Рабочая программа "Основы изобразительной грамоты" группа "Б"

Муфтахова Фарида Ахметовна

Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства "Цветная палитра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rl_g_b_izo.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»

Программа одобрена на заседании педагогического

совета школы «____» __________2016__ г.

Зам. директора по УВР:________Н.В. Хажилова

Зам. директора по МР:  ________Г.В. Ульбаева

УТВЕРЖДАЮ                                                                                  Директор МБОУ ДОД «ДХШ»                                                                                                  ____________Л.Н. Степанов                                                                                                 «____»____________2016__ г.

Рабочая программа

 по учебному предмету «ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ» ПО.01.УП.01.

дополнительной общеразвивающей программы в области  изобразительного искусства

«ЦВЕТНАЯ ПАЛИТРА»

(уровень реализации полного курса – 1 год,  для учащихся возраста (7 - 8 лет)

Группа «Б» 

отделение «Подготовительное»

на 2016 – 2017 учебный год

     

                              преподаватель

                                                                 Муфтахова Фарида Ахметовна

Мегион

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе

Учебный предмет  направлен на знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства, формирование умений и навыков изображения с натуры и по памяти предметов (объектов) окружающего мира.

Актуальность обуславливается  важностью изобразительного искусства для развития и воспитания детей начальной школы. Основное назначение программы – развитие творческой личности ребенка.

Данная программа составлена в соответствии с Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, на основе программ, рекомендованных Министерством культуры Российской Федерации, Институтом развития образования в сфере культуры и искусства:

 «Преподавание изобразительного искусства в 1, 2, 3 классах детской художественной школы» с детьми младшего школьного возраста в экспериментальных художественных школах, школах искусств (художественное отделение), составители Л.Л. Бибикова, О.А. Череменская, Т.А. Моисеева, М.Н. Семенова, Б.М. Неменский, Т.Ф. Терещенко;

 «Изобразительное искусство и художественный труд», автор Б.М. Неменский.

Программа по учебному предмету «Основы изобразительной грамоты» составлена для обучающихся  6,5 (7) - 8 лет, учитывает возрастные и психологические особенности данного возраста. 

Срок реализации учебного предмета

Учебный предмет реализуется сроком  обучения 1 год

 Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия по предмету «Лепка» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах

аудиторные занятия: 1 час в неделю;

самостоятельная работа: 2 часа в неделю.

Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов

Наименование частей,

предметных областей, разделов и учебных предметов

Самостоятельная работа

Распределение учебных часов аудиторных занятий

Трудоемкость

в часах

Структура и объем ОП

Количество недель аудиторных занятий

32

ОЧ.01.00.

Обязательная часть

Недельная нагрузка в часах

ПО.01.

Основы ИЗО

64

ПО.01.УП.03.

Лепка

1

Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части

1

Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части:

1

Форма проведения учебных занятий

В процессе обучения предусматривается следующие формы учебных занятий:

  • типовое занятие (сочетает в себе объяснение и практическое упражнение);
  • беседа;
  • экскурсия;
  • практическое упражнение под руководством преподавателя по закреплению определенных навыков;
  • самостоятельное выполнение творческого задания.

Цель и задачи учебного предмета

Цель: формирование эстетических представлений о рукотворном мире человека, о культуре быта и красоте обыденных вещей и их отображении в произведениях искусства разных видов и жанров изобразительного искусства; развитие творческой активности в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности.

Задачи:

  • давать представления об основах рисунка, живописи, композиции;
  • раскрывать основы построения портрета, фигуры человека в статике и динамике;
  • развивать умение изображать человека и окружающего его среду различными средствами изобразительного искусства;
  • учить передавать через художественные образы собственное отношение к изображаемому;
  • развивать творческую активность учащихся через расширение их контактов с миром прекрасного в повседневной жизни и участие в эстетическом преобразовании среды (семьи, школы, города, села).

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

– словесный (объяснение, беседа, рассказ);

– наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

– практический;

– эмоциональный (подбор репродукций и иллюстраций, аудио и видео- ряда).

Предложенные методы работы в рамках дополнительной общеразвивающей образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Педагогические технологии

Применяются передовые педагогические технологии личностно-ориетированного типа, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные способствующие достижению высоких образовательных результатов.

