Рабочая программа по предметам: основы изобразительной грамоты и рисование, прикладное творчество, лепка. Первый год обучения.

Муфтахова Фарида Ахметовна

«Подготовка детей к обучению в детской художественной школе» для учащихся 8 лет. Первый год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prog._1-y_god_ob.8let._2012-2013.docx44.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская художественная школа»

                                                          УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                    Директор МБОУ ДОД «ДХШ»

                                                                                                     ____________Л.Н. Степанов

                                                                                                     «____»____________ 2012 г.

 

                                           Принято на педагогическом совете «___»_______________2012г.

                                    Зам.директора по УВР:_________ Зам директора по МР:__________

Рабочая  программа по предметам:

 основы изобразительной грамоты и рисование,

 прикладное творчество,

лепка

отделения «Раннего эстетического образования (подготовительное)

«Подготовка детей к обучению в детской художественной школе»

для учащихся 8 лет

(уровень реализации полного курса -  3 года, первый год обучения)

на 2012 – 2013 учебный год

                                       

                                                                                                       Автор – составитель преподаватель

                                                                                                            Муфтахова Фарида Ахметовна

Мегион

2012 г.

  • Пояснительная записка.

   Детская художественная школа находится в тесном контакте с общеобразовательной школой и признана способствовать воспитанию гармонически развитой личности.  Главной задачей обучения в МБОУ ДОД «Детская художественная школа» является приобщение учеников к художественной культуре, обучения их основам изобразительной грамоты, воспитание эстетического вкуса. Независимо от того, станут ли учащиеся профессиональными художниками, следует сделать всевозможное для полноценного воспитания. 

Образовательная программа имеет художественную направленность и относится к общеобразовательному виду программ дополнительного образования детей. Новизна данной программы заключается во введении в неё регионального(культурно-национального) компонента образования- нравственных воззрений коренных народов Севера, их изобразительного и декоративно-прикладного искусства, учёте в построении программы особенностей возрастной специфики учащихся.

   Настоящая программа предназначена для работы с детьми  8 лет в подготовительных классах детских художественных школ. Программа отличается  принципом блочного построения  тем в четверти, учитывая вид деятельности

        Цели данной программы:

  • формирование  художественно- эстетического вкуса;
  • приобретение детьми некоторых профессиональных навыков и знаний;
  • развитие ассоциативно- образного мышления, наблюдательности, фантазии, воображения;
  • выявление наиболее одарённых в области изобразительного искусства детей, способных впоследствии продолжать обучение в художественных училищах…

Цели реализуются с помощью задач, осуществляемых обучением.

       Задачи программы:

  • знакомство с основными видами ИЗО: рисунок (графика), живопись, композиция, декоративно- прикладное искусство и их материалы.
  • изучение основ цветоведения;
  • изучение основ композиции;
  • освоение основ в компоновке изображения;
  • освоение принципа создания пространства в пейзаже;
  • знакомство с произведениями искусства и их авторами;
  • знакомство со строением птиц, животных и способами  их изображения
  • изучение жанров: пейзаж, натюрморт, анималистический…
  • знакомство с жанром портрета (виды портрета), изучение пропорций лица и фигуры человека;
  • изучение форм построения композиции;
  • знакомство с видами росписи в ДПИ и особенностями работы;
  • знакомство с материалами лепки и освоение приёмов лепки;
  • особенности художественных материалов глины и пластилина;
  • работа с бумагой: аппликация, бумагопластика, конструирование;
  • освоение приёмов работы с тканью;
  • подготовка детей к экзамену.

Для выполнения поставленных учебных задач  программа преподавания изобразительного искусства предусматривает основные виды деятельности: основа изобразительной грамоты и рисование (рисунок, живопись, композиция), прикладное творчество, лепка. Количество часов, отводимых программой на тот или иной вид занятий, представлено в таблице.

Виды деятель-

ности

Количество недель по четвертям

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1

Основы изобрази-

тельной грамоты

и рисование    

9

7

10

8

2

Прикладное творчество

9

7

10

8

3

Лепка

9

7

10

8

                                           Итого:34 недели  на каждый вид деятельности.

Методы  ведения  работы.

  • Изложение теоретического материала;
  • Выполнение учащимися упражнений по отдельным учебным заданиям;
  • Практические задания с советом, указанием, объяснением, вариативным показом или поощрением педагога;
  • Коллективные работы
  • Выполнение самостоятельных работ
  • Анализ работ на уроках, просмотрах и родительских собраниях
  • Просмотры и родительские собрания проходят в конце каждой четверти и являются необходимыми мероприятиями, которые позволяют выявить соответствие результатов образовательным целям и задачам обучения.
  • При оценке работ педагог должен руководствоваться следующим критериям:

        -общая художественная выразительность;

        -самостоятельность и оригинальность замысла;

        -содержательность сюжета;

        -проявление наблюдательности, воображения;

        -степень выполнения учебной задачи ( передача цвета, пространства…)

        -владение художественной техникой и материалом.

