Программа по предмету: «Беседы об изобразительном искусстве»

Муфтахова Фарида Ахметовна

«Подготовка детей к обучению в детской художественной школе» для учащихся  8-10 лет

(уровень реализации полного курса – 3 года обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon besedy_ob_izo_2012-2013g.doc345 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская художественная школа»

                                                          УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                    Директор МБОУ ДОД «ДХШ»

                                                                                                     ____________Л.Н. Степанов

                                                                                                     «____»____________ 2012г.

 

                                           Принято на педагогическом совете «___»_______________2012 г.

                                    Зам.директора по УВР:_________ Зам директора по МР:__________

Программа по предметам:

«Беседы об изобразительном искусстве»

отделение «Подготовительное»

«Подготовка детей к обучению в детской художественной школе»

для учащихся  8-10 лет

(уровень реализации полного курса – 3 года обучения)

                                       

                                                                                                            Автор - составитель  преподаватель

                                                                                                                     Муфтахова Фарида Ахметовна                                                                                                                        

Мегион

2012 г.

I. Пояснительная записка

                                                                                    «Я понимаю, почему ребёнок может быть зрелым                    

                                                                                                     музыкантом. И когда мы присмотримся  

                                                                                                        внимательнее к его рисункам (…), мы

                                                                                                             обнаружим в нём поэта, художника,

                                                                                                                                                мастера чувств»

                                                                                                                                                       Януш Корчак

                                                                                                                    «Когда я снова стану маленьким»

            Кто не наблюдал, как рисуют дети – не свои, так чужие, не дома, так на улице? Самые маленькие, ещё не зная, чем и на чём можно рисовать,

 с увлечением рисуют всем, что оставляет след на асфальте,  на стене, на бумаге. Взрослые иной раз досадуют: обои исчиркал, бумагу извёл –лучше бы играл со своими игрушками. Людям подчас невдомёк, что рисунки детей –одно из чудес, мимо которых многие проходят, не замечая их, не    задумываясь.

            А между тем сами они и их появление удивительны. Казалось бы, из ничего, как цветы после тёплого дождя, возникают произведения детской фантазии, яркие, своеобразные рисунки, в чём-то схожие между собой, в чём-то разные. Эти рисунки – преддверие в мир, создаваемый искусством. Творчество естественно вплетается в жизнь ребёнка, как и жизнь всех людей. И само появление художественного творчества детей во многом напоминает зарождение и первые шаги искусства на заре культуры человечества.        

И, таким образом, особое место в развитии ребенка  занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие  эстетические  вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы.

Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной  памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных  умений  и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и  эстетического воспитания детей.

Большими возможностями для расширения нравственного и эстетического воспитания обладают учреждения дополнительного образования. Специфика учреждений дополнительного образования позволяет полнее осуществить личностно – ориентированный подход  в развитии художественных способностей  детей. Своевременное выявление способностей влияет на становление личности ребенка, успех в профессиональной карьере.

Новизна данной программы заключается в её построении, отличающийся от других программ тем, что она составлена по принципу блочного построения тем, где предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. В программе использованы материалы регионального культурно- национального компонента коренных народов Севера, их изобразительного и декоративно – прикладного искусства. Особое значение придается в данной программе усвоению художественно – творческого опыта, обучению приёмам художественно – творческих действий.  На протяжении всего обучения  применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве. Так же для улучшения восприятия и более близкого ознакомления воспитанников с изобразительным искусством планируются посещения выставок, встречи с художниками города, поездки в музеи и в Дом Художника. Все это в целом  является мощным стимулом для развития познавательного интереса к искусству.

 Актуальность обуславливается важностью изобразительного искусства для развития и воспитания  детей младшего школьного возраста. Основное назначение программы – развитие творческой личности ребёнка. Дети, занимаясь изобразительным искусством, учатся  видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают художественно-эстетический  вкус. Занятия способствуют развитию трудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи, толерантности. Дают возможность творческой самореализации личности и приобщению традициям русского народного творчеств

       Вид программы – модифицированная

       Наполняемость групп – 10 человек (в среднем) Занятия носят групповой характер. 

       Распределение учебного времени: учебные занятия проводятся с сентября по май. Для данных групп предусмотрены занятия один  раз в неделю по 1 часу.  Продолжительность занятия – 40 минут с перерывом между занятиями 10 минут. Набор детей в возрасте 8, 9-10, 10-11 лет осуществляется независимо от их способностей и умений. Срок реализации программы – 3 года. Объём курса составляет 102 часа.

1 год обучения – 34 часа

2 год обучения – 34 часа

3 год обучения – 34 часа

          Целью  курса является  обеспечение всестороннего развития детей, нравственно-духовное совершенствование, формирование эстетического вкуса, приобретение некоторых профессиональных навыков и знаний средствами изобразительной художественно-творческой деятельности, развитие ассоциативно- образного мышления, наблюдательности, фантазии, воображения,

        Задачи  1 года обучения:

-Знакомство с акварельными и гуашевыми красками;

-Знакомство с основными красками:

-Чтение сказок о красках;

-Изучение основ цветоведения;

-Знакомство с произведениями искусства и авторами;

        Задачи  2 года обучения:

-Знакомство с художественными материалами;

-Изучение основ цветоведения;

-Знакомство с ахроматическими цветами;

-Чтение сказок о красках;

-Изучение жанров изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт;

- Знакомство с произведениями искусства и авторами;

-Знакомство с героями легенд Древней Греции;

-Знакомство с геометрическими формами в искусстве;

        Задачи  3 года обучения:

-Знакомство с основными видами искусства;

-Изучение истории времени, истории своего родного города, города Москвы

-Изучение истории архитектурных памятников;

- Знакомство с произведениями искусства и авторами;

-Знакомства с творчеством хантыйского художника Геннадия Райшева;

-Изучение хантыйских орнаментов;

-Знакомство с творчеством югорской сказительницы Таисии Чучелины;

-Чтение сказок и легенд народов Севера;

        Данная программа  решает следующие задачи:

1.обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений и навыков; расширение художественно-эстетического кругозора;

2. развитие художественно – творческих, индивидуально выраженных способностей ребенка;

3. воспитание нравственных качеств личности ученика, эмоционально – эстетического восприятия окружающего мира;

4.Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства;

 5.Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

6.Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике.