Педагогические технологии личностно-ориентированного типа:

- Технология личностно-ориентированного обучения;

- Технология индивидуализации обучения;

- Групповые способы обучения;

- Технология коллективной творческой деятельности;

- Игровые технологии.

Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) открывает новые возможности в преподавании учебного предмета, помогает сделать занятия ярче, содержательнее, увлекательнее, что способствует развитию интереса к процессу обучения.  

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой  в области изобразительного искусства.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В структуре программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно-ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и диффенцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами воспитания и развития. В содержание  программы включены задания, направленные на изучение культуры и быта коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование темы

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Количество

часов

Теория

Практика

1

Введение в ИЗО. Материалы юного художника

1

1

-

2

2

«Ажурная салфетка» Художественно-выразительные средства

2

0,5

1,5

4

3

Образ дерева

2

-

2

4

4

«Весёлая радуга» Волшебная страна красок

1

-

1

2

5

«Однажды в лесу» Зелёная сказка

1

0,5

0,5

2

6

«Осень» Оранжевая сказка

1

0,5

0,5

2

7

Контрольный урок

1

-

1

2

8

«Жар-птица» Теплые цвета, их оттенки                  

2

0,5

1,5

4

9

«В царстве снежной королевы» Холодные цвета

2

0,5

1,5

4

10

Северная красавица. Центр композиции

2

-

2

4

11

Зачет

1

-

1

2

12

«Морозное утро» Холодный колорит                  

1

-

1

2

13

«Образ папы»                                                                

1

0,5

0,5

2

14

«Чёрное и белое»   Равновесие

2

-

2

4

15

«Как много кошек на земле»  Динамика

2

1

1

4

16

«Образ мамы» Цвет как средство выражения        

2

-

2

4

Контрольный урок

1

-

1

2

17

«Прогулка в космосе»  Контраст                                                                                                                

3

-

3

6

18

Стилизация природных форм

2

1

1

4

Фантазийный натюрморт

2

-

3

4

Экзамен (переводной) за пределами аудиторного времени

Итого

32

6

27

64

Содержание тем. Годовые требования

Тема 1. Введение в ИЗО. Материалы юного художника

Искусство. Путешествие в изобразительную страну. Виды изобразительного искусства. Важные материалы юного художника. Ценные советы работы с инструментами. Правила поведения на занятиях ИЗО.

Задание: Выполнить рисунок на тему «Мои летние впечатления»

Материал: карандаши, фломастеры, маркеры, формат А3.

Самостоятельная работа: Нарисовать сказочную страну.

Тема 2. «Ажурная салфетка» Художественно-выразительные средства

Штрих и точка, линия и пятно  как  средства художественной  выразительности.

Передача фактуры с помощью различных видов линий. Моделировка штрихами. 

Задание: Изобразить ажурную  салфетку, используя  различные видами  линий, точками, штрихами.

Материал: карандаши, фломастеры, маркеры, формат А3.

Самостоятельная работа: Нарисовать  красавицу - бабочку, используя различные линии и штрихи.

Тема 3. Образ дерева  

Знакомство с деревьями разных  пород. Просмотр и анализ репродукций картин русских художников: И. Шишкин, И. Левитан.

Задание: Изобразить образ дерева: дерево радости, дерева печали…

Материал: карандаши, фломастеры, маркеры, формат А3.

Самостоятельная работа: Нарисовать чудо – дерево, дерево – рука…

Тема 4. «Весёлая радуга» Волшебная страна красок

 Работа с цветовым кругом. Знакомство с понятием «колорит». Просмотр и колористический анализ репродукций картин русских художников (Петров – Водкин «Купание красного коня», И. Левитан «Золотая осень» …)Просмотр рисунков «Красные маки», «Оранжевые ноготки», «Жёлтые тюльпаны», «Зелёный кузнечик» «Голубые незабудки», «Синие васильки», «Фиолетовые колокольчики»

Задание: Изобразить весёлую радугу в образе фантастической птицы или кошки.

Материал: гуашь, кисти, формат А3.

Самостоятельная работа: Придумать и нарисовать как выглядят волшебные цвета

Тема 5. «Однажды в лесу» Зелёная сказка

Просмотр и анализ репродукций картин художников: И. И. Шишкин «Лесные дали» Знакомство жанром ИЗО – пейзаж. Понятие тона (светлоты) в цвете. Техника работы гуашью.

