Методическая разработка урока по декоративной композиции в 4 классе живописного отделения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 593.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство культуры и туризма
Республики Мордовия
Управление культуры
Городского округа Саранск
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа №4»
Методическая разработка урока
по декоративной композиции
в 4 классе живописного отделения
«Мордовский костюм в декоративной композиции, мифологические божества Мордвы».
Подготовила и провела
преподаватель живописного отделения
Синицина М.С.
Саранск 2016г
Аннотация
Вид занятий: работа по представлению в 4 классе Детской художественной школы ( возраст учащихся 12-13лет) урок по теме: «Мордовский костюм в декоративно композиции, Миологические божества Мордвы». ( Бумага формата А 3, гуашь, простой карандаш, стерка)
Тема урока: «Мордовский костюм в декоративно композиции, Миологические божества Мордвы».
Композиция на тему: «Мордовское божество в мордовском национальном костюме», «Сказки мордвы».
Количество часов по теме – 15 часов.
Продолжительность занятия – 3часа.
Тип урока: медиаурок.
Цель урока:
1. Познакомить с основными видами декоративного украшения одежды;
2. Познакомить детей с древними верованиями мордвы;
3. Обратить внимание учащихся на произведения искусства мордовского народа;
4. Развивать творческие способности;
5. Привитие любви к родному краю, гордости за свой народ, знание и умение ценить традиции своего народа;
6. Приобщить к национальной культуре;
7. Пробудить интерес к культуре родного края;
8. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей республике.
9. Развитие у учащихся знаний, умений и навыков поэтапного ведения учебной работы. Закрепление знаний правильного композиционного расположения. Воспитание аккуратности и точности выполнения учебного задания.
Задача
Выполнить работу по переносу рисунка на формат бумаги А 3 с эскиза, согласно поэтапности ведения работы.
Оборудование
Для преподавателя:
1.Наглядно методические пособия с изображением мордовского костюма, схем композиционного решения.
2.Фотографии и репродукции картин с изображением мордовского народа.
3. Компьютер, презентация на тему «Боги мордвы».
4. Наглядно методические пособия из работ учащихся по теме: «Сказки мордвы».
Для учащихся: Бумага формата А3, краски гуашь, карандаши, ластик, кисти беличьи, колонковые №№ 3.5,8,палитра,баночка для воды.
Музыкальный ряд: Мордовские национальные песни.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Изучение нового материала.
4. Работа над эскизами.
5.Перенос рисунка с эскиза на формат бумаги А3.
6.Работа в цвете.
Пояснительная записка
Предмет «Композиция» в учебном плане школы является профилирующим. Программа по композиции тесно взаимосвязана с программами по рисунку, живописи, истории искусств. Композиция воспитывает образное мышление, является признаком, определяющим профессиональную зрелость, мастерство и творчество, умение воплощать идеи и образы.
На примере анализа произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства демонстрирует ученикам различные подходы к решению композиции в разных видах искусств, дает понятие о единстве формы и содержании, в котором первичным является идея, а композиция — средством ее выражения. Полезно при этом проводить аналогию с другими видами искусств (театром, музыкой, литературой), изучение элементов композицией не предполагает готовых решений, а лишь помогает учащимся более грамотно пользоваться в самостоятельной работе средствами изобразительного искусства, применяя различные техники исполнения (графика, живопись, гроттаж, батик и т.п.). Дальнейший ход обучения должен идти по линии углубления и расширения знаний основ композиции в процессе выполнения учащимися упражнений и практических работ.
Цель учебной дисциплины: ознакомить учащихся с теорией композиции, дать учащимся понятие об основных элементах композиции, без которых невозможен грамотный и сознательный подход к творчеству, развить их образное мышление.
Основными задачами обучения являются:
- Обучающие: знакомство с основными законами, правилами и приемами композиции. Изучение выразительных возможностей тона и цвета; поэтапное ведение работы над композицией. Применение различных изобразительных материалов и техник. Умелое применение на практике полученных знаний, умений и навыков, полученных на уроках «Рисунка» и «Живописи». Развитие композиционно-образного мышления; развитие познавательного интереса, развитие мотивации к образному мышлению.
- Воспитательные: воспитание художественно – эстетической культуры и художественного вкуса, развить способность учащихся к выработке своих взглядов и суждений на произведения искусств; формирование способности к восхищению и удивлению; эмоционально – образному восприятию;
- Развивающие: развитие таких черт как работоспособность, настойчивость, сознательность, творческой самореализации в учебных заданиях по композиции; формирование у каждого учащихся потребности художественному творчеству;
- Общепедагогические: воспитание чувства дисциплины, умения анализировать и творчески преодолевать возникающие трудности в процессе обучения;
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, который предусматривает использование фронтальной, индивидуальной форм учебной работы обучающихся. Каждая тема реализуется через две основные формы работы – студийные (классные) и домашние
Виды уроков:
- традиционный (сочетающий в себе объяснение и практические упражнения).
- комплексный - собеседование, консультации, экскурсии.
Практические упражнения под руководством педагога по закреплению определенных навыков и умений.
Режим занятий: 4 классы по 3 академических часа.
Периодичность занятий: 4классы 1 раз в неделю.
Продолжительность урока 3 академических часа.
Занятия проводятся под руководством педагога, по плану коллективного обучения и индивидуального подхода.
Методы обучения:
- объяснительно — иллюстративный;
- личностно – ориентированные;
- репродуктивный;
- методы контроля и самоконтроля, самостоятельная работа;
- методы стимулирования и мотивации интереса к учению.
Принципы обучения:
- доступность в обучении и воспитании;
- индивидуальный подход;
- коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности;
- наглядность;
- научность;
- принцип сотрудничества;
- прочность, осознанность и действенность результатов;
- связь теории с практикой;
- систематичность и последовательность;
- сознательность, активность, самостоятельность;
- уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
Ход урока
1.Организационный момент(5 мин.)
Подготовка занятию обустройство своего рабочего места.
2.Эмоциональный настрой.(5мин.)
Приветствие учащихся. Сообщение цели и задач урока.
3.Теоретическая часть. Сообщение учебного материала. (20мин.)
Преподаватель в диалоге с учащимися вспоминает и обсуждает посещение краеведческого музея. Обсуждает историю и географию расположения местности, культуру народов мордвы. Показывает фотографии и рисунки с изображением природы. Рисунки на тему «Мордовские сказки» учащихся школы. Обращает внимание учащихся на национальную одежду местных жителей. Просматривают презентацию на тему «Боги мордвы». Что способствует вовлечению учащихся в поиск творческого решения. В процессе дискуссии преподаватель подводит учащихся к поиску эмоционально образного решения, национальной тематики. Дети работают над эскизами, изображая понравившееся божество мордвы в национальном костюме.
Объяснение учащимся, как лучше закомпоновать предметы на формате листа бумаги, определить их пропорции и объём. Дать понятие правильного композиционного решения.
Приложение №1 (посещение музея, фотографии местного населения, национальные костюмы ит.п.)
4.Порядок работы над композицией.
1.Размещение предметов на формат лита бумаги А 3 с готового эскиза. ( Поиск правильного композиционного решения)
2.Определение правильных пропорций предметов.
3. Работа по переносу эскиза.
4. Практическая часть.
Самостоятельная работа учащихся-1 час.
В течение урока с учащимися ведётся индивидуальная и фронтальная работа.
5.Подведение итогов урока -20мин.
Проводиться просмотр работ учащихся. Отмечаются лучшие работы. Разбираются ошибки. Выставляют оценки. Приводят в порядок класс.
Литература:
- Мордовский народный костюм. Альбом; Прокина Т.П., Сурина М.И.
Издательство: Мордовское книжное издательство; Год издания: 1990.
- Мордовские народные сказки; Год издания: 1985;
Издательство: Мордовское книжное издательство. Сказки собраны и литературно обработаны К.Т.Самородовым.
Методические рекомендации:
Наша задача — научить детей понимать красоту, творить, поддерживать их порыв созданию нового.
Для более полного раскрытия и понимания темы рекомендую посетить с учащимися Краеведческий музей, Музей Изобразительного искусства имени С.Д.Эрьзи, выставку работ местных художников города. Изучить особенности национального костюма, географию расположения местности, природу и фауну, культуру мордовского народа , послушать национальную музыку. В музее сделать зарисовки национальных костюмов, бытовых предметов, животных и т.п. Такая интеграция поможет учащимся более глубоко изучить тему и выразить её в правильном композиционном решении.
Для создания ситуации успеха из выполненных работ сделать экспозиционную выставку.
Работы учащихся: