Творческая композиция
Новизна данной программы заключается в том, что она построена по блокам и позволяет организовать конструктивно – художественную деятельность ребёнка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_kompozitsiya.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа предмета по выбору
«Творческая композиция»
(уровень реализации полного курса -1 год)
Автор – составитель преподаватель
Муфтахова Фарида Ахметовна
Мегион
Когда готов ученик – готов и учитель.
Мудрость
Творчество базируется на индивидуальном ощущении того,
каким образом должна и может быть решена поставленная задача.
А.К. Буров
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Одной из важнейших задач детской художественной школы является улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать у них чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Для этого следует лучше использовать возможности учебного предмета по курсу «Творческая композиция», которые имеют большое познавательное и воспитательное значение.
Программа предмета по выбору «Творческая композиция», модифицированная по виду, составлена на основе трудов авторов: Г.М. Перевертень «Самоделки из бумаги». 1983г; А.В.Белошистая « Волшебные коврики».2008г; О.Г.Жукова «Волшебные шнурочки». 2008 г; Л.В. Базулина, И.В. Новикова «Бисер». 1998г; С.Б. Дроздова «Изобразительное искусство», 2004 г. ставит целый ряд задач дидактического и развивающего характера, предусматривает практическую подготовку учащихся младшего школьного возраста.
Актуальность программы по данному предмету обуславливается важностью и популярностью декоративно – прикладного искусства для развития и воспитания детей младшего школьного возраста и определяется тем, что в процессе освоения программы помогает обучающимся создавать графические креативные произведения, выявлять их способности к плоскостному моделированию, организовывать не только интересную, но и крайне полезную деятельность для общего развития. Ведь по степени умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы ребёнка и её «святая святых» - мозга. Сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, которое неразрывно связано с расширением его деятельности – и общей двигательной, и ручной: ведь только манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства и особенности. Рука «познаёт», а мозг фиксирует и ощущение, и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.
Новизна данной программы заключается в том, что она построена по блокам и позволяет организовать конструктивно – художественную деятельность ребёнка. В ней представлены замысел, последовательность и результат продуктивной деятельности – поделки на основе использования плетёного из бумаги «коврика» с элементами квилинга и декупажа. В программе использованы материалы регионального культурно – национального компонента коренных народов Севера.
Цель программы – обеспечить всестороннее развитие детей; побудить к творчеству в доступной для них форме; развитие образного мышления, остроту восприятия окружающего мира, фантазии, воображения; выявить их способности к плоскостному моделированию, гармоничное развитие личности ребёнка средствами художественного образования. А цель прикладного искусства состоит в том, чтобы «одушевить силою художества» предмет материального назначения, дать ему смысл, сделать его привлекательным. По словам А.Б. Салтыкова «Прикладные искусства преображают саму жизнь, заменяя существовавшие до них нехудожественные вещи – художественными, тем самым формируя сознание, духовный облик человека»
Задачи
-Знакомство с историей появления бумаги
-Изучение правил техники безопасности
-Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы
-Знакомство с терминами и определениями
-Изучение условных обозначений
-Изучение приёмов плетения из бумаги, бисера, ниток
-Изучение основы гобелена, виды
-Знакомство с историей ткачества в разные времена
-Последовательность выполнения панно в технике бумажного дизайна
-Последовательность выполнения проектов в технике тканого гобелена
-Изучение основ цветоведения
-Знакомство с правилами композиции
-Изучение основ грамотного оформления и наиболее выгодной подачи работ
-Систематический самоанализ работ, устранение ошибок
-Активное участие удачных работ в конкурсах, выставках разного уровня.
Для наиболее успешного выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: типовое занятие (сочетает в себе объяснение и практическое задание) задание по представлению, беседы о декоративно- прикладном искусстве, экскурсии, подготовка к выставкам.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы учащихся.
Педагогическая целесообразность: программа составлена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Основными формами уроков являются игра в воображение, заочная экскурсия, работа в творческих мастерских.
Ведущие педагогические принципы
1. Принцип гуманности основан на уважении личности ученика, признании его права на собственное мнение.
2. Принцип деятельности подразумевает активное включение ребёнка в учебно - познавательную деятельность.
3. Принцип вариативности даёт возможность развивать у учащихся вариативное мышление
4. Принцип творчества
5.Принцип последовательности, подразумевающий логичное усложнение творческих задач художественного образования.
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно- иллюстративный, деятельностный, наглядный.
Формы обучения:
фронтальной,
индивидуальной
групповой. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу.