Задание: Выполнить композицию летнего пейзажа «Однажды в лесу»

Материал: гуашь, кисти, формат А3.

Самостоятельная работа: Изобразить зелёную лягушку на зелёной травке (зелёную гусеницу на зелёном листочке (гуашь).

Тема 6. «Осень» Оранжевая сказка 

Виды пейзажа. Знакомство с творчеством русских художников (И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»).

Задание: изобразить осеннюю сказку «Осень»

Материал: гуашь, кисти, формат А3.

Самостоятельная работа: нарисовать фрукты или овощи оранжевого цвета.

Тема 7. «Жар-птица» Теплые цвета, их оттенки                 

Беседа о птицах. Символ «жар – птицы».  Компоновка изображения сказочной птицы на вертикальном или горизонтальном формате. Передача характерных особенностей сказочной птицы. Поэтапный рисунок,  понятие грамотного завершения задания.

Задание:   нарисовать сказочную птицу на цветном фоне

Материалы: формат:  графитный карандаш, ластик, формат  А 3, гуашь, кисти, палитра

Самостоятельная работа: творческий замысел учащихся по теме «Павлина пёрышко»

Тема 8. «В царстве снежной королевы» Холодные цвета

Передача мерцающего цвета холодных льдинок снежной королевы  помощью различных оттенков холодных цветов выраженных точками,  точки маленькие, средние, большие и их расположение на листе и предметах. Передача настроения  в композиции. Способы выделения композиционного центра размером, формой, цветом. Закрепление  «холодного» колорита  посредством выполнения творческого задания.

Задание:   нарисовать замок Снежной королевы.

Материалы: формат:  графитный карандаш, ластик, формат  А 3, гуашь, кисти, палитра

Самостоятельная работа: творческий замысел учащихся по теме «Зимняя сказка»

Тема 9.  Северная красавица. Центр композиции                 

Чтение хантыйской легенды и обсуждение.  Орнамент на одежде. Региональный компонент.

Задание:    выполнить портрет  «Северной красавицы»  по  прочитанной легенде. Последующее знакомство с видами портрета. Понятие о символике орнамента на одежде народов Севера. Традиции и обычаи коренного населения.

Материалы: формат:  графитный карандаш, ластик, формат  А 3,  фломастеры

Самостоятельная работа: творческий замысел учащихся по теме «Семья оленевода»

Тема 10. «Морозное утро» Холодный колорит     

Работа с цветовым кругом. Знакомство с понятие «колорит». Холодная цветовая гамма. Основные цветовые приемы и световые эффекты в написании зимнего  пейзажа. Знакомство с творчеством художников – пейзажистов. Просмотр слайд – фильма с изображением зимы на картинах художников. Умение анализировать всё необычное в изображениях и выделять «зимние» цвета.  Передача мерцающего цвета холодных снежинок.

Задание:  изобразить зимний пейзаж в холодном колорите (строим композицию по всем правилам (ближе – ниже и больше, дальше – выше и меньше, рисуем ажур на деревьях, кустах) 

Материал: гуашь, кисти, формат А3.

Самостоятельная работа: Изобразить  как «снег идёт и кружится» (акварель, гуашь). Слушать песни о зиме.

Тема 11. «Образ папы»  

Жанры изобразительного искусства – портрет. Виды портрета. Портрет папы. Беседа по теме

«Защитники Отечества»  Патриотическое воспитание учащихся, любовь к Родине.

Усовершенствование  техники работы  цветными карандашами.

Задание:    выразительное решение задания: выполнить портрет - рассказ папы, защитника Отечества

Материалы: формат:  графитный карандаш, ластик, формат  А 3,  цветные карандаши

(гуашь, кисти, палитра)

Самостоятельная работа: творческий замысел учащихся по теме «Папа – моя гордость»

                                                     

Тема 12. «Чёрное и белое»   Равновесие                 

Беседа на тему «Нецветные цвета». Цветовой круг об ахроматических цветах.  Изучение значения чёрного и белого в природе. Центр композиции.

Задание:     выполнение композиции по теме «Чёрное и белое»

Материалы: формат:  графитный карандаш, ластик, формат  А 3, гуашь, кисти, палитра

Самостоятельная работа: творческий замысел учащихся по теме «Чёрный кот и белая мышка»

Тема 13. «Как много кошек на земле»  Динамика     

Рассказы детей о своих домашних питомцах. Просмотр книги об отряде кошачьих ( кошки, пантеры, тигры, леопарды, львы, гепарды, рыси) Соразмерность объектов композиции для передачи переднего, среднего и заднего планов. Беседа «Цирковые выступления Ю. Куклачёва». Понятие о динамике. Компоновка  предметов на листе, учитывая и передний, и дальний планы.  Воспитание  любви к домашним питомцам.

Задание:       выполнить творческую композицию по заданной теме, передача движения.

Материалы: формат:  графитный карандаш, ластик, формат  А 3, гуашь, кисти, палитра, фломастеры, цветные или восковые карандаши

Самостоятельная работа: выполнить  композицию «Фантастические образы».

Тема 14. «Образ мамы»  Цвет как средство выражения 

Беседа  на тему « Мамы всякие нужны, мамы всякие важны…» Жанр изобразительного искусства «Портрет».  Виды портрета. Составление сюжетной  композиции. Передача настроения картины.  Воспитание любви маме, бережное отношение семье.

Задание:    выполнить образ мамы

Материалы: формат:  графитный карандаш, ластик, формат  А 3, гуашь, кисти, палитра, фломастеры, цветные или восковые карандаши

Самостоятельная работа: творческий замысел учащихся по теме «Мама  - депутат»

Тема 15 «Прогулка в космосе»  Контраст   

 Беседа о планетах Вселенной. Способы выделения композиционного центра размером, формой, цветом. Создание гармоничной  композиции, передача  состояния контраста. Организация изображаемого пространства. Воспитание  фантазии, неординарного мышления.

Задание:  выполнить фантастическую композицию

Материалы: формат:  графитный карандаш, ластик, формат  А 3, гуашь, кисти, палитра

Самостоятельная работа: творческий замысел учащихся по теме «Космический корабль», «Жизнь на другой планете», «Летим в Марс»,  «Галактика», «Парад планет»…

                                                                                                           

Тема 16.  Стилизация природных форм

Знакомство с понятием «стилизация». Принципы стилизации. Анализ реальных объектов и форм. Работа по стилизации объектов: общий анализ объекта (композиция, характер); обобщение форм и исключение изобразительности; определение эмоционального характера объекта (композиции) и создание на его основе декоративного образа.

Задание: Создание декоративной композиции из стилизованных элементов флоры и фауны.

Материал: черный фломастер (маркер), гелиевая ручка, альбом.

Самостоятельная работа: Выполнить аналогичное задание на другую тематику.

Тема 17.  Фантазийный натюрморт

Цветовой контраст. Работа с цветовым кругом. Использование цветового и тонового контраста при составлении композиции. Стилизация предметов быта при создании фантазийного натюрморта.

Задание: Создать фантазийный натюрморт, используя стилизацию и цветовой контраст.

Материал: гуашь, формат А3.

Самостоятельная работа: Придумать и нарисовать фантастическое животное, используя стилизацию и декоративность.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К концу обучения учащиеся

должны знать:

  • названия графических материалов (графический карандаш простой Т, ТМ, М, тушь, ручка и др.) и их назначение;
  • выразительные средства графики (штрих, линия, пятно, точка);
  • основные понятия о графике, штриховке, эскизе;
  • термины: зарисовок, набросок, пространство;
  • простейшие сведения о линии горизонта и перспективе;
  • последовательность выполнения рисунка, начиная с эскиза до полного окончания работы;
  • строение птиц, животных на основе конструкции простых геометрических форм (круг, овал, прямоугольник и т.д.);
  • о расположении предметов на листе и изменении их размеров (ближе - дальше);
  • основные пропорции лица человека;
  • названия и свойства красок;
  • материалы и принадлежности (назначение палитры, виды бумаги, кистей);
  • названия  основных цветов и их оттенков;
  • назначение белой и чёрной красок;
  • контрастные цвета;
  • изобразительно-выразительные средства (цвет, колорит, рефлекс);
  • техники выполнения акварельной живописи;

должны уметь:

