Статья "Уроки ОРКСЭ - путь в будущее ребенка"
В статье представлен опыт работы учителя ИЗО с одаренным учеником, изучающим самостоятельно иконопись.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
новоорловский ученик | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Уроки ОРКСЭ –путь в будущее ребенка»
Спиричева С.Н.,
учитель ИЗО МХК ОРКСЭ высшей категории
культуролог
Новоорловская СОШ Агинский район
Забайкальский край
Причиной написания статьи на такую тему был положительный опыт преподавания дисциплины ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики) в нашей школе на примере ученика 7 класса Третьяка Даниила. Он смог развить свое творчество в области изобразительного искусства через эмоциональное проживание на этих уроках.
Современная школа полна инноваций в своем содержании. Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» [Минобрнауки РФ прим.обр.прогр. протокол засед. №15].
Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования. Для этого был разработан курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) [Концепция духовно-нравственного развития и восп. личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009].
Учебный курс ОРКСЭ становится обязательным во всех общеобразовательных учреждениях и рассчитан на преподавание в 4 и 5 классах [Приказ Минобрнауки России от 1 февраля 2012 г. №74].
Имея диплом учителя ИЗО, МХК, культуролога, мне доверили преподавание в 4 и 5 классах этого курса. За методическую основу был взят учебно-методический комплект А.В.Кураева (М., Просвещение, 2012). Такие уроки требовали особой подготовки – ведь нужно было прикоснуться к тому сокровенному, что есть у каждого человека; дать детям знания на доступном для них уровне; корректное преподавание (Агинский район, буддизм); система творческих заданий на уроке; организация экскурсий в религиозные учреждения Агинского района. Каждый урок проходил на высоком эмоциональном уровне. Детям нравился этот предмет, он способствовал духовно-нравственному развитию и детскому творчеству.
Интерес к предмету стал проявлять мальчик 5 класса Третьяк Даниил, он стал приносить рисунки с образами православных святых. Рисунки были очень интересны, усердие мальчика было достойно похвалы. Ребенок нуждался в знаниях по живописи, поэтому начались занятия по светотени.
В течение 5-6-7 классов интерес к иконописи окреп, оформился в образ его жизни. Сам Даниил очень изменился: он принял крещение, стал спокойным, умиротворенным, все свободное время проводит за рисованием. Более того, он стал часто бывать в Новоорловском православном приходе имени архистратига Михаила и помогать во время служб настоятелю Новоорловского православного прихода батюшке Михаилу, который высоко оценил его рисунки.
В школе учителем ИЗО были организованы и проведены две персональные выставки Даниила. На районном праздновании Святой Пасхи в 2014 г. рисунки Даниила были показаны общественности района. Главой Администрации п. Новоорловск Даниил с семьей был чествован на заседании Совета депутатов п. Новоорловский. Ему вручили почетную грамоту за творчество и трансляцию православной культуры. Семье вручили благодарственное письмо за воспитание, поддержку и содействие творчеству сына и внука. Учащиеся нашей школы с уважением отнеслись к творчеству Даниила. Многие дети не представляли, что лики святых может рисовать ребенок.
Каков же он, мир святых образов Даниила? Перед рисованием того или иного лика, запомнившимся с уроков, он читал строки из Детской Библии. И вправду, как настоящий иконописец, приступая к рисованию ликов, Даниил читал молитву и крестился. Героем его детских грез стал Александр Невский. Готовясь к Всероссийскому историческому конкурсу «Лента времени», он много читал про него как о полководце и христианском православном святом. «Я хочу быть похожим на него» - однажды сказал он. И Невский на его рисунке таким и стал - одухотворенным святым, но с преклоненным мечом в руках.
Вначале рисунки его не были лишены наивности, непосредственны. Он сам делал выбор, кого хочет рисовать. Как многие дети, он использовал контурное рисование: так для него рисунки казались более выразительными. Участвуя в конкурсах, он стал понимать, что ему не хватает знаний по иконописи. У Даниила появились наставники: учитель ИЗО МХК Новоорловской школы, батюшка Михаил Новоорловского православного прихода и матушка-игуменья Атамановского женского Всесвятского монастыря. Начались занятия по иконописи.
Каков же он, мир святых образов Даниила? Лики в рисунках Даниила полны сдержанного величия. Таков Спас, Николай Чудотворец, Святой Илия и другие. Наибольшее внимание привлекает изображение Девы Марии: красива, спокойна, полна сдержанных чувств. Лицо полно оттенков, алый плащ прямыми складками свисает вниз. Ребенок на ее руках также исполнен величия и спокойствия. Для Всероссийского конкурса рисунков «Мой Пушкин» Даниил нарисовал поэта в жанре «парсуна», снискав много поклонников своей работой, став лауреатом.
Знаковой в своем творчестве мальчик считает рисунок «Спас Нерукотворный», нарисованный к конкурсу рисунков «Красота Божьего мира», организованной Читинской Епархией в рамках V Рождественских Чтений. Работая над ним, он просил благословения у батюшки, читал специальную молитву перед написанием рисунка. Если проследить его стремление к изображению православных святых, в «Спасе» он продвинулся, рисунок становится качественнее.
Хочется сказать, что Даниил, занимаясь изучением православия, духовно вырос за последний год. Это видно по его поведению, отношению к школе, людям. Он стал лучше учиться. Из его уст никогда не слышно неуважения к кому-либо. По данным психолога, у ребенка пропала тревожность, которая была всегда высокой (по отношению к школе). Классный руководитель Даниила отмечает, что из замкнутого ребенка он стал более контактным. Мальчик читает книги по иконописи, изучает каноны, часто обращается с вопросами к наставникам. Более того, он не желает рисовать что либо другое. После окончания средней школы желает продолжить иконописное образование, жить при монастыре.
В условиях маленького рабочего поселка преподавание предмета ОРКСЭ - ниточка, через которую можно детей приобщать к православной культуре. Если не школа, то кто? Контингент населения нашего рабочего поселка не оставляет надежды на домашнее духовное воспитание своих детей. В православный приход имени Святителя Михаила нашего поселка обращаются куда не все его жители. Дети предоставлены сами себе, в школе слышны сквернословие, брань, неуважение к учителю, детям, старшим. Наблюдения учителей школы и психолога показывают, что такой школьный предмет как ОРКСЭ необходим школьникам на всех ступенях общего среднего образования.
Необходима трансляция православной культуры в большей мере. Ведь ценности, заложенные ребенку в малом возрасте, сохраняются на всю жизнь.
Список документов
[]
1. Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.cap.ru
2. Концепция комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на ступенях начального, основного, среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravobraz.ru/
3. Приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный компонент стандартов» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://nsportal.ru/
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. N 69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: ГАРАНТ.РУ: