Рабочая программа по технологии 2-4 класс Рагозина Т.М.
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МАОУ СОШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов, примерной программой по учебному предмету «Технология», с учетом работ на основе работ Рагозиной Т.М., личных идей и педагогического опыта с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_tehnologii_ragozina_2-4kl_2016-2017.docx | 88.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32
с углубленным изучением отдельных предметов города Екатеринбурга
Приложение к ООП ООО ПРИНЯТО: Педагогическим Советом МАОУ СОШ №32 Протокол от 28.08.2015г. Приказ №218-о от 28.08.2015г. |
Рабочая программа
Предмет: Технология
Класс (профиль): 2-4 (базовый уровень)
Количество часов по учебному плану: 2-4 классы недельных 1 годовых 34
Разработчик: Антонова А.А.
Название учебника | Авторы | Год издания | Издательство | Осн/доп |
Технология 1-4 класс. Методическое пособие | Рагозина Т.М., | 2012 | «АКАДЕМКНИГА» | Осн. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МАОУ СОШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов, примерной программой по учебному предмету «Технология», с учетом работ на основе работ Рагозиной Т.М., личных идей и педагогического опыта с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
Основной целью концепции развития школы на 2015-16 годы является формирование у обучающихся МАОУ СОШ №32 творческой активности как показателя творческих компетенций в разных видах деятельности, а также:
- формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового художественного искусства, уважения к истории, духовным ценностям Poccии, художественной культуре разных народов;
- обогащение знаний о художественном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (создание образа, создание изображения в различных графических редакторах).
Методическая тема МАОУ СОШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов: «Внедрение современных педагогических технологий для развития творческой активности учащихся на основе полихудожественного пространства школы».
Цель изучения курса - развитие конструкторско-технологического мышления и пространственного воображения.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления; формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной обработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекции и оценку;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение технологии выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
1. Планируемые результаты
В результате изучения курса «Технология» должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Технология». Такими результатами изучения технологии в начальной
школе являются:
- воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций;
- ценностные установки, раскрывающие отношение к труду;
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии, ассоциативно-образного мышления;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности;
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личностикак условия ее самоактуализации: развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за ихрезультаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей;способности уважать результаты труда других людей.
Метапредметные результатыхарактеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамкахобразовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;
- моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мыслительная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами;
- использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна;
- рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций;
- развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
- работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Предметные результаты в начальной школехарактеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда;
- основы культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательской деятельности; знания о различных профессиях;
- элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану и алгоритму.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
- Уметь пользоваться языком предмета «Технологии» и современных технологий:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
- Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
- Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2 год обучения
Обучающиеся научатся:
- рассказывать о практическом применении природных материалов и бумаги в жизни;
- рассказывать о мастерах своего региона и их профессиях, связанных с обработкой природных материалов;
- рассказывать о профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с воздушным и водным транспортом;
- использовать информацию из словаря учебника при выполнении заданий;
- работать в малых группах;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию (подбирать материалы и инструменты для работы, пришивать пуговицы с двумя отверстиями);
- применять приемы безопасной работы ручными инструментами: режущими (ножницы), колющими (швейные иглы);
- экономно размечать материалы на глаз, по клеткам и по линейке;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (бумаги, природных, пластичных, текстильных) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
- анализировать информацию из словаря;
- выполнять практическое задание с опорой на простейший чертеж;
- создавать простейшие конструкции по простейшему чертежу и функциональным условиям.
Получат возможность научиться:
- понимать культурные традиции своего региона, отраженные в рукотворном мире, и уважать их;
- понимать особенность проектной деятельности и осуществлять ее под руководством учителя;
- работать в малых группах.
3 год обучения
Обучающиеся научатся:
- рассказывать о практическом применении картона и текстильных материалов в жизни;
- рассказывать о мастерах своего региона и их профессиях, связанных с обработкой текстильных материалов;
- рассказывать о современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с сельскохозяйственной техникой, и описывать их особенности;
- анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
- осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию (подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по перечню в учебнике, декоративное оформление культурно-бытовой среды);
- отбирать картон с учетом его свойств;
- применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник), колющими (шило);
- экономно размечать материалы по линейке и по угольнику;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные материалы, металлы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
- изготавливать плоскостные изделия по эскизам;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
- выполнять действия по моделированию и преобразованию модели;
- создавать несложные конструкции изделий по технико-технологическим условиям.
- По разделу «Практика работы на компьютере» обучающиеся научатся:
- рассказывать об основных источниках информации;
- рассказывать о правилах организации труда при работе за компьютером;
- называть основные функциональные устройства компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, микрофон);
- называть дополнительные компьютерные устройства (принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки);
- рассказывать о назначении основных функциональных устройств компьютера, периферийных компьютерных устройств; устройств внешней памяти;
- соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере;
- включать и выключать компьютер;
- использовать приемы работы с дисководом и электронным диском;
- использовать приемы работы с мышью;
- работать с прикладной программой, используя мышь, осуществлять навигацию по программе, используя элементы управления (кнопки);
- работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
- соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с компьютерной клавиатурой.
Получат возможность научиться:
- ценить традиции трудовых династий (своего региона, страны);
- осуществлять проектную деятельность;
- создавать образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи, воплощать этот образ в материале;
- использовать приемы работы с графическими объектами с помощью компьютерной программы (графический редактор), с программными продуктами, записанными на электронных дисках.
4 год обучения
Обучающийся научится:
- составлять сообщения о современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с автоматизированным трудом (с учетом региональных особенностей), и описывать их особенности;
- организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, распределять рабочее время;
- отбирать и анализировать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать ее в организации работы;
- осуществлять контроль и корректировку хода работы;
- выполнять социальные роли (председатель заседания школьного клуба, консультант, экспериментатор и т. д.);
- выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды, ремонт одежды и книг);
- отбирать предложенные материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертежными (циркуль), режущими (ножницы, макетный нож);
- размечать бумагу и картон циркулем;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
- изготавливать объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам;
- анализировать конструкцию изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;
- рассказывать о назначении инструментальных программ, называемых текстовыми редакторами;
- использовать правила оформления текста (заголовок, абзац, отступ «красная строка»); знать цели работы с принтером как с техническим устройством;
- работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
- использовать возможности оформления текста рисунками, таблицами, схемами;
- использовать возможности поиска информации с помощью программных средств;
- соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере;
- включать и выключать дополнительные устройства (принтер, сканер), подключаемые к компьютеру;
- использовать элементарные приемы клавиатурного письма;
- использовать элементарные приемы работы с документом с помощью простейшего текстового редактора (сохранять и открывать документ, выводить документ на печать);
- осуществлять поиск, преобразование, хранение и применение информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
- решать учебные и практические задачи с использованием компьютерных программ;
- подключать к компьютеру дополнительные устройства;
- осуществлять поиск информации в электронных изданиях: словарях, справочниках, энциклопедиях;
- соблюдать правила личной гигиены и использования безопасных приемов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Получит возможность научиться:
- понимать особенность проектной деятельности и осуществлять ее, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- осуществлять ввод информации в компьютер с клавиатуры.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основным разделом содержания программы является создание изделия на основе представленных примеров и схем в учебнике, созданных либо индивидуально, либо в группах. В программе отображаются два слагаемых изучения технологии: изучение свойств различных видов материалов, чтение элементарных схем и чертежей, что подразумевает теоретическое и практическое изучение свойств материалов изучение, освоение навыков черчения, развитие самостоятельных действий и художественно-практическую деятельность.
2 класс (34 ч)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания:
- Разнообразие предметов рукотворного мира из бумаги, природных и текстильных материалов. Понятие «профессия».
- Мастера и их профессии, связанные с обработкой природных материалов. Распространенные виды профессий, связанных с воздушным и водным транспортом (с учетом региональных особенностей).
- Анализ информации из словаря учебника при выполнении заданий, соотнесение результатов деятельности с образцом, работа в малых группах.
- Групповые проекты. Этапы проектирования: составление плана деятельности, определение особенностей конструкциии технологии изготовления, подбор инструментов и материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла, проверка изделия в действии. Результат проектной деятельности — изделия «Бумажный змей», «Модель парусника».
2. Технология ручной обработки материалов. Элементыграфической грамоты.
Природные материалы:
- Растительные природные материалы родного края, используемые на уроках: цветущие растения, стебли. Минеральные материалы: яичная скорлупа.
- Способы заготовки, хранения и подготовки цветущих растений к работе. Подготовка к работе яичной скорлупы.
- Приемы работы с природными материалами: разметка деталей на глаз, разрезание ножницами, склеивание деталей, окрашивание, отделка аппликацией, сушка.
- Практические работы: изготовление аппликаций, декоративных панно, композиций, коллекции насекомых, сувениров.
Пластические материалы:
- Применение пластилина и массы для моделирования для изготовления художественных изделий. Приемы работы с пластическими материалами: процарапывание бороздок стекой, сплющивание шара.
- Практические работы: лепка грибов, декоративных композиций.
Бумага:
- Практическое применение бумаги в жизни. Виды бумаги, используемые на уроках и их свойства: альбомная (белая, толстая, жесткая, непрозрачная).
- Виды условных графических изображений: простейший чертеж. Назначение линий чертежа (контурная, размерная, надреза и сгиба). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж.
- Приемы работы с бумагой: разметка на глаз, по клеткам, по линейке, складывание, вырезание внутренних углов, сборка деталей кнопкой, наклеивание бумажных кусочков.
- Практические работы: изготовление этикеток, рамки для уроков литературного чтения, конвертов, гофрированных подвесок, мозаичных аппликаций по рисунку, простейшему чертежу, схеме.
Текстильные материалы:
- Практическое применение текстильных материалов в жизни. Сравнение лицевой и изнаночной сторон тканей. Экономное расходование ткани при раскрое прямоугольных деталей от сгиба. Нитки и их назначение. Сравнение свойств разных видов ниток по цвету, прочности, мягкости, толщине.
- Приемы работы с текстильными материалами: обработка края ткани швом «через край», вышивание швом «вперед иголку с перевивом», наматывание ниток, связывание ниток в пучок.
- Практические работы: изготовление мешочка для хранения предметов, украшенного вышивкой, игрушек из помпонов.
3. Конструирование и моделирование:
- Виды конструкций: однодетальные и многодетальные. Общее представление о конструкции флюгера, воздушного змея, самолета, парусника.
- Основные требования к изделию (соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
- Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему чертежу и по функциональным условиям.
- Практические работы: создание вертушек, планеров, динамической модели.
3 класс (34 ч)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание:
- Разнообразие предметов рукотворного мира из картона, текстильных материалов.
- Традиции и творчество мастеров в создании изделий из текстильных материалов.
- Распространенные виды профессий, связанных с транспортом для перевозки грузов и сельскохозяйственной техникой (с учетом региональных особенностей).
- Организация рабочего места для работы с глиной, металлами, деталями конструктора. Анализ задания, планирование трудового процесса, поэтапный контроль за ходом работы, навыки сотрудничества.
- Групповые проекты. Сбор информации о создаваемом изделии, выбор лучшего варианта. Результата проектной деятельности — «Парк машин для перевозки грузов», «Модели сельскохозяйственной техники». Самообслуживание: подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по перечню в учебнике, выполнение ремонта книг, декоративное оформление культурно-бытовой среды.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Пластические материалы:
- Глина. Применение глины для изготовления предметов быта и художественных предметов.
- Сравнение глины и пластилина по основным свойствам: цвет, пластичность, способность впитывать влагу. Подготовка глины к работе. Приемы работы с глиной: формование деталей, сушка, раскрашивание.
- Практические работы: лепка декоративных игрушек, рельефных пластин.
Бумага и картон:
- Практическое применение картона в жизни. Виды картона, используемые на уроках: цветной, коробочный, гофрированный. Свойства картона: цветной и белый, гибкий, толстый и тонкий, гладкий и шероховатый, однослойныйи многослойный, блестящий и матовый.
- Виды бумаги, используемые на уроках и их свойства: чертежная (белая, толстая, матовая, плотная, гладкая, прочная). Сравнение свойств разных видов картона между собой и с бумагой. Выбор картона для изготовления изделия с учетом свойств по внешним признакам. Экономное расходование картона.
- Виды условных графических изображений: эскиз, развертка(их узнавание). Разметка деталей с опорой на эскиз.
- Инструменты и приспособления для обработки картона: карандаши простые (твердость ТМ), ножницы, канцелярский макетный нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, дощечка для выполнения работ с макетным ножом и шилом. Приемы безопасного использования канцелярского макетного ножа, шила.
- Приемы работы с картоном: разметка циркулем, разрезание и вырезание ножницами, надрезание канцелярским макетным ножом, прокалывание шилом, разметка по линейкеи угольнику, сшивание деталей нитками и скобами, сборка скотчем и проволокой, оклеивание кантом, оформление аппликацией, сушка.
