Рабочая программа по предметам: основы изобразительной грамоты и рисование, прикладное творчество, лепка. Первый год обучения.
«Подготовка детей к обучению в детской художественной школе» для учащихся 8 лет. Первый год обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog._1-y_god_ob.8let._2012-2013.docx | 44.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская художественная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД «ДХШ»
____________Л.Н. Степанов
«____»____________ 2012 г.
Принято на педагогическом совете «___»_______________2012г.
Зам.директора по УВР:_________ Зам директора по МР:__________
Рабочая программа по предметам:
основы изобразительной грамоты и рисование,
прикладное творчество,
лепка
отделения «Раннего эстетического образования (подготовительное)
«Подготовка детей к обучению в детской художественной школе»
для учащихся 8 лет
(уровень реализации полного курса - 3 года, первый год обучения)
на 2012 – 2013 учебный год
Автор – составитель преподаватель
Муфтахова Фарида Ахметовна
Мегион
2012 г.
- Пояснительная записка.
Детская художественная школа находится в тесном контакте с общеобразовательной школой и признана способствовать воспитанию гармонически развитой личности. Главной задачей обучения в МБОУ ДОД «Детская художественная школа» является приобщение учеников к художественной культуре, обучения их основам изобразительной грамоты, воспитание эстетического вкуса. Независимо от того, станут ли учащиеся профессиональными художниками, следует сделать всевозможное для полноценного воспитания.
Образовательная программа имеет художественную направленность и относится к общеобразовательному виду программ дополнительного образования детей. Новизна данной программы заключается во введении в неё регионального(культурно-национального) компонента образования- нравственных воззрений коренных народов Севера, их изобразительного и декоративно-прикладного искусства, учёте в построении программы особенностей возрастной специфики учащихся.
Настоящая программа предназначена для работы с детьми 8 лет в подготовительных классах детских художественных школ. Программа отличается принципом блочного построения тем в четверти, учитывая вид деятельности
Цели данной программы:
- формирование художественно- эстетического вкуса;
- приобретение детьми некоторых профессиональных навыков и знаний;
- развитие ассоциативно- образного мышления, наблюдательности, фантазии, воображения;
- выявление наиболее одарённых в области изобразительного искусства детей, способных впоследствии продолжать обучение в художественных училищах…
Цели реализуются с помощью задач, осуществляемых обучением.
Задачи программы:
- знакомство с основными видами ИЗО: рисунок (графика), живопись, композиция, декоративно- прикладное искусство и их материалы.
- изучение основ цветоведения;
- изучение основ композиции;
- освоение основ в компоновке изображения;
- освоение принципа создания пространства в пейзаже;
- знакомство с произведениями искусства и их авторами;
- знакомство со строением птиц, животных и способами их изображения
- изучение жанров: пейзаж, натюрморт, анималистический…
- знакомство с жанром портрета (виды портрета), изучение пропорций лица и фигуры человека;
- изучение форм построения композиции;
- знакомство с видами росписи в ДПИ и особенностями работы;
- знакомство с материалами лепки и освоение приёмов лепки;
- особенности художественных материалов глины и пластилина;
- работа с бумагой: аппликация, бумагопластика, конструирование;
- освоение приёмов работы с тканью;
- подготовка детей к экзамену.
Для выполнения поставленных учебных задач программа преподавания изобразительного искусства предусматривает основные виды деятельности: основа изобразительной грамоты и рисование (рисунок, живопись, композиция), прикладное творчество, лепка. Количество часов, отводимых программой на тот или иной вид занятий, представлено в таблице.
№ | Виды деятель- ности | Количество недель по четвертям | |||
1ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. | ||
1 | Основы изобрази- тельной грамоты и рисование | 9 | 7 | 10 | 8 |
2 | Прикладное творчество | 9 | 7 | 10 | 8 |
3 | Лепка | 9 | 7 | 10 | 8 |
Итого:34 недели на каждый вид деятельности.
Методы ведения работы.
- Изложение теоретического материала;
- Выполнение учащимися упражнений по отдельным учебным заданиям;
- Практические задания с советом, указанием, объяснением, вариативным показом или поощрением педагога;
- Коллективные работы
- Выполнение самостоятельных работ
- Анализ работ на уроках, просмотрах и родительских собраниях
- Просмотры и родительские собрания проходят в конце каждой четверти и являются необходимыми мероприятиями, которые позволяют выявить соответствие результатов образовательным целям и задачам обучения.
- При оценке работ педагог должен руководствоваться следующим критериям:
-общая художественная выразительность;
-самостоятельность и оригинальность замысла;
-содержательность сюжета;
-проявление наблюдательности, воображения;
-степень выполнения учебной задачи ( передача цвета, пространства…)
-владение художественной техникой и материалом.
