Моделирование занятий изобразительным искусством по духовно-нравственному личностному развитию школьников

Илюхина Ульяна Юрьевна

Задачи эстетического воспитания – развитие у детей способности к восприятию прекрасного. Человек живет среди людей и является носителем национальной и социальной культуры общества, а его эстетические взгляды и суждения являются показателями   его духовно-нравственного развития.

 Художественная деятельность - неотъемлемая часть процесса духовного и эстетического воспитания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Моделирование занятий изобразительным искусством по духовно-нравственному личностному развитию школьников»

Илюхина Ульяна Юрьевна

Педагог дополнительного образования

СП ДОД ДЮЦ ГБОУ СОШ с. Красный Яр

Самара, 2015г.

Введение.

     «Воспитательные возможности искусства. В чем они? Искусство запечатлевает в себе дух жизни: высокое искусство – дух окрыленной жизни, низкое – дух жизни пошлой, злобной. Интонация искусства, главное его специфическое свойство, целостно вбирает в себя энергии, действующие в обществе и образующую атмосферу жизни: духовной бодрости или цинизма, великое упование или уныние, любовь либо ожесточение сердца.» (Медушевский В.А. «Духовно – нравственное воспитание средствами искусства»)

   Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном сплочении российского общества. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Формирование личности начинается в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие, и эстетическое воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

  Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительному влиянию общества. Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество –это наши традиционные источники духовности и нравственности.

 Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики и эстетики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательная, образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие -формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

      Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения. В стандарте приведены результаты изучения предметной области «Искусство», они должны отражать формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры.   Цель духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка.

  Одна из актуальных задач эстетического воспитания – развитие у детей способности к восприятию прекрасного. Человек живет среди людей и является носителем национальной и социальной культуры общества, его эстетические взгляды и суждения являются показателями   его духовно-нравственного развития.

 Художественная деятельность как неотъемлемая часть процесса духовного и эстетического воспитания представляет собой совокупность трех видов деятельности:

Восприятие (потребление) искусства;

Эстетические знания (искусствознание);

Художественно-практическая деятельность.

 Практическая деятельность способствует формированию у учащихся эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения. Основной формой работы на занятиях изобразительным искусством является индивидуальная работа воспитанников, наряду с ней я использую и коллективную работу ребят. Организация коллективной деятельности требует от педагога больших усилий, чем индивидуальная.

    Учащимся очень нравится работать коллективно. Дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. дети переживают вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. У кого-то открываются лидерские способности, и, ребята, сами того не замечая, тянутся за этим лидером.

   На занятиях я использую различные виды деятельности - это изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, игры, игровые ситуации, создание творческих проектов.  

  Одним из показателей эффективности современной системы воспитания становится этическое развитие ребенка, которое проявляется существенными изменениями в его духовно-нравственном мире. Это выражается в устойчивости поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности. Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко). Умение детей видеть прекрасное - вот залог эстетического воспитанияКак изображен (какие средства выразительности использовал художник), какое настроение, отношение вызывает изображение (весело, смешно, грустно). Для усиления эффекта на уроке я использую музыкальное оформление, которое помогает ребятам справиться с заданием. В течение всего урока осуществляю индивидуальную помощь, поощряю детей, положительно оцениваю их усилия. Стараюсь развить у детей интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов, побуждаю эмоционально откликаться на контрастные цвета, формы, фактуры; апробировать разные художественные материалы, учу анализировать художественные произведения, уметь сопереживать, видеть прекрасное в обычном и проявлять личностное отношение к результатам собственной деятельности. Это вызывает эмоции у детей. А эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества.

   Подводя итоги работы, я отмечаю, что знакомство детей с разными видами художественно - эстетического воспитания (знакомство с искусством, изобразительной деятельностью), использование разнообразных средств, методов и приемов способствует приобретению детьми умений и навыков передачи впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов, а также способствует духовно – нравственному развитию учащихся. Таким образом, на уроках изобразительного искусства духовно- нравственное развитие обучающихся происходит с помощью средств художественно-эстетического направления.