- Практические работы: изготовление меры для измерения углов, подставок для письменных принадлежностей, коробок со съемной крышкой, упаковок для подарков, новогодних игрушек, открыток, ремонт книг с заменой обложки, декоративных панно, фигурок для театра с подвижными элементами по рисунку, простейшему чертежу, схеме, эскизу.
Текстильные материалы:
- Общее понятие о текстильных материалах, их практическое применение в жизни. Виды тканей животного происхождения, используемые на уроках, их сопоставление по цвету, толщине, мягкости, прочности. Экономное расходование ткани при раскрое парных деталей. Выбор ткани и ниток для изготовления изделия в зависимости от ихсвойств.
- Приемы работы с текстильными материалами: закрепление конца нитки петелькой, сшивание деталей из ткани петельным швом, вышивание стебельчатым и тамбурным швами.
- Практические работы: изготовление кукол для пальчикового театра, коллажей, аппликаций из ниток, декоративное оформление изделий (открыток, обложек записных книг, подвесок для новогодней елки).
Металлы:
- Виды проволоки, используемой на уроках: цветная в пластиковой изоляции, тонкая медная. Экономное расходование материалов при разметке.
- Приемы работы с проволокой: разметка на глаз, разрезание ножницами, плетение.
- Практические работы: изготовление брелка, креплений для подвижного соединения деталей картонных фигурок.
Пластмассы:
- Пластмассы, используемые в виде вторичного сырья: разъемные упаковки-капсулы. Наблюдения и опыты за технологическими свойствами пластмасс.
- Инструменты и приспособления для обработки упаковок-капсул: ножницы, шило, фломастер, дощечка для выполнения работ с шилом.
- Приемы работы с упаковками-капсулами: прокалывание шилом, надрезание, соединение деталей гвоздиком, оформление самоклеящейся бумаги.
Практические работы: изготовление игрушек-сувениров.
3. Конструирование и моделирование:
- Виды и способы соединения деталей. Общее представление о конструкции прибора для определения движения теплого воздуха, часов, грузового транспорта и сельскохозяйственной техники (трактора).
- Конструирование и моделирование из металлических стандартных деталей технических моделей потехнико-технологическим условиям.
- Практические работы: создание устройства из полос бумаги, устройства, демонстрирующего циркуляцию воздуха, змейки для определения движения теплого воздуха, палетки, моделей часов для уроков математики, тележки-платформы.
Практика работы на компьютере (10 ч)
Компьютер и дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру (2 ч):
- Компьютер как техническое устройство для работы с информацией. Основные устройства компьютера. Назначение основных устройств компьютера.
- Дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру, их назначение. Носители информации. Электронный диск. Дисковод как техническое устройство для работы с электронными дисками.
- Приемы работы с электронным диском, обеспечивающие его сохранность.
Основы работы за компьютером (5 ч)
- Организация работы на компьютере. Подготовка компьютера к работе (включение компьютера). Правильное завершение работы на компьютере. Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
- Мышь. Устройство мыши. Приемы работы с мышью. Компьютерные программы. Понятие о тренажере как программном средстве учебного назначения. Первоначальное понятие обуправлении работой компьютерной программы. Управление работой компьютерной программы с помощью мыши.
- Клавиатура как устройство для ввода информации в компьютер. Работа на клавиатуре с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Технология работы с инструментальными программами (3 ч):
- Графические редакторы, их назначение и возможности использования. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование.
- Выводизображения на принтер. Использование графического редактора для реализации творческого замысла.
4 класс (34 ч)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание:
- Разнообразие предметов рукотворного мира из пластмасс, металлов.
- Распространенные виды профессий, связанных с автоматизированным трудом (с учетом региональных особенностей).
- Распределение рабочего времени, отбор и анализ информации из учебника и других дидактических материалов, ее использование в организации работы, контроль и корректировка ходаработы, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).
- Коллективное проектирование изделий. Создание замысла,его детализация и воплощение. Результаты проектной деятельности — «Макет села Мирного».
- Самообслуживание: декоративное оформление культурно-бытовой среды, выполнение ремонта книг и одежды — пришивание заплатки.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты:
Пластические материалы:
- Пластическая масса из соленого теста, способы ее изготовления и подготовка к работе.
- Приемы работы с пластическими материалами: раскатывание пластины скалкой, вырезание формы, создание фактурной поверхности стекой, выбирание пластической массы внутри заготовки, выравнивание края, продавливание пластической массы через чесночницу для получения тонких жгутиков.
- Практические работы: лепка декоративных рельефов, фигурок.
Бумага и картон:
- Виды бумаги, используемые на уроках, и их свойства: крепированная (цветная, тонкая, мягкая, рыхлая, эластичная), бархатная (цветная, шероховатая, матовая, толстая, плотная, жесткая, двухслойная).
- Выбор бумаги и картона дляизделий по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей.
- Назначение линий чертежа: разрыва, осевой, центровой.
- Инструменты для обработки бумаги и картона: циркуль. Приемы безопасного использования циркуля.
- Приемы работы с бумагой и картоном: разметка циркулем, вырезание ножницами и макетным ножом по внутреннему контуру, соединение в щелевой замок, изгибание, скручивание.
- Практические работы: изготовление головоломок, игрушек, ремонт книг, новогодних украшений, масок, декоративных панно, подарочных открыток по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.
Текстильные материалы:
- Направление нитей тканей: долевое и поперечное. Сопоставление тканей по переплетению нитей.
- Приемы работы с текстильными материалами: сметывание текстильных деталей швом «вперед иголку», сшивание деталей швом «ручная строчка», «потайным», обработка края ткани петельным швом, вышивка простым крестом, оформление лоскутками, аппликацией, пришивание заплатки.
- Практические работы: изготовление олимпийского символа из ниток, футляров, вышитых закладок, лент, мини-панно.
Металлы:
- Практическое применение фольги и проволоки в жизни. Выбор проволоки для изделия с учетом ее свойств: упругости, гибкости, толщины. Металлы, используемые в видевторичного сырья: жестяные баночки.
- Инструменты для обработки фольги: ножницы, пустой стержень от шариковой ручки, кисточка с тонкой ручкой.
- Приемы работы с металлами: разметка по шаблону, разрезание ножницами, тиснение фольги, скручивание проволоки спиралью, оклеивание жестяной баночки шпагатом.
- Практические работы: изготовление вазы для осеннего букета, спортивных значков из фольги, каркасных моделей из проволоки.
