Программа по предмету: «Беседы об изобразительном искусстве»
«Подготовка детей к обучению в детской художественной школе» для учащихся 8-10 лет
(уровень реализации полного курса – 3 года обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
besedy_ob_izo_2012-2013g.doc | 345 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская художественная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД «ДХШ»
____________Л.Н. Степанов
«____»____________ 2012г.
Принято на педагогическом совете «___»_______________2012 г.
Зам.директора по УВР:_________ Зам директора по МР:__________
Программа по предметам:
«Беседы об изобразительном искусстве»
отделение «Подготовительное»
«Подготовка детей к обучению в детской художественной школе»
для учащихся 8-10 лет
(уровень реализации полного курса – 3 года обучения)
Автор - составитель преподаватель
Муфтахова Фарида Ахметовна
Мегион
2012 г.
I. Пояснительная записка
«Я понимаю, почему ребёнок может быть зрелым
музыкантом. И когда мы присмотримся
внимательнее к его рисункам (…), мы
обнаружим в нём поэта, художника,
мастера чувств»
Януш Корчак
«Когда я снова стану маленьким»
Кто не наблюдал, как рисуют дети – не свои, так чужие, не дома, так на улице? Самые маленькие, ещё не зная, чем и на чём можно рисовать,
с увлечением рисуют всем, что оставляет след на асфальте, на стене, на бумаге. Взрослые иной раз досадуют: обои исчиркал, бумагу извёл –лучше бы играл со своими игрушками. Людям подчас невдомёк, что рисунки детей –одно из чудес, мимо которых многие проходят, не замечая их, не задумываясь.
А между тем сами они и их появление удивительны. Казалось бы, из ничего, как цветы после тёплого дождя, возникают произведения детской фантазии, яркие, своеобразные рисунки, в чём-то схожие между собой, в чём-то разные. Эти рисунки – преддверие в мир, создаваемый искусством. Творчество естественно вплетается в жизнь ребёнка, как и жизнь всех людей. И само появление художественного творчества детей во многом напоминает зарождение и первые шаги искусства на заре культуры человечества.
И, таким образом, особое место в развитии ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы.
Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей.
Большими возможностями для расширения нравственного и эстетического воспитания обладают учреждения дополнительного образования. Специфика учреждений дополнительного образования позволяет полнее осуществить личностно – ориентированный подход в развитии художественных способностей детей. Своевременное выявление способностей влияет на становление личности ребенка, успех в профессиональной карьере.
Новизна данной программы заключается в её построении, отличающийся от других программ тем, что она составлена по принципу блочного построения тем, где предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. В программе использованы материалы регионального культурно- национального компонента коренных народов Севера, их изобразительного и декоративно – прикладного искусства. Особое значение придается в данной программе усвоению художественно – творческого опыта, обучению приёмам художественно – творческих действий. На протяжении всего обучения применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве. Так же для улучшения восприятия и более близкого ознакомления воспитанников с изобразительным искусством планируются посещения выставок, встречи с художниками города, поездки в музеи и в Дом Художника. Все это в целом является мощным стимулом для развития познавательного интереса к искусству.
Актуальность обуславливается важностью изобразительного искусства для развития и воспитания детей младшего школьного возраста. Основное назначение программы – развитие творческой личности ребёнка. Дети, занимаясь изобразительным искусством, учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают художественно-эстетический вкус. Занятия способствуют развитию трудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи, толерантности. Дают возможность творческой самореализации личности и приобщению традициям русского народного творчеств
Вид программы – модифицированная
Наполняемость групп – 10 человек (в среднем) Занятия носят групповой характер.
Распределение учебного времени: учебные занятия проводятся с сентября по май. Для данных групп предусмотрены занятия один раз в неделю по 1 часу. Продолжительность занятия – 40 минут с перерывом между занятиями 10 минут. Набор детей в возрасте 8, 9-10, 10-11 лет осуществляется независимо от их способностей и умений. Срок реализации программы – 3 года. Объём курса составляет 102 часа.
1 год обучения – 34 часа
2 год обучения – 34 часа
3 год обучения – 34 часа
Целью курса является обеспечение всестороннего развития детей, нравственно-духовное совершенствование, формирование эстетического вкуса, приобретение некоторых профессиональных навыков и знаний средствами изобразительной художественно-творческой деятельности, развитие ассоциативно- образного мышления, наблюдательности, фантазии, воображения,
Задачи 1 года обучения:
-Знакомство с акварельными и гуашевыми красками;
-Знакомство с основными красками:
-Чтение сказок о красках;
-Изучение основ цветоведения;
-Знакомство с произведениями искусства и авторами;
Задачи 2 года обучения:
-Знакомство с художественными материалами;
-Изучение основ цветоведения;
-Знакомство с ахроматическими цветами;
-Чтение сказок о красках;
-Изучение жанров изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт;
- Знакомство с произведениями искусства и авторами;
-Знакомство с героями легенд Древней Греции;
-Знакомство с геометрическими формами в искусстве;
Задачи 3 года обучения:
-Знакомство с основными видами искусства;
-Изучение истории времени, истории своего родного города, города Москвы
-Изучение истории архитектурных памятников;
- Знакомство с произведениями искусства и авторами;
-Знакомства с творчеством хантыйского художника Геннадия Райшева;
-Изучение хантыйских орнаментов;
-Знакомство с творчеством югорской сказительницы Таисии Чучелины;
-Чтение сказок и легенд народов Севера;
Данная программа решает следующие задачи:
1.обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений и навыков; расширение художественно-эстетического кругозора;
2. развитие художественно – творческих, индивидуально выраженных способностей ребенка;
3. воспитание нравственных качеств личности ученика, эмоционально – эстетического восприятия окружающего мира;
4.Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства;
5.Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
6.Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике.
7.Формировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, умение достигать решения задач, поставленных перед ним педагогом;
8.Формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно- деятельного общения с взрослыми.
9. Формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей.
10.Выявление наиболее одарённых детей в области изобразительного искусства, способных впоследствии продолжить обучение в художественной школе с дальнейшим поступлением в ВУЗ.
Для наиболее успешного выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: типовое занятие (сочетает в себе объяснение и практическое задание) рисование на заданные темы по памяти и по представлению (выполнение творческого задания), декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве, экскурсии, подготовка к выставкам.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы учащихся.
Педагогическая целесообразность: программа составлена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Основными формами уроков являются игра в художников, путешествие « в прошлое» своего народа, заочная экскурсия, работа в творческих мастерских.
Основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
- принцип идейно-художественной значимости (связь искусства с жизнью своего народа, с их особенностями)
В уроки будут внесены элементы занимательности, сказки, веселые стихи, песенки, загадки – любимая тема для детей младшего школьного возраста. Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами своей местности, театрализованные постановки фольклорных произведений народов, населяющих регион и т.п.
Ведущие педагогические принципы
1. Принцип деятельности подразумевает активное включение ребенка в учебно-познавательную деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.
2. Принцип гуманности основан на уважении к личности ученика, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощённости учеников во время занятий.
3. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений.
4. Принцип вариативности дает возможность развивать у учащихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант.
5.Принцип последовательности, подразумевающий логичное усложнение творческих задач художественного образования.
6. Принцип природосообразности, заключающийся в учёте возраста обучающегося, уровня его интеллектуальной подготовки, предполагающей выполнение заданий различной степени сложности.
В процессе обучения используются следующие методы: деятельностный, репродуктивный, исследовательский, объяснительно- иллюстративный.
В результате обучения дети
-приобретают основные знания, умения и навыки;
-осваивают различные способы деятельности, строго соблюдая безопасность работы;
-развиваются интеллектуально-творческие способности, инициатива, самостоятельность;
-развивается познавательная активность учащихся;
-развивается мелкая моторика, речь, пространственное мышление;
-формируется творческий подход к выполнению учебно-трудовых заданий, стремление применять полученные знания и умения в повседневной жизни с пользой для себя и окружающих
Методы ведения работ:
-изложение теоретического материала;
-выполнение учащимися упражнений по учебным темам;
-коллективные работы;
-выполнение самостоятельных работ;
-анализ работ на уроках и просмотрах;
-просмотры и родительские собрания проходят в конце каждой четверти и являются необходимыми мероприятиями, которые позволяют выявить соответствие результатов образовательным целям и задачам обучения.
Виды контроля:
1. вводный, который проводиться перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений, и навыков по пройденным темам;
- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме;
- рубежный, который проводится после изучения каждого блока;
- итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате изучения программы учащиеся:
знают:
-первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах многообразия, - единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни;
- представления о деятельности и роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создании среды жизни и предметного мира;
- требования техники безопасности с инструментами и материалами при работе
умеют:
- делать эскизы, самостоятельно разрабатывать элементарные сюжетные композиции предметного мира, растений и животных;
- выполнять изображения пространства на плоскости и пространственных построений, человека на плоскости;
- анализировать произведения искусства выдающихся художников в различных видах искусства;
- активно использовать художественные термины и понятия;
владеют:
- начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
- простейшими приемами и способами работы красками (гуашью, акварелью), графическими материалами ( цветным карандашами, фломастерами, углем, пастелью)
Способы проверки ожидаемых результатов:
После каждого полугодия отслеживается личностный и профессиональный рост ребёнка по следующим параметрам:
- усвоение знаний по базовым темам программы;
- овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой;
-развитие художественного - эстетического вкуса;
- формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.
Используются следующие формы проверки:
- анализ;
- мониторинг;
- выставка.
Методы проверки:
- наблюдение;
- тестирование;
Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме текущих просмотров, итоговых выставок, конкурсов.
Результаты фиксируются по следующим параметрам:
- усвоение знаний и умений по базовым разделам программы;
- личностный рост, развитие общительности, работоспособности;
- формирование художественно-эстетического вкуса;
- участие в выставках, конкурсах прикладного творчества.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням:
- высокий;
-средний;
- низкий.
Учебный план
№ п\п | Учебные предметы | Кол-во учебных недель в году | Кол-во учебных недель в году | Кол-во учебных недель в году |
1 год | 2 год | 3 год | ||
1 | Беседы об изобразительном искусстве | 34 | 34 | 34 |
Всего часов: | 102 |
II. Учебно-тематический план на 3 года обучения
2.1. Учебно-тематический план на 1-й год обучения
№ | Наименование темы | Кол-во заданий | Кол-во часов на 1 задание | Общее кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Беседы об изобразительном искусстве | ||||
1 | Введение в изобразительное искусство. Правило №1. Правило №2 | 1 | 1 | 1 |
2 | Блок №1 «История о красках» История о том, как краски между собой живут | 1 | 1 | 1 |
3 | Акварельные краски | 1 | 1 | 1 |
4 | Гуашевые краски | 1 | 1 | 1 |
5 | Мой любимый цвет | 1 | 2 | 2 |
6 | Разноцветный человечек | 1 | 1 | 1 |
7 | Мир цвета радуги | 1 | 1 | 1 |