Список используемой литературы

1 Колякина В. И. «Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства». Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

2. Неменский Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд» – М.: Просвещение, 2010.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

4. Медушевский В.А. «Духовно – нравственное воспитание средствами искусства» – 2009.

Внеурочная деятельность. Занятие по изобразительному искусству.

Тема: Красота родной природы в творчестве русских художников.

 Осенний пейзаж.

Цель занятия: развивать умения проводить словесное и изобразительное описание осенней природы.

Задачи занятия: - ознакомить с творчеством И.И. Левитана, И. И. Бродского, формировать эстетическое отношение к произведениям искусства;        

- учить использовать свойства линейной и воздушной перспективы, обучать навыкам передачи настроения через цвет;

- воспитывать любовь к своей малой родине.

Оборудование: - таблицы: цвет в перспективе, затемнение.

                      - художественные принадлежности для рисования гуашью.

                      -  репродукции картин И.И. Левитана, И.И. Бродского;

                

План занятия.

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы, задач занятия. Словарь терминов.

III. Рассматривание репродукций картин И. И. Левитана «Золотая осень», И.И. Бродского «Опавшие листья». Беседа.

1) Беседа по репродукции картин.

2) Повторение правил по линейной, воздушной, цветовой перспективам.

3Беседа о строении деревьев. 

IV. Практическая работа воспитанников.

Выполнение рисунка легкими карандашными линиями

V. Физкультминутка.

VI. Переход к цветовой разработке.

1) Беседа.

2) Уточнение задач данного этапа.

3) Образец рисования дерева учителем. Приемы работы кистью.

4) Самостоятельная работа учащихся (Звучит тихая музыка для создания эмоционального настроения).

VII. Детальная проработка.

1) Показ слайдов «Трава». Беседа.

2)  Самостоятельная работа учащихся.

VIII. Экспресс – выставка работ воспитанников и педагога.

  1. Самоанализ работ.

2) Анализ работ учащимися.

IX. Оценка работ педагогом.

X. Уборка рабочих мест.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Проверка готовности к занятию.

- Начинаем игру «Не повторюсь». Расскажите, какая осень и почему? (Один ученик отвечает, называет имя следующего ученика, садится. Например, шуршащая (листья падают, шуршат, как бы разговаривают).

II. Сообщение темы, задач занятия. Словарь терминов.

- Вы сейчас сделали словесное описание осени. Рисуя сегодня осенний пейзаж, мы будем учиться создавать образ осенней природы, передавать настроение, свое отношение к увиденному с помощью красок, цвета.

На доске записаны термины:

пейзаж

композиция

русская пейзажная живопись

- Что означают эти слова-термины?

(Пейзаж - жанр изобразительного искусства. Рисунок, картина, на которых изображена природа.

Композиция – сочинение, взаимосвязь элементов произведения, переходящая в какую – либо идею, сюжет.

Русская пейзажная живопись - произведения русских художников-живописцев).

- Что объединяет эти термины?

(Художники – живописцы, рисуя пейзажи, работают над композицией, создают образ своего произведения.)

III. Рассматривание репродукций картин И. И. Левитана «Золотая осень», И.И. Бродского «Опавшие листья». Беседа.

1) Беседа по репродукции картин

 - В русской пейзажной живописи есть произведения, значения которых в истории нашей культуры необычайно велико. (Открываю репродукции

картин.)

- Исаак Ильич Левитан «Золотая осень», Исаак И. Бродский «Опавшие листья». (Читаю: …В рощах желтый листопад,

                           Листья около березы

   Золотым ковром лежат…»

                        Е.Головин

Запах и шум осени!

Пейзажи Левитана чаще, чем произведения других художников, назывались пейзажами настроения.

- Какое настроение навевают эти пейзажи?

(Радостное, как будто парад красок идет.)

- Что вы отметили для себя, рассмотрев эти пейзажи?

(художники любили осень).

- Мне кажется, что я брожу среди этих берез и слышу, как падают листья.

- Ветер, листья, как хозяева, гуляют на даче и др.