7.Формировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, умение достигать решения задач, поставленных перед ним педагогом;

8.Формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно- деятельного общения с взрослыми.

9. Формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей.

10.Выявление наиболее одарённых детей в области изобразительного искусства, способных впоследствии продолжить обучение в художественной школе с дальнейшим поступлением в ВУЗ.

Для наиболее успешного выполнения поставленных  учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: типовое занятие (сочетает в себе объяснение и практическое задание) рисование на заданные темы по памяти и по представлению (выполнение творческого задания),  декоративное рисование, беседы об изобразительном  искусстве, экскурсии, подготовка к выставкам. 

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы учащихся.

       Педагогическая целесообразность: программа составлена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста.  Основными формами уроков являются игра в художников, путешествие « в прошлое» своего народа, заочная экскурсия, работа в творческих мастерских.

        Основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:

- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);

- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);

- принцип идейно-художественной значимости (связь искусства с жизнью своего народа, с их особенностями)

       В уроки будут внесены элементы занимательности, сказки, веселые стихи, песенки, загадки – любимая тема для детей младшего школьного возраста. Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами своей местности, театрализованные постановки фольклорных произведений народов, населяющих регион и т.п.

Ведущие педагогические принципы

        1. Принцип деятельности подразумевает активное включение  ребенка в учебно-познавательную  деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.

        2. Принцип гуманности основан на уважении к личности ученика, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощённости учеников во время занятий.

        3. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта,  способности самостоятельного выбора решений.

        4. Принцип вариативности дает возможность развивать у учащихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант.

        5.Принцип последовательности, подразумевающий логичное усложнение творческих задач художественного образования.

       6. Принцип природосообразности, заключающийся в учёте возраста обучающегося, уровня его интеллектуальной подготовки, предполагающей выполнение заданий различной степени сложности.

В процессе обучения используются следующие методы: деятельностный, репродуктивный, исследовательский, объяснительно- иллюстративный.

В результате обучения дети

-приобретают основные знания, умения и навыки;

-осваивают  различные способы деятельности, строго соблюдая безопасность работы;

-развиваются интеллектуально-творческие способности, инициатива, самостоятельность;

-развивается познавательная активность учащихся;

-развивается мелкая моторика, речь, пространственное мышление;

-формируется творческий подход к выполнению учебно-трудовых заданий, стремление применять полученные знания и умения в повседневной жизни с пользой для себя и окружающих

            Методы ведения работ:

-изложение теоретического материала;

-выполнение учащимися упражнений по учебным темам;

-коллективные работы;

-выполнение самостоятельных работ;

-анализ работ на уроках и просмотрах;

-просмотры и родительские собрания проходят в конце каждой четверти и являются необходимыми мероприятиями, которые позволяют выявить соответствие результатов образовательным целям и задачам обучения.

           Виды контроля:

1. вводный, который проводиться перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений, и навыков по пройденным темам;

  1. текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме;
  2. рубежный, который проводится после изучения каждого блока;
  3. итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания.

           Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате изучения программы учащиеся:

знают:

-первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах многообразия,  - единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни;

- представления о деятельности и роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создании среды жизни и предметного мира;

- требования техники безопасности с инструментами и материалами  при работе

умеют:

- делать эскизы, самостоятельно разрабатывать элементарные сюжетные композиции предметного мира, растений и животных;

- выполнять изображения пространства на плоскости и пространственных построений, человека на плоскости;

- анализировать произведения искусства выдающихся художников в различных видах искусства;  

- активно использовать художественные термины и понятия;

владеют:

- начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

- простейшими приемами и способами работы красками (гуашью, акварелью), графическими материалами ( цветным карандашами, фломастерами, углем, пастелью)

        

            Способы проверки ожидаемых результатов:

После каждого полугодия отслеживается личностный и профессиональный  рост ребёнка по следующим параметрам:

            - усвоение знаний по базовым темам программы;

            - овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой;

             -развитие художественного - эстетического  вкуса;

             - формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.

Используются следующие формы проверки:

- анализ;

- мониторинг;

- выставка.

Методы проверки:

- наблюдение;

- тестирование;

Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме текущих просмотров,  итоговых выставок, конкурсов.

Результаты фиксируются по следующим параметрам:

- усвоение знаний и умений по базовым разделам программы;

- личностный рост, развитие общительности, работоспособности;

- формирование художественно-эстетического вкуса;

- участие в выставках, конкурсах прикладного творчества.

Результаты освоения программы определяются по трём уровням:

- высокий;

-средний;

- низкий.

 Учебный план

№ п\п

Учебные предметы

Кол-во

учебных недель

в году

Кол-во

учебных недель

в году

Кол-во

учебных недель

в году

1 год

2 год

3 год

1

Беседы об изобразительном искусстве

34

34

34

    Всего часов:

102

II. Учебно-тематический план на 3 года обучения

2.1. Учебно-тематический план на 1-й год обучения

Наименование темы

Кол-во заданий

Кол-во

часов на

1 задание

Общее кол-во часов

1

2

3

4

5

Беседы об изобразительном искусстве

1

Введение в изобразительное искусство.      Правило №1. Правило №2                              

1

1

1

2

Блок №1 «История о красках»

История о том, как краски между собой живут

1

1

1

3

Акварельные краски

1

1

1

4

Гуашевые краски

1

1

1

5

Мой любимый цвет

1

2

2

6

Разноцветный человечек

1

1

1

7

Мир цвета радуги

1

1

1

8

Обобщающий урок

1

1

1

9

Зелёное платье земли

1

1

1

10

Зелёное лето

1

1

1

11

Красная сказка

1

1

1

12

Синий и голубой

1

1

1

13

Кто самый белый

1

1

1

14

С кем дружит чёрный цвет.

1

1

1

15

Семья красок

Обобщающий урок

1

1

1

16

Жёлтый цвет земли

1

1

1

17

Оранжевый цвет

1

1

1

18

Коричневый мир

1

1

1

19

Исследуем язык цвета

1

1

1

20

Блок № 2 «Путешествие по залам музея»

Как рождается музей.

1

1

1

21

Почему лес и волк помогают Ивану царевичу?

В.М. Васнецов

1

1

1

22

Почему горюет Алёнушка

1

1

1

23

«Тройка» Василий Григорьевич Перов

1

1

1

24

Знаете ли вы русские портреты.

Обобщающий урок

1

2

2

25

Третьяковка 1990-е годы. Реконструкция Третьяковки

1

1

1

26

Этот удивительный музей Тропинина

1

1

1

27

Находка в старом доме

1

1

1

28

Дом в Елабуге

1

1

1

29

Это русское раздолье.

Обобщающий урок

1

4

4

Всего:

34

34

2.2. Учебно-тематический план на 2-й год обучения

Наименование темы

Кол-во заданий

Кол-во

часов на

1 задание

Общее кол-во часов

1

2

3

4

5

Беседы об изобразительном искусстве

1

Блок №1. «Изобразительное искусство и материалы юного художника»

Путешествие в мир искусства.  

1

1

1

2

Карандаш говорит секрет

1

1

1

3

Цветные карандаши

1

1

1

4

Яркие фломастеры

1

1

1

5

Восковые мелки

1

1

1

6

Карандаши «живопись»

1

1

1

7

Волшебная пастель

1

1

1

8

Удивительная бумага

Обобщающий урок

1

2

2

9

Блок №2.  «Художник и цвет»

О чём рассказывают художники  и цвета

1

1

1

10

Художники и красный цвет

1

1

1

11

Цвет моря и неба

1

1

1

12

Исследуем белый цвет

1

1

1

13

Серый и чёрный. Не цветные цвета

1

1

1

14

Художники и жёлтый цвет

Обобщающий урок

1

2

2

15

Блок №3.  «Жанры изобразительного искусства»

Создание портрета

1

1

1

16

Облик Моисея

1

1

1

17

Целебный натюрморт

1

1

1

18

Цвета пейзажа

1

1

1

19

Историческая картина

1

1

1

20

Библейский сюжет

1

1

1

21

Путешествие в страну мифов

1

1

1

22

Герои Эллады.

Обобщающий урок

1

3

3

23

Блок №4 «Геометрические формы в искусстве и природе»   Точка

1

1

1

24

Круг чудесный

1

1

1

25

Квадраты магические.

Квадрат Малевича

1

1

1

26

Треугольник и квадрат

1

1

1

27

Куб и шар

1

1

1

28

Бедная спираль

1

1

1

29

Линия. Волшебный лабиринт.

1

1

1

30

Обобщающий урок. Путешествие подходит к концу

1

1

1

       Всего

34

34

2.3. Учебно-тематический план  на  3-й год обучения

Наименование темы

Кол-во заданий

Кол-во

часов на

1 задание

Общее кол-во часов

1

2

3

4

5

Беседы об изобразительном искусстве

1

Блок №1  «История и время»

Введение в изобразительное искусство

1

1

2

2

Историческое время

1

1

2

3

История письменности

1

1

2

4

История моего города

1

1

2

5

История Москвы

1

1

2

6

Одежда в разные времена

1

1

2

7

История архитектурных памятников

1

2

2

8

 Современный город

Обобщающий урок

1

2

2

9

Блок № 2  «Времена года»

 Золотая осень И.И. Левитан

1

2

2

10

Февраль. Подмосковье. Г.Г. Нисский

2

11

Грачи прилетели. А.Саврасов

1

1

2

12

Летний пейзаж. И.И.Левитан  «Берёзовая роща»

Обобщающий урок

1

2

2

13

Блок № 3 «По югорской земле»

Геннадий Райшев – хантыйиский художник Региональный компонент

1

2

2

14

Хантыйские орнаменты

1

2

2

15

Мудрая Таисия Чучелина

1

1

2

16

В Сибири говорят

1

1

2

17

Сказки народов Севера

Обобщающий урок

1

4

2

18

Блок № 4 «Где живут картины»

Сказки о сказочнике. В.М.Васнецов

1

1

1

19

Необыкновенная встреча

Владимир Лукич Боровиковский

1

1

2

20

21

Сирень.  П.П. Кончаловский

Творчество Н. Рериха

1

2

           2

2

         2

22

«Дети, бегущие от грозы» К.Е.Маковский

Обобщающий урок

1

2

2

  Всего

34

34

III. Содержание курса

1 год обучения

 

Тема  № 1 (1 час)  Введение в изобразительное искусство.

Беседа «Кто такой художник?» (Жил-был на свете…) Как правильно готовиться к уроку изобразительного искусства? Правило 1. Правило 2.

Художник (словарная работа)

1-й блок «История о красках». 

Тема № 2 (1 час) История о том, как краски между собой живут. Беседа «Мир цвета» Вопросы и ответы.

Тема № 3 (1час) «Акварельные краски».

Знакомство с акварельными красками. Правила работы с акварельными красками. Словарная работа: акварель, палитра.  

Задание: Быстрое упражнение на смешивание красок «Волшебные краски».

Материалы: акварель, альбом, кисти, салфетка.

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.

Тема №4 (1час) «Гуашевые краски»  Знакомство с простейшими  свойствами гуашевых красок. Правила работы с гуашью. Отличие гуаши от акварели. Словарная работа: основные (главные) цвета, составные цвета, гуашь

 Задание: Упражнение «Красивые цепочки» (верхняя гирлянда состоит из красных  синих колец, нижняя - из розовых и голубых)

Материалы:  альбом, гуашевые краски, кисти.

Зрительный ряд: работы из фонда.

Тема №5 (2часа) «Мой любимый цвет»  Беседа «Мои самые любимые цвета и за что я их люблю» Сказка «Свой цвет» Н. Абрамцева. Раздел «Краски рассказывают сказки»

Задание: выполнение рисунка по темам  «Характер цвета» «Любимые узоры»

Задание на дом: нарисуйте, как бы вы украсили серые пёрышки вороны своим любимым цветом (работа по домашнему заданию)

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти.

Зрительный ряд: демонстрационный материал

Тема №6 (1час) «Разноцветный человечек»  Игра «Как цвета друг друга украшают» Чтение сказки «Разноцветный человечек»

Задание: Игра-сценка «Новый цвет» Письменная работа: представьте, что разноцветный человечек попал к вам в дом. Опишите его жизнь в своём доме

Работа по домашнему заданию: напишите или нарисуйте историю о том, как на земле появились краски.

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти

Зрительный ряд: демонстрационный материал

Тема №7 (1час) «Мир цвета радуги»  Игра «Найди радугу». Чтение сказки «Радуга». Н. Абрамцева

Задание: Рисунок  весёлой истории о том, как солнышко на один день было покрашено.Задание на дом: нарисуйте разноцветную радугу и  её дочек-фей разных цветов. Напишите или нарисуйте сказку о том, как добрая радуга растила своих дочек. (работа по домашнему заданию)

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда

Тема №8 (1 час)  Обобщающий урок.