8 | Обобщающий урок | 1 | 1 | 1 |
9 | Зелёное платье земли | 1 | 1 | 1 |
10 | Зелёное лето | 1 | 1 | 1 |
11 | Красная сказка | 1 | 1 | 1 |
12 | Синий и голубой | 1 | 1 | 1 |
13 | Кто самый белый | 1 | 1 | 1 |
14 | С кем дружит чёрный цвет. | 1 | 1 | 1 |
15 | Семья красок Обобщающий урок | 1 | 1 | 1 |
16 | Жёлтый цвет земли | 1 | 1 | 1 |
17 | Оранжевый цвет | 1 | 1 | 1 |
18 | Коричневый мир | 1 | 1 | 1 |
19 | Исследуем язык цвета | 1 | 1 | 1 |
20 | Блок № 2 «Путешествие по залам музея» Как рождается музей. | 1 | 1 | 1 |
21 | Почему лес и волк помогают Ивану царевичу? В.М. Васнецов | 1 | 1 | 1 |
22 | Почему горюет Алёнушка | 1 | 1 | 1 |
23 | «Тройка» Василий Григорьевич Перов | 1 | 1 | 1 |
24 | Знаете ли вы русские портреты. Обобщающий урок | 1 | 2 | 2 |
25 | Третьяковка 1990-е годы. Реконструкция Третьяковки | 1 | 1 | 1 |
26 | Этот удивительный музей Тропинина | 1 | 1 | 1 |
27 | Находка в старом доме | 1 | 1 | 1 |
28 | Дом в Елабуге | 1 | 1 | 1 |
29 | Это русское раздолье. Обобщающий урок | 1 | 4 | 4 |
Всего: | 34 | 34 |
2.2. Учебно-тематический план на 2-й год обучения
№ | Наименование темы | Кол-во заданий | Кол-во часов на 1 задание | Общее кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Беседы об изобразительном искусстве | ||||
1 | Блок №1. «Изобразительное искусство и материалы юного художника» Путешествие в мир искусства. | 1 | 1 | 1 |
2 | Карандаш говорит секрет | 1 | 1 | 1 |
3 | Цветные карандаши | 1 | 1 | 1 |
4 | Яркие фломастеры | 1 | 1 | 1 |
5 | Восковые мелки | 1 | 1 | 1 |
6 | Карандаши «живопись» | 1 | 1 | 1 |
7 | Волшебная пастель | 1 | 1 | 1 |
8 | Удивительная бумага Обобщающий урок | 1 | 2 | 2 |
9 | Блок №2. «Художник и цвет» О чём рассказывают художники и цвета | 1 | 1 | 1 |
10 | Художники и красный цвет | 1 | 1 | 1 |
11 | Цвет моря и неба | 1 | 1 | 1 |
12 | Исследуем белый цвет | 1 | 1 | 1 |
13 | Серый и чёрный. Не цветные цвета | 1 | 1 | 1 |
14 | Художники и жёлтый цвет Обобщающий урок | 1 | 2 | 2 |
15 | Блок №3. «Жанры изобразительного искусства» Создание портрета | 1 | 1 | 1 |
16 | Облик Моисея | 1 | 1 | 1 |
17 | Целебный натюрморт | 1 | 1 | 1 |
18 | Цвета пейзажа | 1 | 1 | 1 |
19 | Историческая картина | 1 | 1 | 1 |
20 | Библейский сюжет | 1 | 1 | 1 |
21 | Путешествие в страну мифов | 1 | 1 | 1 |
22 | Герои Эллады. Обобщающий урок | 1 | 3 | 3 |
23 | Блок №4 «Геометрические формы в искусстве и природе» Точка | 1 | 1 | 1 |
24 | Круг чудесный | 1 | 1 | 1 |
25 | Квадраты магические. Квадрат Малевича | 1 | 1 | 1 |
26 | Треугольник и квадрат | 1 | 1 | 1 |
27 | Куб и шар | 1 | 1 | 1 |
28 | Бедная спираль | 1 | 1 | 1 |
29 | Линия. Волшебный лабиринт. | 1 | 1 | 1 |
30 | Обобщающий урок. Путешествие подходит к концу | 1 | 1 | 1 |
Всего | 34 | 34 |
2.3. Учебно-тематический план на 3-й год обучения
№ | Наименование темы | Кол-во заданий | Кол-во часов на 1 задание | Общее кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Беседы об изобразительном искусстве | ||||
1 | Блок №1 «История и время» Введение в изобразительное искусство | 1 | 1 | 2 |
2 | Историческое время | 1 | 1 | 2 |
3 | История письменности | 1 | 1 | 2 |
4 | История моего города | 1 | 1 | 2 |
5 | История Москвы | 1 | 1 | 2 |
6 | Одежда в разные времена | 1 | 1 | 2 |
7 | История архитектурных памятников | 1 | 2 | 2 |
8 | Современный город Обобщающий урок | 1 | 2 | 2 |
9 | Блок № 2 «Времена года» Золотая осень И.И. Левитан | 1 | 2 | 2 |
10 | Февраль. Подмосковье. Г.Г. Нисский | 2 | ||
11 | Грачи прилетели. А.Саврасов | 1 | 1 | 2 |
12 | Летний пейзаж. И.И.Левитан «Берёзовая роща» Обобщающий урок | 1 | 2 | 2 |
13 | Блок № 3 «По югорской земле» Геннадий Райшев – хантыйиский художник Региональный компонент | 1 | 2 | 2 |
14 | Хантыйские орнаменты | 1 | 2 | 2 |
15 | Мудрая Таисия Чучелина | 1 | 1 | 2 |
16 | В Сибири говорят | 1 | 1 | 2 |
17 | Сказки народов Севера Обобщающий урок | 1 | 4 | 2 |
18 | Блок № 4 «Где живут картины» Сказки о сказочнике. В.М.Васнецов | 1 | 1 | 1 |
19 | Необыкновенная встреча Владимир Лукич Боровиковский | 1 | 1 | 2 |
20 21 | Сирень. П.П. Кончаловский Творчество Н. Рериха | 1 | 2 2 | 2 2 |
22 | «Дети, бегущие от грозы» К.Е.Маковский Обобщающий урок | 1 | 2 | 2 |
Всего | 34 | 34 |
III. Содержание курса
1 год обучения
Тема № 1 (1 час) Введение в изобразительное искусство.
Беседа «Кто такой художник?» (Жил-был на свете…) Как правильно готовиться к уроку изобразительного искусства? Правило 1. Правило 2.
Художник (словарная работа)
1-й блок «История о красках».
Тема № 2 (1 час) История о том, как краски между собой живут. Беседа «Мир цвета» Вопросы и ответы.
Тема № 3 (1час) «Акварельные краски».
Знакомство с акварельными красками. Правила работы с акварельными красками. Словарная работа: акварель, палитра.
Задание: Быстрое упражнение на смешивание красок «Волшебные краски».
Материалы: акварель, альбом, кисти, салфетка.
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.
Тема №4 (1час) «Гуашевые краски» Знакомство с простейшими свойствами гуашевых красок. Правила работы с гуашью. Отличие гуаши от акварели. Словарная работа: основные (главные) цвета, составные цвета, гуашь
Задание: Упражнение «Красивые цепочки» (верхняя гирлянда состоит из красных синих колец, нижняя - из розовых и голубых)
Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти.
Зрительный ряд: работы из фонда.
Тема №5 (2часа) «Мой любимый цвет» Беседа «Мои самые любимые цвета и за что я их люблю» Сказка «Свой цвет» Н. Абрамцева. Раздел «Краски рассказывают сказки»
Задание: выполнение рисунка по темам «Характер цвета» «Любимые узоры»
Задание на дом: нарисуйте, как бы вы украсили серые пёрышки вороны своим любимым цветом (работа по домашнему заданию)
Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти.
Зрительный ряд: демонстрационный материал
Тема №6 (1час) «Разноцветный человечек» Игра «Как цвета друг друга украшают» Чтение сказки «Разноцветный человечек»
Задание: Игра-сценка «Новый цвет» Письменная работа: представьте, что разноцветный человечек попал к вам в дом. Опишите его жизнь в своём доме
Работа по домашнему заданию: напишите или нарисуйте историю о том, как на земле появились краски.
Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти
Зрительный ряд: демонстрационный материал
Тема №7 (1час) «Мир цвета радуги» Игра «Найди радугу». Чтение сказки «Радуга». Н. Абрамцева
Задание: Рисунок весёлой истории о том, как солнышко на один день было покрашено.Задание на дом: нарисуйте разноцветную радугу и её дочек-фей разных цветов. Напишите или нарисуйте сказку о том, как добрая радуга растила своих дочек. (работа по домашнему заданию)
Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти
Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда
Тема №8 (1 час) Обобщающий урок.
Задание: Проверка и обобщение полученных знаний и умений.
Тема №9 (1 час) «Зелёное платье земли». Игра «Кто самый зеленый?»
Чтение сказки «Волшебная зелёная палочка». М. Скребцова
Задание: Выполнение рисунка «Зелёная планета» «Зелёная история»
Задание на дом: придумать сказку о том, как фея зелёного цвета полюбила осень и не захотела уходить с земли. Нарисовать осенний пейзаж зелёными красками.
Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра
Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда
Тема №10 (1 час) «Зелёное лето». Чтение сказки «Зелёная сказка». Н. Абрамцева. Вопросы и задания к сказке
Задание: Выполнить рисунок «Фея зелёного лета»
Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра
Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда
Тема №11 (1час) «Красная сказка». Чтение сказки «Красная дуга». М. Скребцова.
Задание: Нарисовать красные цветы, которые выросли из искорок радуги.
Викторина, посвящённая красному цвету Задание на дом: написать (придумать) рассказ на тему «Как красный цвет влияет на моё настроение»
Работа по домашнему заданию
Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра
Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда
Тема №12 (1час) «Синий и голубой». Старинная легенда о васильке. (сказка «Как появились синие цветы») Вопросы и задания к сказке. Чтение
«Голубой сказки»
Задание: нарисуйте синюю птицу или синего зверка и придумайте о них сказку.
Материалы: акварель, альбом, кисти, салфетка.
Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда
Тема №13 (1час) «Кто самый белый». Беседа. Вопросы и задания для беседы. Чтение сказки «Белая снежинка» М. Скребцова. Чтение рассказа «Самая нужная краска» А.Лопатина.
Задание: нарисуйте снежинку из сказки в образе красивой девочки в белоснежном наряде. Задание на дом: напишите названия продуктов белого цвета.
Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра
Зрительный ряд: работы из фонда
Тема №14 (1час) «С кем дружит чёрный цвет». Беседа (вопросы и задания для беседы) Чтение сказки «Подарок феи чёрного цвета». Вопросы и задания к сказке. Чтение сказки «Серый кот и чёрная мышка». Вопросы к сказке.
Задание: «Однажды фея чёрного цвета обиделась, что многие люди не хотят с ней дружить и решила покинуть землю» Придумайте сказку о том, что произойдёт на земле, если исчезнут: чёрный хлеб, чернослив, чёрный кофе, чёрные волосы, глаза, Чёрное море и другие предметы или явления чёрного цвета. Выполнение рисунка предметов чёрного цвета.
Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра
Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда
Тема №15 (1час) «Семья красок» Обобщающий урок. Чтение сказки «Три братца»
Задание: Нарисовать встречу трёх цветов (красный, белый, чёрный)
Повторение и обобщение знаний и умений учащихся.
Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра
Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда
Тема №16 (1час) «Жёлтый цвет земли». Беседа, вопросы и задания для беседы. Чтение сказки «Друзья золотого луча». М. Скребцова. Вопросы и задания к сказке
Задание: выполнить рисунок «когда солнышко смеётся» Письменная работа: напишите о каком либо эпизоде из своей жизни, когда вам было грустно, а солнечный луч развеселил вас
Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра
Зрительный ряд: работы из фонда, иллюстрации,
Тема №17 (1час) «Оранжевый цвет». Беседа, вопросы и задания для беседы Чтение «рыжей» сказки. Н. Абрамцева (сказка «Первый художник» А. Лопатина)
Задание: выполнить рисунок «портрет с веснушками». Представьте, что рыжее солнышко подарило вам сто веснушек. Нарисуйте свой весёлый портрет с веснушками
Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра
Зрительный ряд: (картина И. Машкова «Тыква»)
Тема №18 (1час) «Коричневый мир». (Дети должны надеть в школу что-либо коричневого цвета или его оттенков: брюки, бант, туфли, шарф и так далее) Беседа. Вопросы и задания для беседы. Чтение сказки «Семена жизни». А. Лопатина. Игра «Планеты разного цвета» Чтение сказки «Шоколадное королевство»
Задание: Нарисовать сюжет из сказки «Шоколадное королевство»
Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра
Зрительный ряд: работы из фонда, иллюстрации
Тема №19 (1час) «Исследуем язык цвета». Беседа, вопросы и задания для беседы. Чтение пёстрой сказки, вопросы и задания к сказке
Задание: выполнить рисунок «улыбки цветов»
Материалы: акварель, альбом, кисти, салфетка
Зрительный ряд: работы из фонда, иллюстрации
2-й блок «Путешествие по залам музея»
Тема №20 (1час) «Как рождается музей». Беседа «…а теперь поговорим о художниках, которые пишут…» Путешествие по Третьяковской галерее
Словарная работа: музей
Задание: Нарисовать рисунок на свободную тему
Материалы: акварель, альбом, кисти, салфетка
Зрительный ряд: работы из фонда, иллюстрации
Тема №21 (1час) «Почему лес и волк помогают Ивану-царевичу?».
Ознакомление с произведением изобразительного искусства В.М. Васнецова «Иван - царевич на Сером волке» 1889г. Знакомство с образцами народной вышивки. (анализ узоров на одежде героев, как одеты Иван-царевич и Елена Прекрасная)
Задание: Упражнение: сочинение узора для платья, передника…
Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра
Зрительный ряд: работы из фонда, иллюстрации
Тема №22 (1час) «Почему горюет Алёнушка?». Беседа по картине «Алёнушка» (1881г.) Как понимать словосочетание «сумрачный колорит»?
