Рабочая программа по предметам: основы изобразительной грамоты и рисование, прикладное творчество, лепка. Второй год обучения.

Муфтахова Фарида Ахметовна

«Подготовка детей к обучению в детской художественной школе» для учащихся 9-10 лет. Второй год обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prog.2-ygood_ob.9-10let.2012-2013.docx39.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская художественная школа»

                                                          УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                    Директор МБОУ ДОД «ДХШ»

                                                                                                     ____________Л.Н. Степанов

                                                                                                     «____»____________ 2012г.

 

                                           Принято на педагогическом совете «___»_______________2012 г.

                                    Зам.директора по УВР:_________ Зам директора по МР:__________

Рабочая  программа по предметам:

 основы изобразительной грамоты и рисование,

 прикладное творчество,

лепка

отделения «Раннего эстетического образования (подготовительное)

«Подготовка детей к обучению в детской художественной школе»

для учащихся 9-10 лет

(уровень реализации полного курса -  3 года, второй год обучения)

на 2012– 2013 учебный год

                                       

                                                                               Преподаватель

                                                                                                           Муфтахова Фарида Ахметовна

Мегион

2012 г.

Пояснительная записка.

   Детская художественная школа находится в тесном контакте с общеобразовательной школой и признана способствовать воспитанию гармонически развитой личности.

   Главной задачей обучения в МБОУ ДОД «Детская художественная школа» является приобщение учеников к художественной культуре, обучения их основам изобразительной грамоты, воспитание эстетического вкуса. Независимо от того, станут ли учащиеся профессиональными художниками, следует сделать всевозможное для полноценного воспитания.

    Образовательная программа имеет художественную направленность и относится к общеобразовательному виду программ дополнительного образования детей. Новизна данной программы заключается во введении в неё регионального(культурно-национального) компонента образования- нравственных воззрений коренных народов Севера, их изобразительного и декоративно-прикладного искусства, учёте в построении программы особенностей возрастной специфики учащихся.

   Настоящая программа предназначена для работы с детьми  9-10лет в подготовительных классах детских художественных школ. Программа отличается  принципом блочного построения  тем в четверти, учитывая вид деятельности

   

        Цели данной программы:

  • формирование  художественно- эстетического вкуса;
  • приобретение детьми некоторых профессиональных навыков и знаний;
  • развитие ассоциативно- образного мышления, наблюдательности, фантазии, воображения;
  • выявление наиболее одарённых в области изобразительного искусства детей, способных впоследствии продолжать обучение в художественных училищах…

Цели реализуются с помощью задач, осуществляемых обучением.

Задачи программы:

  • знакомство с основными видами ИЗО: рисунок (графика), живопись, композиция, декоративно- прикладное искусство и их материалы.
  • изучение основ цветоведения;
  • изучение основ композиции;
  • освоение основ в компоновке изображения;
  • освоение принципа создания пространства в пейзаже;
  • знакомство с произведениями искусства и их авторами;
  • знакомство со строением птиц, животных и способами  их изображения
  • изучение жанров: пейзаж, натюрморт, анималистический…
  • знакомство с жанром портрета (виды портрета), изучение пропорций лица и фигуры человека;
  • изучение форм построения композиции;
  • знакомство с видами росписи в ДПИ и особенностями работы;
  • знакомство с материалами лепки и освоение приёмов лепки;
  • особенности художественных материалов глины и пластилина;
  • работа с бумагой: аппликация, бумагопластика, конструирование;
  • освоение приёмов работы с тканью;
  • подготовка детей к экзамену.

Для выполнения поставленных учебных задач  программа преподавания изобразительного искусства предусматривает  четыре основных вида деятельности: рисунок (графика), живопись, композиция, декоративно- прикладное искусство. Количество часов, отводимых программой на тот или иной вид занятий, представлено в таблице

Виды деятель-

ности

Количество недель по четвертям

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1

Основы изобрази-

тельной грамоты

и рисование    

9

7

10

8

2

Прикладное творчество

9

7

10

8

3

Лепка

9

7

10

8

Итого:34 недели  на каждый вид деятельности.

Методы  ведения  работы.

  • Изложение теоретического материала;
  • Выполнение учащимися упражнений по отдельным учебным заданиям;
  • Практические задания с советом, указанием, объяснением, вариативным показом или поощрением педагога;
  • Коллективные работы
  • Выполнение самостоятельных работ
  • Анализ работ на уроках, просмотрах и родительских собраниях
  • Просмотры и родительские собрания проходят в конце каждой четверти и являются необходимыми мероприятиями, которые позволяют выявить соответствие результатов образовательным целям и задачам обучения.
  • При оценке работ педагог должен руководствоваться следующим критериям:

        -общая художественная выразительность;

        -самостоятельность и оригинальность замысла;

        -содержательность сюжета;

        -проявление наблюдательности, воображения;

        -степень выполнения учебной задачи ( передача цвета, пространства…)

        -владение художественной техникой и материалом.

Принципы построения программы:

                  -от простого к более сложному, с учётом возрастных особенностей детей;

                  -повторение изученного  на  более   высокой  ступени;

                  -принцип осуществления межпредметных связей;

                  -чередование видов занятий.

             Программа рассчитана на групповое обучение детей  

  (10 чел.), с учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка.

 На изучение данного курса отводится 34 недели в году. Занятия проходят раз в неделю  по 2 часа по основе ИЗО, по 1часу по лепке и прикладному творчеству

             Данная программа признана

обеспечить систему нравственно- эстетического воспитания в условиях дополнительного образования, используя духовный потенциал изобразительного искусства;

освоить систему знаний и основы изобразительной деятельности, сформировать навыки рисования;

интегрировать общее  и дополнительное образование, различные виды  искусства в решении художественных задач воспитания и самосовершенствования личности.

Содержание:

 «Основы изобразительной грамоты и рисование»

(2часа в неделю)

1 четверть

1 неделя. Тема.  Вводное занятие. 1 блок «Рисунок»(2ч)

-Беседа «С чего начинается рисунок»

-Выполнение упражнения «Птичка-невеличка», используя штрихи(передача оперения) (восковые карандаши)

2 неделя. Тема.  Листопад. (2ч)

             -Беседа «Что такое фломастер»

             -Творческий замысел учащихся «Листопад», «Сказочные деревья-богатыри» (фломастеры)

3-4 неделя. Тема. «Мир вокруг нас» или «В мире насекомых» (4ч)

-Беседа «Мир вокруг нас» («А как же мир насекомых)

-Чтение сказки «Муха-цокотуха»

-Выполнение композиции «Мир добрых пчёл», «Весёлые шмели», «В гостях у кузнечика»…(фломастеры или восковые карандаши)

5 неделя. Тема. Волшебные линии. (2ч)

                 -Беседа «Введение в волшебный мир линий»

                 -Выполнение задания «Волшебные линии», «В стране волшебных линий» (фломастеры или цветные гелевые ручки)

6 неделя. Тема. «Дом моей мечты» Виды линий. Штрих. (2ч)

-Беседа «Многообразие форм и характеров»

-Выполнение задания «Дом моей мечты», используя виды линий и штрихов.

  (чёрный фломастер, маркер или чёрная ручка)

7-8 неделя. Тема. «Хантыйская сказка» (4ч)

                   -Беседа «Фольклор коренного населения»

                   -Чтение хантыйской сказки.

                   -Выполнить сюжет из прочитанной сказки. (гуашь)

9 неделя. Тема. Обобщающий урок. (2ч)

2 четверть

10-11 неделя. Тема. Образ сказочного героя.  1 блок «Рисунок»(4ч)

-Беседа о народном фольклоре «Наследники удали молодецкой» (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Микула Селянинович…)

-Понятие «главный герой»

-Понятие «фон». Какую роль будет играть фон: условную или же раскрывать  характер главного героя.

    1.Выполнить образ сказочного героя в процессе сражения или как он побеждает дракона, Змея Горыныча.(былинные богатыри) (восковые карандаши)

    2.Отработка фона.

12 неделя. Тема. Волшебная сетка.(2ч)-1 вариант

«Сказка зимнего леса»-2 вариант

-Беседа «Язык декоративного рисования»

-Понятие «Стилизация» Стилизация-это упрощение.

-Просмотр репродукций картин И.Шишкин «Лес зимой», С.Жуковский «Свежий снег» Отличие реального пейзажа от стилизованного.

-Практическое задание: нарисовать сказочный зимний лес для Снегурочки, не реальное изображение, а декоративное, т.е стилизованное. (гуашевые краски: синяя, голубая, сиреневая, зелёная, белая)

13 неделя. Тема. «Разноцветные узоры» Контраст. (2ч)

                   -Беседа «Что такое контраст»

                  -Выполнить задание «Разноцветные узоры», используя цветовой и светлотный контраст. (цветные карандаши или фломастеры)

14-15 неделя. Тема. «Фантазийный пейзаж» . 2 блок «Живопись» (4ч)

-Беседа «В мире красок»

-Жанры ИЗО. Пейзаж.

-Выполнение фантазийного пейзажа. (гуашь)

16 неделя. Тема. Подготовка к просмотру. (2ч)

3 четверть

17 неделя. Тема. Ночной пейзаж. (2ч)

                    Беседа о жанрах ИЗО

                  -Ахроматические цвета

                  -Значение чёрного и белого в природе искусстве.

                  -Выполнить ночной пейзаж. (гуашь)

18-19 неделя. Тема.  «Морозное утро» Зимние забавы. (4ч)

-Беседа «Красавица-зима»

-Понятие «контраст»

-Понятие «линия горизонта»

-К.Ф.Юон «Русская зима». Беседа по картине.

-Выполнить «Морозное утро», показывая зимние забавы детей через контраст (гуашь)

20-21 неделя. Тема. «Непобедимая и легендарная» День защитников Отечества.  (4ч)

                        -Беседа по теме.   Виды портрета

                         Выполнение композиции ко Дню защитников Отечества. (тхника по выбору)

22 неделя. Тема. «Монохромный декоративный натюрморт» 1этап.

23 неделя. Тема. «Монохромный декоративный натюрморт» 2 этап. Завершение

24 неделя. Тема. Копии произведений художников. 1 этап

25 неделя. Тема. Копии произведений художников. 2 этап завершение

26 неделя. Тема. Обобщающий урок

4 четверть

27 неделя. Тема.  Птица с натуры. 1 блок «Рисунок» (2ч)

-Беседа «Пернатые друзья»

-Понятие натуры,  соотношение -пропорции.

-Выполнить рисунок птицы с натуры. Фон в работе может быть как условный, так и нести вспомогательную нагрузку, подчёркивающую характер главного героя. (Зарисовки с таблицы) (пастель)

28-29 неделя. Тема. Праздничный салют (9 мая) (4ч)

                          -Беседа «Великий День Победы»

                       -Дать понятие ближе-ниже, дальше-выше.

                      -Выполнение композиции, посвящённой Дню Победы.

(техника по выбору)

30-31 неделя. Тема. Северная фантазия» Орнамент. (4ч)

-Беседа «Хантыйские узоры»

-Выполнить орнамент на одежде.

-Выполнить композицию на северную фантазию.

32-33 неделя. Тема. «Образ Земли-матери Торум-Маа»-1 вариант (4ч)

-Чтение легенды.

-Наиболее выразительное решение сюжета из легенды.

                          «Мировое древо»-2 вариант (4ч)

-Беседа «Древо –Древо счастья, Древо жизни» (с принятием христианства на Руси Древо жизни стало называться «Райским древом»

-Просмотр иллюстрации с изображением Райского древа и птицы Сирин (туловище птицы, а лицо девы)

-Нарисовать райское древо

34 неделя. Тема. Подготовка к просмотру. Контрольная работа.(2ч)

«Лепка»

(1час в неделю)

1 четверть.

1 неделя. Тема.  Вводное занятие. (1ч)

2 неделя. Тема.  Осенние подарки природы.(1ч)

 -Беседа «Мир вокруг нас»

-Беседа «Скульптура- жанр  искусства»

 -Понятие объёма

 -Лепка с натуры овощей и фруктов. (цветной пластилин)

3-4 неделя. Тема. Корнепластика. (2ч)

  -Беседа о корнепластике.

 -Правила ТБ

 -Конструирование поделок из природных материалов.

5 неделя. Тема. Чашка. Декоративная лепка.(1ч)

-Беседа о декоративной лепке

-Понятие о конструктивном способе

 -Лепка полой чашечки с блюдцем.

6-7 неделя. Тема. «Цветы» в рельефе.(2ч)

-Беседа о цветах.

 -Чтение легенды о прекрасном нарциссе

-Понятие о рельефе.

-Лепить цветы в рельефе.(картон 15х20см, цветной пластилин)

8 неделя. Тема. Северный олень(1ч)

-Беседа о традициях и обычаях народов Севера

-Чтение сказки про храброго оленя.

-Лепка оленя в объёме.

9 неделя. Тема. Обобщающий урок (1ч)

2 четверть

10-11 неделя. Тема. Налепные украшения. Декоративная пластина «Натюрморт» (2ч)

-Беседа о декоративной пластине.

-Понятие о налепных украшениях

-Лепка декоративной пластины «Натюрморт» с применением налепных украшений. (картон 15х20см, цветной пластилин)

12 неделя. Тема. Сказочная птица(1ч)

-Беседа «Открой тайны узоров дымковских игрушек»

-Вылепить сказочную птицу, путём налепов изображать гребешок, крылья и хвост. (цветной пластилин)

13 неделя. Тема. Лепка с натуры натюрморта. Объём. (1ч)

-Беседа о жанрах ИЗО

-Понятие объёма

-Лепка натюрморта в объёме. Работа с натуры(пластилин)

14-15 неделя. Тема. Лепка с натуры натюрморта. Рельеф. (2ч)

-Понятие рельефа

-Правила ТБ

-Лепка натюрморта в рельефе. (картон 20х30см, пластилин)

16 неделя. Тема. Подготовка к просмотру.(1ч)

3 четверть

17-18 неделя. Тема. Лепка птиц (глухаря, голубя, дятла…)(2ч)

-Беседа «По дорогам сказки»

-Понятие формы, размера предметов

-Лепка птиц.

19 неделя. Тема.  «Мои домашние друзья» (1ч)

-Беседа о животных.

-Понятие о динамике.

-Лепка кошки или собаки в движении.

20-21 неделя. Тема. Композиция «Спорт» Рельеф.(2ч)

-Беседа «Мы любим спорт»

-Понятие о рельефе.

-Лепка композиции «Спорт» в рельефе.

22 неделя. Тема. «Мой образ»(1ч)

-Беседа «Мой фантастический образ»

-Создание фантастического образа на основе баночки. (баночка, цветной пластилин)

23 неделя. Тема. Чудо-дерево(1ч)

-Чтение сказки про дерева-чуда.

-Лепка кудрявого чуда-дерева в рельефе.(картон15х20см, пластилин)

24-25 неделя. Тема. Лепка несложного гипсового орнамента (2ч)

-Беседа «Красота орнамента»

-Понятие центрального узора в композиции.

-Лепка несложного гипсового орнамента.(картон 25х30см, пластилин)

26 неделя. Тема. Обобщающий урок (1ч)

4 четверть

27-28 неделя. Тема.  Лепка декоративных сосудов. (2ч)

-Беседа «Природные и рукотворные формы в натюрморте»

-Понятие объёма, пропорции, размера,

-Лепка сосуда в объёме путём налепа, наращивая размер .Лепка элементов декора.(пластилин)

29 неделя. Тема. Композиция «Человек и животное» (1ч)

-Беседа «Верные друзья»

-Лепка композиции с использованием фигуры человека и животного (пластилин)

30-31 неделя. Тема. По сказкам (2ч)

-Беседа о любимых сказках.

-Комбинированный способ лепки

-Лепка героев сказки в объёме.

32-33 неделя. Тема. Свободная тема «Мир моих увлечений» (2ч)

34 неделя. Тема. Обобщающий урок. (1ч)

                                                     «Прикладное творчество»

                                                        (1 час  в неделю)

1 четверть

1 неделя. Тема.  Вводный урок «Искусство вокруг нас» (1ч)

2 неделя. Тема.  Чудо-осень (1ч)

-Беседа «Чудеса осени»

-Понятие о флористике.

-Выполнение несложного упражнения через флористику. (гербарий)

3-4 неделя. Тема. Чудо-осень. (2ч)

-Беседа «Как подготовить и правильно сушить растения»

-Правила ТБ

-Выполнение композиции в технике флористике.

5 неделя. Тема. Волшебные ягоды и листья. (1ч)

-Беседа о красоте растительного узора в произведениях народного творчества.

-Выполнение упражнения с использованием художественно-выразительных средств: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контраст. (красная и зелёная гуашевые краски)

6 неделя. Тема. Узоры на современных набивных тканях. (1ч)

-Беседа «Узоры на  набивных тканях»

-Выполнить рисунок платка, используя  декоративные  ягоды и листья.

7-8 неделя. Тема. «Волшебный узор» Хохлома. (2ч)

-Беседа «Красота хохломы»

-Азбука хохломской росписи.

-Выполнение несложного узора из элементов хохломской азбуки доски или посуды.(красная, зелёная, жёлтая и чёрная гуашевые краски)

9 неделя. Тема. Подготовка к просмотру (1ч)

2 четверть

10 неделя. Тема. Керамика как один из видов народного ДПИ. Гжель. (1ч)

-Беседа о керамике.

-Беседа «Синие узоры на белоснежном поле»

-Выполнить упражнение крупного цветка, листьев, точек-бусинок, используя новый приём мазка с растяжением синего цвета от тёмно-синего до светло-синего.(синяя, белая краски)

11 неделя. Тема. Синее чудо (1ч)

-Беседа о красоте гжельской керамике.

-Выполнить рисунок для украшения тарелочки. (круг из белой бумаги диаметром не менее 18см, синяя, белая краски)

12-13 неделя. Тема. Волшебница-глина. (2ч)

-Беседа «Волшебница-глина»

-Лепка тарелочки. Украсить её гжельской росписью. (глина, краски)

14-15 неделя. Тема. «Чудо-платье» (2ч)

-Беседа «Красота народной вышивки»

-Выделение элементов узора.

-Творческое задание: украсить узорами чудо-платье, используя декоративные элементы (точки, мазок, линия) и создавая из них новые сочетания ( цветочки, горошек) (вырезанное из бумаги «платье», гуашь)

16 неделя. Тема. Подготовка к просмотру. (1ч)

                                                   3 четверть

17 неделя. Тема. «Нарядный узор» дымковских мастеров. (1Ч)

-Беседа «Дымковские  игрушки»

-Приёмы работы кистью элементов: ягоды, круги, линии, листочки, точки-горошинки.

-Творческое задание: расписывать праздничные шарфы, создавая узоры по собственному замыслу. (вырезанные из белой бумаги выкройки косынок, шарфов, гуашь)

18-21 неделя. Тема.  «Праздничные краски узоров» Лепная и расписная игрушка. (4ч)

-Беседа «Русские узоры на глиняных игрушках из Дымки.

-Приёмы рисования всей кистью, концом, прикладывание, приём тычка.

-Лепка любимой дымковской игрушки и роспись (глина, водоэмульсионная краска ( гуашевые или темперные белила, краски)

22-23 неделя. Тема. Изразец. Такое древнее искусство. (2ч)

-Беседа «Что такое изразец»

-Понятие барельефа

-Изготовление изразцов с геометрическим или растительным орнаментом.

   (пласт  глины 10х10см и толщиной 0,5-1см)

24-25 неделя. Тема. Изразцы с образами животных. (2ч)

-Беседа о фантастических животных.

-Лепить изразец с образом животных  (птиц) и расписывать.(глина, краски)

26 неделя. Тема. Обобщающий урок. (1ч)

4 четверть

27 неделя. Тема.  Работа с бумагой. «Цветочная композиция» (1ч)Беседа «История бумаги»

-Приёмы вырезания.