В содержание уроков будут внесены элементы занимательности, весёлые стихи
Загадки – любимая тема младших школьников. Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность.
Наполняемость групп -7-9 человек (в среднем) Занимаясь с такой группой, надо учесть, чтобы каждый ребёнок сидел за отдельным столом. Столы надо расположить так, чтобы преподаватель мог видеть всех детей, а дети могли видеть друг друга и свободно общаться. Количество учащихся в группе обусловлено тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер, а также группа может быть смешанной, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки учеников.
Распределение учебного времени: Программа рассчитана для учащихся подготовительного отделения «Подготовка детей к обучению в детской художественной школе». Учебные занятия проводятся с сентября по май один раз в неделю по 1 часу. Продолжительность занятия – 40 минут с перерывом между занятиями 10 минут. Как содержание практических занятий, так и распределение часов по темам может быть изменён в зависимости от индивидуальных способностей учащихся. Набор детей в возрасте 8-10 лет осуществляется независимо от их способностей и умений. (Границы возраста могут варьироваться с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика)
Срок реализации программы – 1 год. Объём курса составляет 34 часа
Основное назначение программы – развитие творческой личности ребёнка.
Содержание программы предусматривает теоретические и практические занятия изобразительной творческой деятельности по плетению с различными материалами. Организуя занятия с детьми, надо помнить, что заниматься трудовой деятельностью совсем не просто, а плетение – ремесло довольно высокой сложности. Тем более сложно довести начатое до конца. В связи с этим первая важная задача – сформировать у них положительную мотивацию предстоящей работы. Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен для ребёнка, а процесс изготовления поделки – посилен. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, учащиеся ощущают прилив энергии, испытывают положительные эмоции, внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты»
Для того чтобы обучить ребёнка изготовлению той или иной поделки, в первую очередь преподаватель сам должен обладать огромным терпением и соблюдать принцип «пошагового обучения». Важно, чтобы неудачи не отпугивали ребёнка, а самостоятельная работа над заданием укрепляла его уверенность в своих силах и развивала навыки трудовой деятельности. Поэтому преподаватель должен быть готов в любой момент помочь ребёнку (но не подменять его в работе).
Знакомство с традиционными народными промыслами, с историческими фактами возникновения ремесел и видов искусства должно помочь ребенку ощутить себя продолжателем древних традиций, посвященным в вековые тайны творчества и мастерства. Наибольший отклик у детей вызывает не точное копирование образцов, а их переосмысление с точки зрения собственной индивидуальности, реальных жизненных впечатлений, возможности использования современных, доступных материалов.
Расширение представлений об изображаемом объекте не только стимулирует интерес к работе, но и помогает в выборе материалов и самого образа изделия.
Практические же задания предполагают повышение сложности изделий по мере приобретения детьми навыков. Сначала дети изготовляют простые работы, рассматривают образцы, анализируют их структуру и приёмы выполнения. А затем они осваивают составление сложных композиций изщзш9 отдельных элементов изображения. В результате учащиеся должны приобрести умение самостоятельно и творчески использовать знания и навыки в будущей своей деятельности. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки – тщательности в использовании, ведь мастерство – это всегда труд, внимание Конкретный анализ целевого назначения изделия помогает по-новому увидеть свою работу.
Данная программа, составленная по интересным блокам, где представлены замысел, последовательность и результат продуктивной деятельности, помогает учащимся получить не только знания, умения и навыки, но и огромное наслаждение, и восхищение своим творчеством.
. Блок № 1 «Волшебные коврики» Данный блок позволяет детям стать исследователями. Тема исследования – виды плетения и создание поделок на основе использования плетёного из бумаги «коврика». При этом несложное изображение приобретает глубину, необычность фактуры и привлекает своей оригинальностью. Инструментарий – хорошо известные приемы вырезания, разметки и приклеивания (вырезание многократно сложенной бумаги, симметричное вырезание, разметка по шаблону, на глаз).
Блок № 2 «Волшебные шнурочки» предлагает превратить занятие в необычную «игру» очень интересную и полезную для развития всех способностей детей, в том числе и умственных. Самый обычный плетёный шнурок превратится в руках учащихся в предмет, достойный восхищения. Результат продуктивной деятельности – привлекательная поделка из разноцветных шнурков, сплетённых обычным вязальным крючком. Основой каждой работы является несложное силуэтное изображение предмета, игрушки, выполненное из разноцветных шнурков, соответствующим образом уложенных и приклеенных к картонной основе клеем ПВА (можно использовать технику «резаная нить»)
Блок № 3 «Мастерилка ниток и бисера» уведёт учащихся в удивительный мир древнего рукоделия, расскажет историю бисера, научит, как слагаются из маленьких бусинок, цветных ниток прекрасные и неповторимые изделия. В своём стихотворении «Письмо о пользе стекла» М.В. Ломоносов вдохновенно писал:
Так в бисере Стекло, подобяся жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу.
Им красится народ в полунощных степях,
Им красится Арап на южных берегах…
Разнообразные по форме, названиям, орнаментации, колориту, композиции и технике исполнения, изделия свидетельствуют о природном национальном таланте, художественном вкусе и мастерстве многих умельцев разных стран.
Каждая тема отражает этап выполнения задуманного объекта, какой-либо не сложной его части. В целом должно получиться полноценное декоративное изделие.
Блок № 4 «Бумажный дизайн» предлагает новую форму работы – творческий проект. Учащиеся узнают, что такое бумажная «лоза», раскроют «хитрости и советы» бумажного дизайна, пройдут весь путь от изготовления и покраски бумажных трубочек до выплетания полноценных изделий с использованием элементов квилинга и декупажа.
Итогом изучения этой программы должно стать освоение учащимися требуемого объема знаний и умений, раскрытие индивидуальных возможностей каждого и, главное, выработка потребности в созидательной творческой деятельности.
Учитывая возрастные особенности детей, допустимо строить план занятий таким образом, чтобы практическая работа занимала не менее 2\3 времени, отводимого на предмет, так как работа в материале требует продолжительного времени, то есть: занятия носят, в основном, практический характер (на теорию отводится 25% учебного времени). В процессе обучения необходимо приучать детей мыслить и трудиться творчески. Можно разрешать учащимся заканчивать отдельные работы дома.
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
В результате изучения программы учащиеся
знают:
- историю появления бумаги;
-историю возникновения искусства плетения, ткачества в разные времена
-правила техники безопасности во время практической работы;
-инструменты и материалы, необходимые для работы;
-представления о назначении пряжи и ниток;
-термины и определения;
-основы гобелена, виды;
-роль искусства в жизни людей;
-о стилизации изображений;
-традиции и обычаи народов Севера;
-понятие о контрастных цветах, о значении цветоведения;
-новые виды художественной деятельности;
-принцип построения простых схем с постепенным переходом более
сложным;
- приёмы плетения из бумаги, бисера, ниток
умеют:
-владеть шилом, иглой, ножницами;
-делать эскизы, самостоятельно разрабатывать композиции:
-выполнять панно в технике бумажного дизайна
-выполнить проект в технике тканого гобелена
-составлять композиции на свободную тему, соблюдая правила компоновки;
-подбирать цвет ниток и пряжи; подбирать контрастные, оттеняющие друг друга цвета;
-различать изнаночную и лицевую стороны изделия;
-составлять и придумать простые комбинации;
-создавать картины любой сложности, соблюдая правила композиции;
-уметь исправлять допущенные ошибки;
-грамотно использовать в объяснительной и доказательной речи термины и определения;
-использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, аппликации)
-анализировать работы, исправлять ошибки;
- грамотно оформлять и презентабельно преподнести работы.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Процесс обучения предмету «Творческая композиция» предусматривает следующие
виды контроля:
вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
текущий, который проводится в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме.
рубежный, который проводится после изучения каждого блока;
итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Способы проверки ожидаемых результатов:
После каждой четверти отслеживается личностный и профессиональный рост ребёнка по следующим параметрам:
-усвоение знаний по базовым темам программы;
-овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой;
-развитие художественно – эстетического вкуса;
-формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и трудоспособности.
Используются следующие формы проверки:
.анализ.
мониторинг
выставка
Методы проверки:
наблюдение;
тестирование;
опрос.
Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме текущих просмотров, итоговых выставок, конкурсов.
Результаты фиксируются по следующим параметрам:
-усвоение знаний и умений по базовым разделам программы;
-личностный рост, развитие общительности, работоспособности;
-формирование художественно – эстетического вкуса;
-участие в выставках, конкурсах прикладного творчества.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням:
высокий.
средний.
низкий.
Критерии оценивания работ:
1.Правильная компоновка на листе;
2.Уровень владения техникой аппликации;
3. Владение художественной техникой и материалом.
4.Усвоение знаний и умений по базовым разделам программы;
5.Личностный рост, развитие общительности, работоспособности;
6.Самостоятельность и оригинальность замысла;
7.Содержательность сюжета;
8.Проявление наблюдательности, воображения;
9.Степень выполнения учебной задачи (передача цвета, пространства…)
По результатам текущей промежуточной аттестации выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Оценка 5 «отлично» предполагает:
-самостоятельный выбор формата;
-Правильную компоновку изображения на листе;
-последовательное, грамотное и аккуратное ведение работы;
-умелое использование выразительных особенностей применяемого материала (цветной картон, бархатная бумага, пряжа, бисер…)
-владение техникой плетения, тканого гобелена;
-умелое использование правил цветоведения;
- оригинальность и содержательность сюжета;
-умение завершить композицию и обобщать;
-творческий подход к выполнению проекта.
Оценка 4 «хорошо» допускает:
-некоторую неточность в компоновке;
-небольшие недочёты при подборе цветных ниток, бумаги относительно цвета основы будущего изделия;
- соблюдение правил техники безопасности в работе;
-владеет основными приёмами плетения при работе с бисером и бумагой;
- незначительная подсказка педагога при выполнении панно в комбинированной техники с элементами квилинга;
-небрежность готовых поделок и панно;
Оценка 3 «удовлетворительно» предполагает:
-грубые ошибки в компоновке;
-неумение самостоятельно вести работу;
-неграмотный выбор цветных ниток и пряжи, бумаги относительно цвета
основы будущего изделия;
-работает с помощью педагога.
2. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование темы | Количество заданий | Количество часов на одно задание | Общее количество часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
«Творческая композиция» | ||||
1 | Введение в ДПИ. Блок № 1 «Волшебные коврики» «Северная фантазия» Понятие о прикладном творчестве. Материалы и инструменты | 1 | 4 | 4 |
2 | «Цветы в вазе» Понятие о моделировании на плоскости. Плетение под углом к основе. Создание панно. Итоговое занятие | 1 | 3 | 3 |
3 | Блок № 2 «Волшебные шнурочки» «Глухарь – зов тайги» Псевдогобелен -необычная техника клейки плетёных шнурков | 1 | 4 | 4 |
4 | «Цветные узоры» Изготовление тканого гобелена. Вплетение различных предметов. | 1 | 3 | 3 |
5 | «Северный олень» Привлекательная поделка из разноцветных шнурков, сплетённых обычным вязальным крючком. Итоговое занятие | 1 | 2 | 2 |
6 | Блок № 3 «Мастерилка ниток и бисера» «Браслеты - фенечки» Плетение из ниток | 1 | 2 | 2 |
7 | «Фенечки» Плетение из бисера. Народные умельцы Югры | 1 | 2 | 2 |
8 | «Загадочные образы» Украшения из бисера. Инструменты и материалы. Итоговое занятие | 1 | 3 | 3 |
9 | Блок № 4 «Бумажный дизайн» «Карандашница» Объёмное моделирование | 1 | 3 | 3 |
10 | «Ваза» Спиральное плетение. Правила техники безопасности | 1 | 4 | 4 |
11 | Создание панно с элементами декупажа (тема по выбору) Итоговое занятие | 1 | 3 | 3 |
Итого | 33
| 33 |
3. СОДЕРЖАНИЕ
Тема № 1 (4 часа) Введение в ДПИ. Блок № 1 «Волшебные коврики»
«Северная фантазия» Цели и задачи программы. Понятие о прикладном творчестве, его роль и значение. Инструменты и материалы для плетения. Прямое плетение. Правила техники безопасности. Экскурсия в выставочный зал. Беседа «Традиции народов Севера»
Задание. Плетение коврика и составление композиции по теме «Северная фантазия».
Материалы: формат А3, цветной картон, цветная бумага, карандаш, ластик, ножницы, клей – карандаш.
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.
Тема № 2 (3 часа) «Цветы в вазе» Понятие о моделировании на плоскости. Плетение под углом к основе. Термин «Центр композиции» Технология изготовления плетёного коврика. Организация работы. Создание панно на основе использования плетёного из бумаги «коврика». Итоговое занятие
Задание. Создание панно «Цветы в вазе» (Можно выбрать другие темы)
Материалы: формат А3 или цветной картон, рамка со стеклом размером 30 х40см, цветная бумага, карандаш, ластик, ножницы, клей – карандаш.
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.
Тема № 3 (4 часа) Блок № 2 «Волшебные шнурочки»
«Глухарь- зов тайги» Беседа «Живая природа сурового края» Псевдогобелен - необычная техника клейки плетёных шнурков.