  • Принципы построения программы:

                  -от простого к более сложному, с учётом возрастных особенностей детей;

                  -повторение изученного  на  более   высокой  ступени;

                  -принцип осуществления межпредметных связей;

                  -чередование видов занятий.

             Программа рассчитана на групповое обучение детей  

  (10 чел.), с учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка.

 На изучение данного курса отводится 36 недель в году. Занятия проходят раз в неделю  по 2 часа.

             Данная программа признана

обеспечить систему нравственно- эстетического воспитания в условиях дополнительного образования, используя духовный потенциал изобразительного искусства;

освоить систему знаний и основы изобразительной деятельности, сформировать навыки рисования;

интегрировать общее  и дополнительное образование, различные виды  искусства в решении художественных задач воспитания и самосовершенствования личности.

  • Требования к уровню подготовки учащихся.

 К концу обучения учащиеся должны знать

                                            по   рисунку:

-названия графических материалов (карандаш простой Т. ТМ. М. и т.д. тушь, ручка, пастель…) и назначение;

-выразительные средства графики (штрих, линия, пятно, точка)

-основные понятия о графике,   штриховке,  эскизе;

-термины; зарисовка, набросок, пространство;

-простейшие сведения о линии горизонта и  перспективе;

-последовательность выполнения рисунков, начиная с эскиза до полного окончания работы;

-строение птиц, животных, насекомых на основе конструкции простых форм (круг, овал, прямоугольник…)

-о расположении предметов на листе и изменении их размеров (ближе- дальше )

-основные пропорции лица и фигуры человека;

должны уметь:

-правильно работать карандашом- без напряжения проводить линии в нужном направлении, не вращая при этом лист бумаги;

-различать рисунок от живописи.

-рисовать  2,3 предмета в группе (натюрморт)

-выполнять несложные наброски и зарисовки карандашом;

-располагать  изображение в двуплановой композиции;

-компоновать изображение в различных форматах;

-пользоваться различной штриховкой.

                                          по живописи

должны знать:

-названия и свойства красок;

-материалы и принадлежности ( назначение палитры, виды бумаги, кистей)

-названия 7 основных,  12 цветов и их оттенков;

-назначение белой и чёрной красок;

-контрастные цвета;

-изобразительно-выразительные средства (цвет, колорит, рефлекс)

-сведения об изменении цвета в пространстве на примере темы «Пейзаж» (смягчение очертаний, ослабление яркости  цвета, изменение светлоты)

-техники выполнения акварельной живописи;

 Должны уметь:

-правильно работать кистью;

-работать от фона к изображению и сверху вниз;

-отличать реалистическую картину от фантазийной, декоративную работу от живописной;

-передавать цветом пространство (плавный переход от тёмного к светлому,от яркого к бледному и наоборот)

-менять направление мазков согласно форм;

-выполнять упражнения в различных техниках акварельной живописи ( по сухой, по сырой бумаге, вливание одного цвета в другой, мазками, штрихом, точкой, монотипия)

                                      По  композиции

должны знать:

-понятия (компоновка, центр, главное и второстепенное изображение)

-основные законы композиции (доминанта, равновесие, контраст, ритм)

-зависимость размещения элементов узора  от формы украшаемой поверхности;

-формы построения композиции-двуплановая, многофигурная, сюжетная;

Должны уметь:

-начинать вести работу от главного изображения, выделяя центр раз-  мером, цветом или тоном;

-образно передавать содержание композиции, давать яркую характеристику сказочному персонажу;

-использовать жизненные наблюдения, прочитанные сказки и стихи, собственную фантазию в процессе создания изображения;

-уравновешивать изображаемые предметы на листе в зависимости от их массы, величины, цвета;

-ритмично располагать элементы изображения на листе;

-находить выразительные средства и изобразительные формы, отвечающих замыслу, настроению, содержанию темы;

-выполнять композиционные поиски изображения, работать с эскизами, достигать цветовой гармонии;

                                          По прикладному творчеству

Должны знать:

-основные правила осторожности при работе с ножницами и клеем;

-основные виды декоративного художественного творчества (аппли- кация и её разновидность,флорография, кружево, орнамент)

-условность цвета в декоративной работе;

-способы складывания и вырезания бумаги в выполнении обьёмно-пространственных работ бумажной пластики;

-виды ДПИ (роспись, вышивка)

-виды росписи(хохломская, гжель) и их отличия;

Должны уметь:

-применять приёмы вырезания, вырывания, наклеивания в аппликации;

-аккуратно работать с клеем;

-работать на плоскости и, в объёме и в пространстве с бумагой, выполнять пластические сгибы бумаги;

-выполнять основные несложные элементы росписи (ягодка, завиток,лепесток, листик);

-видеть красоту в реальной действительности и создавать вещи, которые имеют утилитарное и художественное значение.