-Правила ТБ

-Составление цветочной композиции. (цветная бумага)

28 неделя. Тема. «Радуга» Обрывная аппликация.(1ч)

-Беседа «Применение обрывной аппликации»

-Творческое задание: выполнить радугу через обрывную аппликацию.(цветная бумага)

29 неделя. Тема. «Черепашка» Бумажный комочек. (1ч)

-Чтение сказки про черепашку.

-Показ изготовления форм путём сминания бумаги в виде комочков.

-Выполнить композицию из комочков бумаги «Черепашка на прогулке» или «»Ветка рябины». ( цветная бумага)

30 неделя. Тема. «Птичка-невеличка» Витая спираль.(1ч)

-Беседа «Свойства бумаги»

-Показ нового приёма «Витая спираль»

-Творческое задание: выполнить композицию «Птичка на ветке» («Солнышко в небе», «Берёзка кудрявая») (цветная бумага, цветной картон)

31-32 неделя. Тема. «Весёлые уточки» Петли, треугольник. (2ч)

-Беседа  «Весёлые уточки»

-Показ новых приёмов «петля» и «треугольник»

-Творческое задание: выполнить композицию «Весёлые уточки», выделяя оперение птиц и камышей новым приёмом « треугольника» (цветная бумага, линейка)

33 неделя. Тема. «Бабочки» Гофрировка. (1ч)

-Беседа «Красота бабочек»

-Новый способ гофрировки бумаги.

-Творческое задание: выполнить композицию «Бабочки» («Цветы»). Оформить. (цветная бумага)

34 неделя. Тема. Обобщающий урок. (1ч)

-Подготовка к просмотру.

-Обобщение и закрепление умений, знаний.

                    Беседа об изобразительном  искусстве.

                                   (1 час в неделю)

                                           1 четверть.

1 неделя. Тема  «Путешествие в мир искусства»  Блок №!(1ч)

2 неделя. Тема « Карандаш говорит секрет» (1ч)

-Беседа «Тайна чёрного камня»

3 неделя. Тема «Цветные карандаши» (1ч)

-Беседа «Краски рассвета» А.Лопатина.

-Выполнить рисунок «Карандашный человечек»

4 неделя. Тема «Яркие фломастеры» (1ч)

-Сказка о фломастерах  и цветных карандашах.

-Игра «Рассказ карандаша и фломастера»

5 неделя. Тема «Восковые мелки» (1ч)

-Беседа «Что умеют восковые карандаши»

-Творческое задание: нарисовать рисунок на свободную тему.

6 неделя. Тема.  Карандаши «Живопись» (1ч)

-Беседа «Чудесные карандаши»

-Нарисовать цветы в вазе.

7 неделя. Тема  «Волшебная пастель» (1ч)

-Беседа «Пастель- замечательная техника, хотя и непростая»

-Творческое задание.

8 неделя. Тема «Удивительная бумага» (1ч)

-Беседа «История о бумаге»

9 неделя. Тема  Обобщающий урок.(1ч)

2 четверть

10 неделя. Тема «О чём рассказывают цветы и цвета» Блок №2 (1ч)

-Чтение сказки»О чём рассказывают цветы и цвета». А.Лопатина

-Вопросы и задания к сказке

11 неделя. Тема  «Красная сказка» (1ч)

-Чтение сказки «Красная дуга». М.Скребцова.

-Вопросы и задания к сказке.

-Нарисовать красные цветы, которые выросли из искорок радуги.

12 неделя. Тема.  Синий и голубой. (1ч)

-Старинная легенда о васильке.

13 неделя. Тема «Исследуем белый цвет» (1ч)

-Беседа «Роль белого цвета»

14 неделя. Тема «Серый и чёрный» Нецветные цвета (1ч)

-Беседа о нецветных цветах.

-Творческое «День, ночь, вечер»

15 неделя. Тема. Дружные краски (1ч)

-Чтение сказки «Три братца». М.Скребцова (чёрный, белый и красный)

-Вопросы и задания к сказке.

16 неделя. Тема. Обобщающий урок. (1ч)

3 четверть

17 неделя. Тема «Создание портрета»  (1ч) Блок №3

- чтение сказки «мамин портрет». М. Скребцова

- вопросы и задания к сказке.

- игра «Рисуем портрет по кругу»

18 неделя. Тема. «Облик Моисея» (1ч)

- чтение легенды из Талмуда

- вопросы и задания к легенде

19 неделя. Тема  «Целебный натюрморт» (1ч)

- чтение рассказа «Целебный натюрморт А. Лопатина

- вопросы и задания к рассказу

20 неделя. Тема   «Цвета пейзажа» (1ч)

- просмотр и анализ пейзажа

- вопросы и задания для беседы

21 неделя. Тема  «Сказка про художника» (1 час)

- чтение сказки про художника. А. Лопатина

- вопросы и задания к сказке

22неделя. Тема. «Историческая картина» (1 час)

- чтение легенды «Памятник железному Тимуру»

- вопросы и задания к легенде

23 неделя. Тема Библейский сюжет (1 час)

- Чтение легенды «Чудесное спасение». А. Лопатина

- вопросы и задания к легенде

24-25 неделя. Тема. Герои Эллады. (2 часа)

- чтение легенды Древней Греции

- творческое задание: нарисовать сюжет из легенды

26неделя. Тема. Обобщающий урок (1 час)

                                                     4 четверть

27 неделя. Тема. Блок №4. Геометрические формы в искусстве и природе. Точка (1час)

- чтение стихотворения «Точка».

28 неделя. Тема. Круг чудесный.(1 час)

- чтение стихотворения «Круг».

29 неделя. Тема. Квадраты магические. (1 час)

- чтение стихотворения «квадрат»

- квадрат Малевича

30 неделя. Тема. Треугольник и квадрат (1 час)

- «Жили-были два брата»

- выполнить шуточные рисунки, используя треугольники и квадраты

31 неделя. Тема. Куб и шар (1 час)

- чтение стихотворений «Куб», «Шар»

32 неделя. Тема. Бедная спираль (1 час)

- «Какой-то спирали раз захотелось….»

33 неделя. Тема. Линия. Волшебный лабиринт (1 час)

- рассказ о Минотавре и его лабиринте на острове Крите

34 неделя. Тема.  Обобщающий урок. «Путешествие подходит к концу» (1 час)

- подготовка к просмотру

- обобщение полученных знаний

Требования к уровню подготовки учащихся.

 К концу обучения учащиеся должны знать

                                            по   рисунку:

-названия графических материалов (карандаш простой Т. ТМ. М. и т.д. тушь, ручка, пастель…) и назначение;

-выразительные средства графики (штрих, линия, пятно, точка)

-основные понятия о графике,   штриховке,  эскизе;

-термины; зарисовка, набросок, пространство;

-простейшие сведения о линии горизонта и  перспективе;

-последовательность выполнения рисунков, начиная с эскиза до полного окончания работы;

-строение птиц, животных, насекомых на основе конструкции простых форм (круг, овал, прямоугольник…)

-о расположении предметов на листе и изменении их размеров (ближе- дальше )

-основные пропорции лица и фигуры человека;

должны уметь:

-правильно работать карандашом- без напряжения проводить линии в нужном направлении, не вращая при этом лист бумаги;

-различать рисунок от живописи.

-рисовать  2,3 предмета в группе (натюрморт)

-выполнять несложные наброски и зарисовки карандашом;

-располагать  изображение в двуплановой композиции;

-компоновать изображение в различных форматах;

-пользоваться различной штриховкой.

                                          по живописи

должны знать:

-названия и свойства красок;

-материалы и принадлежности ( назначение палитры, виды бумаги, кистей)

-названия 7 основных,  12 цветов и их оттенков;

-назначение белой и чёрной красок;

-контрастные цвета;

-изобразительно-выразительные средства (цвет, колорит, рефлекс)

-сведения об изменении цвета в пространстве на примере темы «Пейзаж» (смягчение очертаний, ослабление яркости  цвета, изменение светлоты)

-техники выполнения акварельной живописи;

 Должны уметь:

-правильно работать кистью;

-работать от фона к изображению и сверху вниз;

-отличать реалистическую картину от фантазийной, декоративную работу от живописной;

-передавать цветом пространство (плавный переход от тёмного к светлому,от яркого к бледному и наоборот)

-менять направление мазков согласно форм;

-выполнять упражнения в различных техниках акварельной живописи ( по сухой, по сырой бумаге, вливание одного цвета в другой, мазками, штрихом, точкой, монотипия)

                                      По  композиции

должны знать:

-понятия (компоновка, центр, главное и второстепенное изображение)

-основные законы композиции (доминанта, равновесие, контраст, ритм)

-зависимость размещения элементов узора  от формы украшаемой поверхности;

-формы построения композиции-двуплановая, многофигурная, сюжетная;

Должны уметь:

-начинать вести работу от главного изображения, выделяя центр раз-  мером, цветом или тоном;

-образно передавать содержание композиции, давать яркую характеристику сказочному персонажу;

-использовать жизненные наблюдения, прочитанные сказки и стихи, собственную фантазию в процессе создания изображения;

-уравновешивать изображаемые предметы на листе в зависимости от их массы, величины, цвета;

-ритмично располагать элементы изображения на листе;

-находить выразительные средства и изобразительные формы, отвечающих замыслу, настроению, содержанию темы;

-выполнять композиционные поиски изображения, работать с эскизами, достигать цветовой гармонии;

                                          По прикладному творчеству

Должны знать:

-основные правила осторожности при работе с ножницами и клеем;

-основные виды декоративного художественного творчества (аппли- кация и её разновидность,флорография, кружево, орнамент)

-условность цвета в декоративной работе;

-способы складывания и вырезания бумаги в выполнении обьёмно-пространственных работ бумажной пластики;

-виды ДПИ (роспись, вышивка)

-виды росписи(хохломская, гжель) и их отличия;

Должны уметь:

-применять приёмы вырезания, вырывания, наклеивания в аппликации;

-аккуратно работать с клеем;

-работать на плоскости и, в объёме и в пространстве с бумагой, выполнять пластические сгибы бумаги;

-выполнять основные несложные элементы росписи (ягодка, завиток,лепесток, листик);

-видеть красоту в реальной действительности и создавать вещи, которые имеют утилитарное и художественное значение.

Перечень учебно-методического обеспечения (техническое оснащение)

                      Для преподавателя

  • Учебные программы.
  • Учебно-методические таблицы по цветоведению.
  • Учебно-методические таблицы по графике.
  • Учебно-методические пособия по декоративно-прикладному искусству.
  • Оттеночная раскладка цветов.
  • Репродукции и работы художников.
  • Детские работы прошлых лет.
  • Магнитофон, кассеты, грамзаписи.
  • Стихи и сказки к разным темам.

  Для учащихся

  • Бумага. Формат   А-2,А-3, А-4.
  • Краски акварельные, гуашь.
  • Кисти №1-10
  • Палитра.
  • Тушь, перья плакатные.
  • Простые карандаши Т, ТМ,М…
  • Цветные карандаши.
  • Восковые карандаши.
  • Цветные ручки.
  • Фломастеры, маркеры.
  • Ластик.
  • Цветной картон.
  • Цветная бумага, ножницы, клей ПВА.

Список литературы

1.Гориева Н.А.Первые шаги в мире искусства. М.Просвещение

    1991г.

2.Комплект программ по основам изобразительной деятельности,   прикладному искусству, рисунку, живописи, композиции.

3. Костерин Н.П. Учебное рисование.-М. Просвещение. 1980

4.Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства.

5.Максимов В.Ю. У истоков мастерства. М. Просвещение 1983

6.Моисеева Т.А. Семёнова М.Н.Изобразительное искусство.

    Программа. М. 1986.

7.Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный  

    труд.  М.1977.

8.Платонова Н.Н. Синюков В.Д.Энциклопедический словарь

    юного художника. М.Педагогика.

9.Терещенко Т.Ф. Изобразительное искусство. Станковая компо-

         зиция. Декоративно- прикладная композиция. Рисунок. Лепка.

         М.  1987.

     10.Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство .М. Просвещение.