нарисовать сюжет из легенды
26неделя. Тема. Обобщающий урок (1 час)
4 четверть
27 неделя. Тема. Блок №4. Геометрические формы в искусстве и природе. Точка (1час)
- чтение стихотворения «Точка».
28 неделя. Тема. Круг чудесный.(1 час)
- чтение стихотворения «Круг».
29 неделя. Тема. Квадраты магические. (1 час)
- чтение стихотворения «квадрат»
- квадрат Малевича
30 неделя. Тема. Треугольник и квадрат (1 час)
- «Жили-были два брата»
- выполнить шуточные рисунки, используя треугольники и квадраты
31 неделя. Тема. Куб и шар (1 час)
- чтение стихотворений «Куб», «Шар»
32 неделя. Тема. Бедная спираль (1 час)
- «Какой-то спирали раз захотелось….»
33 неделя. Тема. Линия. Волшебный лабиринт (1 час)
- рассказ о Минотавре и его лабиринте на острове Крите
34 неделя. Тема. Обобщающий урок. «Путешествие подходит к концу» (1 час)
- подготовка к просмотру
- обобщение полученных знаний
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу обучения учащиеся должны знать
по рисунку:
-названия графических материалов (карандаш простой Т. ТМ. М. и т.д. тушь, ручка, пастель…) и назначение;
-выразительные средства графики (штрих, линия, пятно, точка)
-основные понятия о графике, штриховке, эскизе;
-термины; зарисовка, набросок, пространство;
-простейшие сведения о линии горизонта и перспективе;
-последовательность выполнения рисунков, начиная с эскиза до полного окончания работы;
-строение птиц, животных, насекомых на основе конструкции простых форм (круг, овал, прямоугольник…)
-о расположении предметов на листе и изменении их размеров (ближе- дальше )
-основные пропорции лица и фигуры человека;
должны уметь:
-правильно работать карандашом- без напряжения проводить линии в нужном направлении, не вращая при этом лист бумаги;
-различать рисунок от живописи.
-рисовать 2,3 предмета в группе (натюрморт)
-выполнять несложные наброски и зарисовки карандашом;
-располагать изображение в двуплановой композиции;
-компоновать изображение в различных форматах;
-пользоваться различной штриховкой.
по живописи
должны знать:
-названия и свойства красок;
-материалы и принадлежности ( назначение палитры, виды бумаги, кистей)
-названия 7 основных, 12 цветов и их оттенков;
-назначение белой и чёрной красок;
-контрастные цвета;
-изобразительно-выразительные средства (цвет, колорит, рефлекс)
-сведения об изменении цвета в пространстве на примере темы «Пейзаж» (смягчение очертаний, ослабление яркости цвета, изменение светлоты)
-техники выполнения акварельной живописи;
Должны уметь:
-правильно работать кистью;
-работать от фона к изображению и сверху вниз;
-отличать реалистическую картину от фантазийной, декоративную работу от живописной;
-передавать цветом пространство (плавный переход от тёмного к светлому,от яркого к бледному и наоборот)
-менять направление мазков согласно форм;
-выполнять упражнения в различных техниках акварельной живописи ( по сухой, по сырой бумаге, вливание одного цвета в другой, мазками, штрихом, точкой, монотипия)
По композиции
должны знать:
-понятия (компоновка, центр, главное и второстепенное изображение)
-основные законы композиции (доминанта, равновесие, контраст, ритм)
-зависимость размещения элементов узора от формы украшаемой поверхности;
-формы построения композиции-двуплановая, многофигурная, сюжетная;
Должны уметь:
-начинать вести работу от главного изображения, выделяя центр раз- мером, цветом или тоном;
-образно передавать содержание композиции, давать яркую характеристику сказочному персонажу;
-использовать жизненные наблюдения, прочитанные сказки и стихи, собственную фантазию в процессе создания изображения;
-уравновешивать изображаемые предметы на листе в зависимости от их массы, величины, цвета;
-ритмично располагать элементы изображения на листе;
-находить выразительные средства и изобразительные формы, отвечающих замыслу, настроению, содержанию темы;
-выполнять композиционные поиски изображения, работать с эскизами, достигать цветовой гармонии;
По прикладному творчеству
Должны знать:
-основные правила осторожности при работе с ножницами и клеем;
-основные виды декоративного художественного творчества (аппли- кация и её разновидность,флорография, кружево, орнамент)
-условность цвета в декоративной работе;
-способы складывания и вырезания бумаги в выполнении обьёмно-пространственных работ бумажной пластики;
-виды ДПИ (роспись, вышивка)
-виды росписи(хохломская, гжель) и их отличия;
Должны уметь:
-применять приёмы вырезания, вырывания, наклеивания в аппликации;
-аккуратно работать с клеем;
-работать на плоскости и, в объёме и в пространстве с бумагой, выполнять пластические сгибы бумаги;
-выполнять основные несложные элементы росписи (ягодка, завиток,лепесток, листик);
-видеть красоту в реальной действительности и создавать вещи, которые имеют утилитарное и художественное значение.
Перечень учебно-методического обеспечения (техническое оснащение)
Для преподавателя
- Учебные программы.
- Учебно-методические таблицы по цветоведению.
- Учебно-методические таблицы по графике.
- Учебно-методические пособия по декоративно-прикладному искусству.
- Оттеночная раскладка цветов.
- Репродукции и работы художников.
- Детские работы прошлых лет.
- Магнитофон, кассеты, грамзаписи.
- Стихи и сказки к разным темам.
Для учащихся
- Бумага. Формат А-2,А-3, А-4.
- Краски акварельные, гуашь.
- Кисти №1-10
- Палитра.
- Тушь, перья плакатные.
- Простые карандаши Т, ТМ,М…
- Цветные карандаши.
- Восковые карандаши.
- Цветные ручки.
- Фломастеры, маркеры.
- Ластик.
- Цветной картон.
- Цветная бумага, ножницы, клей ПВА.
Список литературы
1.Гориева Н.А.Первые шаги в мире искусства. М.Просвещение
1991г.
2.Комплект программ по основам изобразительной деятельности, прикладному искусству, рисунку, живописи, композиции.
3. Костерин Н.П. Учебное рисование.-М. Просвещение. 1980
4.Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства.
5.Максимов В.Ю. У истоков мастерства. М. Просвещение 1983
6.Моисеева Т.А. Семёнова М.Н.Изобразительное искусство.
Программа. М. 1986.
7.Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный
труд. М.1977.
8.Платонова Н.Н. Синюков В.Д.Энциклопедический словарь
юного художника. М.Педагогика.
9.Терещенко Т.Ф. Изобразительное искусство. Станковая компо-
зиция. Декоративно- прикладная композиция. Рисунок. Лепка.
М. 1987.
10.Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство .М. Просвещение.