Пластмассы:
- Практическое применение пластмасс в жизни. Пластмассы, используемые в виде вторичного сырья: пластиковые емкости, упаковочная тара из пенопласта.
- Наблюдения и опыты за технологическими свойствами пенопласта.
- Инструменты и приспособления для обработки пенопласта: ножницы, нож макетный, шило, кисть для клея и окрашивания, дощечка для выполнения работ с макетным ножом.
- Приемы безопасного использования макетного ножа. Приемы работы с пенопластом: разметка на глаз и по шаблону, резание ножницами и макетным ножом, склеивание деталейза всю поверхность, тиснение, шлифование наждачной бумагой, оформление аппликацией, окрашивание.
- Практические работы: изготовление подставок из пластиковых емкостей, новогодних подвесок и игрушек-сувениров из пенопласта.
3. Конструирование и моделирование:
- Общее представление о конструкции транспортирующих устройств. Конструирование и моделирование несложных технических объектов из деталей металлического конструктора по техническим условиям.
- Практические работы: создание моделей транспортирующих устройств.
Практика работы на компьютере (10 ч):
Компьютер. Основы работы на компьютере (4 ч)
- Повторение. Организация рабочего места. Подключение к компьютеру дополнительных устройств для работы с текстом(принтер, сканер).
- Технология работы с инструментальными программами (6 ч)
- Инструментальные программы для работы с текстом (текстовые редакторы).
- Организация работы на компьютере с соблюдениемсанитарно-гигиенических норм.
- Освоение клавиатуры компьютера. Клавиатурный тренажер. Работа с клавиатурным тренажером.Знакомство с правилами клавиатурного письма (ввод букви цифр, заглавной буквы, точки, запятой, интервала междусловами, переход на новую строку, отступ, удаление символов).Ввод в компьютер простого текста с клавиатуры.Оформление текста. Рисунок в тексте. Таблица в тексте. Схема в тексте. Использование текстового редактора для творческой работы учащихся.
- Приемы работы с документом. Сохранение документа нажестком диске. Открытие документа. Вывод документа на печать. Демонстрация возможности ввода текста документа сосканера.
- Первоначальное представление о поиске информациина основе использования программных средств. Примеры использования программных средств для поиска информации(по ключевому слову, каталогам). Работа с простейшими аналогами электронных справочников.
2 год обучения
№ № № | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Характеристика учебных действий | Домашнее задание |
11 | Теория. Правила сбора, хранения и обработки природного материала. Практика. Приметы осени. Осенние заботы | 1 | Техника безопасности. Изучение правил работы с природными материалами. Материалы: картон, природные материалы, клей ПВА. Задание:аппликации из природных материалов. | Наблюдать связи человека с природой и предметным миром,конструкции и образы объектов природы и окружающего мира,традиции и творчество мастеров родного края. Сравнивать с помощью учителя конструктивные и декоративные особенности предметов быта и их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности. Анализироватьпредлагаемые задания: понимать поставленную цель, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенностиизделий, выделять известное и неизвестное, читать рисунки,схемы, простейшие чертежи. Искать и использоватьнеобходимую информацию из словаря учебника. Организовывать свою деятельность: подготавливать с опорой на справочный материал свое рабочее место, рационально размещать материалы, инструменты и приспособления,под контролем учителя сохранять порядок на рабочем местево время работы и убирать рабочее место по окончании работы; под руководством учителя работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли(уметь слышать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении). Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства материалов — физические (цвет,размер, твердость, прозрачность.), технологические (прочность, твердость); приемы обработки природных (разметкадеталей на глаз, разрезание ножницами, склеивание деталей, окрашивание, отделка аппликацией, сушка), пластических (процарапывание бороздок стекой, сплющивание шара), текстильных материалов (обработка края ткани швом «через край»,вышивание швом «вперед иголку с перевивом», наматываниениток, связывание ниток в пучок); бумаги (разметка на глаз, по клеткам, по линейки, складывание, вырезание внутреннихуглов, сборка деталей кнопкой, наклеивание бумажных кусочков); конструктивные особенности используемых чертежных инструментов (линейка). Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско-технологической задачии воплощать мысленный образ в материале с опорой на рисунки, схемы, соблюдая под контролем учителя приемы безопасного и рационального труда. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленнойзадачи. Участвовать под руководством учителя в совместной творческой деятельности при выполнении практических работ: создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности. Осуществлять самоконтрольв форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона. Обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и освоено на уроке. | Изучить учебник. |
2 | Теория. Использование природных материалов человеком. Практика. Правила закладки и хранения природного материала | 1 | Подготовить природные материалы. | ||
33 | Теория. Инструменты и приспособления при работе с природным материалом. Практика. Панно из листьев «Осенний узор» | 1 | Изучение правил работы с природными материалами. Знакомство с понятием «панно», основы декоративной композиции. Материалы: картон, природные материалы, клей ПВА. | Подготовить природные материалы. | |
44 | Теория. Работа с природным материалом. Практика. Панно «Животный мир» | 2 | Подготовить листья для работы. | ||
55 | Теория. Виды аппликаций. Практика. Аппликация «Цветы» из осенних листьев | 1 | Изучение правил работы с природными материалами. Основные способы приклеивания природных материалов к картонной основе. Точечная приклейка. Материалы: картон, природные материалы, клей ПВА, осенние листья. | Подготовить листья для работы. | |
56 | Теория. Техника изготовления панно. Практика. Панно «Цветочный хоровод» | 1 | Подготовить солому для работы. | ||
77 | Теория. Технологические свойства соломы. Практика. Масленичная кукла из соломы | 1 | Изучение правил работы с природными материалами. Работа с соломой. Знакомство с объемной фигурой. Материалы: солома, тесьма, ножницы. | Создать эскиз одежды для куклы. | |
8 88 | Теория. Техника работы с соломой. Практика. Одежда для соломенной куклы | 1 | Изучение правил работы с природными материалами. Бумага как материал для декорирования объемных фигур. Материалы: цветная бумага, клей ПВА, ножницы, тесьма. | Подготовить скорлупу и акварель. | |
9 | Теория. Техника работы с яичной скорлупой. Практика. Сувенир «Пасхальное яйцо | 1 | Изучение правил работы с природными материалами. Способы приклеивания мелких рассыпчатых материалов. Материалы: картон, акварель, скорлупа, клей ПВА. | Подготовить скорлупу и акварель. | |