  • правильно работать карандашом, без напряжения проводить линии в нужном направлении, не вращая при этом лист бумаги;
  • рисовать  2-3 предмета в группе (натюрморт);
  • выполнять несложные наброски и зарисовки карандашом;
  • компоновать изображение в различных форматах;
  • пользоваться различной штриховкой;
  • правильно работать кистью;
  • работать от фона к изображению и сверху вниз;
  • отличать реалистическую картину от фантазийной, декоративную работу от живописной;
  • передавать цветом пространство (плавный переход от тёмного к светлому, от яркого к бледному и наоборот)
  • менять направление мазков согласно форм;
  • выполнять упражнения в различных техниках акварельной живописи (по сухой, по сырой бумаге, вливание одного цвета в другой, мазками)
  • начинать вести работу от главного изображения, выделяя центр размером, цветом или тоном;
  • образно передавать содержание композиции, давать яркую характеристику сказочному персонажу;
  • использовать жизненные наблюдения, прочитанные сказки и стихи, собственную фантазию в процессе создания творческой работы;
  • уравновешивать изображаемые предметы на листе в зависимости от их массы, величины, цвета;
  • ритмично располагать элементы изображения на листе;
  • выполнять композиционные поиски изображения, работать с эскизами, достигать цветовой гармонии.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль в конце четвертей (контрольные уроки) осуществляются в форме просмотров.

Промежуточная аттестация – в конце 1 полугодия - зачет в форме просмотра-выставки.

Итоговая аттестация – экзамен проводится в конце  учебного года за пределами аудиторного времени в форме итогового просмотра-выставки.

 

Критерии оценивания работ:

  • общая художественная выразительность;
  • самостоятельность и оригинальность замысла;
  • содержательность сюжета;
  • проявление наблюдательности, воображения;
  • степень выполнения учебной задачи
  • владение художественной техникой и материалами;
  • творческий подход в выполнении работы.

«5» отлично - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;

«4» хорошо - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии, но присутствуют незначительные ошибки;

«3» удовлетворительно – ставится, если при выполнении работы допущены грубые ошибки.

V.  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Для преподавателя

  • Учебные программы
  • Учебно-методические таблицы по цветоведению:

- Цветовой круг

- Основные и смешанные цвета
- Теплые цвета, холодные цвета
- Сочетание теплых и холодных цветов

- Оттеночная раскладка цветов

  • Учебно-методические таблицы по графике
  • Учебно-методические пособия по декоративно-прикладному искусству
  • Репродукции картин, работы художников
  • Фотографии, каталоги, буклеты с художественных выставок ХМАО
  • Детские работы прошлых лет (фонд школы)
  • Стихи и сказки к темам программы

 Для учащихся

  • Бумага. Формат   А-2, А-3, А-4
  • Краски акварельные, гуашь
  • Кисти № 1-10, палитра
  • Пастель, уголь, сангина
  • Простые карандаши: Т, ТМ, М, цветные карандаши
  • Восковые карандаши, цветные ручки, фломастеры, маркеры
  • Ластик, линейка, цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей ПВА

Технические средства обучения

  • Экран, компьютер (ноутбук)
  • Мультимедийный  проектор

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
  2. Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического – СПб.: КАРО, 2004. – 176 с.: ил.
  3. Астраханцева С.Е. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества. Учебно-методическое пособие. Ростов   н/Д: Феникс, 2006, 347 с.
  4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Изобразительное искусство: искусство вокруг нас: учеб. для 3 кл. нач. шк. /Н.А.Горяевой и др./; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.
  6. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Кн. для учителя /Б.М. Неменский и др. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Костерин Н.П. Учебное рисование. – М.: Просвещение, 1980.
  8. Копцева Т.А. Природа и художник. Программа по изобразительному искусству. – М., 2006.
  9. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства.
  10. Лыкова И.А. Цветные ладошки. – М.: Сфера, 2009.
  11. Максимов В.Ю. У истоков мастерства. – М.: Просвещение, 1983.
  12. Моисеева Т.А. Семёнова М.Н. Изобразительное искусство. Программа. – М., 1986.
  13. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: Просвещение, 2009.
  14. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл. Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  15. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь: Проверка знаний по изобразительному искусству: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991. – 64 с.
  16. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусства и методика его преподавания в начальной школе. /Москва, Издательский центр «Академия», 1999. – 364 с.
  17. Терещенко Т.Ф. Изобразительное искусство. Станковая композиция. Декоративно- прикладная композиция. Рисунок. Лепка. – М.,  1987.
  18. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение.