Профессиональное самоопределение учащихся
Профориентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_-_professionalnoe_samoopredelenie_uchashchihsya.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профессиональное самоопределение учащихся
средствами проектных технологий»
По статистике, почти две трети работающих людей хотели бы сменить сферу деятельности. Мы живём в нестабильный период, стремительно меняются технологии, запросы общества, страна переживает спады экономики. Поэтому задача педагогов не только обеспечить подготовку выпускников художественных школ для дальнейшего профессионального обучения, но и формировать широкий кругозор, креативность, которые позволят им освоить не 1-2, а ряд профессий художественно направленности.
Сегодня в педагогике достаточно инструментария, чтобы решать любые задачи. Например, метод проектов, который подразумевает ориентацию на практические навыки, на способность учащихся активно применять знания, реализовывать собственные проекты.
Приоритетные направления проектной деятельности: творческое развитие и профориентационная подготовка учащихся. Обе эти задачи эффективно решаются в ходе проектной работы по предмету «история изобразительного искусства». Чем больше учащиеся узнают о гранях искусства и сферах изобразительной деятельности человека, тем вариативнее будет их выбор и больше шансов реализовать себя и стать успешными в одной или нескольких творческих профессиях.
Проект под общим названием «Человек в мире искусства» предполагает активное использование межпредметных связей. Суть проекта в том, что теоретические знания по истории искусства активно используются при выполнении творческих работ.
Проект содержит 2 компонента:
I. Теоретический:
Представляет собой исследовательский проект по истории изобразительного искусства. Ученик выбирает свою подтему из программы по истории искусства или проводит исследование одной из профессий художественной направленности. Исходная исследовательская проблема – значение Искусства в жизни человека и общества. Для этого необходимо увидеть наличие социальной, культурологической проблемы, изучить, каким образом наследие прошлого повлияло на современное искусство, «перекинуть мостики» между художественными произведениями прошлых эпох и нашим днем, собственной жизнью учеников. Это способствует формированию целостной художественной картины мира. Исследование побуждает учеников размышлять на примерах из исторического прошлого, о роли Искусства в современном обществе, о собственной реализации в Искусстве.
На этом этапе проводится профориентационная работа с учащимися: классные часы, экскурсии на художественные выставки, в учреждения художественного профессионального образования, театр. Организуюся творческие встречи с представителями художественных профессий. Это позволяет расширить понимание профессии, творческой деятельности в ее рамках, узнать об особенностях становления профессиональной карьеры реальных людей, о социально-экономической значимости профессии, о факторах, обусловливающих успешность профессиональной деятельности.
II. Практический этап. Подразумевает выполнение итоговой творческой работы по выбранному учебному предмету. Работа должна соотноситься с исследовательским проектом. Она включает разработку идеи, композиционные поиски, выбор техники исполнения и формы подачи.
Презентация проектов и творческих работ, завершает курс обучения, является формой отчетности выпускников и проверкой полученных знаний, умений и навыков, важным этапом на пути к будущей профессии.
Примеры межпредметных прикладных проектов
«Человек в мире искусства»:
- «Граффити – за и против», «От мелков до Стрит-арта», «Анимэ – высокое искусство или попса?»
В работах рассматриваются вопросы массовой культуры, художественного вкуса, что можно отнести к искусству, а что им не является. Отношение авторов к проблеме современного искусства: кризис искусства? искусство ли это?
1.«Керамика - забытое ремесло?»
Автор пытается ответить на вопросы - является ли это ремесло «умирающим», нужны ли в современном технологичном мире рукотворные вещи? Рассматривается история возникновения керамики, особенности стилей, техник, материалов, связь прошлого и настоящего гончарного ремесла. Практической частью стала творческая работа по керамике. Набор посуды «Фактура» (керамика, глазурь), преподаватель Мамонов Е.Т.
2. «Влияние творчества Ван Гога на современную живопись»
За основу исследования взято одно из ярких направлений искусства – постимпрессионизм. Автор исследовал творчество художника Винсента Ван Гога, выявил особенности художественного стиля, техники, цветового колорита, проследил влияние его на современную живопись. Выводы и полученные знания в ходе проектной деятельности автор проекта применил в практической творческой деятельности при выполнении итоговой выпускной работы по живописи - «Натюрморт в стиле Ван Гога». Несколько учеников взяли за основу стилистику колористического решения Эдгара Дега, манеру пуантилистов.
- «Костюм народа ханты. Красота или утилитарность»
Часто на уроках рисунка и живописи учащимся ставят учебную постановку с атрибутами национального русского или хантыйского быта. Включение национального компонента в учебно-воспитательный процесс вносит значительный вклад в развитие чувства патриотизма у подростков, в воспитание бережного отношения к истории и культуре нашей страны. Выполняя натюрморт по рисунку с предметами из фондов краеведческого музея, автор в своём исследовательском проекте по истории искусства рассматривает специфику хантыйской одежды. В проекте подробно описаны функциональность костюма народа ханты, цветовые предпочтения, значение орнамента и т.д.
- «Профессия архитектор» , «Профессия дизайнер» , «Профессия театральный художник», «Советы для выпускников художественной школы»
В работе ставиться проблема выбора профессии, учебного заведения, конкурентоспособности и успешности на рынке труда. Цель - ориентировать выпускников в сферах профессиональной деятельности и возможностях получения профессионального художественного образования в Сургуте, ХМАО, России. Выпускники зачастую плохо представляют, с каким видом деятельности придется столкнуться в выбранной профессии. Как средство мотивации использовались экскурсии в СХПК и СГПУ, Сургутский драматический театр, на художественные выставки, творческие встречи с практикующими профессионалами - дизайнерами, архитекторами, художниками, выпускниками школы.
Созвучны с темой профориентации следующие исследовательские проекты, затрагивающие вопросы выбора профессии и творчества:
- «Художники Сургута» (о творчестве художников-педагогов Арзамасова В.И., Мамонова Е.Т., Горда Н.Е.). В работе ставиться задача - проанализировать творческий путь, узнать об особенностях стилистики, художественных техниках и материалах, в каких выставках участвуют художники, что их вдохновляет; проследить связь поколений, взаимовлияние творчества художников-педагогов и их учеников, и какие качества они в них воспитывают.
- «Плакат. От Тулуз Лотрека до графического дизайна»
Профессия графического дизайнера сегодня является одной из самых востребованных в художественных специальностях. Художники по рекламе, веб-дизайнеры. Где истоки этих профессий? Эти вопросы рассматриваются автором проекта.
- «Бисер. Традиции и современность»;
- «Готы в искусстве»;
- «Союзмультфильм против Уолта Диснея» и др.
Выполнение проекта даёт более целостное представление о профессиях художественной направленности у учащихся; предоставляет возможность разобраться в своих способностях, профессиональных предпочтениях, спроектировать дальнейшие пути получения образования; расширяет знания о потребностях рынка труда, учреждениях профессионального художественного образования города, округа, России.