110 | Теория. Порядок оформления работы. Практика. Поделка из яичной скорлупы «Птенец в гнезде» | 1 | Подготовить семена и пластилин. | ||
111 | Теория. Коллекция семян и плодов. Практика. Композиция из семян «Коллекция насекомых» | 1 | Изучение правил работы с природными материалами. Основы декоративной композиции. Сочетание работы с пластилином и природными материалами. Материалы: картон, пластилин, семена, крупа. | Подготовить семена и пластилин. | |
112 | Теория. Составление композиций. Практика. Композиция из семян «Подводный мир» | 1 | Подготовить семена и пластилин. | ||
113 | Теория. Оформление композиций. Практика. Композиция из семян «Аквариумная рыбка» | 2 | Подготовить семена и пластилин. | ||
114 | Теория. Способы изготовления деталей из пластилина. Практика. Лепка грибов из пластилина | 1 | Правила работы с пластилином. Способы крепления деталей. Основные приемы лепки. Материалы: пластилин, картон. | Выполнить эскиз композиции. | |
115 | Теория. Виды композиций из пластилина. Практика. Композиция из пластилина «Грибная поляна» | 1 | Завершить композицию. | ||
116 | Теория. Форма этикеток. Практика. Рисунок для этикетки | 1 | Понятие «эскиз». Просмотр аналогов. Оформление собственной идеи. Материалы: бумага, цветные карандаши. | Завершить рисунок этикетки, подготовить материалы для аппликации. | |
117 | Теория. Способы применения этикеток. Практика. Аппликация «Этикетка» | 1 | Выполнение работы по готовому эскизу. Материалы:цветная бумага, ножницы, клей ПВА. | Подготовить чертежные инструменты. | |
118 | Теория. Техника изготовления моделей. Практика. Модель «Конверт» | 1 | Изучение элементарных схем, чертежей. Основы объемной конструкции. Понятие «клапаны», «разметка». Материалы: чертежные инструменты, бумага, ножницы, клей ПВА. | Изучить материал учебника. | |
119 | Теория. Виды открыток. Практика. Открытка «Колоски» | 1 | Основы декоративной композиции. Построение рамки с помощью чертежных инструментов. Работа декоративными материалами. Материалы: чертежные инструменты, цветная бумага, картон, ножницы, клей ПВА. | Подготовить материалы для декоративной работы. | |
220 | Теория. Размеры для рамки. Практика. Рамка для работы с картинами | 1 | Подготовить чертежные инструменты. | ||
221 | Теория. Техника изготовления моделей. Практика. Модель «Вертушка» | 1 | Изучение схемы учебника. Выполнение элементарного чертежа. Основы моделирования и конструирования. Материалы: чертежные инструменты, бумага, картон, ножницы, клей ПВА. | Проверить правильность построения, завершить работу. | |
222 | Теория. Техника гофрирования. Практика. Гофрированные подвески «Куколка» | 1 | Изучение способов и видов гофрирования как один из способов декорирования. Материалы: чертежные инструменты, бумага, ножницы, клей ПВА. | Изучить материал учебника. | |
223 | Теория. Способы изготовления подвески. Практика. Подвески «Новогодние игрушки» | 1 | Подготовить материалы для работы с тканью. | ||
224 | Теория. Знакомство с текстильным материалом. Практика. Инструменты и приспособления | 1 | Изучение инструментов и материалов для работы с тканью. Виды ткани, особенности работы с ними. Техника безопасности. Правила хранения инструментов. | Подготовить материалы для работы с тканью. | |
225 | Теория. Виды упаковки. Практика. Изделия «Мешочки для всякой всячины» | 2 | Изучение шва «вперед иголка». Способы закрепления нити, скрепления деталей между собой. Материалы: ткань, игла, ножницы, нитки. | Тренироваться в выполнении изученного шва. | |
226 | Теория. Декоративное оформление игрушек. Практика. Моделирование «Весёлый зверинец» | 1 | Основы моделирования и конструирования. Способы декорирования. Материалы: картон, бумага, ножницы, клей ПВА. | Завершить основу игрушек. | |
227 | Теория. Оформление моделей. Практика. Моделирование «Весёлый зверинец» (завершение работы) | 1 | Подготовить чертежные инструменты. | ||
228 | Теория. Виды соединения деталей. Практика. Соединение деталей кнопкой. Модель «Вертушка» | 1 | Основы моделирования и конструирования. Выполнение элементарных чертежей. Способы соединения деталей. Материалы: чертежные инструменты, картон, бумага, ножницы, клей ПВА. | Сравнивать различные виды конструкцийи способы их сборки. Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями. Конструировать объекты с учетом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкций. Осуществлять с помощью учителя самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталономс целью обнаружения отличий от эталона. | Изучить схемы в учебнике. |
229 | Теория. Виды воздушного транспорта. Практика. Воздушный транспорт «Самолёт» | 1 | Изучить схемы в учебнике. Подготовить материалы для проекта. | ||
30 | Теория. Виды бумажных моделей. Практика. Моделирование «Бумажный змей» | 1 | Участвовать в реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательногообраза объекта, определение своего места в общей деятельности. Обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и освоено на уроке. | Подготовить презентацию проекта. Проработать детали изделия. | |
31 | Теория. Организация проекта. Практика. Конкурс проектов «Бумажный змей» | 1 | |||
Итого: | 34 |
3 год обучения
№ № № | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Характеристика учебных действий | Домашнее задание |
11 | Теория. Свойства пластилина и глины (цвет, пластичность, способность сцепляться, сохранять форму). Практика. Лепка птиц из пластилина | 2 | Техника безопасности. Повторение основных приемов лепки, способов соединения деталей. Повторение принципов лепки объемной фигуры. Материалы: пластилин. | Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности. Наблюдать связи конструкции технических объектов с моделями этих объектов. Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, отделять известное от неизвестного, осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения; Читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы). Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных материалов). Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы, инструменты и приспособления, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слышать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми). Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) виды материалов (пластилин–глина, виды картона, бумага–картон), их свойства — физические (цвет, размер, фактура поверхности, блеск), механические (пластичность, влагопроницаемость, упругость, плотность, прочность, твердость), технологические (прокалывание шилом, надрезание); приемы обработки пластических материалов (формование деталей, сушка, раскрашивание), картона (разметка циркулем, разрезание и вырезание ножницами, надрезание макетным ножом, прокалывание шилом, разметка по линейке и угольнику, сшивание деталей нитками и скобами, сборка скотчем и проволокой, оклеивание кантом, оформление аппликацией, сушка), текстильных материалов (закрепление конца нитки петелькой, сшивание деталей из ткани петельным швом, вышивание стебельчатым и тамбурным швами), проволоки (разметка на глаз, разрезание ножницами, плетение), пластмасс (прокалывание шилом, надрезание, соединение деталей гвоздиком, оформление самоклеящейся бумаги); конструктивные особенности используемых инструментов (макетный нож, шило), чертежных инструментов (угольник). Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать с помощью учителя наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественныхзадач в зависимости от конкретных условий. Создаватьмысленный образ конструкции с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении практических работ: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своегоместа в общей деятельности. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работыи конечного результата под руководством учителя. Обобщать (структурировать) с помощью учителя то новое,что открыто и освоено на уроке. Оценивать с помощью учителя результаты деятельности:проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. | Тренироваться в способах и приемах лепки. |
22 | Теория. Конструирование и моделирование. Практика. Подставка для письменных принадлежностей | 1 | Техника безопасности при работе с чертежными инструментами. Основы моделирования и конструирования. Чтение элементарного чертежа. Изучение способов крепления деталей. Материалы: чертежные принадлежности, картон, клей ПВА, ножницы. | Подготовка чертежный принадлежностей. | |
33 | Теория. Конструирование и моделирование. Практика. Коробка со съёмной крышкой | 1 | Изучение сложной составной конструкции. Чтение чертежа. Изучение способов крепления деталей. Материалы: чертежные принадлежности, картон, клей ПВА, ножницы. | Изучить материал учебника. | |
44 | Теория. правила техники безопасности при работе с канцелярским ножом, понятия «разметка», «эскиз», «развертка», «рицовка». Практика. Прибор, демонстрирующий циркуляцию воздуха | 1 | Техника безопасности. Знакомство с приемами работы канцелярским ножом. Основы моделирования и конструирования. Материалы: чертежные принадлежности, картон, клей ПВА, ножницы. | Тренироваться в работе канцелярским ножом. | |
55 | Теория. Конструирование и моделирование, декорирование, понятия «разметка», «эскиз», «развертка», «рицовка». Практика. Мера для измерения углов | 1 | Основы моделирования и конструирования. Основы декорирования. Материалы: чертежные принадлежности, картон, клей ПВА, ножницы. | Подготовить материалы для декорирования. | |
66 | Теория. Конструирование и моделирование, декорирование, понятия «разметка», «эскиз», «развертка», «рицовка». Практика. Поздравительные открытки из гофрированного картона | 1 | Основы декорирования. Правила работы с гофрированным картоном. Материалы: чертежные принадлежности, картон, клей ПВА, ножницы. | Подготовить чертежные инструменты. | |
77 | Теория. Конструирование и моделирование, декорирование, понятия «разметка», «эскиз», «развертка», «рицовка». Практика. Декоративное панно | 1 | Повторение основ декорирования. Повторение понятия «панно». Материалы: чертежные принадлежности, картон, клей ПВА, ножницы. | Изучить материал учебника. | |
88 | Теория. Конструирование и моделирование, декорирование, понятия «разметка», «эскиз», «развертка», «рицовка». Практика. Картонные фигурки с элементами движения для театра | 1 | Основы моделирования и конструирования. Разработка элементарных чертежей. Работа с объемными фигурами. Материалы: чертежные принадлежности, картон, клей ПВА, ножницы. | Подготовить чертежные инструменты. | |
99 | Теория. Конструирование и моделирование, декорирование, понятия «разметка», «эскиз», «развертка», «рицовка». Практика. Открытка-ландшафт | 1 | Основы моделирования и конструирования. Основы декорирования. Материалы: чертежные принадлежности, картон, клей ПВА, ножницы. | Повторить способы крепления, принципы разметки. | |
110 | Теория. Конструирование и моделирование, декорирование, понятия «разметка», «эскиз», «развертка», «рицовка». Практика. Новогодние игрушки | 1 | Чтение элементарных чертежей, разметка. Основы декорирования. Соединение нескольких деталей. Материалы: чертежные принадлежности, картон, клей ПВА, ножницы. | Подготовить материалы для аппликации. | |
111 | Представители каких профессий работают с текстильными материалами; понятия «текстильные материалы», «коллаж», «портрет», «панно», «композиция». Практика. Аппликации из ниток | 1 | Знакомство с текстильными материалами. Основы декорирования. Материалы: картон, нитки, ножницы, клей ПВА. | Тренироваться в способах закрепления нитей. Подготовить материалы для вышивки. | |
112 | Теория. Представители каких профессий работают с текстильными материалами; понятия «текстильные материалы», «коллаж», «портрет», «панно», «композиция». Практика. Декоративное оформление изделий вышивкой | 1 | Повторение способов закрепления нитки. Знакомство с понятием «канва». Изучение вышивки «крестом». Основы декорирования. Материалы: канва, нитки, игла. | Подготовить материалы для работы с тканью. | |
113 | Теория. Представители каких профессий работают с текстильными материалами; понятия «текстильные материалы», «коллаж», «портрет», «панно», «композиция». Практика. Подвеска из ткани | 1 | Изучение швов для закрепления деталей. Создание объемного изделия из ткани. Основы декорирования. Материалы: ткань, нитки, игла, ножницы. | Тренироваться в выполнении швов для закрепления деталей. | |
114 | Теория. Представители каких профессий работают с текстильными материалами; понятия «текстильные материалы», «коллаж», «портрет», «панно», «композиция». Практика. Куклы для пальчикового театра | 1 | Изучение швов для закрепления деталей. Создание объемного изделия из ткани. Основы декорирования. Материалы: ткань, нитки, игла, ножницы. | Проработать детали изделия. | |
115 | Теория. Представители каких профессий работают с текстильными материалами; понятия «текстильные материалы», «коллаж», «портрет», «панно», «композиция». Практика. Нитяная графика на картонной основе | 1 | Знакомство с понятием «изонить», изучение простых схем, принципов работы. Основы декорирования. Повторение способов закрепления нитей. Материалы: картон, чертежные инструменты, нитки, игла. | Подготовка материалов для работы с фольгой. | |
116 | Теория. Представители каких профессий работают с текстильными материалами; понятия «текстильные материалы», «коллаж», «портрет», «панно», «композиция». Практика. Украшения из фольги | 1 | Техника работы с фольгой. Способы крепления деталей. Способы декорирования. Материалы: фольга. | Подготовить пластиковые упаковки для работы. Вспомнить правила работы канцелярским ножом. | |
