Конспект урока изобразительного искусства «Знакомство с Полхов – Майданской росписью. Рисование узора в полосе»

Попов Роман Борисович

Конспект урока изобразительного искусства во 2 классе школы-интерната VIII вида по теме «Знакомство с Полхов – Майданской росписью. Рисование узора в полосе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_polhov_maydanskie_uzory_2_klass.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока изобразительного искусства во 2 классе

Тема: «Знакомство с Полхов – Майданской росписью. Рисование узора в полосе.»

Цель урока: Ознакомление обучающихся с Полхов – Майданской росписью.

Задачи урока:

 - Познакомить обучающихся с историей возникновения Полхов – Майданской росписи, с элементами росписи.

- Развивать у детей творческое воображение, художественный вкус на основе знакомства с народными промыслами..

- Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание порадовать окружающих.

- Развивать (корректировать) зрительную память, ассоциативное мышление. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование:  образец, магнитная доска с набором элементов, цветные карандаши, альбомы,  компьютер, карточка «наводка» (для словарной работы).

    План урока:

I.       Организационный момент.

II.     Вводная беседа. Сообщение темы и цели урока.

III.    Сообщение нового материала.

IV.     Самостоятельная работа детей.

V.       Подведение итогов.

        Ход урока:

I.   Организационный момент.

Здравствуйте дети, садитесь.

Проверьте,  всё ли необходимое есть на ваших партах.

II.  Вводная беседа. Сообщение темы и цели урока.

- Тема нашего урока «Полхов – Майданские узоры».

 Сегодня на уроке вы познакомитесь с Полхов – Майданской росписью и как настоящие мастера будете украшать Полхов – Майданским узором разделочную доску.

Учитель излагает историю возникновения промысла:

На юге Нижегородской области есть  село Полховский Майдан. Он  издавна славился своими расписными деревянными изделиями – посудой и другими бытовыми предметами, а позже и игрушками, которые здесь, как в старину называют «тарарушками». Это название расписных деревянных игрушек произошло от слова “тарарай” – шутник, сказочник. И точно – тарарушки сказочные, и весёлые.  

Тарарушки, тарарушки –это русские игрушки,

Очень славные да нарядные,

Да забавные, ненаглядные.

 Приедут  родители с ярмарки, с базара,

Привезут домой они вороха товара.

Ну, а ребятишкам – девчонкам и мальчишкам-

Свистульки да игрушки – весёлые тарарушки.

  Ремесло быстро развивалось, но вначале посуда была неокрашенная. Позже на Полхов - Майданских работах появились яркие, пестрые краски. Как правило, мужчины делали заготовки – так называемое «белье». Женщины расписывали готовые изделия.

Посмотрите на экран.  Это Полхов – Майданские изделия. Обратите внимание на предметы, которые изготавливали мастера. Какие цвета использованы. Какими элементами украшены изделия.

- Какие предметы украшали Полхов – Майданской росписью?

- Грибы - копилки, шкатулки, матрёшки, лошадки, солонки, доски, самовары и другие.

- Какими цветами красок они пользовались? (ответы детей)

- Основные цвета росписи: малиновый, фиолетовый, голубой, жёлтый, ярко-зелёный, тёмно-зелёный, красный, синий.

- Из каких элементов состоит роспись? (ответы детей)

- В Полхов – Майданской росписи используются цветы, листики, ягодки, яблочки, а также сюжетный рисунок.

- Обязательный прием Полхов - Майданской росписи – «наводка» - обводка рисунков черным цветом. Это новое слово, его нужно запомнить.

 (На доске закрепляется слово для словарной работы «наводка»)

III.   Сообщение нового материала.

А теперь я предлагаю вам побыть мастерами и украсить Полхов – Майданской росписью разделочные доски.

 Посмотрите на образец рисунка.

- Как размещен рисунок? (по горизонтали)

- Из каких элементов он состоит?

- Что расположено в центре?

- В каком порядке расположены элементы, что сначала, что потом?

 - Какие использованы  цвета?

- Какого цвета фон?

А теперь давайте вместе попробуем составить узор из элементов на магнитной доске.

 (дети по очереди прикрепляют элементы к магнитной доске, в случае затруднения учитель оказывает помощь)

-Нравится вам узор, который вы составили? Красиво получилось?

  • А теперь я предлагаю вам нарисовать такой же узор в своих альбомах. Возьмите простой карандаш.
  • Сначала нужно нарисовать линию, расположите её в середине листа.
  •  Затем нарисуем элементы – листики, цветы, ягодки.

 Простым карандашом работайте аккуратно, сильно не нажимая.

  • Теперь раскрасьте всё цветными карандашами.
  • Фон сделаем жёлтым.

IV.  Самостоятельная  работа детей.

В ходе самостоятельной работы учитель оказывает необходимую помощь.

 Физкультминутка.

V.  Подведение итогов.

- Вспомните тему нашего урока.  Чем мы занимались сегодня на уроке?

- С каким новым словом мы познакомились? (наводка)

-Что такое «наводка»?

Разместить все работы детей на доске. Предложить ребятам самим оценить свои работы и работы одноклассников.

Выставление отметок в журнал.

У всех сегодня получились замечательные узоры!

Уберите свои рабочие места.

Урок окончен, спасибо!