По лепке

Должны знать:

-основные правила осторожности с инструментами;

-иметь представление о народном искусстве;

-условность цвета в декоративной работе;

-сочетание декоративных  элементов в узоре и расположение их на поверхности предметов;

-способы лепки: пластический и конструктивный, ленточный

-определение  рельефа

Должны уметь:

-применять приёмы рисования на занятиях лепки;

-умение работать с пластилином и глиной;

-наращивать цилиндрические предметы кольцами- круговым налепом

-лепить и по замыслу, и по представлению

-передавать выразительные особенности фигурок

-лепить с натуры натюрморт из несложных предметов;

-видеть красоту в реальной действительности и создавать вещи, которые имеют художественное значение

  • Перечень учебно- методического обеспечения (техническое оснащение)

 Для преподавателя

  • Учебные программы.
  • Учебно-методические таблицы по цветоведению.
  • Учебно-методические таблицы по графике.
  • Учебно-методические пособия по декоративно-прикладному искусству.
  • Оттеночная раскладка цветов.
  • Репродукции и работы художников.
  • Детские работы прошлых лет.
  • Магнитофон, кассеты, грамзаписи.
  • Стихи и сказки к разным темам.

  Для учащихся

  • Бумага. Формат   А-2,А-3, А-4.
  • Краски акварельные, гуашь.
  • Кисти №1-10
  • Палитра.
  • Тушь, перья плакатные.
  • Простые карандаши Т, ТМ,М…
  • Цветные карандаши.
  • Восковые карандаши.
  • Цветные ручки.
  • Фломастеры, маркеры.
  • Ластик.
  • Цветной картон.
  • Цветная бумага, ножницы, клей ПВА.

  • Список литературы

1.Гориева Н.А.Первые шаги в мире искусства. М.Просвещение

    1991г.

2.Комплект программ по основам изобразительной деятельности,   прикладному искусству, рисунку, живописи, композиции.

3. Костерин Н.П. Учебное рисование.-М. Просвещение. 1980

4.Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства.

5.Максимов В.Ю. У истоков мастерства. М. Просвещение 1983

6.Моисеева Т.А. Семёнова М.Н.Изобразительное искусство.

    Программа. М. 1986.

7.Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный  

    труд.  М.1977.

8.Платонова Н.Н. Синюков В.Д.Энциклопедический словарь

    юного художника. М.Педагогика.

9.Терещенко Т.Ф. Изобразительное искусство. Станковая компо-

         зиция. Декоративно- прикладная композиция. Рисунок. Лепка.

         М.  1987.

     10.Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство .М. Просвещение.

 «Основы изобразительной грамоты и рисование»

(2 часа в неделю)

1 четверть

1 неделя. Тема.  Вводное занятие. Линия. 1 блок «Рисунок» (2 ч)

-Беседа «С чего начинается рисунок»

-Выполнение упражнения «Виды линий»

-Значение штриха.

-Выполнение задания «Пушистый зверёк» (восковые карандаши)

2 неделя. Тема.  Ажурная салфетка. (2ч) (Ажурная рыбка, птица…)

-Беседа «Что такое фломастер»

-Творческий замысел уч-ся «Ажурная салфетка» (фломастер)

3 неделя. Тема. Образ дерева (2ч)

-Просмотр и анализ породы и формы деревьев.

-Выполнить задание «Образ дерева» через темы «дерево печали», «дерево радости», «чудо-дерево». (фломастер)

4 неделя. Тема. Положительный и отрицательный образ-портрет(2ч)

-Беседа о сказочных героях.

-Жанры ИЗО

-Виды портрета

-Выполнить портрет сказочного героя. (Можно нарисовать портрет дедушки, бабушки к дате «Пожилого человека» (восковые карандаши)

5 неделя. Тема. Волшебная страна красок. 2 блок «Живопись»(2ч)

-Беседа «Введение в волшебный мир красок»

-Выполнение упр-я на предметы ассоциирующие тепло и холод

-Выполнение упр-я «Растяжки тоновые и цветовые» (Акварель)

6 неделя. Тема. «Три сестрички» (2ч)

          -Беседа о трёх основных цветах.

          -Понятие о цветовом спектре

          -Выполнить практическое задание «Три сестрички», «Три королевича»

                      (Акварель)

7 неделя. Тема. «Однажды в лесу» зелёная сказка (2ч)

 -Беседа «Однажды в лесу»

-Знакомство с зелёным цветом

-Нарисовать зелёную сказку «Однажды в лесу» (акварель)

8 неделя. Тема. «Осень» оранжевая сказка. (2ч)

            -Беседа «Осень»

          -Получение оранжевого цвета

           -Выполнить сказочную осень, используя красоту оранжевого цвета.(гуашь)

9 неделя. Тема. Обобщающий урок (2ч)

2 четверть

10 неделя. Тема. Образ воды. 1 блок «Рисунок» (2ч)

-Беседа о холодных цветах

-Практическое задание: создать образ воды, используя яркий образ-характер персонажей: морской царь, водяной, русалка, принцесса-ручеёк. (2ч)

                   (восковые карандаши)

11 неделя. Тема. Образ огня. (2ч)

                       -Беседа о тёплых цветах.

           -Практическое задание: создание образа огня через яркие характеры принца-огня, принцессы-огонёк, огненной семьи.(восковые карандаши)

12 неделя. Тема. Сказочная птица на цветном фоне. «Жар –птица»(2ч)

-Беседа «В мире птиц» (о пользе, о красоте линий, форм, цветовой окраски и движений птиц)

-Чтение отрывка о  жар-птице из сказки П.Ершова «Конёк-горбунок»

-Просмотр рисунков  И.Билибина, где художник изображает  сказочных птиц и сирен.

-Выразительное решение композиции  «Сказочная птица». Создание образа не включает в себя только изображение облика птицы, увиденное надо переработать и отобразить на этой основе свои творческие фантазии.  (цветные карандаши, можно выполнить акварельными красками)

13-14 неделя. Тема. В царстве снежной королевы.  2 блок «Живопись»(4ч)

            -Беседа «В гостях у зимней сказки и её героев»

            -Упражнение с оттенками холодных цветов: точки маленькие, средние и большие.

             -Практическое задание: выполнить замок снежной королевы. (гуашь)

15 неделя. Тема. Цвет в моих снах. (2ч)

-Беседа «Мои сны»

-Психология сна

-Нарисовать свой сон и составить рассказ. (гуашь)

16 неделя. Тема. Обобщающий урок.  Подготовка к просмотру. (2ч)

3 четверть

17-18 неделя. Тема. Образ художника.  1 блок «Рисунок»(4ч)

  -Краткая беседа о жанрах ИЗО. Натюрморт.

- Понятие главного предмета натюрморта

-Практическое задание: выполнить образ художника (можно нарисовать натюрморт по представлению) (восковые карандаши)

19 неделя. Тема. Защитники Родины. (2ч)

             -Беседа «Смелые защитники Родины»

             -Наиболее выразительное решение композиции по теме.(техника по выбору)

20-21 неделя. Тема. Северная красавица. (4ч)

-Беседа «Северная красавица»

-Виды портрета

-Значение орнамента.

-Выполнить выразительный портрет хантыйской девочки. (восковые карандаши, фломастеры)

22-23 неделя. Тема. «Образ мамы»  2 блок  «Живопись»(4ч)

                -Беседа «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

                -Понятие о пропорциях

                -Выполнить образ мамы. (гуашь)

24 неделя. Тема. Чёрное и белое. (2ч)

-Беседа «Узнай, как белый и чёрный цвета создают образ»

-Ахроматические цвета

-Выполнение творческой работы «Изобрази любимое домашнее животное»(гуашь)

25 неделя. Тема. «Чудо-дерево».Кляксография.(2ч)

                 -Понятие о кляксографии.

                 -Выполнить «Чудо-дерево» через клясографию. (акварель или гуашь )

26 неделя. Тема. Обобщающий урок. (2ч)

4 четверть

27 неделя. Тема.  Мои друзья. 1 блок «Рисунок» (2ч)

-Беседа «Животные глазами Серова»(есть животные, занесённые в Красную книгу)

-Иллюстрации Е.Чарушина и В.Ватагина (какими художественно-выразительными средствами показали художники образ и характер того или иного животного)

-Выразительные средства: линия, пятно, штрих в различных направлениях.

-Выполнить рисунок кошки, собаки на выбранном фоне, передавая движение.(восковые карандаши)

28-29 неделя. Тема. Прогулка в космосе. (4ч)

          -Беседа «Первый космонавт»

          -Понятие: ближе-ниже, дальше-выше

          -Творческий замысел уч-ся по теме. (фломастеры)

30-31 неделя. Тема. Семейный портрет. (4ч)

-Беседа «Дружная моя семья»

- Понятие о групповом портрете

-Практическое задание : нарисовать семейный портрет. (фломастеры)

32-33 неделя. Тема. Иллюстрация к русской народной сказке «Гуси-лебеди»4ч

-Беседа о книжной иллюстрации

-Роль художника

-Выполнить сюжет из сказки «Гуси-лебеди»(Варианты: «Сказка о царе Салтане» Пушкина, «Конёк-горбунок» Ершова) (гуашь)

34 неделя. Тема. Подготовка к просмотру. Контрольная работа.(2ч)

«Прикладное творчество»

(1 час в неделю)

1 четверть.