117 | Теория. Представители каких профессий работают с текстильными материалами; понятия «текстильные материалы», «коллаж», «портрет», «панно», «композиция». Практика. Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок-капсул | 1 | Знакомство таким материалом, как пластик. Основы декорирования. Повторение способов работы канцелярским ножом. Материалы:пластиковая основа, канцелярский нож. | Подготовить конструктор для работы. Изучить материал учебника. | |
118 | Теория. правила работы с конструктором; приемы работы с деталями металлического конструктора. Практика. Приёмы работы с деталями конструктора | 1 | Изучение правил и приемов работы с конструктором. Выполнение упражнений на освоение основных навыков. Материалы: металлический конструктор. | Тренироваться в выполнении основных приемов работы конструктором. | |
119 | Теория. правила работы с конструктором; приемы работы с деталями металлического конструктора. Практика. Изготовление моделей часов | 2 | Изучение правил и приемов работы с конструктором. Построение объемных изделий. Материалы: металлический конструктор. | Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать основные требования к изделию. Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя с помощью учителя разную художественную технику (в пределах изученного). Конструировать объекты с учетом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкций, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы. Обобщать (структурировать то новое, что открыто и освоено на уроке. Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию ее изготовления. | Тренироваться в выполнении основных приемов работы конструктором. |
220 | Теория. правила работы с конструктором; приемы работы с деталями металлического конструктора. Практика. Тележка-платформа | 1 | |||
221 | Теория. правила работы с конструктором; приемы работы с деталями металлического конструктора. Практика. Проект «Парк машин» | 1 | |||
222 | Теория. правила работы с конструктором; приемы работы с деталями металлического конструктора. Практика. Проект «Сельскохозяйственная техника» | 1 | Основы проектной деятельности. Разработка идеи. Разметка будущего изделия. Материалы: металлический конструктор. | Проработать детали изделия. Подготовить презентацию изделия. | |
223 | Теория. правила работы с конструктором; приемы работы с деталями металлического конструктора. Практика. Конкурс проектов | 1 | Основы проектной деятельности. Презентация проектов. | Подготовить чертежные инструменты. | |
224 | Теория. Части компаса, применение приметы осени; значение осенних видов работ для человека; природные материалы: их название и использование. Практика. Устройство из полос бумаги. Модель шара | 2 | Основы конструирования и моделирования. Построение объемного изделия. Материалы: бумага, ножницы, чертежные инструменты, клей ПВА. | Подготовить чертежные инструменты. | |
225 | Теория. Части компаса, применение приметы осени; значение осенних видов работ для человека; природные материалы: их название и использование. Практика. Самодельный компас | 2 | Подготовить материалы для аппликации, соломенную крошку. | ||
226 | Теория. Части компаса, применение приметы осени; значение осенних видов работ для человека; природные материалы: их название и использование. Практика. Аппликация из соломенной крошки «Жители леса» | 2 | Повторение принципов работы с природными материалами. Основы декорирования. Материалы: картон, ножницы, соломенная крошка, клей ПВА. | Подготовить чертежные инструменты. | |
227 | Теория. Части компаса, применение приметы осени; значение осенних видов работ для человека; природные материалы: их название и использование. Практика. Флюгер из картона | 1 | Основы конструкции и моделирования. Построение объемного изделия. Материалы: картон, чертежные инструменты, клей ПВА, ножницы. | Повторить основы декорирования. Создать эскиз упаковки. | |
228 | Теория. Части компаса, применение приметы осени; значение осенних видов работ для человека; природные материалы: их название и использование. Практика. Упаковка для подарков | 2 | Основы дизайна. Создание изделия по готовому эскизу. Основы декорирования. Материалы: картон, чертежные инструменты, клей ПВА, ножницы. | Проработать детали изделия. | |
Итого: | 34 |
4 год обучения
№ № № | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Характеристика учебных действий | Домашнее задание |
11 | Теория. Виды шпагата, способы использования, декорирования. Практика. Ваза для осеннего букета | 2 | Техника безопасности. Знакомство с таким материалом, как шпагат, изучение основных способов работы с ним. Основы декорирования. Материал: пластиковая основа, шпагат, клей ПВА, ножницы. | Наблюдать связи конструкции архитектурных объектов с макетами этих объектов. Понимать поставленную цель. Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий,предлагаемые задания, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимостиот характера выполняемых действий, находить и использоватьв соответствии с этим оптимальные средства и способы работы. Искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных материалов, применятьинформационно-компьютерные технологии). Искать наиболее целесообразные способы решения задачприкладного характера в зависимости от цели и конкретныхусловий работы. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) физические, механические и технологические свойства крепированнойи бархатной бумаги, проволоки, пластмасс, направление нитейтканей, ткани по переплетению нитей, приемы обработки пластических материалов (раскатывание пластины скалкой, вырезание формы, создание фактурной поверхности стекой, выбирание пластической массы внутри заготовки, выравнивание края, продавливание пластической массы через чесночницу для получения тонких жгутиков), бумаги и картона (разметка циркулем, вырезание ножницами и макетным ножом по внутреннему контуру, соединение в щелевой замок, изгибание, скручивание), текстильных материалов (сметывание текстильных деталей швом «впередиголку», сшивание деталей швом «ручная строчка», «потайным»,обработка края ткани петельным швом, вышивка простым крестом, оформление лоскутками, аппликацией, пришивание заплатки), металлов (разметка по шаблону, разрезание ножницами, тиснение фольги, скручивание проволоки спиралью, оклеивание жестяной баночки шпагатом), пластмасс (разметка на глаз и по шаблону, резание ножницами и макетным ножом, склеивание де- талей за всю поверхность, тиснение, шлифование наждачной бумагой, оформление аппликацией, окрашивание); конструктивные особенности чертежных инструментов (циркуль). Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставлен- ной конструкторско-технологической задачи или с целью передачиопределенной художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой на графические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении практических работ. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работыи конечного результата. Обобщать (структурировать) то новое, что открыто и освоенона уроке. Оценивать результаты деятельности: проверять изделиев действии, корректировать при необходимости его конструкциюи технологию изготовления. | Изучить свойства пластиковой основы. |
22 | Теория. Пластическая масса, способы применения. Практика. Подставки из пластиковых емкостей | 1 | Изучение свойств пластика, способы работы с ним. Приемы работы канцелярским ножом. Основы декорирования. Материалы: пластиковая основа, ножницы, канцелярский нож. | Подготовить чертежные инструменты, бумагу. | |
33 | Теория. Чтение чертежа, понятие «головоломка». Практика. Головоломка | 2 | Чтение чертежа. Основы моделирования и конструирования. Материалы: бумага, клей ПВА, ножницы, чертежные инструменты. | ||
44 | Теория. Чтение чертежа, определение необходимого материала для работы. Практика. Игрушка-перевертыш | 2 | Чтение чертежа. Основы моделирования и конструирования. Знакомство со сложными конструкциями. Материалы: бумага, клей ПВА, ножницы, чертежные инструменты. | ||
55 | Теория. История книгопечатания, профессии, связанные с издательским делом. Практика. Ремонт книг | 1 | Знакомство с конструкцией книг, виды крепления деталей. Изучение способов ремонта книг. Материалы: бумага, клей ПВА, ножницы, чертежные инструменты. | Изучить материал учебника. | |
66 | Теория. Символика олимпийских колец. Практика. Олимпийский символ из пяти цветных колец | 1 | Коллективная работа. Чтение чертежа. Тренировка в оклеивании деталей лентой. Материалы: картон, клей ПВА, ножницы, чертежные инструменты, клейкая лента. | Подготовка фольги для работы. | |
77 | Теория. Свойства фольги, тиснение. Практика. Спортивный значок | 1 | Изучение способов тиснения. Формирование объемного изображения. Материалы: фольга, ножницы. | Подготовить проволоку для работы. | |
88 | Теория. Свойства проволоки, способы ее скручивания. Практика. Каркасные модели из проволоки | 1 | Основные приемы работы с проволокой. Изучение понятия «каркас». Материалы: проволока, ножницы. | Вспомнить приемы лепки. | |
99 | Теория. Рельеф, понятия «резьба», «чеканка», применение в жизни. Практика. Лепка декоративного рельефа | 1 | Изучение новых приемов лепки. Знакомство с рельефом, его видами и способами создания. Материалы: картон, пластилин. | Подготовить чертежные инструменты. | |
110 | Теория. Понятия «прорезь», формирование потребности в творческом труде. Практика. Игрушки-гармошки | 1 | Чтение чертежа. Основы моделирования и конструирования. Знакомство со сложными конструкциями. Материалы: бумага, клей ПВА, ножницы, чертежные инструменты. | Вспомнить способы крепления деталей, основные приемы работы с бумагой. | |
111 | Теория. Способы нанизывания бусин на нить. Практика. Бусы из бумаги в технике оригами | 1 | Знакомство с техникой «оригами». Способы крепления деталей. Материалы: бумага, чертежные инструменты, ножницы, нить. | Тренироваться в чтении чертежей, разметке. | |
112 | Теория. Чтение чертежа, определение формы конструкции. Практика. Новогодние фонарики | 1 | Чтение чертежа. Основы моделирования и конструирования. Знакомство со сложными конструкциями. Материалы: бумага, клей ПВА, ножницы, чертежные инструменты. | Подготовить материал для работы. | |
113 | Теория. Свойства пенопласта, способы шлифования наждачной бумагой. Практика. Игрушки из пенопласта | 2 | Повторение правил работы канцелярским ножом, вырезание сложных фигур с его помощью. Изучение свойств и приемов работы с пенопластом. Материалы: пенопласт, канцелярский нож. | Создать эскиз узора для маски. | |
114 | Теория. Технологическими приемами ручной обработки материалов. Практика. Маски из бумаги | 1 | Чтение чертежа. Основы моделирования и конструирования. Основы декорирования. Материалы: бумага, клей ПВА, ножницы, чертежные инструменты. | Подготовить инструменты для работы с текстильными материалами. | |
115 | Теория. Понятия «основа», «уток», «кромка», изучение швов «строчка», «потайной». Практика. Футляр из ткани | 3 | Повторение свойства текстильных материалов, основные швы для крепления и обработки деталей изделия. Способы декорирования изделий из текстиля. Изучение новых швов. Материалы: ткань, нитки, игла, ножницы. | Тренироваться в выполнении изученных швов. | |
116 | Теория. Чтение чертежа, определение деталей, их количество и материала. Практика. Игрушки из бумаги | 2 | Составление игрушки из знакомых объемных фигур. Основы моделирования и конструирования. Основы декорирования. Материалы: бумага, клей ПВА, ножницы, чертежные инструменты. | Создать эскиз для вышивки. | |
117 | Теория. Понятие «канва», виды переплетения нитей. Практика. Оформление изделий вышивкой простым крестом | 2 | Повторение способа вышивания «крестом». Создание орнамента, выполнение вышивки по готовому эскизу. Материалы: ткань, нитки, игла. | Подготовить материалы для декорирования. | |
118 | Теория. Понятие «крепированная бумага», способы декорирования. Практика. Декоративное панно | 2 | Повторение основных принципов создания панно. Создание сложной декоративной композиции. Материалы: картон,бумага, клей ПВА, ножницы, чертежные инструменты, декоративные материалы. | ||
119 | Теория. Фактура бумаги, способы декорирования. Практика. Подарочная открытка | 2 | Создание сложной декоративной композиции. Материалы: картон,бумага, клей ПВА, ножницы, чертежные инструменты, декоративные материалы. | Вспомнить изученные швы при работе с тканью. | |
220 | Теория. Декорированные заплатки, швы «петельный» или «через край». Практика.Ремонт одежды | 1 | Повторение свойств текстильных материалов, основные швы для крепления и обработки деталей изделия. Способы ремонта изделий из текстиля. Изучение новых швов. Материалы: ткань, нитки, игла, ножницы. | Тренироваться в выполнении изученных швов. | |
221 | Теория. Чтение схемы, понятия «ременная передача», «приводное устройство». Практика. Сборка моделей транспортирующих устройств | 1 | Повторение приемов работы металлическим конструктором. Изучение новых приемов и понятий. Создание сложных конструкций. Материалы: металлический конструктор. | Подготовить глину для работы. | |
222 | Теория. Конструктивный, пластичный и комбинированный способы лепки. Практика. Фигурки из глины или пластиковой массы | 1 | Изучение приемов работы с глиной. Лепка объемных фигур. Материалы: глина. | Создание эскиза будущего проекта. | |
223 | Теория. Распределение работы в группах, план выполнения проекта. Практика. Проект коллективного создания макета села Мирного | 2 | Построение чертежей необходимых объектов. Изучение принципов размещения объектов в пространстве, планирование пространства. Основы проектирования. Коллективная работа. Материалы: картон,бумага, клей ПВА, ножницы, чертежные инструменты, декоративные материалы. | Проектировать изделия под руководством учителя: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовать замысел,используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; принеобходимости корректировать конструкцию и технологию ееизготовления. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы иТехконечного результата. | |
Итого: | 34 |