Задание: Проверка и обобщение полученных знаний и умений.

Тема №9 (1 час) «Зелёное платье земли». Игра «Кто самый зеленый?»

Чтение сказки «Волшебная зелёная палочка». М. Скребцова

Задание: Выполнение рисунка «Зелёная планета» «Зелёная история»

Задание на дом: придумать сказку о том, как фея зелёного цвета полюбила осень и не захотела уходить с земли. Нарисовать осенний пейзаж зелёными красками.

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда

Тема №10 (1 час) «Зелёное лето». Чтение сказки «Зелёная сказка». Н. Абрамцева. Вопросы и задания к сказке

Задание: Выполнить рисунок «Фея зелёного лета»

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда

 Тема №11 (1час) «Красная сказка». Чтение сказки «Красная дуга». М. Скребцова.

Задание: Нарисовать красные цветы, которые выросли из искорок радуги.

Викторина, посвящённая красному  цвету Задание на дом: написать (придумать) рассказ на тему «Как красный цвет влияет на моё  настроение»

Работа по домашнему заданию

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда

 Тема №12 (1час) «Синий и голубой». Старинная легенда о васильке.     (сказка «Как появились синие цветы») Вопросы и задания к сказке. Чтение

«Голубой сказки»

Задание: нарисуйте синюю птицу или синего зверка и придумайте о них сказку.

Материалы: акварель, альбом, кисти, салфетка.

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда

Тема №13 (1час) «Кто самый белый». Беседа. Вопросы и задания для беседы. Чтение сказки «Белая снежинка» М. Скребцова. Чтение рассказа «Самая нужная краска» А.Лопатина.

 Задание:  нарисуйте снежинку из сказки в образе красивой девочки в белоснежном наряде. Задание на дом: напишите названия продуктов белого цвета.

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра

Зрительный ряд: работы из фонда

Тема №14 (1час) «С кем дружит чёрный цвет». Беседа (вопросы и задания для беседы) Чтение сказки «Подарок феи чёрного цвета». Вопросы и задания к сказке. Чтение сказки «Серый кот и чёрная мышка». Вопросы к сказке.

Задание: «Однажды фея чёрного цвета обиделась, что многие люди не хотят с ней дружить и решила покинуть землю» Придумайте сказку о том, что произойдёт на земле, если исчезнут: чёрный хлеб, чернослив, чёрный кофе, чёрные волосы, глаза, Чёрное море и другие предметы  или явления чёрного цвета. Выполнение рисунка предметов чёрного цвета.

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда

Тема №15 (1час) «Семья красок» Обобщающий урок. Чтение сказки «Три братца»

Задание: Нарисовать встречу трёх цветов (красный, белый, чёрный)

Повторение и обобщение знаний и умений учащихся.

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда

Тема №16 (1час) «Жёлтый цвет земли». Беседа, вопросы и задания для беседы. Чтение сказки «Друзья золотого луча». М. Скребцова. Вопросы и задания к сказке

Задание: выполнить рисунок «когда солнышко смеётся» Письменная работа: напишите о каком либо эпизоде из своей жизни, когда вам было грустно, а солнечный луч развеселил вас

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра

Зрительный ряд: работы из фонда, иллюстрации,

Тема №17 (1час) «Оранжевый цвет». Беседа, вопросы и задания для беседы Чтение «рыжей» сказки. Н. Абрамцева  (сказка «Первый художник» А. Лопатина)

Задание: выполнить рисунок «портрет с веснушками». Представьте, что рыжее солнышко подарило вам сто веснушек. Нарисуйте свой весёлый портрет с веснушками

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра

Зрительный ряд: (картина И. Машкова «Тыква»)

 Тема №18 (1час) «Коричневый мир». (Дети должны надеть в школу что-либо коричневого цвета или его оттенков: брюки, бант, туфли, шарф и так далее)  Беседа. Вопросы и задания для беседы. Чтение сказки «Семена жизни».  А. Лопатина. Игра «Планеты разного цвета» Чтение сказки «Шоколадное королевство»

Задание: Нарисовать сюжет из сказки «Шоколадное  королевство»

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра

Зрительный ряд: работы из фонда, иллюстрации        

Тема №19 (1час) «Исследуем язык цвета». Беседа, вопросы и задания для беседы. Чтение пёстрой сказки, вопросы и задания к сказке

Задание: выполнить рисунок «улыбки цветов»

Материалы: акварель, альбом, кисти, салфетка

Зрительный ряд: работы из фонда, иллюстрации

2-й блок  «Путешествие по залам музея»

Тема №20 (1час) «Как рождается музей». Беседа «…а теперь поговорим о художниках, которые пишут…»  Путешествие по Третьяковской галерее

Словарная работа: музей

Задание: Нарисовать рисунок на свободную тему

Материалы: акварель, альбом, кисти, салфетка

Зрительный ряд: работы из фонда, иллюстрации

Тема №21 (1час) «Почему лес и волк помогают Ивану-царевичу?».

Ознакомление с произведением изобразительного искусства  В.М. Васнецова «Иван - царевич на Сером волке» 1889г. Знакомство с образцами народной вышивки. (анализ узоров на одежде героев, как одеты Иван-царевич и Елена Прекрасная)

Задание: Упражнение: сочинение узора для платья, передника…

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра

Зрительный ряд: работы из фонда, иллюстрации

Тема №22 (1час) «Почему горюет Алёнушка?». Беседа по картине «Алёнушка» (1881г.) Как понимать словосочетание «сумрачный колорит»?

Слова для справок: спутанные, сирота, горькая доля, поза, неподвижно.

Мир сказки  для Васнецова – это мир счастья (вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты)

Задание: Нарисовать портрет Алёнушки.

Материалы: альбом, гуашевые краски, кисти, палитра

Зрительный ряд:  Иллюстрации Ю.Васнецова: «Кот, петух и лиса», «Репка», «Петушок», «Теремок    

Тема №23 (1час) «Тройка» Василий Григорьевич Перов. Путешествие по Третьяковской галерее продолжается. Беседа по картине  «Тройка» (1866 г)

Что сделал художник, чтобы облегчить горе и страдания бедной матери?