Слова для справок: спутанные, сирота, горькая доля, поза, неподвижно.
Мир сказки для Васнецова – это мир счастья (вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты)
Задание: Нарисовать портрет Алёнушки.
Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра
Зрительный ряд: Иллюстрации Ю.Васнецова: «Кот, петух и лиса», «Репка», «Петушок», «Теремок
Тема №23 (1час) «Тройка» Василий Григорьевич Перов. Путешествие по Третьяковской галерее продолжается. Беседа по картине «Тройка» (1866 г)
Что сделал художник, чтобы облегчить горе и страдания бедной матери?
Слова для справок: сумеречный, монастырская стена, доверху, наполненную, раскачиваются, выплёскивается, обледенелая дорога
Задание: Словарная работа: гамма (цветовая)
Материалы: альбом, ручка
Зрительный ряд: работы из фонда, иллюстрации
Тема №24 (2 часа) «Знаете ли вы русские портреты?» Обобщающий урок. Знакомство с жанром изобразительного искусства. ( По просьбе П. М. Третьякова исполнялись портреты выдающихся русских писателей, поэтов, драматургов, композиторов, художников: портреты А.С. Пушкина, маршала Г.К.Жукова, Л.Н.Толстого…) Рассматривание и анализ портретов
Задание: 1.Словарная работа: портрет, писатель, позировать. 2. Повторение и обобщение знаний и умений учащихся.
Материалы: альбом, ручка
Зрительный ряд: Иллюстрации портретов русских писателей, поэтов, драматургов, композиторов, художников.
Тема №25. (1час) «Третьяковка, 1990 годы…». Реконструкция Третьяковки
Инженерный корпус
Задание: Словарная работа: реконструкция, корпус
Материалы: альбом, ручка
Зрительный ряд: иллюстрации, демонстрационный материал
Тема №26. (1час) «Этот удивительный музей Тропинина».
Беседа о том, как московский коллекционер Евгений Феликсович Вишневский купил портрет неизвестного…Поиски и находки
Задание: Нарисовать рисунок музея по представлению.
Материалы: альбом, цветные карандаши
Зрительный ряд: иллюстрации, демонстрационный материал
Тема №27. (1час) «Находка в старом доме». Рассказ о том, как подпись обнаружил рентген
Задание: Словарная работа
Материалы: альбом, фломастеры
Зрительный ряд: демонстрационный материал
Тема №28. (1час) «Дом в Елабуге». Ваня - «мазилка» Каким был дом Шишкиных?
Задание: Нарисовать рисунок дома художника по представлению
Материалы: альбом, фломастеры
Зрительный ряд: иллюстрации, демонстрационный материал
Тема №29. (4 часа) «Это русское раздолье…» Обобщающий урок. Беседа о красоте вокруг нас. «Рожь» 1878г. «Лесные дали» 1884г.«Утро в сосновом лесу» 1889г
Задание: 1. Выполнить копию картины «Утро в сосновом лесу» 2. Выбор учащимися картины художников, анализ, составление рассказа по картине
3. Повторение и обобщение знаний и умений учащихся
Материалы: альбом, фломастеры
Зрительный ряд: иллюстрации, демонстрационный материал
2 год обучения
Блок №1 «Изобразительное искусство и материалы юного художника»
Тема №1 (1час) «Путешествие в мир искусства». Беседа «Мир искусства»
Экскурсия в школьный музей с этнографическим уклоном «Северные звёздочки» Посещение выставки дипломных работ выпускников Детской художественной школы
Зрительный ряд: работы из фонда.
Тема №2 (1 час) «Карандаш говорит секрет». Представь, что ты – карандаш. Кому и как ты служишь? Беседа «Тайна чёрного камня» Вопросы и ответы
Задание: Слова для справок: глиняные таблички; царская библиотека; музей; неудобства от такой «бумаги»; деревянные дощечки, покрытые воском; древний род карандашей; от древнегреческого слова «графо» - пишу; первые карандаши 1889 г.
Материалы: альбом, фломастеры, ручка
Зрительный ряд: демонстрационный материал
Тема №3 (1 час) «Цветные карандаши». Беседа «Краски рассвета» А.Лопатина.
Задание: Выполнить рисунок «Карандашный человечек» Придумать небольшой рассказ о карандашном человечке
Материалы: цветные карандаши, альбом, ластик
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.
Тема №4 (1 час) «Яркие фломастеры». Сказка о фломастерах и цветных карандашах. (Если карандаши и фломастеры ссорятся, как их помирить?)
Задание: Игра «Рассказ карандаша и фломастера» Выполнить рисунок на свободную тему
Материалы: фломастеры, альбом, карандаш, ластик
Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда.
Тема №5 (1 час) «Восковые мелки». Беседа «Что умеют восковые карандаши»
Задание: Нарисовать рисунок на свободную тему.
Материалы: Восковые мелки, альбом, карандаш
Зрительный ряд: работы из фонда.
Тема №6 (1 час) Карандаши «Живопись». Беседа «Чудесные карандаши»
Просмотр и анализ работ учащихся
Задание: Нарисовать цветы в вазе.
Материалы: альбом, карандаш, цветные карандаши
Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда
Тема №7 (1 час) «Волшебная пастель». Беседа «Пастель - замечательная техника, хотя и непростая»
Задание: Нарисовать рисунок на свободную тему.
Материалы: бумага для пастели, карандаш, пастель
Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда
Тема №8 (2 часа) «Удивительная бумага» Обобщающий урок. Беседа «История о бумаге»
Задание: 1.Выполнить рисунок на свободную тему.2. Повторение и обобщение знаний и умений учащихся
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: демонстрационный материал
Блок №2 «Художник и цвет»
Тема №9 (1час) «О чём рассказывают художники и цвета». Чтение сказки «О чём рассказывают цветы и цвета» А.Лопатина. Вопросы и задания к сказке. Беседа «Любимые цвета художников»
Задание: «Я - волшебник»
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда
Тема №10 (1час) «Художники и красный цвет». Творческое задание «Рассказ о красном цвете» Вопросы и задания. Чтение «Красной сказки»
Задание: Выполнить рисунок «Красные дары земли» (коллективное задание по группам) Задание на дом: придумать меню из блюд, в которых преобладает красный цвет и его оттенки. Работа по домашнему заданию.