2) Повторение правил по линейной, воздушной, цветовой перспективам.

 - Для нашего задания важно уметь использовать знания по линейной, воздушной, цветовой перспективе.

- Кто напомнит эти правила? (Ученики объясняют, опираясь на репродукции картин.)

Линейная перспектива: чем предметы дальше, тем они изображаются меньше.

Воздушная перспектива: на переднем плане четко просматриваются все элементы предмета. На дальнем плане детали не просматриваются.

Цветовая перспектива: на переднем плане цвета яркие, насыщенные, чем дальше от нас, тем они бледнее.

3) Беседа о строении деревьев 

- Какую роль в пейзажах играют образы деревьев?

(Одну из главных. В окружающей природе большое разнообразие деревьев, художники на картинах рисуют деревья.)

-Что различного в строении дерева и кустарника?

(У дерева четко просматривается ствол, у кустарников несколько побегов с ветками)

Что у дерева выше: крона, верхние ветви или макушка ствола? (Крона и ветви)

- Обратите на особенности форм частей дерева.

(Показ слайдов)

-береза - ветви певучие, нежные, нужно рисовать плавными тонкими линиями;

- дуб – ветви мощные, загадочные, будем рисовать толстыми линиями, начиная от ствола;

- рябина – ветка величественная, пышная, много мелких веточек и др.;

IV. Практическая работа воспитанников.

- А теперь, мои юные художники, за работу. Вы дома работали над композицией пейзажа. Выполните рисунок легкими карандашными линиями.

(Учитель подходит к учащимся, дает рекомендации)

V. Физкультминутка

1) Упражнение на осанку;

2) Упражнение для рук; подняли вверх, покачали, с пальчиков сбросили листья;

3) Посмотрите в окно вдаль, гимнастика для глаз:

- Что вы видите?

VI. Переход к цветовой разработке.

  1. Беседа

- Ребята, давайте еще раз всмотримся в пейзаж Левитана.

Осенняя пылающая листва на фоне холодного голубого неба.

- Сравните желтый цвет переднего, среднего и дальнего плана.

(На переднем плане - сочная, яркая желтизна;

на среднем – как грязно-желтая;

на дальнем – как желтая дымка)

- Сравните цвета на другом пейзаже (больше красного, коричневого цвета).

2) Уточнение задачи данного этапа

- Основная задача при выполнении ваших рисунков -  передача различных состояний природы.

- От чего это зависит? (от времени суток, условий погоды, освещения…)

Слайд.  Сравнение цвета на фотографиях нашей местности

- Добавляя черную, серую, белую краски, вы сможете создать более гармоничное сочетание красок. Как получать дополнительные цвета вы знаете, во время работы обращайтесь к таблицам.

3) Образец рисования дерева учителем. Приемы работы кистью.

- Нажим кисточки ослабевает к макушке ствола, тонкие ветки рисуем концом кисточки и т.д.

4) Самостоятельная работа учащихся. (Звучит тихая музыка для создания эмоционального настроения)

VII. Детальная проработка пейзажа.

1) Показ слайдов «Трава»

- Трава не может быть такого же желтого или зеленого цвета, как листья на деревьях.

В солнечную погоду опавшие листья яркие, в холодную, дождливую – сырые, темные.

2)  Самостоятельная работа учащихся

- Вспомните наши экскурсии, какой цвет ствола у березки, дуба и других деревьев на солнце, в тени.

- Проверьте, ствол дерева объемный? Приглушите теневую сторону.

VIII. Экспресс – выставка работ воспитанников и педагога.

- Кто желает показать свой пейзаж на выставке?

- Какой образ осени вы создали? Какое настроение вы хотели показать красками? (Дети по – очереди вывешивают свои рисунки, коротко рассказывают)

Все встают, рассматривают работы.

- Чьи рисунки особенно выразительно передают художественный образ осени?

IX. Оценка работ педагогом.

Спасибо ребятам за выставку (звучат аплодисменты).

Старайтесь видеть в окружающей нас природе удивительную красоту, и вы добрее станете к ней.

X. Уборка рабочих мест.