Слова для справок: сумеречный, монастырская стена,  доверху, наполненную,  раскачиваются,  выплёскивается, обледенелая дорога

Задание: Словарная работа: гамма (цветовая)

Материалы: альбом, ручка

Зрительный ряд: работы из фонда, иллюстрации

Тема №24 (2 часа) «Знаете ли вы русские портреты?» Обобщающий урок. Знакомство с жанром  изобразительного искусства. ( По просьбе  П. М. Третьякова исполнялись портреты  выдающихся  русских писателей, поэтов,  драматургов, композиторов, художников: портреты  А.С. Пушкина, маршала Г.К.Жукова, Л.Н.Толстого…) Рассматривание и анализ портретов

Задание: 1.Словарная работа: портрет, писатель, позировать. 2.  Повторение и обобщение знаний и умений учащихся.

Материалы: альбом, ручка

Зрительный ряд: Иллюстрации портретов  русских писателей, поэтов,  драматургов, композиторов, художников.

Тема №25. (1час) «Третьяковка, 1990 годы…». Реконструкция Третьяковки

Инженерный корпус

Задание: Словарная работа: реконструкция, корпус

Материалы: альбом, ручка

Зрительный ряд: иллюстрации, демонстрационный материал

Тема №26. (1час) «Этот удивительный музей Тропинина».

Беседа о том, как московский коллекционер Евгений Феликсович Вишневский купил портрет неизвестного…Поиски и находки

Задание: Нарисовать рисунок музея по представлению.

Материалы: альбом, цветные карандаши

Зрительный ряд: иллюстрации, демонстрационный материал

Тема №27. (1час) «Находка в старом доме». Рассказ о том, как подпись обнаружил рентген

Задание: Словарная работа

Материалы: альбом, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал

Тема №28. (1час) «Дом в Елабуге». Ваня - «мазилка» Каким был дом Шишкиных?

Задание: Нарисовать рисунок дома художника по представлению

Материалы: альбом, фломастеры

Зрительный ряд: иллюстрации, демонстрационный материал

Тема №29. (4 часа) «Это русское раздолье…» Обобщающий урок. Беседа о красоте вокруг нас. «Рожь» 1878г. «Лесные дали» 1884г.«Утро в сосновом лесу» 1889г

Задание: 1. Выполнить копию картины «Утро в сосновом лесу»  2. Выбор  учащимися картины художников, анализ, составление рассказа по картине

3. Повторение и обобщение знаний и умений учащихся

Материалы: альбом, фломастеры

Зрительный ряд: иллюстрации, демонстрационный материал

2 год обучения

Блок №1 «Изобразительное искусство и материалы юного художника»

Тема №1 (1час) «Путешествие в мир искусства». Беседа «Мир  искусства»                                                                              

Экскурсия в школьный музей с этнографическим уклоном «Северные звёздочки» Посещение выставки дипломных работ выпускников Детской художественной школы

Зрительный ряд: работы из фонда.

Тема №2 (1 час) «Карандаш говорит секрет». Представь, что ты – карандаш. Кому и как ты служишь? Беседа «Тайна чёрного камня»                                                                Вопросы и ответы

Задание: Слова для справок: глиняные таблички;  царская  библиотека; музей; неудобства от такой «бумаги»; деревянные дощечки, покрытые воском;  древний род карандашей; от древнегреческого слова «графо» - пишу; первые карандаши 1889 г.

Материалы: альбом, фломастеры, ручка

Зрительный ряд: демонстрационный материал

Тема №3 (1 час) «Цветные карандаши». Беседа «Краски рассвета» А.Лопатина.

Задание: Выполнить рисунок «Карандашный человечек» Придумать небольшой рассказ о карандашном человечке

Материалы: цветные карандаши, альбом, ластик

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.

Тема №4 (1 час) «Яркие фломастеры». Сказка о фломастерах  и цветных карандашах. (Если карандаши и фломастеры ссорятся, как их помирить?)

Задание: Игра «Рассказ карандаша и фломастера» Выполнить рисунок на свободную тему

Материалы: фломастеры, альбом, карандаш, ластик

Зрительный ряд: демонстрационный материал,  работы из фонда.

Тема №5 (1 час) «Восковые мелки». Беседа «Что умеют восковые карандаши»

Задание: Нарисовать рисунок на свободную тему.

Материалы: Восковые мелки, альбом, карандаш

Зрительный ряд: работы из фонда.

Тема №6 (1 час) Карандаши «Живопись». Беседа «Чудесные карандаши»

Просмотр и анализ работ учащихся

Задание: Нарисовать цветы в вазе.

Материалы:  альбом, карандаш, цветные карандаши

Зрительный ряд: демонстрационный материал,  работы из фонда

Тема №7 (1 час) «Волшебная пастель». Беседа «Пастель - замечательная техника, хотя и непростая»

Задание: Нарисовать рисунок на свободную тему.

Материалы: бумага для пастели, карандаш, пастель

Зрительный ряд: демонстрационный материал,  работы из фонда

Тема №8 (2 часа) «Удивительная бумага» Обобщающий урок.  Беседа «История о бумаге»

Задание: 1.Выполнить рисунок на свободную тему.2. Повторение и обобщение знаний и умений учащихся

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал

Блок №2 «Художник и цвет»

Тема №9 (1час) «О чём рассказывают художники и цвета». Чтение сказки «О чём рассказывают цветы и цвета»  А.Лопатина. Вопросы и задания к сказке.  Беседа «Любимые цвета художников»

Задание: «Я - волшебник»

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал,  работы из фонда

Тема №10 (1час) «Художники и красный цвет». Творческое задание «Рассказ о красном цвете» Вопросы и задания. Чтение «Красной сказки»

Задание: Выполнить  рисунок «Красные дары земли» (коллективное задание по группам) Задание на дом: придумать меню из блюд, в которых преобладает красный цвет и его оттенки. Работа по домашнему заданию.

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: Иллюстрации картин А. Матисс  «Красные рыбки», К.Петров-Водкин «Купание красного коня»

Тема №11 (1час) «Цвет моря и неба». Беседа «Знаменитые картины Айвазовского» Просмотр слайдов или иллюстраций картин

Задание: составить рассказ о море. Нарисовать спокойную гладь моря, бушующее море…

Материалы: альбом, карандаш, ластик, акварель, кисти

Зрительный ряд: демонстрационный материал,  иллюстрации картин

Тема №12 (1час) «Исследуем белый цвет». Беседа «Роль белого цвета»

Просмотр слайдов или репродукций картин разных художников

Задание: используя все оттенки белого цвета,  нарисовать белого коня.