1 неделя. Тема.  Вводный урок. «Искусство вокруг нас»  (1ч)

-Беседа «Искусство вокруг нас»

-О чём хочет рассказать ДПИ?

2 неделя. Тема.  Осенние дары природы. (1ч)

             -Беседа «Цветы в произведениях художников»

             -Понятие о флористике.

              - Выполнить упр-е через флористику. (ФА)

3-4неделя. Тема. Осенние дары природы. Флористика. (2ч)

-Выполнить композицию (фА3)

5-6 неделя. Тема. Искусница-природа. (2ч)

-Беседа «Древесина, легко обрабатываемый материал»

-Правила ТБ

-Изготовление несложных поделок из природных материалов. (природные материалы)

7-8 неделя. Тема. Орнамент. (2ч)

-Беседа «История орнамента»

-Виды орнамента. Правила ТБ

-Выполнение геометрического или растительного орнамента.(Цветная бумага)

9 неделя. Тема. Подготовка к просмотру. (1ч)

2 четверть

10-11 неделя. Тема. Сказочные цветы. (2ч)

               -Беседа «Объёмная аппликация»

               -Беседа «Цветы четырёх времён года»

              -Выполнить задание «Сказочные цветы» через объёмную аппликацию.

             (коллективное панно.)

12-13 неделя. Тема. Подсолнухи .Плетение. (2ч)

-Беседа о плетении

-Выполнить композицию «Подсолнухи», используя плетение.(цветная бумага)

14 неделя. Тема. «Рождество» Встреча Нового года. (2ч)

           -Беседа «Что за праздник Новый год»

         -Изготовление новогодних поделок и игрушек.

        -Оформление новогодней газеты

16 неделя. Тема.  Обобщающий урок. (1ч)

3 четверть

17-18 неделя. Тема. Весёлое семейство матрёшек. (2ч)

-Беседа «Народные игрушки матрёшки»

-Элементы росписи

-Выполнение Загорской или Семёновской матрёшки по выбору. Можно выполнить несколько матрёшек.(гуашь)

19-21 неделя. Тема. «Северный олень» Региональный компонент. (3ч)

              -Чтение сказок про северного оленя.

              -Выполнение практического задания: 1этап- выполнение основы рисунка оленя. 2этап- приклеивание пряжи на основу. (цветной картон, пряжа)

22-23 неделя. Тема. Силуэтная аппликация. (2ч)

-Аппликация, виды

-Понятие о силуэте

-Выполнение силуэтной аппликации. (чёрная бумага)

24-25неделя. Тема. Полёт бабочек. (2ч)

             -Беседа «Увлекательный мир оригами»

             -Выполнение композиции в технике оригами с элементами аппликации

               (цветной картон, цветная бумага)

26 неделя. Тема. Контрольная работа. (1ч)

4 четверть

27-28 неделя. Тема.  Прогулка во вселенной. (2ч)

-Беседа «В космосе»

-Выполнение задании я «Фантастическая Вселенная» (пастель)

29-30 неделя. Тема. Полёт фантазии. (2ч)

            -Беседа «Что такое рваная аппликация»

            -Создание увлекательной композиции через рваную аппликацию.

                      (цветная бумага)

31 неделя. Тема. По сказкам. (1ч)

-Чтение русских народных сказок.

-Выполнение сюжета из сказки через аппликацию. (цветная бумага)

32-33 неделя. Тема. Тюльпаны. Бумагопластика. (2ч)

               -Беседа о бумагопластике.

               -Творческое задание: выполнить тюльпаны или любые другие цветы.

34 неделя. Тема. Подготовка к просмотру. (1ч)

  • Содержание курса «Лепка»

(1 час в неделю)

1 четверть

1 неделя. Тема. Вводное занятие(1ч)

- цели, задачи данного курса

- инструменты и материалы

- правила ТБ

- чудо – пластилин

- задание на свободную тему (цветной пластилин)

     2-3 неделя. Тема. «Чудо природы»(2ч)

- беседа о «корнепластике»

- правила ТБ

- инструменты и материалы

- создание сказочных персонажей из природных материалов (природные материалы)

   4 неделя. Тема. «Урожай яблок»(1ч)

- беседа об осеннем урожае

- последовательность лепки

- лепка яблони с яблоками (пластилиновая картина) (плотный картон 15х20см  и цветной пластилин)

     5 неделя. Тема «Грибная семейка» (1ч)

-Беседа о разновидностях грибов

-Цвет и форма

-понятие объёма

-Лепка композиции «Грибная семейка» (цв. пластилин)

     6 неделя. Тема. «Замок» (1ч)

- беседа о замке доброго и злого волшебника

- понятие  формы, объёма (конус, цилиндр, куб…)

- лепка замка в объёме (оформление на подставке)                                  

   7 неделя. Тема. «Добрый слоник» (1ч)

- чтение сказки про доброго слоника (в какой сказке злой крокодил вытянул хобот слонёнку?)

- показ лепки пластическим способом (из целого куска)

- процесс лепки в объёме

     8 неделя. Тема. Северный олень. (1ч) Региональный компонент.

- комбинированный способ лепки

- объёмная лепка северного оленя.

   9 неделя. Тема. Обобщающий урок(1ч)

2 четверть

10 неделя. Тема. Налепные украшения (1ч.)

-Приёмы: завитки

-Беседа о применении налепных украшений

-Лепка декоративной пластины с применением налепных украшений: шарики, конусы, лепестки, завитки. (цв. пластилин)

   11 неделя. Тема «Декоративная кошка» (1ч.)

-Беседа о кошках, какой окрас шерсти бывает у кошек и в каких тонах можно выполнить поделку(в тёплых или холодных)

-Лепить фигурку кошки, используя конус и шар и оформить с помощью налепных украшений. (А почему в этой работе не изображены лапки?)

(можно лепить фигурки барашка, ежа…)  (цв. пластилин)

     12 неделя. Тема. «Петушок» (1ч)

- Беседа «Открой тайны узоров дымсковских игрушек»

-знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре и у других народов мира

-А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

- Понятие общей формы- овоида, умение вытягивать шею и головку петушка

-Вылепить петушка и путём налепов изображать гребешок, крылья и хвост (цв. пластилин)

    13-14 неделя. Тема. «Портрет» (3ч.)

- закрепление жанра ИЗО

-понятие объёма

- беседа о прочитанных русских народных сказках, легендах народов ханты-манси

- создать образ сказочного персонажа (герой народов Ханты-манси), облепив баночку цветным пластилином

     15 неделя. Тема. «Кружка с узорами»(1ч.)

-Знакомство с народным творчеством

-Беседа о декоративной посуде

-Предварительный показ способов лепки (форма, пропорция)

-лепить кружку ленточным способом, передавая характерную форму и украшения.  (цв. пластилин)

16 неделя. Обобщающий урок. (1ч.)

 -Подготовка к просмотру. Итоги 2 четверти

3 четверть

17-18 неделя. Тема. «Принц и принцесса»(2ч.)

-Беседа «По дорогам сказки»

-Различные  приёмы лепки (детали: шар белый, расплющенная пластина, жгутики с заострёнными концами, половинка футляра от киндер- сюрприза, веер)   (цв. пластилин)

    19 неделя. Тема «Древний мир» (1ч)

-Беседа о животных, которые жили на земле много-много лет назад

-Приёмы лепки

-Общая композиция «Древний мир» (коллективная работа)

                                                                                     (цв. пластилин)

20-21 неделя. Тема. «Мой образ»(2ч.)

-Беседа «Мой фантастический образ»

-задание: облепить баночку, придавая образ тигра, кошки…(можно и сюжет создать)

     22 неделя.  Тема  «Улитка» (1ч)

-Беседа «Чудо-глина»

-Инструменты и материалы. Правила ТБ

-Лепка улитки, используя знакомый приём «завиток» (глина)

     23 неделя Тема «Лепка гуся» (1ч)

-разгадывание загадки «Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки»

-Чтение стихотворения «Жили у бабуси два весёлых гуся…»

-Правила ТБ

-Предварительный показ лепки гуся

-лепка гуся (глина)

     24-25 неделя Тема «Весёлые клоуны» (2ч)

- беседа «В цирке»

- понятие рельефа

- лепка по заданной теме в рельефе  (цв. пластилин)

26 неделя.  Обобщающий урок

 -Просмотры. Итоги 3 четверти.

4 четверть

27-28 неделя. Тема «Натюрморт» (2ч)

- беседа «Природные и рукотворные формы в натюрморте»

- понятие объёма

- лепка натюрморта из 2-х  предметов с натуры (пластилин)

29 неделя.  Тема «Сказочные рыбки»

-Беседа «Аквариумные рыбки»

-Произведение А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке»

-Понятие рельефа при работе с глиной

-Лепка сказочных рыбок в рельефе (глина)

    30-31 неделя. Тема «Тарелка» (2ч)

-Выставка расписных тарелок

-Беседа о декоративной посуде

-Лепка тарелки, передавая выразительные особенности

-Подготовка эскиза узора для расписной тарелки

-Расписывание тарелки (глина)

     32-33 неделя.  Тема свободная. Обобщающий урок (2ч)

-Контрольная работа. Задание на свободную тему

-Лепка по замыслу, по памяти и наблюдению (по представлению)

 Материал для лепки по выбору

- Просмотры

  -Итоги четверти и обобщение полученных знаний, умений и навыков за учебный год.

«Беседа об изобразительном искусстве»

(1час в неделю)

                          1 четверть

1 неделя.  Тема «Введение в изобразительное искусство» (1ч)

-Беседа «Кто такой художник?» (Жил-был на свете…)

-Как правильно готовиться к уроку изобразительного искусства?

   Правило 1. Правило 2.

-Художник (словарная работа)

     2 неделя.  Тема «История о красках»  1-й блок (1ч)

-История о том, как краски между собой живут

      3 неделя. Тема «Акварельные краски» (1ч)

-Знакомство с акварельными красками

-Словарная работа: акварель, палитра

-как работают акварельными красками?

-Быстрое упражнение на смешивание красок «Волшебные краски»

   4 неделя. Тема «Гуашевые краски» (1ч)

-Знакомство с простейшими  свойствами гуашевых красок

-Правила работы с гуашью

-Чем же отличается гуашь от акварели?

-Словарная работа: основные (главные) цвета, составные цвета, гуашь

-Упражнение «Красивые цепочки» (верхняя гирлянда состоит из красных  синих колец, нижняя- из розовых и голубых)

5-6 неделя. Тема «Мой любимый цвет» (2ч)

-Беседа «Мои самые любимые цвета и за что я их люблю»

-Сказка «Свой цвет» Н. Абрамцева (раздел «Краски рассказывают сказки»

-Вопросы и задания к сказке

-Творческое задание «Характер цвета»

-Рисунок «Любимые узоры»

-Задание на дом: нарисуйте, как бы вы украсили серые пёрышки вороны своим любимым цветом. (работа по домашнему заданию)

   7 неделя. Тема «Разноцветный человечек» (1ч)

-Игра «Как цвета друг друга украшают»

-Чтение сказки «Разноцветный человечек»

-Вопросы и задания к сказке

-Игра-сценка «Новый цвет»

-Письменная работа: представьте, что разноцветный человечек попал к вам в дом. Опишите его жизнь в своём доме

-Работа по домашнему заданию: напишите или нарисуйте историю о том, как на земле появились краски.

    8 неделя. Тема «Мир цвета радуги» (1ч)

-Игра «Найди радугу»

-Чтение сказки «Радуга». Н. Абрамцева

-Вопросы и задания к сказке

-Письменная работа: напиши весёлую историю о том, как солнышко на один день было покрашено

-Задание на дом: нарисуйте разноцветную радугу и  её дочек-фей разных цветов. Напишите или нарисуйте сказку о том, как добрая радуга растила своих дочек. (работа по домашнему заданию)

    9 неделя.  Тема Обобщающий урок

2 четверть

10 неделя. Тема «Зелёное платье земли» (1ч)

-Игра «Кто самый зеленый?»

-Чтение сказки «Волшебная зелёная палочка». М. Скребцова

Вопросы и задания к сказке

-Выполнение рисунка «Зелёная планета»

-Творческое задание «Зелёная история»

-Задание на дом: написать сказку о том, как фея зелёного цвета полюбила осень и не захотела уходить с земли. Нарисовать осенний пейзаж зелёными красками.

11 неделя. Тема «Зелёное лето» (1ч)

-Чтение сказки « Зелёная сказка». Н. Абрамцева.

-Вопросы и задания к сказке

-Выполнить рисунок «Фея зелёного лета»

    12 неделя. Тема «Красный цвет»  (1ч)

-Творческое задание «Красный цвет». Викторина, посвящённая красному цвету.

-Чтение сказки «Красная дуга»

-Вопросы и задания к сказке

-Выполнение рисунка «Красные цветы»

-Задание на дом: написать рассказ на тему «Как красный цвет влияет на моё настроение»

-Работа по домашнему заданию 

    13 неделя. Тема «Художники и красный цвет» (1ч)

-Творческое задание «Рассказ о красном цвете». А. Матисс «Красные рыбки», К.Петров-Водкин «Купание красного коня»

-Вопросы и задания

-Чтение «Красной сказки»

-Рисунок «Красные дары земли» (коллективное задание по группам)

-Задание на дом: придумать меню из блюд, в которых преобладает красный цвет и его оттенки

-Работа по домашнему заданию.

     14 неделя.  Тема «Цвет моря и неба». Синий и голубой (1ч)

    -Старинная легенда о васильке. (сказка «Как появились синие цветы» )

    -Вопросы и задания к сказке

    -Чтение « Голубой сказки»

   -Вопросы и задания к сказке

    -Задание: нарисуйте синюю птицу или синего зверя и придумайте о них сказку.

  15 неделя. Тема «Кто самый белый» (1ч)

-Беседа. Вопросы и задания для беседы.

-Чтение сказки «Белая снежинка». М.Скребцова.

-Вопросы и задания к сказке

-Самая нужная краска. А.Лопатина.

-Задание: нарисуйте снежинку из сказки в образе красивой девочки в белоснежном наряде.

-Задание на дом: напишите названия продуктов белого цвета.

     16 неделя.  Тема. «С кем дружит чёрный цвет»» (1ч)Обобщающий урок (1ч)

-Беседа ( вопросы и задания для беседы)

-Чтение сказки «подарок феи чёрного цвета». Вопросы и задания к сказке.

-Чтение сказки «Серый кот и чёрная мышка». Вопросы к сказке.

-Письменная работа: однажды фея чёрного цвета обиделась, что многие люди не хотят с ней дружить и решила покинуть землю. Напишите сказку о том, что произойдёт на земле, если исчезнут: чёрный хлеб, чернослив, чёрный кофе, чёрные волосы, глаза, Чёрное море и другие предметы  или явления чёрного цвета

3 четверть

17 неделя.  Тема. «Жёлтый цвет земли» (1ч)

- беседа, вопросы и задания для беседы

- чтение сказки «Друзья золотого луча». М. Скребцова

- вопросы и задания к сказке

- выполнить рисунок «когда солнышко смеётся»

- письменная работа: напишите о каком либо эпизоде из своей жизни, когда вам было грустно, а солнечный луч развеселил вас

  18 неделя.  Тема. «Оранжевый цвет» (1ч)

- беседа, вопросы и задания для беседы (картина И. Машкова «Тыква»)

- чтение «рыжей» сказки. Н. Абрамцева (сказка «Первый художник».

А. Лопатина)

- вопросы и задания к сказке

- выполнить рисунок «портрет с веснушками». Представьте, что рыжое солнышко подарило вам сто веснушек. Нарисуйте свой весёлый портрет с веснушками

 19 неделя.  Тема. «Коричневый мир» (1ч)

- (дети должны надеть в школу что-либо коричневого цвета или его оттенков: брюки, бант, туфли, шарф и так далее)  

- беседа. Вопросы и задания для беседы

- чтение сказки «Семена жизни».  А. Лопатина

- вопросы и задания к сказке

-« шоколадное королевство»

- вопросы и задания к сказке

- игра «Планеты разного цвета»

20 неделя.  Тема. «Исследуем язык цвета» (1ч)

- беседа, вопросы и задания для беседы

- чтение пёстрой сказки, вопросы и задания к сказке

- выполнить рисунок «улыбки цветов»

21 неделя.  Тема «Как рождается музей»  2-й блок (1ч)

-беседа «…а теперь поговорим о художниках, которые пишут…»

-Путешествие по Третьяковской галерее

Словарная работа :музей

22 неделя.  Тема «Почему лес и волк помогают Ивану-царевичу?» (1ч)

-Ознакомление с произведением изобразительного искусства –

 В.М. Васнецова « Иван - царевич на Сером волке» 1889г

- Знакомство с образцами народной вышивки (анализ узоров на одежде героев, как одеты Иван-царевич и Елена Прекрасная )

-Упражнение: сочинение узора для платья, передника…

23 неделя.  Тема «Почему горюет Алёнушка?»  (1ч)

-беседа по картине «Алёнушка» (1881г.)

-Мир сказки для Васнецова –это мир счастья. (Вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты. Полюбуйтесь иллюстрациями Ю.Васнецова: «Кот, петух и лиса», «Репка», «Петушок», «Теремок»

     24 неделя.  Тема «Тройка» Василий Григорьевич Перов. (1ч)

-Путешествие по Третьяковской галерее продолжается

-Беседа по картине «Тройка» (1866 г)

Словарная работа: гамма (цветовая)

25неделя.  Тема «Знаете ли вы русские портреты?»   (1ч)

-Знакомство с жанром ИЗО

-Рассматривание и анализ портретов

-Словарная работа: портрет

26 неделя.  Тема Обобщающий урок. (1ч)

                         

                                            4 четверть                                                                       

 27 неделя.  Тема «Третьяковка, 1990 годы…» (1ч)

-Реконструкция Третьяковки

-Инженерный корпус

-Словарная работа: реконструкция, корпус

28 неделя.  Тема «Этот удивительный музей Тропинина» (1ч)

-Беседа о том, как московский коллекционер Евгений Феликсович Вишневский купил портрет неизвестного…

-Поиски и находки

29 неделя.  Тема  «Находка в старом доме» (1ч)

 Рассказ о том, как подпись обнаружил рентген

-словарная работа

30 неделя.  Тема «Дом в Елабуге» (1ч)

-Ваня- «мазилка»

-Каким был дом Шишкиных?

31-33неделя.  Тема «Это русское раздолье…»(3ч)

- Беседа о красоте вокруг нас. «Рожь» 1878г.

-«Лесные дали» 1884г.

-«Утро в сосновом лесу» 1889г

34 неделя.  Тема Обобщающий урок. (1ч)

-выбор  учащимися картины художников, анализ, составление рассказа по картине и рисование сказки (техника исполнения свободная)