- Принципы построения программы:
-от простого к более сложному, с учётом возрастных особенностей детей;
-повторение изученного на более высокой ступени;
-принцип осуществления межпредметных связей;
-чередование видов занятий.
Программа рассчитана на групповое обучение детей
(10 чел.), с учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка.
На изучение данного курса отводится 36 недель в году. Занятия проходят раз в неделю по 2 часа.
Данная программа признана
обеспечить систему нравственно- эстетического воспитания в условиях дополнительного образования, используя духовный потенциал изобразительного искусства;
освоить систему знаний и основы изобразительной деятельности, сформировать навыки рисования;
интегрировать общее и дополнительное образование, различные виды искусства в решении художественных задач воспитания и самосовершенствования личности.
- Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу обучения учащиеся должны знать
по рисунку:
-названия графических материалов (карандаш простой Т. ТМ. М. и т.д. тушь, ручка, пастель…) и назначение;
-выразительные средства графики (штрих, линия, пятно, точка)
-основные понятия о графике, штриховке, эскизе;
-термины; зарисовка, набросок, пространство;
-простейшие сведения о линии горизонта и перспективе;
-последовательность выполнения рисунков, начиная с эскиза до полного окончания работы;
-строение птиц, животных, насекомых на основе конструкции простых форм (круг, овал, прямоугольник…)
-о расположении предметов на листе и изменении их размеров (ближе- дальше )
-основные пропорции лица и фигуры человека;
должны уметь:
-правильно работать карандашом- без напряжения проводить линии в нужном направлении, не вращая при этом лист бумаги;
-различать рисунок от живописи.
-рисовать 2,3 предмета в группе (натюрморт)
-выполнять несложные наброски и зарисовки карандашом;
-располагать изображение в двуплановой композиции;
-компоновать изображение в различных форматах;
-пользоваться различной штриховкой.
по живописи
должны знать:
-названия и свойства красок;
-материалы и принадлежности ( назначение палитры, виды бумаги, кистей)
-названия 7 основных, 12 цветов и их оттенков;
-назначение белой и чёрной красок;
-контрастные цвета;
-изобразительно-выразительные средства (цвет, колорит, рефлекс)
-сведения об изменении цвета в пространстве на примере темы «Пейзаж» (смягчение очертаний, ослабление яркости цвета, изменение светлоты)
-техники выполнения акварельной живописи;
Должны уметь:
-правильно работать кистью;
-работать от фона к изображению и сверху вниз;
-отличать реалистическую картину от фантазийной, декоративную работу от живописной;
-передавать цветом пространство (плавный переход от тёмного к светлому,от яркого к бледному и наоборот)
-менять направление мазков согласно форм;
-выполнять упражнения в различных техниках акварельной живописи ( по сухой, по сырой бумаге, вливание одного цвета в другой, мазками, штрихом, точкой, монотипия)
По композиции
должны знать:
-понятия (компоновка, центр, главное и второстепенное изображение)
-основные законы композиции (доминанта, равновесие, контраст, ритм)
-зависимость размещения элементов узора от формы украшаемой поверхности;
-формы построения композиции-двуплановая, многофигурная, сюжетная;
Должны уметь:
-начинать вести работу от главного изображения, выделяя центр раз- мером, цветом или тоном;
-образно передавать содержание композиции, давать яркую характеристику сказочному персонажу;
-использовать жизненные наблюдения, прочитанные сказки и стихи, собственную фантазию в процессе создания изображения;
-уравновешивать изображаемые предметы на листе в зависимости от их массы, величины, цвета;
-ритмично располагать элементы изображения на листе;
-находить выразительные средства и изобразительные формы, отвечающих замыслу, настроению, содержанию темы;
-выполнять композиционные поиски изображения, работать с эскизами, достигать цветовой гармонии;
По прикладному творчеству
Должны знать:
-основные правила осторожности при работе с ножницами и клеем;
-основные виды декоративного художественного творчества (аппли- кация и её разновидность,флорография, кружево, орнамент)
-условность цвета в декоративной работе;
-способы складывания и вырезания бумаги в выполнении обьёмно-пространственных работ бумажной пластики;
-виды ДПИ (роспись, вышивка)
-виды росписи(хохломская, гжель) и их отличия;
Должны уметь:
-применять приёмы вырезания, вырывания, наклеивания в аппликации;
-аккуратно работать с клеем;
-работать на плоскости и, в объёме и в пространстве с бумагой, выполнять пластические сгибы бумаги;
-выполнять основные несложные элементы росписи (ягодка, завиток,лепесток, листик);
-видеть красоту в реальной действительности и создавать вещи, которые имеют утилитарное и художественное значение.