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: Иллюстрации картин А. Матисс «Красные рыбки», К.Петров-Водкин «Купание красного коня»
Тема №11 (1час) «Цвет моря и неба». Беседа «Знаменитые картины Айвазовского» Просмотр слайдов или иллюстраций картин
Задание: составить рассказ о море. Нарисовать спокойную гладь моря, бушующее море…
Материалы: альбом, карандаш, ластик, акварель, кисти
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации картин
Тема №12 (1час) «Исследуем белый цвет». Беседа «Роль белого цвета»
Просмотр слайдов или репродукций картин разных художников
Задание: используя все оттенки белого цвета, нарисовать белого коня.
Домашнее задание: составить рассказ на тему « Моя любимая одежда белого цвета»
Материалы: альбом, карандаш, ластик, гуашевые краски, кисти
Зрительный ряд: репродукции картин разных художников: И.Грабарь «Белая зима» И.Левитан «Март» В.Суриков «Взятие снежного городка»
К. Юон «Русская зима»
Тема №13 (1час) «Серый и чёрный» Не цветные цвета. Беседа о не цветных цветах. «Как живёт чёрный цвет» «Какое настроение у серого цвета» Просмотр слайдов или репродукций картин художников
Задание: нарисовать день, ночь, вечер. Домашнее задание: придумать рассказ о чёрной мышке и про серого кота с последующим рисунком.
Материалы: альбом, карандаш, ластик, гуашевые краски, кисти
Зрительный ряд: репродукции картин, демонстрационный материал
Тема №14 (2 часа) «Художник и жёлтый цвет» Обобщающий урок. Беседа «Цвет солнца»
Просмотр слайдов или репродукций картин художников
Задание: 1. Используя все оттенки жёлтого цвета, нарисовать на темы «Солнечный лень» «Жёлтый мир» «Нарцисс» «Подсолнух» «Мимоза» «Одуванчик»…2. Коллективное задание (на выбор учащихся) 3. Повторение и обобщение знаний и умений учащихся
Материалы: альбом, карандаш, ластик, гуашевые краски, кисти
Зрительный ряд репродукции картин художников: В. Гог «Подсолнухи» И.И. Шишкин «Рожь» И.И. Левитан «Золотая осень»…
Блок №3 Жанры изобразительного искусства.
Тема №15 (1час) «Создание портрета». Чтение сказки «Мамин портрет». М. Скребцова
Задание: игра «Рисуем портрет по кругу»
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: репродукции картин, демонстрационный материал
Тема №16 (1час) «Облик Моисея».
- чтение легенды из Талмуда
Задание: Творческое задание: нарисовать портрет друга.
Материалы: альбом, цветные карандаши
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.
Тема №17 (1час) «Целебный натюрморт». Чтение рассказа «Целебный натюрморт А. Лопатина (что натюрморт может рассказать о характере художника?)
Задание: нарисовать натюрморт из любимых фруктов своей семьи.
Задание устное: возьми мысленно в руки предметы натюрморта, поговори с ними и придумай историю их жизни.
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда.
Тема №18 (1час) «Цвета пейзажа». Просмотр и анализ пейзажа. Вопросы и задания для беседы. Чтение сказки про художника (как может художник отразить в своих картинах всю красоту мира?)
Задание: Нарисовать любимый пейзаж.
Материалы: альбом, карандаш, цветные карандаши.
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации,
Тема №19 (1 час) «Историческая картина». Чтение легенды «Памятник железному Тимуру» Вопросы и задания к легенде
Задание: нарисовать историю своей жизни.
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: демонстрационный материал
Тема №20 (1 час) «Библейский сюжет». Чтение легенды «Чудесное спасение» А. Лопатина. Вопросы к легенде
Задание: Нарисовать сюжет из легенды
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.
Тема №21 (1час) «Путешествие в страну мифов». Беседа о возникновении мифов (не могут ли одни и те же герои действовать и в мифе, и в сказке, и в каком-то ином жанре словесного творчества? Почему рассказ о Геракле называют не сказкой, не былиной, не повестью, а именно мифом? Чем Геракл отличается от сказочного персонажа? А может быть, и Добрыню Никитича вполне можно назвать не только былинным, но и мифическим героем?
Вопросы и задания к легенде
Задание: Нарисовать портрет Геракла.
Материалы: альбом, карандаш, цветные карандаши
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.
Тема №22 (3 часа) «Герои Эллады» Обобщающий урок. Чтение легенды Древней Греции
Задание: 1. нарисовать сюжет из легенды. 2. Повторение и обобщение знаний и умений учащихся
Материалы: альбом, карандаш, цветные карандаши
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации
Блок №4 «Геометрические формы в искусстве и природе»
Тема №23 (1час) «Точка». Чтение стихотворения «Точка». Беседа «Точка, точка, два крючочка» Понятие о форме
Задание: нарисовать любые формы из точек
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: демонстрационный материал
Тема №24 (1 час) «Круг чудесный». Чтение стихотворения «Круг» Беседа «Геометрические фигуры как символы»
Задание: Используя формы круга, придумать различные изображения
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: демонстрационный материал
Тема №25 (1 час) «Квадраты магические». Чтение стихотворения «Квадрат»
Квадрат Малевича
Задание: используя формы квадрата, придумать интересные изображения
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.
Тема №26 (1 час) «Треугольник и квадрат». «Жили-были два брата»
Задание: выполнить шуточные рисунки, используя треугольники и квадраты
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда.
Тема №27 (1 час) «Куб и шар». Чтение стихотворений «Куб», «Шар»
Задание: придумать рассказ – сказку о кубе и шаре. Творческое задание: по желанию учащихся
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда.
Тема №28 (1 час) «Бедная спираль». «Какой-то спирали раз захотелось…»
Задание: Выполнить рисунок с использованием спиралей
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда
Тема №29 (1 час) «Линия. Волшебный лабиринт». Рассказ о Минотавре и его лабиринте на острове Крите
Задание: Решить задачу, как выйти из лабиринта. Придумать и нарисовать свой лабиринт
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.
Тема №30 (1 час) «Путешествие подходит к концу» Обобщающий урок.