Задание. Выполнить композицию «Глухарь – зов тайги» («Весёлая улитка») в технике псевдогобелена из разноцветных шнурков.
Материалы: рамка размером 20 х30см, цветной картон, карандаш, ластик, ножницы, клей – карандаш, пряжа разного цвета, крючок № 2,5 или 3.
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.
Тема № 4 (3 часа) «Цветные узоры» Беседа «Ткачество в разные времена. Ткачество сегодня». Натяжение нитей основы на раму. Изготовление тканого гобелена. Вплетение различных предметов.
Задание. Изготовление тканого гобелена «Цветные узоры»
Материалы: рамка 20 х30см. для натяжения нитей основы, пряжа разного цвета, бусы и различные предметы для декора, карандаш, ножницы, линейка.
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.
Тема № 5 (2 часа) «Северный олень» Сказка «Чудный олень» Пословицы и загадки. Приметы оленеводов. Привлекательная поделка из разноцветных шнурков, сплетённых обычным вязальным крючком. Техника «Резаная нить»
Итоговое занятие
Задание. Изготовление панно «Северный олень»
Материалы: рамка 20 х30см. для оформления панно, пряжа разного цвета, ножницы.
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.
Тема № 6 (2 часа) Блок № 3 «Мастерилка ниток и бисера»
«Браслеты - фенечки» Удивительный мир древнего рукоделия, история бисера, прекрасные и неповторимые изделия из маленьких бусинок, цветных ниток. В своём стихотворении «Письмо о пользе стекла» М.В. Ломоносов вдохновенно писал:
Так в бисере Стекло, подобяся жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу.
Им красится народ в полунощных степях,
Им красится Арап на южных берегах…
Разнообразные по форме, названиям, орнаментации, колориту, композиции и технике исполнения, изделия свидетельствуют о природном национальном таланте, художественном вкусе и мастерстве многих умельцев разных стран.
Изучение приёмов плетения по схемам.
Задание. Плетение фенечек из большого числа ниток (6, 8 или 10)
Материалы: английская булавка или зажим, ножницы, иголка швейная, пряжа 3-х, 4-х или 5-ти цветов, бусы и бисер для украшения.
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда, работа преподавателя.
Тема № 7 (2 часа) «Фенечки» Беседа «Роль искусства в жизни людей» Народные умельцы Югры. Основные сведения о бисере – материале. Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Схемы – составление узоров. Полезные советы. Техника низания – плетения. Плетение из бисера
Задание. Плетение фенечек из бисера.
Материалы: капроновая нить или хлопчатобумажная, ножницы, иголка швейная, бусы и бисер.
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда.
Тема № 8 (3 часа) «Загадочные образы» Бисерная азбука. Загадки. Украшения и объёмные изделия из бисера. Изготовление изделий на проволочной основе (плоские и объёмные игрушки, украшения для заколок, броши, подвески) Инструменты и материалы.
Итоговое занятие Устный опрос по пройденным темам.
Задание. Плетение загадочных образов – оленёнка, бабочки или стрекозки, рыбки или ящерицы, зайчика или кошечки или павлина.
Материалы: капроновая нить или хлопчатобумажная, ножницы, медная проволока, бусы и бисер различной формы и цвета, декоративные пуговицы.
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда, работа преподавателя
Тема № 9 (3 часа) Блок № 4 «Бумажный дизайн» «Карандашница»
Создание изделий способами плетения из бумаги: классический, «верёвочками» и спиральное плетение. Объёмное моделирование. Последовательность работы: изготовление трубочек, плетение из бумаги ( плетение из бумаги предполагает плетение из бумажных трубочек, напоминающих по форме лозу), покраска, лакировка и сушка.
Задание. Объёмное моделирование карандашницы классическим способом.
Материалы: газеты, журналы, офисная и упаковочная бумага, факсовые рулоны, кассовая лента, калька и другие виды бумаги, вязальная спица или деревянные шпажки, ножницы, клей – карандаш, клей ПВА (лучше в бутылочке с острым концом), карандаш, линейка, колер с белой краской и клеем ПВА для покраски или интерьерная акриловая краска, акриловый лак для художественных работ.
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда, работа преподавателя.
Тема №10 (4 часа) «Ваза» Спиральное плетение. Декорирование с элементами квилинга. Понятие о вертикальной стойке. Правила техники безопасности
Задание. Плетение вазы из газетных полосок спиральным способом.
Материалы: газеты, журналы, офисная и упаковочная бумага, факсовые рулоны, кассовая лента, калька гофрированная бумага и другие виды бумаги, вязальная спица или деревянные шпажки, ножницы, клей – карандаш, клей ПВА (лучше в бутылочке с острым концом), карандаш, линейка, колер с белой краской и клеем ПВА для покраски или интерьерная акриловая краска, акриловый лак для художественных работ.
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда, работа преподавателя.
Тема № 11 (3 часа) Создание панно с элементами декупажа (тема по выбору)
Плоскостное моделирование. Понятие о технике декупажа. Поэтапное выполнение панно.
Значение цвета при выборе фона. Правило «Обращай внимание на рамочку, придающую работе завершённость»
Задание. Создание панно из газетных полосок спиральным способом плетения с элементами декупажа.
Материалы: газеты, журналы, офисная и упаковочная бумага, факсовые рулоны, кассовая лента, калька и другие виды бумаги, вязальная спица или деревянные шпажки, ножницы, клей – карандаш, клей ПВА (лучше в бутылочке с острым концом), карандаш, линейка, колер с белой краской и клеем ПВА для покраски или интерьерная акриловая краска, акриловый лак для художественных работ.
Зрительный ряд: демонстрационный материал, иллюстрации, работы из фонда, работа преподавателя.
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПО УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Для преподавателя
-Учебные программы
-Учебно-методические таблицы по цветоведению
-Учебно-методические таблицы по основам ИЗО
-Учебно-методические пособия по декоративно-прикладному искусству
-Учебно-методические таблицы по видам бумаги
-Учебно – методические таблицы по видам пряжи
-Таблица « Приёмы плетения»
-Оттеночная раскладка цветов
-Репродукции и работы художников
-Детские работы прошлых лет
-Персональный компьютер, магнитофон, кассеты, грамзаписи
-Стихи и сказки к разным темам.
Для учащихся
- Формат А 4, А 3
-Краски акриловые (белая интерьерная акриловая краска); колер с белой
краской, акриловый лак для художественных работ
-Палитра, кисти, поролон
-Набор цветного картона, бархатная бумага, цветная бумага
-Гофрированная бумага
-Бумажная и тряпочная салфетки
-Вязальная спица от № 2 до №3,5 или деревянные шпажки, шило
-Ножницы простые и фигурные
-Карандаш, линейка
- рамки со стеклом размерами 20 х30 см (3 -4 шт) 30х40см и
размером 20х30см
-Цветные ручки, фломастеры, маркеры.
-Клей ПВА, клей – карандаш, паспарту
-Зажимы или прищепки
-Цветные ленточки, тесёмочки, пряжа «ирис», цветные катушечные нитки
-Бусины, бисер, пуговицы, глазки
-Баночка или бутылочка.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базулина Л. В. и Новикова И. В. «бисер» М. Академия развития. 1998г.
2. Банников В. Н. и Петрук О. И. Изобразительное искусство в национальной школе»
Х – М. Полиграфист. 2005г.
3. Белошистая А.В «Волшебные коврики» М. Аркти. 2008г.
4. Бойко Е.А. «Квилинг, или бумажная филигрань» Полиграфиздат. М. 2009
5. Вернер Шультце «Украшения из бумаги» М. Арт - родник. 2007г.
6. Грушина Л. В. «Фенечки» М. 1997г.
7. Дроздова С.Б. «Изобразительное искусство» Изд. Учитель. 2004
8. Вильчинский В.М. «Учитесь рисовать» Изд. Киев. 1983г.
9. Жукова О.Г. «Волшебные шнурочки» М. Аркти. 2008г.
10. Зайцева А. « Волшебные снежинки из бумаги и бисера» М. Эксмо. 2012г.
11. Катханова Ю.Ф. «Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь» Гуманит изд. Центр «Владос» М. 2000
12. Косминская В.Б. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью» М. Просвещение. 1987
13. Литвинец Э. Н. «Забытое искусство» М. Знание. 1992г.
14. Перевертень Г.И. «Самоделки из бумаги» М. Просвещение, 1983
15. Проснякова Т.Н. «Уроки творчества» Изд. Дом «Фёдоров» 2000
16. Проснякова Т.Н. и Цирулик Н.А. «Умные руки» Корпорация «Фёдоров» 1997
17. Рокина А. Е. «Чудный олень» Х – М. Полиграфист. 2005г.
18. Сюзи Орейли «Плетение» С – П. Полигон. 1998г.
19. Хацкевич Ю.Г. Узоры и кружева» М. 2000г.