По лепке
Должны знать:
-основные правила осторожности с инструментами;
-иметь представление о народном искусстве;
-условность цвета в декоративной работе;
-сочетание декоративных элементов в узоре и расположение их на поверхности предметов;
-способы лепки: пластический и конструктивный, ленточный
-определение рельефа
Должны уметь:
-применять приёмы рисования на занятиях лепки;
-умение работать с пластилином и глиной;
-наращивать цилиндрические предметы кольцами- круговым налепом
-лепить и по замыслу, и по представлению
-передавать выразительные особенности фигурок
-лепить с натуры натюрморт из несложных предметов;
-видеть красоту в реальной действительности и создавать вещи, которые имеют художественное значение
- Перечень учебно- методического обеспечения (техническое оснащение)
Для преподавателя
- Учебные программы.
- Учебно-методические таблицы по цветоведению.
- Учебно-методические таблицы по графике.
- Учебно-методические пособия по декоративно-прикладному искусству.
- Оттеночная раскладка цветов.
- Репродукции и работы художников.
- Детские работы прошлых лет.
- Магнитофон, кассеты, грамзаписи.
- Стихи и сказки к разным темам.
Для учащихся
- Бумага. Формат А-2,А-3, А-4.
- Краски акварельные, гуашь.
- Кисти №1-10
- Палитра.
- Тушь, перья плакатные.
- Простые карандаши Т, ТМ,М…
- Цветные карандаши.
- Восковые карандаши.
- Цветные ручки.
- Фломастеры, маркеры.
- Ластик.
- Цветной картон.
- Цветная бумага, ножницы, клей ПВА.
- Список литературы
1.Гориева Н.А.Первые шаги в мире искусства. М.Просвещение
1991г.
2.Комплект программ по основам изобразительной деятельности, прикладному искусству, рисунку, живописи, композиции.
3. Костерин Н.П. Учебное рисование.-М. Просвещение. 1980
4.Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства.
5.Максимов В.Ю. У истоков мастерства. М. Просвещение 1983
6.Моисеева Т.А. Семёнова М.Н.Изобразительное искусство.
Программа. М. 1986.
7.Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный
труд. М.1977.
8.Платонова Н.Н. Синюков В.Д.Энциклопедический словарь
юного художника. М.Педагогика.
9.Терещенко Т.Ф. Изобразительное искусство. Станковая компо-
зиция. Декоративно- прикладная композиция. Рисунок. Лепка.
М. 1987.
10.Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство .М. Просвещение.
«Основы изобразительной грамоты и рисование»
(2 часа в неделю)
1 четверть
1 неделя. Тема. Вводное занятие. Линия. 1 блок «Рисунок» (2 ч)
-Беседа «С чего начинается рисунок»
-Выполнение упражнения «Виды линий»
-Значение штриха.
-Выполнение задания «Пушистый зверёк» (восковые карандаши)
2 неделя. Тема. Ажурная салфетка. (2ч) (Ажурная рыбка, птица…)
-Беседа «Что такое фломастер»
-Творческий замысел уч-ся «Ажурная салфетка» (фломастер)
3 неделя. Тема. Образ дерева (2ч)
-Просмотр и анализ породы и формы деревьев.
-Выполнить задание «Образ дерева» через темы «дерево печали», «дерево радости», «чудо-дерево». (фломастер)
4 неделя. Тема. Положительный и отрицательный образ-портрет(2ч)
-Беседа о сказочных героях.
-Жанры ИЗО
-Виды портрета
-Выполнить портрет сказочного героя. (Можно нарисовать портрет дедушки, бабушки к дате «Пожилого человека» (восковые карандаши)
5 неделя. Тема. Волшебная страна красок. 2 блок «Живопись»(2ч)
-Беседа «Введение в волшебный мир красок»
-Выполнение упр-я на предметы ассоциирующие тепло и холод
-Выполнение упр-я «Растяжки тоновые и цветовые» (Акварель)
6 неделя. Тема. «Три сестрички» (2ч)
-Беседа о трёх основных цветах.
-Понятие о цветовом спектре
-Выполнить практическое задание «Три сестрички», «Три королевича»
(Акварель)
7 неделя. Тема. «Однажды в лесу» зелёная сказка (2ч)
-Беседа «Однажды в лесу»
-Знакомство с зелёным цветом
-Нарисовать зелёную сказку «Однажды в лесу» (акварель)
8 неделя. Тема. «Осень» оранжевая сказка. (2ч)
-Беседа «Осень»
-Получение оранжевого цвета
-Выполнить сказочную осень, используя красоту оранжевого цвета.(гуашь)
9 неделя. Тема. Обобщающий урок (2ч)
2 четверть
10 неделя. Тема. Образ воды. 1 блок «Рисунок» (2ч)
-Беседа о холодных цветах
-Практическое задание: создать образ воды, используя яркий образ-характер персонажей: морской царь, водяной, русалка, принцесса-ручеёк. (2ч)
(восковые карандаши)
11 неделя. Тема. Образ огня. (2ч)
-Беседа о тёплых цветах.
-Практическое задание: создание образа огня через яркие характеры принца-огня, принцессы-огонёк, огненной семьи.(восковые карандаши)
12 неделя. Тема. Сказочная птица на цветном фоне. «Жар –птица»(2ч)
-Беседа «В мире птиц» (о пользе, о красоте линий, форм, цветовой окраски и движений птиц)
-Чтение отрывка о жар-птице из сказки П.Ершова «Конёк-горбунок»
-Просмотр рисунков И.Билибина, где художник изображает сказочных птиц и сирен.
-Выразительное решение композиции «Сказочная птица». Создание образа не включает в себя только изображение облика птицы, увиденное надо переработать и отобразить на этой основе свои творческие фантазии. (цветные карандаши, можно выполнить акварельными красками)
13-14 неделя. Тема. В царстве снежной королевы. 2 блок «Живопись»(4ч)
-Беседа «В гостях у зимней сказки и её героев»
-Упражнение с оттенками холодных цветов: точки маленькие, средние и большие.
-Практическое задание: выполнить замок снежной королевы. (гуашь)
15 неделя. Тема. Цвет в моих снах. (2ч)
-Беседа «Мои сны»
-Психология сна
-Нарисовать свой сон и составить рассказ. (гуашь)
16 неделя. Тема. Обобщающий урок. Подготовка к просмотру. (2ч)
3 четверть
17-18 неделя. Тема. Образ художника. 1 блок «Рисунок»(4ч)
-Краткая беседа о жанрах ИЗО. Натюрморт.
- Понятие главного предмета натюрморта
-Практическое задание: выполнить образ художника (можно нарисовать натюрморт по представлению) (восковые карандаши)
19 неделя. Тема. Защитники Родины. (2ч)
-Беседа «Смелые защитники Родины»
-Наиболее выразительное решение композиции по теме.(техника по выбору)
20-21 неделя. Тема. Северная красавица. (4ч)
-Беседа «Северная красавица»
-Виды портрета
-Значение орнамента.
-Выполнить выразительный портрет хантыйской девочки. (восковые карандаши, фломастеры)
22-23 неделя. Тема. «Образ мамы» 2 блок «Живопись»(4ч)
-Беседа «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
-Понятие о пропорциях
-Выполнить образ мамы. (гуашь)
24 неделя. Тема. Чёрное и белое. (2ч)
-Беседа «Узнай, как белый и чёрный цвета создают образ»
-Ахроматические цвета
-Выполнение творческой работы «Изобрази любимое домашнее животное»(гуашь)
25 неделя. Тема. «Чудо-дерево».Кляксография.(2ч)
-Понятие о кляксографии.
-Выполнить «Чудо-дерево» через клясографию. (акварель или гуашь )
26 неделя. Тема. Обобщающий урок. (2ч)
4 четверть
27 неделя. Тема. Мои друзья. 1 блок «Рисунок» (2ч)
-Беседа «Животные глазами Серова»(есть животные, занесённые в Красную книгу)
-Иллюстрации Е.Чарушина и В.Ватагина (какими художественно-выразительными средствами показали художники образ и характер того или иного животного)
-Выразительные средства: линия, пятно, штрих в различных направлениях.
-Выполнить рисунок кошки, собаки на выбранном фоне, передавая движение.(восковые карандаши)
28-29 неделя. Тема. Прогулка в космосе. (4ч)
-Беседа «Первый космонавт»
-Понятие: ближе-ниже, дальше-выше
-Творческий замысел уч-ся по теме. (фломастеры)
30-31 неделя. Тема. Семейный портрет. (4ч)
-Беседа «Дружная моя семья»
- Понятие о групповом портрете
-Практическое задание : нарисовать семейный портрет. (фломастеры)
32-33 неделя. Тема. Иллюстрация к русской народной сказке «Гуси-лебеди»4ч
-Беседа о книжной иллюстрации
-Роль художника
-Выполнить сюжет из сказки «Гуси-лебеди»(Варианты: «Сказка о царе Салтане» Пушкина, «Конёк-горбунок» Ершова) (гуашь)
34 неделя. Тема. Подготовка к просмотру. Контрольная работа.(2ч)
«Прикладное творчество»
(1 час в неделю)
1 четверть.
1 неделя. Тема. Вводный урок. «Искусство вокруг нас» (1ч)
-Беседа «Искусство вокруг нас»
-О чём хочет рассказать ДПИ?
2 неделя. Тема. Осенние дары природы. (1ч)
-Беседа «Цветы в произведениях художников»
-Понятие о флористике.
- Выполнить упр-е через флористику. (ФА)
3-4неделя. Тема. Осенние дары природы. Флористика. (2ч)
-Выполнить композицию (фА3)
5-6 неделя. Тема. Искусница-природа. (2ч)
-Беседа «Древесина, легко обрабатываемый материал»
-Правила ТБ
-Изготовление несложных поделок из природных материалов. (природные материалы)
7-8 неделя. Тема. Орнамент. (2ч)
-Беседа «История орнамента»
-Виды орнамента. Правила ТБ
-Выполнение геометрического или растительного орнамента.(Цветная бумага)
9 неделя. Тема. Подготовка к просмотру. (1ч)
2 четверть
10-11 неделя. Тема. Сказочные цветы. (2ч)
-Беседа «Объёмная аппликация»
-Беседа «Цветы четырёх времён года»
-Выполнить задание «Сказочные цветы» через объёмную аппликацию.
(коллективное панно.)
12-13 неделя. Тема. Подсолнухи .Плетение. (2ч)
-Беседа о плетении
-Выполнить композицию «Подсолнухи», используя плетение.(цветная бумага)
14 неделя. Тема. «Рождество» Встреча Нового года. (2ч)
-Беседа «Что за праздник Новый год»
-Изготовление новогодних поделок и игрушек.
-Оформление новогодней газеты
16 неделя. Тема. Обобщающий урок. (1ч)
3 четверть
17-18 неделя. Тема. Весёлое семейство матрёшек. (2ч)
-Беседа «Народные игрушки матрёшки»
-Элементы росписи
-Выполнение Загорской или Семёновской матрёшки по выбору. Можно выполнить несколько матрёшек.(гуашь)
19-21 неделя. Тема. «Северный олень» Региональный компонент. (3ч)
-Чтение сказок про северного оленя.
-Выполнение практического задания: 1этап- выполнение основы рисунка оленя. 2этап- приклеивание пряжи на основу. (цветной картон, пряжа)
22-23 неделя. Тема. Силуэтная аппликация. (2ч)
-Аппликация, виды
-Понятие о силуэте
-Выполнение силуэтной аппликации. (чёрная бумага)
24-25неделя. Тема. Полёт бабочек. (2ч)
-Беседа «Увлекательный мир оригами»
-Выполнение композиции в технике оригами с элементами аппликации
(цветной картон, цветная бумага)
26 неделя. Тема. Контрольная работа. (1ч)
4 четверть
27-28 неделя. Тема. Прогулка во вселенной. (2ч)
-Беседа «В космосе»
-Выполнение задании я «Фантастическая Вселенная» (пастель)
29-30 неделя. Тема. Полёт фантазии. (2ч)
-Беседа «Что такое рваная аппликация»
-Создание увлекательной композиции через рваную аппликацию.
(цветная бумага)
31 неделя. Тема. По сказкам. (1ч)
-Чтение русских народных сказок.
-Выполнение сюжета из сказки через аппликацию. (цветная бумага)
32-33 неделя. Тема. Тюльпаны. Бумагопластика. (2ч)
-Беседа о бумагопластике.
-Творческое задание: выполнить тюльпаны или любые другие цветы.
34 неделя. Тема. Подготовка к просмотру. (1ч)
- Содержание курса «Лепка»
(1 час в неделю)
1 четверть
1 неделя. Тема. Вводное занятие(1ч)
- цели, задачи данного курса
- инструменты и материалы
- правила ТБ
- чудо – пластилин
- задание на свободную тему (цветной пластилин)
2-3 неделя. Тема. «Чудо природы»(2ч)
- беседа о «корнепластике»
- правила ТБ
- инструменты и материалы
- создание сказочных персонажей из природных материалов (природные материалы)
4 неделя. Тема. «Урожай яблок»(1ч)
- беседа об осеннем урожае
- последовательность лепки
- лепка яблони с яблоками (пластилиновая картина) (плотный картон 15х20см и цветной пластилин)
5 неделя. Тема «Грибная семейка» (1ч)
-Беседа о разновидностях грибов
-Цвет и форма
-понятие объёма
-Лепка композиции «Грибная семейка» (цв. пластилин)
6 неделя. Тема. «Замок» (1ч)
- беседа о замке доброго и злого волшебника
- понятие формы, объёма (конус, цилиндр, куб…)
- лепка замка в объёме (оформление на подставке)
7 неделя. Тема. «Добрый слоник» (1ч)
- чтение сказки про доброго слоника (в какой сказке злой крокодил вытянул хобот слонёнку?)
- показ лепки пластическим способом (из целого куска)
- процесс лепки в объёме
8 неделя. Тема. Северный олень. (1ч) Региональный компонент.
- комбинированный способ лепки
- объёмная лепка северного оленя.
9 неделя. Тема. Обобщающий урок(1ч)
2 четверть
10 неделя. Тема. Налепные украшения (1ч.)
-Приёмы: завитки
-Беседа о применении налепных украшений
-Лепка декоративной пластины с применением налепных украшений: шарики, конусы, лепестки, завитки. (цв. пластилин)
11 неделя. Тема «Декоративная кошка» (1ч.)
-Беседа о кошках, какой окрас шерсти бывает у кошек и в каких тонах можно выполнить поделку(в тёплых или холодных)
-Лепить фигурку кошки, используя конус и шар и оформить с помощью налепных украшений. (А почему в этой работе не изображены лапки?)
(можно лепить фигурки барашка, ежа…) (цв. пластилин)
12 неделя. Тема. «Петушок» (1ч)
- Беседа «Открой тайны узоров дымсковских игрушек»
-знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре и у других народов мира
-А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»
- Понятие общей формы- овоида, умение вытягивать шею и головку петушка
-Вылепить петушка и путём налепов изображать гребешок, крылья и хвост (цв. пластилин)
13-14 неделя. Тема. «Портрет» (3ч.)
- закрепление жанра ИЗО
-понятие объёма
- беседа о прочитанных русских народных сказках, легендах народов ханты-манси
- создать образ сказочного персонажа (герой народов Ханты-манси), облепив баночку цветным пластилином
15 неделя. Тема. «Кружка с узорами»(1ч.)
-Знакомство с народным творчеством
-Беседа о декоративной посуде
-Предварительный показ способов лепки (форма, пропорция)
-лепить кружку ленточным способом, передавая характерную форму и украшения. (цв. пластилин)
16 неделя. Обобщающий урок. (1ч.)
-Подготовка к просмотру. Итоги 2 четверти
3 четверть
17-18 неделя. Тема. «Принц и принцесса»(2ч.)
-Беседа «По дорогам сказки»
-Различные приёмы лепки (детали: шар белый, расплющенная пластина, жгутики с заострёнными концами, половинка футляра от киндер- сюрприза, веер) (цв. пластилин)
19 неделя. Тема «Древний мир» (1ч)
-Беседа о животных, которые жили на земле много-много лет назад
-Приёмы лепки
-Общая композиция «Древний мир» (коллективная работа)
(цв. пластилин)
20-21 неделя. Тема. «Мой образ»(2ч.)
-Беседа «Мой фантастический образ»
-задание: облепить баночку, придавая образ тигра, кошки…(можно и сюжет создать)
22 неделя. Тема «Улитка» (1ч)
-Беседа «Чудо-глина»
-Инструменты и материалы. Правила ТБ
-Лепка улитки, используя знакомый приём «завиток» (глина)
23 неделя Тема «Лепка гуся» (1ч)
-разгадывание загадки «Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки»
-Чтение стихотворения «Жили у бабуси два весёлых гуся…»
-Правила ТБ
-Предварительный показ лепки гуся
-лепка гуся (глина)
24-25 неделя Тема «Весёлые клоуны» (2ч)
- беседа «В цирке»
- понятие рельефа
- лепка по заданной теме в рельефе (цв. пластилин)
26 неделя. Обобщающий урок
-Просмотры. Итоги 3 четверти.
4 четверть
27-28 неделя. Тема «Натюрморт» (2ч)
- беседа «Природные и рукотворные формы в натюрморте»
- понятие объёма
- лепка натюрморта из 2-х предметов с натуры (пластилин)
29 неделя. Тема «Сказочные рыбки»
-Беседа «Аквариумные рыбки»
-Произведение А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке»
-Понятие рельефа при работе с глиной
-Лепка сказочных рыбок в рельефе (глина)
30-31 неделя. Тема «Тарелка» (2ч)
-Выставка расписных тарелок
-Беседа о декоративной посуде
-Лепка тарелки, передавая выразительные особенности
-Подготовка эскиза узора для расписной тарелки
-Расписывание тарелки (глина)
32-33 неделя. Тема свободная. Обобщающий урок (2ч)
-Контрольная работа. Задание на свободную тему
-Лепка по замыслу, по памяти и наблюдению (по представлению)
Материал для лепки по выбору
- Просмотры
-Итоги четверти и обобщение полученных знаний, умений и навыков за учебный год.
«Беседа об изобразительном искусстве»
(1час в неделю)
1 четверть
1 неделя. Тема «Введение в изобразительное искусство» (1ч)
-Беседа «Кто такой художник?» (Жил-был на свете…)
-Как правильно готовиться к уроку изобразительного искусства?
Правило 1. Правило 2.
-Художник (словарная работа)
2 неделя. Тема «История о красках» 1-й блок (1ч)
-История о том, как краски между собой живут
3 неделя. Тема «Акварельные краски» (1ч)
-Знакомство с акварельными красками
-Словарная работа: акварель, палитра
-как работают акварельными красками?
-Быстрое упражнение на смешивание красок «Волшебные краски»
4 неделя. Тема «Гуашевые краски» (1ч)
-Знакомство с простейшими свойствами гуашевых красок
-Правила работы с гуашью
-Чем же отличается гуашь от акварели?
-Словарная работа: основные (главные) цвета, составные цвета, гуашь
-Упражнение «Красивые цепочки» (верхняя гирлянда состоит из красных синих колец, нижняя- из розовых и голубых)
5-6 неделя. Тема «Мой любимый цвет» (2ч)
-Беседа «Мои самые любимые цвета и за что я их люблю»
-Сказка «Свой цвет» Н. Абрамцева (раздел «Краски рассказывают сказки»
-Вопросы и задания к сказке
-Творческое задание «Характер цвета»
-Рисунок «Любимые узоры»
-Задание на дом: нарисуйте, как бы вы украсили серые пёрышки вороны своим любимым цветом. (работа по домашнему заданию)
7 неделя. Тема «Разноцветный человечек» (1ч)
-Игра «Как цвета друг друга украшают»
-Чтение сказки «Разноцветный человечек»
-Вопросы и задания к сказке
-Игра-сценка «Новый цвет»
-Письменная работа: представьте, что разноцветный человечек попал к вам в дом. Опишите его жизнь в своём доме
-Работа по домашнему заданию: напишите или нарисуйте историю о том, как на земле появились краски.
8 неделя. Тема «Мир цвета радуги» (1ч)
-Игра «Найди радугу»
-Чтение сказки «Радуга». Н. Абрамцева
-Вопросы и задания к сказке
-Письменная работа: напиши весёлую историю о том, как солнышко на один день было покрашено
-Задание на дом: нарисуйте разноцветную радугу и её дочек-фей разных цветов. Напишите или нарисуйте сказку о том, как добрая радуга растила своих дочек. (работа по домашнему заданию)
9 неделя. Тема Обобщающий урок
2 четверть
10 неделя. Тема «Зелёное платье земли» (1ч)
-Игра «Кто самый зеленый?»
-Чтение сказки «Волшебная зелёная палочка». М. Скребцова
Вопросы и задания к сказке
-Выполнение рисунка «Зелёная планета»
-Творческое задание «Зелёная история»
-Задание на дом: написать сказку о том, как фея зелёного цвета полюбила осень и не захотела уходить с земли. Нарисовать осенний пейзаж зелёными красками.
11 неделя. Тема «Зелёное лето» (1ч)
-Чтение сказки « Зелёная сказка». Н. Абрамцева.
-Вопросы и задания к сказке
-Выполнить рисунок «Фея зелёного лета»
12 неделя. Тема «Красный цвет» (1ч)
-Творческое задание «Красный цвет». Викторина, посвящённая красному цвету.
-Чтение сказки «Красная дуга»
-Вопросы и задания к сказке
-Выполнение рисунка «Красные цветы»
-Задание на дом: написать рассказ на тему «Как красный цвет влияет на моё настроение»
-Работа по домашнему заданию
13 неделя. Тема «Художники и красный цвет» (1ч)
-Творческое задание «Рассказ о красном цвете». А. Матисс «Красные рыбки», К.Петров-Водкин «Купание красного коня»
-Вопросы и задания
-Чтение «Красной сказки»
-Рисунок «Красные дары земли» (коллективное задание по группам)
-Задание на дом: придумать меню из блюд, в которых преобладает красный цвет и его оттенки
-Работа по домашнему заданию.
14 неделя. Тема «Цвет моря и неба». Синий и голубой (1ч)
-Старинная легенда о васильке. (сказка «Как появились синие цветы» )
-Вопросы и задания к сказке
-Чтение « Голубой сказки»
-Вопросы и задания к сказке
-Задание: нарисуйте синюю птицу или синего зверя и придумайте о них сказку.
15 неделя. Тема «Кто самый белый» (1ч)
-Беседа. Вопросы и задания для беседы.
-Чтение сказки «Белая снежинка». М.Скребцова.
-Вопросы и задания к сказке
-Самая нужная краска. А.Лопатина.
-Задание: нарисуйте снежинку из сказки в образе красивой девочки в белоснежном наряде.
-Задание на дом: напишите названия продуктов белого цвета.