Подготовка к просмотру
Задание: Обобщение полученных знаний. Выставка работ учащихся
3 год обучения
Блок №1 «История и время»
Тема №1 (1 час) «Введение в изобразительное искусство». Беседа об искусстве. Виды искусства. Знакомство с художниками
Задание: Словарная работа: художник
Материалы: альбом, карандаш, ручка
Зрительный ряд: демонстрационный материал
Тема №2 (1час) «Историческое время». Беседа «Лента времени: настоящее и будущее»
Задание: Упражнения: расположить в правильной последовательности следующие единицы: день, век, месяц, неделя, сутки, час
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: демонстрационный материал
Тема №3 (1 час) «История письменности». Беседа об истории письменности. Загадочные письмена, их значение. Рождение алфавита. Материалы для письма. Вопросы и ответы
Задание: Словарная работа: Пётр 1, иероглифы, алфавит, Финикийцы, Кирилл и Мефодий (азбука), папирус, пергамент, летописец Нестор
Выполнить рисунок алфавита
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.
Тема №4 (1 час) «История моего города». Беседа о городе Мегионе
Знакомство с достопримечательностями родного города
Задание: Словарная работа: Мегион, год создания. Упражнение: выполнить зарисовки своего родного дома, школы, памятника, озера, реки…
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда.
Тема №5 (1 час) «История Москвы». Беседа «Моя Москва златоглавая» (от какого слова произошло название города Москва) Рассказ о Московском Кремле
Задание: Словарная работа: город, Кремль, слобода. Задание на дом: конструировать Кремль
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры, бумага
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.
Тема №6 (1 час) «Одежда в разные времена». История одежды. Первая одежда. Основной вид одежды на Руси. Просмотр иллюстраций
Задание: Словарная работа: хитон и гиматий, туника и тога, зипун, кафтан, сарафан, душегрейка, шуба. Упражнение: выполнить зарисовки одежды.
Задание на дом: нарисовать одежду для дома, учёбы, спорта, для посещения театра…на выбор
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации
Тема №7 (2 часа) «История архитектурных памятников». История и возникновение жилищ (первое жилище) Заочное путешествие в разные страны
Задание: Словарная работа: ветхое жильё, блочный дом, хижина, землянка, храм, собор. Упражнение: выполнить зарисовки различных строений (жилище, землянка, храм…) Работа по домашнему заданию: написать небольшой рассказ на тему «С чего начиналось строительство?»
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации,
Тема №8 (2 часа) «Современный город». Обобщающий урок. Беседа о современном городе. Новшества в нашей стране и в мире
Задание: Письменная работа: напиши весёлую историю о том, если бы ты был волшебником современного города…Задание на дом: нарисовать современные строительные сооружения.
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.
Блок № 2. Времена года.
Тема №9 (2часа) «Золотая осень» Исаак Ильич Левитан. Беседа «Краски природы» Жанры ИЗО. Творчество И.И. Левитана. «Золотая осень-Энциклопедия русской осени»
Задание: Словарная работа: портрет, пейзаж, натюрморт
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры, ручка
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.
Тема №10 (2часа) «Февраль. Подмосковье» Г.Г. Нисский. Жанры ИЗО. Виды пейзажа. Творчество Г. Нисского. Беседа по картине «Февраль. Подмосковье»
Задание: 1. Словарно-стилистическая работа: подобрать синонимы к существительному «простор» и прилагательному «необъятный» (дальнейшее употребление этих слов в речи) 2. Нарисовать зимние деревья. 3.Задание на дом: нарисовать зимний пейзаж. Работа по домашнему заданию
Материалы: альбом, карандаш, ручка, гуашь, кисти, палитра
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.
Тема №11 (1 час) «Грачи прилетели» А.Саврасов. Знакомство с творчеством художника. Знаменитое произведение Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» Беседа по картине
Задание: 1. Упражнение по раздаточным карточкам с репродукциями: описать картину, как и что хотел передать художник своим произведением (цветовое композиционное решение, центр композиции, изображаемые предметы…) 2. Слова для справок: пение капели, крик птиц, журчание воды, скрип стволов, шорох прошлогодней листвы…
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры,
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации
Тема №12 (2 часа) «Летний пейзаж». Обобщающий урок. Знакомство с творчеством художника Ивана Ивановича Шишкина. Просмотр и анализ картины «Рожь» «Сосновый бор» «Сосны, освещённые солнцем» (можно рассматривать картины других художников) «Зелёный шум» А.Рылов И.И.Левитан «Берёзовая роща»
Задание: 1. Выполнить рисунок сосен. 2. Повторение и обобщение знаний, умений учащихся
Материалы: альбом, цветные карандаши
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации картин «Рожь» «Сосновый бор» «Сосны, освещённые солнцем»
Блок № 3. По югорской земле.
Тема №13 (2 часа) «Геннадий Райшев - хантыйский художник» региональный компонент. Знакомство с творчеством Геннадия Райшева. Чтение стихотворения В.Волдина. Беседа «На земле Югры»
Задание:1. Выполнить зарисовки по стихотворениям. Анализ работ 2.Задание на дом: дальнейшее изучение творчества Г.Райшева. Работа по домашнему заданию.
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.
Тема №14 (2 часа) «Хантыйские орнаменты». Беседа «Хантыйские орнаменты» Орнаменты линейного и розеточного типа. Цвет, форма и символы (значение) орнамента
Задание: 1.Словарная работа. 2. Нарисовать орнамент на одежде и обуви, на подвесках для украшения…(по выбору)
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда.
Тема №15 (1 час) «Мудрая Таисия Чучелина». Знакомство с творчеством югорских сказительниц. Чтение сказки «Девушка Хутнай» Т.Чучелины
Чтение стихотворения Романа Ругина «Мой народ»
Задание: 1. Задание: нарисовать сюжет из сказки.2.Задание на дом: написать небольшой рассказ о своём родном народе
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда
Тема №16 (1 час) «В Сибири говорят…» Беседа о коренном народе (вопросы и задания для беседы) Отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов
Задание: Словарная работа: хантыйские слова и значение, новые термины на северную тематику
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.
Тема №17 (4 часа) «Сказки народов Севера» Обобщающий урок. Беседа «Обычаи и традиции народов Севера» ( вопросы и задания для беседы) Сказки и легенды народов ханты и манси
Задание: 1.обсуждение, запись выводов 2. Выполнить сюжет из прочитанной сказки. 3. Задание на дом: чтение сказок и легенд народов Севера.4. Проверка знаний, умений и навыков учащихся
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.