Домашнее задание: составить рассказ на тему « Моя любимая одежда белого цвета»

Материалы: альбом, карандаш, ластик, гуашевые краски, кисти 

Зрительный ряд: репродукции картин разных художников: И.Грабарь «Белая зима» И.Левитан «Март»  В.Суриков «Взятие снежного городка»

К. Юон  «Русская зима»

Тема №13 (1час) «Серый и чёрный» Не цветные цвета.  Беседа о не цветных цветах. «Как живёт чёрный цвет» «Какое настроение у серого цвета» Просмотр слайдов или репродукций картин художников

Задание: нарисовать день, ночь, вечер. Домашнее задание: придумать рассказ о чёрной мышке и про серого кота с последующим рисунком.

Материалы: альбом, карандаш, ластик, гуашевые краски, кисти

Зрительный ряд: репродукции картин,  демонстрационный материал

Тема №14 (2 часа) «Художник и жёлтый цвет» Обобщающий урок.   Беседа «Цвет солнца»

Просмотр слайдов или репродукций картин художников

 Задание: 1. Используя  все оттенки жёлтого цвета, нарисовать на темы «Солнечный лень»  «Жёлтый мир» «Нарцисс» «Подсолнух» «Мимоза» «Одуванчик»…2. Коллективное задание (на выбор учащихся) 3. Повторение и обобщение знаний и умений учащихся

Материалы: альбом, карандаш, ластик, гуашевые краски, кисти

Зрительный ряд репродукции картин художников: В. Гог «Подсолнухи»  И.И. Шишкин «Рожь»   И.И. Левитан «Золотая осень»…

Блок №3 Жанры изобразительного искусства.

Тема №15 (1час) «Создание портрета». Чтение сказки  «Мамин портрет». М. Скребцова

Задание: игра «Рисуем портрет по кругу»

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: репродукции картин,  демонстрационный материал

Тема №16 (1час) «Облик Моисея».

- чтение легенды из Талмуда

Задание: Творческое задание: нарисовать портрет друга.

Материалы: альбом,  цветные карандаши

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.

Тема №17 (1час) «Целебный натюрморт». Чтение рассказа «Целебный натюрморт А. Лопатина  (что натюрморт может рассказать о характере художника?)

Задание:  нарисовать натюрморт из любимых фруктов своей семьи.

Задание устное: возьми мысленно в руки предметы натюрморта, поговори с ними и придумай историю их жизни.

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал,  работы из фонда.

Тема №18 (1час) «Цвета пейзажа».  Просмотр и анализ пейзажа. Вопросы и задания для беседы. Чтение сказки про художника (как может художник отразить в своих картинах всю красоту мира?)

Задание: Нарисовать любимый пейзаж.

Материалы: альбом, карандаш, цветные карандаши.

Зрительный ряд: демонстрационный материал,  иллюстрации,

Тема №19 (1 час) «Историческая картина». Чтение легенды «Памятник железному Тимуру» Вопросы и задания к легенде

Задание: нарисовать историю своей жизни.

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал

Тема №20 (1 час) «Библейский сюжет». Чтение легенды «Чудесное спасение» А. Лопатина. Вопросы  к легенде

Задание: Нарисовать сюжет из легенды

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.

 

Тема  №21 (1час) «Путешествие в страну мифов». Беседа о возникновении мифов (не могут ли одни и те же герои действовать и в мифе, и в сказке, и в каком-то  ином жанре словесного творчества? Почему рассказ о Геракле называют не сказкой, не былиной, не повестью, а именно мифом? Чем Геракл отличается от сказочного персонажа? А может быть, и Добрыню Никитича вполне можно назвать не только былинным,  но и мифическим героем?

Вопросы и задания к легенде

Задание: Нарисовать портрет Геракла.

Материалы: альбом, карандаш, цветные карандаши

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.

Тема №22 (3 часа) «Герои Эллады» Обобщающий урок. Чтение легенды Древней Греции

Задание:  1. нарисовать сюжет из легенды. 2. Повторение и обобщение знаний и умений учащихся

Материалы: альбом, карандаш, цветные карандаши

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации

Блок №4  «Геометрические формы в искусстве и природе»

Тема №23 (1час) «Точка». Чтение стихотворения «Точка». Беседа «Точка, точка, два крючочка» Понятие о форме

Задание: нарисовать любые формы из точек

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал

Тема №24 (1 час) «Круг чудесный». Чтение стихотворения «Круг» Беседа «Геометрические фигуры как символы»

Задание:  Используя формы круга, придумать различные изображения

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал

Тема №25 (1 час) «Квадраты магические». Чтение стихотворения «Квадрат»

Квадрат Малевича

Задание: используя формы квадрата, придумать интересные изображения  

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.

Тема №26 (1 час) «Треугольник и квадрат». «Жили-были два брата»

Задание: выполнить шуточные рисунки, используя треугольники и квадраты

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда.

Тема №27 (1 час) «Куб и шар». Чтение стихотворений «Куб», «Шар»

Задание: придумать рассказ –  сказку о кубе и шаре. Творческое задание: по желанию учащихся

Материалы:  альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда.

Тема №28 (1 час) «Бедная спираль». «Какой-то спирали раз захотелось…»

Задание: Выполнить рисунок с использованием спиралей

Материалы:  альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, работы из фонда

Тема №29 (1 час) «Линия. Волшебный лабиринт».  Рассказ о Минотавре и его лабиринте на острове Крите

Задание: Решить задачу, как выйти из лабиринта. Придумать и нарисовать свой лабиринт

Материалы:  альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.

Тема №30 (1 час) «Путешествие подходит к концу»  Обобщающий урок.

  Подготовка к просмотру

Задание: Обобщение полученных знаний. Выставка работ учащихся

3 год обучения

Блок №1 «История и время»

Тема №1 (1 час) «Введение в изобразительное искусство». Беседа об искусстве. Виды искусства. Знакомство с художниками

Задание:  Словарная работа: художник

Материалы: альбом, карандаш, ручка

Зрительный ряд: демонстрационный материал

Тема №2 (1час) «Историческое время». Беседа «Лента времени: настоящее и будущее»

Задание:  Упражнения: расположить в правильной  последовательности  следующие единицы: день, век, месяц, неделя, сутки,  час

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал

Тема №3 (1 час) «История письменности». Беседа об истории письменности. Загадочные письмена, их значение. Рождение алфавита. Материалы для письма. Вопросы и ответы

Задание: Словарная работа: Пётр 1, иероглифы, алфавит, Финикийцы, Кирилл и Мефодий (азбука), папирус, пергамент, летописец Нестор

Выполнить рисунок алфавита

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.

Тема №4 (1 час) «История моего города». Беседа о городе  Мегионе

Знакомство с достопримечательностями родного города

Задание: Словарная работа: Мегион, год создания. Упражнение: выполнить зарисовки своего родного дома, школы, памятника, озера, реки…

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал,  работы из фонда.

Тема №5 (1 час) «История Москвы». Беседа «Моя Москва златоглавая» (от какого слова произошло название города Москва) Рассказ о Московском Кремле

Задание: Словарная работа: город, Кремль, слобода. Задание на дом: конструировать Кремль

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры, бумага

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.

Тема №6 (1 час) «Одежда в разные времена». История одежды. Первая одежда. Основной вид одежды на Руси.  Просмотр иллюстраций

Задание: Словарная работа: хитон и гиматий, туника и тога, зипун, кафтан, сарафан, душегрейка, шуба. Упражнение: выполнить зарисовки одежды.

Задание на дом: нарисовать одежду для дома, учёбы, спорта, для посещения театра…на выбор

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации

Тема №7 (2 часа) «История архитектурных памятников». История и возникновение жилищ (первое жилище) Заочное путешествие в разные страны

Задание: Словарная работа: ветхое жильё, блочный дом, хижина, землянка, храм, собор. Упражнение: выполнить зарисовки  различных строений (жилище, землянка, храм…) Работа по домашнему заданию: написать небольшой рассказ на тему «С чего начиналось строительство?»

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации,

Тема №8 (2 часа) «Современный город». Обобщающий урок.  Беседа о современном городе. Новшества в нашей стране и в мире

Задание: Письменная работа: напиши весёлую историю о том, если бы ты был волшебником современного города…Задание на дом: нарисовать современные строительные сооружения.

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.

Блок № 2. Времена года.

Тема №9 (2часа) «Золотая осень» Исаак Ильич Левитан. Беседа  «Краски природы» Жанры  ИЗО. Творчество И.И. Левитана. «Золотая осень-Энциклопедия  русской осени»

Задание: Словарная работа: портрет, пейзаж, натюрморт

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры, ручка

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.

Тема №10 (2часа) «Февраль. Подмосковье» Г.Г. Нисский. Жанры  ИЗО. Виды пейзажа. Творчество Г. Нисского. Беседа по картине «Февраль. Подмосковье»

Задание: 1. Словарно-стилистическая работа: подобрать синонимы к существительному «простор» и прилагательному «необъятный» (дальнейшее употребление этих слов в речи) 2. Нарисовать зимние деревья. 3.Задание на дом: нарисовать зимний пейзаж. Работа по домашнему заданию 

Материалы: альбом, карандаш,  ручка, гуашь, кисти, палитра

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.

Тема №11 (1 час) «Грачи прилетели» А.Саврасов. Знакомство с творчеством художника. Знаменитое произведение Алексея Кондратьевича Саврасова  «Грачи прилетели»  Беседа  по картине

Задание:  1. Упражнение  по  раздаточным карточкам с репродукциями: описать картину, как и что хотел передать художник своим произведением (цветовое композиционное решение, центр композиции, изображаемые предметы…) 2. Слова для справок: пение капели, крик птиц, журчание воды, скрип стволов, шорох прошлогодней листвы…

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры,

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации

Тема №12 (2 часа) «Летний  пейзаж». Обобщающий урок. Знакомство       с творчеством художника Ивана Ивановича Шишкина. Просмотр и анализ картины «Рожь»  «Сосновый бор»  «Сосны, освещённые солнцем»  (можно рассматривать картины других художников) «Зелёный шум» А.Рылов  И.И.Левитан  «Берёзовая роща»

Задание:  1. Выполнить рисунок сосен. 2. Повторение и обобщение знаний, умений учащихся

Материалы: альбом,  цветные карандаши

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации картин «Рожь» «Сосновый бор» «Сосны, освещённые солнцем»

Блок № 3. По югорской земле.

Тема №13 (2 часа) «Геннадий Райшев - хантыйский художник»  региональный компонент. Знакомство с творчеством Геннадия  Райшева. Чтение стихотворения   В.Волдина.  Беседа  «На земле  Югры»

Задание:1.  Выполнить зарисовки по стихотворениям. Анализ работ 2.Задание на дом: дальнейшее изучение творчества Г.Райшева.  Работа по домашнему заданию.

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.

Тема №14 (2 часа) «Хантыйские орнаменты». Беседа «Хантыйские орнаменты» Орнаменты линейного и розеточного типа. Цвет, форма и символы (значение) орнамента

Задание:  1.Словарная работа. 2. Нарисовать орнамент на одежде и обуви, на подвесках для украшения…(по выбору)

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал,  работы из фонда.

Тема №15 (1 час) «Мудрая Таисия Чучелина». Знакомство с творчеством югорских сказительниц. Чтение сказки «Девушка Хутнай» Т.Чучелины

Чтение стихотворения Романа Ругина «Мой народ»

Задание: 1. Задание: нарисовать сюжет из сказки.2.Задание на дом: написать небольшой рассказ о своём родном народе

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал,  работы из фонда

     

Тема №16 (1 час) «В Сибири говорят…» Беседа  о коренном народе (вопросы и задания для беседы)  Отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов

Задание: Словарная работа: хантыйские слова и значение, новые термины на северную тематику

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.

Тема №17 (4 часа) «Сказки народов Севера» Обобщающий урок. Беседа «Обычаи и традиции народов Севера» ( вопросы и задания для беседы) Сказки и легенды народов ханты и манси

Задание: 1.обсуждение, запись выводов 2.  Выполнить сюжет из прочитанной сказки. 3. Задание на дом: чтение сказок и легенд народов Севера.4. Проверка знаний, умений и навыков учащихся

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.

Блок № 4. Где живут картины.

Тема №18 (1 час) «Сказка о сказочнике» В.М.Васнецов. Беседа о Третьяковской галерее «Недалеко от Кремля, за Москвой – рекой стоит необыкновенный дом…»  Жанры ИЗО. Сказка о сказочнике. Виктор Михайлович Васнецов.  Застава богатырская. Беседа (просмотр) и анализ картины «Богатыри»  ( Все  трое, несмотря на разные характеры, удивительно едины в одном: это защитники земли Русской.) Просмотр картины «Иван – царевич на Сером Волке» Почему художник в лесной пейзаж вписал цветущую яблоню?

Задание: 1. Слова для справок: стремительный бег, оттеняет спокойную позу Елены Прекрасной, словно расступились, парчовая и золотая одежда, «преданья старины глубокой». 2.Нарисовать богатырские доспехи.

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.

Тема №19 (1 час) «Необыкновенная встреча». Жанры  ИЗО - портрет

«Неизвестная» возвращается на Родину. Владимир Лукич Боровиковский «Портрет неизвестной женщины»  Василий Григорьевич Перов

Задание: словарная работа

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации

Тема №20 (2 часа) «Сирень» П.П. Кончаловский.  Жанры  изобразительного искусства – натюрморт. Творчество П.П. Кончаловского. Беседа по картине.  Легенда о прекрасном нарциссе

Задание: Нарисовать свои любимые цветы.

Материалы: альбом, карандаш, гуашь, кисти, палитра

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации

Тема №21 (2 часа) «Творчество Н.Рериха». Творчество Н.Рериха

Задание:  создать копии произведений Николая  Рериха

  (можно работать по произведениям других авторов)

Материалы: альбом, карандаш, гуашь, кисти, палитра

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.

Тема №22 (2 часа) «Дети, бегущие от грозы»  К.Е Маковский. Обобщающий урок. Знакомство   с творчеством Константина Егоровича Маковского.  Просмотр картины, анализ, вопросы и ответы

Задание:  1.Нарисовать грозу. 2. Выбор  учащимися картины художников, анализ, составление рассказа по картине и рисование сюжета (техника исполнения свободная)  3. Итоги 4 четверти

Материалы: альбом, карандаш, фломастеры

Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.

IV. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:

К концу обучения учащиеся

по беседам об изобразительном искусстве

должны знать:

-виды искусства;

-виды   изобразительного искусства;

       -жанры ИЗО

-названия графических материалов ( карандаш простой Т. ТМ. М. и т.д. тушь,  ручка,  пастель…) и назначение;

             -термины; зарисовка, набросок, пространство;

-последовательность выполнения рисунков, начиная с эскиза до полного окончания работы;

- названия и свойства красок;

-материалы и принадлежности (назначение палитры, виды бумаги, кистей)

-названия  основных  цветов и их оттенков;

-назначение белой и чёрной красок;

-контрастные цвета;

-условность цвета в декоративной работе;

-изобразительно-выразительные средства (цвет, колорит, рефлекс)

-сведения об изменении цвета в пространстве на примере темы «Пейзаж» (смягчение очертаний, ослабление яркости  цвета, изменение светлоты)

-техники выполнения акварельной живописи;

-о расположении предметов на листе и изменении их размеров (ближе - дальше

-незнакомые слова; эскиз, фактура, сюжет, натура, контур, иллюстрация…(словарная работа);

-творчество художников-пейзажистов;

-творчество художников-портретистов;

-творчество художников-анималистов;

-творчество Геннадия Райшева - хантыйского художника, мастера и  педагога;

должны уметь:

-правильно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужном направлении, не вращая при этом лист бумаги;

-различать  рисунок от живописи.

-компоновать изображение в различных форматах;

-пользоваться различной штриховкой.

-правильно работать кистью;

-начинать вести работу от главного изображения, выделяя центр размером, цветом или оном;

-образно передавать содержание композиции, давать яркую характеристику сказочному персонажу;

-использовать жизненные наблюдения, прочитанные сказки и стихи, собственную фантазию в процессе создания изображения

-находить выразительные средства и изобразительные формы, отвечающих замыслу, настроению, содержанию темы;

-выполнять композиционные поиски изображения, работать с эскизами, достигать цветовой гармонии;

V. Перечень по учебно - методическому обеспечению.

                      Для преподавателя

-Учебные программы.

-Учебно-методические таблицы по цветоведению.

-Учебно-методические таблицы по графике.

-Учебно-методические пособия по декоративно-прикладному искусству.

-Оттеночная раскладка цветов

-Репродукции и работы художников.

-Детские работы прошлых лет.

-Персональный компьютер, магнитофон, кассеты, грамзаписи.

-Стихи и сказки к разным темам.

                    Для учащихся

-Бумага. Формат   А-4.

-Краски акварельные, гуашь.

-Кисти №1-10

-Палитра.

-Пастель.

-Простые карандаши: Т, ТМ, М…

-Цветные карандаши.

-Восковые карандаши.

-Цветные ручки.

-Фломастеры, маркеры.

-Ластик.

-Цветной картон.

-Цветная бумага, клей, паспарту

VI. Список литературы

  1. Абелюк Е. «Фантастическая реальность мира» М – 1996
  2. «Волшебные сказки» М – АСТ. Минск-Харвест. 2001

     3. Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» М.Просвещение. 1991г.

4 .«История ХМАО с древности до наших дней» Екатеринбург. НПМП «Волот» 2000

5. Каменева Е. «Твоя палитра»  М. Детская литература» 1977

6. Князева М. «Азбука искусств» Изд. Гимназии «Открытый мир» М – 1998

7. Костерин Н.П. «Учебное рисование» М. Просвещение 1984

  1. Кончин Еграф «Как рождается музей» М «Дет. Литература» 1988
  2. Кузин В.С. Кубышкина Э.И. Шпикалова Т.Я Изобразительное искусство в 1-4 классах М. Просвещение 1988
  3. Никологородская О. «Волшебные краски» М. 1997
  4. Платонова Н.Н. Синюков В.Д. «Энциклопедический словарь юного художника»
  5. Саплина Е.В. Саплин А.И. «Введение в историю» М. 1995
  6. Смирнова Р., Миклушевская И. «Уроки рисования» М. «Астрель» 2001
  7. Ходякова Л.А. «Живопись на уроках русского языка. М. «Флинта» 2000
  8. Черныш И. «Удивительная бумага» М – 1998
  9. Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство» М  Просвещение 1999