16 неделя. Тема. «С кем дружит чёрный цвет»» (1ч)Обобщающий урок (1ч)
-Беседа ( вопросы и задания для беседы)
-Чтение сказки «подарок феи чёрного цвета». Вопросы и задания к сказке.
-Чтение сказки «Серый кот и чёрная мышка». Вопросы к сказке.
-Письменная работа: однажды фея чёрного цвета обиделась, что многие люди не хотят с ней дружить и решила покинуть землю. Напишите сказку о том, что произойдёт на земле, если исчезнут: чёрный хлеб, чернослив, чёрный кофе, чёрные волосы, глаза, Чёрное море и другие предметы или явления чёрного цвета
3 четверть
17 неделя. Тема. «Жёлтый цвет земли» (1ч)
- беседа, вопросы и задания для беседы
- чтение сказки «Друзья золотого луча». М. Скребцова
- вопросы и задания к сказке
- выполнить рисунок «когда солнышко смеётся»
- письменная работа: напишите о каком либо эпизоде из своей жизни, когда вам было грустно, а солнечный луч развеселил вас
18 неделя. Тема. «Оранжевый цвет» (1ч)
- беседа, вопросы и задания для беседы (картина И. Машкова «Тыква»)
- чтение «рыжей» сказки. Н. Абрамцева (сказка «Первый художник».
А. Лопатина)
- вопросы и задания к сказке
- выполнить рисунок «портрет с веснушками». Представьте, что рыжое солнышко подарило вам сто веснушек. Нарисуйте свой весёлый портрет с веснушками
19 неделя. Тема. «Коричневый мир» (1ч)
- (дети должны надеть в школу что-либо коричневого цвета или его оттенков: брюки, бант, туфли, шарф и так далее)
- беседа. Вопросы и задания для беседы
- чтение сказки «Семена жизни». А. Лопатина
- вопросы и задания к сказке
-« шоколадное королевство»
- вопросы и задания к сказке
- игра «Планеты разного цвета»
20 неделя. Тема. «Исследуем язык цвета» (1ч)
- беседа, вопросы и задания для беседы
- чтение пёстрой сказки, вопросы и задания к сказке
- выполнить рисунок «улыбки цветов»
21 неделя. Тема «Как рождается музей» 2-й блок (1ч)
-беседа «…а теперь поговорим о художниках, которые пишут…»
-Путешествие по Третьяковской галерее
Словарная работа :музей
22 неделя. Тема «Почему лес и волк помогают Ивану-царевичу?» (1ч)
-Ознакомление с произведением изобразительного искусства –
В.М. Васнецова « Иван - царевич на Сером волке» 1889г
- Знакомство с образцами народной вышивки (анализ узоров на одежде героев, как одеты Иван-царевич и Елена Прекрасная )
-Упражнение: сочинение узора для платья, передника…
23 неделя. Тема «Почему горюет Алёнушка?» (1ч)
-беседа по картине «Алёнушка» (1881г.)
-Мир сказки для Васнецова –это мир счастья. (Вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты. Полюбуйтесь иллюстрациями Ю.Васнецова: «Кот, петух и лиса», «Репка», «Петушок», «Теремок»
24 неделя. Тема «Тройка» Василий Григорьевич Перов. (1ч)
-Путешествие по Третьяковской галерее продолжается
-Беседа по картине «Тройка» (1866 г)
Словарная работа: гамма (цветовая)
25неделя. Тема «Знаете ли вы русские портреты?» (1ч)
-Знакомство с жанром ИЗО
-Рассматривание и анализ портретов
-Словарная работа: портрет
26 неделя. Тема Обобщающий урок. (1ч)
4 четверть
27 неделя. Тема «Третьяковка, 1990 годы…» (1ч)
-Реконструкция Третьяковки
-Инженерный корпус
-Словарная работа: реконструкция, корпус
28 неделя. Тема «Этот удивительный музей Тропинина» (1ч)
-Беседа о том, как московский коллекционер Евгений Феликсович Вишневский купил портрет неизвестного…
-Поиски и находки
29 неделя. Тема «Находка в старом доме» (1ч)
Рассказ о том, как подпись обнаружил рентген
-словарная работа
30 неделя. Тема «Дом в Елабуге» (1ч)
-Ваня- «мазилка»
-Каким был дом Шишкиных?
31-33неделя. Тема «Это русское раздолье…»(3ч)
- Беседа о красоте вокруг нас. «Рожь» 1878г.
-«Лесные дали» 1884г.
-«Утро в сосновом лесу» 1889г
34 неделя. Тема Обобщающий урок. (1ч)
-выбор учащимися картины художников, анализ, составление рассказа по картине и рисование сказки (техника исполнения свободная)