Блок № 4. Где живут картины.
Тема №18 (1 час) «Сказка о сказочнике» В.М.Васнецов. Беседа о Третьяковской галерее «Недалеко от Кремля, за Москвой – рекой стоит необыкновенный дом…» Жанры ИЗО. Сказка о сказочнике. Виктор Михайлович Васнецов. Застава богатырская. Беседа (просмотр) и анализ картины «Богатыри» ( Все трое, несмотря на разные характеры, удивительно едины в одном: это защитники земли Русской.) Просмотр картины «Иван – царевич на Сером Волке» Почему художник в лесной пейзаж вписал цветущую яблоню?
Задание: 1. Слова для справок: стремительный бег, оттеняет спокойную позу Елены Прекрасной, словно расступились, парчовая и золотая одежда, «преданья старины глубокой». 2.Нарисовать богатырские доспехи.
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.
Тема №19 (1 час) «Необыкновенная встреча». Жанры ИЗО - портрет
«Неизвестная» возвращается на Родину. Владимир Лукич Боровиковский «Портрет неизвестной женщины» Василий Григорьевич Перов
Задание: словарная работа
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации
Тема №20 (2 часа) «Сирень» П.П. Кончаловский. Жанры изобразительного искусства – натюрморт. Творчество П.П. Кончаловского. Беседа по картине. Легенда о прекрасном нарциссе
Задание: Нарисовать свои любимые цветы.
Материалы: альбом, карандаш, гуашь, кисти, палитра
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации
Тема №21 (2 часа) «Творчество Н.Рериха». Творчество Н.Рериха
Задание: создать копии произведений Николая Рериха
(можно работать по произведениям других авторов)
Материалы: альбом, карандаш, гуашь, кисти, палитра
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.
Тема №22 (2 часа) «Дети, бегущие от грозы» К.Е Маковский. Обобщающий урок. Знакомство с творчеством Константина Егоровича Маковского. Просмотр картины, анализ, вопросы и ответы
Задание: 1.Нарисовать грозу. 2. Выбор учащимися картины художников, анализ, составление рассказа по картине и рисование сюжета (техника исполнения свободная) 3. Итоги 4 четверти
Материалы: альбом, карандаш, фломастеры
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.
IV. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:
К концу обучения учащиеся
по беседам об изобразительном искусстве
должны знать:
-виды искусства;
-виды изобразительного искусства;
-жанры ИЗО
-названия графических материалов ( карандаш простой Т. ТМ. М. и т.д. тушь, ручка, пастель…) и назначение;
-термины; зарисовка, набросок, пространство;
-последовательность выполнения рисунков, начиная с эскиза до полного окончания работы;
- названия и свойства красок;
-материалы и принадлежности (назначение палитры, виды бумаги, кистей)
-названия основных цветов и их оттенков;
-назначение белой и чёрной красок;
-контрастные цвета;
-условность цвета в декоративной работе;
-изобразительно-выразительные средства (цвет, колорит, рефлекс)
-сведения об изменении цвета в пространстве на примере темы «Пейзаж» (смягчение очертаний, ослабление яркости цвета, изменение светлоты)
-техники выполнения акварельной живописи;
-о расположении предметов на листе и изменении их размеров (ближе - дальше
-незнакомые слова; эскиз, фактура, сюжет, натура, контур, иллюстрация…(словарная работа);
-творчество художников-пейзажистов;
-творчество художников-портретистов;
-творчество художников-анималистов;
-творчество Геннадия Райшева - хантыйского художника, мастера и педагога;
должны уметь:
-правильно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужном направлении, не вращая при этом лист бумаги;
-различать рисунок от живописи.
-компоновать изображение в различных форматах;
-пользоваться различной штриховкой.
-правильно работать кистью;
-начинать вести работу от главного изображения, выделяя центр размером, цветом или оном;
-образно передавать содержание композиции, давать яркую характеристику сказочному персонажу;
-использовать жизненные наблюдения, прочитанные сказки и стихи, собственную фантазию в процессе создания изображения
-находить выразительные средства и изобразительные формы, отвечающих замыслу, настроению, содержанию темы;
-выполнять композиционные поиски изображения, работать с эскизами, достигать цветовой гармонии;
V. Перечень по учебно - методическому обеспечению.
Для преподавателя
-Учебные программы.
-Учебно-методические таблицы по цветоведению.
-Учебно-методические таблицы по графике.
-Учебно-методические пособия по декоративно-прикладному искусству.
-Оттеночная раскладка цветов
-Репродукции и работы художников.
-Детские работы прошлых лет.
-Персональный компьютер, магнитофон, кассеты, грамзаписи.
-Стихи и сказки к разным темам.
Для учащихся
-Бумага. Формат А-4.
-Краски акварельные, гуашь.
-Кисти №1-10
-Палитра.
-Пастель.
-Простые карандаши: Т, ТМ, М…
-Цветные карандаши.
-Восковые карандаши.
-Цветные ручки.
-Фломастеры, маркеры.
-Ластик.
-Цветной картон.
-Цветная бумага, клей, паспарту
VI. Список литературы
- Абелюк Е. «Фантастическая реальность мира» М – 1996
- «Волшебные сказки» М – АСТ. Минск-Харвест. 2001
3. Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» М.Просвещение. 1991г.
4 .«История ХМАО с древности до наших дней» Екатеринбург. НПМП «Волот» 2000
5. Каменева Е. «Твоя палитра» М. Детская литература» 1977
6. Князева М. «Азбука искусств» Изд. Гимназии «Открытый мир» М – 1998
7. Костерин Н.П. «Учебное рисование» М. Просвещение 1984
- Кончин Еграф «Как рождается музей» М «Дет. Литература» 1988
- Кузин В.С. Кубышкина Э.И. Шпикалова Т.Я Изобразительное искусство в 1-4 классах М. Просвещение 1988
- Никологородская О. «Волшебные краски» М. 1997
- Платонова Н.Н. Синюков В.Д. «Энциклопедический словарь юного художника»
- Саплина Е.В. Саплин А.И. «Введение в историю» М. 1995
- Смирнова Р., Миклушевская И. «Уроки рисования» М. «Астрель» 2001
- Ходякова Л.А. «Живопись на уроках русского языка. М. «Флинта» 2000
- Черныш И. «Удивительная бумага» М – 1998
- Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство» М Просвещение 1999